Мои проекты

Никитина Юлия Валерьевна

Проект "Развивающая музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rimiko-muzykalnyy.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект с детьми 2-ой младшей группы: «Развивающая музыка»

Нейропсихологический подход к музыкальной педагогике.

Авторы:

Актуальность:

Музыка сильнейшее средство эмоционального воздействия на человека, для детей младшего дошкольного возраста он является наиважнейшим каналом, позволяющим проникнуть в мир ребенка, развить его познавательные способности, творчество, коммуникативные навыки. Сила музыки, ее ритм эмоционально увлекает ребенка, стимулирует его психическую активность. Музыка зовет присоединится ребенка к игре или пению без всяких инструкций, способствуя развитию речевых и коммуникативных навыков. На музыкальных занятиях естественным образом формируется слуховое внимание, эмоциональная отзывчивость. Музыкально-ритмические движения развивают общую моторику, пространственное восприятие и телесный гнозис. Занятия музыкой можно использовать для формирования функций программирования и контроля за своим поведением, способности к подчинению правилам, волевому усилию. Обычные занятия в детском саду чаще всего именно на развитие данных качеств и направлено. На занятиях акцент делается больше на освоении ребенком новых умений и навыков. Например, осваивая танцы и музыкальные игры ребенок учится ждать своей очереди, совершать только нужные движения, не отвлекаться. Обычно итогом периода занятий становится праздник, на который приглашают родителей. Социальная значимость этого события является для ребенка стимулом для того чтобы совершить усилие. Однако нередко так бывает, что ожидание ответственного выступления оборачивается для ребенка страхом, волнением и ребенок как правило на празднике выступает хуже, чем на обычных занятиях-репетициях. Неудачи могут отбить у ребенка желание выступать перед публикой ил заниматься музыкой. Важно понимать важнейшую развивающую роль музыкальных занятий в формировании психических процессов ребенка. Данный проект основан на нейропсихологических законах формирования высших психических функций и направлен  на развитие  психических процессов, на базе которых будут формироваться основные интегративные навыки. Освоение же конкретных навыков не является обязательным критерием успешной работы.

Вид проекта:  коррекционно- развивающий, групповой, долгосрочный.

Сроки реализации: февраль- апрель 2019 года.

Участники проекта: дети второй младшей группы, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Цель проекта: формирование сенсомоторного базиса для развития высших психических функций, повышение эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повышение мотивации к музыкальным занятиям.
  2. Повышения психической активности и эмоциональной регуляции.
  3. Развитие музыкальных способностей: слуховое восприятие, ритмический слух.
  4. Развитие телесных и пространственных представлений.
  5. Развитие способности управлять своим поведением.

Используемы приемы и технологии:

Технологии основаны на нейропсихологическом подходе к онтогенетическому развитию Высших психических функций  А.Р. Лурии (2002).

  1. Сенсорная и эмоциональная насыщенность среды на музыкальном занятии в виде приятных музыкальных впечатлений. Для этого используются соответствующие возрастному диапазоны игры, мелодии, песенки, интересные музыкальные инструменты, ритмичные движения, положительная обратная связь. Вся эта стимуляция является частью игры между детьми и взрослыми. Специалист гибко дозирует сенсорную нагрузку не допуская перевозбуждения.
  2. Чередования контрастных видов деятельности. Ребенок 3-х лет может заниматься одним видом деятельности не больше 10 минут. Чтобы нем допускать истощения каждые 3 минуты меняется вид деятельности. Так на каждом занятии будут:
  • Очень активные игры (движение по залу, бег, ходьба, прыжки, быстрый танец, игры на быстроту реакции)
  • Спокойные игры (песни с жестикуляцией, игры с игрушкой, с музыкальным инструментом.)
  • Пассивные игры (прослушивание музыки, пение).
  1. Наглядное представление плана занятий позволяет формировать процессы программирования.
  2. Игры для развития пространственно временных представлений: представление о теле, воспроизведение простых движений, освоение пространства зала, игры с вербальным описанием пространства и времени.
  3. Игры, направленные на формирование процессов программирования и контроля, игры с правилами, с имитацией, с сюжетом.

Календарно тематическое планирование.

занятия

время

упражнения

цель

1.

19 .02. 2019

  1. «Я иголка»

(2 мин.)

Освоение пространства зала, развитие группового взаимодействия

  1. «Маленький ежик»

(5 мин)

Развитие кинестетических ощущений, умение слушать музыку, понятия быстро медленно, произвольная регуляция

  1. «Передавай»

(5 мин)

Ритмичное взаимодействие, развитие успешности

  1. «У жирафа..»

(3 мин)

Освоение пространства собственного тела

2.

26.02.2019

1)        «Я иголка»

(2 мин.)

