речевой материал для автоматизации звуков

Пшеничная Елена Владимировна

Занятие  для автоматизации звука ш

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие №1

1.Проговорить слоги по 10 раз.

Ал     ол      ул     ил       ел

2. Проговорить слоги двойками.

Ал-ол         ул-ол      ил-ел

Ол-ал         ол-ул      ел-ил

3.Проговорить слоги и слова 2-3 раза.

Ал-ал –бал (мал, дал, упал, зал)

Ол-ол-пол (стол, кол, гол, зол)

Ил-ил-бил (мил, пил, ходил, водил)

Ел-ел-мел (бел,сел,пел)

4.Запомни и повтори.

Бал-бол, был-бил, кол-пол, был-выл, мыл-ныл,

Мал-мол, мул-мел, пил-мил, мел-пел, сел-бел.

5.Проговорить предложения. Изменить по образцу.

У Лады стол .- Это Ладин стол.

(Составить предложения со словами: осёл, стул, щегол, пенал, козёл, бокал, вокзал, подвал)

6.Заучить.

Ослик был сегодня зол.

Он узнал, что он осёл.

(Добиваться чёткого произношения звука Л)

Занятие №2

1.Повторяем весь речевой материал из занятия 1

2.Проговорить слова по 5 раз.

Копал, овал, спал, бокал, котёл, козёл, футбол, укол, стол, купол, хотел, висел, дул, заснул, носил, косил, бил, пел, сидел, катил.

3.Составить с этими словами предложения типа:

Петя пел. Яша сидел и т.д.

4.Запомни и повтори.

Пенал-бокал      вокзал-канал     стол-стул     осёл-козёл

5.Заучить.

Ол-ол-ол-пенал упал на стол

Ул-ул-ул-пенал упал на стул

ол-ол-ол-пенал  упал на пол

ыл-ыл-ыл-Паша пенал забыл

Занятие №3

1Проговорить слог и слово

Ла-ла-пила (юла, скала, дела, чулан, булавка, халат, салат, кулак, калач)

Ло-ло-болото(солома, холодный, поломка, голодный, село, уголок, талон, село)

Лу-лу-тулуп(белуга, шалун, валун, колун)

Лы-лы-булыжник(малыш, улыбка, полынь, лысина, столы)

2 Составить предложения со словами:

Пела, читала, вязала, сидела, ходила, мыла, ела, шила, кидала, махала.

Использовать имена – Алла, Мила.

3.Проговорить  чистоговорки.

Ла-ла-ла-лопата и пила.

Ло-ло-ло-ложка, молоко.

Лу-лу-лу-лупа и колун.

Лы-лы-лы-вилы и полы.

4.Подбери слова-предметы к словам признакам. (белое одеяло, белая берёза)

Белый-белая-белое

Алый-алая-алое

Спелый-спелая-спелый

Голубой-голубая

Молодой-молодая

Холодный-холодная-холодное

5.Измени по образцу предложения: Я полол лук. Я ловил голубей.

Я полол лук                     Мы …….

Ты полол лук                   Вы……..

Он …….                               Они…..

Она…….

6.Заучить

Мила вымыла ладони.

Мила сделала салат.

Маме Мила помогала.

Мама Милу похвалила.

7. «Соловей и ласточка». Кто что делал?

Соловей              Ласточка

Пел                       пела

Летал                    летала

Ловил                   ловила

Пил                       пила

Вил                        вила

Сидел                    сидела

Занятие №4

1.Проговорить слоги и слова.

Сла-сла-Слава ( сладкий, славный, слабый)

Сло-сло-слон (слоги, слойка, масло, весло)

Слу-слу-слуги (слух, служба, случай)

Слы-слы-послы (ослы, мослы, слышно)

2.Посчитай от1  до 10 со словосочетаниями смелый слон, весёлый слоник.

3. «Какой слон?» Подбери слова-признаки к слову слон.

Умный-глупый                         большой-маленький

Слабый-сильный                     весёлый-печальный

Толстый –худой                       голодный-сытый

Ласковый-злой                        тяжёлый-лёгкий

4.Заучить

Головой кивает слон-

Он слонихе шлёт поклон.

5.Запомни и повтори.

