Для родителей

Марьясова Екатерина Ильинична

Предварительный просмотр:

Консультация

«Чистоговорки в воспитании звуковой культуры детей 4–5 лет»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Для воспитания звуковой культуры речи в детском саду используется разнообразный речевой материал: звукоподражание, потешки, считалки, загадки, пословицы, чисто- и скороговорки.

В развитии звуковой стороны речи очень удобным речевым материалом являются чистоговорки. Чистоговорки – это особый речевой материал, как правило, небольшой по объёму и специально построенный из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто – чистоговорки.

Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций.

Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т. е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.

Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.

Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:

• постепенно ускорять или замедлять темп произношения

• выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса

• выделять паузами слово с закрепляемым звуком

Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы.

При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.

Желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием.

Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки,

арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т. д.

Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:

• меняя силу голоса, т. е. громко, тихо, шепотом,

• в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.

И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

Примеры чистоговорок

Звук Б

Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

Звук В

Ву-ву-ву - в лесу видели сову.

Звук Г

Га-га-га у козы рога.

Звук Д

До-до-до - там на дереве гнездо.

Звук Ж

Жа-жа-жа - убежали два ежа.

Звук З

Зу-зу-зу - зайку моем мы в тазу.

Звук К

Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

Звук Л

Ол-ол-ол - начинается футбол.

Звук М

Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.

Звук Н

Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.

Звук П

Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.

Звук Р

Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

Звук С

Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Звук T

То-то-то – я иду в пальто.

Звук Ф

Фэ-фэ-фэ — мы пойдем в кафе.

Звук Х

Ух-ух-ух - ходит по двору петух.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Звук Ц

Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.

Звук Ч

Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.

Звук Ш

Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.

Звук Щ

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.



Предварительный просмотр:

Консультация

 для родителей

«Адаптация ребенка в детском саду»

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Поэтому, в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.

         С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление.

   Учеными установлен ряд факторов, определяющих, насколько успешно малыш справиться с предстоящими ему изменениями в привычном образе жизни:

  1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка.

Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает большими возможностями к адаптации, он лучше справляется с трудностями.

  2.  Возраст, в котором малыш поступает в ДОУ.

  3. Степень сформированности у ребенка предметной деятельности и умения общаться с окружающими.

Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки.

   4. Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение со сверстниками.

Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

  Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям:

- приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, и прием пищи), соответствующий режим ДОУ.

  - в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (индивидуально для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

  - каждый раз после прихода из детского сада спрашивайте ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно акцентируйте внимание на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению. Если малыш плачет возьмите его на руки, успокойте – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

 - укладывайте ребенка спать пораньше, побудьте с ним подольше перед сном, поговорите о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду оденет утром.

  - в выходные дни стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которыми малыш уже обучился.

  - желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

  -  в первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.

- не тревожьтесь, дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

- как можно больше времени проводите с ребенком в этот период его жизни. Этим вы показываете, что нечего бояться, потому что вы все так же рядом.

     Когда малыш начнет весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный признак того, что он освоился.

Сколько времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по–разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это так, же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.



Предварительный просмотр:

        Консультация        

для родителей

«Как развивать математические способности ребенка»

     Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

     В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

     Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Логические приемы умственных действий и примеры заданий

Сериация — построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.

Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).

Анализ — выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.

Например, задан признак: «Найти все кислые». Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».

Традиционной формой заданий на развитие визуального анализа являются задания на выбор «лишней» фигуры (предмета).

Синтез — соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.

Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка. Например, несколько таких заданий для детей двух - четырех лет.

1. Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: "Возьми красный мячик"; "Возьми красный, но не мячик"; "Возьми мячик, но не красный".

2. Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: "Выбери все мячики"; "Выбери круглые, но не мячики".

3. Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: "Выбери маленький синий мячик"; "Выбери большой красный мячик". Задание последнего вида предполагает соединение двух признаков предмета в единое целое.

Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Например: задания на разделение группы объектов по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п.),  все игры вида "Найди такой же".

Рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов. Маленькому ребенку легче сначала найти признаки различия объектов, затем - признаки их сходства.

Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Однажды сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. 

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:

- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.

Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.

Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.

     Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Например: - утром на земле появились лужи, потому, что….; - ребенок потерялся в магазине, потому, что….

     Таким образом, до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ваш ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.



Предварительный просмотр:


Консультация для родителей

«Почему нужно читать детям книги?»

Большое воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Но её роль важна и в развитии речи дошкольников. Детская книга формирует целости картины мира. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки, заклички т.д.) Необходимо учить детей слушать и слышать то или иное произведение. После чтения сказок, необходимо развивать умение детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Каждодневное чтение детской литературы оказывают большое влияние на развитие словаря детей.

-Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни. Открывая ребенку книгу - мы открываем ему мир. Заставляем его размышлять, наслаждаться и узнавать, как можно больше. Помогаем ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами, и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет). Семейное чтение — это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного. Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения.

-Благодаря книгам ребенок начинает воспринимать разные модели поведения, учится, что делать хорошо, а чего и не нужно. Книги учат, как дружить, добиваться поставленных целей, ни взирая на преграды, при этом обыгрывая различные жизненные ситуации. Эта информация преподносится в игровой форме, близкой к детскому мышлению. Благодаря книгам человек растет человеком, а не человекоподобным существом. Ни телевизор, ни компьютер не способен заменить книгу, так как это есть одностороннее общение без последующего обсуждения.