Обобщение опыта работы

Тема по самообразованию:"Развитие познавательных процессов посредством развивающих игр".

Актуальность: дошкольный возраст – самый благоприятный для интенсивного, познавательного развития ребенка.  Познавательное развитие дает большие возможности для развития детской одаренности и чем раньше у ребенка обнаруживается интеллектуальные способности, тем больше внимание будет уделено  их развитию, тем легче найти свое призвание.

Насыщенная информационная  среда окружает современного ребенка  с самого его рождения. Все большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем- либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны машин, вынужден идти в ногу со временем и  я  не исключение.  В своей работе применяю современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. 

Цель: в игровой форме, используя инновационные технологии, развивать у детей старшего дошкольного возраста необходимые для предстоящего успешного обучения в школе, психические процессы, такие как: внимание, мышление, речь, память, воображение.

Задачи:

  • Изучение развивающих игр и использование в коррекционно-развивающей работе, а также в студийно-кружковой.

  • Внедрение игр-головоломок ,интерактивных игр, элементов УДЕ в коррекционно-развивающие занятия и занятия с одарёнными  старшего дошкольного возраста.

  • Развитие творческих способностей, творческого мышления: гибкость, беглость, оригинальность, продуктивность мышления.

  • Развитие всех компонентов речи детей.

  • Взаимодействие с педагогами старших и подготовительной групп по активному применению развивающих игр в индивидуально-коррекционной работе.

  • Пропагандирование развивающих игр в семейном воспитании детей.

Ожидаемый результат: повышение уровня разввития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Здесь представлен наработанный мной педагогический опыт по данной теме. Приятного просмотра!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Слайд 1:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите представить  вашему вниманию  тему моего выступления «Развитие познавательных процессов посредством развивающих игр».

Практическая часть.

Посмотрите, к нам в гости пришёл Робот Оюн, что в переводе  с калмыцкого означает разум и предлагает нам поиграть. Согласны?

 -Приглашаем 6 участников за столы.

1ая  игра математической направленности «Блоки Дьенеша»

Слайд 2:

  1. Задание: - Найдите фигуру по схеме сначала по одному признаку, а)круг;

По 2 признакам: красный круг

По 3 признакам: красный большой круг

По 4 признакам: красный большой тонкий круг.

А теперь по 4 признакам без схемы. Слушаем внимательно: найдите  фигуру квадратной формы, красную, маленькую толстую.

  1. Задание: постройте цепочку:
  2. Задание:  покажите фигуру. которая напоминает нам медведя, лису, волка, зайчика. Почему?
  3. Выложите необычное животное.

Спасибо за сотрудничество. А теперь приглашаются следующие участники.

Слайд3:

2. Игра математической направленности «Палочки Кюизенера»

Слайд 4:

  1. Задание: выложите по рисунку путем накладывания.

-  Затем выполняется тоже, только на столе.

Слайд5:

  1. Выложите дорожки . Какая из них самая длинная, короткая? Анализ.

Слайд 6:

  1. Игры с числами : Вот числовой ряд от 1 до 10. Это подсказка для следующего задания. Выложите фигуры с помощью схем. Где прописаны номера палочек. Молодцы!

Спасибо за сотрудничество. И ещё желающие поиграть проходим за столы.

Слайд 7:образец  лисички из «Колумбова яйца»

3.игры-головоломки

  1. Задание с «Колумбовым яйцом»: найдите фигуру треугольной формы, посчитайте сколько треугольников.
  2. Выложите лисичку по образцу. Анализ (разбор каждой детали фигуры)
  3. Задание с «Танграмом» справа от лисы выложите … Отгадайте кого:

Зимой белый ,летом серый.

По лесу скачет , ушками машет…(заяц). Выкладывают зайца.

Слайд8: образец зайца из «Танграма»

Подружились заяц с лисой, но жить им было негде. Как мы можем им помочь?( Построить дом). Можно и дом, а я предлагаю вам построить кибитку между лисой и зайцем из «Монгольской игры»

Слайд9: образец кибитки из «Монгольской игры».

 Анализ.

Большое спасибо за плодотворную работу! Надеюсь, вам понравилось.

Теоретическая часть.

Вашему вниманию были представлены развивающие игры, которые я использую на занятиях.

Слайд №10 Цель: в игровой форме развивать необходимые для предстоящего успешного обучения в школе, психические процессы, такие как: внимание, мышление, речь, память, воображение.

  • Задачи:
  • Изучение развивающих игр и использование в коррекционно-развивающей работе.
  • Внедрение  игр-головоломок и интерактивных игр  в коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.
  • Развитие  творческих способностей, творческого мышления: гибкость, беглость, оригинальность, продуктивность мышления.
  • Развитие всех компонентов речи детей.
  • Взаимодействие с педагогами старших и подготовительной групп по активному применению развивающих игр в индивидуально-коррекционной работе.
  • Пропагандирование  развивающих игр в семейном воспитании детей.

Слайд11: Используемая литература

Слайд 12:

На занятиях  использую образ робота, который и светится от радости, и говорит, и лучом  показывает на задания. Является многофункциональной игрушкой и копилкой: многообразие развивающих игр.

Слайд 13 «Встреча с роботом Оюном»

Слайд 14: Для развития всех познавательных процессов  использую многообразие развивающих игр: игры-головоломки, математические игры, интерактивные, настольно-печатные, дидактические и подвижные и малоподвижные игры,

Слайд 15: Т.К. именно развивающие игры :

  • Способствуют развитию умения играть по правилам и выполнять инструкции.
  • Развивают воображение.
  • Развивают внимание.
  • Совершенствуют понимания величины, формы, цвета и толщины.
  • Развивают восприятие, память, речь.
  • Формируют комбинаторные способности.
  • Развивают пространственное воображение.
  • Совершенствуют умение сопоставлять картинку на рисунке и настоящий предмет.

Слайд 16: предлагаю Вашему вниманию разнообразие игр-головоломок (перечисление)

Слайд 17:Чем же хороши игры головоломки?

  •   в процессе выкладывания игр-головоломок у детей развиваются такие познавательные процессы, как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь;
  •   ребёнок развивается и обучается, играя;
  •   игры-головоломки  предоставляют детям широкие возможности для физического, эстетического и социального развития.

Слайд 18: Мировая игра-головоломка «Джунгли»- 24 детали.

Слайд 19: Магнитный планшет «РАЗВИВАЙКА»

Магнитный планшет активно используется в индивидуальной работе.

Слайд 20: Настольно-печатные и дидактические игры, выполненные своими руками.

Слайд 21: математические игры направлены на:

  • развитие мыслительных операций;
  • развитие логики и  математических представлений детей;
  •  развитие интеллектуальной сферы;
  • включение у воспитанников мозговых интеграционных механизмов, необходимых для полноценного учения. 

К играм математической направленности относятся: Блоки Дьенеша, Счетные палочки Кюизенера,  графический диктант, игры на ориентировку в пространстве.

Слайд 22: Электронный помощник  способствует:

  • побуждению детей к поисковой и познавательной деятельности

через занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий;

  • эффективное усвоение материала, развитие памяти, воображения, творчества детей, благодаря высокой динамике занятий;

Слайд23:возможность индивидуализации обучения с использованием планшета.

В кабинете педагога-психолога имеется копилка развивающих интерактивных игр и образцы игр-головоломок как на печатных носителях, так и электронных.

Слайд 26-29 Интерактивные игры.

Слайд 30: подвижные и мало-подвижные игры

Слайд 31: Все перечисленные развивающие  игры, способствуют созданию полноценной среды для познавательного развития и общения детей.

Слайд 32: Разв.игры своими руками

Слайд33: Региональный компонент

  • Интерактивная игра «Четвертый лишний»

( по достопримечательностям г. Элисты»

  •  Видеоролик «Животные Калмыкии»
  •  Видеоролик «Достопримечательности г. Элисты»
  •  «Монгольская игра» (Выкладывание кибитки и животных)
  •  «Танграм» (Выкладывание пиалы и ломпадки и т.д.)
  •  Народные калмыцкие сказки в сюжете занятий

(«Храбрый лев», «Как собака себе друга искала»)

  •  Использование мелодий композиторов Калмыкии при выполнении самостоятельной работы и на минутках релаксации.

Слайд 34: Работа с родителями

  • Информационная папка для родителей
  •  «Развивающие игры в семейном воспитании»
  • Выступления на собраниях

Слайд 35: Работа с педагогами:

  • Брошюра для педагогов «Игры-головоломки»
  •  Буклет (Показ и раздача всем участникам МО)

Слайд 36: Работас детьми

  • Сборник заданий по развитию

познавательных процессов для детей

Слайд37: Видеоролик

Слова Сухомлинского В.А.: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности .»

  Слайд 38: Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Выступление

«Интегративный подход в использовании элементов технологии УДЕ и технологии развивающих игр.»

        Педагог-психолог МКДОУ «Д.с. №24»:

Очирова С.Г.

        Апрель-2021 год

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Интегративный подход в использовании элементов технологии УДЕ и технологии развивающих игр.»

Интеграция двух технологий УДЕ и развивающих игр используется мной в студийно-кружковой работе с одарёнными детьми, так как именно эти технологии позволяют реализовать цель и задачи кружка «Умники и умницы», которые вы видите на слайде

Слайд2

В соответствии Рабочей программы и перспективного планирования кружка представленные технологии вводятся в 4 этапа:

  1. Этап. Знакомим с развивающими играми:

Слайд3

играми-головоломками.

Слайд4

Правила этих игр просты. В состав каждой фигурки игр-головоломок должны включаться все части. При этом они не должны перекрываться.

Слайд5

На слайде представлены фотографии  работы детей с играми-головоломками. Слайд 6

Так же использую калмыцкие национальные игры-головоломки : «Соедини кольца или альчики на одну нить», «Нәәрн шинҗ»

Слайд 7

В число игр развивающей технологии, с которыми знакомлю детей, входят:

Развивающая игра
«Цветные счётные палочки Кюизинера»

Слайд 8

И «Логические Блоки Дьенеша»

Слайд9

Второй этап работы:

Творческо-речевые задания.

Одним из заданий  развития логического мышления является придумывание сказок, загадок  с помощью развивающих игр.

Слайд10

Все вышеперечисленное относилось к технологии развивающих игр.

На следующем этапе продолжается работа по ознакомлению с матрицей по УДЕ. В моей работе использую матрицу из 9 клеток, которую вы видите на слайде.

Слайд11

В ходе ознакомления есть задания как матрица по героям сказок.

И заключительный этап «Интегративный подход к  технологиям УДЕ и технологии развивающих игр.

Слайд12

Примером является закрепление сказки «Как собака себе друга искала» в обработке Веры Шуграевой

Слайд13

Итак сказка. Жила –была собака. Детям предлагается выложить  в среднем ряду в среднем столбце собаку, используя «Танграм» по образцу.

Скучно ей было одной, решила она пойти искать себе друга.

Слайд14

Пошла вниз по узкой прямой дорожке. Дети  выбирают  и кладут  под собакой узкую прямую дорожку, и встретила… Зайца. Детям предлагается  выложить зайца из танграма в нижнем ряду в среднем столбце.

Собака предложила зайцу дружить. Заяц согласился. Наступила ночь, заяц уснул, а собака как залает. Испугался заяц, да и убежал. 

Осталась собака одна. Загрустила она и снова пошла искать себе друга.

Слайд15

Пошла направо по широкой прямой дорожке. Предлагаю детям выложить справа  от собаки широкую прямую дорогу.

И встретила…волка. Детям предлагается поставить фигуру из Блоков Дьенеша, напоминающую волка. Задаю вопросы: какая у тебя фигура, какой волк?

Предложила собака волку дружбу, волк согласился. Стали они дружить

Наступила ночь, волк уснул, а собака как залает. Испугался волк, да и убежал. Снова собака осталась одна.

Слайд16

 Пошла она влево по широкой извилистой дороге. Детям предлагаю выложить широкую извилистую дорогу слева от собаки. И встретила…медведя. Предлагаю детям выбрать и поставить фигуру, которая напоминает  медведя. …Задаю вопросы: « Какую фигуру ты выбрал? Почему? А какой у тебя медведь?»

Собака говорит медведю: «Давай с тобой дружить.» Согласился медведь. Но тут наступила ночь, медведь уснул, а собака как залает. Испугался медведь, да и убежал. Снова собака осталась одна. Загрустила собака, видно не найти ей друга.

Слайд 17

Но всё же она снова пошла искать себе друга. Пошла она… куда? (вверх по извилистой узкой дорожке). Предлагаю выложить над   собакой извилистую узкую дорожку.

И встретила человека. Дети выбирают  геометрическую  фигуру, напоминающую человека…Вопросы о человеке.

Предложила собака подружиться, человек согласился. Только жить им было негде.

Слайд 18

 Спрашиваю у детей: «Построим им кибитку?» В помощь предлагаю  образец.

Далее проводим Анализ образца.

Наступила ночь, человек уснул, а собака как залает. Проснулся человек, вышел из кибитки и говорит: «Видно ты будешь мне хорошим другом!». И стали они вместе жить и дружить.

Слайд19

Интеграция двух представленных технологий может использоваться не только в студийно-кружковой работе, но  и в свободной деятельности детей.

Вашему вниманию представлен Лэп-бук «Волшебные превращения геометрических фигур»

Слайд20

Детей увлекает процесс работы с ним, его легко выполнить своими руками, в него можно играть бесконечно.

Слайд21

в ЛЭП-бук можно играть как одному ребёнку, так и сразу нескольким.

Слайд 22

Таким образом интегративный подход в использовании элементов технологии УДЕ и технологии развивающих игр  помогает развитию интеллектуально-творческого мышления детей, способствует раскрытию  потенциальных возможностей и способностей детей.

Слайд23

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Цели: в игровой форме развивать необходимые для предстоящего успешного обучения в школе, психические процессы (такие как: внимание, мышление, речь, память и. др.), а также необходимые знания, умения, навыки (знать геометрические фигуры, уметь ориентироваться на плоскости листа, работать в группе).

Задачи:

образовательные:
 -с использованием игр-головоломок и ИКТ»;
-обучить умению выкладывать фигуру ракеты (развивающая игра-головоломка «Танграм»);

-коррекция познавательных процессов;

развивающие:
-развивать концентрацию и распределение внимания,

зрительную память, операции логического мышления;
-развивать связную речь, творческое воображение;
-развивать мелкую моторику рук (Выкладывание фигур);

 -развивать  у детей умение расслабиться, снятие мышечных зажимов;

 воспитательные:
  -положительное отношение к окружающему миру, друг к другу.

Методы

Словесный: беседа, объяснение выполнения работы, пальчиковая гимнастика и физминутка.

Практический: выкладывание фигур с помощью игр-головоломок.

Поисковый: дети сами должны до.

Приемы и технологии.

1.Использование игр-головоломок: выкладывание ракеты из «Танграма», 2.Использование ИКТ: схемы для выкладывания фигурок собаки и кибитки с помощью игр-головоломок  в сопровождении спокойной музыки, развивающая игра «Что лищнее?».

Сюрпризный момент.

Минутка релаксации, ритуал приветствия и прощания.

Демонстрационный и методический материал.

Книга знаний. «Танграм», «Монгольская игра», «Блоки Дьенеша». Использование проектора: мнемотаблица, образцы к играм-головоломкам.

Оборудование.

Видеопроектор, ноутбук.

Раздаточный материал: «Танграм», «Блоки Дьенеша», «Монгольская игра», Лист бумаги формата А4, простой карандаш.

Предварительная работа

чтение калмыцкой народной сказки « Как собака себе друга искала», развивающие игры  «Танграм», «Монгольская игра», «Блоки Дьенеша».

Ход НОД.

Вводная часть

Ритуал приветствия.

Основная часть.

Игра «Подпрыгни, когда назову геометрическую фигуру без углов»

- Сейчас я буду называть геометрические фигуры, а вы должны подпрыгнуть на месте тогда, когда назову геометрическую фигуру без углов.

Дети не выходят из круга и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название геометрической фигуры без углов, дети должны подпрыгивать на месте.

- Молодцы , а вы знаете, что геом. фигуры могут превращаться? А хотите увидеть эти волшебные превращения?

Сюрпризн.момент.

-Ребята, к нам в гости пришла волшебная «Книга знаний». Она просит, чтоб мы ей рассказали её любимую сказку.  А какую я сейчас спрошу. Она просит рассказать калмыцкую народную сказку «Как собака себе друга искала».

Расскажем ей? (Да.) А рассказывать мы будем с помощью геометрических фигур, и их превращений. Для этого разомнём свои пальцы.

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

И мизинчик-малышок

Сам забрался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Им без друга жить нельзя.

- Пройдите за столы.

Продуктивная деятельность.

Итак сказка. Жила –была собака. Давайте выложим в центре листа собаку, используя «Танграм» по образцу.

Скучно ей было одной, решила она пойти искать себе друга.

Пошла направо по узкой прямой дорожке, выберите и положите  справа от собаки узкую прямую дорожку,

и встретила… (Загадка: По полю скачет, ушки прячет,

Встанет столбом, ушки торчком.) Зайца. Положите фигурку из блоков Дьенеша, которая бы напоминала вам зайца.

Почему ты, Маша, положила круг? Какой зайка у тебя? (т.к. зайчик пушистый, и т.д.)  А у тебя,…, какая фигура напоминает зайчика? (спросить у каждого ребёнка)

Собака предложила зайцу дружить. Заяц согласился. Наступила ночь, заяц уснул, а собака как залает. Испугался заяц, да и убежал. Ребята, покажите, как заяц убежал. 

Осталась собака одна. Загрустила она и снова пошла искать себе друга. Пошла налево по узкой извилистой дорожке. Положите слева от собаки извилистую узкую дорогу. Молодцы.

И встретила…

Неуклюжий, косолапый,

Спит в берлоге, лижет лапу. (Медведь)

 медведя. Поставьте фигуру, которая напоминает вам медведя. … какую фигуру ты выбрал? Почему? А какой у тебя медведь?

Собака говорит медведю: «Давай с тобой дружить.» Согласился медведь. Но тут наступила ночь, медведь уснул, а собака как залает. Испугался медведь, да и убежал. Снова собака осталась одна, загрустила, никак себе друга не найдёт. Решила она снова пойти искать себе друга и пошла вниз по широкой извилистой дороге. Выложите внизу от собаки широкую извилистую дорогу.

И встретила…

За горами, за полями,

За высокими лесами

Хищник – ворище

Ночами рыщет,

Добычу ищет.

                      (Волк)

…волка. Поставьте фигуру, напоминающую волка. Какая у тебя фигура, какой волк?

Предложила собака волку дружбу, волк согласился. Стали они дружить, весело им было. Давайте и мы с ними повеселимся?

Физминутка.

Все движения разминки

 повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Прогнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

- Что, понравилось? Отдохнули? Теперь продолжим. Наступила ночь, волк уснул, а собака как залает. Испугался волк, да и убежал. Загрустила собака, видно не найти ей друга. Но всё же она снова пошла искать себе друга. Пошла она… куда? (вверх по прямой широкой дорожке). Правильно, выложите вверх от собаки широкую прямую дорожку.

И встретила человека. Поставьте фигуру…Вопросы о человеке.

Предложила собака подружиться, человек согласился. Только жить им было негде. Давайте построим им кибитку. А почему кибитку? (т.к. калмыцкая народная сказка). А в помощь вам будет вот этот образец.

Анализ образца.

Посмотрите, из чего состоит кибитка? Из каких геом. фигур? Какие геометрические фигуры на верху кибитки? Обратите внимание на то, как выложены треугольники. А какие в нижней части кибитки? Молодцы! Выкладываем.( под спокойную музыку).

-Что у тебя получилось? Сколько фигур в верхней части кибитки? Перечисли название фигур нижней части кибитки.

Наступила ночь, человек уснул, а собака как залает. Проснулся человек, вышел из кибитки и говорит: «Видно ты будешь мне хорошим другом!». И стали они вместе жить и дружить.

Ой, ребята, мне книга говорит, что ей очень  понравилась сказка, и она говорит вам большое спасибо, но ей пора уходить. Давайте попрощаемся с ней. До свидания!

Анализ  сказки (по мнемотаблице с проектором)

Давайте вспомним о ком эта сказка? А кого она сначала встретила?(зайца. Показ схемы зайца) Стали они друзьями? Кого потом пошла искать собака? (медведя. Показ). Подружились они? (нет),. Что произошло дальше? (Собака встретила волка . Показ.). А с волком подружились? (Нет). Кого же ещё встретила собака? (Человека. Показ). Подружилась собака с человеком? Чем заканчивается сказка? (Подружились. И стали жить в кибитке в степи.)

А как вы думаете, собаке и человеку понравилось жить в степи? (Да.) А вы знаете какая красивая степь бывает, особенно весной и летом? Какая красивая природа и в нашей степи! Хотите посмотреть красоту природы нашего степного края?

Минутка релаксации  «Полет степного орла» (под спокойную мелодию).

Психолог: «Пройдите на палас, давайте ляжем в удобном положении. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы попали в степь летом. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо, Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, высоко парящую в воздухе. Это большой степной орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья её         распростерты в стороны время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахните крыльями, приближайтесь к земле.

Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохраняется на весь день».

Что вы увидели в степи? Вам понравилось. А что вы увидели? (Ответы детей). Вот какая красивая наша  степь.

Заключительная часть.

Рефлексия.

Дети встают в круг, ведущий в центре круга. Ведущий (педагог – психолог) бросает мяч каждому из ребят с вопросом: «Что тебе понравилось в нашем сегодняшнем занятии?». Воспитанник, поймавший мяч, должен ответить на этот вопрос. И вернуть мяч ведущему, и так далее до тех пор, пока каждый не выскажется.

Вот видите, как хорошо, когда есть друг.

-А какие превращения геометрических фигур вы увидели на занятии?(Ответы детей).

Ритуал прощания.

-Мне понравилось, как вы сегодня работали, внимательно слушали меня и отлично справились со всеми заданиями. Молодцы!

До свидания, до новых встреч!



Предварительный просмотр:

Открытое коррекционно-развивающее занятие  по познавательному развитию в подготовительной группе.

Тема: " Сюрприз от Робота Оюна"

Цель: развитие и коррекция познавательных процессов.

Задачи:

  • образовательная: закрепить обобщающие слова: дикие и домашние животные, названия животных Калмыкии, закрепить пространственное ориентирование, форму, размер. Обучить выкладывать фигуру зайчика по образцу. Игра «Танграм»
  • развивающая: развивать внимание, воображение, память, мышление, речь, мелкую моторику.
  • воспитательная: воспитывать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать умение работать в коллективе: слышать друг друга, договариваться.

Предварительная работа:

Беседа о домашних и диких животных Калмыкии, П.и. «Я назову, вы покажите».

Оборудование:

  1. для педагога-психолога: Д.и. "Робот Оюн", ТСО: видео проектор, ноутбук ("Звуки робота", мелодия, компьютерная игра)
  2. раздаточный материал для детей  (игра «Танграм» 6 шт.)

План занятия.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «Доброе животное»
  3. Сюрпризный момент.
  4. Задание по таблице с домашними и дикими животными. УДЕ.(сидя на паласе)
  5. П.и. "Будь внимателен"
  6. Компьютерная игра, стоя перед экраном (полукруг)
  7. Пальчиковая гимнастика
  8. Игра-головоломка «Танграм» . Выкладывание зайца(сидя за столами)
  9. Анализ работ.
  10. Упражнение на релаксацию и развитие воображения "Путешествие в степь"
  11.  Рефлексия «В кругу с мячом»
  12.  Ритуал прощания.

Ход занятия.

Дети у двери. В группе уже на столе  сундучок, накрытый скатертью, в нём листы с заданиями, раздаточный материал (танграм). Рядом Проектор, перед ним 6 стульчиков полукругом, на паласе в центре карточки «Овощи и фрукты» 12 штук,; 3 стола с 6 стульями.

1. Ритуал приветствия.

- Ребята проходите. Давайте повернемся к нашим гостям, поздороваемся и подарим им свои улыбки и хорошее настроение.

Настрой на занятие.

“Доброе животное”

Все встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад».

Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук – шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».

-Ребята, посмотрите, к нам  Робот Оюн прийти не смог, но  он нам  прислал голосовое сообщение, прослушаем?

Голос Робота: Здравствуйте, ребята. Этот сундучок необычный(Психолог снимает накидку с сундучка), если вы справитесь со всеми заданиями, то вас ждет сюрприз.

- Любите сюрпризы? Справимся с заданиями? Тогда начинаем. (Психолог достает 1 задание из сундучка)

-« Задание №1»

(УДЕ) Ребята подойдите к мольберту посмотрите какие животные  изображены на картинках? (Дети перечисляют)

Кто находится в верхнем ряду в первом столбце?

Кто находится в среднем ряду в 3 столбце?

Кто находится между коровой и свиньей?

Как назвать одним словом животных в нижем ряду? (Домашние)

Остальных животных как назвать одним словом? (Дикие животные)

Молодцы, вы справились с этим заданием.

-Задание№2

Подвижная игра "Я назову, вы покажите»" (Стоя, кто где хочет. )

Пройдемте на палас – это будет наша поляна. Давайте договоримся, что по команде "Зайчики" надо прыгать, "Лошадки" - надо скакать, "Птицы "махать руками, «Раки» - пятимся назад, « Аист»- стоять на одной ноге. А когда я стучу в бубен, вы шагаете по кругу.

Какие же вы все внимательные и с этим заданием справились.

Посмотрим, есть ли еще задания.(Заглядывает в сундук)

-О, Робот нам прислал компьютерную игру (показывает флешку)

-Задание №3

Подойдите ближе к экрану.

«Угадай, кто спрятался».

Назовите, кто изображен на экране? (Дети перечисляют животных)

А как сказать одним словом? (Домашние животные)

Закрываем глаза, открываем . Кто спрятался? (и так 4 раза)

Вы не только внимательные, но и наблюдательные.

О, и последнее задание, что же  это такое?

Дети: любимая игра от Робота Оюна.

«Танграм» (Выложи зайчика)

Робот просит Вас выложить зайчика из геометрических фигур.

 

8. Анализ работ.

Упражнение на релаксацию и развитие воображения. Степь(Сидя на паласе под звуки леса)

Мы с вами хорошо потрудились, а теперь пора отдохнуть и зайчики нас приглашают на прогулку в степь. Отправимся? (Да).

Тогда пройдёмте на палас, сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь ...

- Раз, два, три мы очутились в степи. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и разных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на неё.

Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами целый день. Открываем глаза.

Что Вы увидели, когда путешествовали по степи? (Ответы детей)

10. Рефлексия.(В кругу с мячом)

- Ребята, давайте встанем в круг. Я буду бросать мяч Какое задание самое интересное?

Ой, ребята, посмотрите, а здесь потайное дно, наверно здесь находится сюрприз, о котором говорил Робот. Роботу понравилось, как вы сегодня работали, и он Вам дарит вот такие интересные книжечки. (Психолог раздает детям) Что нужно сказать Роботу Оюну?

12. Ритуал прощания.

А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем прибирать рабочие места.



Предварительный просмотр:

  Открытое развивающее занятие  по познавательному развитию в подготовительной группе.

Тема: " Встреча с Роботом  Оюном"

Цель: развитие  интеллектуально-творческого мышления.

Задачи:

  • образовательная:
  • развивающая: развивать внимание, воображение, память, интеллектуально-творческое  мышление, речь, мелкую моторику.
  • воспитательная: воспитывать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать умение работать в коллективе: слышать друг друга, договариваться.

Предварительная работа:

Оборудование:

  1. для педагога-психолога: Д.и. "Робот Оюн", ТСО: "Звуки робота", мелодия.
  2. раздаточный материал для детей  (листы бумаги с изображением клякс цветными карандашами.)

План занятия.

  1. Ритуал приветствия.
  2. Упражнение «Какое у тебя настроение?».
  3. «Подарок»
  4. Сюрпризный момент. Робот Оюн.
  5. Задание по таблице с домашними и дикими животными. УДЕ.(стоя возле мольберта).
  6. Пальчиковая гимнастика.
  7. Упражнение  «Кляксы»
  8. П.и. "Будь внимателен"
  9. Пальчиковая гимнастика
  10. Дорисовывание клякс
  11. Анализ работ.
  12. Упражнение на релаксацию и развитие воображения "Путешествие в степь"
  13.  Рефлексия «В кругу с мячом»
  14.  Ритуал прощания.

Ход занятия.

 1. Ритуал приветствия. Игры на поддержание эмоционально-

благоприятного климата в группе. Установление контакта.

Упражнение «Какое у тебя настроение?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное

явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнение лучше

взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном

голубом небе, а твое?» Упражнение проводят по кругу. Педагог-психолог обобщает:

какое же сегодня у всех нас сегодня веселое настроение?

Ребята, а когда у меня веселое хорошее настроение, мне хочется дарить людям подарки. А вам?

Упражнение «Подарок»

Сейчас по кругу тот, кто дарит смотрит в глаза. Тот кто получает говорит слова благодарности. Я начну : 2Бальджира я дарю тебе лучезарную улыбку. и т. д.


Что бы вы подарили ….

А теперь поздороваемся с нашим постоянным гостем с Роботом Оюном, посоветуйтесь и подумайте, а что бы вы подарили роботу Оюну?

Ребята. а Оюн пришел к нам с  интересными заданиями. Вам нравится выполнять задания Робота Оюна? Тогда начинаем!Подойдите к мальберту. Робот Оюн запутался кто где находится и как кого зовут. Поможем ему разобраться?

1.Задание по таблице УДЕ.

-Кто изображен на таблице? Перечислим.

- Назовите кто находится в нижнем ряду?

Перечислите. Как назвать одним словом?(Домашние животные).

А как назвать одним словом остальных животных, которые находятся в верхнем и среднем рядах? (Дикие животные)

Назовите животное, которое находится в верхнем ряду в левом столбце

Назовите животное, которое находится в среднем ряду в правом столбце

Кто находится между … и …

А над …

Кто находится под… и справа от…

Какие вы внимательные!

А кто из вас назовет пару животных по 2 признакам: серый и быстрый

По 3 признакам: быстрый, маленький.

Назовите сходства коровы и .

Вот, молодцы ! Мы помогли Роботу разобраться в животных Калмыкии, теперь он не будет их путать.

Робот, что-то не успокоился, оказывается он встретил художника, и попросил нарисовать ему друзей, а художник оставил только кляксы. Ребята, а как можно исправить ошибку художника и порадовать робота?

Дети: оживить кляксы, дорисовать их. Поможем?.

Проходите за столы. Перед выполнением работы разомнем пальчики

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний

Безымяный и последний.

И мизинчик малышок

Сам забрался на порог

Вместе пальчики друзья

Друг без друга нам нельзя!

2.  Задание на творческое воображение «Кляксы». (Умение распознавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна), каракули различные знакомые предметы.

Раздают детям картинки с чернильными пятнами. Каждому задание:

- Дорисуйте кляксу. Посмотрите внимательно. Кто это? Как его зовут? Придумайте о нем историю».

Рассказы детей о нарисованном сказочном герое.

Робот очень довольный, ему понравились все нарисованные вами друзья. И он приглашает вас поиграть.

3. Упражнение «Дотронься до...»

Все играющие одеты по-разному. Ведущий говорит «Дотронься до

синего!» Все должны мгновенно сориентироваться - обнаружить у

участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Название

цвета периодически меняется. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до

каждого участника.

Ребята, Робот нам принес свою любимую игру. Поиграем?

Блоки Дьенеша.

Найдите круглую фигуру.

Найдите круглую синю фигуру

Найдите круглую синюю толстую фигуру

Найдите круглую синюю толстую маленькую

А он еще что-то нам принес. Танграм.

Если останется время

  1. Релаксация.

  1. Рефлексия.

  1. А сейчас сделаем круг и передавая солнышко по кругу скажем, что понравилось больше всего на занятии.

5 . Ритуал прощания.

 «А теперь, возьмемся за руки крепко, но не больно сожмем их,

улыбнемся друг другу и попрощаемся с Оюном и гостями.». Ведущий и дети говорят друг другу «Досвидания!» после того как поднимутся в группу.



Предварительный просмотр:

Выступление на конференции молодых педагогов ДОУ г.Элисты по теме «Развитие познавательных процессов посредствам развивающих игр-головоломок у детей старшего дошкольного возраста».

Очирова Светлана Геннадьевна,

педагог-психолог МКДОУ №24

Здравствуйте, участники городской конференции молодых педагогов!

Разрешите представить вашему вниманию тему моего выступления: «Развитие познавательных процессов посредствам развивающих игр-головоломок у детей старшего дошкольного возраста».

Теоретическая часть.

С сентября этого года я начала работу по данной теме, в рамках самообразования. Мной был изучен материал о развивающих играх-головоломках и поставлены следующие цели и задачи.

Цель: в игровой форме развивать необходимые для предстоящего успешного обучения в школе, психические процессы, такие как: внимание, мышление, речь, память, воображение.

Задачи:

  • Изучение игр-головоломок и использование их в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога.
  • Внедрение игр- головоломок  в развитие  познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
  •  Развитие всех психических процессов, в том числе творческих способностей, творческого мышления: гибкость, беглость, оригинальность, продуктивность мышления.
  • Развитие всех компонентов речи детей.
  • Взаимодействие с педагогами старших и подготовительной к школе групп по активному применению игр-головоломок в индивидуально-коррекционной работе воспитателей.
  • Пропагандирование игр-головоломок в семейном воспитании детей.

Какие геометрические фигуры вы знаете? (треугольник, круг, квадрат и т.д.)

Во что превращается круг (солнце, мяч …)

Круг еще превращается в кораблик, зайчика, цветок ,петушка.

Квадрат превращается в домик, вертолетик, лису,рыбку…

И все эти превращения  используются в играх головоломках. Таких, как квадрат «Танграм», овал «Колумбово яйцо», круг «Вьетнамская игра», круг «Волшебный круг», квадрат «Пифагор», прямоугольник «Архимедова игра», квадрат «Монгольская игра» и др.

 Игра «Танграм»- старинная китайская игра-головоломка. Другое название игры «Семь дощечек  мастерства». Она состоит из 7 частей, полученных разрезанием квадрата определённым образом, различных фигурок, а также  в придумывании новых.

Игра «Колумбово яицо» состоит из 10 частей. Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.

«Монгольская игра» состоит из 11 частей.

Также в своей работе использую развивающие игры: «Счётные цветные  палочки Кюизенера» и «Логические блоки Дьенеша»

 Все эти игры: 

  • Способствуют развитию умения играть по правилам и выполнять инструкции,
  • Развивают воображение
  • Развивают внимание
  • Совершенствуют понимания величины и формы
  • Развивают восприятие
  • Формируют комбинаторные способности
  • Развивают пространственное воображение
  • Совершенствуют умение сопоставлять картинку на рисунке и настоящий предмет.

Где еще можно использовать эти игры? В математике, развитии речи, обучении грамоте  и т.д.

Еще эти игры  можно использовать в закреплении сказок. На примере одной из сказок  представлю  это закрепление.

Практическая часть.

Воспитатель: Ой, ребята, к нам в гости пришла волшебная «Книга знаний». Она просит вас рассказать её любимую сказку. Какую же сказку просит рассказать Книга?

(прислушиваюсь к книге).

Воспитатель: Книга просит рассказать калмыцкую народную сказку «Храбрый лев».  Что же она  принесла  нам?

(открывает книгу и показывает)

Воспитатель: «Книга» принесла нам  игры –головоломки  «Танграм»,  «Цветные счётные палочки Кюизенера», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Логические блоки Дьенеша»  и  волшебный лист бумаги. Расскажем ей?

Участники: Да.

Воспитатель: Рассказывать мы будем с помощью геометрических фигур, и их превращений. Для этого разомнём свои пальцы.

 

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

И мизинчик-малышок

Сам забрался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Им без друга жить нельзя.

Воспитатель: Итак, сказка.

Воспитатель: Бежал по степи заяц. Выложите зайца из «Колумбова яйца» на картонке. Из каких геометрических фигур голова зайца? А сколько всего треугольников? На какие геометрические фигуры похожие вы видите детали?

(Звучит музыка, на экране появляется образец, участники выкладывают на картоне зайца из «Колумбово яйца»)

Воспитатель: Захотелось зайцу ему напиться воды. Остановился он, огляделся по сторонам, видит: невдалеке колодец. Выложите  из цветных счетных  палочек Кюизенера колодец на столе по памяти.

(Участники  выкладывают на столе колодец из цветных счетных  палочек Кюизенера)

Воспитатель:  Какой колодец по размеру?

Участники: Большой,  маленький, средний.

Воспитатель: Где можно встретить колодец?  Для чего он нужен? А как называется вода из колодца?

Участники: Вода из колодца называется колодезная.

Воспитатель: Заяц подбежал к колодцу. Придвиньте картонку с зайцем к колодцу. Посмотрел вниз и... в ужасе поскакал от колодца куда глаза глядят... Отодвиньте зайца влево от колодца.  Навстречу зайцу лиса. Выложите на картоне лису из «Танграма»

(Звучит музыка, на экране появляется образец, участники выкладывают на картоне лису из «Танграма»)

Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит лиса? А какая она?. Придвиньте лису к зайцу.

Воспитатель: «Куда ты так быстро бежишь, приятель?» – спрашивает она. «О, вот на дне колодца я видел страшного зверя: морда кривая, уши длинные и выпрыгнуть собирается» - отвечает заяц.

Воспитатель: Лиса, поверив зайцу, испугалась и побежала вместе с ним. Бегут не оглядываясь. Отодвиньте лису и зайца вправо от колодца.  

Воспитатель: Навстречу им медведь. Выберите фигуру из «Логических блоков Дьенеша», похожую на медведя.

(задание на творческое восприятие и фантазирование)

Воспитатель: Какой у тебя медведь?(по цвету, форме, толщине, размеру. ) Какое у него настроение? Идёт он, да разминается. Давайте тоже разомнёмся.

Физминутка.

Все движения разминки

 Повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Прогнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Воспитатель: Что, понравилась разминка медведя? Теперь продолжим. Проходите за столы.

Воспитатель: «Эй, стойте! Что такое?» – кричит медведь. Придвиньте медведя к лисе и зайцу.

Воспитатель: Беглецы рассказали медведю, что их испугало, тот также струсил и побежал вместе с ними подальше от колодца. Передвиньте картоны с персонажами вниз от колодца.

Воспитатель: По дороге встречались и присоединялись другие звери… Поставьте фигурки из «Блоков Дьенеша» других животных.

(Задание на творческое воображение)

Воспитатель: Тут бы и делу конец. Но повстречался лев. Выложите из «Монгольской игры» льва

(Звучит музыка, на экране появляется образец, участники выкладывают на картоне льва  из «Монгольской игры»)

Воспитатель: Какие геометрические фигуры использовали? А какой был лев?

Воспитатель: Звери замерли от страха и остановились. «Что такое?» – грозно рыкнул лев. Звери наперебой начали рассказывать о чудовище, живущем в колодце. Лев не поверил и заявил, что пойдет сам убедиться в правде.  «Трусы!» – рыкнул лев и приказал им идти с ним.

Воспитатель: Оробели звери: и назад вернуться страшно, и льва прогневить боязно. Звери пошли за ним, боязливо прижимаясь друг к другу: страх объединял их.

Воспитатель: Подошли к колодцу. «Ну, где тут чудовище? Пусть-ка оно выходит,» - сказал лев и, обратившись к зверушкам.

Воспитатель: Лев подошел к краю колодца. Взглянул и гневно зарычал… Звери попятились назад. Лев увидел, что со дна колодца смотрело на него косматое чудовище со страшной мордой, гневным взором и готовилось как бы скакнуть вверх.

Рыканье льва становилось гневнее и гневнее. Но и «колодезный» зверь не уступал ему. Зверушки стояли ни живи ни мертвы…

Воспитатель: Гордый лев, как и заяц, что принял за чудовище?

Участники: своё отражение.

Воспитатель: Ринулся в колодец – и кто там был?

Участники: никого.

Воспитатель: Стал лев тонуть, на помощь звать. Что делать? Как ему помочь выбраться из колодца?

Участники: Спасти льва, кинув ему верёвку.

Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, можно ли назвать льва храбрым? Почему? А умным? А других зверей? Как вы думаете, звери были друзьями? А чем закончилась сказка? Правильно ли поступили звери? А вы как бы поступили на их месте?

Воспитатель: Понравилась вам сказка? И Книге очень понравилось, но ей пора уходить. Давайте попрощаемся с ней.

Вашему вниманию был представлен фрагмент коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста, построенного на основе  сюжета калмыцкой народной сказки «Храбрый лев» с применением игр-головоломок.

Особое место среди используемых в нашем детском саду развивающих игр мы отводим вот таким плоскостным головоломкам - играм на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур. Так же они соответствуют нашей программе «Детство».

Они интересны и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Работа с головоломками – увлекающая детей игра, экспериментирование - деятельность, не перегружающая детей ни умственно, ни физически.

Игра в головоломки способствует развитию волевых процессов, мотивационной направленности, развитию всех познавательных процессов, учит работе в коллективе, т.е. таким образом, мы обеспечиваем готовность ребенка к школе.

        Благодарю за участие и  внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24»  г. Элисты

ОЧИРОВА СВЕТЛАНА ГЕННАДЬЕВНА

Дата рождения - 09.09.1979г.

Место работы – МКДОУ «Детский сад №24» г. Элисты РК

Должность педагог-психолог

Общий трудовой стаж – 21 год

Педагогический стаж – 21 год

Стаж работы в данном учреждении – 12 лет

Действующая квалификационная категория – Первая кв.категория (2017 г.)

Все материалы на сайте:

https://sites.google.com/view/ochirova-svetlana/%D