7. Методическая копилка

Сартакова Ксения Викторовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Коммуникативная деятельность: развитие речи

Вторая младшая группа

Тема: «Весенний лес»

Цель: развитие речи и ознакомление с первыми признаками весны.

Задачи:

Развитие связанной речи.

Расширение словарного и лексического запаса по теме «Весна».

Развитие словесно – логического мышления.

Воспитание бережного отношения и любви к родной природе.

Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.

Развивать внимание, память, активизировать речь детей.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, строить сложные предложения.

Формирование бережного отношения к природе.

Интегративная деятельность: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклор, двигательная, изобразительная.

Планируемый результат: дети с интересом слушают воспитателя , вступают в речевой контакт и отвечают на вопросы. Проявляют желание, активно включаются в речевой процесс взаимодействия, проявляют инициативность. Они принимают активное участие в разговоре во время рассматривания картинок. У детей развитие художественное восприятие.

Оборудование: картинка-загадка «Кто где спрятался?», сюжетные картинки на тему «Весна», силуэты диких животных на каждого ребенка, картинки (кукушка, дятел, комар, сова, лягушка, еж)

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдем на прогулку не на наш участок, а в лес. Надевайте свои шубы, теплые шапки, да варежки с рукавицами не забудьте.

Вы не согласны? Почему?

(Ответы детей).

Воспитатель: Да, вы правы, уже давно пришла весна, стало тепло и нам не нужна теплая зимняя одежда. А какую одежду наденем для весенней прогулки?

(Ответы детей).

Воспитатель: Как называется такая одежда, которую мы носим весной?  

Дети: Весенняя одежда.

Воспитатель: Правильно. А какую обувь наденем сегодня?

Дети: Резиновые сапоги, весенние ботинки.

Воспитатель: Молодцы! Ну что, все оделись и готовы? Тогда в путь! Вставайте парами и пойдем на прогулку в лес.

Игровое упражнение. «Назови признаки весны».

Воспитатель: Ну вот, мы пришли в лес. Давайте поговорим о весне в лесу. Что бывает весной? Говорить начинайте со слов «Весной...»

Весной - ярко светит солнце.

Весной - тает снег.

Весной - бегут ручьи.

Весной - просыпается медведь.

Весной - появляется трава.

Весной - появляются первые цветы.

Весной - появляются листочки на деревьях.

Весной - идет дождь.

Весной - просыпаются бабочки.

Весной - прилетают птицы (ласточка).

Физкультминутка «Вместе по лесу идем»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте).

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания – руки в стороны).

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот – правой ступни левой рукой).

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания – руки вверх).

Отдохнуть мы все успели

И на место тихо сели.

Воспитатель: А где же лесные жители? Они нас немного боятся, вот и спрятались. Давайте попробуем их отыскать.

Работа по картинке-загадке «Кто где спрятался?»

Как вы думаете, кто спрятался за деревом? За деревом спрятался медведь. Как вы догадались? Видны лапы. Чьи это лапы? Медвежьи лапы.

А из-за куста чей хвост выглядывает? Лисий хвост. Кто там, за кустом спрятался? За кустом спряталась лиса.

Каких еще жителей леса вы знаете?

Дидактическая игра «Кто позвал?»

Воспитатель: Вы помните, что нужно кричать в лесу, если отстанешь от взрослых, потеряешься? Ау! Попробуйте все вместе. А теперь по-одному.

(Дети закрывают глаза, тот ребенок которого коснется воспитатель громко говорит: «Ау!». Дети должны узнать говорящего по голосу).

Воспитатель: Молодцы. Коль уж вы такие догадливые, помогите отгадать загадки. И к отгадкам добавьте голос — кто как говорит, какие звуки издает.

Отгадывание загадок со звукоподражанием

В шар свернулся под ногами.

На спине с тремя грибами.

Не споткнись — вдруг упадешь!

Это же колючий … еж.