Сла-сло           слу-слы        слы-сла        слу-сла     сло-слу     слу-сло

Занятие №5

1Кла-кла-Клава, клад, класс, свёкла, класть, клавиши

Кло-кло-клоун, поклон, клоп, стекло

Клу-клу-клумба, клубок, клубника

2.Посчитай от 1 до 5 со словами кукла, клоун

3.Заучить

Плыла на лодке лайка,                         Долго пела лайка мне,

У лайки балалайка.                                О погоде, о луне.

Чётко произнеси словосочетания

Полосатое платье                        спелая клубника

Палуба теплохода                       светлая голова

Гладкие полозья                          белые клавиши

Голубое платье                             тёплый халат

Плохая лодка                                 тёплый платок

Тексты для  пересказа.

1.Мама купила лампу. Мила плохо поставила лампу на стол. Лампа упала со стола.

2.На лужайке Лада увидела лося. Лось пил воду. Лада хотела погладить лося, но лось убежал.

3.На ёлке сидел дятел. Володя увидел дятла и хотел его поймать. Но дятел улетел.

4.Наступила весна. Стало тепло. Дети сделали из бумаги лодочки и пускали их в лужах. Одна лодочка намокла и утонула. Павел бежал за лодочкой и упал в лужу.

5.Была в лесу белка и был у белки дом. Жила белка в дупле. Володя и Павел поймали белку и посадили в клетку.

6.Клава ела булку. Булка упала на пол. Тут была собака Лайка. Лайка схватила булку и съела. Клава заплакала.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приключение с Машей

Цели:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях.

Коррекционные:

Развитие и укрепление речевой моторики.

Закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад.

Закрепление правильного произношения фонемы «Ш» в изолированном виде, в словах. Развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы.

Обучение звуко-слоговому анализу: определение места звука Ш в слове.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.

Оборудование: слоговые дорожки, карточки с буквами, пазлы на звук Ш, фонарики, шарики для елки, гимнастические палки, камешки Марблс, ватные палочки, 3 маленькие елочки, шишки с картинками на звук Ш, 1 большая елка, 3 стола детских, 7 стульев, мольберт, льдинки, схемы для определения места звука в слове, карточки для артикуляционной гимнастики, клубок ниток, снежинки.

Ход:

Логопед заводит детей в зал

Логопед: Здравствуйте, дети! Посмотрите, к нам кто-то спешит

Маша: Ля-ля-ля!  Ой, здравствуйте! Это детский сад?

Дети: Да.

Маша: Ага, вот вас-то я и искала! Меня Маса зовут. Меня к вам миска отправил. Сказал, что сюрприз для вас надо отнести.

Логопед: Здравствуй, Маша! Кто-кто тебя отправил?

Маша: Миска.

Логопед: Миска? Ничего себе, ребята! Не знала я, что миски говорить умеют! (Показывает настоящую миску)

Маша: Да нет же! Не миска, а миииска! Ну, тот, который в лесу зывет!

Логопед: Маша, ты что звук Ш говорить не умеешь?

Маша (вздыхая грустно): Ну да, не умею. Миска меня учил, учил. А я все никак не научаюсь.

Логопед: Маша, ты еще говорила, что мишка детям нашим сюрприз передал. А где же он?

Маша: Так вот он! (выставляет вперед пустую руку) Ой…казется я его потеряла…

Логопед: Как потеряла?

Маша: Я по дороге ресыла поиграть. На полянке, возле речки, возле сколы на крылечке.

Логопед: не знаю, как вам, дети, а мне очень хочется узнать, что за сюрприз нам мишка приготовил. А вам хочется?

Дети: Да!

Логопед: А тебя, Маша, дети могут научить выговаривать звук Ш. если ты, конечно, этого хочешь?

Маша: Очень, очень хочу! Давайте меня учить скорее! И сразу сюрприз искать пойдем.

Логопед:  Мы пойдем на поиски сюрприза и научим Машу шипеть.

Прежде, чем пойти в путь-дорогу надо к ней подготовиться. Ребята, вы уже знаете, что перед тем, как научиться говорить любой звук, надо подготовить язык, потренировать его. Что тренирует наш язык?

Дети: Артикуляционная гимнастика!

Логопед: проходим за столы. И ты, Маша, с нами. Напоминаю правила выполнения гимнастики: вдох носом – выдох ртом, зеркало держим на уровне рта.

1 упражнение: «Забор». Ход выполнения: губы в улыбке, зубы сомкнуты. Удерживать позу на счет до 5.

2 упражнение: «Слон». Ход выполнения: губы напряжены и вытянуты вперед в форме квадрата, зубы сомкнуты. Удерживать позу на счет до 5.

