Для вас, родители: Чтение - вот лучшее учение!

Житихина Анастасия Александровна
Сегодня чтение для многих людей не является жизненной необходимостью, а Книга перестала быть другом, нравственным авторитетом, воспитателем. Постепенно исчезают связанные с чтением традиции, в том числе семейные, на которые опирались предшествующие поколения. Известно, что в старину книги хранили очень бережно, передавая от поколения к поколению как бесценный дар. Ведь именно книги содержат мудрые мысли и важные сведения, накопленные человечеством, являются лучшими собеседниками и врачевателями души. В большинстве семей обязательно собиралась не только взрослая, но и детская библиотека, формировалась привычка семейного чтения, особенно перед сном. Читали и дети, и взрослые, читали вслух. Было принято дарить книги, вместе обсуждать прочитанное.
             А что сегодня? А сегодня книга утрачивает свое значение. В результате утрачивается духовный опыт и традиции, накопленные поколениями, что приводит к существенному снижению уровня грамотности населения, резкому падению общей культуры личности, разобщенности людей, скудоумию. "Люди перестают мыслить, когда перестают читать," – учит Дени Дидро, французский писатель и философ-просветитель. Во все времена на Руси у просвещенных людей Книга считалась источником знаний, главным учителем.
 
            18 причин в пользу чтения, описанных Шведской академией детской книги:
  1. Книга – это развлечение и приключение. Она способна заставить нас плакать и смеяться. 
  2. Книга может утешить и подсказать выход из трудной ситуации.
  3. Книга развивает нашу речь, расширяет наш словарный запас.
  4. Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами.
  5. Книга рождает у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься.
  6. Книга развивает наше мышление. Из нее мы узнаем понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи. Она расширяет горизонты нашего мира.
  7. Из книг мы узнаем о других странах, кто, где и как живет, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нас интересует.
  8. Книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует.
  9. Книга побуждает нас задуматься о том, что верно, а что ошибочно, что хорошо, а что плохо.
  10. Книга объясняет нам, как устроен мир и как все в нем взаимосвязано.
  11. Книга открывает нам, что на один вопрос может быть несколько ответов и что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон.
  12. Книга помогает нам понять нас самих. Ты больше уверен в себе, когда знаешь, что есть люди, которые думают и чувствуют так же, как и ты.
  13. Книга открывает нам, что все люди разные. Читая книги, написанные в разные эпохи и в разных культурах, ты становишься терпимее, учишься преодолевать предрассудки.
  14. Книга – лучшее средство от одиночества. Ее можно читать, где угодно. Книги можно бесплатно взять в библиотеке.
  15. Книга – часть культурного наследия. Она дарит нам общность впечатлений и знаний.
  16. Хорошую детскую книжку хочется читать вслух. Такое чтение приносит радость и детям и взрослым. Книга – это мост между поколениями.
  17. Детская книга – это результат труда многих людей: писателя, художника, редактора, печатника, дизайнера, корректора, фотографа, библиотекаря, издателя, продавца книжного магазина и др. Она обогащает культурную среду. Книга является важным предметом культурного экспорта и представляет нашу страну за рубежом.
  18. Детская книга – это первая встреча с литературой – бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.
        В.А.Сухомлинский  писал:
  • Одна из причин духовной пустоты — отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе.
  • Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.
  • Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно.
  • Книга — это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.
  • Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги.
  • Школа — это, прежде всего, книга.
     А вот что писал К. Г.Паустовский: «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Читаю играя35.88 КБ
Файл Полезное с приятным42.85 КБ

Предварительный просмотр:

Читаю играя

Когда чтение становится занимательным, продуктивным и необходимым? На этот вопрос поможет ответить необычная методика развития интереса к чтению и умения понимать смысл прочитанного.

Распечатайте оба текста. Дайте ребенку прочесть на распечатанной странице один раз этот текст (можно вместе). 

Жил на свете очень хороший слоненок.
Только не знал он, чем ему заняться, кем быть.
Так все сидел слоненок у окошка  и думал, думал...
Однажды на улице пошел дождь.
- У-у! Какой ушастый! - воскликнул промокший лисенок, увидев в окошке слоненка.
- Да с такими ушами вы вполне можете быть зонтиком!
Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком.
И лисята, и зайчата, и ежата – все прятались под его большими ушами от дождя.
Но вот дождь кончился, и слоненок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему все-таки быть.
И снова он сел у окошка и стал думать.
- О-о! Какой прекрасный длинный нос! - сказал слоненку пробегающий мимо зайчик.
- Вы вполне могли бы быть лейкой.
Добрый слоненок обрадовался и стал лейкой. Он полил цветы, траву, деревья.
А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился...
Ушло на закат солнце, зажглись звезды.
Все ежата, все лисята, все зайчата улеглись спать.
Только слоненок не спал: он все думал и думал, кем же ему быть.
И вдруг он увидел огонь!
- Пожар! - подумал слоненок.
Он вспомнил, как совсем недавно был лейкой, побежал к реке,
набрал побольше воды и сразу потушил три уголька и горящий пень.
Звери проснулись, увидели слоненка, поблагодарили его за то,
что он потушил огонь, и сделали его лесным пожарником.
Слоненок был очень горд.
Теперь он следит за тем, чтобы в лесу не было пожара.
Он очень счастлив.

