Презентации 9 кл

Попова Людмила Ивановна

Презентации к урокам 9 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

ВОПРОСЫ В чём состоит главная задача механики? Основная задача механики — определять положение (координаты) движущегося тела в любой момент времени.

Слайд 3

ВОПРОСЫ Зачем введено понятие материальной точки? Тело, собственными размерами которого в данных условиях можно пренебречь, называют материальной точкой.

Слайд 4

ВОПРОСЫ Когда тело можно считать материальной точкой? Приведите пример.

Слайд 5

ВОПРОСЫ Что такое система отсчёта? 0 Х 0 Х у 0 у z Х

Слайд 6

Главный вопрос – почему? Динамика – раздел механики, в котором изучают различные виды механических движений с учетом взаимодействия тел между собой. Структура динамики. F тр F т N

Слайд 7

Изменение скорости тела всегда вызывается воздействием на данное тело каких-либо других тел. Если на тело не действуют другие тела, то скорость тела никогда не меняется.

Слайд 8

Аристотель: для поддержания постоянной скорости тела необходимо, чтобы что-то (или кто-то) действовало на него. Покой относительно Земли - естественное состояние тела, не требующ ее особой причины. Аристотель

Слайд 9

Кажутся логичными утверждения:

Слайд 10

Кто толкает?

Слайд 11

Давайте правильно взглянем на процессы Если сила меньше, то скорость меняется… Именно сила изменяет скорость тела Если сил нет, то… Сила связана не со скоростью , а с изменением скорости

Слайд 12

Г. Галилей: свободное тело, т.е. тело, которое не взаимодействует с другими телами, может сохранять свою скорость постоянной сколь угодно долго или находиться в покое. На основе экспериментальных исследований движения шаров по наклонной плоскости Скорость любого тела изменяется только в результате его взаимодействия с другими телами. Галилео Галилей

Слайд 13

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией .

Слайд 14

Ньютон: дал строгую формулировку закона инерции и включил его в число основных законов физики в качестве I закона Ньютона. (1687 г. «Математические начала натуральной философии») Исаак Ньютон

Слайд 15

Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние. По книге: И. Ньютон. Математические начала натуральной философии. пер. с лат. А. Н. Крылова. М.: Наука, 1989. Ньютон в своём труде опирался на существование абсолютной неподвижной системы отсчёта , то есть абсолютного пространства и времени, а это представление современная физика отвергает .

Слайд 16

Невыполнение закона инерции Существуют такие системы отсчёта, в которых закон инерции выполняться не будет

Слайд 17

Первый закон Ньютона: Существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела или действие других тел скомпенсировано . Такие системы отсчета называют инерциальными.

Слайд 18

Примеры

Слайд 19

Примеры Равнодействующая равна нулю

Слайд 20

Примеры Равнодействующая равна нулю

Слайд 21

Инерциальная система отсчёта (ИСО) — система отсчёта, в которой справедлив закон инерции. I закон Ньютона справедлив только для ИСО

Слайд 22

Неинерциальная система отсчёта — произвольная система отсчёта, не являющаяся инерциальной. Примеры неинерциальных систем отсчета: система, движущаяся прямолинейно с постоянным ускорением, а также вращающаяся система.

Слайд 23

Вопросы для закрепления : В чем состоит явление инерции? 2. В чем состоит I закон Ньютона? 3. При каких условиях тело может двигаться прямолинейно и равномерно? 4. Какие системы отсчета используются в механике?

Слайд 24

1. Гребцы, пытающиеся заставить лодку двигаться против течения, не могут с этим справиться, и лодка остается в покое относительно берега. Действие каких тел при этом компенсируется? 2. Яблоко, лежащее на столике равномерно движущегося поезда, скатывается при резком торможении поезда. Укажите системы отсчета, в которых первый закон Ньютона: а) выполняется; б) нарушается. 3. Каким опытом внутри закрытой каюты корабля можно установить, движется ли корабль равномерно и прямолинейно или стоит неподвижно? Задачи:

Слайд 25

Домашнее задание Всем : §10, упр.10.

