Окружной конкурс педагогического мастерства - 2020 Номинация «Воспитатель года Ямала - 2020»

Борисова Ольга Валерьевна

Конспект НОД "Пропавшие ноты" старшая группа

Технологическая карта к НОД

Мастер-класс «Приемы использования мнемотехники в музыкальной деятельности с детьми-инвалидами»

Презентация к мастер-классу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружной конкурс педагогического мастерства - 2020

Номинация «Воспитатель года Ямала - 2020»

Муниципальное образование Тазовский район

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми

Тема: «Пропавшие ноты»

Составитель: Музыкальный руководитель

Борисова Ольга Валерьевна

\

п. Тазовский

2020 год

Организации образовательной деятельности с детьми

Образовательная область

Художественно – эстетическое развитие (музыка)

Возраст детей, группа

Старшая группа (5-6 лет)

Тип

Комбинированное занятие

Тема

«Пропавшие ноты»

Цель

Использование мнемотаблиц в развитии музыкальных способностей дошкольников.

Задачи

  1. Совершенствовать певческие и ритмических навыков с помощью мнемотаблиц;
  2. Обогатить музыкальный опыт детей посредством разнообразной музыкальной деятельности;
  3. Активизировать слуховую и ритмическую восприимчивость;
  4. Воспитывать культуру общения, чувство сопереживания.

Методы и приемы

Объяснительно – иллюстративный, игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, вопросы к детям.

Оборудование и материалы

Колибри (интерактивная доска); фортепиано, музыкальные инструменты: колокольчики 2 шт., бубен, деревянные ложки 2 пары, маракасы 2 шт. Стаканчики пластмассовые. Мольберт (магнитный), коробка для сюрпризного момента, шар обычный гелиевый 1шт., маленькие гелиевые шары 8 шт., презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Дети заходят в зал, музыкальный руководитель их встречает. Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Валерьевна. Я очень рада встречи с вами! И хочу с вами разучить замечательную песню про козлика, сейчас я вам ее исполню, а вы послушайте. (музыкальный руководитель начинает играть, инструмент не издает звука)

Ой, ребята, инструмент не издает звуков, что случилось с ним?

Дети: Сломался, его надо включить итд)

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите (Музыкальный руководитель обращаем внимание на нотный стан).

Что это ребята? (нотный стан) А что такое нотный стан? (это дом где живут ноты). Вы видите здесь ноты?

Дети: Нет

Музыкальный руководитель: И я не вижу, куда они могли деться?

Дети: Их кто-то украл.

(Музыкальный руководитель обращает внимание на ноту, которая лежит на полу).

Музыкальный руководитель: Ой смотрите нота, но она всего одна, а линеек много, значит где-то должны быть еще ноты, надо искать, я дума. Где-то здесь есть подсказка (обращаем внимание на воздушный шарик)

Ой, ребята, я что – то вижу (обращает внимание детей на воздушный шарик фиолетового цвета), да это же воздушный шарик, давайте подойдем поближе.

(к веревке привязана письмо). Здесь письмо, что же там написано, давайте прочитаем.

(Музыкальный руководитель читает письмо):

Пишет нам Фея музыки:

Злой волшебник украл все ноты,

Без них пианино не будет звучать.

Ребята, помогите вернуть ноты.

Для этого нужно отправиться в путешествие, чтобы их найти.

Найдите карту и следуйте по ней.

А поможет вам в этом карта, чтобы ее найти нужно отгадать загадку.

(загадка про дерево)

Идем к дереву, а вот и карта, давайте посмотрим, что на ней изображено (рассматриваем карту) Куда нам идти?

Дети: к пальме

Музыкальный руководитель: Пальмы нигде нет, а что растет на пальме?

Дети: Кокосы

Музыкальный руководитель: Ищем кокосы, идем к ним.

Основная часть

Музыкальный руководитель: Тут тоже письмо, давайте присядем на цветочную поляну и прочитаем его.

Музыкальный руководитель читает письмо: «На острове давно не было слышно ритмичных звуков, помогите исправить это, что бы на острове опять звучала ритмичная музыка».

Музыкальный руководитель: Нам нужен с вами ритм, на чем мы сейчас можем его простучать?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Сейчас мы стучим по своим коленям, затем берем стаканчик в руки и стучим им по полу, проговаривая чистоговорку.

