Я - педагог-психолог

Алтухова Алёна Васильевна

         Оглядываясь назад, все чаще задумываюсь, почему я пришла в психологию, что для меня психология, что я для психологии? Признаюсь честно, меня сразу заинтересовал мир этой науки, раскрывающий тонкости человеческого сознания, внутренний мир.

            Я – педагог-психолог. Я уверена, моя профессия важная и нужная. . На мой взгляд, человек, который связал себя с такой нелегкой профессией, должен обладать определенными качествами характера. Очень важными из них являются пунктуальность, аккуратность, ответственность, инициативность, устремленность, уверенность, рациональность, а еще не менее важным качеством будет являться интуиция, умение чувствовать другого человека.

            Профессии психолога можно только позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно.

            Эта профессия приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы, осуществление своей миссии и предназначения, является формой самопознания себя и других, позволяет изменить взгляд на многие события собственной жизни.

        Профессия моя не только глубокая и сложная, но и творческая, интересная. Она таит в себе много возможностей, приемов, путей решения. 

        Любая профессия, любой труд требует сил, эмоциональных затрат. Но я свой профессиональный путь стараюсь проходить с улыбкой. С улыбкой встречать детей, приходящих ко мне на индивидуальные и групповые занятия, родителей и педагогов, обратившихся за консультацией.

        Свою работу строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Для меня значим стиль отношений с родителями, коллегами, людьми, меня окружающими, а самым главным звеном в этой цепочке является ребенок. Важно уметь понять его, оценить его состояние, быть с ним искренним. У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; если ребенка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребенка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка подбадривают, он учится верить в себя; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в моей деятельности. Я все время стараюсь оценить, насколько комфортно моим подопечным в школе, на наших занятиях, создать уютную обстановку в кабинете, налаживать взаимодоверие со своими подопечными. Дети отвечают мне взаимностью.

            Хочется отметить,  что психология, как наука, многогранна. Главное, на мой взгляд, это то, что человек, пришедший в эту профессию, может найти себя и как психолог-консультант, как психолог-практик, или психодиагност, или все вместе. То есть всегда будет к чему стремиться, всегда можно будет попробовать научиться чему-то новому. В этой науке есть много направлений, из которых можно выбрать именно то, чем хочешь заниматься всю жизнь. Давно С.Д.Ушинский определил педагогическую аксиому: «Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне его нужно изучать». В каком именно направлении пошла я? На данный момент, работая в образовательном учреждении, я являюсь и психологом-консультантом, и психологом-практиком, и психодиагностом.

            На сегодняшний день актуальной проблемой для себя считаю социализацию и адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь им еще сложней выжить в современном мире. Работу с детьми, данной категории строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса. На данном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции Начиная от получения образования и заканчивая получением профессии и адаптацией  обществе. Это и побуждает меня искать новые и эффективные средства активизации образовательного процесса, новые формы и методы работы. Для более продуктивного использования времени работу с обучающимися стараюсь сделать познавательной и творческой, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии. Делаю так, чтобы детям было интересно. Это позволяет развивать  когнитивные процессы, способствует росту активности, формирует положительный эмоциональный фон. 

И все же педагог-психолог – профессия или призвание? Я отвечу так! Если в работе психолога преобладают техники и методики – вероятнее всего, что это профессия, а человек перед вами – профессионал. А если же психологу в процессе работы удается оставаться самим собой, ошибаться, учиться и расти вместе со своими учениками, если их встреча больше похожа на танец, чем на консультацию, тогда, вероятно, можно предполагать, что мы имеем дело с призванием. Найти свое призвание – это значит найти смысл жизни, найти свой талант, обрести свой путь и свое счастье.