Слайд 26

ДИНАМИКА Динамика. Что изучает? Средства описания Причину изменения скорости (причину ускорения) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Основные понятия: Масса; сила; ИСО. ЗАКОНЫ ДИНАМИКИ: Первый закон Ньютона-постулат о существовании ИСО; Второй закон Ньютона - Третий закон Ньютона - ОСНОВНАЯ (прямая) задача механики: определение механического состояния в любо й момент времени. ОСНОВНАЯ (обратная) задача механики: установление законов для сил ЗАКОНЫ ДЛЯ СИЛ: тяготения – упругости - трения -


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физика 9 класс Третий закон Ньютона

Слайд 2

Каковы силы, с которыми мальчики действуют друг на друга? 2

Слайд 3

Каковы показания динамометров? 3

Слайд 4

Каковы силы взаимодействия между магнитом и стальным бруском? 4

Слайд 5

Сравните силу с которой Земля действует на Луну, а Луна на Землю 5

Слайд 6

Вывод: Силы , с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулю и направлены вдоль одной прямой в противоположные стороны. 6

Слайд 7

Используя второй закон Ньютона, можно равенство записать так: Отсюда следует, что: 7

Слайд 8

Обратите внимание: Важно понимать , что силы приложены к разным телам И поэтому не могут уравновешивать друг друга 8

Слайд 9

Примеры 9

Слайд 10

В данном случае существенную роль играет сила трения – она действует как на мальчика, так и на тележку. 10

Слайд 11

Если мальчик будет идти по скользкому льду, то силы трения, действующей на мальчика со стороны льда будет недостаточно, чтобы сдвинуть тележку 11

Слайд 12

То же самое будет с нагруженной тележкой, когда мальчик, даже упираясь ногами, не сможет создать достаточную силу, чтобы сдвинуть тележку с грузом 12

Слайд 13

Литература А. В. Перышкин,Е.М . Гутник Физика 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ Третий закон Ньютона. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов//[Электронный ресурс]// http :// files . school - collection . edu . ru / dlrstore /796 cd 1 f 9-2680- e 756- fb 0 f - d 2 d 4 eae 4 bbf 4/00144675438266421. htm 13


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Механические волны, их свойства

Слайд 2

- процесс распространения колебаний в упругой среде с течением времени Механические волны

Слайд 3

Условия возникновения волн Механические волны могут распространяться только в среде ( веществе): в газе, в жидкости, в твердом теле. В вакууме механическая волна возникнуть не может.

Слайд 4

Для возникновения механической волны необходимо: 1. Наличие упругой среды 2. Наличие источника колебаний

Слайд 5

- любые колеблющиеся тела, которые создают в окружающем пространстве деформацию среды Источники волн

Слайд 6

Виды волн Поперечные – волны, колебания в которых происходят перпендикулярно направлению движения волны Возникают только в твердых телах (за счет деформации сдвига)

Слайд 7

Виды волн Продольные – волны, колебания в которых происходят вдоль направления распространения волн Возникают в любой среде (жидкости, газах, твердых телах) за счет деформации растяжения и сжатия

Слайд 8

Волны на поверхности жидкости возникают под действием сил поверхностного натяжения и не являются ни продольными, ни поперечными. Если бросить на поверхность воды небольшой мяч, то можно увидеть, что он движется, покачиваясь на волнах, по круговой траектории. Таким образом, волна на поверхности жидкости представляет собой результат сложения продольного и поперечного движения частиц.

Слайд 9

Волновая поверхность ( волновой фронт ) - поверхность, на которой все точки колеблются в одинаковой фазе. Лучом называется линия, перпендикулярная волновой поверхности. Распространение волн происходит по направлению луча.