Ба-ба-ба, у меня труба

Бы-бы-бы, нет у нас трубы.

Теперь все вместе. Какие вы молодцы, выполнили задание, теперь поищем ноты. Нашли! Складываем их в нашу корзинку.

Смотрим дальше нашу карту, что изображено, куда идем? (к танцующим детям)

Нам с вами нужно разучить танец, а помогут нам разучить движения, музыкальный коврик. Давайте посмотрим какие движения изображены?

Давайте встанем с вами в круг, поделимся на пары. Я буду показывать одну из картинок, какое движение будет изображено, то вы и выполните.

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель показывает карточки с движениями, дети смотрят и выполняют соответствующие движения.

Музыкальный руководитель: Это задание мы выполнили, кладем ноты в корзинку и смотрим дальше нашу карту.

Кто изображён на карте?

Дети: Дирижер.

 Музыкальный руководитель: Кто такой дирижер, что он делает?

Дети: Управляет оркестром.

Музыкальный руководитель: В оркестре на чем играют?

Дети: На музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель: Значит где-то должны быть инструменты, давайте искать.

Музыкальный руководитель вместе с детьми идут к музыкальным инструментам, читает записку:

Музыкальный руководитель: Здесь тоже послание, читаем.

 «На чудесном острове исчезли все музыканты. Дирижер остался один, нам надо ему помочь». Поможем?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Давайте пройдем на нашу поляну с красными цветами, каждый встанет на свой цветочек. Посмотрите, что в корзине?

Дети: Музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель: Ребята, на экране будут изображены музыкальные инструменты, чей инструмент появится на экране, тот и играет. (Раздает инструменты). Готовы? Будьте внимательны.

Дети проиграли мелодию на инструментах.

 Детский оркестр «Огородная»

Музыкальный руководитель: Вот и ноты за ваше замечательное исполнение. (Берут ноты и кладут в корзинку). Ребята, теперь у нас есть все ноты, нам надо разместить их на нотный стан.

Дети подходят к нотному стану и вставляют ноты в кармашки, по очереди.

Музыкальный руководитель: Ура ребята! У нас получилось найти все ноты! Ноты мы нашли, значит надо проверить появился ли звук у пианино? (играет, звук идет). Ребята, теперь, когда у появился звук, мы можем разучить с вами песню. Но для начала я вам ее исполню, а вы внимательно послушаете и скажете, о чем она. (Играет) О чем песня?

Дети: О козлике, который потерял маму.

Музыкальный руководитель: как вы думаете какое настроение у козлика?

Дети: грустное, он испугался что остался один.

Музыкальный руководитель: Давайте разучим отрывок из песни, предлагаю вам сесть в кружок, перед вами таблица и картинки. Я буду проговаривать слова песни, а вы складывайте в кармашек соответствующую картинку.

Музыкальный руководитель выставляет составленную детьми мнемотаблицу на доску, дети исполняют по таблице песню «Про козлика».

Дети встают полукругом и пропевают песню по составленной ими таблице.

Заключительная часть

Музыкальный руководитель:

Как здорово ребята, мы с вами справились со всеми заданиями, нашли все ноты и наш инструмент снова зазвучал.

Что вам больше всего понравилось? А тебе? А тебе?

А что было трудно (имя ребенка)? А тебе?

Кому помог музыкальный коврик в разучивание песни и танца?

Ответы детей.

Ребята, за то, что вы мне сегодня помогли я приготовила вам сюрприз! (Музыкальный руководитель открывает коробку, оттуда вылетают маленькие гелиевые шарики разных цветов, на веревке шаров привязаны красивые нотки).

Музыкальный руководитель раздает шарики детям и прощается с ними.

Дети выходят под музыку из музыкального зала.

Список использованной литературы:

  1. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду.
  2. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста, 2010.
  3. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры, 2010
  4. И.Каплунова, И.Новоскольцева Программа музыкального воспитания для дошкольного возраста (старшая группа) «Ладушки»

Музыкальное оформление:

  1. Песня «Про козлика» музыка и слова Г. Струве «Праздник каждый день» И.Каплунова, И.Новоскольцева.
  2. «Да здравствует сюрприз!» - текст песни Ю.Энтин, композитор М.Минков.
  3. https://www.youtube.com/watch?v=cTq46NyWexQ 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по музыкальному развитию.

