Годовой план работы на 2021-2022 учебный год

План работы педагога-психолога МКДОУ "Детский сад№24" Очировой С.Г.


 

на 2021-2022 учебный год..


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                

План работы педагога-психолога

на 2021-2022 учебный год..

        Педагог-психолог:

Очирова С.Г.

Цель: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, способствующего психологическому комфорту и развитию детей, сохранению их психологического здоровья.

Задачи:

  • Создание в ДОУ благоприятного психологического климата для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей и других сотрудников учреждения);
  • Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы дошкольного образования с целью адаптации ее содержания и способов освоения к интеллектуальным, личностным и психофизическим возможностям и особенностям детей ДОУ;
  • Мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития
  • Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения;
  • Профилактика и преодоление трудностей в социально-психологическом и интеллектуальном развитии воспитанников;
  • Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей воспитанников и педагогов;
  • Оказание своевременной психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса ДОУ в решении проблем обучения, воспитания, общения, отношений и переживаний и пр.

План работы педагога-психолога на 2021--22 учебный год

  1. Просветительская и профилактическая работа

Направления, вид и форма работы

Объект деятельности

Сроки выполнения

Информационный материал на аккаунте педагога-психолога @ochirovasg  в инстаграмм «Советы родителям по адаптации детей к детскому саду»

Родители 2 гр.ранн.возр.,

1 мл.гр.

Сентябрь

Пака-передвижка «Разнообразие развивающих игр. Их польза»

Родители ст. и подг.гр.

Сентябрь

Информационный материал на аккаунте педагога-психолога @ochirovasg  в инстаграмм «Как подготовить ребенка к школе»

Родители ст. и подг.гр.

Сентябрь

  1.  

Выступление на родительских собраниях  «Игры-головоломки в познавательном развитии дошкольников»

 Родители средних групп

Сентябрь

Выступления на родительских собраниях

«Особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Родители ст. и подг. групп

Сентябрь

Тренинг « На работу с радостью»

Педагоги ДОО

Ноябрь

Выступление на аккаунте педагога-психолога @ochirovasg  в инстаграмм

«Калмыцкие игры-головоломки в познавательном развитии дошкольников»

Педагоги, родителли

Декабрь

Викторина « Россия- Родина моя!»

педагоги

4 нед.

января

Видеообзор коллекции развивающих игр на аккаунте педагога-психолога @ochirovasg  в инстаграмм

Педагоги, родители

Февраль

Выпуск информационного материала по запросам родителей и педагогов

Родители

В течение года

Папка-передвижка «Что должен знать будущий первоклассник?»

Родители

Апрель

  1. Диагностическая работа

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста

Вторая группа раннего возраста, 1 мл.гр.

Сентябрь

Диагностика развития познавательных процессов (Методика Павловой , Руденко)

2мл.гр.-подг.гр.

Сентябрь , апрель.

Диагностика детей старшей и подготовительной групп на готовность детей школе. (Методика Вархотовой)

Подг. и ст.гр. дети, идущие в школу.

Апрель

Диагностика уровня «Эмоционального выгорания» (Методика Бойко В.В.)

Воспитатели ДОО

Октябрь, май.

Диагностика детско-родительских отношений

Родители, дети.

По мере необходимости

Индивидуальная диагностика детей по запросам родителей.

Дети

В течение года.

Анкетирование воспитателей и узких специалистов по удовлетворенности работы ДОО за год

Воспитатели и узкие специалисты

Май

Анкетирование родителей по удовлетворенности работой ДОО за год.

Родители

Май

  1. Коррекционная и развивающая работа

Адаптационные занятия

1-мл.гр.

Сентябрь

Занятия по коррекции эмоционально-личностной сферы (индивидуальные и подгрупповые)

Ст. и подг.гр.

Ноябрь-март, 1 раз в неделю

Коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые) по развитию познавательных процессов.

Ст. и подг.гр.

Ноябрь-март, 2 раза в неделю

Коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые) по развитию познавательных процессов.

Ст., подг. гр.

Ноябрь-март, 1 раз в неделю

Индивидуальная коррекционная работа с детьми по запросам родителей, педагогов.

Дети ДОО

В течение года

  1. Консультативная работа

Капризы и упрямство детей дошкольного возраста. Причины их появления.

Педагоги

2 нед.

сентябрь

Психологическое здоровье педагога.

Педагоги

3 нед.

октябрь

Психологические основы нравственно-патриотического воспитания  в дошкольном возрасте.

Педагоги

3 нед.

январь

Использование народного декоративно-прикладного искусства для развития творческого потенциала дошкольников в изобразительной деятельности.

Педагоги

2 нед.

