Методическая копилка: Шпаргалка для воспитателя

Житихина Анастасия Александровна

Развиваем воображение

Воображение является одним из путей познания мира. Именно воображение дало человечеству комфорт и уют, цивилизацию. Уважаемые коллеги, учитывайте важность развития воображения при организации учебно-воспитательного процесса ребёнка. Не забывайте, что важно заниматься его формированием с раннего возраста.  

Полезные игры и упражнения

Активизировать развитие творческого воображения ребёнка можно, используя такие упражнения:

«Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть малыш расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.

«Фантастическое животное». Предложите ребёнку нарисовать животное, которого в природе не существует. Как вариант: необычный сказочный домик, самую добрую на свете волшебницу.

«Новая сказка». Пусть мама назовёт одного сказочного персонажа (например, кот Леопольд), а папа — другого (Буратино). Они должны быть из разных произведений. Попросите малыша сочинить новую сказку с участием этих двух героев.

«Гномик». Скажите малышу: «Представь, что у нас на люстре сидит маленький озорной гномик. Расскажи, то он видит сверху?

«Необычное применение». Сказав маленькому изобретателю название какого-то обычного предмета (палка, телефон, очки…), попросите его придумать, как можно необычно использовать этот предмет.

«Дорисуй рисунок». Нарисовав закорючку на бумаге, предложите малышу доделать рисунок, нарисовав нечто — по его представлению. Покажите, как это делается на личном примере: полукруг может превратиться в грибок, две параллельные линии — в автомобиль и т. д.

«Представь себе». Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что бы было, если бы сейчас полился дождь из леденцов? А если бы мыши говорили? А если бы людей было 4 руки?» «Вообрази себе». Пусть ребёнок представит, что он стал королём Англии или роботом или волшебником или жирафом… Вариантов — сколько угодно. Пусть придумывает и воображает.

Метод "Зеленой ручки"

Метод "зеленой ручки" разработала Татьяна Иванко, когда занималась со своей дочкой по тетрадкам подготовки руки к письму. Однако вы можете попробовать использовать этот принцип "зеленой пасты" и в других сферах обучения и воспитания! Он учит ученика любого возраста, не концентрироваться на неудачах, а замечать свои успехи!

Итак, в чем суть:
       Когда ребенок писал в прописях, мама не подчеркивала красной пастой ошибки ребенка, как это делали в начальной школе.
      Она выделяла зеленой пастой те буквы и крючочки, которые получались у ребенка хорошо. Девочке это очень нравилось и всегда после каждой строчки она просила: «Мам, какая получилась лучше всех?» И так радовалась, когда мама обводила лучшую букву со словами: «Идеально!»
       В чем разница между подходами?
       В случае подчеркивания ошибок красной пастой, мы концентрируемся на ошибках. Что откладывается в фотопамяти? Правильно, те буквы, которые написаны коряво, то, что неправильно.
       Увидели ли вы за этими красными подчеркиваниями идеально написанные буквы? Нет!
       Хотим мы или нет, но подсознательно мы запоминаем то, что выделено.
       Во втором случае мы концентрируемся на том, что сделано правильно!
       Мы получаем совсем другие эмоции, другое восприятие. Хотим мы или нет, но подсознательно мы стремимся повторить то, что было идеальным!
       Это совсем другая внутренняя мотивация — не стремление избежать ошибки, а стремление сделать хорошо!
       А теперь внимание, вопрос:
       Как выделенные ошибки в тетради влияют на дальнейшую взрослую жизнь?
       Ответ очевидный. Мы с детства привыкаем концентрироваться на недостатках, на том, что неправильно, на том, что нам кажется плохим.
      Нас приучали к этому в школе с помощью красной пасты, нас приучали к этому дома, когда чаще делали замечания за то, что сделано неправильно, чем хвалили за то, что мы сделали хорошо.
       Из 20 написанных в ряд крючков подчеркнут был только один.
       Т.е. 19 были написаны хорошо, а 1 — неидеально.
       Почему же мы сконцентрированы на этом одном?
       Вот эта привычка (выделять красным плохое), которую мы оттачиваем с самого детства и которую никак не вытравить из нашего сознания во взрослом возрасте, и становится самой частой причиной неудовлетворенности в жизни!
         На чем фокус, то и растет. На что направлено внимание, то и увеличивается.
         С детства все начинается, из детства мы перетаскиваем во взрослую жизнь все наши привычки и навыки, и не все из них служат нам добрую службу.
         Внедряя принцип «зеленой пасты», можно увидеть, что даже если вы не указываете ребенку на ошибки, они постепенно уходят сами собой, потому что ребенок стремится сделать отлично сам, по своей доброй воле. 
 
10 советов для проведения успешного родительского собрания

1. Основными требованиями к проведению собрания являются открытость, заинтересованность, доверительность, возможность получения всей интересующей информации. Продолжительность собрания мы рекомендуем делать не более 1,5 часов.

2. Начало разговора должно быть кратким, ярким и чётким по содержанию. Начните разговор с изложения самой логики встречи, её основных этапов: «Основная цель нашей встречи…», «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим …», «В конце разговора …». Информация должна подаваться дозировано и чётко.

3. Определяющую роль в сотрудничестве с родителями играют педагоги. Взаимопонимание школы и родителей строится на том, чтобы педагоги школы не поучали, а советовали, размышляли вместе с родителями, договаривались о совместных действиях. При общении называйте родителей по имени и отчеству, чаще старайтесь использовать фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте подумаем вместе ...». Старайтесь показать, что Вы нуждаетесь в объединении ваших совместных усилий, что родители– Ваши союзники, и Вы не можете обойтись без их совета и помощи.

4. Используйте различные формы проведения собрания: лекция (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссия, мастер-класс, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т.д.

5. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку. Посоветуйте родителям завести тетрадь для родительских собраний, которую можно вести все годы учебы ребенка в школе. Эта тетрадь будет своеобразной школьной летописью семьи ребенка.

6. Готовьте необходимый раздаточный материалдля родителей (рекомендации, советы, памятки, алгоритмы действий, списки литературы и т.д.) Хорошей традицией родительского собрания могут статьписьма учащихся, которые они пишут своим родителям к каждому родительскому собранию. В письмах ребята рассказывают о том, что их волнует, о своих проблемах, радостях.

7. Организуйте чай. Общение на собрании станет в этом случае более непринужденным.

8. Подводите итоги собрания, в конце разговора возвращайтесь к его началу. На все ли вопросы получены ответы? Поблагодарите родителей за активную работу на собрании и пожелайте успехов в воспитании детей. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определённым результатом.

9. Заканчивайте собрание позитивно. Процитируйте мудрое высказывание о воспитании, относящееся к теме родительского собрания. Не забывайте слова и чаще говорите родителям своих учеников: «Ваш ребенок один единственный, про него не написано ни в одной книге – о нем знаете только Вы. Читайте литературу, слушайте учителей, а поступайте так, как подсказывает Вам Ваше сердце и глаза Вашего ребенка».

10. Проводите собрание в технологии деятельностного метода - это позволит включить родителей в активное обсуждение проблем и найти варианты их решений.