А теперь разрежьте  следующий текст на отдельные предложения, перемешайте их. 

Убедившись, что ребенок понял и немного запомнил смысл прочитанного, попросите его самостоятельно  (без образца) собрать текст. 

Если не получается, можно прочесть еще раз. В случае неудачи терпеливо помогите. 

Помните!!! Развитие способностей и формирование интереса происходит в эмоционально-благоприятной обстановке, при желании ребенка играть. Одно неверное слово или недовольный взгляд -  и цель не будет достигнута. 

Эти упражнения развивают не только интерес  и способности к чтению, но и внимание, собранность, восприятие, память, мышление, грамотность и др. 



Жил на свете очень хороший слоненок.
---------------------------------------------------------------------------
Только не знал он, чем ему заняться, кем быть.
----------------------------------------------------------------------------
Так все сидел слоненок у окошка  и думал, думал...
----------------------------------------------------------------------------
Однажды на улице пошел дождь.
------------------------------------------------------------------------
- У-у! Какой  ушастый! - воскликнул промокший лисенок, увидев в окошке слоненка.
-------------------------------------------------------------------------
- Да с такими ушами вы вполне можете быть зонтиком!
----------------------------------------------------------------------------
Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком.
-----------------------------------------------------------------------------
И лисята, и зайчата, и ежата – все прятались под его большими ушами от дождя.
----------------------------------------------------------------------------
Но вот дождь кончился, и слоненок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему все-таки быть.
----------------------------------------------------------------------------
И снова он сел у окошка и стал думать.
----------------------------------------------------------------------------
- О-о! Какой прекрасный длинный нос! - сказал слоненку
пробегающий мимо  зайчик.
----------------------------------------------------------------------------
- Вы вполне могли бы быть лейкой.
--------------------------------------------------------------------------
Добрый слоненок обрадовался и стал лейкой.
 ----------------------------------------------------------------------------
Он полил цветы, траву, деревья.
----------------------------------------------------------------------------
А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился...
Ушло на закат солнце, зажглись звезды.
----------------------------------------------------------------------------
Все ежата, все лисята, все зайчата улеглись спать.
----------------------------------------------------------------------------
Только слоненок не спал: он все думал и думал, кем же ему быть.
----------------------------------------------------------------------------
И вдруг он увидел огонь!
----------------------------------------------------------------------------
- Пожар! - подумал слоненок.
----------------------------------------------------------------------------
Он вспомнил, как совсем недавно был лейкой, побежал к реке,
-----------------------------------------------------------------------------
набрал побольше воды и сразу потушил три уголька и горящий пень.
----------------------------------------------------------------------------
Звери проснулись, увидели слоненка, поблагодарили его за то,
-----------------------------------------------------------------------------
что он потушил огонь, и сделали его лесным пожарником.
----------------------------------------------------------------------------
Слоненок был очень горд.
----------------------------------------------------------------------------
Теперь он следит за тем, чтобы в лесу не было пожара.
-----------------------------------------------------------------------------
Он очень счастлив.

Мудрое решение (текст для прочтения)


