ОРКСЭ

Фурзанова Наталья Васильевна

Содержит следующие материалы:

1. Правила поведения в православном храме

2. Проектная деятельность на уроках ОРКСЭ

3. Рабочая тетрадь Ильиной Н.А.

4. Притчи

5. Пасхальные яйца (раскраски)

6. Фотографии православных храмов г. Иркутска

7. Презентация и выступление "Метод проектов на уроках ОРКСЭ"

https://cloud.mail.ru/public/3oqn/4gPdfoFsP

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Посещение храма и правила поведения для христиан

      Посещение храма, как правило, требует предварительной подготовки. Так, прежде чем войти в него, необходимо иметь соответствующий душевный настрой. В храме также нужно вести себя так, чтобы невольно не оскорбить чувств верующих.

 

Подготовка к посещению храма

      Отправляясь в православный храм, следует заранее отключить мобильный телефон или вовсе его не брать с собой. Телефонные звонки будут отвлекать верующих от молитв. Разговаривать во время службы по телефону не следует по тем же причинам.

 

Духовный настрой

      Перед посещением церкви, нужно настроить себя духовно. Для этого рекомендуется читать Библию или другую духовную литературу. Вообще перед каждым праздником рекомендуется читать соответствующую литературу.

      Чтение духовной литературы должно побуждать человека размышлять о том, как он прожил прошедшую неделю, что было у него на сердце или в мыслях. Желательно, испытывая самого себя, вспомнить, в чем согрешил со дня последней исповеди. Можно даже записать свои грехи, чтобы не забыть их перед исповедью, отвлекшись на житейские проблемы.

      Полезно будет также во время духовных размышлений вспомнить все благие даяния и милости, полученные от Бога. За все это следует Его возблагодарить.

      Особенно тщательно следует подготавливаться душевно к причастию.

 

Внешний вид

      Одежда для посещения церкви должна быть скромной и благопристойной. Кроме того, она должна быть чистой и выглаженной, обувь – вычищенной, прическа – аккуратной. Ни в коем случае нельзя приходить в церковь в том, в чем обычно ходят дома или на пляже.

      Внешний вид христианина (не только поведение, но и одежда) отражает его внутреннее состояние, хотя и не является показателем его благочестия. Однако стремление к чистоте внутренней, как правило, побуждает человека также быть опрятным и снаружи. Если человек скромен и кроток, это также выразится в скромной одежде и кротком поведении. Человек, имеющий мир и покой в сердце, будет тихим и сдержанным в разговоре, все его жесты будут уравновешенными. У верующего человека будет во всем проявляться стремление к порядку.

      В одежде лучше придерживаться спокойных тонов. В некоторых случаях рекомендуется приходить в светлой одежде (например, на Пасху), иногда, наоборот, в черном (в дни траура). Кричащие тона будут неуместны.

      Особенно внимательно к одежде нужно относится женщинам. Они всегда должны выглядеть в церкви очень скромно. В последнее время многие ходят в церковь в джинсах или брюках. Однако к исповеди или причастию следует все же надеть юбку. Она должна быть не выше колена, не прозрачной и без разрезов. Кофту или блузку рекомендуется выбирать без глубокого выреза на груди и также непрозрачную, неяркую, без блесток и т. д. Голову женщинам обязательно следует покрывать платком. К обуви строгих требований нет, однако рекомендуется все же выбирать максимально удобную, так как на службах приходиться подолгу стоять. Нельзя пользоваться косметикой, особенно красить губы. Не следует также пользоваться духами, особенно в жаркую погоду, так как их сильный запах может стать причиной плохого самочувствия окружающих.

      Мужчины могут приходить в джинсах или брюках, свитере или рубашке или в костюме. Не следует надевать шорты и майки. В отличие от женщин, мужчины, входя в церковь, всегда (даже зимой) должны обнажать голову.

      В дни церковных праздников можно одеваться более красиво и торжественно, в дни постов – напротив, более скромно.

