Методическая тема

Заяц Ирина Станиславовна

Методическая тема: "Формирование духовно-нравственных ценностей личности обучающихся в процессе преподавания литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx491.31 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование духовно-нравственных ценностей личности обучающихся в процессе преподавания литературы

Введение

        Сегодня проблема воспитания подрастающего поколения стоит перед нашим обществом особенно остро. У многих подростков вырабатывается чувство отчуждения от системы истинных общечеловеческих ценностей, искажаются  их нравственные ориентиры. И как следствие, у  обучающихся снизился интерес к изучению русского языка и литературы, произошло падение интереса к чтению, а это, в свою очередь, ведет  к духовному опустошению подрастающего поколения.  

Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на духовно-значимые  нормы и ценности. На мой взгляд, влияние литературы на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. О важности чтения говорил В.А. Сухомлинский: « Чтение, как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают  мир и самих себя»[12]. Читательская культура является существенным показателем  духовного потенциала общества.

Актуальность

        Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) – это новый этап модернизации российского  образования. Основой ФГОС является духовно-нравственное воспитание личности. Изменения в области просвещения делают особенно актуальными проблемы духовности и морали. По требованию новых стандартов ребенок должен свободно пользоваться полученными знаниями, самостоятельно их находить и применять в жизни.

        Таким образом, вопрос нравственного воспитания актуален в настоящее  время. Так в статье 3-й Закона РФ  «Об образовании» указывается, что государственная политика в области образования основывается на таком принципе: «Гуманистический характер образования, 

приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод  личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма…» [14].

 Духовно-нравственное состояние общества считается одним из основных показателей его развития и благополучия.

Теоретическое обоснование

        Литература занимает особое место в системе школьного образования. В Примерной Программе среднего (полного) общего образования по предмету мы читаем  «Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности…».  

        Таким образом, главная задача учителя – словесника состоит в том, чтобы превратить каждый урок литературы в урок нравственности; донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в решении многих духовно-нравственных вопросов.

Литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом – поиском внутренней мотивации для привлечения школьников к литературе. Известно, что современные школьники перестали испытывать потребность погружаться в контекстуальное пространство.

Как  же превратить каждый урок литературы в урок-открытие, нравственный урок, заинтересовать подрастающее поколение своим предметом? Следует прислушаться к совету известного педагога Евгения Николаевича Ильина. Он говорит, что урок литературы надо строить точно теми же средствами, какими строится художественное произведение. Ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства» [6].

Из всего вышесказанного следует, что основу современного урока литературы должна составить активная деятельность самих обучающихся.

Цель моей педагогической деятельности -  воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, стремящуюся к духовному освоению мира; сформировать у обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. 

        Вся деятельность, направленная на формирование  нравственных ценностей, строится в соответствии со следующими направлениями:

  • проведение  нестандартных уроков литературы как условие формирования читательской компетентности обучающихся в рамках введения ФГОС общего образования;
  • посещение детской городской  библиотеки им. Ю.Ф. Третьякова и центральной городской библиотеки  им. В. Кина;
  • осуществление тесной связи между родителями и детьми (проведение родительского собрания  на тему: «Семейное чтение»);
  • участие в различных творческих мероприятиях школьного и районного уровней, посвященных углубленному изучению литературы.

Добиться успеха в нравственном воспитании обучающихся мне помогает посещение мероприятий, организованных библиотечной системой нашего города.

https://sun9-47.userapi.com/c846522/v846522786/110f0d/iOeDJaWIqZI.jpghttps://sun9-27.userapi.com/c846522/v846522786/110edb/jNttTwn7SjM.jpg

 

        В библиотеке  формируется особое образовательное литературное пространство, помогающее свободно выразить свои чувства и эмоции.

         Мои  обучающиеся принимали участие в школьном и районном этапах Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика». Участие в таком конкурсе позволило им познакомиться с произведениями русской и зарубежной литературы, не входящими в курс школьной программы.  Кроме того, конкурс помог выявить не только творческие особенности школьников, их артистизм, но воспитать добросовестное отношение к делу, чувство ответственности.

https://sun9-47.userapi.com/c834203/v834203107/c95a2/1Gin9gpCfDI.jpg

Духовно-нравственному воспитанию школьников также способствует знакомство обучающихся с  литературным творчеством земляков. Мои обучающиеся часто выполняют исследовательские работы, связанные с изучением литературного  творчества людей, прославивших  нашу малую родину.

Все эти мероприятия способствуют  развитию образной речи, пополнению словарного запаса.

Применение современных технологий на уроках литературы позволяет в наибольшей степени решить поставленную государством задачу гуманизации образования, заключающуюся в построении такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи.

Эффективность обучения повышается, если на уроках использовать инновационное обучение, в основе которого лежат современные образовательные технологии:

  • технология развития критического мышления;
  • технология проблемного обучения;
  • технология организации групповых проблемных дискуссий;
  • игровые технологии;
  • технология организации проектной деятельности.

Технология развития критического мышления – это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Обучающиеся становятся главными действующими лицами урока.

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью.