Слайд 10

Принцип Гюйгенса Каждая точка поверхности, которую достигает в данный момент волна, является точечным источником вторичных волн. Поверхность, касательная ко всем вторичным волнам, представляет собой волновую поверхность в следующий момент времени

Слайд 11

По форме волновой поверхности волны делятся на Плоские Круговые Сферические

Слайд 12

Плоская - волна, у которой волновые поверхности есть параллельные плоскости. Источник – плоский, протяженный ( плоская колеблюющаяся пластина) Виды волн

Слайд 13

Сферическая - волна, у которой волновые поверхности представляют собой систему концентрических сфер. Источник – точечный, внутри среды Виды волн

Слайд 14

Виды волн Круговая – волна, у которой волновые поверхности представляют собой концентрические окружности. Источник – точечный, на поверхности жидкости

Слайд 15

Характеристики волны 1. Скорость волны [ м/с ] - скорость распространения колебаний в пространстве. Скорость волны определяется свойствами среды, в которой эта волна распространяется. При переходе волны из одной среды в другую ее скорость изменяется. 2. Период волны Т [ с ] – период колебаний источника. 3. Частота волны v [ Гц ] - частота колебаний источника ( не зависит от свойств среды ). При переходе волны из одной среды в другую ее частота не меняется.

Слайд 16

Характеристики волны 4. Длина волны [ м ] – расстояние между точками, колеблющимися в одинаковой фазе При переходе волны из одной среды в другую ее длина изменяется . 5. Амплитуда волны а [ м ] – амплитуда колебаний точек в волне ( уменьшается по мере удаления волны от источника).

Слайд 17

График волны Направление оси х – направление распространения волны, у – координата колеблющихся в волне частиц.

Слайд 18

2. В однородной среде волны распространяются прямолинейно ( одинаково во все стороны от источника ). 3. На границе двух сред волна частично отражается, частично, преломляясь, переходит во вторую среду . 4. В каждой точке, которой достигают волны от разных источников, результат действия нескольких волн равен сумме результатов действия каждой волны в отдельности ( принцип суперпозиции )

Слайд 19

Основные свойства волн 5. Волны интерферируют. Интерференцией называется явление увеличения или уменьшения амплитуды результирующей волны при сложении нескольких волн. Устойчивая интерференционная картинка получается только при условии когерентности волн . Когерентными называются волны с одинаковой амплитудой и периодами ( частотой ) и постоянной разностью хода. Разностью хода называется разность расстояний от источников волн

Слайд 20

Основные свойства волн Интерференционный максимум наблюдается в точках пространства, в которые волны приходят с одинаковой фазой колебаний Амплитуда результирующей волны возрастает вдвое Интерференционный минимум наблюдается в точках пространства, в которые волны приходят в противофазе ( сдвиг на половину периода ) Амплитуда результирующей волны равна нулю

Слайд 21

Основные свойства волн 6. При встрече с преградой любой формы и размеров происходит дифракция волн – отклонение направления распространения волн от прямолинейного. Наиболее отчетливо дифракция видна при прохождении волн через отверстия размером порядка длины волны или при встрече с преградой таких же размеров. При достаточно больших расстояниях между источником волн, преградой и местом наблюдения дифракция может иметь место и при больших размерах отверстия или преграды.

Слайд 22

Основные свойства волн 7. Поперечную волну можно поляризовать. Поляризованной называется волна, колебания в которой происходят в одной плоскости. Устройство, выделяющее из всех возможных колебания, происходящие в одной плоскости, называется поляризатором. Устройство, позволяющее определить плоскость поляризации волны, называется анализатором.

Слайд 23

Задание 1 1) Какая волна показана на рисунке? 2) Какая волна показана на рисунке?

Слайд 24

Задание 2 1) В каких средах возникает продольная волна ? 2) В каких средах возникает поперечная волна?

Слайд 25

Задание 3 1) Происходит ли перенос вещества при распространении волны ? 2) Происходит ли перенос энергии при распространении волны ?

Слайд 26

Задание 4 1) Перечислите основные свойства механических волн 2) Назовите основные виды механических волн

Слайд 27

Задание 5 1) Перечислите характеристики механических волн 2) Назовите условия возникновения механической волны

Слайд 28

Домашнее задание Ф-11 § 29 , 3 0,33


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(9 класс )

Слайд 2

Датский астроном Тихо Браге (1546-1601), долгие годы наблюдавший за движением планет, накопил огромное количество интересных данных, но не сумел их обработать. Как был открыт закон всемирного тяготения

Слайд 3

Иоганн Кеплер ( 1571-1630) , используя идею Коперника о гелиоцентрической системе и результаты наблюдений Тихо Браге, установил законы движения планет вокруг Солнца, однако и он не смог объяснить динамику этого движения. . Как был открыт закон всемирного тяготения

Слайд 4

Исаак Ньютон открыл этот закон в возрасте 23 лет. Как был открыт закон всемирного тяготения

Слайд 5

Сила всемирного тяготения Гипотеза Ньютона: «Причина, вызывающая падения камня на Землю, движение Луны вокруг Земли и планет вокруг Солнца, одна и та же».

