Методическая копилка

Ахмедова Луиза Вахаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов «Использование технологии наглядного моделирования в обучении грамоте»28.96 КБ
Файл Презентация «Использование технологии наглядного моделирования в обучении грамоте»1.42 МБ
Office presentation icon Консультация для педагогов "Эффективные формы работы с семьей".753.5 КБ
Файл Консультация для педагогов "Краеведение в дошкольном возрасте"26.34 КБ
Файл Консультация для педагогов "Обучение грамоте дошкольников в ДОУ с учетом ФОП"715.13 КБ
Файл Презентация "Краеведение в дошкольном возрасте"2.37 МБ
Package icon Консультация для воспитателей:"Коллаж:первые шаги к творчеству".1011.94 КБ
Файл Консультация для воспитателей:"Методика ознакомления детей разных возрастных групп с элементами географии, природы, трудом людей33.7 КБ
Файл План работы с коллегами на 2023-2024 гг19.78 КБ
Файл Консульт«Создание предметно – развивающей среды в группах по нравственно –патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»26.97 КБ
PDF icon Методическая панорама № 2024/1 (32) Май1.68 МБ
Файл Статья "Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях современной дошкольной организации".18.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование технологии  наглядного моделирования  в обучении грамоте»

(слайд 1) Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

 (слайд 2) Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использование.
Модель –
упрощённое представление реального устройства и/или протекающих в нём процессов, явлений

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста 

Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (речевого

(слайд 3) При подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования       позволит решить следующие задачи:

  • познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью;
  • образно представить структуру слова;
  • научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,
  • определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
  • определять последовательность звуков в слове;
  • определять количество звуков в слове;
  • изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
  • сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
  • научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

 - отработать навык слогового чтения

(слайд 4) Процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте строится последовательно, поэтому в ходе работы на каждом возрастном этапе решаются следующие задачи:

Средний возраст

  • знакомство детей с моделями (определение сенсорных эталонов);

–подготовка        артикуляционного        аппарата        к        постановке        искаженно произносимых звуков, используя картинки-символы;

  • знакомство с понятием “слово”, обучение детей замене слова моделью;

–знакомство детей с протяженностью слов (длинные и короткие) и использование заместителей;

  • обучение детей интонационно выделять звук в слове; называть слова с заданным звуком, выделять и определять первый и последний звуки в слове и соотносить со схемой;
  • обучение выкладыванию слоговых схем с помощью фишек.

(слайд 5) Старший возраст

  • продолжение работы по исправлению искаженно произносимых звуков;
  • продолжение обучения детей выделять звуки в слове, т. е. находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой на перфокарте;
  • обучение изображению гласных и согласных звуков с помощью зрительных символов, различению гласных и согласных, твердых и мягких согласных звуков;
  • обучение умению вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные, используя перфокарты;
  • обучение        проведению        звукового        анализа        и        синтеза        слогов        и        одно- двусложных слов, используя        фишки;
  • обучение определению количества слогов в слове и соотнесение слова со слоговой схемой;
  • обучение графическому изображению предложений, используя слова- модели.

(слайд 6) Подготовительный возраст

  • завершение работы по постановке искаженно произносимых звуков, их автоматизацию в речи;
  • формирование навыка слогового чтения, обучение чтению на материале всего алфавита;

обучение подбору слов к заданной звуковой модели (3, 4, 5-ти звуковой);

–обучение детей отгадыванию заданных слов, представленных моделью из разноцветных фишек, то есть подбирать слово к схеме;

–обучение работе со смешанными моделями слов, свободно оперировать звуковыми, графическими моделями слов и предложений;

–закрепление умения членить предложения на слова, обучение составлению предложений из букв разрезной азбуки, предложений по предложенной схеме.

(слайд 7 )В настоящее время, как известно, в детских садах и школах используются три цвета для обозначения звуков: красный цвет – гласные звуки, синий – твёрдые согласные, зелёный – мягкие согласные звуки.

     Шесть гласных звуков – шесть девочек. Красный цвет платья соответствует обозначению, колокольчик – звонкости звука, положение губ – схематичной артикуляции.

     Для обозначения согласных звуков вместе со зрительными цветными эффективно использовать зрительные  картинные символы, которые для лучшего запоминания обыгрываются пальчиковым упражнением, т. е. жестовым символом, подходящим по смыслу. Для закрепления понятий «твёрдый / мягкий согласный звук» - подключаются тактильные ощущения  в виде деревянного (твёрдого) кубика синего цвета и поролонового (мягкого) «кубика» зелёного цвета или символа спички и ватки.

(слайд 8 )Для определения позиции данного звука в слове по отношению к его началу, середине или концу широко используется игра «Домики». Эту игру  можно дополнить  серией игр с аналогичным заданием.  Это позволит разнообразить однотипное игровое задание, а, значит, и сохранить интерес к нему. Это такие игры как:  «Светофоры» («В начале слова звук у нас – у светофора красный глаз» и т.п.),  «Гусеница» (ребёнок в игре ориентируется на голову, животик и хвост гусеницы), «Пуговица» (вначале игры дети определяют, пуговица какого цвета им нужна),  

(слайд 9) «Подарки Змею Горынычу» (первой голове дарятся предметы с данным звуком в начале, второй – в середине, третьей – в конце слова), лото «Гласные звуки»,

(слайд 10) игра «Синички»  («носик» - начало слова, «туловище» - середина слова, «хвостик» - конец слова).

(слайд 11) Для упражнения в звуковом анализе слогов и слов применяются следующие  пособия и игры: «Собери бусы» (целью этой игры также является развитие мелкой моторики),«Подбери схему к слову»,

(слайд 12) «Картинки - в корзинки» (цель этой игры: учить дифференцировать согласный звук по мягкости и твёрдости). Аналогичная цель и у игры «Старички-звуковички».

(слайд 13) Для определения количества слогов в слове  применяется ряд игр: «Кораблики» (дети ориентируются на количество труб каждого кораблика: сколько труб – столько и слогов), «Букет» (на вазах слоговая схема слова), «Строители» (на базе игры «Строители» дети учатся не только строить дом из того количества кирпичей, которое соответствует количеству слогов, но и определять ударный слог с помощью стилизованного молоточка).