            И я смею думать, что выбранная мною профессия педагога-психолога помогает мне воплотить в жизнь мои стремления и мечты, а именно: помогать людям в разрешении их проблем, дарить им тепло, ощущать свою значимость и ценность. Я хочу, чтобы наши дети не боялись жизненных ситуаций, а смело преодолевали трудности, чтобы они стремились к взаимопониманию, успеху. И я уверена, что у меня все получится, потому что я люблю детей и свою профессию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

и.о.директора  МБОУ

 «Ванзетурская СОШ»

__________М.А.Косенко

ПЛАН

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ВЫПУСКНИКОВ  9,11 КЛАССОВ

МБОУ «Ванзетурская СОШ»

на период с 20.11.2019 г.  по 31.05.2020 г

Вид

работы

Примечания

Дата проведения мероприятия

1.  Диагностический этап

Оценка стрессоустойчивости.

Получение информации, необходимой  для формирования субъектами

образовательного процесса (учителями,

родителями и самим школьником)

Диагностическое

Тестирование:

  1. Уровень школьной тревожности Филлипса
  2. Диагностика самооценки (уровень личностной и ситуационной тревожности) Ч.Д.Спилберга

ноябрь

 2019 г

2.  Консультационный этап

Совместная разработка со  школьниками, педагогами или

родителями условий, необходимых для

достижения планируемых личностных

преобразований на основе результатов

диагностического исследования

Практико-ориентированные уроки

с элементами тренинга:

  1. «Стресс – это урок жизни»

  1. «Учимся ставить цели»

декабрь

2019 г

3.  Формирующий этап

(формирование компонентов стрессоустойчивости)

1.  Формирование  мотивационного

компонента,  мотивации  на  самопознание  и  саморазвитие.

Повышение  познавательной

компетентности:  осознание  сущности

стрессовой  ситуации,  своих возможностей  и  сильных  сторон  при

возникновении  трудностей,  решении

жизненных  задач.  Осознание

собственной индивидуальности.

2.  Повышение  познавательной

компетентности,  развитие  навыков

определения  причин  возникающих

трудностей,  расширение  опыта  их

преодоления,  формирование  модели

стрессоустойчивой  личности.  Осознание  ее  личностных  механизмов,

критериев  конструктивного

преодоления.

3.Формирование  коммуникативной

компетентности.  Определение

модельных  характеристик

коммуникабельного  человека.  Оценка

потребности в общении.

4.  Повышение  познавательной

компетентности,  эмоциональной

грамотности.  Освоение  приемов

эффективного общения. Формирование

уверенного  поведения,  развитие  навыков самораскрытия.

Развитие  рефлексии  и

способности к саморегуляции.

5.  Преодоление  ригидности  мышления,

развитие  креативности,  пластичности,

творческой активности.

Тренинги  с  элементам

видео-тренинга:

  1. «Стресс и личность в современном обществе»

  1. «Повседневные сложные (микрострессоры) и критические (макрострессоры) жизненные события»

  1. «Типы реакций на стресс. Защитные механизмы личности»

  1. «Навыки психологической саморегуляции»

  1. «Управление эмоциями»

  1. «Мыслим позитивно»

январь – апрель

 2020 г

4.  Контрольный этап

Повторная диагностика. Оценка

динамики личностных преобразований.

Диагностическое

Тестирование:

  1. Уровень школьной тревожности Филлипса
  2. Диагностика самооценки (уровень личностной и ситуационной тревожности) Ч.Д.Спилберга
  3. Диагностика психо-эмоционального напряжения

май

 2020 г

  Педагог-психолог ______________________А.В.Алтухова



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МБОУ

 «Ванзетурская СОШ»

__________С.А.Поляков

ПЛАН РАБОТЫ

педагога-психолога

МБОУ «Ванзетурская СОШ»

Алтуховой Алёны Васильевны

на 2019-2020 учебный год


Цель деятельности: психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса

 Задачи:

  1. Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
  2. Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе.
  3. Формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности.
  4. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся.
  5. Содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
  6. Содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
  7. Оказание помощи в личностном развитии перспективным, способным, одаренным обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения.

 

Приоритетные направления в работе на 2019-2019 учебный год:

 

1. Мониторинг сформированности УУД у обучающихся 1-8 классов

2. Психологическая поддержка обучающихся 1 и 5 классов в период адаптации.

3. Психологическое сопровождение обучающихся 1-9 классов в работе ФГОС НОО и ООО.

4. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ.

5. Психологическое сопровождение детей «группы риска».

6. Психологическое сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении ООП.

7. Предпрофильная и профильная подготовка обучающихся, профориентация.

8. Развитие психологической компетентности субъектов образовательных отношений.

9. Поддержка исследовательской деятельности учащихся

I. Организационно-методическая работа

 №

Планируемые мероприятия

Сроки

Планируемый результат. Примечание.

1

Ознакомление с   планом работы школы на учебный год. Планирование работы психологической службы в соответствие с приоритетными направлениями ОО

Сентябрь

(1-15)

Согласованность работы разных специалистов и администрации

2

Индивидуальные консультации с педагогами по сопроводительной работе с обучающимися в течение года

Сентябрь

Составление еженедельной сетки сопроводительной работы с обучающимися, педагогами, родителями в течение учебного года

3

Составление совместного плана работы социально-психологической службы школы на учебный год.

Сентябрь

Планирование профилактических мероприятий с детьми «группы риска»

4

Оформление информационного стенда по социально-психологической службе

Ноябрь

 

5

Участие в проведении М/О :

«Особенности адаптационного периода у детей 1-х классов. Рекомендации классным руководителям по оказанию помощи детям с низким уровнем адаптации» (М/О НК)

«Возрастные особенности детей подросткового периода. Особенности адаптации детей 5-х классов» (М\О классных руководителей)

 По плану школьных методических объединений

Взаимодействие с классными руководителями  обучающихся. Повышение психологической компетентности педагогов в работе с детьми с трудностями в обучении и проблемами в поведении

 

6

Индивидуальные и групповые консультации педагогов по вопросам взаимодействия с  обучающимися

В течение года

Выработка эффективных форм взаимодействия между педагогами и обучающимися

7

Выступления на педагогических советах, методических семинарах, родительских всеобучах

В течение года

Получение педагогами сведений о ходе психологической работы с обучающимися по различным направлениям

8

Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов и родительских собраний

В течение года

Методические рекомендации классным руководителям в проведении просветительской работы.

9

Участие в работе педагогов-психологов района, участие в семинарах, конференциях, открытых родительских собраниях (по возможности)

В течение года

Повышение уровня профессиональной компетенции

10

Проведение общешкольных тематических классных часов с обучающимися

В течение года

11

Изучение нормативных документов и психологической литературы

В течение года

Осведомленность в области психологических знаний на современном этапе

12

Изготовление пособий к занятиям. Оборудование кабинета.

В течение года

 

II. Диагностическая работа

 № п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат. Примечание

1

Проведение диагностических методик на определение адаптации первоклассников к школьному обучению:

Тест Керна-Йерасика;

«Графический диктант» Эльконина;

Методика Кумариной;

Проективные методики – «Моя семья», «Детский сад – школа», «Мой портрет»

Обучающиеся 1 класса

Октябрь

Определить уровень адаптационного периода у первоклассников. Выработка рекомендаций классным руководителям и родителям.

2

Прослеживание хода адаптации обучающихся 5-х классов:

Тест школьной тревожности Филлипса;

Социометрия;

Методика САН;

Методика неоконченных предложений «Я и мой класс»

Обучающиеся  5 класса

Октябрь

Выявление дезадаптированных детей. Выработка рекомендаций родителям и классным руководителям

3

Изучение уровня школьной мотивации

Обучающиеся

2-3 классов

декабрь

Определение причин низкой мотивации. Индивидуальное консультирование кл. руководителей и родителей

4

Определение уровня сформированности УУД

Обучающиеся 1-8 классов

Октябрь -Ноябрь(старт)

 Март - апрель (итог)

Выявления уровня сформированности УУД обучающихся

Личностные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  • Беседа о школе  (модифицированный вариант)  (Нежнова Т.А., Эльконин Д.Б Венгер А.Л.)
  • Анкета школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)
  • Методика самооценки Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников)

Познавательные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  • «Кодирование»(11-й субтест Д.Векслера в версии А.Ю. Панасюка);
  • «Проба на определение количества слов в предложении» (С.Н.Карпова);
  • «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия» (Ж.Пиаже, А. Шеминьска)
  • «Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» (А.Р. Лурия, А.С. Цветковой)

Регулятивные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  • «Кодирование»(11-й субтест Д.Векслера в версии А.Ю. Панасюка);
  • «Лесенка» (В.Г. Щур);
  • «Корректурная проба» (Б.Бурдон)

Коммуникативные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  •  «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
  • Задание «Братья с сестра» Ж. Пиаже

1 класс

Ноябрь, март

Личностные УУД

Умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Познавательные УУД

Умение учащихся осуществлять кодирование (замещение) с помощью символов, различать предметную и речевую действительность, сформированность логических действий установления взаимнооднозначного соответствия и сохранения дискретного множества

Регулятивные УУД

Осуществление действия по образцу и заданному правилу, сохранение заданной цели, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию  взрослого, умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

Коммуникативные УУД

Умение учащихся договариваться, аргументировать своё предложение, убеждать.

Способность к взаимоконтролю и взаимопомощи.

Направленность на учет позиции партнера.

Соблюдение простейших норм  речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Личностные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование

Методики:

  • «Отношение к школе» Н. Лускановой
  • «Школа зверей»
  • Анкета школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Познавательные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  • «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене);

Регулятивные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  • «Кодирование»(11-й субтест Д.Векслера в версии А.Ю. Панасюка);

Коммуникативные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  •  «Рукавички» (Г.А. Цукерман);
  • задание «Левая и правая стороны» (Ж Пиаже);
  • Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

2 класс

Октябрь, март

Личностные УУД

Умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Познавательные УУД

Уровень развития операции логического мышления (выделение существенных признаков), словесно-логического мышления, сформированность общего приёма решения задач

Регулятивные УУД

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, сохранять ее при выполнении учебных действий и регулировать процесс выполнения с осознанием структуры найденного способа решения новой задачи.

Умение оценивать выполненное задание по заданным параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении

Коммуникативные УУД

Активность участия в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Умение читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Личностные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование

Методики:

  • «Отношение к школе» Н. Лускановой
  • Методика КТО Я? (модификация методики Куна)
  • Методика «Лесенка»
  • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой).

Познавательные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  • «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене);

Регулятивные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  • «Кодирование»(11-й субтест Д.Векслера в версии А.Ю. Панасюка);
  • «Лесенка» (В.Г. Щур);
  • Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)

Коммуникативные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  • Анкетирование учащихся Н.Ю. Яшиной
  • «Совместная сортировка?» (А.Г. Цукерман)

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)

3 класс

Октябрь, март

Личностные УУД

Умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Познавательные УУД

Уровень развития операции логического мышления (выделение существенных признаков), словесно-логического мышления, сформированность общего приёма решения задач, умение ученика определять тип задачи и способ ее решения

Регулятивные УУД

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, сохранять ее при выполнении учебных действий и регулировать процесс выполнения с осознанием структуры найденного способа решения новой задачи с использованием в работе литературы, приборов, инструментов.

Определять план выполнения заданий и корректировать его в соответствии с условиями выполнения и результатом действий на определенном этапе.

Умение оценивать выполненное задание по заранее представленным параметрам.

Коммуникативные УУД

Активность участия в диалоге, в работе группы.

Умения: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, договариваться друг с другом.

Понимание смысла высказываний других людей и умение выражать свою точку зрения

Личностные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование

Методики:

  • Тест «Какой я»
  • Методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой
  • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой)  

Познавательные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  • Выделение существенных признаков
  • Методика логические задачи (А.З. Зак)

Регулятивные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  • «Кодирование»(11-й субтест Д.Векслера в версии А.Ю. Панасюка);
  • Методика «Как поступить» Р. Жиля
  • Анкетирование учащихся (сост. Н.Ю. Яшина)

Коммуникативные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  • «Рукавички»
  • Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»)
  • Методика «Ковер» (Л. Пепло)
  • Социометрия

4 класс

Октябрь. март

Личностные УУД

Умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Познавательные УУД

Уровень развития операции логического мышления (выделение существенных признаков), словесно-логического мышления, сформированность общего приёма решения задач, умение ученика определять тип задачи и способ ее решения

Регулятивные УУД

Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, сохранять ее при выполнении учебных действий и регулировать процесс выполнения с осознанием структуры найденного способа решения новой задачи с использованием в работе литературы, приборов, инструментов.

Коммуникативные УУД

Умения: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, договариваться друг с другом.

Понимание смысла высказываний других людей и умение выражать свою точку зрения.

Владение большим словарным запасом и активное пользование им;

усваивание учебного материала;

обратная связь(пересказ, рассказ)

Личностные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование

Методики:

  • Тест «Мое отношение к учению»
  • Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)
  • Анкета оптанта «карта интересов» А.Е. Лоломштока
  • Методика САН или цветовой тест Люшера

Познавательные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  • Методика «ГИТ»

Регулятивные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирование.

Методики:

  • «Логические задачи» (А.3. Зак)

Коммуникативные УУД

Наблюдение, анализ самостоятельного выполнения заданий, тестирования.

Методики:

  • «Ваза с яблоками» (модифицированная проба) Ж.Пиаже
  • Задания «Дорога к дому»
  • Социометрия

5 класс

Ноябрь, апрель

Личностные УУД

Умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Познавательные УУД

Уровень развития операции логического мышления (выделение существенных признаков), словесно-логического мышления, сформированность общего приёма решения задач, умение ученика определять тип задачи и способ ее решения

Регулятивные УУД

Определять план выполнения заданий и корректировать его в соответствии с условиями выполнения и результатом действий на определенном этапе.

Умение оценивать выполненное задание по заранее представленным параметрам

Коммуникативные УУД

Умения: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, договариваться друг с другом.

Понимание смысла высказываний других людей и умение выражать свою точку зрения

Личностные УУД

  • Тест школьная тревожность Филипса
  • Анкета «Учебная мотивация» Н.Г. Лускановой.
  • Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних классах (А. Прихожан)
  • ДДО

Познавательные УУД

  • ГИТ (субтесты 3,5,6)

Методика «Интеллектуальная лабильность»

Регулятивные УУД

  • ГИТ (субтесты 1,4)
  • Методика «Интеллектуальная лабильность».

Коммуникативные УУД

  • Социометрия
  • Методика «Выбор»
  1. Анкета «Учебная мотивация» Н.Г. Лускановой, №8,9,10.
  • Тест школьной тревожности Филлипса (2,8)

6 класс

Ноябрь, апрель

Личностные УУД

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Формирование ценностных ориентаций.

Познавательные УУД

Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Регулятивные УУД

Отражают способность учащегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка

Коммуникативные УУД

Обеспечивают: социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со советниками и взрослыми.

Личностные УУД

  • Тест школьная тревожность Филипса
  • Анкета «Учебная мотивация»
  • Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (А Прихожан)
  • ДДО  

Познавательные УУД

  • ГИТ (субтесты 3,5,6)

Методика интеллектуальная «лабильность»  

Регулятивные УУД

  • ГИТ (субтесты 1,4)
  • Методика «Интеллектуальная лабильность».

Коммуникативные УУД

  • Социометрия
  • Методика «Выбор»
  • Анкета «Учебная мотивация» Н.Г. Лускановой
  • Тест школьной тревожности Филлипса (2, 8 фактор)

7 класс

Ноябрь, апрель

Личностные УУД

Умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Познавательные УУД

Уровень развития операции логического мышления (выделение существенных признаков), словесно-логического мышления, сформированность общего приёма решения задач, умение ученика определять тип задачи и способ ее решения

Регулятивные УУД

Определять план выполнения заданий и корректировать его в соответствии с условиями выполнения и результатом действий на определенном этапе.

Умение оценивать выполненное задание по заранее представленным параметрам

Коммуникативные УУД

Умения: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, договариваться друг с другом.

Понимание смысла высказываний других людей и умение выражать свою точку зрения

Личностные УУД

  • Тест школьная тревожность Филипса
  • Анкета «Учебная мотивация»
  • Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (А Прихожан)
  • ДДО  

Познавательные УУД

  • ГИТ (субтесты 3,5,6)

Методика интеллектуальная «лабильность»  

Регулятивные УУД

  • ГИТ (субтесты 1,4)
  • Методика «Интеллектуальная лабильность».

Коммуникативные УУД

  • Социометрия
  • Методика «Выбор»
  • Анкета «Учебная мотивация» Н.Г. Лускановой
  • Тест школьной тревожности Филлипса (2, 8 фактор)

8 класс

Ноябрь, апрель

Личностные УУД

Умение учащихся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения

Познавательные УУД

Уровень развития операции логического мышления (выделение существенных признаков), словесно-логического мышления, сформированность общего приёма решения задач, умение ученика определять тип задачи и способ ее решения

Регулятивные УУД

Определять план выполнения заданий и корректировать его в соответствии с условиями выполнения и результатом действий на определенном этапе.

Умение оценивать выполненное задание по заранее представленным параметрам

Коммуникативные УУД

Умения: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, договариваться друг с другом.

Понимание смысла высказываний других людей и умение выражать свою точку зрения

5

Проведение методики на выявление интересов и склонностей «Карта интересов»

Обучающиеся  8 класса

Февраль

Определение учебных  и профессиональных интересов. Выработка рекомендаций обучающимся по профессиональному самоопределению

6

Диагностика показателей готовности детей начальной школы к переходу в среднее звено

Обучающиеся   4 класса

Апрель

Выявление детей с низким уровнем готовности. Выработка рекомендаций классным руководителям и родителям

7

Изучение уровня школьной мотивации

Обучающиеся 1 класса

Март

Выявление детей с низким уровнем мотивации. Индивидуальная работа по выявленным проблемам

8

Диагностические методики выявления уровня актуального развития обучающихся

Обучающиеся  школы

Сентябрь-апрель

Подготовка документов на ПМПК. Выработка рекомендаций  по дальнейшему обучению учащихся

9

Диагностика определения  уровня тревожности

Обучающиеся 1-8 классов

Сентябрь

Выявление обучающихся «группы риска с целью проведения коррекционной работы с ними

10

Диагностические методики познавательных процессов (память, внимание, мышление), мотивации учения, эмоционального благополучия, профессиональных интересов

Обучающиеся 1-8 классов

В течение года

По запросам кл. руководителей, родителей

11

Диагностические методики на выявление интеллектуальных возможностей и способностей обучающихся

Способные и одаренные обучающиеся

В течение года

Помощь перспективным детям в определении возможностей

12

Диагностика личностных качеств детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Дети «группы риска»

В течение года

Выявление особенностей детей с целью выработки рекомендаций учителям,  родителям

13

Диагностика профилактики злоупотребления ПАВ детьми и подростками

Обучающиеся 6-8 классов

В течение года

Выявление детей, склонных к употреблению ПАВ, простраивание ситуаций изменения ситуации

    

III. Коррекционно-развивающая работа

№ п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат

1.

Групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе

1 класс

Ноябрь-декабрь

Повышение уровня школьной мотивации. Снятие тревожности у первоклассников.

2.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми с асоциальным поведением, обучающимися «группы риска»

1-8 классы

В течение года

Развитие коммуникативных и личностных качеств у детей «группы риска»

3.

Групповые и индивидуальные занятия с обучающимися 5 класса, показавших высокий уровень тревожности и низкий уровень самочувствия

5 класс

Ноябрь-декабрь

Снятие тревожности и повышение положительного самочувствия

4

Индивидуальные и групповые занятия с одаренными обучающимися

2-8 классы

В течение года

Развитие интеллектуального потенциала. Формирование личностных и коммуникативных качеств

5

Групповые занятия с обучающимися 4-х классов по подготовке к переходу в среднее звено

4 класс

Апрель-май

Развитие словесно-логического мышления

6

Коррекционное занятия по развитию интеллектуальных возможностей и формированию коммуникативной сферы

2  класс

В течение года

Формирование коммуникативных навыков и интеллектуальных умений

8

Внеурочная деятельность «Будь успешным»

2  класс

В течение года

Формирование социальных навыков

 

IV. Профилактическая работа

 № п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат

1.

Посещение уроков в 1  и 5 классах. Выявление  неуспевающих детей

1, 5 классы

Сентябрь-октябрь

Выявление  неуспевающих детей Индивидуальная помощь детям.

2.

Коммуникативный мини-тренинг «Я и мой класс!»

1 класс

Сентябрь

Формирование позитивного отношения к школе и к одноклассникам

3.

Анкетирование «Привычки и здоровье». Беседа о ЗОЖ

5 класс

Октябрь

Формирование полезных привычек

4

Профилактика СПИД и ВИЧ инфекций

5-8 классы

Декабрь

 

5

Месячник по профилактике зависимостей

1-8 классы

Декабрь, апрель

 

6

Общешкольный классный час «Профилактика суицида»

5-8 классы

Сентябрь

7.

Проведение недели психологии

1-8 классы

Апрель

 Повышение психологической компетентности обучающихся и учителей школы 

8.

Индивидуальные беседы: «Правила поведения в школе», «Я и мои друзья», «Мои увлечения»

1-4 классы

В течение года

Формирование правильного отношения к себе и другим

9.

Индивидуальные беседы «Мои интересы», «Какой я?», «За что меня можно уважать?», «Мой круг общения»

5-8 классы

В течение года

Формирование адекватной самооценки

10.

Участие в заседаниях ПМПк

1-8 классы

В течение года

Взаимодействие с другими специалистами школы по оказанию инд. помощи учащимся

11

Участие в Советах профилактики

1-8 классы

В течение года

Взаимодействие с социально-педагогической службой школы в работе с детьми «группы риска»

V. Консультативная и просветительская работа

 № п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки

Планируемый результат

1.

Родительский лекторий «Особенности адаптации первоклассников к школе. Помощь родителей в

сложный период – в период обучения в школе»

Родители обучающихся 1 класса

ноябрь

Осведомленность родителей о методах и способах поддержания детей в период адаптации

2.

Родительский лекторий «Компоненты готовности к переходу в среднее звено»

Родители обучающихся 5 класса

ноябрь

Информирование родителей об особенностях адаптации обучающихся 5 класса

3.

Классный час «Курение: мифы и реальность»

6 класс

январь

Просвещение младших подростков о вреде курения

4.

Родительский лекторий «Возрастные особенности младшего школьника. Правила жизни ребенка»

(по запросу классных руководителей)

Родители обучающихся

2, 3 классов

февраль

Информирование родителей о методах правильного взаимоотношения с детьми

5

Родительское собрание по профилактике суицида  

Родители обучающихся 5-8 классов

Октябрь

Информирование о причинах, факторах, первичных признаках суицидального поведении, рекомендации по вариативности действий при проявлении указанных признаков с привлечением «Березовский районный комплексный центр социального обслуживания»

6

Родительский всеобуч «Воспитание самостоятельности»

Родители обучающихся 1-4  классов

Октябрь – ноябрь

Психолого - педагогическое просвещение родителей

7

Родительский всеобуч «Общение в семье. Ориентация подростка на социально значимые ценности»

Родители обучающихся 5-8 классов

Март – апрель

Психолого-педагогическое просвещение

8

Занятие-практикум «Принятие ответственности за собственный образ жизни»

7 класс

март

Формирование ответственности детей за свою жизнь

9

Классный час «Мы выбираем будущую профессию»

 

8  класс

март

 Пропедевтика профориентации

10

Индивидуальное консультирование обучающихся

2-8 классы

В течение года

Психологическая поддержка

11

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей

Родители обучающихся

В течение года

Психологическая поддержка

12

Индивидуальное консультирование учителей по вопросам обучения и взаимодействия с обучающимися

Учителя, кл. руководители, администрация

В течение года

Психологическая поддержка

13

Разработка и изготовление информационных листовок, памяток для классных руководителей по профилактике суицида среди обучающихся

Классные руководители 5 – 8 классов

Сентябрь

14

Обеспечение классных руководителей начальных классов памятками «Признаки депрессии у детей. Факторы суицидального риска»

Классные руководители 1-4 классов

Сентябрь

15

Оформление стенда «Жизнь прекрасна!», посвященному международному дню предотвращения суицида

Обучающиеся 5-8 классов

Октябрь

 

 



Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МБОУ

 «Ванзетурская СОШ»

__________С.А.Поляков

ПЛАН РАБОТЫ

школьной службы медиации

МБОУ «Ванзетурская СОШ»

на 2019-2020 учебный год

Состав службы:

Алтухова  А.В, педагог-психолог  – руководитель

Манцева А.А. – председатель РК

Звягинцева С.И., учитель математики

Грознова Л.Р. – учитель начальных классов

Сивухина М.Л. – обучающаяся 10 класса

Долгова А.В. – обучающаяся 10 класса

Цель: формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства для развития и социализации подростков, в т.ч. при возникновении трудных жизненных ситуаций.

Задачи:

  • сократить  общее  количество  конфликтных  ситуаций,  в  которые  вовлекаются  дети,  а также их остроту;
  • повысить  эффективность  ведения  профилактической  и  коррекционной  работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения учащихся;
  • сократить  количество  правонарушений,  совершаемых  несовершеннолетними,  в  том числе повторных;
  • повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;
  • создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  • оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.

Мероприятия

Участники

Сроки проведения

Проведение программ восстановительной медиации

1

Сбор информации о ситуации, с которой организуется восстановительная процедура

Обучающиеся  1 -11 классов

Ежемесячно

2

Анализ документов, работа с обращениями

Обучающиеся 1 -11 классов

Ежемесячно

3

Проведение процедуры медиации

Обучающиеся 1 -11 классов

По мере необходимости

4

Обсуждение проведенных программ примирения

Медиационная комиссия

1 раз в квартал и по мере необходимости (обращения)

1

Проведение профилактической работы

Беседы с педагогами на тему: «Основные типы конфликтов»

Педагоги школы

Сентябрь

2

Беседы с педагогами на тему: «Различные типы исхода конфликтной ситуации»

Педагоги школы

Ноябрь

3

Консультирование для родителей «Трудные и критические периоды взросления»

Родители

Октябрь

4

Беседы «Стили общения со сверстниками»

Обучающиеся 5 класс

Декабрь

5

Беседа «Я и взрослый: возможные конфликты – как их избежать?»

Обучающиеся 5-7 классов

Январь

7

« Игры на сплоченность»; групповое занятие для обучающихся на тему «Конфликтные ситуации и способы их преодоления».

 

Обучающиеся 1-4 классов

Март

8

Тренинг. « Какие мы разные»

Обучающиеся 5-7 классов

Апрель

9

Деловая игра « Давай поговорим»

Обучающиеся 8-9 классов

Ноябрь

Участие в районных мероприятиях (семинары, вебинары и т.д.)

1

Консультации со специалистами других служб медиации

Медиаторы,специалисты СШМ

2

Участие в семинарах, вебинарах регионального и муниципального уровня по ШСМ

Медиаторы,

специалисты СШМ

Проведение информационно-просветительской работы

1

Организация и проведение ознакомительного семинара «Работа школьной службы медиации»

Медиационная комиссия

1 полугодие

2

Обучение обучающихся — членов ШСМ

Медиатор СШМ

1 полугодие

3

Обучение педагогов – членов ШСМ

Медиатор СШМ

1 полугодие

4

Обновление стенда «Служба школьной медиации», информирование учащихся и родителей о работе «Службы школьной медиации» через школьный сайт.

1 полугодие

5

Сбор информации о ситуации, с которой организуется восстановительная процедура

Постоянно

6

Общешкольное родительское собрание

Родители,

1-2 раза в год

7

Консультирование законных представителей несовершеннолетних, специалистов, работающих с участниками реализуемых воспитательные программы

По мере необходимости

8

Разработка буклета «Позитивное общение»

9

Обсуждение проведенных программ примирения

Медиационная комиссия СШМ

2 полугодие