Жили-были Белая Бумага, Карандаш, Ластик, Ножницы и Точильный Камень. 
Они были очень дружны, но иногда спорили.
Однажды Белая Бумага долго лежала на полке и от скуки стала перед всеми хвастаться:
— Посмотрите, какая я белая! Посмотрите, какая я чистая! Посмотрите, какая я красивая! На мне можно записать много умных мыслей, можно нарисовать великолепную картину. Я самая нужная. Я все могу.
Она повернулась к карандашу и свысока произнесла:
— А ты, Карандаш, что можешь?
Карандаш неуверенно проговорил:
— Я могу писать буквы и рисовать картинки.
— Фи, какая ерунда! - сказала Белая Бумага. - Вот придет Ластик и сотрет все твои картинки. А я останусь такой же белой и чистой.
Белая Бумага повернулась к Ластику:
— А что ты можешь, Ластик?
— Я могу стирать с тебя, то, что нарисует Карандаш, - ответил Ластик.
Белая Бумага засмеялась:
— И все? Немного же ты умеешь.
— Ножницы, а вы что умеете?
Ножницы, до сих пор терпеливо слушая гордячку, наконец не выдержали, пощелкали острыми лезвиями и ответили с усмешкой:
— А мы можем разрезать тебя на мелкие кусочки, что сейчас и сделаем.
— Ой! Спасите! Убивают! - завопила Белая Бумага.
Из своей коробочки вылез Точильный Камень и строго спросил:
— Что случилось? Кого убивают?
— Меня, меня! - кричала Белая Бумага. - Помоги, спаси! Ножницы мне угрожают расправой.
Точильный Камень, который очень не любил, когда его тревожили по пустякам, нахмурился и строго сказал Ножницам:
— А ну, прекратите безобразничать! Я вас сейчас затуплю, и вы никогда ничего не разрежете!
В это время вернулся Хозяин, посмотрел на спорщиков и улыбнулся:
— Все вы очень нужны. Вот сейчас я Точильным Камнем остро наточу Ножницы. Затем вырежу из Белой Бумаги красивый цветок. И этот красивый цветок я раскрашу Карандашом. А в самом конце подправлю рисунок Ластиком. Вот так! А теперь посмотрите. Разве без кого-нибудь из вас получился бы такой замечательный цветок?!

И Белая Бумага, Карандаш, Ластик, Ножницы и Точильный Камень снова стали друзьями.

Текст для разрезания 


Мудрое решение


Жили-были Белая Бумага, Карандаш, Ластик, Ножницы и Точильный Камень. 


Они были очень дружны, но иногда спорили.


Однажды Белая Бумага долго лежала на полке и от скуки стала перед всеми хвастаться:


— Посмотрите, какая я белая! Посмотрите, какая я чистая! Посмотрите, какая я красивая! 


На мне можно записать много умных мыслей, можно нарисовать великолепную картину. Я самая нужная. Я все могу.


Она повернулась к карандашу и свысока произнесла:


— А ты, Карандаш, что можешь?


Карандаш неуверенно проговорил:


— Я могу писать буквы и рисовать картинки.


— Фи, какая ерунда! - сказала Белая Бумага. - Вот придет Ластик и сотрет все твои картинки. А я останусь такой же белой и чистой.


Белая Бумага повернулась к Ластику:


— А что ты можешь, Ластик?


— Я могу стирать с тебя, то, что нарисует Карандаш, -ответил Ластик.


Белая Бумага засмеялась:


— И все? Немного же ты умеешь.


— Ножницы, а вы что умеете?


Ножницы, до сих пор терпеливо слушая гордячку, наконец не выдержали, пощелкали острыми лезвиями и ответили с усмешкой:


— А мы можем разрезать тебя на мелкие кусочки, что сейчас и сделаем.


— Ой! Спасите! Убивают! - завопила Белая Бумага.


Из своей коробочки вылез Точильный Камень и строго спросил:


— Что случилось? Кого убивают?


— Меня, меня! - кричала Белая Бумага. - Помоги, спаси! Ножницы мне угрожают расправой.


Точильный Камень, который очень не любил, когда его тревожили по пустякам, нахмурился и строго сказал Ножницам:


— А ну, прекратите безобразничать! Я вас сейчас затуплю, и вы никогда ничего не разрежете!


В это время вернулся Хозяин, посмотрел на спорщиков и улыбнулся:


— Все вы очень нужны. 


Вот сейчас я Точильным Камнем остро наточу Ножницы.


Затем вырежу из Белой Бумаги красивый цветок.


И этот красивый цветок я раскрашу Карандашом.


А в самом конце подправлю рисунок Ластиком.


Вот так! А теперь посмотрите. Разве без кого-нибудь из вас получился бы такой замечательный цветок?!


И Белая Бумага, Карандаш, Ластик, Ножницы и Точильный Камень снова стали друзьями.

I. Текст для прочтения


Старые друзья

Веник жил в кладовой за дверью рядом с пластмассовым синим ведерком и железным совочком для мусора. Они жили здесь уже много лет и дружили все эти годы с того самого дня, когда их впервые принесли сюда. Да и как не дружить, ведь они делали одно большое дело – убирали пыль и грязь, отчего дом становился чище.
Когда наступал День Уборки, хозяин открывал дверь в кладовую и друзья выходили на работу. В ведерко наливалась вода, веник опускали в ведерко, чтобы немного смочить его, и начиналось веселье. Трудолюбивый веник забирался в каждую щелку, не пропускал ни одного угла и выметал все до последней соринки. Затем весь мусор, извлеченный на белый свет, сметался в железный совочек и выбрасывался в мусорное ведро. Когда в доме не оставалось ни одной пылинки, хозяин бережно чистил веник, ведерко и совочек и ставил их на место, за дверь в кладовую. Друзья очень любили свою работу и гордились ею – ведь они делали дом лучше.
Однажды в кладовой появился новый жилец. У него были желтые надутые щеки и звали его пылесос. Новичок свысока смотрел на всех обитателей кладовой и не разговаривал с ними. И вот пришел очередной День Уборки. Хозяин вошел в кладовую, но проследовал мимо веника, ведерка и совочка. Он подошел к пылесосу, бережно взял его на руки и вынес за дверь. Пылесос загудел сильным басом, и все пылинки побежали к нему из самых дальних углов комнаты. Пылесос гудел «Уберрру! Всю пыль уберрру!», а пылинки подбегали и пропадали в его хищной пасти. В этот день веник с друзьями простояли за дверью и хозяин даже не подошел к ним. А пылесос гордо возвышался над всеми и еще больше надувал свои желтые щеки.
И в следующий День Уборки повторилось то же самое. Опять пылесос громко басил по всему дому, а друзья стояли в своем темном углу и печально вздыхали.
Шли месяцы, за окном сменялись времена года, а в кладовой ничего не менялось. Веник, ведерко и совочек покрывались пылью, пылесос их заменил окончательно. 
Но как-то раз во время уборки вместе с пылью в пылесос попал кривой, острый гвоздь. Он проткнул что-то внутри пылесоса, и тот закашлял. Потом из-за желтых щек полетели искры и повалил дым. Хозяин покачал головой и понес пылесос в мастерскую. Там тоже покачали головой и сказали, что вряд ли отремонтируют пылесос раньше весны.
Настал новый День Уборки. Хозяин открыл дверь в кладовую, обтер влажной тряпкой веник, ведерко и совочек, и закипела работа. Друзья радостно кружились по комнатам, давно им не было так весело. Дом засверкал, чистота стояла необыкновенная – это постарались веник, синее пластмассовое ведерко и железный совочек.

Автор сказки Попов Леонид Николаевич


II. Текст для разрезания


Веник жил в кладовой за дверью рядом с пластмассовым синим ведерком и железным совочком для мусора. 


Они жили здесь уже много лет и дружили все эти годы с того самого дня, когда их впервые принесли сюда. 


Да и как не дружить, ведь они делали одно большое дело – убирали пыль и грязь, отчего дом становился чище.


Когда наступал День Уборки, хозяин открывал дверь в кладовую и друзья выходили на работу. 


В ведерко наливалась вода, веник опускали в ведерко, чтобы немного смочить его, и начиналось веселье. 


Трудолюбивый веник забирался в каждую щелку, не пропускал ни одного угла и выметал все до последней соринки. 


Затем весь мусор, извлеченный на белый свет, сметался в железный совочек и выбрасывался в мусорное ведро. 


Когда в доме не оставалось ни одной пылинки, хозяин бережно чистил веник, ведерко и совочек и ставил их на место, за дверь в кладовую. 


Друзья очень любили свою работу и гордились ею – ведь они делали дом лучше.


Однажды в кладовой появился новый жилец. 


У него были желтые надутые щеки и звали его пылесос. 


Новичок свысока смотрел на всех обитателей кладовой и не разговаривал с ними. 


И вот пришел очередной День Уборки. 


Хозяин вошел в кладовую, но проследовал мимо веника, ведерка и совочка. 


Он подошел к пылесосу, бережно взял его на руки и вынес за дверь. 


Пылесос загудел сильным басом, и все пылинки побежали к нему из самых дальних углов комнаты. 


Пылесос гудел «Уберрру! Всю пыль уберрру!», а пылинки подбегали и пропадали в его хищной пасти. 


В этот день веник с друзьями простояли за дверью и хозяин даже не подошел к ним. 


А пылесос гордо возвышался над всеми и еще больше надувал свои желтые щеки.


И в следующий День Уборки повторилось то же самое. 


Опять пылесос громко басил по всему дому, а друзья стояли в своем темном углу и печально вздыхали.


Шли месяцы, за окном сменялись времена года, а в кладовой ничего не менялось. 


Веник, ведерко и совочек покрывались пылью, пылесос их заменил окончательно. 


Но как-то раз во время уборки вместе с пылью в пылесос попал кривой, острый гвоздь. 


Он проткнул что-то внутри пылесоса, и тот закашлял. Потом из-за желтых щек полетели искры и повалил дым. 


Хозяин покачал головой и понес пылесос в мастерскую. 


Там тоже покачали головой и сказали, что вряд ли отремонтируют пылесос раньше весны.


Настал новый День Уборки. 


Хозяин открыл дверь в кладовую, обтер влажной тряпкой веник, ведерко и совочек, и закипела работа. 


Друзья радостно кружились по комнатам, давно им не было так весело. 


Дом засверкал, чистота стояла необыкновенная – это постарались веник, синее пластмассовое ведерко и железный совочек.


Внимание! Когда ребенок правильно соберет все полосочки и получит текст, попросите его закончить сказку, придумав одно-два предложения. Концовкой может стать и какая-нибудь пословица, например, такая: «Старый друг лучше новых двух».

Текст для прочтения


          Перед самым Новым годом тридцать первого декабря двор засыпало пушистым снегом. Все дети во дворе решили вместе лепить снеговика. Сначала скатали большие белые шары-снежки: самый большой — вниз, чуть поменьше водрузили на него и маленький — еще выше, на самый верх. А по бокам из снега сделали колечками руки.
          После этого все побежали искать самые необходимые вещи для снеговика. Кто-то принес разноцветные камешки, из которых получились пуговицы. Кто-то из старого сарая вытащил метлу и вставил в снежную руку. Девочка с пятого этажа принесла старый красный шарф и завязала его снеговику вокруг шеи. Мальчик из соседнего подъезда как фокусник достал самую настоящую шляпу и гордо надел ее на белую снежную голову. Глаза получились из черных угольков. Теми же угольками нарисовали улыбающийся рот. А для носа чья-то мама пожертвовала большую оранжевую морковку. Потому что у настоящего снеговика нос может быть только из морковки. Все завершили близнецы из дома номер один. Они сбегали в лес и принесли еловых веток с шишками. Лесными подарками украсили нижнюю часть снеговика – получилось очень здорово!
         В новогоднюю ночь, когда во дворе никого не было, из леса выбежал белый пушистый заяц. Он увидел морковку, и так ему захотелось ее съесть, что не удержался косой, с разбегу подпрыгнул, ухватил любимое лакомство и помчался в лес.
         В лесу первой встретилась ему белочка:

-Здравствуй, заяц. Откуда бежишь, чего несешь?
- Да вот, дети лепили снеговика и сделали нос из морковки. А ты ведь знаешь, как я ее люблю. Вот и утащил, пока никто не видел.
         Побежал заяц дальше, а белочка покачала головой и подумала: «Вот какой бессовестный, оставил детей без снеговика. Ведь какой снеговик без морковки. Надо бы им помочь».
Дальше бежит заяц, а навстречу ему медведь:

- Привет, косой. Что несешь, откуда бежишь?
          Рассказал заяц, как раздобыл морковку, и побежал дальше. Медведь почесал голову и решил: «Надо помочь детям. А то проснутся завтра утром, выйдут во двор и расстроятся».
          По пути заяц встречал разных зверей и всем рассказывал свою историю. А когда прибежал домой и решил полакомиться морковкой вместе с женой своей, зайчихой, та ему сказала:

- Не годится обижать детей. Какой же у них праздник будет завтра без настоящего снеговика?
Подумал, подумал заяц и решил:

- И правда. Морковкой мы еще и летом побалуемся, а такой праздник один раз в году.
          И побежал в обратный путь. С морковкой, чтобы опять нос снеговику приделать. Быстрее прежнего бежал косой. Прибежал в тот самый двор и давай прыгать вокруг снеговика, чтобы морковку на место определить. Да не тут-то было: снеговик большой слишком, не достать зайцу до головы. Вытащить морковку оказалось легче, чем вставить ее обратно.

- Давай помогу, - раздался сзади бас. Это медведь пришел.
          Поднял он зайца, и вместе они легко вернули нос на место. Смотрит заяц, а у медведя в лапе еще одна морковка.

- Вот, из своих запасов принес, да ты первым прибежал, - пробасил медведь.
          А тут и белочка прискакала. И тоже с морковкой. Пожалела детей и принесла новый нос снеговику. За ней прибыли из леса филин, лиса, лось и даже волк. Все принесли по морковке. В подарок детям. Потому что в Новый год все должны радоваться. И дарить друг другу подарки.
          Наутро, когда дети вышли на прогулку, во дворе стояла целая компания снеговиков и у каждого вместо носа красовалась настоящая оранжевая морковка.

Текст для разрезания


--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Перед самым Новым годом тридцать первого декабря двор засыпало пушистым снегом. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Все дети во дворе решили вместе лепить снеговика. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сначала скатали большие белые шары-снежки: 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
самый большой — вниз, чуть поменьше  водрузили на него и маленький — еще выше, на самый верх. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
А по бокам из снега сделали колечками руки.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
После этого все побежали искать самые необходимые вещи для снеговика. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кто-то принес разноцветные камешки, из которых получились пуговицы. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кто-то из старого сарая вытащил метлу и вставил в снежную руку. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Девочка с пятого этажа принесла старый красный шарф и завязала его снеговику вокруг шеи. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мальчик из соседнего подъезда как фокусник достал самую настоящую шляпу и гордо надел ее на белую снежную голову. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Глаза получились из черных угольков. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Теми же угольками нарисовали улыбающийся рот. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
А для носа чья-то мама пожертвовала большую оранжевую морковку. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Потому что у настоящего снеговика нос может быть только из морковки. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Все завершили близнецы из дома номер один. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Они сбегали в лес и принесли еловых веток с шишками. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лесными подарками украсили нижнюю часть снеговика – получилось очень здорово!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
В новогоднюю ночь, когда во дворе никого не было, из леса выбежал белый пушистый заяц. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Он увидел морковку, и так ему захотелось ее съесть, что не удержался косой, с разбегу подпрыгнул, ухватил любимое лакомство и помчался в лес.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
В лесу первой встретилась ему белочка:
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Здравствуй, заяц. Откуда бежишь, чего несешь?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Да вот, дети лепили снеговика и сделали нос из морковки.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

А ты ведь знаешь, как я ее люблю.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вот и утащил, пока никто не видел.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Побежал заяц дальше, а белочка покачала головой и подумала: 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Вот какой бессовестный, оставил детей без снеговика. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ведь какой снеговик без морковки. Надо бы им помочь.»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дальше бежит заяц, а навстречу ему медведь:
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Привет, косой. Что несешь, откуда бежишь?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рассказал заяц, как раздобыл морковку, и побежал дальше. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Медведь почесал голову и решил: «Надо помочь детям. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
А то проснутся завтра утром, выйдут во двор и расстроятся».
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
По пути заяц встречал разных зверей и всем рассказывал свою историю. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
А когда прибежал домой и решил полакомиться морковкой вместе с женой своей, зайчихой, та ему сказала:
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Не годится обижать детей. Какой же у них праздник будет завтра без настоящего снеговика?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Подумал, подумал заяц и решил:
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

- И правда. Морковкой мы еще и летом побалуемся, а такой праздник один раз в году.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
И побежал в обратный путь. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
С морковкой, чтобы опять нос снеговику приделать. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Быстрее прежнего бежал косой. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прибежал в тот самый двор и давай прыгать вокруг снеговика, чтобы морковку на место определить. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Да не тут-то было: снеговик большой слишком, не достать зайцу до головы. Вытащить морковку оказалось легче, чем вставить ее обратно.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Давай помогу, - раздался сзади бас. Это медведь пришел.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Поднял он зайца, и вместе они легко вернули нос на место. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Смотрит заяц, а у медведя в лапе еще одна морковка.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

- Вот, из своих запасов принес, да ты первым прибежал, - пробасил медведь.

-------------------------------------------------------------------------------------------------
А тут и белочка прискакала. И тоже с морковкой. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пожалела детей и принесла новый нос снеговику. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
За ней прибыли из леса филин, лиса, лось и даже волк.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Все принесли по морковке. В подарок детям. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Потому что в Новый год все должны радоваться. 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
И дарить друг другу подарки.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наутро, когда дети вышли на прогулку, во дворе стояла целая компания снеговиков 
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
и у каждого вместо носа красовалась настоящая оранжевая морковка.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------



Предварительный просмотр:

Полезное с приятным

Предлагаемые упражнения, рассчитанные на каникулярное время, позволяют не только выработать у школьника желание бегло и осознанно читать, но и стимулировать интерес к чтению, грамотно строить свою речь, постоянно совершенствовать собственные литературные навыки. Это – универсальное учебное задание по чтению для учащихся начальных классов средней школы, в помощь любящим родителям, которое способно превратить учение на каникулах в полезное и приятное занятие. А понравившиеся упражнения с успехом можно применять при организации любой формы досуга школьника, любого детского праздника, даже на свежем воздухе.

Чтение и речь

I. Занимательные вопросы


1. В какой сказке у "бабушки" были длинные уши и большие зубы? (Красная Шапочка)

2.
 Какой сказочный персонаж владеет тремя языками? (Змей Горыныч)

3.
 Герои каких сказок совершили путешествие благодаря перелетным птицам? ( Нильс с дикими гусями, Лягушка-путешественница с утками)

4.
 У кого к зиме был готов и стол, и дом? (Муравей)

5.
 Кто говорил такие волшебные слова: крекс, фекс, пекс!? (Буратино)

6.
 Кто увидел свой образ в зеркале? (Обезьяна)

7.
 Как звали самого высокого милиционера Москвы? (Дядя Степа)

8.
 Назовите героиню сказки Андерсена, превратившуюся в морскую пену? (Русалочка)

9.
 Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (у него была только одна нога)

10.
 Кто остался без завтрака благодаря своей глупости? (Ворона)

11.
 В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? (Огниво)

12.
 Кто восхвалял Петуха, "не боясь греха"? (Кукушка)

13.
 В какой сказке есть домик, вместивший большое количество жильцов? (Теремок)

14.
 В какой сказке роль волшебной палочки выполняет цветок? (Цветик-семицветик)

15.
 Невеста какого героя жила на болоте? (Ивана Царевича) 

••• 


16. В каком государстве копали траншею полтора землекопа:
    * Королевство кривых зеркал
    * Страна невыученных уроков
    * Страна дураков
    * Тридевятое царство?

17.
 В честь какого дня недели Робинзон Крузо назвал найденного на острове друга:
    * второго
    * третьего
    * пятого
    * шестого?

18.
 Кто не входил в состав бременских музыкантов:
    * кот
    * петух
    * лошадь
    * собака?

19.
 С какой жалобой пришел к Айболиту Барбос:
    * я несчастный, больной старый пес
    * меня курица клюнула в нос
    * я свой хвост отморозил в мороз
    * меня кашель замучил до слез?

20.
 Что выронила из клюва Ворона, поддавшись на уговоры Лисы спеть:
    * кольцо
    * колбасу
    * палочку
    * сыр?

21.
 Какая часть Чеширского кота исчезала последней:
    * хитрый взгляд
    * широкая улыбка
    * правое ушко
    * кончик хвоста?

22.
 Кто подсказал царевичу Елисею, где его невеста:
    * звезды
    * солнце
    * ветер
    * месяц?

II. Упражнения на развитие мыслительных операций, навыков чтения и речи, литературных способностей


1. Назовите какие-нибудь три признака пословицы, стихотворения, повести.

2.
 Чем схожи и чем отличаются поэт и прозаик?

3.
 Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками:
книга (очки, чтение, оглавление, печать, учебник, текст). (чтение, текст)

4.
 Расположите последовательно в порядке возрастания слова:
часть, строка, роман, абзац, глава. (строка, абзац, глава, часть, роман)

5.
 Исключите лишнее слово:
повесть, рассказ, поэма, новелла. (поэма)

6.
 Назовите группу слов:
Буратино, Карлсон, Незнайка, Кай, Чиполлино. (персонажи литературных сказок)

7.
 Даны три слова. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите четвертое слово, которое связано по смыслу с третьим так же, как первое со вторым, например: Береза – дерево; Земля – ? (планета).

  • Глава – повесть; строфа – ? (стихотворение)
  • Баба-яга – сказка; Илья Муромец – ? (былина)
  • Повесть – прозаик; поэма – ? (поэт)
  • Добро – зло; пролог – ? (эпилог)
  • Рассказ – проза; стихотворение – ? (поэзия)

8. Расположите последовательно, следуя образцу (детская меховая шапка, меховая шапка, шапка, зимний головной убор, головной убор, вещь), слова и словосочетания:фольклорная сказка, произведение устного народного творчества, "Морозко", русская народная сказка, русская народная сказка для детей. ( "Морозко", русская народная сказка для детей, русская народная сказка, фольклорная сказка, произведение устного народного творчества)

9.
 Вставьте пропущенные слова в предложение: "Сказка – ..., да в ней ..., ... молодцам ...". ("Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

10.
 Восстановите предложение: и, словами, комнату, подзатыльника, , , С, Незнайка, этими, взмахнул, Шпунтик, и, Шпунтику, такого, кулаком, что, завертелся, всю, волчком, полетел, сильного, дал, через. (С этими словами Незнайка взмахнул кулаком и дал Шпунтику такого сильного подзатыльника, что Шпунтик завертелся волчком и полетел через всю комнату)

11.
 Восстановите текст:

  • и уж в эти-то окна не стоило смотреть на своих добрых друзей.
  • и худо было, если такие очки надевали для того,
  • Были среди осколков и большие - их вставили в оконные рамы,
  • и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда.
  • чтобы лучше видеть и правильно судить о вещах.
  • Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце,
  • Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки,

(Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда. Были среди осколков и большие - их вставили в оконные рамы, и уж в эти-то окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, и худо было, если такие очки надевали для того, чтобы лучше видеть и правильно судить о вещах)

12.
 Прочтите зеркально отображенные слова:

http://www.zanimatika.ru/myimages/reading-02.jpg

http://www.zanimatika.ru/myimages/reading-03.jpg


13. Расшифруйте анаграммы: 

    а) гаир, тепь, учкар, юруис, овцетк, ваторищ, лефотен. (игра, петь, ручка, рисую, цветок, товарищ, телефон)

Интересная книга


    б) аМам пилаук нигук. амТ тисих и акритник. отВ имакш и айзак. А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис.
(Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи).