(слайд 14) игра  «За покупками». Насекомым, чтобы пойти за покупками, надо надеть сапожки. Дети определяют количество слогов в названии насекомого (например, му-ра-вей  - 3 слога)  и «обувают» их в соответствующее количество сапожек (т.е. в три). Насекомые покупают тот товар, в названии которого было бы столько же слогов.

(слайд 15) Продуктивным  является использование наглядных моделей при формировании у детей конструирования  предложений различных типов. На первом этапе работы возможно обучение детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели. Затем целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения.   При этом , используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (например, стрелка или «ножки» вместо глагола, волнистая линия или цветной прямоугольник вместо прилагательного, «кубик» вместо предлога).

 (Слайд 16) Пособие «Кто какую пользу приносит»

  Цель: учить составлять простое распространённое предложение с прямым дополнением по заданной схеме.

(слайд 17 ) Игра « Живые слова»

Цель: упражнять детей в составлении предложения по структурной схеме.

Каждый ребёнок изображает слово. «медвежонок»;  «любит».  «Мёд» Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок)

Оборудование: прямоугольники-слова с прорезями для лиц детей.

(слайд 18) Постепенно модели предложений усложняются, вводятся схематические изображения простых  (В, НА, ПОД, ЗА) и сложных предлогов (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ).

     На подгрупповой непосредственно образовательной деятельности  применяется лото «Предлоги». Эта игра помогает запомнить схемы предлогов и упражнять в употреблении их в речи.

     Для закрепления материала используются индивидуальные карточки по которым ребёнок сначала учится моделировать словосочетание (например, «грибы под ёлкой»), а потом и разнообразные по составу предложения («Грибы растут под ёлкой. Маленькие грибы прячутся под ёлкой. Маша нашла грибы под ёлкой»).

(слайд 19) Следовательно, метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте как детей дошкольного возраста с нарушениями речи,  так и детей массовых групп дошкольных учреждений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии наглядного моделирования в обучении грамоте Ахмедова Л.В.

Слайд 2

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирование - это процесс создания моделей и их использование. Модель – упрощённое представление реального устройства и/или протекающих в нём процессов, явлений.

Слайд 3

Дидактические задачи этапов развития навыков наглядного моделирования познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью; образно представить структуру слова; научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, определять место звука в слове (в начале, середине, конце); определять последовательность звуков в слове; определять количество звуков в слове; изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные; сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели; научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме; отработать навык слогового чтения.

Слайд 4

Средняя группа знакомство детей с моделями (определение сенсорных эталонов); подготовка артикуляционного аппарата к постановке искаженно произносимых звуков, используя картинки-символы; знакомство с понятием “слово”, обучение детей замене слова моделью; знакомство детей с протяженностью слов (длинные и короткие) и использование заместителей; обучение детей интонационно выделять звук в слове; называть слова с заданным звуком, выделять и определять первый и последний звуки в слове и соотносить со схемой; обучение выкладыванию слоговых схем с помощью фишек

Слайд 5

Старшая группа продолжение работы по исправлению искаженно произносимых звуков; продолжение обучения детей выделять звуки в слове, т. е. находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой на перфокарте; обучение изображению гласных и согласных звуков с помощью зрительных символов, различению гласных и согласных, твердых и мягких согласных звуков; обучение умению вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные, используя перфокарты; обучение проведению звукового анализа и синтеза слогов и одно- двусложных слов, используя фишки; обучение определению количества слогов в слове и соотнесение слова со слоговой схемой; обучение графическому изображению предложений, используя слова- модели.

Слайд 6

Подготовительная группа завершение работы по постановке искаженно произносимых звуков, их автоматизацию в речи; формирование навыка слогового чтения, обучение чтению на материале всего алфавита; обучение подбору слов к заданной звуковой модели (3, 4, 5-ти звуковой); –обучение детей отгадыванию заданных слов, представленных моделью из разноцветных фишек, то есть подбирать слово к схеме; –обучение работе со смешанными моделями слов, свободно оперировать звуковыми, графическими моделями слов и предложений; –закрепление умения членить предложения на слова, обучение составлению предложений из букв разрезной азбуки, предложений по предложенной схеме.

Слайд 7

символы гласных звуков символы твёрдости и мягкости согласных звуков символы согласных звуков

Слайд 8

«Домики», «Светофоры» «Гусеница» «Пуговица»

Слайд 9

«Подарки Змею Горынычу» лото «Гласные звуки» «Подарки Змею Горынычу»

Слайд 10

«Синички»

Слайд 11

«Собери бусы» «Подбери схему к слову»

Слайд 12

«Картинки в корзинки» «Старички-звуковички»

Слайд 13

« Кораблики » « Строители » « Букет »

Слайд 14

« За покупками »

Слайд 15

конструирование модели предложения

Слайд 16

«Кто какую пользу приносит?»

Слайд 17

« Живые слова »

Слайд 18

схематические изображения предлогов лото «Предлоги» Карточки для составления словосочетаний и предложений

Слайд 19

«Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому». М.Монтень, французский философ XVI века

Слайд 20

спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные формы работы с семьей. Подготовила : Ахмедова Л.В..

Слайд 2

“ сотрудничество” “взаимодействие”. Сотрудничество – это “общение на “равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.

Слайд 3

Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей

Слайд 4

Как работать с родителями ? Традиционные формы ( родительские собрания, конференции, уголки для родителей, праздники, консультации ) Нетрадиционные формы ( дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, семейные конкурсы, выставки работ, выпуск газет, сайт ДОУ, экскурсии, оформление групп, благоустройство д/сада, соревнования)

Слайд 5

Интерактивные формы взаимодействия с семьей «интерактив» от англ. «interact», где «inter»- это взаимный, «act» - действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Слайд 6

задачи, которые позволяет решать данная форма взаимодействия: интерактивные формы организации ставят родителей в активную позицию. повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогами и другими специалистами. Интерактивная форма взаимодействия предполагает не только обмен информацией между сторонами, но и практическое сотрудничество, установление личных контактов между всеми субъектами взаимодействия.

