ДМ по ФФНР, ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по коррекции  ФФНР, ОНР.

“Холодильник” эта игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления. 


Варианты игры:
Ребенку необходимо положить в холодильник только те продукты, в названии которых есть звук С (или другой).
Взрослый просит убрать на полку выше или ниже от предыдущего и т.п.
Когда в холодильнике окажутся все необходимые продукты, то его закрывают, а ребенок вспоминает, что там лежит.
Дифференциация: на правую дверцу сложи продукты в названии которых есть звук С, на левую в которых есть звук Ш.
“Аквариум”
Варианты игры:
1 очень нравится детям, так как никогда не знаешь, в каком аквариуме плавает больше рыбок. Чтобы это узнать взрослый произносит 10 слов (на примере звука Ш). Если звук Ш в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме.
2 вариант игры со звуком Р. Ребенок вылавливает рыбку, проговаривает слово с автоматизированным звуком Р. Если звук Р в начале слова, ребенок пускает рыбку в первый аквариум, в середине – во второй, в конце – в последний. Осталось подсчитать рыбок в каждом аквариуме. Взрослому очень легко проверить ребенка - в первом будут только синие рыбки, во втором- желтые, а в третьем зеленые. Эта игра очень нравится детям. В ней автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки, развивается память, пространственные представления. 


“Мы со звуком Р играем” стихотворение в картинках позволяет быстро запомнить его, а так же автоматизировать звук [Р].

“Веселые осьминожки ” хороша тем, что она многофункциональна. С её помощью вы можете автоматизировать поставленные звуки в словах, развивать лексико-грамматические категории, связную речь.

« Весенняя полянка»
Цель:
- закрепить правильное произношение звуков Ш - Ж , С –З.
- учить составлять распространенные предложения.
Задачи:
- Учить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные.
-учить определять место звуков Ш –Ж, С – З в словах.
- развивать координацию движения рук
- развивать память, внимание, мышление.
Материал: панно, на котором изображена весенняя полянка. Картонные пчелки с одной стороны с изображением предметов и животных, в которых встречается звуки С –З, и картонные бабочки со звуками Ш –Ж. Пластмассовый сачок, к которому прикреплен магнит.
Описание: ребенок берет сачок, ловит пчелку и переворачивает ее, называя картинку, изображенную на обратной стороне. В одно ведерко он складывает картинки со звуком С, в другое со звуком З.
Аналогично с бабочками. В ходе игры можно предложить ребенку: место заданного звука в слове, назвать слово ласково. Выбрать любую пчелку и составить предложение с этим словом.

“Парные картинки” Игра яркая, красочная, карточки с картинками подобраны на каждый звук. С этой игрой, я не только автоматизирую поставленные звуки, но и упражняю детей в употреблении существительных в ед. и мн. числе; а так, же в согласовании числительных с существительными.

“Улитка” я использую три варианта игры. Одна плоскостная на карточках , где используются кубик и фишки , а другая на детской пирамидки, на которой необходимо найти картинки с заданным звуком. 

“Что приснилось Зайке?” в этой игре я автоматизирую и дифференцирую звуки З и ЗЬ. Ребенку предлагается взять облачко и сказать, что приснилось Зайке. Если он называет звук З правильно, картинка остается у Зайки, если нет, остается у логопеда. Второй вариант игры: необходимо найти и назвать только те картинки, в которых звук З - твердый или только те, в которых звук З – мягкий.

“Накорми Зину пирожками и конфетами.” Ребенку необходимо взять пирожок и назвать правильно и четко с чем он. Если ребенок называет правильно, то пирожок остается Зине, если нет , то пирожок остается у логопеда. Аналогично игра проводится с конфетами.

Дружные пингвины” увлекательная игра использую её для подгруппы детей. Игроки по очереди бросают кубик и делают нужное количество ходов. Если ребенок остановился на синем шестиугольнике, то придумывает слово, содержащее твердый звук (например, Р), если на зеленом, то требуется назвать слово, содержащее мягкий звук (например, Рь). Выигрывает тот, кто первым придет к финишу. Особенно интересно, если дети используют вместо фишек игрушки пингвинов из Киндер-сюрпризов.


