Картотека игр на развитие в пространстве
Игры на развитие ориентировки очень важны.
Ориентировка в схеме собственного тела.
Формирование представлений о пространственном расположении объектов относительно тела ребёнка.
Введение в пассивный и активный словарь соответствующих понятий: между, за, перед, после, около, за, из-за, под, из-под, внутри, снаружи.
Закрепление понятий «правая сторона», «левая сторона» применительно к собственному телу ребёнка.
Формирование умения ориентироваться на плоскости, на листе бумаги.
Формирование умения отсчитывать нужное количество строк, нужное количество клеточек в заданном направлении.
Формирование понятия диагональных направлений и умения перемещать объекты по диагонали.
Формирование умения пользоваться планом-схемой, графическим рисунком.
Развитие ориентировки в пространстве имеет важное значение для взаимодействия ребёнка с действительностью, социализирует его и является важной составляющей коррекционно-развивающей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры на развитие ориентировки | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся ориентироваться в пространстве. Игры для детей.
09.03.2021
Учимся ориентироваться в пространстве. Игры для детей.
В дошкольном возрасте в процессе познания мира, ребёнок начинает понемногу ориентироваться в пространстве. Взрослому необходимо помочь ему усвоить основные представления о нём (вверх-низ, на, под, около, за, лево право и т.д.). Умение ориентироваться в пространстве развивает пространственное воображение, а оно в свою очередь развивает мышление.
Ребёнку необходимо научиться ориентироваться как на себе, так и на других объектах и предметах.
Последовательность освоения понятий
3-4 года: впереди - сзади, вверху, внизу, начинаем изучать право - лево.
4-5 года: умение двигаться в заданном направлении, расположение различных объектов и предметов по отношению к себе, и начинаем осваивать пространственные отношения (далеко-близко).
5-6 лет: усовершенствование ранее изученных понятий. Начинаем учиться ориентироваться на листе бумаги.
6-7 лет: продолжаем усовершенствовать ранее освоенные понятия, начинаем знакомиться со схемой, планом.
Игры на ориентировку в пространстве:
Для самых маленьких подойдут игры: "сделай шаг вперёд"; "встань передо мной"; "положи мяч сзади себя"; "какая игрушка между куклой и мячом"; и т.д.
"Верх-низ"
Взрослый называет предметы или объекты, а ребёнок говорит, где это бывает вверху или внизу. Например, солнце - вверху, трава - внизу и т.д.
Можно заменить ответы детей на определённые действия. К примеру, когда ответ "верх" дети стоят, когда "низ" приседают.
"На, под, над"
Для игры понадобятся предметные картинки. Ребёнок раскладывает их в соответствии с заданием взрослого (на, под или над чем либо).
"Что где?"
Ребёнок называет все предметы расположенные справа или слева от него. Другие варианты игры: назвать предметы впереди, сзади.
"Скажи наоборот"
Игра с мячом. Взрослый кидает ребёнку мяч и говорит слово. Ребенок ловит, затем отвечает противоположное по смыслу слово и кидает мяч обратно. Например, вверх - вниз, лево - право и т.д.
"Где все?"
Эта игра еще и помогает развивать внимание. Необходимо найди и сказать, где кто спрятался
Для игры понадобится силуэт человеческого лица. Задача ребёнка с закрытыми глазами подрисовать ему недостающие части (глаза, нос, брови, губы).
"Помоги Незнайке"
Незнайка пошел в школу, но он не знает, как ему разложить школьные принадлежности на столе. Ребёнок помогает, и раскладывает на столе предметы в соответствии с заданным планом (нарисованной схемы или под руководством взрослого).
"Графические диктанты"
Ребёнок рисует (обязательно листок в клетку) от заданной точки под диктовку. Взрослый говорит, в какую сторону, сколько клеток.
"Весёлое путешествие"
Для игры необходимо игровое поле с разноцветными клетками. Игрушка расположена в первой клетке, взрослый говорит пройти, например, 4 клетки вниз, 1 вправо. Ребёнок должен сказать, где сейчас игрушка (например, коричневая клетка - это горы, зелёная - это поляна или лес и т.д.).
"Найди предмет"
1 вариант игры
Взрослый направляет ребёнка к нужному предмету, говоря куда повернуть, сколько шагов сделать и т.д.
2 вариант игры
Взрослый говорит "адрес" предмета. Например, возьми книгу, которая лежит на верхней полке с лева и т.д.
3 вариант игры
Ищем предмет в соответствии с нарисованной схемой.
"Украсим ковёр"
Игра помогает ребёнку научиться ориентироваться на листе бумаги. Предлагаем детям украсить ковёр (лист бумаги) в соответствии с вашим заданием. Например, в центре нарисуйте круг, в правом верхнем углу цветок, по диагонали между кругом и цветком - звёздочку и т.д.
Аналогичные игры "Укрась полотенце", "Посади огород правильно", "Расставь мебель в комнате" и т.д. Также разнообразить игру можно, заменив рисование готовыми фигурами.