Слайд 7

Интерактивные формы взаимодействия с семьей Семейные клубы. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями . «Клуб заботливых родителей», «Клуб любителей музыки», «Клуб ценителей искусства», «Гармония», «Здоровячок».

Слайд 8

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры. • круглый стол • симпозиум • дебаты

Слайд 9

Тематические акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми.

Слайд 10

Родительская почта Телефон доверия Семинары-практикумы для родителей (библиотека игр) Вечера вопросов и ответов(Гостиная) Семейные педагогические проекты («Вечер у рояля», «Здоровые дети в здоровой семье», «Ярмарка педагогических идей» )

Слайд 11

Дистанционный родительский клуб инновационная форма сотрудничества, целью которой является активизация сотрудничества педагогов детского сада и родителей дошкольников с использованием компьютерных технологий (сайт ДОУ, группы и объединения в соц.сетях)

Слайд 12

Коллективные интеллектуальные игры Взаимодействие игроков и зрителей, взрослых и детей. Интерактивный практикум Интерактивные элементы Используются в разных мероприятиях с разными целями «Рука помощи», «Новоселье», «Ресурсный круг»



Предварительный просмотр:

«Краеведение в дошкольном возрасте»

Что же такое краеведение? 

Краеведение – этосовокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.

Знакомя детей с родным краем необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.  Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края  в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.

         Задачи краеведения:

1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:

- Историческое краеведение

- Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.).

- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)

- Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок,  туристических походов).

- Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)

- Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)

- Семейное краеведение.

Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны:

Это совместная непосредственно организованная образовательная деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания;

Беседы, которые  используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

Экскурсии,  обеспечивающие  знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного села.

Праздники, развлечения - на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.

Прогулки, путешествия, походы- эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир.

Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о  малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе.

Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды, так называемых  - центров краеведения,  где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае. Работа в центре краеведения  развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор,способствует нравственномустановлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному  селу, краю, стране.

Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к  воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых вариантов работы по краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, например таких, как виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционнымиэкскурсиями: Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провестиэкскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места села, родного краяне покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.

В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей. В рамках патриотического воспитания мини-музей - необходимая часть развивающей среды. Назначение создаваемых мини-музеев  краеведческого содержания в ДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Работа с мини-музеем способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.

Создание в группе мини-музея имеет большое значение для сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.  Гармонично и правильно организованные коллективом ДОУ, родителями и детьми, мини-музеи не только становятся предметом гордости дошкольного учреждения, но и приносят ощутимые результаты в области воспитания и образования детей, способствуют расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности.

Для формирования познавательной активности дошкольников в краеведческой деятельности интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Собирание и классификация различных предметов, расширяет кругозор детей, а так же развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования у детей накапливаются знания, затем информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Коллекционирование развивает все психические процессы: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческойдеятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.  

Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.

Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.

Свое выступление хочу закончить словами М. Салтыков-Щедрин,

Перенесите меня в Швейцарию, в Индию, в Бразилию, окружите какою хотите природой, накиньте на эту природу какое угодно прозрачное и синее небо, и я всё-таки везде найду милые мне серенькие тоны моей родины, потому что я всюду и всегда ношу их в моём сердце, потому что душа моя хранит их как лучшее своё достояние.

  

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение грамоте дошкольников в ДОУ с учетом ФОП Подготовила : Ахмедова Л.В.

Слайд 2

Речевое развитие предусматривает: владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения; формирование правильного звукопроизношения; развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса; развитие грамматически правильной речи развитие диалогической и монологической речи; развитие интереса к фольклору и художественной литературе, развитие навыков слушания и понимания произведений различных жанров, развитие образности речи и словесного творчества; формирование предпосылок к обучению грамоте.

Слайд 3

Исходя из этого определения, считается правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте». Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

Слайд 4

Главная цель – формирование умения у ребенка ориентироваться в звуковой системе русского языка, знакомство с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звуков (фонем)

Слайд 5

З адачи: Развивать фонематический слух детей. Учить проводить звуковой анализ слов разной звуковой конструкции, дифференцировать гласные и согласные звуки. Формировать представление о предложении. Учить овладевать навыками моделирования слов и предложений. Знакомить со всеми буквами русского алфавита. Научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; Знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

Слайд 6

Задачи по обучению грамоте во второй младшей группе (3-4 г) формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

Слайд 7

Задачи по обучению грамоте в средней группе (4-5 л) продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно

Слайд 8

Задачи по обучению грамоте в старшей группе (5-6 л) формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.

Слайд 9

Задачи по обучению грамоте в подготовительной группе (6-7 л) упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; учить детей чтению слогов , слов, простых предложений из 2-3 слов, выкладывать слова из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава.

Слайд 10

Обучение грамоте – ответственный период в жизни ребёнка. И то , насколько благополучно он будет проходить , во многом зависит от нас- взрослых , от нашего терпения, доброжелательности . Пусть ребёнок чувствует свой успех от выполнения каждого задания .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Краеведение в дошкольном возрасте» Ахмедова Л.В. . Муниципальное Автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Берёзка».

Слайд 2

Родная сторона

Слайд 3

Что такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.

Слайд 4

Цель краеведческой работы. Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны

Слайд 5

Задачи краеведения: 1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет. 2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой. 3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира. 4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их. 5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам. 6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

Слайд 6

Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений: - Историческое краеведение. - Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.). - Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.) - Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок, туристических походов). - Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея). - Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий). - Семейное краеведение.

Слайд 7

Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны: Непосредственно организованная образовательная деятельность. Беседы Экскурсии Праздники, развлечения Прогулки, путешествия, походы. Значимым в работе методом является метод проектов краеведческие игры.

Слайд 8

Центр краеведения , где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае.

Слайд 9

Виртуальные экскурсии в краеведении

Слайд 10

Мини-музей - необходимая часть развивающей среды .

Слайд 11

Коллекционирование в краеведении

Слайд 12

Владимир Фельдман картина «Родина»

Слайд 13

Спасибо за Внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Берёзка»

Консультация на тему:

«Методика ознакомления детей разных возрастных групп

с элементами географии, природы, трудом людей,

творчеством народным родной страны».

Подготовили:

Ахмедова Л.В.

Климина А.А.

г. Когалым

2017год.