Слово критическое происходит от двух греческих слов: "кritike" - искусство судить и «kriterion» - средство для суждения. Потому понятие «критическое» предполагает оценочный компонент.

Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия[4] .

        Формирование и развитие критического мышления школьников на уроках литературы происходит через чтение и письмо, а также через развитие культуры работы с текстом. Существует множество различных приёмов, используя которые педагог развивает у учащихся критическое мышление. Я на своих уроках литературы применяю такой прием,  как  «инсерт».  Так в 8 классе я попросила обучающихся прочитать в учебнике текст, знакомящий с биографией А.С. Пушкина, и на полях расставить следующие пометки карандашом:

«V» - если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

«–» - если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

«+» - если то, что вы читаете, является для вас новым;

«?» - если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

        Такой прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова.

        Кроме того, на уроке литературы я применяю такой прием, как «кластер». Этот прием можно применять как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме (Мамедалиева).

        Изучая образ Татьяны Лариной, обучающиеся составили кластер «Татьяна Ларина  - нравственный идеал А.С. Пушкина».

        Также неотъемлемой частью урока литературы является использование такого приема, как «таблицы». При изучении романа в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина обучающиеся сравнивали письма Онегина и Татьяны,  свои результаты представили в виде таблицы:

Цитаты из письма Татьяны

Цитаты из письма Онегина

Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.

Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит!

Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Всё думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи.

Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюблёнными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой всё ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна

Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан!

Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слёзы лью, Твоей защиты умоляю…

Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Всё решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе…

• Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду. • Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает всё случившееся, идёт в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой — герой её романа. Состояние её здоровья становится всё хуже и хуже. Обеспокоенная мать везёт Татьяну в Москву, где выдает её замуж. • Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, ещё не зная, что это она, оказывается сражён её величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать ночами и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна отвечает Онегину

Технология проблемного обучения позволяет мне активизировать и оживить учебный процесс, способствует формированию нравственного воспитания обучающихся, учит проникать в суть изучаемого произведения. Суть такого обучения в том, чтобы создавать проблемные ситуации и организовать деятельность школьников по решению учебной проблемы, обеспечивая оптимальное сочетание самостоятельности обучающихся в поисковой деятельности с усвоением необходимых знаний.

В.П. Кудрявцев пишет: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций» [8].

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по разрешению проблемных ситуаций, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей [9] .

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса [7].

Работе над проблемной ситуацией я часто отвожу целый урок, и по своему типу это урок-диалог, на котором происходит столкновение разных точек зрения на какую-то ситуацию, какое-то явление. Или урок-размышление, на котором рассматривается одна проблема.

В статье «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы», З.И. Черепанова приводит примеры методических приемов создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи [16].

        Изучая «Оду на день восшествия  на  всероссийский  престол ее величества  государыни  императрицы  Елисаветы  Петровны  1747 года» М.В. Ломоносова перед обучающимися были поставлены следующие проблемные  вопросы:

• Какие новые темы вводятся М. В. Ломоносовым в «Оде на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1744 года»? Какая, по-вашему, главная?

• Какие мысли М. В. Ломоносова кажутся вам особенно важными для нашей эпохи? Подтвердите своё мнение цитатами из оды.

        Эту технологию я применяла также  при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Обучающиеся отвечали на следующие проблемные вопросы:

• Подумайте, почему описание дуэли Онегина и  Ленского литературоведы считают вершиной художественного мастерства? А вы согласны с таким утверждением? Обоснуйте своё мнение.

• А. И. Герцен считал: «Ленский — последний крик совести Онегина, ибо это он сам, это — его юношеский идеал». Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свою точку зрения.

        Еще один пример использования технологии проблемного обучения.

Одна из наиболее известных интерпретаций романа — опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин». В системе персонажей оперы нет автора, поэтому авторские характеристики того или иного героя передаются самому герою. Другими словами, герои произносят о себе «вслух» авторские «ремарки» (например, в заключительной сцене Онегин поёт: «Я возвратился и попал, // Как Чацкий, с корабля на бал»). Как, с вашей точки зрения, меняется характер повествования в этой версии «Евгения Онегина» — оперном либретто, воспроизводящем лишь сюжетные коллизии?

Игровые технологии. Ценность игровой формы урока в том, что создаются предпосылки для активизации познавательной деятельности, для эффективности восприятия и понимания учеником учебного материала, для раскрытия творческих способностей обучающихся.

На уроках с применением игровых технологий создаётся ситуация психологической раскованности, они способствуют повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах [11].

Игры различают по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Существует множество классификаций дидактических игр. К примеру, выделяют такие типы игр, как имитационные, символические и исследовательские.

Исследователь В.Г. Семенов в своей работе «Динамическая классификационная модель» выделил игры по следующим признакам:

1) интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды);

2) интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры);

3) неинтерактивные игры (индивидуальные игровые задания).

В своей работе он так же приводит классификацию игр по степени импровизации:

1) игры с ролями и сюжетом (импровизированные);

2) игры с четким каноническим сюжетом (канонические);

3) бессюжетные игры (кроссворды) [10].

