КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Пшеничная Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

«Общаться позитивно – что это значит».

Практикум для педагогов

Цель: Развитие коммуникативной компетентности  педагога в общении с родителями, детьми  и коллегами.

Задачи:

- Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

- развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников.

Ход.

Сегодня мы с вами проведем занятие на овладение практическими элементами педагогической компетентности в ситуации общения с родителями, игры и упражнения с элементами рефлексии.

- В начале давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день!Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья. Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы с головы человека, т.е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

Разминка

 Я предлагаю следующую игру в круге, чтобы настроиться на позитивное общение.

1.«Вы еще не знаете, что я…» и продолжаете фразу, любым высказыванием о себе.

(научилась кататься на коньках, или люблю путешествовать…) и т.д.

Основная часть

Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром.  Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.

3. Составим письменный портрет.

- 1подгруппа «Самый приятный родитель в общении» (описать качества)

-2подгруппа «Самый трудный родитель в общении»

4. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»  

Нам приходится всегда быть в творческом поиске. И я вам предлагаю сейчас проявить свою фантазию, воображение. Раздаются   листочки с началом  стихотворения. Вы должны продолжить в положительном ключе, смысле (работа малых группах)

 - Все любят послушных, приветливых деток.

  Капризных, упрямых – не любит никто…

- Утром настроение плохое,

 Глаз накрасить не могу никак…

- Родители часто сердясь и бронясь,

С ребенком теряют душевную связь…

-Генетику можно во всем обвинять,

На зеркало даже не стоит пенять…

- Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе и не стоит надувать…

Прочитайте стихи коллегам.

5. Тест «Важней всего погода в ДОУ»

Примите результаты теста без обид и задумайтесь …

Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри.  Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.

Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик. Или съедаете что-то другое.

Съедаете что-то другое.

Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Если Вы выбрали первый вариант, значит это человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Такой сотрудник оценивает себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда такой сотрудник относится к коллегам с некоторым превосходством – уж он-то не позволит застать себя врасплох.

Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и коллеги могут найти у него утешение и поддержку. Такой сотрудник не любит шума и суеты, готов уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Иногда кажется нерешительным, но способен отстаивать убеждения, в которых уверен.

Выбор третьего варианта свидетельствует об умении данного сотрудника быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.

Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с коллегами может быть настойчив и резок, требуя четкости и ответственности. Поручая такому сотруднику подготовку и проведение серьезных мероприятий, нужно проследить, чтобы не было конфликтов.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности данного сотрудника к нестандартному мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам такой сотрудник относится как к партнерам по игре и может обижаться, если играют не по его правилам. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Зная об особенностях сотрудников, можно грамотно использовать их сильные стороны и не дать проявиться слабым.

Итоговая часть

Рефлексивно-оценочная игра «Найди плюсы и минусы».

Из прочитанной фразы нужно найти положительные и отрицательные моменты  для себя  как педагога.

(раздаются листочки с фразами)

- Коллеги отозвались не лестно о вас…

-Родители группы воспринимают вас как не опытного педагога…

-Вы сегодня  поздно встали и не успели  накраситься и попить кофе...

-Администрация сада предложила участвовать в районном конкурсе другому   педагогу… и т.д.



Предварительный просмотр:

Речевые упражнения по лексической теме «Игрушки»

Цель: совершенствование лексико-грамматических компонентов речи у детей   старшего дошкольного возраста.

1. «ЖАДИНА»

(согласование существительных с личным местоимением):

МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка

МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик

МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы

2. «ОДИН – МНОГО»

(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

мяч – мячи – много мячей

мячик – мячики – много мячиков

кукла – куклы – много кукол

кубик – кубики – много кубиков

мишка – мишки – много мишек

машина – машины – много машин

машинка – машинки – много машинок

собачка – собачки – много собачек

пирамида – пирамиды – много пирамид

пирамидка – пирамидки – много пирамидок

матрешка – матрешки – много матрешек

неваляшка – неваляшки – много неваляшек

робот – роботы – много роботов

самолет – самолеты – много самолетов

3. ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ»

(согласование существительного с глаголом)

машинка стоит – машинки стоят

машина едет – машины едут

кукла спит – куклы спят

кукла танцует – куклы танцуют

собачка лает – собачки лают

зайчик поет – зайчики поют

мяч лежит – мячи лежат

мишка плачет – мишки плачут

самолетик летит – самолетики летя

4. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):

В коробке лежат что? … (игрушки).

В магазине много чего? … (игрушек).

Петя рад чему? … (игрушкам).

Мама купила что? … (игрушки).

На столе коробка с чем? … (с игрушками).

Таня мечтает о чем? … (об игрушках).

5. «БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

Большой мяч, а маленький … мячик.

Большой самолет, а маленький … самолетик.

Большой корабль, а маленький … кораблик.

Большой солдат, а маленький … солдатик.

Большой мишка, а маленький … мишутка.

Большой слон, а маленький … слоник.

Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.

Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.

Большая машина, а маленькая … машинка.

Большая лошадь, а маленькая … лошадка.

Большая кукла, а маленькая … куколка.

Большая рука, а маленькая … ручка, рученька.

Большая голова, а маленькая … головка, головушка.

Большая нога, а маленькая … ножка, ноженька.

Большое лицо, а маленькое … личико.

Большая щека, а маленькая … щечка.

Большие брови, а маленькие … бровки.

Большая лапа, а маленькая … лапка, лапочка.

Большой хвост, а маленький … хвостик.

Большие уши, а маленькие … ушки.

6. «СКАЖИ ЛАСКОВО»

(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):

Корабль синий, а кораблик … синенький.

Мяч круглый, а мячик … кругленький.

Шар желтый, а шарик … желтенький.

Машина быстрая, а машинка … быстренькая.

Кукла веселая, а куколка … веселенькая.

Слон грустный, а слоник … грустненький.

Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.

Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.

7. «ИЗ ЧЕГО?»

(понимание относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже с предлогом «из»):

Бумажный самолетик из чего? (из бумаги)

Картонный домик из чего? (из картона)

Железный робот из чего? (из железа)

Деревянная лошадка из чего? (из дерева)

Плюшевый мишка из чего? (из плюша)

Меховая собачка из чего? (из меха)

Пластмассовый кораблик из чего? (из пластмассы)

Резиновая лягушка из чего? (из резины)

Оловянный солдатик из чего? (из олова)

Глиняная курочка из чего? (из глины)

Соломенный бычок из чего? (из соломы)

Металлическая машинка из чего? (из металла)

8. «ИЗ ЧЕГО - КАКОЙ?»

(образование относительных прилагательных):

Самолетик из бумаги какой? (бумажный)

Домик из картона какой? (картонный)

Робот из железа какой? (железный)

Лошадка из дерева какая? (деревянная)

Мишка из плюша какой? (плюшевый)

Собачка из меха какая? (меховая)

Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)

Лягушка из резины какая? (резиновая)

Солдатик из олова какой? (оловянный)

Курочка из глины какая? (глиняная)

Бычок из соломы какой? (соломенный)

Машинка из металла какая? ( металлическая)

9. «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»

(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно:

Игрушки лежат … коробке. (В)

Кукла спит … кроватке. (В)

Зайка катается … машинке. (НА)

Мозаика упала … стола. (СО)

Машинка отъехала … гаража. (ОТ)

Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)

Воздушный шарик летает … столом. (НАД)

Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)

Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)

Машинка катится … полу. (ПО)

10. «СКАЖИ НАОБОРОТ»

(упражнение в подборе антонимов):

Воздушный шарик легкий, а а железная машинка … (тяжелая).

Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).

Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная).

У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий).

Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая).

Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко).

Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).

Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил).

Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала).

Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали).

Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился).

11. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

Резиновый мячик из дерева.

Меховой зайчик твердый.

Деревянная пирамидка мягкая.

У слоника короткий хобот.

У зайчика длинный хвостик.

Воздушный шарик катится вверх.

У Буратино короткий нос.

У Мальвины красные волосы.

Елочные игрушки висят на березе.

Воздушный шарик тяжелее мячика.

По воде плывет самолетик.

Петя катает кубик.

Глиняную уточку слепили из пластилина.

Говорящая кукла громко молчит.

Кукла моргает ушками.

У зайчика четыре ножки.

12. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

Игрушки покупают Ваню.

Мозаика складывает детей.

Пирамидка собирает Таню.

Гараж подъехал к машинке.

Стол лежит под мячиком.

Диван закатился под мячик.

Стол упал с пирамидки.

Машинка катает Петю по полу.

Коробка лежит в игрушках.

У колеса сломалась машинка.

Лошадка едет на мишке.

Коляска едет на куколке.

Стол летает над шариком.

Робот сломал мальчика.

Машинка починила папу.

У кузова большая машина.

У носа длинный Буратино.

У волос кудрявая Мальвина.

У хобота длинный слоник.

У хвоста пушистый зайка.

13. «ПОСЛУШАЙ, ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО»

(понимание смысловых отношений):

Сначала дети играли, а потом пошли на прогулку.

Когда дети играли: до прогулки или после прогулки?

За диваном кукла, под диваном машинка.

Какую игрушку достанут из-под дивана?

Какую игрушку достанут из-за дивана?

Из-под стола достали мяч.

Куда он закатился: под стол или за стол?

На столе лото. Над столом воздушный шар.

Что выше: лото или воздушный шар?

Что ниже: лото или воздушный шар?

У Тани в руках кукла. У Вани в руках книга.

У кого в руках игрушка?

Мяч тяжелее воздушного шарика.

Что легче?

Что тяжелее?

Плюшевый мишка на шкафу. Плюшевый зайка на полу.

Какая игрушка выше?

Какая игрушка ниже?

Вова пошел гулять после того, как собрал мозаику.

Что Вова сделал раньше: пошел гулять или собрал мозаику?

Мяч больше кубика.

Что больше?

Что меньше?

Слоник сделан из меха. Матрешка сделана из дерева.

Какая игрушка мягкая?

Какая игрушка твердая?

Плюшевый мишка мягче деревянной пирамидки.

Какая игрушка мягче?

Игрушки были разбросаны детьми.

Кто разбросал игрушки?

Робот был куплен папой.

Кто купил робота?

Саша купил кубики. Саша купила мяч.

Что купил мальчик?

Что купила девочка?

Женя взял с полки пирамидку. Женя взяла с полки матрешку.

Какая игрушка у мальчика?

Какая игрушка у девочки?

У мальчика пять кубиков. У девочки два кубика.

У кого кубиков меньше?

У кого кубиков больше?

У Вани одна машинка. У Тани две куклы.

У кого игрушек больше?

У кого игрушек меньше?

14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(подумай и ответь полным предложением):

Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.

Грузовая машинка перевозит что? … грузы.

Настольная игра лежит где? … на столе.

Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.

Музыкальная игрушка играет что? … музыку.

Елочные игрушки повесили куда? … на елку.

У зайчика длинные что? … ушки.

У мишки четыре чего? … лапы.

У Мальвины голубые что? … волосы.

У Буратино длинный что? … нос.

У пирамидки много чего? … колец.

Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .

Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.

Куклу уложили спать куда? … в кроватку.

Куклу накрыли чем? … одеяльцем.

Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .

Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.

Уронили мишку куда? … на пол.

Оторвали мишке что? … лапу.

Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.

Зайку бросила кто? … хозяйка.

15. «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(работа с деформированным предложением):

Кукла, спать, кроватка, в.

Игрушки, полка, на, лежать.

Мяч, стол, лежать, под.

Сын, мама, игрушка, купить.

Петя, катать, машинка, пол, по.

Машинка, чинить, папа.

Пирамидка, стол, упасть, со

16. «НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

(развитие логического мышления):

Игрушка, игра, груша, игрушечный.

Икра, игра, играть, игрушки.

Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.

Мишка, мешок, мишутка, мишенька.

Пирамидка, кубик, робот, книга.

Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.

кукла, мяч, береза, машинка

барабан, матрешка, лук, самолетик

юла, неваляшка, тетрадь, робот

мяч, ромашка, кубик, мишка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дефектологический калейдоскоп Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ. Номинация: Интерактивное пособие. «Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи». Автор пособия: Пшеничная Елена Владимировна

Слайд 2

Актуальность пособия Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Фонематический анализ и синтез - это сложные мыслительные операции, которые у детей появляются лишь в процессе специального обучения. Предложенное настольно-печатное пособие позволяет сформировать звуковой анализ и синтез у детей с нарушениями речи к моменту поступления в школу, что значительно облегчит усвоение программы общеобразовательной школы . Своевременно организованная логопедическая работа по формированию и развитию фонематической системы в целом, и фонематического анализа и синтеза в частности, является решающим фактором в предупреждении появления дисграфических ошибок при обучении грамоте и способствует интенсивному развитию навыка чтения.

Слайд 3

Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Задачи: Развитие звукового анализа и синтеза; Развитие произвольного внимания; Активизация словаря; Развитие слухового внимания. Цель:

Слайд 4

Задание : Выделить гласный звук, стоящий в начале слова.

Слайд 5

Задание : Выделить согласный звук, стоящий в начале слова.

Слайд 6

Задание: Определить последний гласный звук в слове.

Слайд 7

Задание . Выделить согласный звук, стоящий в конце слова.

Слайд 8

Задание: Выделить гласный звук, стоящий в середине слова.

Слайд 9

Задание : Показать картинки с заданным звуком.

Слайд 10

Задание : Определить из скольких звуков состоит слово и соотнести со схемой



Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и восприятия), лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально - сенситивный период развития.

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.  У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов.

Успешное обучение чтению и письму предполагает умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова

Перед педагогами ДОУ ставятся задачи на совершенствование речевого слуха и развития фонематического

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

В настоящее время существует пять этапов развития фонематического слуха и фонематического внимания, которые проходит ребенок в овладении речью.

Первый год жизни – уже на третьей неделе жизни младенец должен проявлять внимание к резким звукам, а в два месяца начинать прислушиваться и к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом заинтересовавший его источник звука, реагирует на него улыбкой, с удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, лепетать, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.

На втором году жизни – фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ребенка ещё далека от совершенства, он уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослого, но собственное произношение пока ещё не контролирует.

Самое главное и очень важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то малыш, не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни - фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году – формируется звуковой анализ, т. е. умение определять последовательность и количество звуков в слове.

          Такая систематическая работа, направленная на практическое изучение различительных особенностей звуков, помогает детям, пришедшим в детский сад позже, уточнить свое звукопроизношение, способствует развитию фонематического слуха и выработке тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата, характерных для различения звуков, а все это является необходимым условием для дальнейшего успешного обучения родному        языку.
          Работа с детьми начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап - узнавание неречевых звуков;

Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Д/и «Узнай, что звенит (гремит)?», «На чем играю?», "Громкие подсказки".

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

 На втором  этапе дети должны в играх научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Д/и «Угадай, кто это?», «Зайка, угадай-ка», «Узнай по голосу».

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

 IV этап - дифференциация слогов;

V этап - дифференциация фонем;

Д/и «Так ли это звучит?», «Подбери нужное слово», «Подскажи словечко», «Попугайчики», «Назови лишний слог».

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже - учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Д/и «Найди звук», «Где спрятался звук?», «Рыболов», «Чудесный мешочек»

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.