Консультация на тему:

«Методика ознакомления детей разных возрастных групп с элементами географии, природы, трудом людей, творчеством народным родной страны».

  • Первые представления дошкольников о родном крае.
  • Родная природа.
  • О труде людей.
  • О народном творчестве.

Первые представления дошкольников о родном крае.

Первые представления о родном крае, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о разнообразии природы той местности, того края, где он живет.

Знания о родной стране дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом:

- занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);

- занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры);

- занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).

Младшая группа.

Круг интересов детей уже выходит за пределы родного дома и детского сада. С родителями дети гуляют по улицам города, принимают участие в праздниках, с удовольствием знакомятся с работой родителей. Так начинает формироваться их интерес к социальной жизни; задача воспитателя – углубить и развить его.  Целевые прогулки.

Средняя группа.

В основе методики ознакомления с родными местами детей пятого года жизни лежит умение педагога проводить наблюдения, опираясь на впечатления, получаемые детьми. Постепенно дети убеждаются в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому.

Проводя наблюдение или целевую прогулку, педагог должен одновременно заботиться о нравственном, умственном, эстетическом воспитании детей.  (Улицы родного города, достопримечательности города…)

Старшая группа.

Пятилетние дети уже  значительно больше знают о своем родном городе или селе. Они запоминают главные улицы, уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях.

Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, которые строят рядом с садиком, благоустройство города, села.

Круг интересов и представлений детей воспитатель не должен ограничивать только близким географическим окружением. В соответствии с программой детям старшей группы дают довольно широкие знания о родной стране.

С пятилетними детьми воспитатель продолжает тему: “Город - село”. Чтобы облегчить им процесс овладения этими знаниями, целесообразно использовать игры – занятия с макетами.

Пятилетние дети должны усвоить не только понятия “село” и “город”, но также новые для них понятия “столица”, “страна”; они уже должны знать, что больше – село или город, город или страна. (Строительные игры, конструирование из бумаги).

          В данном возрасте начинается знакомство со столицей нашей Родины. Основная цель - вызвать у детей интерес к самому большому и прекрасному городу нашей страны; подвести их к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать чувство восхищения и гордости красотой Москвы.

Подготовительная группа.

Знакомя детей с той местностью, где живут дети, с их родным краем, педагог уже в гораздо большей степени обращает их внимание на исторические памятники и достопримечательности, находящиеся в родном городе. Воспитатель рассказывает, почему поставлен тот или иной памятник, какому событию или человека он посвящен. Очень важно, чтобы дети знали, чем знаменит их родной край, кто из великих людей здесь жил, какие подвиги, военные и трудовые, совершены на этой земле.

Дети подготовительной группы должны уже достаточно хорошо уяснить для себя понятия “село”, “город”, “страна”.

Занятий посвященных нашей Родине, должно быть несколько: “Москва – столица России”, “Москва – самый красивый город нашей Родины” и т.д. Безусловно, проводя все эти занятия, воспитатель использует большой иллюстративный материал: картины, фотографии, иллюстрации к книгам, слайды, видео.

Большую помощь в проведении этих занятий оказывает художественная литература. Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений воспитатель планирует изобразительную деятельность детей (рисование и аппликация).

Более глубоким становятся и представления детей о климатических и природных зонах России.

Дети подготовительной группы интересуются событиями, которые происходят не только в родном городе, но и во всей стране, обсуждают некоторые из них со сверстниками, задают взрослым многочисленные вопросы. Такими интересующими детей событиями являются космические полеты. Многие ребята под руководством взрослых в семье собирают фотографии космонавтов, марки и значки и т.д. Занятия будут интересны детям, если готовясь к ним, педагог сам познакомится с книгами о космонавтах, прочтет воспоминания о Ю.А. Гагарине, о его жизни и работе. В групповой библиотечке должно быть несколько книг о героях космоса, а также альбомы, сделанные руками ребят, детские рисунки на “космические” темы.

В подготовительной к школе группе углубляются знания детей о великих писателях, художниках, композиторах. 

Родная природа.

         Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе.  В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;

- воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны;

- формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе.

Знакомя дошкольников с природой, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями.

 

Младшая группа.

С детьми 3-4 лет проводят целевые прогулки. Они кратковременны и эпизодичны, но разнообразны по тематике: особенности погоды, наблюдения за растениями, животными. Прогулки сопровождаются играми, забавами (побегаем по шуршащим листьям, соберем шишки – сделаем веселых человечков и т.д.).  В данном возрасте происходит знакомство с правилами бережного отношения к природе: растения нужно поливать, животных кормить. (Трудовые поручения).

Постепенно содержание труда в природе усложняется: посадка семян (наблюдение за результатом труда).

Средняя группа.

Знакомство дошкольников этого возраста с природой происходит на экскурсиях и прогулках, во время НОД и бесед.

На каждом этапе экскурсии или прогулки решается одна из поставленных задач:

- расширить и уточнить знания;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- пробуждать эстетические чувства.

(Экскурсии в лес, на реку; рассматривание картин, иллюстраций в книгах, чтение произведений о природе; рассказ воспитателя о животных данной местности).

Конкретизируются правила бережного отношения к природе:

- не следует рвать цветы;

- нельзя трогать муравейники и гнезда.

В среднем возрасте значительное место отводится наблюдениям  за трудом взрослых в природе (труд дворника, знакомство с сельскохозяйственными профессиями). (Наблюдения, беседы, просмотр видеороликов и т.д.).

Старшая группа.

Перед педагогом стоят следующие задачи:

- развивать у детей любовь к природе;

- выражать чувство в делах, в образном слове, в рисунке;

-воспитывать отрицательное отношение к бессмысленному уничтожению живой природы, понимание недопустимости жестокого обращения с животными.

В старшем возрасте по-прежнему основными методами ознакомления детей с природой являются методы непосредственного общения с ней: прогулки, экскурсии, наблюдения.

В старшей группе педагог проводит беседы о труде людей по преобразованию природы. Во второй половине года можно проводить беседы об охране природы, о создании заповедников.

Труд в природе становится более разнообразным, систематическим, инициативным и несет определенную физическую нагрузку. (Коллективный труд).

Подготовительная группа.

