Мои публикации (грамоты)
Дипломы и грамоты
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Современные требования к качеству урока
Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым.
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель, к которому предъявляются следующие требования:
во-первых, это профессионал, который
•демонстрирует универсальные и предметные способы действий
•инициирует действия учащихся
•консультирует и корректирует их действия
•находит способы включения в работу каждого ученика
•создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
В чем же новизна современного урока в условиях компетентностно-ориентированного образования?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Какие требования предъявляются к современному уроку?
А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время-сбережение и здоровье-сбережение;
- в центре внимания урока – дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Приведенное ниже описание деятельности учителя позволяет выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей среды.
К необходимым, можно отнести следующие:
- Самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
- Самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений, компетентностей).
- Осознанность цели работы и ответственность за результат.
- Реализация индивидуальных интересов учащихся.
- Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
- Формирование понятий и организация своих действий на их основе.
- Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.).
- Демонстрация учителем компетентного поведения.
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта.
Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. Учителю всегда нужно помнить о своей миссии-формировать целостное мышление ученика.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой качества человека, с его опережающим развитием в системе образования, которая формирует общественный интеллект как фактор прогрессивного развития общества. Задача учителя - создание в классе развивающей среды.
Приведенное ниже описание деятельности учителя позволяет выделить те характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей среды.
К необходимым, можно отнести следующие:
- самостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
- самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений, компетентностей).
- осознанность цели работы и ответственность за результат.
- реализация индивидуальных интересов учащихся.
- групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
- формирование понятий и организация своих действий на их основе.
- использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.).
- демонстрация учителем компетентного поведения.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Урок различают по его типу:
Основные типы уроков.
Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4].
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью
Каждый учитель должен активнее и эффективнее использовать современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе, многие из которых опираются на системно-деятельностный подход, что является основой ФГОС второго поколения, в частности — метод проектов;
Методы и формы современного урока:
- метод проектов;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии (интеграция);
- портфолио.
Метод проектов хорошо прижился в начальной школе. Проектов проходит много: долгосрочные и краткосрочные, коллективные и индивидуальные, предметные и межпредметные.
Без применения ИКТ не может быть современного урока.
ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
- создание презентаций к урокам;
- работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;
- использование готовых обучающих программ;
- разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
- создание текстовых работ;
обобщение методического опыта в электронном виде
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
С.И. Гессен.
То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это?
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам..
Структура технологической карты включает:
- название темы;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
- основные понятия темы;
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
В заключении.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?
Современный урок – это:
- урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
- урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
- урок, содержащий разные виды деятельности.
- урок, на котором ученику должно быть комфортно.
- урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
- современный урок развивает у детей креативное мышление.
- современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
- урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Предварительный просмотр:
«Особенности преподавание истории и обществознания в вечерней школе».
В нашей стране наряду с дневными школами существуют и вечерние общеобразовательные школы, в которые приходят учащиеся , как правило со сложными судьбами.
Причины прихода в вечернюю школу:
- Конфликты с учителями;
- Пробелы в знаниях;
- Пропуски уроков;
- Совершение правонарушений;
- Отсутствие интереса родителей к воспитанию и обучению своего ребенка, контроля за воспитуемыми;
- Недостаток финансовых возможностей семьи;
- Отсутствие нормальных бытовых условий дома,
Представление учебного плана администрации основывалось на обеспечении конституционных прав на образование самых различных возрастных и социальных слоев населения, чтобы учащиеся получили реальную возможность выбора наиболее подходящих для себя форм, способов, содержания и темпа учебной деятельности. Открытая школа не может опереться только на традиционную классно- урочную систему: ее учащиеся совершенно разнородны по возрастному составу, уровню подготовленности и социальному опыту. Поэтому школа доставляет учащимся заочную и очную формы обучения. Основой организации учебной работы при заочной форме обучения является: самостоятельная работа, групповые консультации, зачеты. Учебные часы для группы еженедельно равномерно распределяются в течение 4 учебных дней. Факультативы и индивидуальные консультации включаются в общее расписание занятий. Таким образом, школа придерживается принципа социальной открытости - получение образования по месту жительства очно, заочно, независимо от социального положения, происхождения, национальности, возраста, семейного положения, состояния здоровья.