Слайд 6

В 1687 г. Ньютон открыл один из фундаментальных законов механики, получивший название закона всемирного тяготения:

Слайд 7

Гравитационное взаимодействие – это взаимодействие, свойственное всем телам Вселенной и проявляющееся в их взаимном притяжении друг к другу. Гравитационное поле – особый вид материи, осуществляющий гравитационное взаимодействие. Запомни, что …

Слайд 8

Каждое тело массой М создает вокруг себя поле, которое называют гравитационным. Механизм гравитационного взаимодействия

Слайд 9

Опыт Кавендиша

Слайд 10

G – гравитационная постоянная, она численно равна силе гравитационного притяжения двух тел массой по 1 кг, находящихся на расстоянии 1 м одно от другого. G=6,67  10 -11 Н  м 2 /кг 2 Сила взаимного притяжения тел всегда направлена вдоль прямой, соединяющей эти тела.

Слайд 11

Границы применимости закона Закон всемирного тяготения имеет определенные границы применимости; он применим для: материальных точек; тел, имеющих форму шара; шара большого радиуса, взаимодействующего с телами, размеры которых много меньше размеров шара.

Слайд 12

: Почему Луна не падает на Землю? Почему мы замечаем силу притяжения всех тел к Земле, но не замечаем взаимного притяжения между самими этими телами? Как двигались бы планеты, если бы сила притяжения Солнца внезапно исчезла? Как двигалась бы Луна, если бы она остановилась на орбите? Притягивает ли Землю стоящий на ее поверхности человек? Летящий самолет? Космонавт, находящийся на орбитальной станции? Подумай и ответь

Слайд 13

Некоторые тела (воздушные шары, дым, самолеты, птицы) поднимаются вверх, несмотря на тяготение. Как вы думаете, почему? Нет ли здесь нарушения закона всемирного тяготения? Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между двумя телами? Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли? Почему мы не замечаем гравитационного притяжения между окружающими нас телами? Подумай и ответь

Слайд 14

Домашнее задание: § 15, упр.15 (1,2,3) (Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 ) Спасибо за внимание. Спасибо за урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ .

Слайд 2

Энергия - скалярная физическая величина, характеризующая способность тела совершать работу.

Слайд 3

Кинетическая энергия - энергия, которой обладает тело вследствие своего движения (характеризует движущееся тело). 1) В выбранной системе отсчета: - если тело не двигается —— - если тело двигается, то

Слайд 4

Потенциальная энергия поднятого над Землей тела - энергия взаимодействия тела с Землей. Потенциальная энергия является относительной величиной, т. к. зависит от выбора нулевого уровня (где).

Слайд 5

Потенциальная энергия упруго деформированного тела. - энергия взаимодействия частей тела. - - жесткость тела; - удлинение. Ер зависит от деформации: , - чем больше деформация, тем Е р - если тело не деформировано, Е р =0

Слайд 6

Потенциальная энергия – это энергия которой обладают предметы в состоянии покоя. Кинетическая энергия – это энергия тела приобретенная при движении. СУЩЕСТВУЕТ ДВА ВИДА МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ: КИНЕТИЧЕСКАЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕВРАЩАТЬСЯ ДРУГ В ДРУГА.

Слайд 7

Превращение потенциальной энергии в кинетическую. ПОДБРАСЫВАЯ ВВЕРХ МЯЧ, МЫ СООБЩАЕМ ЕМУ ЭНЕРГИЮ ДВИЖЕНИЯ – КИНЕТИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ. ПОДНЯВШИСЬ, МЯЧ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ, А ЗАТЕМ НАЧИНАЕТ ПАДАТЬ. В МОМЕНТ ОСТАНОВКИ (В ВЕРХНЕЙ ТОЧКЕ) ВСЯ КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ПОЛНОСТЬЮ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ. ПРИ ДВИЖЕНИИ ТЕЛА ВНИЗ ПРОИСХОДИТ ОБРАТНЫЙ ПРОЦЕСС.

Слайд 8

Закон сохранения механической энергии - полная механическая энергия Полная механическая энергия тела или замкнутой системы тел, на которые не действуют силы трения, остается постоянной. Закон сохранения полной механической энергии является частным случаем всеобщего закона сохранения и превращения энергии. Энергия тела никогда не исчезает и не появляется вновь: она лишь превращается из одного вида в другой.

Слайд 9

ВЫВОД: МЕХАНИЧЕСКАЯ И ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ МОГУТ ПЕРЕХОДИТЬ ОТ ОДНОГО ТЕЛА К ДРУГОМУ . ЭТО СПРАВЕДЛИВО ДЛЯ ВСЕХ ТЕПЛОВЫХ ПРОЦЕССОВ . ПРИ ТЕПЛОПЕРЕДАЧЕ, ТЕЛО БОЛЕЕ НАГРЕТОЕ ОТДАЕТ ЭНЕРГИЮ, А ТЕЛО МЕНЕЕ НАГРЕТОЕ ПОЛУЧАЕТ ЭНЕРГИЮ. ПРИ ПЕРЕХОДЕ ЭНЕРГИИ ОТ ОДНОГО ТЕЛА К ДРУГОМУ ИЛИ ПРИ ПРЕВРАЩЕНИИ ОДНОГО ВИДА ЭНЕРГИИ В ДРУГОЙ ЭНЕРГИЯ СОХРАНЯЕТСЯ

Слайд 10

ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЙ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОДНОГО ВИДА ЭНЕРГИИ В ДРУГОЙ ПРИВЕЛО К ОТКРЫТИЮ ОДНОГО ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ – ЗАКОНА СОХРАНЕНИЯ И ПРЕВРАЩЕНИЯ ЭНЕРГИИ ВО ВСЕХ ЯВЛЕНИЯХ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ПРИРОДЕ, ЭНЕРГИЯ НЕ ВОЗНИКАЕТ И НЕ ИСЧЕЗАЕТ. ОНА ТОЛЬКО ПРЕВРАЩАЕТСЯ ИЗ ОДНОГО ВИДА В ДРУГОЙ, ПРИ ЭТОМ ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ СОХРАНЯЕТСЯ.

Слайд 11

ВЫВОД ЭНЕРГИЯ НЕ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ У ТЕЛА, ЕСЛИ ОНО НЕ ПОЛУЧИЛО ЕЁ ОТ ДРУГОГО ТЕЛА.

Слайд 12

Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Импульс тела. Закон сохранения

Слайд 2

СИЛА И СКОРОСТЬ Задача механики – описание движения тел, решается с помощью II з . Ньютона. Существуют случаи, когда силу невозможно измерить, например, столкновения тел . Тогда удобнее рассчитывать изменение скорости тел, т.к. сила вызывает изменение скорости. Движение тел до удара и после удара будем считать равномерными .

Слайд 3

СИЛА И ИМПУЛЬС Запишем второй закон Ньютона F = ma p = mv – импульс тела после взаимодействия p 0 = mv 0 – импульс тела до взаимодействия Ft = p - p 0

Слайд 4

ИМПУЛЬС ТЕЛА – произведение массы тела на его скорость . Импульс – векторная величина, направление импульса совпадает с направлением скорости. Единица измерения импульса кг ·м/с Если тело покоится , то импульс равен нулю

Слайд 5

ЗАДАЧА Шарик массой 100г, летящий со скоростью 20м/с, упруго ударяется о стенку и отскакивает от нее с такой же скоростью. Найти изменение импульса шарика Решение p 1 mv Δ p = p 2 – p 1 = mv – (- mv) = -mv p 2 = 2mv Δp = 2·0,1·20 = 4 кг·м/с

Слайд 6

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА Сумма импульсов тел до взаимодействия равна сумме импульсов тел после взаимодействия m 1 v 1 + m 2 v 2 = m 1 u 1 + m 2 u 2 В задачах рассматривается система из двух тел, внешние силы отсутствуют ( замкнутая система )

Слайд 7

УПРУГИЙ УДАР 1. При упругом столкновении двух тел оба тела приобретают новые скорости 2.

Слайд 8

НЕУПРУГИЙ УДАР При неупругом ударе тела соединяются и после удара движутся вместе. Уравнение закона сохранения импульса имеет вид m 1 v 1 ± m 2 v 2 = ( m 1 + m 2 ) u (если тела движутся навстречу друг другу, то ставится «-», если одно тело догоняет другое, то ставится «+»)

Слайд 9

РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ – движение тела при отделении от него некоторой массы 0 = m 1 v 1 - m 2 v 2 или m 1 v 1 = m 2 v 2 Например: а) выстрел из ружья б) полет ракеты ? Зачем нужно прижимать приклад ружья к плечу в момент выстрела ?

Слайд 10

ЗАДАЧА Летящая пуля массой 10г ударяется в брусок массой 390г и застревает в нем. Найти скорость бруска, если скорость пули 200м/с .

Слайд 11

Дано: СИ Решение m 1 = 10 г 0,01кг ЗСИ для неупругого удара m 2 = 39 0 г 0,39кг m 1 v 1 ± m 2 v 2 = ( m 1 + m 2 ) u v 1 = 200 м/с m 1 v 1 = ( m 1 + m 2 ) u v 2 = 0 u - ? ЗАДАЧА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Искусственные спутники Земли»

Слайд 2

Куда направлено ускорение тела при его движении по окружности с постоянной по модулю скоростью? Как называется это ускорение? Ответ: Ускорение тела при движении по окружности направлено к радиусу окружности. Оно называется ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫМ. По какой формуле можно вычислить модуль вектора центростремительного ускорения? Ответ:

Слайд 3

Какая планета называется «Голубой»? Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? Кто первый космонавт Земли? Кто первый ступил на Луну?

Слайд 4

А что нужно сделать, чтобы тело стало искусственным спутником Земли? Пример Ньютона: «Брошенный камень отклоняется под действием силы тяжести от прямолинейного пути и , на конец падает на Землю. Если его бросить с большой скоростью, то он упадет дальше» Вывод: При отсутствии сопротивления воздуха и при достаточно большой скорости тело вообще может не упасть на Землю, а будет описывать круговые траектории, оставаясь на одной и той же высоте над Землей. Такое тело становится искусственным спутником Земли.

Слайд 5

Рассчитаем, с какой скоростью должно вылететь тело, чтобы стать искусственным спутником Земли, то есть обращаться вблизи Земли по круговой орбите. Земля является однородным шаром с радиусом 6400 км. На тело не действуют никакие силы, кроме силы тяготения, направленной к центру Земли. Спутник будем считать материальной точкой.

Слайд 6

Получаем: Скорость спутника зависит от его высоты над поверхностью Земли Скорость не зависит от массы спутника

Слайд 7

Если принять h = 0, то вблизи поверхности Земли: - ускорение у поверхности Земли Получили формулу для расчёта скорости, которую необходимо сообщить телу, чтобы оно стало спутником планеты: п ервая космическая скорость

Слайд 8

Принимая радиус Земли равным 6400 км, а g = 9,8 м/с 2 , то первая космическая скорость v = 7,9 * 10 3 м/с ≈ 8 к м/с

Слайд 9

Если Скорость тела, запускаемое на высоте h , на Землей, превышает соответствующую этой высоте первую космическую скорость, то его орбита представляет собой Эллипс. Чем больше скорость, тем более вытянутой будет эллиптическая орбита. При скорости, равной 11,2 км/с, которая называется второй космической скоростью, тело преодолевает притяжение к земли и уходит в космическое пространство. Космическая скорость Значение км/с Вид траектории Движение тела Первая 7,9 окружность Спутник Земли 11,2> v >7,9 эллипс Вторая 11,2 парабола Покидает пределы Солнечной системы > 11 , 2 гипербола

Слайд 11

Что нужно, чтоб тело стало искусственным спутником Земли? Нужно: тело вывести за пределы земной атмосферы придать ему определенную скорость , направленную по касательной к окружности, по которой он будет двигаться.

Слайд 12

Историческая справка 4 октября 1957 г. Выведен на орбиту 1-й искусственный спутник Земли 3 ноября 1957 года запущен 2-й ИСЗ с собакой Лайкой на борту 15 мая 1958 года запущен 3-й ИСЗ с научной аппаратурой 2 января 1959 года запуск космической станции «Луна». Достигнута вторая космическая скорость 12 февраля 1961 года вышла за пределы земного притяжения автоматическая межпланетная станция «Венера-1»

Слайд 13

Домашнее задание: П. 20 «Искусственные спутники Земли.» Упр. 19 № 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСВОЕНИЕ КОСМОСА История исследования космоса и развитие космонавтики

Слайд 2

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ КОСМОНАВТИКИ Отец ракетостроения Константин Эдуардович Циолковский Он теоретически обосновал возможность космических полетов и рассчитал отдельные параметры ракетоносителя.

Слайд 3

Изобретатель первых советских космических кораблей Сергей Павлович Королев (1906 -1966) - российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.

Слайд 4

4 октября 1957 г. запуск первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) в Советском Союзе. 3 ноября 1957 г . – запущен второй искусственный спутник, в его кабине была собака Лайка , снабженная всем необходимым для жизни . Она становится первым землянином в космосе 20 августа 1960 г. запущен космический корабль, на борту – собаки Стрелка и Белка. Они становятся первыми космонавтами, возвратившимися живыми после орбитального полёта. НАЧАЛО КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

Слайд 5

12 апреля 1961 г – первый полет человека в космос. Полет длился 108 мин Юрий Гагарин

Слайд 6

18 марта 1965 г. — совершён первый выход человека в открытый космос с корабля Восход-2 (Алексей Леонов, СССР). 3 февраля 1966 г. — АМС Луна-9 совершила первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны, были переданы панорамные снимки Луны. (СССР).

Слайд 7

1 марта 1966 г. — станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету. (СССР) 3 апреля 1966 г. — станция «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны. (СССР)

Слайд 8

Нейл Армстронг - первый человек, ступивший на Луну 21 июля1969 г. — первая высадка человека на Луну в рамках лунной экспедиции корабля Аполлон-11, США.

Слайд 9

Луноход-1 Луноход-1 — первый лунный самоходный аппарат. Он был доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 г. советской межпланетной станцией Луна-17 и проработал на её поверхности до 4 октября 1971г. П ервый американский луноход - " Ровер " (1971).

Слайд 10

Первая женщина-космонавт 16 июня 1963 г. - первый в мире полет женщины-космонавта Валентина Владимировна Терешко́ва

Слайд 11

Первая женщина, вышедшая в открытый космос Светлана Евгеньевна Сави́цкая вторая женщина-космонавт в мире, дважды Герой Советского Союза, заслуженный мастер спорта СССР С 17 по 29 июля 1984 г. в качестве бортинженера совершила полет на « Союзе-Т12» и орбитальной станции «Салют-7 »

Слайд 12

Самые длительные полёты Самый длительный общий налёт (803 суток) за несколько полётов имеет российский космонавт Сергей Крикалёв Самое длительное непрерывное пребывание на орбите космонавтов и астронавтов (3644 суток) произошло с сентября 1989 г. по август 1999 г. По состоянию на 2008 год самый длительный 437-суточный космический полёт осуществил российский космонавт Валерий Поляков в январе 1994 — марте 1995 гг.

Слайд 13

Мир — первая орбитальная станция модульного типа (СССР) Салют — первая серия орбитальных станций (СССР) Скайлэб — орбитальная станция (США) Орбитальные станции

Слайд 14

Международная космическая станция (МКС) МКС — совместный международный проект, в котором участвуют 16 стран: Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония 20 ноября 1998 г. — Россия запустила первый элемент МКС — функционально-грузовой блок «Заря» (ФГБ ) 7 декабря 1998 г. — шаттл « Индевор » пристыковал к модулю «Заря» американский модуль « Unity » (« Юнити », « Node-1») 26 июля 2000 г. — к функционально-грузовому блоку «Заря» был пристыкован служебный модуль «Звезда» (СМ ) 2 ноября 2000 г. - транспортный корабль «Союз ТМ-31» доставил на борт МКС экипаж первой основной экспедиции

Слайд 15

Космический туризм Началом космического туризма был полёт американского бизнесмена итальянского происхождения Денниса Тито на борту российского корабля Cоюз на Международную космическую станцию 28 апреля 2001 (завершение полёта 6 мая). В состав экипажа Союз ТМ-32, на котором летал Деннис Тито, также входили российские космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин .

Слайд 16

После Юрия Гагарина в космосе побывал 431 землянин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реактивное движение

Слайд 3

Все виды движения невозможны без взаимодействия тел данной системы с окружающей средой. А для осуществления реактивного движения не требуется взаимодействия тела с окружающей средой.

Слайд 5

Движение тела, возникающее вследствие отделения от него части его массы с некоторой скоростью, называют реактивным. Принципы реактивного движения находят широкое практическое применение в авиации и космонавтике.

Слайд 6

Из истории развития реактивного движения

Слайд 7

Первым проектом пилотируемой ракеты был в 1881 году проект ракеты с пороховым двигателем известного революционера Николая Ивановича Кибальчича (1853-1881). Будучи осужденным царским судом за участие в убийстве императора Александра II, Кибальчич в камере смертников за 10 дней до казни подал администации тюрьмы записку с описанием своего изобретения. Но царские чиновники скрыли от ученых этот проект. О нем стало известно только в 1916 году.

Слайд 8

В 1903 году Константин Эдуардович Циолковский предложил первую конструкцию ракеты для космических полетов на жидком топливе и вывел формулу скорости движения ракеты. В 1929 году ученый предложил идею создания ракетных поездов (многоступенчатых ракет).

Слайд 9

Устройство ракеты-носителя Определение скорости движения ракеты До старта: После старта, согласно закону сохранения импульса:

Слайд 10

После того как топливо и окислитель первой ступени будут израсходованы, эта ступень автоматически отбрасывается и в действие вступает двигатель второй ступени и т.д. Уменьшение общей массы ракеты путем отбрасывания уже ненужной ступени позволяет сэкономить топливо и окислитель и увеличить скорость ракеты.

Слайд 11

Для возвращения космического корабля на Землю, или посадки его на другую планету, одну ступень оставляют. Она используется для торможения корабля перед посадкой. При этом ракету разворачивают на 180 градусов , чтобы сопло оказалось впереди.Тогда вырывающийся из ракеты газ сообщает ей импульс, направленный против скорости ее движения , что приводит к уменьшению скорости и дает возможность осуществить посадку.

Слайд 12

Сергей Павлович Королев был крупнейшим конструктором ракетно-космических систем. Под его руководством были осуществлены запуски первых в мире искусственных спутников Земли, Луны и Солнца, первых пилотируемых космических кораблей и первый выход человека из спутника в открытый космос.

Слайд 13

4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 3 ноября 1957 года в космос был запущен спутник с собакой Лайкой на борту. 2 января 1959 года была запущена первая автоматическая межпланетная станция "Луна-1", которая стала первым искусственным спутником Солнца.

Слайд 14

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире пилотируемый космический полет на корабле-спутнике "Восток-1". Данные о "Востоке-1": масса......................................4,73 т период обращения ...............1 ч. 48 мин. высота над Землей...............327 км число витков.........................1 длина траектории.................41 000 км

Слайд 15

Первый в мире космический полет, первый в мире космонавт, первый в мире выход в открытый космос, первое в мире "прикосновение" к другим небесным объектам и многое другое первое в мире в деле практического освоения космоса принадлежит нашей Родине.

Слайд 16

Значение освоения космоса 1. Использование спутников для связи. Осуществление телефонной и телевизионной связи. 2. Использование спутников для навигации морских судов и самолетов. 3. Использование спутников в метеорологии и для изучения процессов, происходящих в атмосфере; прогнозирование стихийных явлений. 4. Использование спутников для проведения научных исследований, осуществления различных технологических процессов в условиях невесомости, уточнение природных ресурсов. 5. Использование спутников для изучения космоса и физической природы других тел Солнечной системы. И т. д.