У детей седьмого года жизни возрастает интерес к природе родного края, к разнообразию флоры и фауны всей нашей страны. Воспитатель обязан продемонстрировать детям экологические особенности таких природных зон, как  луг, поле, лес, пригорок, степь, познакомить с трудом человека в природе (полевые работы, теплицы и т.д.).

Представления детей о бережном отношении к природе могут быть сформированы в процессе раскрытия новой воспитательно-образовательной темы «Охрана природы». Следует углублять представление детей о назначении заповедников, об охране редких животных.

(Создание альбомов «Родная природа», чтение пейзажной лирики).

Передать свое отношение к природе ребенок может в творческом рассказе, описательном рассказе-этюде, маленьком сочинении о природе: «Лес осенью», «Гуси летят»… . Организации выставок (поделки из шишек, веток ит.д.).

Завершающим этапом работы по ознакомлению детей с родной природой и воспитанию любви к ней являются праздники и развлечения «Времена года», «Родная природа» и т.д.

О труде людей.

С малых лет следует воспитывать положительное отношение к труду и трудящемуся человеку, на конкретных примерах показывать детям общественную значимость труда взрослых.

Младшая группа.

Первые представления о труде взрослых дети трех лет получают, наблюдая, как  работает мама, бабушка, воспитатель, няня в детском саду, медицинская сестра, повар, шофер. Педагог,  организуя и направляя эти наблюдения, обращая внимание детей на содержание и характер труда, рассказывает о том, какую пользу они приносят людям.

Заботу няни дети чувствуют постоянно: она помогает им раздеваться, одеваться, кормит, моет посуду, окна, пол. Но малыши могут не замечать этого, если специально не обратить их внимания.

Воспитатель должен использовать различные ситуации из повседневной жизни, чтобы раскрыть детям характер и содержание труда няни.

(Как чисто – кто убрал? Как аккуратно застелила кровати Эльмира Сулеймановна, скажем ей спасибо!) Важно, чтобы малыши поняли основной смысл этого вида труда – забота о детях.

Аналогично проводятся наблюдения за работой медицинской сестры. (Сюжеты для сюжетно-ролевой игры).

Труднее детям понять общественную значимость труда шофера. Воспитатель организует наблюдения во время прогулки за машиной с продуктами. Воспитатель помогает организовать творческую игру в шоферов.  Игра-занятие со строительным материалом (Дети строят детский сад, на машинах привозят продукты, воспитатель берет на себя роль повара, который готовит вкусный обед). Так в процессе игры-занятия уточняются и обогащаются представления детей о взаимосвязи людей в труде, о пользе, которую они приносят своей работой.

 Чтение художественной литературы,  драматизация рассказов (Дора Габе «Работа»), сюжетно-ролевая игра.

Уже с младшей группы нужно воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, вещам, книгам – ко всему тому, что создано руками человека. (Одежда для кукол, сшитая руками мам и бабушек).

Индивидуальные беседы о труде родителей.

Средняя группа.

В средней группе обогащаются и расширяются представления детей о работе сотрудников детского сада. Кроме того, разрабатываются такие темы: «Как трудятся наши мамы и папы», «О труде людей транспортных профессий».

Экскурсии, занятия, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Музыкальное занятие в детском саду».

Уточнение представлений о труде взрослых непременно должно сочетаться с воспитанием у детей желания помогать взрослым. (Помощь дворнику в уборке территории детского сада).

Расширяется и углубляется знакомство с трудом людей транспортных профессий. (Труд летчика, матроса и т.д.).

В средней группе продолжается формирование бережного отношения к игрушкам, книгам.

Старшая группа.

Любознательность, которая проявляется у детей к шестому году жизни, позволяет углублять их знания о труде, воспитывать желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться.

В течение года в старшей группе планируется несколько тем: «Знакомство с сельскохозяйственными профессиями», «Знакомство с трудом коренных жителей Севера», «О труде строителей» , «О работе людей авиации»и т.д. опираясь на ООП МАДОУ «Березка».

Знания и представления о труде разных профессий дети реализуют  в творческой и сюжетно-ролевой игре, в конструировании.

У старших дошкольников продолжают формировать бережное отношение к игрушкам, куклам, книгам.

Подготовительная группа.

Дети седьмого года жизни способны к обобщению конкретных знаний, поэтому задача педагога – подвести их к самостоятельным выводам об общественной значимости труда, о взаимозависимости различных видов труда.

В данном возрасте закрепляются  названия сельскохозяйственных профессий.  Происходит знакомство  с профессиями торговли (кассир, фасовщик, товаровед). Уточняются  представления о том, что  чтобы обеспечивать себя и других всем необходимым, взрослые люди работают.

Раскрывается тема «О библиотеке и библиотекарях» (ремонт книг).

Воспитатель должен объяснить детям, что взрослые люди также занимаются творчеством: пишут стихи, рассказы, картины, музыку. Уточняет  представления о том, что среди взрослых людей есть много ученых, изобретателей, чьи изобретения знает весь мир (телефон, электричество и т.д.).                                                                                                                      Закрепляются знания о труде коренных жителей народов севера (ханты и манси): рыболовство, охота, оленеводство. Воспитатель уточняет представление детей  о том, что труд коренного народа связан с собственным бытом (приготовление еды, шитье одежды, уход за оленями и т.д.).

О народном творчестве.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

Младшая группа.

В младшем дошкольном возрасте используются малые фольклорные формы: потешка, загадка, считалка. Проводится  НОД во время которой происходит знакомство с произведениями фольклора. (Н-р, в гости пришла кукла Таня, она рассказывает о своих друзьях: собачке, лошадке и т.д. Рассказ сопровождается чтением народной потешки. «Как у нашего кота»). Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение («Каравай», «Сорока-белобока»). Особое значение имеет введение малых фольклорных форм в живое разговорное слово. В процессе умывания, одевания, сборов на прогулку воспитатель использует к месту потешку, загадку, прибаутку.

Средняя группа.

В средней группе происходит знакомство с УНТ, прежде всего со сказками («Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка»).                                                    Знакомить детей с народным творчеством можно и на вечерах-досугах, утренниках, во время викторин.

Рассматривание русских народных игрушек, игра с ними (знакомство с внешним видом, не уточняя подробности о том, где создают и как делают эти игрушки).