"Собери чемодан и рюкзак". Комплексная логопедическая игра на автоматизацию звуков
В комплекте 2 фона - семья собирает чемодан на море и семья отправляется на пикник в лес и 72 качественные предметные картинки. Помоги собрать все вещи, которые пригодятся на море. Помоги сложить все вещи, без которых не обойтись в лесу. Называй картинки и выделяй звук Р, Л, С ... (в зависимости от того, что автоматизируется).
Речевой материал: шоРты, саРафан, поЛотенце, БЛуза, РЕмень, чаСы, кРуг, РасЧеска, зубная паСта, кРЕм, туфЛИ, плееР, Сланцы, Шлепанцы, пЛатье, зеРкало, Зонт, фотоаппаРат, Сандалии, РубаШка, купаЛЬник, буСы, кроССовки, дЖинсы, теЛЕфон, Лак, боСоножки, тРуСы, Сумка, коШелёк, БРИтва, биЛЕты, кЛЮч, Зубная щетка, батаРЕйки, Шляпа, оЧки, моЧалка, футбоЛка, науШники, таБЛЕтки, паСпоРт, ноСки, маСка, тРубка, ЛаСты, ноЖик, фонаРИк, бинокЛЬ, бейсбоЛка, удоЧка, пЛастыРЬ, пЛЕд, туаЛЕтная бумага, котеЛок, Лодка, бутеРброд, мыЛо, компаС, каРта, коСынка, Лопата, СпиЧки, тороР, Ракетки, пиЛа, теРмос, веРЕвка, воЛанЧик, паЛатка, шаШлык, соЛЬ.




Игры
(тематические)

Дидактическая игра «Веселые поварята»
Цель:
-активизировать словарь по теме « Овощи»
- учить составлять распространенные предложения.
- развивать память, внимание, мышления.
Материал: сотейник и кастрюля, вырезанные из картона. Картинки с изображением овощей.
Описание: перед ребенком выкладывают картинки кастрюли и сотейника.
- Предлагается разложить овощи в сотейник, а фрукты в кастрюлю.
- Предложить ребенку сварить борщ, рагу и компот, сделать салат.
- Учить детей составлять предложение с заданным словом.
- Усложнить: Что можно сделать с оставшимися овощами и фруктами? Как их можно приготовить? (баклажаны, кукуруза, огурец, помидор, ананас, банан и т.д.)


Игра «Считай и называй»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи. 

Например,
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Одна куртка, две куртки пять курток.
Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог шесть пар сапог.

Игра «Скажи наоборот»
Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот:
Чистые ботинки –  грязные ботинки;
Новые сапоги –  старые сапоги;
Широкая юбка –  узкая юбка;
Длинное пальто –  короткое пальто;
Белый пиджак –  черный пиджак.

Игра «Разложи по полочкам»
Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.


“Веселый поезд ” существует много вариантов этой игры и в этом её достоинство; по принципу исключения лишнего, решаются многие задачи коррекционного процесса.

Речевая игра "Рассели по домикам"
В домиках "он", "она", "они", "оно" живут слова мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. "Расселить" слова по домикам – интуитивно определить их род и число без названия терминов.

Игра "Посудка" 
Цель:
- активизировать словарь по теме « Продукты» и «Посуда»
- учить составлять распространенные предложения.
- закреплять знания цветов и их оттенков.
- развивать память, внимание, мышления.
Материал: Посудка: кастрюли, сковороды, протвени, картинки с изображением овощей, сыпучие крупы (гречка, перловка и т.д.)
Ход игры. Детям предлагается открыть кастрюльку такого цвета, который называет логопед и сказать, что в ней готовится.( например: суп из рыбы-рыбный суп, из фасоли – фасолевый, из лука- луковый и т.д.)


Таким образом, использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.