Проект" Огород"

Лавьева Светлана Александровна

Огород наш, огород

          Всё на нём всегда растет.

    Если руки не ленивы,

          Если мы трудолюбивы…

         Проявить должны заботу,

    Видно по труду работу.

 И тогда наш огород

 Расцветёт и оживёт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная работа Огород22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая проектная работа для детей старшей группы. Тема: «Огород»

Автор: Лавьева Светлана Александровна, воспитатель АОУ детский сад    №4   «Рябинка»    

Возраст детей: 5-6 лет.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.

По содержанию: ребенок и природа.

По характеру контактов: открытый, в ДОУ и за его пределами;

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.
Продолжительность: средней продолжительности (с 3 июня по 30 августа).

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: беседы, практическая деятельность, чтение художественной литературы, игры, экспериментирование.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный – работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, подбор семян, высадка овощных культур.

Основной – реализация проекта, ухаживание за растениями, наблюдение, экспериментирование.

Заключительный – подведение результатов

Актуальность темы проекта:

Влияние окружающего мира на развитие ребенка очень огромно. Знакомство с бесконечными постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Ознакомление с ростом и развитием в нашем регионе можно осуществить только в летний период с июня по август, выращивание на территории детского сада различные культуры из семян петрушки, салата, моркови, редиса; рассады моркови, огурца, помидора, перца, капусты.

Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучает к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы. Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана! Все это стало основой разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания огорода.

Цель проекта: Формирование у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.

Задачи:

  1. Закреплять представление об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста.
  2. Способствовать развитию эстетического восприятия природы.
  3. Формировать познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений на учебно-опытном участке. Расширить знания детей о культурных растениях.
  4. Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, огурцов, редиса, моркови, салата, петрушки, капусты, перца)
  5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в открытом грунте
  6. Развивать чувство ответственности за полив, взрыхление, прополка сорняков
  7. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке
  8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам

Возможные риски проекта: Посадка рассады огородных культур возможна в середине июня, гибель высаженной рассады вследствие частых холодных ветров и дождливого холодного лета, нехватка теплого периода созревания.

Прогнозируемый результат:

  • Способы оценки успешности проекта: наблюдения, беседы, опыты;
  • Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивания растений;
  • Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества;
  • Формирование у детей уважительного отношения к труду;
  • Получить урожай томатов, огурцов, листьев салата и петрушки, редиса, капусты, моркови выращенных самимии дошкольниками;

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1 Распланировать работу над проектом поэтапно.

2 Организация грядок, посадка семян в огороде. Создать условия для реализации проекта.

3 Работа с методической литературой. Создать методическое обеспечение проекта.

4 Разработка консультаций для родителей  «Полезные свойства овощей»«Огород на подоконнике в домашних условиях»«Трудовое воспитание ребенка в семье»«Экологическое воспитание ребенка в семье». Просвещать родителей по теме.

5 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала. Создать условия для реализации проекта.

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

1 Беседа с детьми о том, что такое огород и для чего он нужен. Расширять знания детей о культурных растениях на огороде.

2 Рассматривание энциклопедий иллюстраций о культурных растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

3 Чтение художественной литературы: Свен Нурдквист: «Переполох в огороде»«Чужак в огороде», Агния  Барто: «Нарисуем огород»«Было у бабушки сорок внучат». Ю. Тувим «Овощи», Т. Шорыгина: «Летний дождик»«Корзина овощей»«Росток», Я. Бжехва «Помидор», Т. Бокова «Праздник урожая». Расширять знания детей о значении огорода для людей, познакомить детей с тем, какие культуры выращивают на огородах.

4 Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян. Расширять знания детей о семенах, откуда они берутся и как появляются из них растения.

5 Дидактические игры: «Овощи и фрукты»«Опиши овощ»«Угадай, что это»«Вершки-корешки»«Четвёртый лишний», Игра-лото «В саду, на поле, огороде»«Один - много». Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания: различие овощей и фруктов.

6 Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: сюжет - продукты»«Приятного аппетита: сюжет - столовая»«Кафе»«Ярмарка». Развитие игровой деятельности. Развитие речи.

7 Практическая деятельность: С 3 июня по 30 августа – Началась реализация нашего проекта.

10 -11 июня перекопали грядки в огороде принесли чернозём.

12 июня посадили семена моркови, петрушки, салата, редиса, свёклы.

13 июня – высадили петрушку корневую.

14 июня - высадили в открытый грунт рассаду помидора, капусты, огурца.

Организовали полив растений, прополку грядок, рыхление земли. Развивать ответственность по уходу за растениями. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

21 июня – стали прорезываться редис и салат. На нашем огороде появились сорняки, дети с воспитателем организовали прополку.

25 июня – проросла петрушка, морковь.

8 Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур. Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.

В июле месяце начались дожди дети меньше стали поливать, так как было сыро.

5 июля - появились цветы на огурчике и томате.

10 июля – увидели маленькие огурчики.

15 июля – появились и первые помидорки.

Дети каждый день наблюдали, как растет наш огород.

19 июля - сорвали первый огурчик, дети были очень рады выращенному урожаю.

30 июля – созрел первый наш урожай томата.

Дети продолжали наблюдение за огородными растениями. Пропалывали сорняки и поливали растения.

9 Экспериментирование «растение и человек». Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

10 Беседы «Овощи»«Овощи и фрукты – полезные продукты»«Овощи на грядки и здоровье в порядке»«Что растет в огороде»«Вода и растения». Расширять познания детей о овощах, их свойствах.

11 Труд в природе. Сбор созревших овощей в конце августа.

12 Употребление созревших плодов. Формировать интерес к результату своего труда.

13 Художественно - эстетическое развитие: «Лепка овощей из пластилина», аппликация «Корзина с овощами». Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании. Формирование трудовых умений и навыков.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1 Оформление фотовыставки «Наш урожай». Вызвать положительные эмоции, чувство радости.

2 Анализ результативности. Выявить достигнута ли поставленная цель. Обобщение результатов по реализации .

В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:

  1. Дети познакомились с культурными огородными растениями.
  2. У детей сформировался интерес к опытно исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.
  3. В результате практической деятельности и опытно - исследовательской деятельности дети получили представление о необходимых условиях для роста растений.
  4. Дети увидели многообразие посевного материала.
  5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  6. На прогулочном участке создан мини огород.
  7. Дети стали более уважительно относиться к труду.

Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познаний растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно - исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований

Используемая литература:

  1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
  2. Иванова А.И. «Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
  3. Масленникова Е.А, Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
  4. Мереньянова О.Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
  5. Николаева С.Н. «Юный эколог»
  6. Рыжова Н.А. «Экологическое развитие детей в детском саду»
  7. Сигимова М.Н. «Воспитание экологической культуры ребенка»