Патриотическое воспитание

Зинченко Елена Алексеевна

"Мой город- моя малая Родина."

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско- краеведческой направленности "Юный краевед"

Презентация "Мой любимый город Рославль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_gorod_moya_malaya_rodina.doc52 КБ
Файл zinchenko_e.a._yunyy_kraeved.docx264.32 КБ
Файл roslavl_1.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:

«Мой город - моя малая Родина».

Цель: формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с прошлым и настоящим родного города.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей историей родного города, с его достопримечательностями.

Развивающие:

 Развивать память, внимание, связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к своей стране, к своей малой Родине.                                                                                                                                          Словарная работа:  малая Родина, большая Родина, достопримечательности, Смоленск, Москва.

Предварительная работа:

 Рассматривание иллюстраций, чтение книг, заучивание стихов, беседы о родном городе, экскурсии по родному городу.                                                                                                      

Материал  к занятию: альбом с  фотографиями достопримечательностей города Рославля;  материал для конструирования.

Ход занятия.      

 Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина»,  дети с воспитателем  входят в зал и подходят к глобусу.

Воспитатель: 

Родина  

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес! 

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.


                (Т. Бокова)




Дети, что такое Родина? 
(Место, где мы родились; наш город, наша страна)

– Как называется наша страна? (Россия)

Воспитатель: Правильно. Дети посмотрите внимательно на карту России. Кто из вас может показать границы нашей страны?

Педагог предлагает  двум-трём детям обвести границы России по карте.

– Россия – наша Родина.  Почему мы зовём её  Отечеством? (Потому что здесь жили наши отцы и деды)
– Почему мы называем её Родиной?
 (Потому что мы здесь родились)

Воспитатель:  Правильно, на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, будут жить ваши дети.  Родиной зовём её потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, наши корни, мы говорим на родном языке. И всё вокруг родное и дорого нам. Как и у человека у страны есть имя.

- Как называется наша страна? (Россия).

- А, мы, живущие в ней? (россияне).

- Назовите столицу нашей Родины (Москва)        

Россия страна большая, красивая: в ней есть леса, поля, реки, горы.

- Как называется область, в которой мы живем? (Смоленская)

- А жители Смоленской области? (Смоляне)

- Как называется город, в котором мы живем (Рославль)

- Как называются жители города Рославль (Рославльчане)

- Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине, в знак любви и гордости за свою страну.  Кто знает…

  1. Жить – Родине служить.
  2. Родина поучает – Родина выручает.
  3. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  4. Нет краше земли, чем Родина наша.
  5. Родина – мать, умей за неё постоять.
  6. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  7.  Родина – мать – умей за неё постоять
  8.  Родина любимая, что мать родимая.
  9.  Родной край – сердцу рай.
  10.  Нет в мире краше Родины нашей.

все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. 

         Утром рано мы встаем,

Город Рославль видим за окном.

Он проснулся, он живет.

Нас на улицу зовет.

- Ребята, город Рославль является одним из древнейших городов России.  Во все времена городу Рославлю  приходилось брать на себя самые тяжёлые удары внешних врагов. Но это не сломило ни сам город, ни дух людей населяющих его.    На берегу живописной реки  Остер расположился старинный город Рославль.   Рославль был основан в   12 веке князем Ростиславом Мстиславичем, в честь которого и получил свое название.

 - Ребята, вы знаете, что такое достопримечательность? (Это красивые, памятные места, которые украшают город). Давайте назовем  достопримечательности нашего города.    (Внимание детей обращается на иллюстрации с изображением памятных мест города: Герб города Рославль, Парк культуры имени 1 мая, Бурцева гора, Памятник  В.И. Ленину в сквере ст. Рославль-1, Площадь имение В.И. Ленина,  Спасо-Преображенский мужской монастырь, Железнодорожный вокзал,   Торговый дом «Купеческий дом», Въезд в город, Сквер памяти погибших воинов, Городской дом культуры, Памятник «Танк Т-34».                                                                                                                       

 - Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества? ( Защитники Отечества это защитники нашей Родины)                                                                            

- Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свой город, свою страну.                                                     Как народ о них помнит?  ( Писатели  пишут рассказы, стихи. Архитекторы возводят памятники. )

Дидактическое упражнение «Передай сердечко и скажи словечко» (Дети передают игрушку – сердечко и говорят за что они любят свой город Рославль).

- Дети, я очень рада, что вы хорошо знаете свой город. Вы с таким интересом рассказывали о нем, что сразу было видно, как сильно вы его любите.                                                                                      

- Почему наш город называется Рославль? (Он назван в честь князя Ростислава Мстиславича)

- Каким было самое первое название у города? (Ростиславль)

-Назовите реки нашего города? (Остер, Глазомойка, Становка)

-Назовите улицы нашего города? (Ул. Ленина, ул. Советская, ул. Мичурина)

-На какой площади находится памятник Ленину? (На площади Ленина)

-Какие фабрики и заводы есть в нашем городе? (Рославльский Автоагрегатный завод, Алмазный завод, Военный завод, Стекольный завод, Трикотажная фабрика).

Конструирование  города-крепости.

Цель: формирование конструктивных навыков.

 Воспитатель: Сегодня  мы много сказали с вами хороших, добрых слов своему любимому городу.

 Много хорошего сможете вы, ребята, для него сделать, когда станете взрослыми людьми.

- Ребята, что вы сделаете хорошего для нашего города, когда вырастете? (Мы построим памятники, откроем спортивный комплекс, сохраним наш любимый город в чистоте.)                          

 - А что мы с вами можем сделать сейчас, чтобы наш город Рославль был красивым. (Посадить цветы, деревья, соблюдать чистоту)

Вы, ребята, действительно, наш родной город любите.                                                                                                                                    Ведь его будущее зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою большую и малую Родину.

Используемая литература:

1.Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999.

2.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.

3.Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Начальник\Desktop\титульник краевед.JPG

Содержание программы

1.Целевой раздел

 1.1.Пояснительная записка ……..…………………………………………2 стр.

1.2 Цель и задачи…………………………………………………………..   6 стр.

2.Содержательный раздел

2.1.Учебный план…………………………………………………………  15стр.

2.2.Содержание учебного плана…………………………………………..28  стр.

  2.3.Календарный учебный график………………………………..………28 стр.

3.Организационный раздел

3.1.Материально-техническое обеспечение……………………...……….33 стр.

3.2. Методическое обеспечение программы…………………………..….33 стр.

3.3.Список  литературы ………………………………………………….....33стр.

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из непростых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но как бы ни менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего больного ребенка. И, самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данный момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей. Однако в самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по воспитанию патриотических чувств.  

В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности (Е.А.Казаева), краеведение, как средство патриотического воспитания  (А.Кондрыкинская).

Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если в прежние годы

воспитание любви к Родине рассматривалось через призму отношения к ценностям государства, общественной жизни взрослых, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д.Ушинского - народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания. К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа поможет в дальнейшем с большим уважением,  вниманием и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Дети-поэты, дети-философы. Поэты, потому, что сильно радуются и сильно горюют, легко сердятся и крепко любят. Философы, потому, что склонны глубоко задумываться о жизни. И задача нас, педагогов - как можно больше и глубже дать детям представлений об истории, традициях, укладе жизни людей Смоленского края. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, поэтому необходимо приобщать их к пониманию истории своего края, его народного своеобразия. Воспитание любви к родному краю является непреходящей ценностью. Личность, обладающая способностью видеть мир целостно во всех взаимосвязях и противоречиях глубоко нравственная, способная воспринимать духовные ценности, накопленные прошлыми поколениями, сможет решать сложные проблемы. Дети - наше будущее. Пройдет всего пару десятилетий, и они - нынешние 5-6-летние малыши - станут творцами и созидателями, изобретателями и учеными, политиками и руководителями. И от того, какие патриотические и нравственные качества мы заложим в них сейчас, во многом зависит жизнь нашей страны в недалеком будущем.

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то  сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. На основе выделенного нами регионального компонента был также подобран материал, способствующий развитию креативных способностей детей.

Краеведческий  материал,  способствующий  развитию  креативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Региональный компонент экологического образования

Краеведческий материал, способствующий развитию креативных способностей старших дошкольников

Особенности сезонных изменений Смоленского края

Рассмотрение вопросов, связанных с народными приметами погоды. Выявление соответствия погоды Смоленского края  народным  приметам.  Выявление проблемных  вопросов:  «Откуда  в  снежках  берется грязь?»; «Почему под снегом зеленая трава?» и т.д.

Животный мир Смоленской области

Рассмотрение   возможностей  изменения некоторых  условий  жизни  животных,  выяснение особенностей поведения животных в разных ситуациях.

Рассмотрение  проблемных  вопросов:  «Почему  лося нельзя встретить на лугу?», «Почему на дачах столько много грызунов?», «Что лучше сделать, чтобы птицы поселились в саду?» и т.д.

Растительный мир Смоленского края

Рассмотрения условий оптимального роста растений на Смоленщине. Проведение экспериментов выращивания

растений не характерных для Смоленского региона.

Решение проблемных вопросов: «Нужен ли растениям свет?»,  «Зависит ли рост и здоровье растений от почвы?», «Почему деревья сбрасывают листву?» и т.д.  

Неживая природа

Рассмотрение вопросов: «Откуда в наш дом приходит вода?», «Откуда берется снег и лед?», «Почему радуга разноцветная?», «Как люди используют ветер?» и т.д. Проведение опытов с неживой природой на участке детского сада.

Глобальные экологические проблемы

Рассмотрение  вопросов  изменения  экологического состояния  средней полосы России.

Краеведческий материал является основой детского экспериментирования. Он дает возможность непосредственного восприятия детьми объектов эксперимента в естественной среде, позволяет дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Дополнительная образовательная программа «Юный краевед» составлена в соответствии  с  основной  общеобразовательной  программой  дошкольного образования  МБДОУ «Детский сад «Малыш», разработанной на основе  основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, планом организации организованной образовательной деятельности дошкольных групп МБДОУ «Детский сад «Малыш». Дополнительная образовательная программа «Юный краевед» обеспечивает реализацию образовательной области «Социализация».

  Режим образовательной деятельности – 1 раз в неделю. Занятия проводятся по подгруппам. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы,  5 -  8 лет. Программа рассчитана на 2 года.

    Длительность образовательной деятельности для детей от 5 до 6 лет не более 25 мин.,   для детей от 6 до 8 лет не более 30 минут. Количество детей до 12 человек.

Условием успешной реализации является  организация предметно-развивающей среды в группах и на участке дошкольных групп. Занятия проводятся в блоке специально организованной деятельности детей (конструирование, формирование элементарных математических представлений, экология, ознакомление с окружающим) и в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми (сенсорное воспитание).

Основные принципы и положения, на которых базируется программа

Нравственно-патриотическая работа дошкольных групп должна выстраиваться на единстве постижения, действования, переживания и других компонентов - познавательного, деятельностно – практического направления. Любые влияния, какой бы направленности они не были (дидактической, воспитательной), отражается на развитии мыслительных процессов ребёнка, либо на его действиях, деятельности, способах поведения, либо на пристрастно окрашенной оценивающей деятельности, отношении к окружающему миру. Все три компонента находятся во взаимосвязи, своего рода векторы, к которым сводится многообразие педагогического воздействия. Основная идея нравственного воспитания на примере знакомства с родным краем заключается в формировании  у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре Смоленщины, воспитании чувства любви к своей малой Родине, гордости за нее.

В основу исследования легли следующие принципы:

1.Принцип историзма. Сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

2.Принцип гуманизации. Ориентирование на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

3.Принцип дифференциации. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном крае с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.

4.Принцип интегративности. Сотрудничество с семьей, библиотекой, краеведческим и  художественным музеем, школой. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями Смоленщины сочетание разных видов деятельности.

5.Принцип наглядности. Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей.  

Общепедагогические принципы:

Принцип осознанности и активности направлен на то, что знания детей должны быть ими осознаны, а для этого должна быть высокая познавательная активность, иначе материал быстро забывается, становится лишь эпизодом.

Принцип систематичности и последовательности  направлен на то, что знания должны находиться в определённой системе, их нельзя усваивать хаотично. Поэтому,  изучаемый материал должен быть расположен в соответствии с возрастными возможностями развития детей.

Принцип научности обуславливает необходимость того, чтобы содержание учебного материала и методы его изучения были научными.

Принцип доступности изучаемого материала вытекает из того, что процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения.

Принцип индивидуализации отражает необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку, в соответствии с личными особенностями его характера, темперамента, ума, что значительно повышает эффективность обучения.

1.2.Цель и задачи:

Цель: формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

В связи с этим основными задачами  воспитания дошкольников являются:

  • Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом, чувства гордости за свою малую Родину, основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому, художественный вкус и любовь к прекрасному.
  • Развить интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
  • Воспитать у ребенка любовь и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям, чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, уважения к профессиям и труду взрослых

Формы образовательной деятельности по патриотическому воспитанию

Старший дошкольный возраст

Совместная деятельность взрослого и

 детей

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

детей

Совместная деятельность с родителями

Формы работы

- наблюдение;

- экспериментирование;

-исследовательская деятельность;

- конструирование;

- развивающие игры;

-рассказ;

-беседа;

-создание коллекций;

-проектная деятельность

-проблемные ситуации;

-макетирование;

- моделирование;

- просмотр видео сюжетов;

-сравнение;

-умозаключения

- сюжетно-

ролевая игра;

-наблюдение;

-экспериментирование;

-исследовательская деятельность;

-конструирование;

-развивающие игры;

-рассказ;

-беседа;

-создание коллекций;

-проектная деятельность;

-проблемные ситуации;

-макетирование;

- моделирование;

- просмотр видео сюжетов;

-сравнение

-умозаключения

-сюжетно-ролевая игра

-рассматривание;

- экспериментирование;

-исследовательская

деятельность;

-конструирование;

-развивающие игры;

-поиск, обмен и применение информации;

-обращение к

опыту

-игровая деятельность

- рассматривание

-наблюдение;

- конструирование

-развивающие

игры;

- исследовательская деятельность;

-экскурсии;

-беседа;

-просмотр видео

сюжетов;

-создание коллекций;

-проектная

деятельность

Планируемые итоговые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы дошкольного образования «Юный патриот»Возрастные группы

Планируемый промежуточный результат

освоения детьми программы

Старшая группа

Уверенно и безошибочно называют свой домашний адрес, профессии обоих родителей. Могут рассказать об истории возникновения Рославля. Называют большинство главных улиц города, 5-6 районных центров области Могут перечислить 4-5 народов, населяющих нашу область. Уверенно называют по 4-5 представителей растительного и животного мира  области. Называют имена 3-4 знаменитостей, связанных с нашим краем, могут кратко рассказать о них.

Подготовительная к школе группа

Дошкольники  классифицируют  объекты  по  значимым признакам,  ищут  причину  явлений,  представляют последствия  своих  действий,  особенно  если  на  них обращает  внимание  взрослый.  У  детей  есть  опыт  и достаточно широкий круг представлений о мире, поэтому они хорошо понимают речь взрослого, их занимает чтение познавательной  литературы.  Полно  и  осмысленно рассказывают об истории возникновения Рославля. Знают название  своего  микрорайона.  Знают  названия  многих районов области, называют крупнейшие объекты природы, расположенные в них. Знают  названия  многих народов, населяющих область. Могут  рассказать о Красной книге и назвать представителей растительного и животного мира, занесённых в неё. Знают имена наших знаменитых земляков.

Интегративные качества

Итоговые результаты освоения детьми 6-7 лет

дополнительной образовательной программы

Здоровый  

Содержит свое тело в чистоте, бережно относится к органам чувств.  

Физически развитый  

У ребенка сформированы основные двигательные качества, мелкая моторика рук.

Коммуникативный  

Свободно  общается  со  взрослыми  и  сверстниками, способен выражать свои намерения и чувства с помощью проведения  исследовательской  деятельности;  умеет использовать речь - доказательство.  

Сообразительный  

Использует опыты для проверки предположений, устанавливает причинные связи, прогнозирует развитие ситуации.

Любознательный  

Проявляет интерес к истории родного города.

Креативный

 (фантазер и выдумщик)

Воображает, придумывает модели. Делает маленькие открытия. Составляет творческие рассказы на различные темы

Осведомленный  

Обладает кругозором о природе и человеке, адекватным своему возрасту.

Овладевший универсальными  предпосылками учебной деятельности

  наличие познавательных и социальных мотивов учения;

  умение фантазировать, воображать;

  умение работать по образцу;

  умение работать по правилу;

  умение обобщать;

  умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

  владение  языком,  на  котором  ведется обучение в школе;

  умение  общаться  со  взрослым  и сверстниками.

Ориентированный на сотрудничество

Участвует в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми

Инициативный  

Не ждет, когда взрослый или другие дети предложат ему какое-то занятие или организуют с ним игру; проявляет самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности.

Активный  

Принимает живое, заинтересованное участие во всех видах образовательной деятельности.

Самостоятельный  

Способен самостоятельно ставить познавательную задачу и находить пути ее решения.

Волевой (адекватно возрасту)

Способен к волевой, произвольной регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат данному слову, обещанию, общепринятыми нормами

Чувствующий прекрасное

Воспринимает  красоту  окружающего  мира  (людей, природы).  

Внимательный  

Сосредоточенно выполняет исследовательскую работу.

Дружелюбный  

Доброжелательно относится к людям.

Эмоционально отзывчивый

Легко откликается  на эмоции других людей, сочувствует, сопереживает и старается  помочь.

Аккуратный

Чистоплотный, опрятный, владеющий культурно-гигиеническими навыками.

Осторожный  

Проявляет разумную осторожность при встрече с незнакомыми природными объектами.

Бережно относящийся ко всему живому

Понимает ценность жизни; проявляет заботу и внимание к растениям, животным, птицам и др.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов

Мониторинг усвоения рабочей программы по «Юный краевед» проводится один раз в год, в мае, по ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.

Методики диагностики уровня патриотического воспитания дошкольников

(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)

Задание 1. «Родной город»

Задачи: Определить уровень знаний о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник, достопримечательность.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 — 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родной страны, города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о государственной символике страны, родного города (герб и флаг).

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба и флага России, города

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе страны и своего города. Может объяснить символику страны и города. Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов, флагов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Затрудняется рассказать о символике страны и родного города. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта и народные игрушки, назвать их, рассказать для чего их использовали.

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая предметы быта и народные игрушки, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта и народные игрушки. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Задание 4. «Патриотические чувства к стране»

Цель: Определить чувство и эмоциональное отношение к стране.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Как ты думаешь, любишь ли ты свою страну? Почему ты так думаешь?

- Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только «большие» желания – для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал?

- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другую страну? Почему?

- Ты гордишься своей страной? Почему ты гордишься/не гордишься?

- Назови, кого из людей в нашей стране ты уважаешь? Почему?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, может объяснить, что ему нравится в стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее, испытывает чувство гордости за свою страну.

Средний уровень (2 балла)

Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может, рассказать, что ему нравится в стране, но его отношение не достаточно осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни в стране, чувство гордости ситуативно, неустойчиво.

Низкий уровень (1 балл)

На вопросы педагога отвечает односложно, не эмоционально. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.

Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»

Задачи: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Как ты думаешь, любишь ли ты свой город? Почему ты так думаешь?

- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другой город? Почему?

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?

- Что тебе нравится в нашем городе?

- Как ты помогаешь в семье, о ком заботишься?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Показывает положительное отношение к окружающей среде, проявление заботы о близких, проявление дружелюбия

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Отсутствуют любимые достопримечательности в городе, отсутствие заботы о близких, отсутствие дружелюбия.


Представленный комплекс методик позволяет выявить уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям:

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; знает о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет растительность и животный мир родного края и города, не знает географическое расположение родного края и города; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в объяснении своих чувств и личностного отношения к окружающей действительности.

Низкий уровень (5-7 баллов)

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не знает о

географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не оказывает помощи.




2.Содержательный раздел

2.1. Учебный план

Реализация программы осуществляется воспитателем в соответствии с ФГОС. Содержание программы включает в себя вводную (ознакомительную) часть, основную (социализация, развитие способностей) часть и заключительную (позитивная ориентировка на будущее) часть. Программа предполагает проведение непосредственно- образовательной деятельности 1 раз в неделю во второй половине дня с воспитанниками старшей и подготовительной к школе групп. Программа рассчитана на 26 недель. Форма  работы  –  подгрупповая, подразумевает одновременное присутствие  10 – 15 воспитанников. Воспитателем группы собран широкий спектр иллюстраций и фотографий, произведений устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Материал регулярно меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков. Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется через выступления на родительских собраниях, индивидуальные  консультации, оформление информационных листов в группе. Контрольно-диагностическая  деятельность  осуществляется индивидуально и направлена на выявление уровня сформированности основных интегративных качеств воспитанников.

Старшая группа

месяц

тема блока

тема занятия

задачи

                                              Сентябрь

«Кто мы,

откуда, где наши корни?»

1.«Мой  дом, моя семья»

Систематизировать  знания детей  о  своей  семье,  своём доме;  закрепить  знание  ими домашнего адреса; довести до них мысль, что в семье все должны уважать и заботиться друг о друге.

2.Фотовыставка «Мой

семейный альбом»

Вызвать  у  детей  желание принять  участие  в  выставке семейных  фотографий, рассказать  о  своей  семье; прививать  чувство  гордости за свою семью.

3. «О работе моих

родителей?»

Закрепить  и систематизировать  знания детей о профессиях и месте работы своих родителей.

4.Индивидуальная работа с родителями и детьми

«Генеалогическое древо моей семьи»

Вызвать  у  детей  и родителей  интерес  к прошлому  своей  семьи, желание  составить  своё генеалогическое  древо, поделиться  своими исследованиями с другими.

                                              Октябрь

«Какого цвета

Родина?»

1.«Наша Родина –  Россия»

Уточнить и углубить знания дошкольников  о  России  как государстве,  в  котором  они живут  (территория,  столица, народы,  язык);  воспитывать чувство  гордости  за  свою страну.

2.«Государственный флаг, герб, гимн – символы России»

Познакомить детей с символами  нашего государства,  их изображением, отличительными  особенностями, предназначением.

3. «Москва – столица нашей Родины»

Систематизировать  и расширить  знания  детей  о нашей  столице,  её историческом  прошлом,  её красоте  и  неповторимости; воспитывать  чувства патриотизма.

4. «Неофициальные символы России»

Знакомство  с неофициальными символами России: матрешкой, балалайкой, березой.

                                                                  Ноябрь

«Хлебородная Смоленщина»

1. «Хлеб – всему

голова»

Рассказать детям о том, как велико  значение  хлеба  в жизни  людей,  объяснить значение  и  мудрость народных пословиц о хлебе; воспитывать  бережное отношение к нему.

2.Беседа о труде хлеборобов «Кому сказать спасибо?»

Дать детям понятие о том, кого  называют  хлеборобом, какой  длительный  путь проходит  хлеб  от  поля,  до стола; воспитывать уважение к людям этой профессии.

3.Чтение и заучивание стихотворения «Солдатский хлеб» Н.В. Ушаковой

Развивать память, речь, закрепить  знания  детей  о хлебе, воспитывать бережное отношение к нему.

4.Сюжетно-ролевые  игры: «Пекарня», «Кондитерская»

Систематизировать  знания детей  о  процессе приготовления  хлебобулочных изделий, воспитывать  уважение  к труду  людей,  причастных  к этому.

 

                                                  Декабрь

                                               

«Мы живём в

России»

1.Беседа «В семье

большой, семье единой»

Дать  понятие  о  том,  что Смоленщина –  край  многонациональный, рассказать  о  народах, населяющих  нашу  область; воспитывать  чувство интернационализма.

2.«Права ребенка»

Закрепить общее представление  о правах ребенка, развивать правое мировоззрение дошкольников.

3. «Экскурсия в

краеведческий музей»

Дать  понятие,  что  такое краеведческий  музей, познакомить  детей  с особенностями  культуры  и быта  некоторых  народов нашей области.

4.«Смоляне –  славные защитники земли русской»

Рассказать  об особенностях  культуры и быта смоленских жителей.

     Январь

«Потому ты мне так дорог, Рославль

родной!»

1.«История возникновения города Рославля»

Познакомить  детей  с историей  возникновения города Рославля, объяснить, откуда  произошло  название города, воспитывать гордость за  свой  город,  его  славное прошлое.

2.Игра-путешествие «Улицы нашего города»

Закрепить  и  углубить знания  детей  об  улицах современного  Рославля,  их названиях,  отличительных особенностях.

3. «Символы города Рославля»

Систематизировать знания детей  о  символах государства;  познакомить  с символами  Рославля, объяснить значение того, что на них изображено.

                                Февраль

«Люблю тебя, природа

смоленская»

1.«Достопримечательности нашего города»

Расширить знания детей о достопримечательностях Рославля,  развивать эстетический  вкус, воспитывать чувство любви к родному городу.

2. «Что я знаю о Рославле?»

Систематизировать  и закрепить  знания  детей  о нашем городе.

3.Конкурс рисунков «Мой любимый город»

Прививать  интерес  и любовь  к  родному  городу,  желание  сделать  его  лучше, красивее.

4.Наша Армия родная

Воспитывать нравственно-патриотические чувства дошкольников  по отношению к своей Родине, воинскому долгу.

                                                    Март

«Славься, славься, край

наш Смоленский!»

1. «Мой край родной»

Расширить знания детей о заповедных  местах, памятниках природы нашего края, учить видеть красоту и неповторимость  родной природы.

2.«Лекарственные растения Смоленщины»

Познакомить  детей  с лекарственными  растениями области, прививать уважение и  бережное  отношение  к природе.

3.«Красная книга Смоленской области»

Выяснить, что дети знают о Красной книге, познакомить с растениями  и  животными края,  занесёнными  в  неё; прививать  бережное отношение к природе.

4. «Животный мир родного края»

Закрепить знания детей о представителях фауны нашей области,  воспитывать бережное отношение к живой природе.

                                                    Апрель

1. «Мои знаменитые земляки»

Рассказать  детям  о знаменитых  людях  –  наших земляках, закреплять знания о том,  как  горожане  чтут память  о  людях, прославивших нашу область, воспитывать  чувство гордости за своих земляков.

2. «Смоленский лён»

Расширить знания детей о местном народном промысле, его  особенностях, мастерах;  воспитывать  бережное  отношение  к наследию своих предков.

3. «Дерево славится плодами, а человек – трудом»

Расширить  знания  детей  о профессиях людей, живущих в  нашем  крае;  воспитывать уважение к людям труда.

4. «Первооткрыватель космоса - Ю.Гагарин.

Расширить  знания  детей  о первом  в  мире  космонавте, нашем земляке Ю.Гагарине.

 

                                    Май

«Великий праздник всей страны»

1.«Что такое героизм?»

Порассуждать  с  детьми  о том,  кого  можно  назвать героем,  какими  качествами должен  обладать  герой; рассказать  о  героях  – защитниках  нашего Отечества.

2. «Никто не забыт, ничто не забыто»

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение  

и     чувства благодарности к старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной  войны.

3. Экскурсия к обелиску погибшим воинам

Закреплять у детей знания о защитниках Родины, о героях, которые погибли ради нашего счастливого детства, не жалея свою жизнь;
воспитывать чувства гордости к героям войны.

4. «Дети и война»

Закрепить с детьми понятие, что война – это трагедия и испытание для всего народа (особенно для детей и женщин) рассказать о мужестве и героизме детей в годы ВОВ. Удовлетворять познавательные потребности детей о войне.

Подготовительная группа

месяц

тема блока

Тема занятия

задачи

                                                                    Сентябрь

«Наш город

сегодня»

1.Игра-путешествие «Улицы нашего города»

Закрепить  и  расширить  знания детей об улицах нашего города, их названиях,  отличительных особенностях.

2. «Достопримечательности нашего города»

Закрепить  и  расширить  знания детей  о  достопримечательностях нашего  города,  развивать эстетический  вкус,  побуждать высказывать своё мнение.

3. «Мой микрорайон»

Дать  представление  о  частях города,  рассказать  о  своём микрорайоне, формировать  интерес  к  родному городу,  учить  детей ориентироваться в нём.

4.Конкурс рисунков «Мой город в будущем»

Развивать  творческое воображение,  фантазию  детей; воспитывать  любовь  к  родному городу,  стремление  сделать  его красивее.

              Октябрь

«Историческое

прошлое

Рославля»

1. «Наш город древний»

Обобщить  и  расширить  знания детей о возникновении  Рославля, о жизни рославльчан в прошлом; продолжать  развивать  интерес  к родному городу, стремление узнать о нём больше.

2.Рассматривание иллюстраций «Исторические

памятники Рославля»

Закрепить  знания  детей  об исторических  памятниках Рославля,  развивать  интерес  к родному городу, умение узнавать и называть знакомые места.

3.Экскурсия в музей истории Рославля

Познакомить  детей  с экспонатами  музея,  расширить знания  об  историческом  прошлом города.

4.Викторина «Город, в котором мы живём»

Систематизировать  и  закрепить знания  детей  о Рославле,  его прошлом и настоящем.

                                                 Ноябрь

«Родина моя –

бескрайняя Россия»

1. «Одна шестая часть Земли, с названьем кратким – Русь»  

Расширить  знания  детей  о нашей стране, её славном прошлом и  настоящем;  воспитывать патриотические чувства.

2.«Какого цвета Родина?»

Систематизировать и закрепить знания  детей  о  символах  нашей страны –  гербе,  флаге,  гимне,  их отличительных особенностях.

3.«Город древний, город славный»

Систематизировать и расширить знания  детей  о  столице  нашей Родины  –  Москве,  её  славном прошлом и настоящем, воспитывать чувства гордости и уважения.

4.Игра- викторина «Россия- Родина моя»

Развивать у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине

                                                         Декабрь

«Обширный край мой -

Смоленщина»

1.Игра-путешествие по карте нашей области

Закрепить и расширить знания детей о территории нашей области: её  географическом  положении, ландшафте,  природных  объектах, населённых пунктах.

2. «Богатства нашего края»

Познакомить детей с полезными ископаемыми, которые добываются на  территории  области,  рассказать

об их применении

3 «Знаменитые люди Смоленщины».

Вызвать у детей интерес и гордость за знаменитых людей Смоленщины, познакомить с известными людьми нашего города:  Ю.А. Гагарин, М.И. Глинка, М.В. Исаковский, П.С. Нахимов, Н.М. Пржевальский, А.Т. Твардовский, развивать познавательные интересы, память, учить сопереживанию

4. «Они прославили Смоленщину»

Воспитывать  у детей нравственно-патриотические чувства в процессе знакомства со знаменитыми земляками, расширять кругозор всех его участников.

Январь

«Обширный край мой -

Смоленщина»

1.Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

В  игровой  форме систематизировать  и  закрепить знания  детей  о  различных профессиях.

2. «Промышленные предприятия Смоленщины»

Продолжить  знакомить  детей  с промышленными  предприятиями области, с продукцией, которую они выпускают; воспитывать интерес и уважение к труду людей.

3. «Транспорт на улицах города»

Упорядочить  знания  детей  о видах городского транспорта, учить его классифицировать по функциям.

                                                 Февраль

«Люблю тебя, природа

смоленская»

1.«Красная книга России и области»

Объяснить  детям,  что  такое Красная книга, с какой целью она создана;  рассказать  о  растениях  и животных  области,  занесённых  в Красную книгу.

2. «Лекарственные растения нашего края»

Расширить  и  закрепить  знания детей  о  лекарственных  растениях области, их применении; прививать

бережное  отношение  к  живой природе.

3.Игра-путешествие «Заповедные места и памятники природы Смоленщины»

Систематизировать и расширить знания детей о природных объектах нашей области, прививать любовь и бережное  отношение  к  природе родного края.

4.Викторина «Природа родного края»

Систематизировать  и  закрепить знания  детей  о  природе Смоленской области, воспитывать интерес и уважение к ней.

                                                  Март

«В семье большой, в семье единой»

1.Легендарные женщины Смоленщины

Приобщать дошкольников к историческому прошлому и духовной культуре России через знакомство с великими людьми Смоленщины

2.Экскурсия в историко-краеведческий музей

Расширить представления детей о  культуре  и  национальных особенностях народов, населяющих нашу область, воспитывать чувство интернационализма.

3.Хороводные игры Смоленской области

Познакомить  детей  с хороводными играми наших предков, а так же современными ,  прививать  уважение  к культуре и истории малой родины.

4. «Русский национальный костюм»

Познакомить  детей  с национальными  костюмами народов,  населяющих  область,  их особенностями,  неповторимостью; прививать  интерес  и  уважение  к

разным культурам.

Апрель

«Славься, славься, край наш

Смоленский»

1. «Известные люди в истории нашего края»

Закрепить  и  расширить  знания детей  о  знаменитых  людях, связанных с нашим краем, о том, как смоляне  чтут память о них.

2.«Смоленский лён»

Закрепить  и  расширить  знания детей  о  местном  народном промысле  и  его  мастерах; познакомить  с  образцами  узоров смоленских полотенец,  учить рисовать их; воспитывать любовь и уважение  к  живому  наследию предков.

3.Викторина «Хлеб – всему голова»

Закрепить  и  систематизировать знания  детей  о  хлебе,  о  труде хлеборобов;  прививать  бережное отношение  к  хлебу,  уважение  к людям труда.

4.Беседа «Первый в космосе»

Систематизировать и расширить знания детей о космосе и о первом в мире  космонавте  –  Ю.Гагарине, нашем земляке.

                              Май

«Великий праздник всей

страны»

1. «Памяти павших будем  достойны»

Систематизировать и расширить знания детей о празднике Великой Победы, о наших земляках-героях; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ.

2.Чтение и обсуждение рассказа Л.Кассиля

«Памятник советскому солдату»

Познакомить  детей  с произведением,  побеседовать  по содержанию;  перечислить памятники  защитникам  в  нашем городе.

3.Соместное тематическое ООД  с родителями «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой»

Побудить родителей подготовить вместе с детьми сообщение о своём герое-ветеране или труженике тыла;  воспитывать  чувства  гордости, уважения  и  признательности старшему поколению.

4.Творческая мастерская

«Пусть всегда будет солнце»

Учить  детей  выражать  своё отношение  к  войне  и  миру посредством  рисунков  и  поделок; прививать чувство пацифизма.

2.2.Содержание учебного плана

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь сможет сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо учить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитания маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Вся работа делится на три этапа в соответствии с возрастными особенностями детей, начиная со средней группы, Содержание каждого этапа базируется на ряде основных разделов, каждый раздел включает несколько разнообразных форм работы с детьми. Большинство тем разделов циклично повторяются на следующем этапе с соответствующим расширением и усложнением.

Тематика разделов подобрана так, чтобы наиболее полно представить сведения о Смоленском крае, его истории и современности, природе, культуре, знаменитостях, природных богатствах.

2.3. Календарный учебный график:

Старшая группа

Тематические блоки

Количество

 занятий

сентябрь

1 блок  «Кто мы, откуда, где наши корни?»

1.1 «Мой  дом, моя семья»

1

1.2 «Мой семейный альбом»

1

1.3 «О работе моих  родителей?»

1

1.4 « Генеалогическое древо моей семьи»

1

2 блок «Какого цвета Родина?»

октябрь

2.1 «Наша Родина –  Россия»

1

2.2 «Государственный флаг, герб, гимн – символы России»

1

2.3 «Москва – столица нашей Родины»

1

2.4 «Неофициальные символы России»

   1

3 блок  «Хлебородная Смоленщина»

ноябрь

3.1  «Хлеб – всему голова»

   1

3.2  Беседа о труде хлеборобов «Кому сказать спасибо?»

   1

3.3 Чтение и заучивание стихотворения

Н.В. Ушаковой «Солдатский хлеб»

   1

3.4 Сюжетно-ролевая игры:  «Пекарня», « Кондитерская»

   1

4 блок  ««Мы живём в России»

декабрь

4.1. «В семье  большой, семье единой»

1

4.2. «Права ребенка»

1

4.3. «Экскурсия в краеведческий музей»

   1

4.4. «Смоляне –  славные защитники земли русской»

   1

5 блок  «Потому ты мне так дорог, Рославль родной!»

январь

5.1 «История возникновения города Рославля»

   1

5.2 Игра-путешествие «Улицы нашего города»

   1

5.3 «Символы города Рославля»

             1

февраль

6 блок  «Люблю тебя, природа Смоленская»

6.1 «Достопримечательности нашего города»

  1

6.2  «Что я знаю о Рославле?»

  1

6.3 Конкурс рисунков «Мой любимый город»

            1

6.4 «Наша Армия родная»

            1

март

7 блок  «Славься, славься, край наш Смоленский!»

7.1 «Мой край родной»

 1

7.2 «Лекарственные растения Смоленщины»

 1

7.3 «Красная книга Смоленской области»

 1

7.4 «Животный мир родного края»

 1

апрель

7.5 «Мои знаменитые земляки»

 1

7.6 «Смоленский лён»

 1

7.7 «Дерево славится плодами, а человек – трудом»

 1

7.8 «Первооткрыватель космоса - Ю.Гагарин».

 1

май

8 блок  «Великий праздник всей страны»

8.1 «Что такое героизм?»

 1

8.2. «Никто не забыт, ничто не забыто»

 1

8.3 «Экскурсия к обелиску погибшим воинам»

 1

8.4 «Дети и война»

 1

Подготовительная  группа

Тематические блоки

Количество

 занятий

1 блок  «Наш город сегодня»

сентябрь

1.1 Игра-путешествие «Улицы нашего города»

1

1.2 «Достопримечательности нашего города»

1

1.3 «Мой микрорайон»

1

1.4 «Мой город в будущем»

1

2 блок «Историческое прошлое Рославля»

октябрь

2.1«Мой город древний»

1

2.2 «Исторические памятники Рославля»

1

2.3 Экскурсия в музей истории Рославля.

1

2.4 Викторина «Город, в котором мы живем»

1

3 блок «Родина моя – бескрайняя Россия»

ноябрь

3.1«Одна шестая часть Земли, с названьем кратким – Русь»

1

3.2 «Какого цвета Родина?»

1

3.3 «Город древний, город славный»

1

3.4 Игра-викторина «Россия- Родина моя»

1

4 блок «Обширный край мой - Смоленщина»

декабрь

4.1 «Игра- путешествие по карте нашей области».

1

4.2  «Богатства нашего края»

1

4.3 «Знаменитые люди Смоленщины»

1

4.4 «Они прославили Смоленщину»

1

5 блок «Обширный край мой - Смоленщина»

январь

5.1 «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

1

5.2 «Промышленные предприятия Смоленщины»

1

5.3 «Транспорт на улицах нашего города».

1

6 блок «Люблю тебя, природа Смоленская»

февраль

6.1 «Красная книга России и области»

1

6.2 «Лекарственные растения нашего края».

1

6.3 «Игра-путешествие «Заповедные места Смоленской области»

1

6.4 Викторина «Природа родного края»

1

7 блок «В семье большой, в семье единой»

март

7.1 «Легендарные женщины Смоленщины»

1

7.2 «Экскурсия в историко- краеведческий музей»

1

7.3 «Хороводные игры Смоленской области».  

1

7.4 «Русский национальный костюм».

1

8. блок «Славься, славься, край наш Смоленский»

апрель

8.1 «Известные люди в истории нашего края»

1

8.2 «Смоленский лен».

1

8.3 «Викторина «Хлеб - всему голова».

1

8.4 «Первый в космосе».

1

май

           9. блок «Великий праздник всей страны»

9.1 «Памяти павших будем достойны»

1

9.2 Чтение и обсуждение рассказа Л.Кассиля «Памятник советскому солдату»

1

9.3 Совместное досуг с родителями «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой».

1

9.4 Творческая мастерская «Пусть всегда будет солнце!»

1

    Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

           Интеграция образовательной области «Познание»

Образовательная область

Задачи образовательного процесса

«Физическая культура»

Сенсорное развитие. Формирование элементарных математических представлений.

«Здоровье»

Расширение кругозора детей.

«Безопасность»

Расширение кругозора детей.

«Социализация»

Включение детей в систему социальных отношений, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

«Труд»

Расширение кругозора детей, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процессов познавательной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Чтение художественной литературы»

Расширение кругозора детей, практическое овладение литературными нормами речи. Расширение кругозора детей, практическое овладение

литературными нормами речи.

«Художественное творчество»

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, творчества.

«Музыка»

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений.

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной  деятельности.

4. «Познавательное развитие» - формирование представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их. Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию. Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям  от занятий, закрепление пройденного материала.

3.Организационный раздел

3.1 Материально- техническое обеспечение

  1. Географическая карта Смоленской области.
  2. Красная книга Смоленской области.
  3. Дидактический игры и пособия: "Животные», "Растения", "Птицы", «Наша Родина- Россия»
  4. Государственные символы РФ, символика города и области
  5. Иллюстрации и репродукции картин с изображением природы.
  6. Энциклопедии и сборники о выдающихся людях Смоленского края.
  7. Глобус

3.2. Методическое обеспечение

1. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

 

3.3.  Список использованной литературы:

1. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

2.Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в д/саду. Старшая группа», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017

3.Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М.: Мозаика- Синтез, 2014 г.

4.Гербова В. «Развитие речи в старшей группе» Изд. Мозаика-Синтез,2015г.

5. Молодова Л.П. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж.ЧП Лакоценин С .С.,2007

6.Лыкова И. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» Изд. Мозаика-Синтез,2015г

7.Лыкова И. «Художественный труд в детском саду. Старшая группа» Изд. Мозаика-Синтез,2015г

8.Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003

9. «Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет. Планирование. Комплексные познавательные занятия/ авт.- сост. И.Н. Панасенко. -Волгоград: Учитель

10. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателей детского сада», Виноградова Н.Ф., 2-е изд. доп.- М.: Просвещение, 1982

 11.«Беседы о великих соотечественниках», И.А.Агапова, М.А. Давыдова, 2005 год.

12.«Дошкольникам о защитниках Отечества», Л.А.Кондрыкинская, 2005

13.«Дошкольнику - об истории и культуре России», Г.Н.Данилина, 2003 год.

14.Иванова  А.И. «Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в д/саду» М.: ТЦ Сфера, 2010

15.«Организация деятельности детей на прогулке. Старшая гр.» / авт.- сост. Т.Г. Кобзева, Г.С. Александрова, И.А. Холодова, Изд.3-е.- Волгоград: Учитель, 2016


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро пожаловать в наш город!!!

Слайд 2

История города Рославль — один из самых древних городов России. Первые упоминания об этом городе относятся к 1137 году, первоначальное название города — Ростиславль . Своё нынешнее название город получил только в 1755 году. А основателем, согласно древним приданиям, был князь Ростислав Мстиславич . Город расположен на левом берегу реки Остёр (приток реки Сож , впадающей в Днепр).

Слайд 3

Памятник основателю города

Слайд 4

Флаг Города Рославль Флаг муниципального образования « Рославльский район» представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3 из двух горизонтальных полос: верхней - лазуревого (синий, голубой) цвета, занимающей 80% ширины флага, нижней - изумрудного (зеленый) цвета, занимающей 20% ширины. На нижней полосе два золотых улья, ширина каждого из которых равна 1/9 длины флага, а высота - 1/3 ширины с расстоянием между ними - 1/9 длины флага.

Слайд 5

Герб города Рославль Описание герба муниципального образования « Рославльский район». В лазуревом (синем, голубом) щите на изумрудной (зеленой) оконечности два золотых улья. В вольной части щита сокращенный вариант герба Смоленской области.

Слайд 6

Достопримечательности Рославля

Слайд 7

В центре современного города находится детинец древнего Рославля, Бурцева гора. Отсюда открывается прекрасный вид на многочисленные памятники архитектуры

Слайд 8

В современном Рославле действуют три прихода: церковь Рождества Богородицы, церковь Вознесения и Казанско-Пятницкий храм. Спасо -Преображенский мужской монастырь. В ноябре 2008 года был заложен камень в основание еще одного храма — Воскресения Господня.

Слайд 9

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была и остается самым красивым храмом в городе. Она возвышается над всем городом на Юр-горе.

Слайд 10

Вознесенская церковь расположена на старом кладбище, в южной части города.

Слайд 11

Казанско-Пятницкий храм.

Слайд 12

Спасо -Преображенский мужской монастырь.

Слайд 13

« Рославльский историко-художественный музей»

Слайд 14

Аллея славы

Слайд 15

В 1952 — 1957 гг., в центре города заложили Сквер памяти погибших воинов, куда перенесли прах 1064 солдат и офицеров Советской Армии, отдавших свои жизни в боях за Рославль осенью 1943 г. В 1983 г. в сквере проведена реконструкция и зажжён Вечный огонь.

Слайд 16

Памятник В.И. Ленину на площади имени Ленина

Слайд 17

В ознаменование 25-летия освобождения Рославля от немецко-фашистских захватчиков (1968 г.), в районе кольца на постаменте установлен танк Т-34 .

Слайд 18

В центральном парке Рославля установлен памятник святым Петру и Февронии по проекту смолянина Максима Мухаева .

Слайд 19

Есть в области Смоленской Особый городок. Он славится историей - Он выдержать все смог. Рославль - город-крепость, Свидетель многих войн, Проявил он стойкость - Враг был побежден. Рославль примечателен Наследия красотами: Памятники, площади, Аллея, сквер истории. По рославльскому парку Приятно погулять, Бродя по тротуару, О чем-то размышлять. Какая благодать Природой наслаждаться: На "Бурцевой горе" Панорамой любоваться. Неутолимо время, И пусть летят года, Дорогой мой город В сердце навсегда