Звукоподражание: ф-ф-ф.

До ушей зеленый рот,

В камышах она живет.

И в болоте хохотушка

Громко квакает … лягушка.

Звукоподражание: ква-ква.

Солнца яркого боится.

Ночью – хищник эта птица.

Ловко мышь найдет в траве.

Говорим мы о … сове.

Звукоподражание: у-ух.

Очень тоненько жужжит

И над нами он кружит.

Берегись и млад, и стар..

Кровь у всех сосёт … комар.

Звукоподражание: з-з-з.

Тук да тук, тук да тук,

Что в лесу за странный стук?

Лес очистить от жучков -

Проще пары пустячков!

Леса друг – приятель.

Пёстрый, острый … дятел.

Звукоподражание: тук-тук.

У этой птицы нет гнезда,

Но это вовсе не беда.

И на деревьях у опушки

Нам кто «ку-ку» поет? … Кукушка.

Звукоподражание: ку-ку.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Все загадки отгадали. Но кукушка не спроста куковала. Она напоминает нам о том, что прогулка наша подошла к концу и пора нам возвращаться обратно в детский сад. Вам понравилась прогулка в лес?

Молодцы, мне тоже очень понравилось гулять с вами в весеннем лесу.

Предлагаю вам вернуться за наши столы и вспомнить, кого мы сегодня встретили в лесу.

Воспитатель раздает каждому ребенку листок с изображением силуэта лесного животного. Дети должны отгадать кому принадлежит тот или иной силуэт, дорисовать (глаза, нос, усы и т.д.) и раскрасить его.



Предварительный просмотр:

Проект «Лекарственные растения»

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий

Продолжительность: один месяц

Актуальность

Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Многие из них занесены в Красную книгу и  охраняются законом, так как находятся на грани исчезновения. Проект направлен на расширение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях, на осознание их значимости для здоровья человека, на бережное отношение к растениям, занесенным в Красную книгу.

Гипотеза: Если дошкольники узнают о целебных свойствах растений ближайшего окружения для здоровья человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели и родители.

Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с миром целебных растений.

Сформировать представления детей о ценности растений для здоровья человека.

Задачи:

1. Поддерживать активный интерес детей к окружающей природе, укреплять и стимулировать его через ознакомление с лекарственными растениями.

2.Обеспечивать познавательную активность детей посредством использования методов наблюдений за природными объектами, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривания иллюстраций, художественных картин, просмотра видеофрагментов, чтения художественной литературы о природе.

3. В процессе познавательно – исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

4. Стимулировать и поощрять добрые поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлением разного отношения людей к природе.

Предполагаемые результаты: Дети ориентируются в многообразии растительного мира, имеют представление о внешнем виде и значении лекарственных растений для здоровья человека.  Проявляют активность и познавательный интерес к изучению пророды.

Методы исследования:

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера.

Словесные: беседы, чтение литературы, словесные инструкции, указания, объяснения.

Наглядные: наблюдения, демонстрация наглядных пособий (плакат, картинки, презентация).

Игровые.

Реализация проекта:

Этап 1 - подготовительный

  • Выявление интересов и первоначальных знаний детей о лекарственных травах нашей местности.
  • Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды по теме.
  • Целевые прогулки по экологической тропе.
  • Подбор художественной литературы.
  • Подобрать дидактические игры, подвижные игры, атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Больница».

Этап 2 - основной

  1. Беседы с детьми

Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Цель: в чем заключается ценность лекарственных растений, рассказать о влиянии и пользе целебных трав на здоровье человека, расширять знания детей о лекарственных растениях, занесенных в Красную книгу Свердловской области, воспитывать бережное и доброе отношение к природе.

  1. Чтение литературных произведений                                                                                              

- Шорыгина Т.А. «Травы. Какие они?»

- Н. Павлова «Загадки цветов»,

- А, Плешакова «Зеленые страницы»,

- Рассказы В. Сухомлинского,  В. Бианки,  К. Паустовского, К. Ушинского и т. д.

- П.А.Синявский «История про муравьишку»

- Заучивание загадок и стихов о растениях.

- Чтение энциклопедии, рассматривание иллюстраций.

  1. Игровые технологии

Дидактические игры и упражнения: «Разные картинки», «Лото. Растения», «Узнай и назови», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию»

Экологическая игра «Узнай целебную траву»

Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Дидактическая игра «Вершки корешки»

Цель: в игре познакомить с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.

Укроп – листья и молодые стрелки

Одуванчик – листья, корень

Календула – цветы и семена

Ромашка – цветы

Мелисса – листья

Зверобой – цветы, листья

Мать - и - мачеха – листья

Пастушья сумка – цветы

Мята – листья

Лопух – листья и корни.

  1. Сюжетно-ролевые игры:

Игра в больницу. Решение проблемных ситуаций.

  1. Просмотр презентации «Мир целебных растений». Продолжать расширять представления детей о разнообразии растительного мира.
  2. Продуктивная деятельность

Рисование
Тема: «Желтые солнышки - одуванчики»

Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления.

Рисование

Тема: «Подорожник»

Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зеленые листья с белыми прожилками и ровными краями. Закрепить знания детей о лекарственных свойствах подорожника.

  1. Поисково-исследовательская деятельность 

«На участке и на экологической тропе ищем полезные растения»

«Наблюдаем, как растет одуванчик»

«Может ли растения дышать? », «Нужен ли корешкам воздух? », «С водой и без воды», «На свету и в темноте»

  1. Наблюдение «Одуванчик»
  2. Экскурсия по экологической тропе.
  3.  Работа с родителями:

Фиточай

Папка-передвижка «Лекарственные растения»

Памятка «Правила сбора лекарственных растений»

Выучить правила друзей луга.

Этап 3 – итоговый

- организация выставки рисунков на тему: «Лекарственные растения»;

- гербарий «Букет из целебных трав»;

- Викторина «Знатоки лечебных трав». 

Вывод: Наши воспитанники настоящие исследователи природы, любознательные, имеющие представления о ценности целебных растений для здоровья человека, бережно относятся к растениям: не рвут цветы, не топчут траву. Замечают красоту растительного мира и бережно относятся ко всему живому.

Литература:

1. Бабина Н.В. «500 как и почему для детей». — М.: ТЦ Сфера. 2012.

2. О. В. Дыбина  «Неизведанное рядом»: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

3. А. И. Иванова «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения.» /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром».  Экспериментирование. - СПб.:  Издательство  «Детство – Пресс», 2010.

5. Шорыгина Т.А. «Цветы. Какие они?», «Овощи. Какие они?»  2010.

7. Интернет ресурсы



Предварительный просмотр:

Конспект физкультурного досуга

с  детьми подготовительной к школе группы

«День народного единства»

с использованием здоровьесберегающей  технологии

сохранения и стимулирования  здоровья

(использование  национальных и спортивных игр)

Цель:

приобщение  детей к ЗОЖ, толерантности.

Задачи:

  1. создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов;
  2. закреплять двигательные умения и знания правил спортивных игр и упражнений;
  3. продолжать развивать у дошкольников ловкость и быстроту;
  4. познакомить детей с  особенностями национальных  костюмов, музыки и игр;
  5. доставить детям радость от движения.

Атрибуты:

  1. форма и эмблемы для команд;
  2. пирамидки-ориентиры для каждой команды;
  3. картинки, карточки, наглядные пособия;
  4. конусы;
  5. шнуры

День народного единства

Вступление.

  1. Приветственная – разминка Детство

Здравствуйте, ребята!

 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства.

Это праздник взаимопомощи и единения. Что такое Единение? ( Единение – это когда все люди вместе)

  1. Стихи

Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру ,эти:

Слово –«Я» и слово «Мы»

«Я» на свете одиноко,

В « Я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справится с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы _ друзья.

Мы – народ, и мы Едины

Вместе мы непобедимы!

Народы России многочисленны и разнообразны, и всем на земле хочется того же что и каждому из вас - Дружбы. Как обычно вы проводите время со своими друзьями? (Общаемся, играем)

Вы любите играть?

Вы, знаете, что у каждого народа России, есть свои национальные  игры?

Давайте в этот праздничный день познакомимся с этими играми.

Бенефша -  Азербайджанская игра. Демонстрация детям национального костюма.

Музыкальное сопровождение – азербайджанская музыка.

В переводе с азербайджанского «бенефша»- «фиалка» -первый весенний цветок. На зеленой весенней полянке затевают ребята игру.

Команды держась за руки образуют цепь. Обе цепи стоят одна против другой на расстоянии 5 метров. Задача играющих разорвать цепь противника. В середине каждой цепи капитан команды. Команда выстроившаяся первой начинает игру.

Бенефша! – хором кричат ребята этой команды.

Кто из нас?  –  спрашивают играющие другой команды.

Капитан первой команды называет имя любого играющего из команды противника. Тот, чье имя названо , бежит , стараясь разорвать цепь противника. Если ему это удалось , он берет за руку играющего оказавшегося справа от него и уводит в плен, в свою команду. Тогда капитан его команды вызывает играющего первой команды. Если же цепь разорвать ему не удалось, играющий сам остается в плену.

Выигрывает более сильная команда, у кого больше пленников.

Потяг – белорусская игра. Демонстрация детям национального костюма.

Музыкальное сопровождение – белорусская музыка.

Перед началом игры на площадке проводят черту - это граница. В игре участвуют две равные команды. Сцепившись друг с другом согнутыми в локтях руками, команды образуют цепочку. Во главе каждой цепочки становится наиболее сильный в команде – вожак. Подведя свои команды к границе, вожаки берут друг друга под руки, и каждая команда старается перетянуть противников на свою сторону. Побеждает та команда, которая сумеет перетянуть через  границу не меньше трех играющих из команды противника.

Чаласын – Атлы – туркменская игра. Демонстрация детям национального костюма.

Музыкальное сопровождение – туркменская музыка.

Переводится как « ловкий наездник». Туркмены издавна известны как отличные наедники. Туркменские ребята любят игры в которых нужно уметь подражать ловким джигитам. Вот одна из таких игр – в ней побеждает тот, кто умеет ловко и быстро прыгать на одной ноге.Участники игры разбиваются на тройки и выстраиваются на линии старта.

Двое играющих в каждой тройке, берутся за руки, а третий стоящий в центре закидывает левую ногу на сцепленные руки товарищей.Прыгая на одной ноге, он должен достичь финиша. Двое товарищей бегут вместе с ним, помогая ему в этом.

Выигрывает тройка, которая первая придет к финишу.

 

Салки- «Чай,чай выручай» –русская игра. Демонстрация детям национального костюма.

Музыкальное сопровождение – русская народная музыка.

3 водящих –самые ловкие  по предыдущим играм. Водящие должны осалить как можно больше разбежавшихся игроков.

Осаленный игрок останавливается и кричит «Чай чай выручай»- он  «заколдован». «Расколдавать» его могут другие не осаленные играющие(кроме водящих),дотронувшись до руки. Водящие должны постараться заколдовать всех как можно быстрее.

Вот какие вы  ловкие, смелые,  и сильные! А главное вы дружные! Понравилось Вам  игры разных народов России?

Финальные стихи

Мы день Единства  отмечаем,

России праздник молодой,

И всем и каждому желаем

Стране быть верным всей душой.

От дружбы Родина сильней,

И солнце светит веселей.

Пусть краше будет вся страна.

Россия – Родина моя!

Хоровод и выход из зала.