3 упражнение: чередование «Забор» - «Слон».

4 упражнение: «Маляр». Ход выполнения: рот открыт, язык поднят вверх. Водить языком вперед – назад, касаясь нёба. 6 повторов.

5 упражнение: «Парус». Ход выполнения: рот открыт, широкий язык поднят вверх,  боковые края языка прижимаются к боковым резцам. Удерживать позу на счет до 5.

Маша: Как зе это не просто, сыпеть.

Логопед: Маша, какой дорогой ты к нам шла?

Маша: Сначала я была возле большого дома, где детей учат разным интересным вещам.

Логопед: Дети, что же это может быть?

Дети: Школа!

Маша: Ура! Это точно она! Все за мной!

(Подходим к  «Школе»)

Логопед: Вот мы и пришли. Ребята, давайте объясним Маше, что должны делать губы, зубы и язык, чтобы мы могли сказать звук Ш.

Дети: Губы квадратные, зубы «заборчиком», язык широкий поднят вверх за верхние зубы, горло не работает, воздух теплый.

Маша: Так вот как язык себя вести должен!

Логопед: А теперь берем наш звуковой клубочек и наматываем на него звук Ш.

(Передаем клубок по кругу, каждый ребенок шипит)

Логопед: Давайте еще расскажем Маше характеристику звука Ш.

Дети: Звук Ш - согласный, всегда твердый, глухой.

Маша: Так вот ты какой, звук Ш!

Логопед: Есть тут мишкин сюрприз, Маша?

Маша: Нет, я уже посмотрела.

Логопед: Где ты еще была?

Маша: Возле речки. Точно! Я там сюрприз забыла! Идем скорее!

(Подходим к  «Реке». Маша быстро осматривается в поисках сюрприза и ничего не находит)

Маша: Нет ничего, идем дальше.

Логопед: А мы дальше не может. Кто это на реке лед сломал?

(Маша смущенно шаркает ногой)

Я: Эх, Маша. Маша. Ребята, посмотрите, Маша лед на отдельные льдинки разбила. Надо нам льдинки сложить в правильном порядке и снежинками – морозинками снова заморозить.

Дети делятся на 2 группы, собирают 2 пазла, проговаривают картинки, которые у них получились и закрывают каждую картинку снежинкой. Маша выполняет задание с одной из групп детей.

Логопед: Речка снова подо льдом, можно нам идти. Маша, что ты дальше делала?

Маша: по сугробам прыгала. Вот по тем.

(Подходим к  «Звуковым сугробам»)

Маша: я прыгала по сугробам и называла слова.

Дети пропрыгивают две дорожки на переключение: лягушка – подушка, плюшка – кукушка. Маша тоже пропрыгивает одну дорожку и называет слова.

Маша: вот мы и пришли в мишкин лес. Сначала я возле маленьких елок играла. Мне надо было шишки на елки развесить. А я не умею.

Логопед: ребята наши тебя сейчас научат. Давайте вспомним, в каких позициях стоит звук в слове?

Дети: начало, середина и конец слова. Начало слова – звук открывает слово, он самый первый. Середина – звук не первый и не последний. Конец слова – звук заканчивает слово. После него других звуков нет.

(Подходим к  «Лесу». Стоят 3 маленькие елки. Дети развешивают шишки с соответствие с местом звука Ш в слове). Подходим к большой ёлке.

Маша: Миша сказал, что шарики для этой елки не простые. Внутри каждого спрятан секрет. Надо взять шарик и посветить на него фонариком.

Дети берут шарики, подносят к свету фонарика и называют картинку.

Маша: какой сугроб за елками большой. Я точно в нем играла. Может там сюрприз оставила?

Маша подходит к «сугробу» (шарики, закрытые тканью), поднимает ткань и находит там воздушные шарики.

Маша: вот он, мишшшшшшкин сюрприз!

Я: Маша! Ты же научилась говорить звук Ш, уже не ошибаешься.

Маша: Какие вы, ребята из детского сада молодцы! Вы научили меня выполнять гимнастику для языка, петь шипелку, говорить слова со звуком Ш, находить место звука в слове. Держите шарики.

Маша дарит детям шарики и прощается с ними.

Логопед: какое замечательное  приключение у нас получилось. Мне очень понравилось? А вам, ребята, понравилось? Что вам запомнилось больше всего?


Предварительный просмотр: