Методическая копилка: Шпаргалка для воспитателя
Развиваем воображение
Воображение является одним из путей познания мира. Именно воображение дало человечеству комфорт и уют, цивилизацию. Уважаемые коллеги, учитывайте важность развития воображения при организации учебно-воспитательного процесса ребёнка. Не забывайте, что важно заниматься его формированием с раннего возраста.
Полезные игры и упражнения
Активизировать развитие творческого воображения ребёнка можно, используя такие упражнения:
«Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть малыш расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
«Фантастическое животное». Предложите ребёнку нарисовать животное, которого в природе не существует. Как вариант: необычный сказочный домик, самую добрую на свете волшебницу.
«Новая сказка». Пусть мама назовёт одного сказочного персонажа (например, кот Леопольд), а папа — другого (Буратино). Они должны быть из разных произведений. Попросите малыша сочинить новую сказку с участием этих двух героев.
«Гномик». Скажите малышу: «Представь, что у нас на люстре сидит маленький озорной гномик. Расскажи, то он видит сверху?
«Необычное применение». Сказав маленькому изобретателю название какого-то обычного предмета (палка, телефон, очки…), попросите его придумать, как можно необычно использовать этот предмет.
«Дорисуй рисунок». Нарисовав закорючку на бумаге, предложите малышу доделать рисунок, нарисовав нечто — по его представлению. Покажите, как это делается на личном примере: полукруг может превратиться в грибок, две параллельные линии — в автомобиль и т. д.
«Представь себе». Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что бы было, если бы сейчас полился дождь из леденцов? А если бы мыши говорили? А если бы людей было 4 руки?» «Вообрази себе». Пусть ребёнок представит, что он стал королём Англии или роботом или волшебником или жирафом… Вариантов — сколько угодно. Пусть придумывает и воображает.
Метод "Зеленой ручки"
Метод "зеленой ручки" разработала Татьяна Иванко, когда занималась со своей дочкой по тетрадкам подготовки руки к письму. Однако вы можете попробовать использовать этот принцип "зеленой пасты" и в других сферах обучения и воспитания! Он учит ученика любого возраста, не концентрироваться на неудачах, а замечать свои успехи!
1. Основными требованиями к проведению собрания являются открытость, заинтересованность, доверительность, возможность получения всей интересующей информации. Продолжительность собрания мы рекомендуем делать не более 1,5 часов.
2. Начало разговора должно быть кратким, ярким и чётким по содержанию. Начните разговор с изложения самой логики встречи, её основных этапов: «Основная цель нашей встречи…», «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим …», «В конце разговора …». Информация должна подаваться дозировано и чётко.
3. Определяющую роль в сотрудничестве с родителями играют педагоги. Взаимопонимание школы и родителей строится на том, чтобы педагоги школы не поучали, а советовали, размышляли вместе с родителями, договаривались о совместных действиях. При общении называйте родителей по имени и отчеству, чаще старайтесь использовать фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте подумаем вместе ...». Старайтесь показать, что Вы нуждаетесь в объединении ваших совместных усилий, что родители– Ваши союзники, и Вы не можете обойтись без их совета и помощи.
4. Используйте различные формы проведения собрания: лекция (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссия, мастер-класс, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т.д.
5. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку. Посоветуйте родителям завести тетрадь для родительских собраний, которую можно вести все годы учебы ребенка в школе. Эта тетрадь будет своеобразной школьной летописью семьи ребенка.
6. Готовьте необходимый раздаточный материалдля родителей (рекомендации, советы, памятки, алгоритмы действий, списки литературы и т.д.) Хорошей традицией родительского собрания могут статьписьма учащихся, которые они пишут своим родителям к каждому родительскому собранию. В письмах ребята рассказывают о том, что их волнует, о своих проблемах, радостях.
7. Организуйте чай. Общение на собрании станет в этом случае более непринужденным.
8. Подводите итоги собрания, в конце разговора возвращайтесь к его началу. На все ли вопросы получены ответы? Поблагодарите родителей за активную работу на собрании и пожелайте успехов в воспитании детей. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определённым результатом.
9. Заканчивайте собрание позитивно. Процитируйте мудрое высказывание о воспитании, относящееся к теме родительского собрания. Не забывайте слова и чаще говорите родителям своих учеников: «Ваш ребенок один единственный, про него не написано ни в одной книге – о нем знаете только Вы. Читайте литературу, слушайте учителей, а поступайте так, как подсказывает Вам Ваше сердце и глаза Вашего ребенка».
10. Проводите собрание в технологии деятельностного метода - это позволит включить родителей в активное обсуждение проблем и найти варианты их решений.