        Так на уроке систематизации и закрепления знаний по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» я предложила своим обучающимся выполнить творческую работу «Играя – обучаемся!» (в парах)

Ученики разгадывали кроссворд:

 «Кто из персонажей произнёс эти слова?». Правильно заполнив клетки по горизонтали, в выделенных клетках по вертикали вы прочтёте название комедии. 1) «И кто жениться нас неволит!» 2) «Счастливые часов не наблюдают». 3) «А вы заметили, что он В уме серьёзно повреждён?» 4) «Шумим, братец, шумим». 5) «Учёностью меня не обморочишь…» 6) «Над старостью смеяться грех». 7) «Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой». 8) «Какие-то уроды с того света, И не с кем говорить, и не с кем танцевать» 9) «В мои лета не должно сметь Своё суждение иметь».

Ответы: 1) Горич. 2) Софья. 3) Загорецкий. 4) Репетилов. 5) Скалозуб. 6) Хлёстова. 7) Фамусов. 8) Хрюмина. 9) Молчалин.

Г.К. Селевко в своей работе «Современные образовательные технологии» выделяет игры сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и драматизации [9].

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению интереса чтения художественной литературы и тем самым к урокам литературы в целом. На данном этапе важной задачей учителей литературы является повышение интереса к урокам. Для того, чтобы учебный процесс стал наиболее интересным и занимательным, я применяю на своих уроках различные игровые технологии.

Л.А. Зайцева в своей статье «Игровые технологии на уроках литературы как средство развития познавательной активности у школьников» отмечает, что именно использование игровых технологий способствует развитию познавательной активности обучающихся на уроках. Игры способствуют увлечению детей и создают почву для лучшего восприятия большого материла [5] .

Таким образом, игра на уроке литературы отражает всё многообразие человеческой деятельности: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую, коммуникативную и другие.

Технология организации проектной деятельности. Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уильямом Килпатриком в первой четверти XX века.

В настоящее время существует множество классификаций проектов. По одной из таких классификаций английские специалисты в области методики преподавания языков Т. Блур и М. Сент-Джон различают три вида проектов.

1. Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы.

2. Мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью.

3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей студента теме и подходящий для индивидуальной работы [3].

О.Н. Гуляева в своей статье «Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы» утверждает, что «главная цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

5) развивают системное мышление» [3].

Существуют разные классификации проектов по литературе:

- по ведущему методу или виду деятельности обучающихся;

- по предметно - содержательной деятельности;

- по характеру координации проекта;

- по количеству участников проекта.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

1) цель проекта,

2) предмет информационного поиска,

3) источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),

4) способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),

5) результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),

6) презентация.

Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности [1].

Мои ученики часто создают проекты, позволяющие проявить им  свои творческие способности:

  • проект – исследование: повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в оценках современников;
  • «Сентиментализм в литературе  и его основные представители»;
  • «Симонов монастырь: путешествие в прошлое».

Заключение

        Подводя итог, можно отметить, что современные образовательные технологии обучения помогают формировать творческий, инновационный подход к пониманию изученного, развивают самостоятельность мышления, позволяют преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки. Они воспитывают чувство ответственности по отношению к родному слову, чуткость к красоте и выразительности родной речи, помогают формированию внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности.

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остаётся слово – слово учителя, слово писателя. Общаясь со школьниками определённого возраста, учитель всегда остро чувствует, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать.

Наши ученики – подростки, юноши и девушки. Они переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок. Это время крайностей негативизма и максимализма, в которые впадают подростки, когда сталкиваются с несовершенством в окружающей жизни.

А главное – это время мучительных раздумий над впервые вставшими перед сознанием “вечными вопросами”. Подростку не по плечу в одиночку справиться с этим грузом новых впечатлений и раздумий. Надо незаметно, как бы невзначай, помогать ему находить ответы на первые трудные философские вопросы. Учить переживать душевные муки, облагораживаться ими. Нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем литература.

Используемая литература и Интернет-источники

        

  1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.
  2. Брусенцева Т. Н. Игровые технологии на уроках литературы в старших классах // http://festival.1september.ru/articles/571959/
  3. Гуляева О.Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы // http://literature.area7.ru/?m=2968
  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.
  5. Зайцева Л. А. Игровые технологии на уроках литературы как средство развития познавательной активности у школьников // http://festival.nic-snail.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=50&Itemid=57
  6. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. – М.: Педагогика, 1991.
  7. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.
  8. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. - М.: Знание, 1991.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  10. Семенов В.Г. Динамическая классификационная модель игры. – Киев, 1984.
  11. Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. М.: НЦ ЭНАС, 2003.
  12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям . –– Киев: Радянська школа, 1974 г.

  13. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного

образования / М-во образования и науки Российской Федерации. – М., 2011.

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

  2. Фефилова, Галина Евгеньевна.  Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016.  — 446, [2] с. — (Средняя и старшая школа. Лучшие методики обучения).
  3. Черепанова З.И. Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы // http://www.pandia.ru/text/77/385/34358.php.
  4. УМП: Литература. 9 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016.