Борисова О.В.., музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Радуга» п. Тазовский

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие (музыка)

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа

Тип НОД

Комбинированное: теоретическая часть (создание проблемной ситуации), практическая деятельность (музыкально-ритмические движения, игра на ДМИ, пение)

Тема НОД

«Пропавшие ноты»

Цель

Использование мнемотаблиц в развитии музыкальных способностей дошкольников.

Задачи

  1. Совершенствовать певческие и ритмических навыков с помощью мнемотаблиц;
  2. Обогатить музыкальный опыт детей посредством разнообразной музыкальной деятельности;
  3. Активизировать слуховую и ритмическую восприимчивость;
  4. Воспитывать культуру общения, чувство сопереживания.

Материал

Средства обучения: демонстрационный материал, видеоролик «Детский оркестр»;

Оборудование и материалы: колибри (интерактивная доска); синтезатор, музыкальные инструменты: колокольчики 2 шт., бубен, деревянные ложки 3 пары, стаканчики пластмассовые, мольберт (магнитный), коробка для сюрпризного момента, шар гелиевый 1 шт., маленькие гелиевые шары 8 шт.

Предполагаемый результат

Знают звучание музыкальных инструментов таких, как бубен, барабан, колокольчик, деревянные ложки, могут различить их по звучанию.

Могут разучить по картинкам песню и музыкально-ритмические движения

Этапы НОД

Ход педагогического мероприятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

1. Введение в ситуацию

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встречи с вами!

Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.

Музыкальный руководитель концентрирует внимание детей на совместную деятельность

В беседе взаимодействуют с музыкальным руководителем

Интерес к музыкальной деятельности

Ответы детей. Представление информации друг другу и музыкальному руководителю

2. Актуализация знаний.

Затруднение в ситуации.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите (Музыкальный руководитель обращаем внимание на нотный стан).

Что это ребята? (нотный стан) А что такое нотный стан? (это дом где живут ноты). Вы видите здесь ноты?

Дети: Нет

Музыкальный руководитель: И я не вижу, куда они могли деться?

Дети: Их кто-то украл.

(Музыкальный руководитель обращает внимание на ноту, которая лежит на полу).

Музыкальный руководитель: Ой смотрите нота, но она всего одна, а линеек много, значит где-то должны быть еще ноты, надо искать, я дума. Где-то здесь есть подсказка (обращаем внимание на воздушный шарик)

Ой, ребята, я что – то вижу (обращает внимание детей на воздушный шарик фиолетового цвета), да это же воздушный шарик, давайте подойдем поближе.

(к веревке привязана письмо). Здесь письмо, что же там написано, давайте прочитаем.

(Музыкальный руководитель читает письмо):

Пишет нам Фея музыки:

Злой волшебник украл все ноты,

Без них пианино не будет звучать.

Ребята, помогите вернуть ноты.

Для этого нужно отправиться в путешествие, чтобы их найти.

Найдите карту и следуйте по ней.

А поможет вам в этом карта, чтобы ее найти нужно отгадать загадку.

(загадка про дерево)

Создание мотивационной ситуации. Постановка детской цели

Создается проблемная ситуация. Педагог играет на инструменте, но он не издает звуков.

Решение проблемной ситуации – по запискам выполняются задания, за которые получают ноты.

Проверяют инструмент, нажимают на клавиши.

Анализируют свои действия

Выбор источников передачи информации из личного опыта.

Коммуникативные умения.

Ответы детей.

Наблюдение за работой детей

3. Открытие нового знания или способа действий

Идем к дереву, а вот и карта, давайте посмотрим, что на ней изображено (рассматриваем карту) Куда нам идти?

Дети: к пальме

Музыкальный руководитель: Пальмы нигде нет, а что растет на пальме?

Дети: Кокосы

Музыкальный руководитель: Ищем кокосы, идем к ним.

Музыкальный руководитель: Тут тоже письмо, давайте присядем на цветочную поляну и прочитаем его.

Музыкальный руководитель читает письмо: «На острове давно не было слышно ритмичных звуков, помогите исправить это, что бы на острове опять звучала ритмичная музыка».

Музыкальный руководитель: Нам нужен с вами ритм, на чем мы сейчас можем его простучать?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель: Сейчас мы стучим по своим коленям, затем берем стаканчик в руки и стучим им по полу, проговаривая чистоговорку.