Освоение пространства зала, развитие группового взаимодействия

2) «Маленький ежик» активный вариант (4 мин)

Развитие кинестетических ощущений, умение слушать музыку, понятия быстро медленно, произвольная регуляция

3) «Передай»

(4 мин)

Ритмичное взаимодействие, развитие успешности

4)«Солнышко»

(2 мин)

Понятие выше ниже, групповое взаимодействие

5)«У жирафа..»

(3 мин)

Освоение пространства собственного тела

3.

5.03.2019

1) «Обход» (2 мин)

усложненный вариант «иголки», освоение пространства зала

2) «Тук-тук на» (3 мин)

Ритмичное взаимодействие, развитие успешности

3) «Королева» (5 мин)

Освоение понятий право-лево

4)«Быстроногий зайчик» (2 мин)

Игры на воспроизведение простых движений

5)«Если нравится тебе..»

Повторение простых движений, развитие памяти

4.

12.03.2019

1) «Обход» (2 мин)

усложненный вариант «иголки», освоение пространства зала

2) «Тук-тук на»

(3 мин)

Ритмичное взаимодействие, развитие успешности

3) «Паровоз»

 (5 мин)

Освоение пространства зала, развитие внимания и произвольности

  1. «Кругосветное путешествие»

(2 мин)

Повторение простых движений

5)«Если нравится тебе..»

Повторение простых движений, развитие памяти

5.

19.03.2019

1) «Паровоз»

 (5 мин)

Освоение пространства зала, развитие внимания и произвольности

2) «Тук-тук на»

(3 мин)

Ритмичное взаимодействие, развитие успешности, произвольности

  1. «Пила»

(2 мин)

Ритмичное взаимодействие, развитие успешности

4)«Про бабушку»

(5 мин)

Повторение простых движений, развитие памяти

6.

26.03.2019

1) «Паровоз»

 (2 мин)

Освоение пространства зала, развитие внимания и произвольности

2) «Тук-тук на»

(3 мин)

Ритмичное взаимодействие, развитие успешности, произвольности

  1. «Гусята»

(5 мин)

Развитие эмоционально выразительных средств

4)«Про бабушку»

(5 мин)

Повторение простых движений, развитие памяти

7.

2.04. 2019

1) «Паровоз»

 (2 мин)

Освоение пространства зала, развитие внимания и произвольности

2) «Тук-тук на»

(3 мин)

Ритмичное взаимодействие, развитие успешности, произвольности

  1. «Савка и Гриша»

Развитие эмоционально выразительных средств

4)«Про бабушку»

(5 мин)

Повторение простых движений, развитие памяти

8.

9.04.2019

  1. «Утутушка»

(2 мин)

Освоение пространства зала, развитие внимания и произвольности

2) «Тук-тук на»

(3 мин)

Ритмичное взаимодействие, развитие успешности, произвольности

  1. «По мосточку»

(5 мин)

Развитие эмоционально выразительных средств

  1. «Автобус»

(5 мин)

Повторение простых движений, развитие памяти

9.

16.04.2019

1)«Утутушка»

(2 мин)

Освоение пространства зала, развитие внимания и произвольности

2) «Тук-тук на»

(3 мин)

Ритмичное взаимодействие, развитие успешности, произвольности

3)«Один симпатичный пингвинчик»

Развитие эмоционально выразительных средств

  1. «Падай падай и замри!»

(5 мин)

Развитие произвольности и переключения между действиями

10.

23.04.2019

1)«Утутушка»

(2 мин)

Освоение пространства зала, развитие внимания и произвольности

2) «Тук-тук на»

(3 мин)

Ритмичное взаимодействие, развитие успешности, произвольности

3)«Больные обезьяны»

Развитие эмоционально выразительных средств

4)«Скучно скучно так сидеть»

Развитие произвольности и переключения между действиями

Диагностика

Для диагностики использовались нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте  Ж.М. Глозман для детей 3 лет (см. прил.2). Оценивались следующие критерии при обследовании ребенка.

  1. Общая характеристика ребенка (0 – нет нарушений, 3 балла- стабильные трудности).
  • Оценивалась ориентировка в месте, в некоторых своих данных.
  • Оценивалась адекватность поведения ребенка на развивающих занятиях.
  • Оценивалась критичность ребенка к результатам своей деятельности.

  1. Исследование движений и действий
  • Оценивался динамический праксис
  • Оценивался пересчет пальцев
  • Оценивался праксис позы
  1. Восприятие
  • Оценивалась узнавание реалистичных изображений (соотнесение картинок)
  1. Речь
  • Оценивалось понимание инструкции
  • Оценивался показ реалистичных изображений
  1. Память и интеллектуальные функции
  • Оценивалась зрительная память (чего не стало)
  • Оценивалось наглядно-действенное мышление (матрешка)
  • Оценивалось наглядно-образное мышление (собирание картинки)