Для вас, родители!

Житихина Анастасия Александровна
В этом разделе Вы найдёте полезную информацию по обучению и
воспитанию детей. Узнаете, как подготовить своего ребёнка к 
поступлению в школу.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по развитию моторики.

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям и воспитателям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
  5. Конструирование.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  8. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
  9. Всасывание пипеткой воды.
  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  12. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
  13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать
  14. “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
  15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.
  16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

             Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом,

во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.



Предварительный просмотр:

Правила письма.

Ребенок должен сидеть за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги всей поверхностью касаются пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Учащиеся обучаются наклонному, а не прямому письму потому, что такое письмо быстрее и рука движется по бумаге так, как ей удобно.

Наклонное положение тетради обеспечивает наклонное письмо, хотя движение пера при письме не наклонно, а отвесно направлено под прямым углом к плоскости груди. Таким образом, наклон при письме получается как бы сам собой. Он определен наклонным положением тетради. Наиболее правильным положением тетради следует считать такое, когда то, что мы пишем, находится против середины груди.

Наиболее правильное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца примерно 1,5–2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Графические навыки письма (овладение формой букв, безотрывностью соединений, скоростью письма) – это один из видов двигательных навыков.

Двигательный навык письма формируется медленно. Быстрее он развивается в первые два года обучения, а затем идет постепенное нарастание скорости письма и улучшение его качества, выработка стабильности.

Этот навык достигает стадии значительной автоматизации только после 7–9 лет обучения.

На первоначальных этапах в формировании навыка письма отмечается большое напряжение всех сил ребенка при выполнении письменного задания: в работу вовлекается ряд мышц, особенно напряжены мышцы руки, плеча, всей верхней части тела.

Письмо на первых порах связано и со значительным эмоциональным напряжением. Ребенок очень переживает первые трудности и неудачи. На первых этапах обучения письму затрата физических и духовных сил часто не приводит к желаемому результату. Рука как бы не слушается ребенка, так как движения пальцев, кисти и предплечья не согласованы.

Внимание ребенка полностью сосредоточивается только на процессе письма и с трудом распределяется между разными видами заданий. Поэтому переход от части графической работы к сочетанию ее со звуко-буквенным анализом ведет к резкому снижению качества письма, особенно когда задание представляет для ученика большую трудность.

Учителю приходится следить за движением руки ребенка, подсказывать, куда ее вести, а иногда и помогать, взяв руку ребенка в свою, чтобы таким образом ребенок ощутил, осознал, каким именно должно быть это усилие.

Сознательное овладение навыками письма

Всякий навык формируется и закрепляется в процессе упражнений. Они должны быть организованы так, чтобы каждое новое упражнение отрабатывало и закрепляло навык письма. Поэтому упражнения только тогда будут совершенствовать навык письма, когда они будут осуществляться осознанно. Учитель, предъявляя учащимся требования к письму, разъясняет, почему они должны писать наклонно, безнажимно, безотрывно. Часть наиболее важных требований формируются как правила письма, например:

1. Надо писать с наклоном.

2. Надо писать легко, не нажимая на ручку.

3. Слог следует писать безотрывно.

4. Писать слова на одинаковом расстоянии друг от друга, равномерно.

5. Писать четко, ровно, без помарок.

С этими правилами дети знакомятся постепенно. С первых дней учащиеся узнают два первых правила. Как только учащиеся начинают писать слоги, учитель говорит о том, что слог надо писать, не отрывая руки. Когда дети начнут писать слова и предложения, вводится следующее правило: писать буквы и слова на одинаковом расстоянии друг от друга. Методика этой работы примерно такая: учитель пишет на доске три предложения. В первом предложении все буквы и слова написаны на равных друг от друга расстояниях; во втором предложении слова записаны далеко друг от друга; в третьем предложении слова расположены очень близко друг к другу, а буквы в словах написаны на разных расстояниях. На анализе этих примеров учащиеся совместно с учителем делают вывод: между словами всегда должны быть одинаковые расстояния, примерно равные букве о или и.