 апрель

Консультативная работа детско-родительских отношений

Родители

По запросам

Индивидуальные консультации для педагогов ДОО

Педагоги

По запросам

  1. Контроль

Предупредительный контроль «Ребенок с ОВЗ  в ДОУ. Особые образовательные потребности и условия»

Педагоги

4 нед.

сентябрь

Контроль «Организация деятельности педагогов по адаптации детей раннего возраста»

Педагоги

4 нед.

октябрь

  1. Методическая работа

6.1.

Оснащение кабинета психолога дидактическим и информационным материалом

-

В течение года

6.2.

Изучение методической литературы, а так же интернет-ресурсов в области дошкольной психологии.

-

В течение года.

6.4.

Подготовка и выступления на родительских собраниях, педсоветах,  консилиумах.

-

В течение года

6.5.

Обработка и анализ диагностических данных, данных анкетирования и данных наблюдений.

-

В течение года

6.6.

Оформление текущей и отчетной документации.

-

В течение года

6.7.

Посещение заседаний МО психологов г. Элисты и др.

-

В течение года



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24»

Принята на заседании педагогического               Утверждена

совета                                                                       Заведующим МКДОУ «Детский сад №24»

МКДОУ «Детский сад №24»                                 Приказ №_____ от____________________

От_______________________ №____                   ________________________ Горяева С.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД №24»

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

СОСТАВИТЕЛЬ:

ОЧИРОВА СВЕТЛАНА  ГЕННАДЬЕВНА

г. Элиста

СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие сведения о воспитанниках МКДОУ.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка.

Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства.

Сетка непрерывной образовательной деятельности коррекционно-развивающей работы.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Основные направления деятельности педагога-психолога:

Психодиагностика

Психопрофилактика

Психологическое консультирование

Коррекционная и развивающая работа

Психологическое просвещение

Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы МКДОУ по освоению образовательных областей.

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами, родителями и детьми ДОО в условиях реализации ФГОС.

Психологическое сопровождение системы мониторинга

достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Циклограмма деятельности педагога-психолога

Методическое обеспечение программы.

Паспорт кабинета педагога-психолога.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Материалы по теме самообразования.

Методические рекомендации и пособия.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

  1. Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад №24» (далее ДОО)  разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155»,  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с  1 января 2014 года  федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),  нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.
  2.   Рабочая программа составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования ДОО,  основанной на комплексной  образовательной программе дошкольного образования  "Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайловой), разработанной в соответствии с ФГОС,  а также  в соответствии Устава ДОО и локальных актов  учреждения.

 Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям:

  • психопрофилактика,
  • психодиагностика,
  • психокоррекция,
  • психологическое консультирование,
  •  поддержка деятельности ДОО в работе с детьми от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОО.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОО по основным направлениям:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие,

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.

Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации – индивидуализации  личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО,  значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.    

 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОО.

Цель работы педагога – психолога – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и ДОО в целом.

Основными задачами являются:

  • Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОО.
  • Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОО и в семье.
  • Повышение качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени.
  • Повышение  психологической компетентности педагогов.
  • Содействие развитию образовательного учреждения в целом.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания детей.

Функции психологической службы ДОУ

  • Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
  • Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
  • Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
  • Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
  • Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
  • Обучение сотрудников ДОО и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
  • Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОО  и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

Принципы  и подходы  к  формированию рабочей  программы:

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами Программа опирается на научные принципы ее построения:

  •  принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие  непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках непрерывной  образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями ДОО;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Возрастные особенности и новообразования дошкольного детства.

   Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

    По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

   Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

    При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации происходит  включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

Возраст от 2 до 3 лет.

   Продолжает развиваться  предметная деятельность (развиваются соотносящие и орудийные действия), ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

    В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

     Игра носит процессуальный характер, в середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.

    Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

    Дети могут осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

    К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

    Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

    Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом  трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Возраст от 3 до 4 лет.

   Общение становится внеситуативным.

   Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

   Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

   В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать  до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать  предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

    Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

    Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

   В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют радом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

    Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

Возраст от 4 до 5 лет.

     В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

    Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

    Формируются навыки планирования последовательности действий.

    Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

    Начинает складываться произвольное внимание.

    Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

    Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

    Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.

    В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.

    Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

    Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

Возраст от 5 до 6 лет.

  Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

  Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

 Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

 Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

 Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

  В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

  Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

  Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

  Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.

  Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

  Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

   Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет.

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участник игры.

  Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.  

   При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

   Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

    У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

  Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

  Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

   В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

   В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

  К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Основные направления деятельности педагога-психолога.

         Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Психодиагностика.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Проводится:

  • Обследование детей  второй младшей группы (3-4 года), средней (4-5 лет)для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
  • Диагностика воспитанников старшей группы (5-6 лет) и  подговительной (6-7 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.
  • Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о МППС.
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей старшей группы (6 лет) и подготовительной группы (6-7 лет).

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психопрофилактика

Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде)  возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки .

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача - содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

  • анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
  • индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
  • информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

 Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

  • Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
  • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

  Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.

Обязательно:

  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
  • Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
  • Дополнительно:
  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.  
  • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть, как выше, так и ниже среднестатистического.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.  Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы.

Обязательно:

  • Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры, наблюдение.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
  • Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.

Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:

  • повышение уровня психологических знаний;
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:

  • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов
  • Дополнительные темы:  (печатные, индивидуальные консультации с педагогами)  

Дополнительно:

  • Создание информационных папок  «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве ДОУ.

Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в основном,  на игровые технологии и приемы.

Психологическое сопровождение реализации

основной образовательной программы МКДОУ

по освоению образовательных областей.

  Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом сферы компетентности педагога-психолога,   реализацию пяти направлений развития детей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое  и физическое.  

   

Образовательная область

«Познавательное развитие».

  Сфера компетентности педагога-психолога: ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.

  Интеграция по задачам и содержанию: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие».

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие».

  Сфера компетентности педагога-психолога: развиваем речь и коммуникативные способности детей

  Интеграция по задачам и содержанию: «Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие».

Образовательная область «Речевое развитие».

   Сфера компетентности педагога-психолога: развиваем речевую активность детей словесных форм работы.

   Интеграция по задачам и содержанию: «Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие».

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

   Сфера компетентности педагога-психолога: развиваем детское художественное творчество через использование методов арт-терапии.

   Интеграция по задачам и содержанию: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие».

 Взаимодействие педагога-психолога с педагогами, родителями и детьми ДОО в условиях реализации ФГОС.

Работа с детьми.

  1. Плановая психолого-педагогическая диагностика по познавательному развитию и эмоционального благополучия   ребенка.
  2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
  3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по результатам диагностики, по запросам воспитателей, родителей.
  4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
  5. Составление индивидуальной траектории развития ребенка.

 

Работа с педагогами.

С руководителем ДОО.

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей  и задач.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  4. Предоставляет отчетную документацию.
  5. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
  6. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
  7. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на городскую ПМПК.
  8. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
  9. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

Со старшим воспитателем

  1. Участвует в разработке основной образовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС.
  2. Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении образовательных областей).
  3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
  5. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
  6. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
  7. Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.
  8. Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
  9. Проводит психологическое сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.

С воспитателем

  1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
  2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
  3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
  4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
  8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  10. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
  11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
  13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
  15. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
  16. Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

  1. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
  2. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
  3. Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
  4. Участвует в проведении музыкальной терапии.
  5. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
  1. С учителем-логопедом
  1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.
  2. Оказывает помощь детям в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
  3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния oбщей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
  4. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно с другими  специалистами.
  5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
  6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
  7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
  8. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя психику детей при введении отрицательных героев.
  9. Участвует в МППС (организация работы, составление заключений).
  10. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
  11. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.

Работа с родителями.

  1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года).
  2. Индивидуальное консультирование родителей.
  3. Диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу, плану педагога-психолога).
  4. Просветительская работа среди родителей.
  5. Организация и проведение тренингов, семинаров.
  6. Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование.
  7. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни  открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.

 Психологическое сопровождение системы мониторинга

достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

  Федеральные государственные требования предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:

  • система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы;
  • мониторинг проводится с оценкой динамики достижений детей;
  • обязательное требование – включение описания объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
  • При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга – физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Основные используемые методы:

  • наблюдение за ребенком,
  • беседы
  • экспертные оценки.

   При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

   Мониторинг достижения  планируемых  промежуточных  результатов  освоения  Программы  и  уровня развития  интегративных  качеств  детей  осуществляется  2  раза  в  год   с  использованием  диагностики   результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

  В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих  получить  объем  информации  в  оптимальные  сроки.

   В системе мониторинга МКДОУ предусмотрено участие педагога –психолога  в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.

Педагогом-психологом 2 раза в год проводится диагностика уровня развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы:

  • по «Экспресс-диагностике в детском саду» Н.Н. Павловой, Л.И. Руденко  с детьми  с 3 до 7 лет.
  • «Готовность ребёнка к школе» Е.К. Вархотова на конец учебного года с детьми 6-7 лет, идущих в школу.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Циклограмма работы

педагога – психолога на 2021-2022 учебный год

Дни недели

Время работы

Содержание работы

Место работы

Понедель-ник

(11.00-18.00)

11.00-12.00

12.00-13.00

13.00-14.00

14.00-15.30

15.30-16.00

 16.00-17.00

17.00-18.00

Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа.

Работа с методической литературой.

Совместная работа со специалистами.

Подготовка к занятиям.

Подгрупповое коррекционное развивающее занятие по эмоционально–волевой сфере (подготовительная к школе группа)

Наблюдение по группам.

Индивидуальные консультации с родителями.

Группы

Кабинет психолога

Кабинет психолога

Кабинет психолога

Группы

Групповые участки

Кабинет психолога

Вторник

(8.00-15.00)

8.00-9.00

9.00-11.00

11.00-11.30

11.30-14.00

14.00-15.00

Подготовка к занятиям.

Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа.

Подгрупповое коррекционное развивающее занятие. (подготовительная к школе группа)

Оформление документов.

Подготовка к индивидуальной коррекционной работе.

Кабинет психолога

Группы

Группы

Кабинет психолога

Кабинет психолога

Среда

(11.00-18.00)

11.00-12.00

12.00-13.00

13.00-14.30

14.30-15.30

15.30-16.00

16.00-17.00

17.00-18.00

Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа

Работа с документацией.

Индивидуальное, групповое консультирование педагогов.

Подготовка к занятиям.

Работа с одарёнными детьми. Кружок «Умники и умницы»

Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа.

Индивидуальные консультации с родителями.

Группы

Кабинет психолога

Кабинет психолога

Кабинет психолога

Группы

Группы

Кабинет психолога

Четверг

(8.00-15.00)

8.00-9.00

9.00-10.30

10.30-11.00

11.00-11.30

11.30-14.00

14.00-15.00

Подготовка к занятиям.

Индивидуальная диагностическая, коррекционная работа.

Подгрупповое коррекционное развивающее занятие (Старшая группа)

Наблюдение по группам.

Оформление документов.

Подготовка к индивидуальной коррекционной работе.

Кабинет психолога

Группы

Кабинет психолога

Группы

Групповые участки

Кабинет психолога

Кабинет психолога

Пятница

(11.00-18.00)

11.00-12.00

12.00-14.00

14.00-15.00

16.00-16.30

16.30-18.00

Оформление документов.

Работа с методической литературой, интернет-ресурсами.

Изготовление и оформление дидактических пособий.

Подготовка к занятиям.

Индивидуальные консультации с родителями.

Кабинет психолога

Кабинет психолога

Кабинет психолога

Кабинет психолога

Кабинет психолога

Методическое обеспечение программы.

Перечень программ,  технологий, пособий

«Программа коррекционно-развивающих занятий по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста» Катаева Л.И.

Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет «Уроки добра» С.И. Семенака. М.Аркти.2005.

«Индивидуальное сопровождение детей гриппа риска» Издательство «Учитель», Волгоград 2015 г.:

Программа  «Лесенка успеха» Т.Т. Кириченко

Программа «Игралочка» Т.Т. Кириченко

Программа «Смешные страхи» Т.Т. Кириченко

«Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.И. Руденко 2012 г.

«Диагностика готовности ребёнка к школе» Вархотова Е.К.

«Готовимся к школе. Память, логика, внимание.» Е. Деньго. Москва «Стрекоза» 2015 г.

«Тренажёр. Память, внимание, мышление.» С.Е. Гаврина. Москва «Росмен» 2016 г.

Паспорт кабинета педагога-психолога ДОО.

Вид помещения. Функциональное использование

Оснащение

  • Кабинет педагога-психолога
  • Индивидуальное консультирование родителей и педагогов
  • Проведение индивидуальных видов работ с дошкольниками (диагностика, коррекция) и подгрупповых (коррекция)

1. Рабочая зона педагога-психолога

  • Библиотека специальной литературы и практических пособий.
  • Материалы консультаций, семинаров, практикумов, открытых занятий.
  • Уголок для консультирования
  1. Зона коррекции:
  • Игрушки, игровые пособия, атрибуты для коррекционно-развивающей работы
  • Столы и стулья для проведения  коррекционно-развивающей работы.
  • Компьютер (компьютерные развивающие игры)
  • Настольно-печатные игры.
  • Развивающие игры -головоломки:Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо, Квадрат Никитина, )
  • Лэп-бук по развивающим играм.
  • Многофункциональная игрушка-копилка «Робот Оюн»
  • Раздаточные и демонстративные материалы.
  1. Информационная зона

Информационный уголок для родителей и педагогов

  1. Зона релаксации.

Подборка расслабляющей музыки, диванчик.

Кабинет соответствует требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования, соответствует Правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.

Приложение 1. Материалы по самообразованию.

Приложение 2.Методические рекомендации и пособия.