Ориентируясь на это, я считаю своей основной педагогической задачей поиск и реализацию новых форм работы с обучающимися для формирования познавательной учебной мотивации, для успешного полного освоения образовательной программы и подготовке к внедрению ФГОС.
К тому же, стоит особое внимание уделить подготовке к ЕГЭ, так как итоговая аттестация проходит на общих основаниях, наряду с обучающимися очных школ.
Учитывая вышеуказанные проблемы преподавания истории и обществознания в вечерней школе, я считаю необходимым следующую организацию обучение истории и обществознания:
1. Сжатие учебного материала до пределов основного содержания, раскрывающего суть явления, события, процесса.
2. Постоянное повторение пройденного материала на каждом уроке и проведение повторительно-обобщающих уроков по каждому разделу.
3. Регулярная работа над различного рода сравнительными характеристиками, закрепляющая знания и расширяющая представления о предмете изучения.
4. Регулярное проведение зачетов.
5. Предоставление заданий разного уровня сложности и видов деятельностив формате ЕГЭ и ОГЭ.
6. Обязательная работа по развитию образного мышления, коррекции знаний.
7. Частое использование комбинированных форм урока, включающих разные виды деятельности личностно-ориентированного подхода и дифференцированное обучение.
сложными для восприятия являются такие темы как: «Смутное время», «Эпоха дворцовых переворотов», «Россия в первой половине ХIХ»
«Гражданская война», «Индустриализация и модернизация», период мировой истории между двумя мировыми войнами, т.е. те, где периоды
характеризуются множеством разнородных событий с участием множества исторических персонажей.
При изучении новых глав предпочитаю блочную подачу материала. На первом уроке даю под запись суть происходящего всего раздела: основные проблемы , имеющиеся варианты решения, характеризую силы, взявшие на себя их реализацию, этапы, даты, исторических персонажей данного периода, также иллюстрационный (бумажный или электронный) материал.
Затем следует практическая работа по закреплению. На уроках совместно выясняется роль тех или иных участников и сил, выделяются основные и побочные факторы, внешние и внутренние. Рассматриваются варианты развития событий, моделируются ситуации. На этом этапе очень важно дать высказаться, даже если мнение ошибочно и ненаучно.
Моделирование ситуации при детальном знании предмета учителем поможет проявить активность учеников и закрепить знания, без навязывания. Таким образом я формирую представление у обучающихся, что он сам свободно пришел к этому представлению.
Закрепляется успех учащегося и уверенность в своих силах.
На повторительно-обобщающем следует краткое повторение, создание слайд- презентаций самими учащимися , выполняются тестовые работы в формате ЕГЭ, делается окончательный вывод.
Изучение новой темы может начинаться (если у обучающихся имеется хоть какое-то представление) и с обсуждения, беседы, дискуссии, решения какой-то задачи, нестандартных подходов.
Это позволяет повысить мотивацию в работе. В этом случае учитель выслушивает и фиксирует каждое мнение, обобщает, устраняет противоречия и затем предлагает выяснить истинное положение вещей. Здесь необходимо использовать мемуарную литературу, данные статистики, мнения известных историков, факты и документы. В конце урока следует практическая работа по выборке материала с записью в тетради. В то же
время у учителя остается возможность индивидуальной работы с отстающими
Работа по составлению сравнительных характеристик как форма повторительно- обобщающего урока особенно актуальна при синхронном курсе истории. Это позволяет представить историю как общемировой процесс взаимодействия народов и цивилизаций, расширяя систему «Всеобщая история – История России» и, таким образом, выполнять
воспитательную функцию.
На всех этапах своей работы учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого обучающегося, домашние задания всегда дифференцируются.
Этим видом работы обеспечивается познавательная деятельность учащихся, создаётся психологический настрой на изучение материала, организуется устойчивое внимание и закрепление знаний для установления многосторонних связей.