      Молодежи не стоит приходить в храм в майках, особенно с кричащего вида наклейками на них в виде различных лозунгов, изображений кумиров поп-музыки и т. п. В шортах разрешается быть только детям до 7 лет.

 

Вход в храм

      Приходить на богослужение следует за 5–10 минут до его начала. Входить в церковь нужно с благоговением, спокойно и тихо. На пороге обычно трижды осеняют себя крестным знамением и читают молитву. Можно прочесть молитву «Отче наш» или просто сказать: «Господи, помилуй». При этом надо смотреть на купола храма и кресты на них. По окончании молитвы следует поклониться. О том, как совершать крестное знамение и поклоны, будет рассказано ниже.

      Не следует курить у входа в храм. Входя на паперть, следует еще раз осенить себя крестным знамением, так как считается, что уже здесь человек находится в святом месте. Нужно прекратить все разговоры, не относящиеся к духовному.

      Не следует задерживаться при входе в храм, затрудняя вхождение в него другим богомольцам.

      Войдя в храм, надо постараться, никого не беспокоя, найти себе место и, повернувшись к алтарю, сотворить три поклона с крестным знамением. Если в это время идет служба, мужчины должны пройти и встать с правой стороны, а женщины – слева.

      Желательно приходить в церковь вовремя, то есть к началу богослужения, а не во время него. Опоздавшие должны постараться спокойно пройти вперед.

    Вести денежные дела, за исключением покупки свечей, следует либо до, либо после богослужения, но ни в коем случае не во время службы.

      Увидев знакомых, можно тихо, вполголоса поздороваться или просто поклониться. Ни в коем случае не следует кричать приветствие через головы других, здороваться за руку, обниматься или целоваться.

 

В храме

      Внутри церкви не принято разговаривать, чтобы не мешать другим обращаться в мыслях к Богу.

      В церкви прихожане молятся и, как правило, про себя. Это негласное правило касается и пения. Не следует тихо подпевать поющему хору, а также эхом повторять вслух слова священника или чтеца. Подобное действие может помешать соседям молиться. Этот порядок желательно не нарушать.

      В прошлом было принято молиться вслух. В настоящее время прихожане могут вместе молиться вслух во время чтения молитв «Отче наш» и «Верую», а также петь тропари и величания праздникам.

      До начала богослужения можно пройти к свечному ящику, где можно получить свечи, приобрести книги и другую церковную утварь. В это время можно поздороваться со знакомыми или поговорить со священнослужителем на какую-нибудь церковную или духовную тему.

      Нельзя ходить, разговаривать, а также ставить свечи и прикладываться к иконам во время чтения Евангелия, пения Херувимской и евхаристического канона на литургии (от Символа веры до «Отче наш»).

      В церкви обычно стоят, но разрешается и сидеть. Согласно пословице, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

      Сиденья в церкви следует уступать больным и старым. Сидящие не должны закидывать ногу на ногу.

      Однако во время важных моментов следует все же встать.

      Когда все встают на колени во время общей молитвы, нужно также встать на колени.

      В церкви не следует держать руки в карманах и жевать жевательную резинку.

      Придя в церковь с детьми, необходимо позаботиться о том, чтобы они не бегали, не смеялись и не баловались в храме. Если ребенок заплачет, его следует тут же успокоить, если это не удастся, лучше вынести его на улицу и успокоить. После этого можно вернуться в церковь. Нельзя приходить в церковь с животными или птицами.

      Нежелательно делать замечания тем, кто неправильно ведет себя по незнанию. Исключение составляет бесчинное, хулиганское поведение.

      В церкви нужно оставаться до окончания богослужения. Уходить раньше времени уместно только немощным или в случае острой необходимости.

 

Молитва

      Прежде чем начать молиться, надо успокоиться и сосредоточиться на Божественном, только после этого произносить слова молитвы. Можно прежде поставить свечи перед иконами святых, к которым будет обращена молитва.

      Молитву надо совершать тихо, не мешая другим молящимся. Для этого надо выбрать удобное место, где другие прихожане не помешают сосредоточиться на общении с Богом и святыми Его. Не следует вытеснять других верующих с их мест перед иконами, лучше подождать, пока они уйдут, или выбрать другое место. Молиться можно не только по собственной нужде, но и принимая участие в богослужении, во время которого есть время как для личной, так и для общей молитвы.

      Даже не говоря ни слова и не понимая языка, на котором проводится богослужение (в православных храмах служба проводится на старославянском языке), все равно можно почувствовать свою причастность ко всему происходящему в церкви. Это помогает внутренне настраиваться на духовные размышления.

      Когда мысли во время богослужения невольно рассеиваются, рекомендуется читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

 

 

Крестное знамение и поклоны

      Православному христианину, пришедшему в церковь, следует знать, когда и как нужно совершать крестное знамение.

      Крестное знамение выражает веру человека в Иисуса Христа как своего Спасителя. Вера во Христа означает любовь к Нему и исполнение Его святой воли в своей жизни. Именно такая вера спасает от власти зла.

      Первые три пальца, сложенные вместе, выражают веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как в единосущную Троицу. Два пальца, прижатые к ладони, означают Христа во время Его сошествия на землю, когда в нем были соединены две сущности – божественная и человеческая.

Таким образом, само крестное знамение, как и крест, носимый на шее, не приносит освобождения или спасения, их нельзя использовать как талисманы или защиту от злобных демонических проявлений этого мира. По православному вероучению, только истинная вера может спасать. Крестное же знамение – только видимое проявление этой веры.

      Православные осеняют себя крестным знамением следующим образом: большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе концами, а безымянный палец и мизинец прижимают к ладони.

      Осеняя себя крестным знамением, надо приложить сложенные пальцы сначала ко лбу (для освящения ума), затем к животу (для освящения внутренних чувств), после чего к правому и левому плечам (для освящения телесной, физической силы).

      Опустив руку, следует поклониться, так как, изобразив на себе Голгофский крест, верующий обязательно выразит свое поклонение совершившему на нем подвиг Христу. Нельзя делать поклон одновременно с крестным знамением.

      Креститься нужно только правой рукой.

      Крестное знамение следует стараться совершать правильно. При этом не надо спешить, иначе получится простое махание рукой, что выглядит не очень хорошо и может быть воспринято другими верующими как кощунство.

      Поклоны верующий совершает в знак смирения перед Богом. Поклоны бывают поясные и земные. Во время поясных поклонов кланяются до пояса, а во время земных верующий становится на колени и касается головой земли.

      Крестное знамение совершается обычно в следующих случаях:

– при приближении ко всему святому (при входе в храм, прикладывании ко кресту или иконе и т. п.);

– в начале, во время и в конце любой молитвы;

– в начале утрени;

– когда священник возглашает: «Благословен Бог»;

– при вознесении имени Пресвятой Троицы, например: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа...»;

– во время возношения имени Пресвятой Богородицы;

– во время молитвы «Честнейшую»;

– когда произнесено имя святого дня на отпусте;

– в ключевые моменты богослужения, например, при возгласе «Твоя от Твоих» и т. п.

      Если крестное знамение совершается не во время молитвы, следует при этом говорить про себя: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

 

Благословение священника

      Благословением священника является крестное знамение, которым он осеняет верующих. При этом священник складывает руки иначе, чем при обычном крестном знамении. Его пальцы изображают буквы IC. ХC., что значит Иисус Христос. Иными словами, сам Иисус Христос через священника благословляет верующего.

      Благословение следует принимать с благоговением. Еще одним значением благословения является разрешение, дозволение и напутствие. Например, верующий просит у священника благословения, отправляясь в дорогу, перед важным делом или в любом затруднительном положении.

      Благословение бывает общим и частным. Общее благословении происходит во время богослужения, когда священник, благословляя всех верующих, присутствующих в храме, говорит: «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего...», – и осеняет их крестным знамением. При этом все кланяются в ответ, не складывая рук и не крестясь.

      Если священник осеняет верующих крестным знамением с помощью священных предметов, таких, как Крест, Евангелие, Чаша, икона или других, присутствующие должны перекреститься и поклониться.

      Когда верующий получает благословение отдельно для себя, он должен сложить руки крестом и ладонями вверх – правую на левую. Священник осеняет его крестным знамением и кладет свою руку в сложенные ладони верующего. Получив благословение, верующий должен поцеловать руку священника, которой он благословлял, тем самым как бы целуя руку Самого Господа Иисуса Христа.

 

Иконы

      Войдя в церковь, верующие обычно подходят к иконе, которая находится на аналое в центре храма, и прикладываются к ней (целуют ее). Это икона праздника, на ней обычно изображено празднуемое событие, например «Въезд Господень в Иерусалим», или святой, которого церковь поминает в этот день. Прикладываться к этой иконе следует, предварительно совершив два раза крестное знамение с поклоном, затем следует поцеловать икону и снова, перекрестившись, поклониться.

      В православной церкви существует порядок целования икон. Каждый, кто входит в храм, должен приложиться к чтимой иконе этой поместной церкви.

      Прихожанин не должен с целованием обходить все иконы храма и иконостаса. Это делает только архиерей. Нарушение этого правила мирянином является бесчинством.

      Не следует также бродить по всей церкви от одной иконы к другой, мешая молящимся сосредоточиться на своих молениях. Проявление почтительности к иконам не должно выходить за рамки приличий. К другим иконам можно подойти в другое время.

      Если службы в церкви нет, можно подойти к иконе, находящейся в центре храма, дважды перекреститься и приложиться к ее нижней части, после чего перекреститься в третий раз. Более подробно об иконах и их почитании будет рассказано ниже.

 

Свечи, светильники и лампады

      Особым символом, присущим для православных церквей, являются свечи. Их возжигают в знак жертвенности и посвящения себя Богу.

      Лампады и свечи в православном храме горят в алтаре за престолом в особом светильнике, называемом семисвечником, на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, а также у отдельных икон. В средней части храма светильники возжигают у всех икон. Возле особо почитаемых икон ставят несколько лампад. Возле икон помещают подсвечники со множеством ячеек, чтобы верующие могли ставить в них свои свечи.

      Самый большой подсвечник ставят в центре храма с восточной стороны от аналоя, возле почитаемой в этот день иконы. Во время малых входов (на вечерне и литургии), великого входа (за литургией), а также перед Евангелием (если оно выносится на входах или для чтения) используют особый подсвечник с большой свечой, которая символизирует свет Христовой проповеди этому миру, а также самого Христа, являющегося Светом истинным.

      Свечи, которые ставят перед иконами святых, означают пламенную любовь святых к Богу, их жертвенность и полную самоотдачу. Свечи также напоминают о том, что святые являются светильниками, горящими и светящими всему миру подвигом своей веры и своими добродетелями.

      Во время каждения перед священником с кадилом идет дьякон, несущий особую дьяконскую свечу, которая символизирует свет апостольской проповеди, предшествовавшей принятию народами веры в Христа.

      Лампада, зажженная перед иконой, знаменует собой огненный столб, сопровождавший в древние времена народ израилев в пустыне. Свечи, поставленные вокруг лампады, являются образом несгорающего тернового куста, в котором Бог явился Моисею. По православной традиции несгорающий куст является прообразом Матери Божией.

      Свечи, поставленные правильными кругами, символизируют колесницу, на которой вознесся на небо Илия. Круги света изображают колеса этой колесницы.

      Горящие свечи используют на различных церковных службах. Они обязательно должны быть в руках крещаемых или венчаемых. Отпевание тоже проводится среди множества зажженных свечей. Со свечами верующие идут на крестный ход.

      В будние дни, когда в храме звучат в основном молитвы покаяния и сокрушения, горящих свечей очень мало. В праздничные и воскресные дни, когда бывает торжественное славословие и проповедь Евангелия, вся церковь освещается свечами и светильниками. А в самый великий христианский праздник, Воскресение Христово, кроме освещения церкви, все верующие также держат в руках зажженные свечи.

      Свеча является одной из основ практического православного христианства. Ее воск, мягкий и податливый, символизирует человека, созревшего для раскаяния и готового к внутренним изменениям в послушании. Огонь свечи символизирует обожествление человека через духовное рождение свыше от огня Божественной любви. Чистота свечи означает чистоту человека в результате его раскаяния и приобщения к Божественному естеству.

      Во время чтения Шестопсалмия, в котором говорится об осознании своего греховного состояния, в церкви почти все свечи гасят, чтобы в полумраке люди были более внимательны к услышанному и, если надо, могли вздохнуть или прослезиться. Темнота способствует мысленному сосредоточению на собственной душе. На литургии (богослужении, на котором проводиться причастие), проходящей как в будние, так и в праздничные дни, свечей зажигается больше всего. Перед началом чтения Евангелия свечи зажигают во всем храме, напоминая, что Слово Благой Вести освещает всю землю.

      В первую очередь возжигают свечу на жертвеннике, затем на престоле, после чего перед иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.

      Таким образом, возжигание священнослужителями свечей в храме является частью богослужения. Они возжигают их в определенном порядке с определенным значением. При этом прихожанин не должен мешать богослужению своим недостойным поведением.

      Свечи используют во всех обрядах и таинствах:

– во время крещения (три свечи ставят на купели как символ Святой Троицы, восприемники также держат свечи в руках, как бы говоря, что крещаемый идет от тьмы к свету);

– при обручении и венчании (свечи держат обручающиеся и венчающиеся, что знаменует чистоту их жизни до брака и после);

– во время соборования (около лампады или сосуда с вином и елеем ставят семь свечей, означающих семь даров Духа Святого, также зажженные свечи держат все присутствующие в знак пламенной молитвы);

– на погребении (свечи ставят в четырех подсвечниках по углам гроба, что символизирует крест, родственники также держат во время панихиды горящие свечи, которые символизируют Божественный свет для крещенного христианина).

      Особенных правил, куда и сколько ставить свечей, не существует.

Денежный взнос является своего рода пожертвованием – небольшим и посильным для каждого. Размеры свечи и ее выделка не играют абсолютно никакой роли в служении Богу.

      Люди, которые постоянно ходят в церковь, как правило, всегда ставят по несколько свечей, например, по одной к праздничной иконе, находящейся на аналое, к образу Спасителя или Богородицы (с вознесением молитв о здоровье своих близких) и к Распятию, молясь об упокоении усопших. Можно также поставить свечу перед иконой любого из святых по велению сердца.

      Если на подсвечнике перед иконой нет места из-за множества горящих свечей, поставленных другими людьми, не следует гасить чью-то свечу.

      Верующий также не должен обижаться или возмущаться, если его свечу кто-то погасил еще до окончания службы, так как считается, что Бог читает в сердце и принимает сердечную жертву, свеча же есть только отображение этой жертвенности во внешнем мире.

      Не следует принимать близко к сердцу поверье о том, что если свеча гаснет, то это к несчастью. Также не стоит слушать тех, кто говорит, что расплавлять нижний конец свечи для установки ее в подсвечнике следует считать грехом. Нет и особых указаний, какой именно рукой следует ставить свечу – правой или левой. Различные суеверия, возникающие в народе, церковью не приемлются.

      Свечи и лампады возжигаются не только в храмах, но и в домах благочестивых христиан.

      Чтобы поставить свечу, не беспокоя других своим поведением, следует приходить до начала службы. Часто опоздавшие и пришедшие в храм в середине службы отвлекают других верующих от молитвы и поклонения, передавая через них свои свечи. Такое поведение недопустимо. В случае опоздания лучше дождаться окончания богослужения, после чего можно будет поставить свечу, не беспокоя других и не нарушая порядка.

      Свечи не должны быть единственным участием верующего в богослужении. Ведь свеча сама по себе не дает душевного исцеления, освобождения от грехов, укрепления духа. Несмотря на свою символическую сущность, свеча не обладает способностью спасать душу. Для того чтобы поставить свечу, также необходимо иметь соответствующий душевный настрой.

      Горящие свечи являются жертвой Богу. Ставя их перед конкретной иконой, человек должен иметь к изображенному на ней человеку любовь, уважение и почитание. Если этого в сердце нет – и свечи ничего не значат для Бога. Часто люди ставят свои свечи перед теми святыми, о которых они ничего не знают, а значит, и не любят их. Это становится бесполезным действием.

      Некоторые превращают возжигание свечей в простой обряд, не заботясь узнать о Боге, Богоматери или святых что-нибудь полезное для себя, вдохновляющее и сближающее с Богом. При этом они делают настолько мелкими Бога и всех святых Его, что думают, будто им нужны свечи, а не чистое сердце. Вряд ли можно надеяться при этом что-нибудь получить от Бога в ответ на свою молитву или прошение.

      Некоторые, поставив свечу, считают, что выполнили свой долг по отношению к Богу, и этого достаточно, чтобы называться православным христианином, праведным и чистым. Они спокойно грешат, обманывая и обижая других, а потом, словно жертвоприношение за грехи, ставят Богу свечи или зажигают лампады перед иконами.

      Зажигать свечи следует только в знак отображения того огня, который горит в сердце – огня любви. Если же в душе царит тьма греха и неверия, не к чему и свечи. Их горением невозможно купить настоящее очищение души. Нельзя подкупить Бога, как это делали язычники в древние времена, принося в жертву идолам различные ценности, включая птиц и домашний скот.

      Таким образом, ставя свечу, следует задуматься, продиктовано ли это любовью к Богу, которая подтверждается благочестивым поведением. Если нет, свеча является попыткой подкупа, что не просто бессмысленно, но и оскорбительно для Бога, тем более если свечи покупаются на деньги, добытые нечестным трудом.

      «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу»(Святой праведный Иоанн Кронштадсткий)

      Библия говорит, что если люди продолжают творить беззакония, жертвы, приносимые ими, противны Богу: «К чему Мне множество жертв ваших...

      Что касается отношений с людьми, следует стараться жить в мире с окружающими. Ставить свечу, имея в сердце зло на кого-нибудь – пустое дело. Если человек находится во враждебных отношения с кем-либо в семье, на работе, эта жертва будет отвергнута.

      Свечи можно приобретать в том храме, в который человек пришел молиться. Однако не запрещается ставить и зажигать перед иконами свечи, приобретенные в любом другом православном храме.

      Свечи о здравии родных и близких ставят обычно перед иконами святых в специальные подсвечники, которых в храме бывает несколько. Такие подсвечники, как правило, располагаются перед иконами Николая Угодника (Николая Чудотворца), Ксении Петербургской, и т. д. Икона святого выбирается в соответствии с потребностями молящегося.

      Свечи за упокоение душ умерших ставят в специальном заупокойном канонике, существующем в любом храме. На нем, как правило, располагается малое распятие. В Пасхальное воскресенье свечи за упокой не ставят.

 

 

Помянник и церковная записка

 

      Помянники появились не очень давно и присущи только православной церкви. Это специальная небольшая книжка, которую можно приобрести в церкви и в которую верующие христиане вносят имена всех родственников, как живых, так и умерших, на память для потомства. К помянникам следует относиться с уважением и хранить их дома около икон в чистоте и опрятности.

      На богослужении священнослужителю подают разовый помянник. В нем записаны имена живых и умерших людей, за которых нужно молиться «о здравии» или «о упокоении». Такой помянник называют церковной запиской. К ней также следует относиться с уважением и делать записи с аккуратностью.

      Церковные записки вносятся священниками в алтарь, где они прочитываются во время Божественной литургии перед святым престолом. В связи с этим их также можно назвать богослужебными книжками. С тем большим почтением следует относиться к церковным запискам.

      Даже в разовый помянник имена нужно вносить аккуратно, разборчивым почерком, дополнив написанное изображением креста. Небрежно оформленные записки свидетельствуют о том, что автор не понимает их смысла.

      Церковная молитва за усопших произносится во время литургии, когда приносятся бескровные жертвы, или дары, – хлеб и вино, то есть совершается святое причастие. Поэтому считается, что молитвы в церкви особенно сильны и благодатны в сравнении с домашней молитвой.

      Сила молитв, произнесенных в церкви, велика еще и потому, что они возносятся священниками – людьми, специально определенными для исполнения священнодействий.

      Молитва «о здравии» предполагает молитву не только о физическом здоровье человека, но также о его материальном благополучии, душевном и духовном состоянии. Поэтому, молясь «о здравии» за злого человека, верующий просит Бога исправить этого человека, изменить его внутренне, обратить к спасению.

      В записку «о здравии» человек может включать всех, кому он желает не только здоровья, но и спасения души, а также просто благоденствия в жизни.

          Правила заполнения церковной записки следующие:

– она должна иметь одно из двух названий: «о здравии» или «о упокоении»;

– писать надо четким и понятным почерком, можно печатными буквами;

– не следует упоминать в ней более 5–10 имен (чтобы упомянуть большее количество родных и близких, следует написать несколько записок);

– имена должны быть записаны в родительном падеже (для этого надо задать вопрос «кого?»);

– имена надо записывать в полной форме, даже если это имена маленьких детей (например, не «Володи», а «Владимира»);

– имена должны быть написаны в своей церковной форме (например, Сергия, а не Сергея, Апполлинарии, а не Полины, Антония, а не Антона и т. п.);

– не следует указывать в записках отчество и фамилию, а также звания, титулы, профессию и степень родства;

– первыми записываются имена архиереев и иереев, при этом следует указывается их сан (полностью или в понятном сокращении), затем указывается имя подателя записки и его родных и близких;

– ребенка до 7 лет в церковной записке следует записывать как младенца (например, младенца Илию), а детей от 7 до 15 лет – как отрока или отроковицу;

– не следует писать в записках «о здравии» слова «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего», «учащегося», «вдовицы», «девицы», «беременной», «скорбящего». Можно использовать слова: «болящего», «путешествующего», «заключенного», «воина», «монаха», «монахини»;

– в записках «о упокоеннии» нужно отметить «новопреставленного» (об усопшем в течение 40 дней по кончине), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день памятную дату – день смерти, день именин и т. п.), допускается также слова «убиенного» и «воина».

      В записку «о здравии» можно вписывать всех, кто имеет христианские имена. В записку «о упокоении» вписывают только имена крещенных в Православной Церкви.

      Церковные записки могут быть прочитаны до или во время богослужения и в различной форме, что обговаривается заранее по желанию прихожанина. Он может подать записку на проскомидию, обедню (литургию) или ектению.

      Проскомидией называется начальная, подготовительная часть литургии, во время которой священнослужители подготавливают хлеб и вино для предстоящего таинства. Она проходит в алтаре и невидима для прихожан. В это время священник за каждое имя, указанное в записке, вынимает из специальных просфор, поданных верующими, небольшие частицы, которые затем опускает в чашу с вином, символизирующим Кровь Христову, и молится о прощении грехов поминаемых людей.

      Во втором случае поминовение происходит сразу же после окончания обедни и, как правило, перед святым престолом.

      Ектения – это общий троекратный возглас «Господи, помилуй!», после которого происходит поминовение во всеуслышание поданных в записках имен. Имена зачитывает, как правило, диакон.

      После богослужения все поданные записки прочитываются и поминаются во второй раз.

      Умерших, по православной традиции, следует обязательно поминать в дни их смерти, рождения и именин. В записку «о упокоении» нельзя вносить имена самоубийц (кроме особо оговоренных случаев).