Ба-ба-ба, у меня труба

Бы-бы-бы, нет у нас трубы.

Теперь все вместе. Какие вы молодцы, выполнили задание, теперь поищем ноты. Нашли! Складываем их в нашу корзинку.

Создать условия для открытия новых способов решения проблемы.

Воспитывать умение работать в группе.

Предполагают на чем можно простучать ритм, пробуют разные варианты (на коленях, ладоши, стаканчики)

Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения.

Усвоение общего способа действий.

Ответы детей. Представление информации друг другу и музыкальному руководителю

4. Введение новых знаний в систему знаний

Смотрим дальше нашу карту, что изображено, куда идем? (к танцующим детям)

Нам с вами нужно разучить танец, а помогут нам разучить движения, музыкальный коврик. Давайте посмотрим какие движения изображены?

Давайте встанем с вами в круг, поделимся на пары. Я буду показывать одну из картинок, какое движение будет изображено, то вы и выполните.

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель показывает карточки с движениями, дети смотрят и выполняют соответствующие движения.

Музыкальный руководитель: Это задание мы выполнили, кладем ноты в корзинку и смотрим дальше нашу карту.

Кто изображён на карте?

Дети: Дирижер.

 Музыкальный руководитель: Кто такой дирижер, что он делает?

Дети: Управляет оркестром.

Музыкальный руководитель: В оркестре на чем играют?

Дети: На музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель: Значит где-то должны быть инструменты, давайте искать.

Музыкальный руководитель вместе с детьми идут к музыкальным инструментам, читает записку:

Музыкальный руководитель: Здесь тоже послание, читаем.

«На чудесном острове исчезли все музыканты. Дирижер остался один, нам надо ему помочь». Поможем?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Давайте пройдем на нашу поляну с красными цветами, каждый встанет на свой цветочек. Посмотрите, что в корзине?

Дети: Музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель: Ребята, на экране будут изображены музыкальные инструменты, чей инструмент появится на экране, тот и играет. (Раздает инструменты). Готовы? Будьте внимательны.

Дети проиграли мелодию на инструментах.

Детский оркестр «Огородная»

Музыкальный руководитель: Вот и ноты за ваше замечательное исполнение. (Берут ноты и кладут в корзинку). Ребята, теперь у нас есть все ноты, нам надо разместить их на нотный стан.

Дети подходят к нотному стану и вставляют ноты в кармашки, по очереди.

Закреплять новые знания и способы их применения

По картинкам повторяют музыкально-ритмические движения и разучивают песню

Применение в практической деятельности.

Умение повторять музыкально-ритмические движения и разучивать песню по карточкам

Наблюдение за ответами детей

5. Осмысление (итог)

Музыкальный руководитель: Ура ребята! У нас получилось найти все ноты! Ноты мы нашли, значит надо проверить появился ли звук у пианино? (играет, звук идет). Ребята, теперь, когда у появился звук, мы можем разучить с вами песню. Но для начала я вам ее исполню, а вы внимательно послушаете и скажете, о чем она. (Играет) О чем песня?

Дети: О козлике, который потерял маму.

Музыкальный руководитель: как вы думаете какое настроение у козлика?

Дети: грустное, он испугался что остался один.

Музыкальный руководитель: Давайте разучим отрывок из песни, предлагаю вам сесть в кружок, перед вами таблица и картинки. Я буду проговаривать слова песни, а вы складывайте в кармашек соответствующую картинку.

Музыкальный руководитель выставляет составленную детьми мнемотаблицу на доску, дети исполняют по таблице песню «Про козлика».

Дети встают полукругом и пропевают песню по составленной ими таблице.

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности.

Разучивание песни по мнемотаблице

Дети совместно с педагогом поют песню и отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Ответы детей.



Предварительный просмотр:

Окружной конкурс педагогического мастерства - 2020

Номинация «Воспитатель года Ямала - 2020»

Муниципальное образование Тазовский район

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Мастер-класс

Тема: «Приемы использования мнемотехники в музыкальной деятельности с детьми-инвалидами»

Составитель:

Музыкальный руководитель

Борисова Ольга Валерьевна

п. Тазовский

2020

Теоретическая часть

Добрый день уважаемые коллеги, уважаемые жюри!

1 слайд. Хочу представить вам свой мастер класс по теме «Приемы использования мнемотехники в музыкальной деятельности с детьми-инвалидами».