Старшая группа.

В старшей группе планируется специальная НОД, посвященная русскому народному творчеству (беседа о вышивке, хохломская роспись, дымковская игрушка).  Используются такие формы работы, как рассматривание, составление описательных рассказов, походы в музей, драматизации народных песен.

Продолжается знакомство с УНТ: сказки, песни, загадки (вне занятий: на прогулке, в вечернее время).

Впервые происходит знакомство с пословицами и поговорками (о труде и лени, о временах года).

В старшей группе ребят начинают знакомить с УНТ не только русского, но и других народов. Дети узнают, что хорошо знакомая им сказка «Рукавичка» - украинская, «Легкий хлеб» - Белорусская.

Подготовительная группа.

Знакомство с произведениями фольклора происходит вне занятий.  Особое место отводится знакомству с поговорками и пословицами (объясняется скрытый смысл). Воспитатель учит детей правильно и к месту использовать ту или иную поговорку. («Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Поспешишь – людей насмешишь»).

Продолжается знакомство с УНТ (народная песня, былины, сказки-легенды).

на занятиях по изобразительной деятельности детей знакомят с игрушками и предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке.

Происходит знакомство дошкольников с декоративно-прикладным творчеством других народов нашей страны. В нашем регионе, «красной нитью» проходит знакомство с УНТ коренных жителей Севера     (рассматривание альбомов, просмотр видеороликов, экскурсия в музей, кружковая работа).

Работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине.



Предварительный просмотр:

Перспективный план взаимодействия

воспитателя _Ахмедовой Л.В._с педагогами МАДОУ «Березка»

на 2023-2024  учебный год.

Месяц

Музыкальный руководитель

Инструктор по ФИЗО

Инструктор по труду

Педагог-Психолог

Логопед

Сентябрь –ноябрь

- Оснащение «Центра музыкального развития» в группе, пополнение развивающей музыкально-образовательной  среды для совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей.

- Совместное обсуждение проведения диагностики  достижений планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по художественно-эстетическому развитию (раздел «Музыкальная деятельность»).

- Совместное проведение НОД, ритмической  гимнастики.

Совместная организация праздников и развлечений: «Осенние хлопоты», «Моя мама-лучшая на свете».

- Индивидуальная работа с детьми по освоению и совершенствованию  музыкально - ритмических движений, развитию музыкального слуха и силы голоса.

- Оформление информационного стенда «Развиваем музыкальную культуру детей».

Консультирование родителей («Особенности музыкального развития детей», «Дети и музыка: слушать или нет?»).

- Оснащение «Центра движения» в группе, пополнение развивающей среды для самостоятельной деятельности на прогулке, использование нетрадиционного оборудования.

-Определение использования здоровьесберегающих технологий в процессе образовательной деятельности.

- Совместное проведение и обсуждение мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по физическому развитию.

- Совместное проведение НОД, утренней гимнастики.

-Совместное обсуждение

 по индивидуально-коррекционной работе

с детьмипо освоению и совершенствованию ОВД.

- Оформление информационных стендов («Здоровье детей – ценное достояние каждого цивилизованного общества», «Здоровый образ жизни семьи»).

-Консультирование родителей  («Режим ребенка», «Организация двигательной активности ребенка дома»).

- Совместное обсуждение  проведения диагностики.

-Совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;

-Совместное обсуждение

изобразительных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;

-Рекомендации по организации изобразительной деятельности   в группе, корректировка изобразительного  уголка, пополнение групповой  аудиотеки (в соответствии с перспективным планом инструктора по труду)

 -Консультации по решению образовательных задач индивидуальной работы с детьми.

-Совместная организация родительского собрания по проблемам изобразительного  воспитания и развития ребенка.

- Совместное обсуждение  о проведении  первичной диагностики готовности детей к школе.

Совместное обсуждение

 по индивидуально-коррекционной работе

с детьми по подготовке детей к школе.

Разработка индивидуального развивающего маршрута

- Методические рекомендации по развитию мотивационной, эмоционально-волевой сферы детей.

- Картотека игр на развитие самоконтроля.

- Консультация: «Виды внимания, методы и приемы развития внимания у старших дошкольников»

- Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников.

- Картотека игр  по развитию разных видов внимания.

- Совместное обследование речи детей с целью выявления речевой патологии.

- Беседа о роли шариков Су-Джок для развития ребенка.

- Подбор пальчиковых игр для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием шариков Су-Джок.

- Рекомендации

за выполнением индивидуальных заданий.

- Консультации «Создание развивающей предметно-пространственной речевой среды в группе», «Игры для развития речевого дыхания у дошкольников», «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

-Помощь в подборе речевого материала к утренникам, с учетом произносительных навыков детей.

- Организация родительского собрания «На пути к правильной речи».

Декабрь-февраль

- Совместное проведение НОД, ритмической  гимнастики.

- Совместная организация новогоднего утренника

«Новогодние приключения кота Леопольда».

- Индивидуальная работа с детьми по освоению и совершенствованию  музыкально - ритмических движений, развитию музыкального слуха и силы голоса.

- Оформление информационного стенда (« Музыка в жизни ребенка», «Музыкально – ритмические движения детей 6-7 лет»).

- Консультирование родителей («В мире музыки», «Музыкальное воспитание в семье»).

- Совместное проведение НОД, утренней гимнастики.

- Совместная организация праздника, посвященного Дню Защитника отечества «Мой папа самый сильный».

-Индивидуальная работа с детьми по освоению и совершенствованию ОВД.

- Привлечение родителей к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

- Оформление информационных стендов («Спортивный уголок дома», «Закаливание детей»).

Консультирование родителей «Повышение двигательной активности детей посредством подвижных игр».

Совместное обсуждение

по индивидуально-коррекционной работе с детьми.

-Пополнение  изобразительных уголков в соответствии с возрастными особенностями детей (внести новые материалы, оборудование, дидактические игры, разъяснить их предназначение).

- Корректировка, пополнение  схем по рисованию, игр, дидактического материла  в папках по изобразительной деятельности.

- Консультация «Неблагополучная семья, ее типы, методы работы с семьей находящейся в трудной жизненной ситуации»

- Рекомендации по работе с родителями и детьми семей находящихся в трудной жизненной ситуации.

