Проект " Перелетные птицы" для средней группы

Лавьева Светлана Александровна

Расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Перелетные птицы"23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в средней группе

«Перелетные птицы»

Возраст участников проекта: дети 4-5 лет.

Вид проекта: групповой, краткосрочный, творческий

Цель проекта:

расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.

 

Задачи:

Образовательные

- закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании

и поведении птиц;

- учить создавать изображение птиц с помощью аппликации, лепки, продолжать учить в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида птиц;

- учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям, продолжать приучать слушать сказки, рассказы.

Развивающие

- развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

- формировать художественно-эстетическое восприятие детей на основе прослушивания текста рассказа, рассматривания иллюстраций по теме, рисования и раскрашивания картинок;

- пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

Воспитательные

- формировать навыки учебной деятельности;

- воспитывать интерес к живой природе;

- формировать бережное отношение к природе.

Взаимодействие с родителями: предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за перелётными птицами, сделать дома поделку перелётной птицы.

Схема реализации проекта.

  1. Первый этап – подготовительный:
  • Изучение уровня знаний по данной теме;
  • Определение задач;
  • Изучение методической литературы по данной теме.
  • Подбор игр, мультфильмов, песен, художественной литературы.
  • Изготовление дидактических пособий по теме.
  1. Второй этап – основной:

«Познавательное развитие»

Беседа с элементами ИКТ (видеоролик): «Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?».

Дидактические игры: «Кто где зимует?»,

«Птицы» - учить узнавать и называть перелетных птиц

«Чей хвост?» - учить по хвосту находить знакомую птицу

«Сколько птичек?» - учить считать до десяти

«Чей хвост длиннее?» - учить сравнивать по длине

«Четвертый лишний» - учить группировать по признакам 

Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Весенняя сказка», «Гадкий утёнок», «Серая Шейка»

Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц, презентации «Перелетные птицы»

«Развитие речи»

Словесные игры: «Назови ласково» - учить называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме,

 «Птицы и их детеныши» - учить называть существительные множественного и единственного числа.

«Один-много». «Кто как говорит».                                                   

Дидактические игры: «Расскажи о птице» - развивать связную речь,

«Улетает – не улетает», «Узнай птицу по описанию». (Приложение №1)

«Восприятие художественной литературы»

Чтение рассказов Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Е. Чарушин «Цапля», В. Бианки «Кто чем поёт», Ганс Кристиан Андерсен «Гадкий утёнок», Л.Н Толстой «Лебеди»

Загадывание загадок о перелетных птицах. (Приложение №2)

«Художественно-эстетическое развитие»

Аппликация «Аист».

Рисование «Лебеди/Гуси», «Грачи прилетели». (Приложение №3)

Работа с раскрасками «Ласточка», «Цапля/Аист»

Лепка «Утёнок/ Птичка»

 «Физическая культура»

Подвижные игры: «Кошка и птички». «Птички в гнездышке», «Пчелки и ласточка», «Журавль и лягушки». Игра с мячом «Поймай и назови».

Физкультминутка: «Ласточки летели», «Лебеди летят», «Птички прилетели».                                                       

Подвижная игра: «пчёлки и ласточка». (Приложение №4)           

  1. 3 этап– заключительный:


Систематизация знаний детей о перелетных птицах.
Подведение результатов проекта.
Представление продуктов проекта. 

Приложение №1

Игра называется: «Узнай птицу по описанию».

Я читаю описание птицы, а вы показываете ее на плакате.

1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

2. А это очень красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко - желтое. (Синица.)

3. У этой птицы красивое пестрое оперенье. Верх тела – черный, на голове и на шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красное. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

4. А у этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь.)

5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)

6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие, сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий. Большой, голова, крылья и горло – черные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

Приложение №2

        ЗАГАДКИ

Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. (ласточка)

На шесте – веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец –
Он и летчик, и певец.  (скворец)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.  (журавли)

Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг.  (грач)

Иногда зовут — косатка,
Брюшко бело,
Гладко-гладко. (ласточка)

Хохолок на голове,

 Видит всё, всегда, везде.

Эта птичка, словно ирис,

Но зовут ее все… (чибис)

Спрятавшись среди ветвей,
Поёт славно…    (соловей)

Эта птица (когда страшно)
Издаёт тяжёлый звук.
Будто кошка где-то рядом
Начала скандалить вдруг.  (иволга)

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.  (аист)

Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)

Крошки, зёрнышки все съели.

Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

Приложение №3

Конспект НОД по рисованию «Грачи прилетели»

для детей средней группы

 

Задачи.

Продолжать учить детей рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Расширять знания детей о перелетных птицах. Воспитывать чувство доброты, любовь к птицам.

Материал.

Альбомный лист с карандашным контуром грача, черная и белая гуашь, две кисточки, оборудование для рисования.

 

Ход НОД

1. Вспомнить вместе с детьми, каких перелетных птиц они знают, какие птицы прилетают первыми.

Прочитать отрывок из рассказа О. Цингер.

«Наступила весна. Быстро она вступает в свои права. Солнце светит все ярче и ярче. Пробудилась природа после зимнего покоя. Начали возвращаться в родные края перелетные птицы. После зимнего затишья радуют песни пернатых друзей.

Как всегда, открыли весну грачи, они прилетели еще при снеге. На почерневших дорогах в поисках пищи неуклюже зашагали первые грачи. Грач – птица всеядная, он с большим аппетитом поглощает животную и растительную пищу. Вскоре грачи принимаются за постройку новых и ремонт старых гнезд. В это время еще шумливее и крикливее становится в парках и рощах. Строят грачи свои гнезда из сучьев и ветвей. Иногда в грачовниках бывают сотни гнезд. Грач – миролюбивая и общительная птица».

 

2. Знаете ли вы?

Белый клюв – примета взрослого грача, у молодого он черный. Птица много работает своим клювом, добывая из почвы личинки насекомых и червей. При этом черные перышки вокруг клюва стираются, и он белеет. Ростом грач примерно с ворону, но одет в сине-черные перья.

Люди всегда ждали и радовались весне. Поэтому так много народных примет; «Увидал грача – весну встречай!», «Ранний прилет грачей – к теплой весне».

 Посмотрите, как я нарисую эту птицу. Я беру кисточку, набираю на неё краску и тычком закрашиваю грача. Получается, будто пёрышки. Клюв закрасим белой краской, у нас грачи взрослые птицы. А теперь возьмите кисточки и нарисуйте своих грачей. (процесс выполнения работы) Рассматривание работ, подведение итога.

3. Физминутка

Как то раннею весной                              Стоят в кругу

На опушке на лесной

Появилась стая птиц:                               Бегут на носочках, чуть подняв

Не скворцов и не синиц,                           согнутые в локтях руки.

А большущих грачей                               Приседают.

Ночи черной черней.

Разбежались на опушке,                         Бегут в разные стороны, прыгают.

Прыг-скок, крак-крак!                               Наклоняются вперед, вниз.

Тут жучок, там червяк!

Крак-крак-крак!

 

4. Дети обводят пальцем контуры грачей, уточняют названия и расположение частей их тела, выполняют упражнение-разминку с кисточкой, рисуют тычками сначала по контуру, потом внутри него.

Педагог напоминает, что у молодого грача клюв черный, а у взрослого – белый.   Каждый сам решает какого грача он будет рисовать.

Приложение №4

Игра пчёлки и ласточка

По считалке выбирают ласточку. Все остальные играющие пчёлки. Пчёлки летают и напевают:
Пчёлки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум!
Зум, зум, зум!
Пчёлки должны летать по всей площадке.
Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песенки ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчёлку поймает!»
С этими словами она вылетает из гнезда и ловит пчёл. Пойманная пчёлка становится ласточкой, игра повторяется.