2 Слайд.  Современная специальная педагогика и психология в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе искусства как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного развития.

Многочисленные методики музыкального воспитания детей инвалидов и музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия, так и дополнения музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия. Безусловно музыкальное воспитание и музыкальная терапия является эффективным и интересным видом деятельности для детей-инвалидов.

3 Слайд. Но на практике музыкальный руководитель сталкивается с трудностями в работе по музыкальному развитию детей-тгвалидов.

Для решения данных проблем, мною был проведен анализ использования различный технологий, приемов по музыкальному развитию и выбрала именно работа по мнемотаблицам как эффективный прием в работе с детьми-инвалидами.

4 Слайд. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Эта технология очень актуальна, удобна в работе музыкального руководителя.

Ввиду того, что в нашем детском саду в группе компенсирующей направленности дети с различными нарушениями, в развитии музыкальных способностей я использую индивидуальный подход к каждому ребенку при разработке индивидуальной программы.

5 слайд. Для детей с нарушениями зрения важно использование крупных, ярких изображений, образов при разучивании песен, музыкально – ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

Вот так выглядит таблица с кармашками, в которые вставляются картинки.

Перед вами готовый вариант, отрывок из песни «Солнышко» (сл.и муз. Е. Макшанцевой)

Можно песню сопровождать движениями, например: руки вверх-вниз.

6 слайд. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата мною используются подобные схемы в разучивании музыкально-ритмических движений. По ряду причин в связи с особенностями физиологических нарушений опорно-двигательного аппарата ребенок не может полностью разучить танец, некоторые движения, поэтому мы задействуем руки. Задачу по разучиванию музыкально- ритмических движений я реализую с помощью такого приема: визуализация и создания образа движений.

Определенные движения изображены в виде символов, картинки.

Например:

Как вы думаете какое движение может символизировать эта картинка - Но помните, что дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут выполнять движения только руками.

Эта картинка? А эта?

Попрошу вас мне помочь (вызываю коллегу) – вы составляете мнемотаблицу. А мы все вместе попробуем по составленной схеме выполнить упражнения. (Игра на синтезаторе).

После того как дети хорошо освоили, что означает каждый символ, количество движений увеличивается, мнемотаблица расширяется. Использования таких символов развивают: внимание, наглядно-образное мышление, восприятие. В более старшем возрасте к 6-7 годам я планирую чтобы дети сами придумывали и составляли мнемотаблицу.

 7 слайд. В развитии музыкальных способностей у детей с нарушением интеллекта интересным приемом считаю и применяю живые мнемотаблицы – это заранее записанная схема разучивания песни или танца, а также игра на детских музыкальных инструментах. Живые мнемотаблицы позволяют мне быть в это время с ребенком и помогать ему выбирать инструмент, разучить ритм, у меня не заняты руки инструментом или карточками. Больше мое внимание сосредоточенно на ребенке, так как у детей есть нарушение с самоорганизацией.

8 слайд. Показ живой мнемотаблицы.

9 слайд. Игра на музыкальных инструментах. Приглашаю выйти 5 человек, для непосредственно игры на музыкальных инструментах.

10 слайд. Использование мнемотаблиц в деятельности музыкального руководителя с детьми-инвалидами принесут результат только в том случае, когда эта работа комплексная совместно с другими специалистами и родителями. Поэтому на родительских собраниях, индивидуальных консультациях я делюсь материалами, даю рекомендации по разучиванию и закреплению музыкального репертуара в электронном и печатном виде.

Применяя мнемотаблицы уже год в работе с детьми инвалидами я наблюдаю динамику в развитии эмоциональной отзывчивости, в развитии динамического и тембрового слуха. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата повысился уровень самостоятельности в музыкальной деятельности. Эти изменения не значительные, но для детей с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии эта динамика важна.

11 слайд.

А теперь мне бы хотелось, чтобы вы оценили мой опыт работы. На слайде представлены уже знакомые вам символы, но они имеют другое значение. Посмотрите. На счет 1-2-3 по сигналу колокольчика прошу вас показать то движение, которое обозначает ваше впечатление от моего мастер-класса.

  (хлопки) – впечатлен, заберу с собой

  (волна) – интересно, я задумался

 (ветер) – послушал и забыл


Предварительный просмотр: