Мои выступления

Попова Людмила Ивановна

В разделе размещены выступления, статьи педагогического содержания

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА КАК ОДНОГО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Попова Л.И.

МОУ «Лицей№5» г. Железногорск

Функциональная грамотность  ФГОС третьего поколения определяется, как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Она включает в себя овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Если сказать простыми словами, то функциональная грамотность - это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

Слайд 2.Основные составляющие функциональной грамотности:

  • математическая грамотность,
  • читательская грамотность,
  • естественно-научная грамотность,
  • финансовая грамотность,
  • глобальные компетенции,
  • креативное мышление.

Одним из ключевых моментов формирования естественно-научной грамотности является ее внедрение на уроках естественно-научного цикла, входящих в школьную программу средней школы: биологии, географии, физики, химии. Выпускник, выходя из стен школы, получает не просто  набор знаний по предмету, позволяющий пройти испытания ГИА, но и приобретает компетенции, дающие ему возможность чувствовать себя уверенно в жизни, например, при обсуждении общественно значимых вопросов или событий.

Слайд 3: Естественно-научную грамотность составляют три основные компетенции:

  • научное объяснение явлений;
  • понимание особенностей естественно-научного исследования;
  • интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Каждая из этих компетенций,  включает в себя набор конкретных умений, на проверку которых может быть непосредственно направлено задание. Слайд 4: Каждая из компетентностей, оцениваемых в задании, может демонстрироваться на материале научного знания следующих типов:

  • Физические системы,
  • Живые системы,
  • Земля и Вселенная,
  • Методология.

Каждый тип заданий должен рассматриваться в определенном контексте. Контекст - важное условие того, чтобы данное учебное задание можно было считать заданием на естественно-научную грамотность.  Наличие контекста, в который помещена проблемная ситуация, дает понимание, зачем может понадобиться конкретное знание.

Слайд 5: Задания могут даваться в следующих контекстах:

  • Здоровье,
  • Ресурсы,
  • Окружающая среда,
  • Опасность и риски,
  • Связь науки и технологий.

Физика – один из предметов относящийся к этому циклу. Главная цель изучения физики в школе - не только изучить природные явления, но и научить учеников применять физические знания в повседневной жизни и в дальнейшей карьере. Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики - сложный процесс, который включает не только запоминание фактов и формул, но и понимание их смысла, и применение в конкретных ситуациях.

 Слайд 6: Перед учителем, в том числе учителем физики, при создании условий для формирования естественно-научной грамотности стоит ряд вопросов: для чего, как и когда этим заниматься?

Слайд 7: Для чего? Современный грамотный ученик не должен быть просто носителем информации по узким предметам.

Слайд 8: Когда заниматься формированием естественно-научной грамотности?  На занятиях внеурочной деятельности по предмету, на уроке, включая задания в контекст урока или добавляя дополнительные задания в домашнее задание.

Слайд 9: Как учить? Для этого учителю необходимо обладать рядом компетенций:

  • знать структуру заданий,
  • типы научного знания (Физические системы, Живые системы, Земля и Вселенная, Методология);
  • особенности оценивания задания и формулирования ответов;
  • контексты (здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, связь науки и технологий);
  • уровни оценивания ситуаций (личностный, местный/ национальный, глобальный).

Учителю необходимо в совершенстве изучить используемый материал, не просто знать критерии оценивания, а уметь грамотно ориентировать своих учеников в направлении формирования научного видения развития предлагаемой в задании ситуации.

Слайд 10: Примеры использования заданий на формирование естественно-научной грамотности

Задание в контексте урока(с характеристиками задания и критериями оценивания)

Что такое снег?

 Казалось бы, все ясно – это просто замёрзшая вода. Но и обычный лёд – это замёрзшая вода. При этом белый снег не очень-то похож на прозрачный лёд. Да и сам снег бывает разным: один пушистый и рассыпчатый, другой – мокрый и липкий. От чего же это зависит?

Выйдя на улицу после уроков в зимний морозный день, ребята захотели поиграть в снежки. Но свежевыпавший снег был слишком рассыпчатый, и снежки лепились плохо. «Было бы сейчас около нуля, снежки лепились бы классно», – сказал Артём. «Интересно, почему снег иногда липкий, а иногда – нет?» – задала вопрос Настя.

Задание 1/4 Прочитайте текст. Запишите свой ответ на вопрос.

Почему снег становится липким при температуре воздуха, близкой к нулевой?

Характеристики задания:

• Содержательная область оценки: физические системы

• Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений

• Контекст: личный

• Уровень сложности: средний

• Формат ответа: задание с развернутым ответом

• Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления

• Максимальный балл: 2

Балл

Содержание критерия

2

Дан ответ, в котором говорится, что при температурах, близких к нулю, снег, особенно если его сжимать в руках, подтаивает и содержит много жидкой воды. Именно эта вода и «склеивает» снежинки.

1

Говорится просто, что в липком снеге много воды.

0

Другие варианты или ответ отсутствует.

Задание 2 / 4

«А я всё равно больше люблю, когда снег такой пушистый и лёгкий», – вступила в разговор Аня. «Это только кажется, что он лёгкий, – сказал Артём. – На самом деле это просто замёрзшая вода, и весит он столько же, сколько вода». Аня не согласилась и предложила проделать опыт. Ребята до верху наполнили стакан снегом, отнесли его в тёплое помещение и дождались, когда он полностью растает. На фотографии показан стакан со снегом в начале опыта и тот же стакан с получившейся из снега водой.

Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты.

Какие выводы можно сделать по результатам этого опыта?

Отметьте два верных варианта ответа.

 Из снега нельзя получить такое же по объёму количество воды.

 Масса получившейся из снега воды меньше массы первоначального снега.

 Бо́льшую часть объёма снега занимает воздух.

 Во время таяния снега в стакане много воды испарилось.

 Получившаяся из снега вода очень чистая.

 Критерий оценивания: максимальный балл: 1

Балл

Содержание критерия

1

Выбраны ответы 1 (Из снега нельзя получить такое же по объему количество воды), 3 (Большую часть объема снега занимает воздух) и никакие другие

0

Другие варианты или ответ отсутствует.

Задание 3/4

Сделанный ребятами опыт помогает лучше понять, почему путешественники и некоторые северные народы прячутся зимой от холода в снежных укрытиях. В таких укрытиях оказывается намного теплее, чем снаружи. В них можно спать, разводить огонь и готовить пищу. После того как воздух внутри укрытия прогреется, температура там становится плюсовой, даже если снаружи тридцатиградусный мороз

Прочитайте текст. Запишите свой ответ на вопрос.

Благодаря каким свойствам снега тепло внутри снежного укрытия может сохраняться, даже если снаружи сильный мороз?

Критерий оценивания: максимальный балл: 2

Балл

Содержание критерия

2

Дан ответ, в котором говорится, что снег состоит из отдельных снежинок, между которыми есть воздух, который обладает плохой теплопроводностью.

1

Дан ответ, в котором говорится, что снег плохо проводит тепло (или обладает свойством плохо проводить тепло, или имеет низкую теплопроводность)

0

Другие варианты или ответ отсутствует.

Задание 4/4

Снег можно создавать искусственно, с помощью снежных пушек, которые используются на лыжных трассах.

Два главных фактора, влияющих на образование снега, - температура и влажность воздуха. Их значения должны быть достаточно низкими, чтобы мог формироваться снег. На графике показано, при каких условиях снег может образовываться- это область под кривой.

Из графика видно, что снег образовывается даже при плюсовых температурах.

Воспользуйтесь текстом и графиком. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

При каких значениях влажности воздуха может образоваться снег, если температура воздуха равна + 2°С?

Отметьте один верный вариант ответа.

 Больше 70 %   50–70 %   30–50 %   Меньше 30 %

Критерий оценивания: максимальный балл: 1

Балл

Содержание критерия

1

Выбран ответ 4 (Меньше 30 %)

0

Другие варианты или ответ отсутствует.

Дополнительное домашнее задание:

Герои романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок» Паниковский и Балаганов распиливают пополам две шестнадцатикилограммовые чугунные гири для того, чтобы определить, нет ли внутри золота.

Предложите более легкий путь решения проблемы.

Задание на внеурочном занятии

Вариант 1

Оборудование: рычажные весы, набор гирь, мензурка, стакан с водой, пустой пузырек, такой же пузырек с закристаллизованным медом.

Задание: Определите плотность меда.

Вариант 2 (для группы детей с более высоким уровнем знаний и способностей)

Задание: У вас есть набор оборудования. Какой эксперимент можно провести или что можно определить, используя данное оборудование.

Пока у учителя накапливается собственный материал для формирования естественно-научной грамотности, можно брать готовые задания. Например, на сайте ФИПИ есть Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности, там предлагаются семьсот заданий для 7-9 классов.

Можно найти задания данного содержания на сайте «Института стратегии развития образования Российской Академии образования».  Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

В материалах, разработанных по каждому направлению функциональной грамотности содержатся:

  • Списки открытых заданий, тексты самих заданий и сопроводительные материалы: характеристики представленных заданий, система оценивания и методические комментарии;
  • Диагностические работы с сопроводительными материалами;
  • Методические рекомендации для 5-9 классы

 Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики - это неотъемлемая часть работы учителя, в которую, в том числе, входит и формирование банка практико-ориентированных заданий, практических, экспериментальных и заданий межпредметной направленности.

Литература:

  1. Юрова С.И. Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики и астрономии. [Электронный ресурс] https://vcpm.ru/upload/%D0%AE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%A1.%D0%98.%20%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%95%D0%9D%D0%93%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B8.pdf
  2. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/%D0%95%D0%93 [электронный ресурс]

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Попова Л.И. МОУ «Лицей №5» г.Железногорск ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА КАК ОДНОГО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Слайд 2

Основные составляющие функциональной грамотности математическая грамотность читательская грамотность естественно-научная грамотность финансовая грамотность глобальные компетенции креативное мышление

Слайд 3

Естественно-научную грамотность составляют три основные компетенции: научное объяснение явлений понимание особенностей естественно-научного исследования интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Слайд 4

Физические системы Живые системы Земля и Вселенная Методология

Слайд 5

Контексты для естественно-научных знаний Здоровье Ресурсы Окружающая среда Опасность и риски Связь науки и технологий

Слайд 6

Формировать естественно-научную грамотность Для чего? Когда и где? Как учить?

Слайд 7

Формировать естественно-научную грамотность Для чего? Современный грамотный ученик не должен быть просто носителем информации по узким предметам

Слайд 8

Формировать естественно-научную грамотность Когда и где? На занятиях внеурочной деятельности по предмету На уроке, включая задания в контекст урока или давая дополнительные задания в домашнее задание.

Слайд 9

Формировать естественно-научную грамотность Как учить? Учителю необходимо обладать рядом компетенций: знать структуру заданий типы научного знания (Физические системы, Живые системы, Земля и Вселенная, Методология); особенности оценивания задания и формулирования ответов контексты (здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, связь науки и технологий) уровни оценивания ситуаций (личностный, местный/ национальный, глобальный)

Слайд 10

Задание в контексте урока Что такое снег? Казалось бы, все ясно – это просто замёрзшая вода. Но и обычный лёд – это замёрзшая вода. При этом белый снег не очень-то похож на прозрачный лёд. Да и сам снег бывает разным: один пушистый и рассыпчатый, другой – мокрый и липкий. От чего же это зависит? Выйдя на улицу после уроков в зимний морозный день, ребята захотели поиграть в снежки. Но свежевыпавший снег был слишком рассыпчатый, и снежки лепились плохо. «Было бы сейчас около нуля, снежки лепились бы классно», – сказал Артём. «Интересно, почему снег иногда липкий, а иногда – нет?» – задала вопрос Настя.

Слайд 11

Задание 1/4 Прочитайте текст. Запишите свой ответ на вопрос. Почему снег становится липким при температуре воздуха, близкой к нулевой?

Слайд 12

Характеристики задания: Содержательная область оценки: физические системы Компетентностная область оценки: научное объяснение явлений Контекст: окружающая среда Уровень сложности: средний Формат ответа: задание с развернутым ответом Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явления Максимальный балл: 2

Слайд 13

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: БАЛ СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЯ 2 Дан ответ, в котором говорится, что при температурах, близких к нулю, снег, особенно если его сжимать в руках, подтаивает и содержит много воды. Именно вода и «склеивает» снежинки. 1 Говорится просто, что в липком снеге много воды. 0 Другие варианты или ответ отсутствует.

Слайд 14

Задание 2/4 «А я всё равно больше люблю, когда снег такой пушистый и лёгкий», – вступила в разговор Аня. «Это только кажется, что он лёгкий, – сказал Артём. – На самом деле это просто замёрзшая вода, и весит он столько же, сколько вода». Аня не согласилась и предложила проделать опыт. Ребята до верху наполнили стакан снегом, отнесли его в тёплое помещение и дождались, когда он полностью растает. На фотографии показан стакан со снегом в начале опыта и тот же стакан с получившейся из снега водой. Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты. Какие выводы можно сделать по результатам этого опыта? Отметьте два верных варианта ответа. Из снега нельзя получить такое же по объёму количество воды. Масса получившейся из снега воды меньше массы первоначального снега. Бо́льшую часть объёма снега занимает воздух. Во время таяния снега в стакане много воды испарилось. Получившаяся из снега вода очень чистая.

Слайд 15

Критерии оценивания: Балл Содержание критерия 1 Выбраны ответы 1 (Из снега нельзя получить такое же по объему количество воды), 3 (Большую часть объема снега занимает воздух) и никакие другие 0 Другие варианты или ответ отсутствует.

Слайд 16

Задание 3/4 Сделанный ребятами опыт помогает лучше понять, почему путешественники и некоторые северные народы прячутся зимой от холода в снежных укрытиях. В таких укрытиях оказывается намного теплее, чем снаружи. В них можно спать, разводить огонь и готовить пищу. После того как воздух внутри укрытия прогреется, температура там становится плюсовой, даже если снаружи тридцатиградусный мороз Прочитайте текст. Запишите свой ответ на вопрос. Благодаря каким свойствам снега тепло внутри снежного укрытия может сохраняться, даже если снаружи сильный мороз?

Слайд 17

Критерии оценивания: Балл Содержание критерия 2 Дан ответ, в котором говорится, что снег состоит из отдельных снежинок, между которыми есть воздух, который обладает плохой теплопроводностью. 1 Дан ответ, в котором говорится, что снег плохо проводит тепло (или обладает свойством плохо проводить тепло, или имеет низкую теплопроводность) 0 Другие варианты или ответ отсутствует.

Слайд 18

Задание 4/4 Снег можно создавать искусственно, с помощью снежных пушек, которые используются на лыжных трассах. Два главных фактора, влияющих на образование снега, - температура и влажность воздуха. Их значения должны быть достаточно низкими, чтобы мог формироваться снег. На графике показано, при каких условиях снег может образовываться- это область под кривой. Из графика видно, что снег образовывается даже при плюсовых температурах. Воспользуйтесь текстом и графиком. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа . При каких значениях влажности воздуха может образоваться снег, если температура воздуха равна + 2°С? Отметьте один верный вариант ответа. Больше 70 % 50–70 % 30–50 % Меньше 30 %

Слайд 19

Критерии оценивания: Балл Содержание критерия 1 Выбран ответ 4 (Меньше 30 %) 0 Другие варианты или ответ отсутствует.

Слайд 20

Пример задания в контексте урока:

Слайд 21

Дополнительное домашнее задание Герои романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок» Паниковский и Балаганов распиливают пополам две шестнадцатикилограммовые чугунные гири для того, чтобы определить, нет ли внутри золота. Предложите более легкий путь решения проблемы.

Слайд 22

Задание на внеурочном занятии Оборудование: рычажные весы, набор гирь, мензурка, стакан с водой, пустой пузырек, такой же пузырек с закристаллизованным медом. Вариант 1. Задание: На предложенном оборудовании определите плотность меда. Вариант 2 (для группы детей с более высоким уровнем знаний и способностей) Задание: У вас есть набор оборудования. Какой эксперимент можно провести или что можно определить, используя данное оборудование.

Слайд 26

Формирование естественно-научной грамотности на уроках физики - это неотъемлемая часть работы учителя, в которую, в том числе, входит и формирование банка практико-ориентированных заданий, практических, экспериментальных и заданий межпредметной направленности.

Слайд 27

Благодарю за внимание