    в) Разгадайте имена сказочных героев.

  • ймокачюоДв (Дюймовочка)
  • инкаМторстоК (Кот Матроскин)
  • кялкопШа (Шапокляк)
  • никечП (Печкин)
  • срКаная окчаШпа (Красная Шапочка)

14. Назовите имя персонажа или название сказки с его участием. А поможет в этом изображение предмета, имеющего отношение к тому или иному сказочному герою. 

  • ступа с метлой (Баба-Яга)
  • горошина (Принцесса на горошине)
  • золотое перо (Жар-Птица)
  • невод (Сказка о Золотой рыбке)
  • золотое яичко (Курочка Ряба)
  • русская печь (Емеля)
  • веретено (Спящая Царевна)
  • золотой ключик (Буратино)

15. Быстро прочтите скороговорки

  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • У пеньков опять пять опят.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
  • Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
  • Три дровосека, три дроворуба на дворе дрова топорами рубят.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь да не перевыскороговоришь.
  • Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
  • Шел Егорка по пригорку и учил скороговорку.
    Он учил скороговорку про Егорку и про горку.
    А когда сбежал под горку, позабыл скороговорку.
    И теперь в скороговорке нет ни горки, ни Егорки.

16. Закончите четверостишие:

  • Что болтунья Лида, мол,
    Это Вовка выдумал.
    А болтать-то мне когда?
    Мне болтать-то ... 
    (некогда, "Болтунья" А. Барто)
  • Почему сегодня Петя
    Просыпался десять раз?
    Потому что он сегодня
    Поступает ... 
    (в первый класс, "В школу" А. Барто)
  • Я однажды ненароком
    Задремала за уроком.
    Мне уютно и приятно,
    Я на лодочке плыву,
    И одно мне непонятно,
    Что во сне, ... 
    (что наяву, "Чудо на уроке" А. Барто)
  • Пошел Сережа в первый класс.
    С Сережкой не шути!
    Считать умеет он у нас
    Почти ... 
    (до десяти,"Два и три" Б.Заходер)
  • — Вам знакомы Вова с Петей?
    Не знакомы? Вот так раз!
    Нас же знают все на свете,
    Знает нас весь ... 
    (пятый класс, "Познакомимся" Б.Заходер)
  • "Перемена, перемена!" -
    Заливается звонок.
    Первым Вова непременно
    Вылетает ... 
    (за порог "Перемена" Б.Заходер)
  • Милый, милый Бармалей,
    Смилуйся над нами,
    Отпусти нас поскорей
    К нашей ... 
    (милой маме, "Айболит" К.Чуковского)
  • Только вдруг из-за кусточка,
    Из-за синего лесочка,
    Из далеких из полей
    Прилетает ... 
    (воробей, "Тараканище" К.Чуковского)
  • Приходили к Мухе блошки,
    Приносили ей сапожки,
    А сапожки не простые –
    В них застежки ... 
    (золотые, "Муха Цокотуха" К.Чуковского)
  • Наступила темнота,
    Не ходи за ворота:
    Кто на улицу попал –
    Заблудился и ... 
    (пропал, "Краденое солнце" К.Чуковского)
  • Я за свечку,
    Свечка - в печку!
    Я за книжку,
    Та – бежать
    И вприпрыжку
    Под ... 
    (кровать, "Мойдодыр" К.Чуковского)
  • А за нею вилки,
    Рюмки да бутылки,
    Чашки да ложки
    Скачут по ... 
    (дорожке, "Федорино горе" К.Чуковского)

17. Вставьте пропущенные буквы в горизонтальные слова и прочтите названия героев разных литературных произведений (и и й одна – буква). А какое выделенное слово лежит на вертикали?

а

ё

н

ш

а

т

р

к

о

з

о

е

з

ь

я

а

и

в

у

ш

к

а

б

р

а

и

о

в

а

с

л

с

р

о

к

д

и

л

б

о

г

т

р

ь

ответ

а

л

ё

н

у

ш

к

а

с

т

р

е

к

о

з

а

о

б

е

з

ь

я

н

а

и

в

а

н

у

ш

к

а

б

у

р

а

т

и

н

о

в

а

с

и(й)

л

и

с

а

к

р

о

к

о

д

и

л

б

о

г

а

т

ы

р

ь