- Консультация «Мышление и воображение: что могут наши дети и чему еще надо научить»

- Методические рекомендации по развитию мышления и воображения у детей.

- Консультация: «Взаимодействие детей друг с другом. Причины неудач и способы найти выход из конфликтной ситуации».

- Картотека игровых ситуаций по делению на команды и пары.

- Рекомендации по контролю за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях, во время режимных моментов.

- Консультации: «Мнемотехника», «Методы наглядного моделирования и схематизации в работе воспитателя и логопеда».

Март-май

- Совместное проведение НОД, ритмической  гимнастики.

- Совместная организация праздников: «Телеканал "Тепло сердец для милых мам!"», «Прощание с детским садом».

- Оформление информационного стенда «В мире звуков».

Индивидуальные беседы с родителями « О музыкальных способностях детей».

- Совместное обсуждение проведения диагностики  достижений планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по художественно-эстетическому развитию (раздел «Музыкальная деятельность»).

- Совместное проведение НОД, утренней гимнастики.

- Совместное планирование проведения  «Недели здоровья».

- Индивидуальная работа с детьми по освоению и совершенствованию ОВД.

- Оформление информационных стендов(«Полезные привычки», «Рациональное питание детей»).

- Организация «Веселых стартов» в рамках преемственности с МАОУ СОШ №1 г. Когалыма.

- Совместное обсуждение мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по физическому развитию.

- Обсуждение плана мероприятий на летние каникулы.

Совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка в изобразительном развитии  в рамках педагогического консилиума.

-Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в изобразительном  развитии.

-Совместное обсуждение  проведения диагностики.

Совместное проектирование годового и комплексно-тематического плана ДОУ

- Обсуждение плана мероприятий на летние каникулы.

Оформление веранд на детских участках.

- Мотивация к школе.

- Картотека игр, упражнений, подбор художественной литературы о школе.

- Итоговая диагностика готовности детей к обучению в школе.

- Совместная  подготовка и проведение праздника, посвященному прощанию с детским садом.

- Консультация: «Релаксационное диафрагмальное дыхание».

- Рекомендации по выполнению упражнений на мышечную релаксацию и диафрагмального дыхания с детьми.

Подготовка и проведение родительского собрания «Подводим важные итоги».

- Консультация «Воспитание звуковой культуры речи», «Влияние театрализованной игры на развитие речи и мелкой моторики дошкольников».

- Оформление групповых стендов «Эти непослушные звуки».



Предварительный просмотр:

Ахмедова Луиза Вахаевна.

 «Создание предметно – развивающей среды в группах по нравственно –

патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранённое предшествующим

поколением, может любить Родину,

узнать ее, стать подлинным патриотом.

С.Михалков.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Большое внимание воспитанию чувств ребенка уделял в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

В процессе патриотического воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Цель создания в группе предметно-пространственной развивающей среды по патриотическому воспитанию:

- формирование у детей нравственно-патриотических чувств сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность;

Задачи:

  • наполнение и обновление предметно - развивающей среды в группе по патриотическому воспитанию;
  • приобщать детей к традициям и обычаям своего народа;
  • формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;
  • воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителясвоего народа, толерантного отношения к представителям другихнациональностей
  • формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России;
  • воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;
  • воспитание уважения к труду;
  • побуждать детей к совершению добрых дел на благо своей семьи и страны;
  • формировать правовую культуру дошкольников;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Организация предметно-пространственной развивающей среды по формированию нравственно-патриотических чувств в соответствии с ФГОС ДО, позволяет реализовать содержание адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и достичь планируемых результатов её освоения, развитие социальной культуры дошкольников, познавательного интереса, любознательности. Формирование эмоционального благополучия, индивидуальной комфортности. Также способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к родному городу, к родному краю, России.

Правильно организованная развивающая среда в группах, создаваемая педагогами детского сада позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми, а также поддержка детской инициативы.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Требования ФГОС при создании предметно-развивающей среды:

Следует соблюдать санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещенность, целесообразность размещения экспонатов и доступность, научность и достоверность предоставляемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей, эстетичность, красочность и привлекательность, безопасность.Содержание материалов и оборудования, их размещение, должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место, как для коллективной, так и индивидуальной деятельности.

Направления, которые должны реализовываться систематически и планомерно во всех возрастных группах: «Семья», «Детский сад», «Родной город», «Родной край», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Страна, ее столица, символика», «Права и обязанности».

Расположение предметов и организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют отличительные признаки, согласно с целями и задачами.

Рассмотрим примерное содержание оформление уголков на каждом возрастном периоде.

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Содержание уголка:

˗        альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;

˗        куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;

˗        книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;

˗        русские народные игрушки;

˗        иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир;

˗        предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти, полотенца, керамическая утварь, изделия из соломы, бересты);

˗        альбомы или иллюстрации с изображением народных и государственных праздников.

-государственная символика (флаг, герб, гимн);

˗        портрет президента;

˗        альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Наша армия», «Мой родной город»;

˗        иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников;

˗        иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года; растительный мир России;

˗        куклы (мальчик и девочка) в русском национальном костюме, куклы севера;

˗        иллюстрации и альбомы с фотографиями с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;

˗        предметы декоративно-прикладного искусства и быт;

˗        развивающие и дидактические игры;

˗        книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками по возрасту;

˗        картотека народных подвижных игр.

˗        государственная символика (флаг, герб, текст гимна) России, ЯНАО и Ноябрьска;

˗        портрет президента;

˗        карта страны, карта округа, глобус;

˗        куклы в национальных костюмах, кукла Акань;

˗        альбомы с архитектурными памятниками России, заповедниками;

˗        альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица России», «Мой родной город», «День Победы», «Столица нашей Родины», «Наша армия родная», «Я помню! Я горжусь!», «Мои права», «Народный календарь», и др.;

˗        иллюстрации фотографии с изображением народных и государственных праздников, памятников архитектуры, современных зданий родного города, «Как жили люди на Руси»;

˗        книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками, сказками и легендами севера;

˗        различная познавательная и художественная литература;

˗        конвенция о правах ребенка (в картинках);

˗        иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир;

˗        генеалогические древа детей. Герб семьи;

˗        кассеты с записью сказок и патриотических песен, познавательные видеофильмы и презентации;

˗        предметы декоративно-прикладного искусства и быта;

˗        развивающие игры. Картотека народных подвижных игр;

˗        макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения города);

˗        красная книга России, гербарий;

- Наша планета земля – глобус, детская карта мира;

алендарь природы и инвентарь для ухода за растениями.

В воспитательных целях используется пространство не только в здании, но и на территории участка. Мы с детьми участвовали в акции «Посади дерево дружбы»

Предлагаю темы для участия в акциях «Зеленою листвой шуми участок мой!», «Цветущий участок», в конкурсе «Лучший домик для пернатых птиц».

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России.

Таким образом создание предметно – развивающей среды в группах по нравственно –

патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Насыщенная предметно – развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ахмедова Луиза Вахаевна,

воспитатель МАДОУ  г.Когалым

Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях современной дошкольной образовательной организации

Аннотация: в данной статье освещены теоретические и практические вопросы использования разнообразных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников в условиях современной дошкольной образовательной организации.

Проблема взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации широко обсуждается педагогами и психологами. Исследования, которые были проведены Е.П. Арнаутовой, Г.Н. Годиной, В.П. Дубровой и другими авторами, позволили выявить ряд проблем, существующих во взаимодействии современной дошкольной образовательной организации с семьей, кроме того, разработаны содержательные и организационные аспекты проблемы взаимодействия детского сада и семьи. В ряде работ были представлены методические рекомендации для работников дошкольной образовательной организации по проведению работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

В качестве основных проблем взаимодействия семьи и ДОУ важно выделить следующие: недостаточный уровень коммуникативной компетентности воспитателей, отсутствие в дошкольных образовательных учреждениях системы работы по взаимодействию педагогов и родителей, низкий уровень заинтересованности родителей, слабое использование педагогами современных компьютерных технологий. В связи с этим считаем важным изучение и внедрение в практику работы дошкольных образовательных организаций различных форм и методов организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников.

Под взаимодействием будем понимать осуществление комплекса систематических, постоянных действий, целью которых является вызов соответствующей реакции со стороны других людей [2].

Под организацией взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников понимается процесс организованной совокупности направлений, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Данный процесс выстраивается с учетом возможно более полного воздействия на личность ребенка и взаимодействия с ней [3].

На примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма  «Березка» были рассмотрены особенности организации взаимодействия современной дошкольной образовательной организации с родителями дошкольников.

На современном этапе в дошкольной образовательной организации сложилась эффективная система взаимодействия  с семьями воспитанников.  Важная роль взаимодействию педагогического коллектива и семьи дошкольников отмечается в группах детей старшего дошкольного возраста, так как данный этап является важным в плане подготовки детей к обучению в школе. Осуществляется совместная работа педагогов и родителей по формированию интеллектуальной, мотивационной готовности к школе. В связи с этим более подробно остановимся на организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников в старшем дошкольном возрасте.

В подготовительной к школе группе в МАДОУ «Березка» основными направлениями работы с родителями являются: просветительское, информационное, досуговое.

Просветительское направление способствует педагогическому просвещению родителей  с особенностями возрастного и психологического развития детей старшего дошкольного возраста, сформировать у родителей практические навыки воспитания детей. По данному направлению в дошкольной образовательной организации было проведено родительское собрание на тему: «Скоро в школу» и несколько индивидуальных консультаций, общая тема которых была «Подготовка к школе в условиях семьи».

        Информационное направление позволяет организовать общение педагогического коллектива дошкольной образовательной организации и родителей, при этом осуществляется решение задач, направленных на ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации, способствуют правильной оценке деятельности воспитателей, пересмотру методов и приёмов семейного воспитания, более объективному видению деятельности педагогов.

Данное направление даёт возможность донести до семей воспитанников любую информацию в легкой и доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и их ответственности. В соответствии с данным направлением, в подготовительной к школе группе оформляются уголки для родителей, тематика которых затрагивает основные моменты подготовки к школе: «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Развитие речи детей», «Ознакомление дошкольников с пространством и временем» и т.д. Кроме того, воспитателями периодически оформляются папки-передвижки по сезонным изменениям в природе, правилам дорожного движения, буклеты, в которых представлены игры и рекомендации родителям по речевому, познавательному, физическому, художественно-эстетическому развитию детей.

 Сайт ДОУ, консультативный пункт ( старший воспитатель, логопед, психолог); семейный клуб «Первоклассные родители» ( по подготовке к школе).

Досуговое направление в дошкольной образовательной организации способствует установлению теплых доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, налаживанию эмоционального контакта между педагогами и семьями воспитанников, между родителями и детьми. Досуговое направление является самым привлекательным, востребованным, но и самым трудным по организации. Данное направление реализуются через проведение праздников для дошкольников, в организации которых активное участие принимают родители, кроме того, широко используется проведение совместных праздников, так, к примеру, были проведены совместные праздники «8 марта», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Новый год» и др.

В процессе организации работы с родителями в подготовительной группе воспитателями используются разнообразные формы работы: проводятся коллективные родительские собрания, индивидуальные консультации, применяются наглядно-информационные формы, организуются праздники.

В условиях дошкольной образовательной организации используются разнообразные методы работы с родителями дошкольников. Широко используется метод активизации родителей. Данный метод направлен на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным жизненным опытом, желания семей воспитанников активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала.

Таким образом, при анализе деятельности МАДОУ «Березка» было выявлено, что одним из направлений деятельности детского сада является организация взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. В течение учебного года для организации взаимодействия педагогов ДОО с семьями воспитанников применяются такие формы работы, как коллективные родительские собрания, индивидуальные консультации, наглядно-информационные формы, праздники. Также в дошкольной образовательной организации активно используется метод активизации родителей, целью которого является формирование активной позиции родителей, актуализация их знаний.

Список использованной литературы

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2001. С. 264
  2. Богославец Л.Г., Майер А.А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях малого города. М.:  Управление ДОУ, №5. 2004. С. 18.
  3. Осипов Г.В. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. 303 с.