П Р О Е К Т Тема: «Волшебные палочки Кюизенера»

Фортунэ Галина Анатольевна
 
П Р О Е К Т 
 
Тема: 
«Волшебные палочки Кюизенера»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

   герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986,  ИНН/КПП 5024044817  502401001

П Р О Е К Т

Тема:

«Волшебные палочки Кюизенера»

        Подготовила:

                 воспитатель

                 Фортунэ Галина Анатольевна

     

 

январь  2019

Познавательно – творческий  проект:

«Счетные палочки

Х. Кюизенера в развитии когнитивной сферы дошкольников».

Тип проекта познавательно – творческий проект

Срок проекта: краткосрочный. С 13.10.2016 г. по 10.02.2016г.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Цель проекта : Развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста, посредством использования палочек Кюизенера.

Задачи проекта: Задачи проекта:

1. Заинтересовать детей новой игрой «Цветные счётные палочки».

2. Повысить у дошкольников интерес к математике.

3. Научить использовать игры с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности. Развитие дружеских отношений сотрудничества.

4. Развивать пространственное мышление воображение при разработке собственных идей при работе по схеме.

5. Закреплять правила обращения с палочками.

6. Использовать палочки в коррекционной работе, в изодеятельности

7. Воспитывать усидчивость, внимание, выдержку.

Актуальность:  Анализ внешней ситуации

 

   Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Его «почему? как? где?» ставят в тупик неискушенных взрослых.

Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования. Какие это мыслительные игры? С помощью каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед?

Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Ребёнок растёт, и каждый день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации.         Если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.     Знакомство с математикой, ее понятиями осуществляется с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

    Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Математическое мышление – это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к  ребенку  и  его  развитию.   Насущной   стала  проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми, что нашло отражение в программе развития и воспитания детей в детском саду. Поэтому в педагогической практике современного детского сада логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений следует широко использовать цветные палочки Кюизенера,  рекомендованные  для обучения детей основам математики.

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения.

Особо значимым для периода математического развития дошкольников было признание развивающих и обучающих игр с использованием цветных счётных палочек

Х. Кюизенера - бельгийского математика.

Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эфективность. Используя палочки Х. Кюизенера, реализуется один из важнейших принципов дидактики - наглядность. Игры-занятия с этим материалом позволяют ребёнку овладеть способами действий необходимых для возникновения у детей математических представлений

Игры-занятия с палочками Кюизенера важны для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычислениями, помогают в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.


Проблема: Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового. 

Ожидаемый результат:

Дети: Развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение логико - математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнения, упорядочивание, группировка, классификация)

Совершенствование навыков количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета.

Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.

Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Воспитания самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.

Педагоги:

осуществляют инновационную деятельность; реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.

систематизация знаний детей о палочках Х. Кюизенера

Родители: обогащение знаний о палочках Х. Кюизенера

Методы исследования:

- беседы,

- наблюдение;

- поисковая работа (из различных источников информации) ;

- экспериментирование.

Продукт проекта:

Деятельность детей

Создание альбома «Умные задания» с использованием палочек Кюизенера.

План по реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и задач.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Подбор иллюстраций по проекту «Волшебные палочки Кюизенера»
  • Создание предметно пространственной развивающей среды
  • Изготовление палочек Кюизенера

2. Основной этап:

Проведение совместной деятельности педагога с детьми:

1.«Улица разноцветных палочек»

1.Знакомство с палочками, соотношением «цвет – длина – число».

Правила обращения.

2.Д/И «О чём говорят палочки»

3. «Построим домик для числа»

4«Какое число живет в вашем доме»

5.выкладывать из палочек на плоскости - дорожки, заборы.

6. Д/и « Выше, ниже»

2. «Вместе весело играть»

1.Сравнение, классификация, обобщение. 

Д/И «Зоопарк»

2. Д/И «Цветные коврики»

3. Задания «Построй пирамиду»

4.Игра «гусеничка»- Развитие операций

5. Игра-конструирование «Разноцветные заборы»

6 Строим дом(конструирование по словесной инструкции)

7. Игра «Магазин»Новая валюта - палочки Кюизенера

8 Игра-конструирование «Кроватки для мышат»

3.Круглый стол «Смекалочка»

1. Дидактическая игра «Угадайте на ощупь»

Цель. Учить детей определять на ощупь числовые значения и цвет палочек. Сравнивать палочки по длине.

2. Упражнения «Выложи из палочек снежинку» учить детей самостоятельно продумывать свою работу. Проявлять творчество, воображение. Развивать мелкую моторику.

3. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки

4. «Построим мостик через речку» Соотнесение по ширине

5«Назови число — найди палочку».

Работа с родителями:

1.Консультация для родителей:

 «Как работать с палочками Кюизенера?» 

 «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»,

 «Обучение счёту с помощью палочек Кюизенера».

Беседа: «Разноцветные палочки. Играем в детском саду и дома».

2. Анкета для родителей «Нужна ли математика Вашему ребенку?»

3.Заключительный этап:

1.Составление презентации проекта. «Волшебные палочки Кюизенера»

2.Создание альбома «Умные задания».

Ожидаемый результат :

Выбор темы проекта оказался не случайным. После проведенной работы и родители, и дети пришли к выводу о том, что игрой можно пополнить обьём знаний в интеллектуальном развитии, дети показали качественные новые результаты в развитии, возможности ребенка в плане овладения тем, что может овладеть с помощью взрослого, в сотрудничестве, что дети достаточно в полном объёме владеют счетом, достаточно развита способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимость, умение «конструировать» оперировать предметы, знаки, символы.

Полученные результаты подтвердили значимость проведенной работы и эффективность проекта.

Список используемой литературы:

1. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

2. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2015.

3. Смоленцева А. А Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб.: «Детство-пресс», 2006.

4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб, 1996.

5. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. – СПб, 2002.

6. Т. А. Новомлынская. Игры с палочками Кюизенера/г. Армавир

7. Интернет ресурсы

C:\Documents and Settings\Марина\Рабочий стол\DSCN7058.JPG