      Помянные записки следует подавать как можно чаще, и обязательно в такие дни, как дни рождения, крещения и именин как свои, так и членов семьи. Обязательно следует подавать церковные записки в дни рождения и крещения ребенка.

 

Заказная записка

      Заказная записка подается на молебен или панихиду. Эти поминовения отличаются тем, что совершаются после литургии. Помянные записки на них подаются отдельно от обычных церковных записок.

      Молебном называют особое богослужение, на котором священнослужитель просит Господа, Богородицу и святых о милости и благодарит за полученные блага. Молебен проходит перед литургией и поле нее, а также после утрени и вечерни.

      Записка «о здравии» с молебном отличается от простой записки «о здравии» тем, что после изъятия частиц из просфоры диакон вслух зачитывает имена поминаемых на ектении, затем священник повторяет эти имена перед престолом, по окончании литургии имена из заказной записки зачитываются также во время молитвы на молебне.

      Заказная записка «о упокоении» с панихидой проводится в той же последовательности: после изъятия частиц с прочтением имен умерших диакон вслух произносит эти имена на ектении, затем их повторяет священник перед алтарем, а после богослужения имена усопших поминаются на панихиде.

      Заказную записку можно также подавать на особый молебен, называемый сорокоустом. Это молебен, совершаемый в течение сорока дней. Каждый день совершается изъятие частиц из просфоры и поминовение живых или умерших. Особенно часто такой вид молебна заказывают для тяжелых больных.

      Панихидами называют краткие службы, включающие молитвы о прощении грехов и упокоении души умершего. Во время панихиды родственники и друзья умершего присутствуют на службе и держат в руках горящие свечи. По окончании службы свечи гасят, не дожидаясь, когда они догорят до конца.

      В церкви можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, полгода или год, а также на вечное поминовение, что практикуется в некоторых храмах и монастырях.

      В записке на молебен сначала указывается имя святого, которому будет возноситься молебен, затем надо написать «о здравии» или «о упокоении» и вписать имена тех, о ком следует упомянуть в молебном пении. Подавая заказную записку, надо обязательно сказать служителю, нужно ли совершать малое освящение воды во время молебна или нет.



Предварительный просмотр:

“Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”.

Бернард Шоу

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица.

Проектная деятельность на уроках «Основы православной культуры»

Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на получение учеником  определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей, таких, как информационная, коммуникативная и социальная, которые успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат учебы сейчас, а не через далекие года. Поэтому, создавая проект, они работают с удовольствием. «Учение  с увлечением» - вот залог успеха проектной деятельности.

Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение. Проект дает ребенку возможность найти себя — определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Очень важно, чтобы проект предусматривал не просто самообразование, но и имел социальную направленность: я что-то знаю, чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей деятельности с теми, кому это нужно. Благодаря этому повышается значимость образования в глазах детей, усиливается их учебная мотивация. С другой стороны, ученик, осуществляя свой проект, проверяет себя: могу ли я решить поставленную мной задачу, сделать нечто оригинальное, организовать дело так, чтобы довести задуманное до нужного результата? Инновационный подход в современной педагогике направлен на мобилизацию потенциала самоорганизации детей. Из ведомого,  обучаемый превращается в инициативного партнера, вступающего в диалог.  При этом осознающего себя в качестве действующей силы, способной к творчеству.

Духовно-нравственное обучение школьников подразумевает не только получение знаний по предмету, но и развитие сознания ребенка во взаимодействии с социумом на основе нравственных ценностей.

Особенно важным считаю приобщение школьников к созданию собственных творческих работ, погружение в процесс творческой деятельности через постижение православной культуры.

Достаточно эффективной для развития творческой деятельности школьников является проектная технология.

В основе проектной технологии лежит развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать различные знания, творчески подходить к работе. Проектная технология всегда направлена на самостоятельную творческую работу школьников (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этого время (от нескольких минут урока до нескольких недель). Тема может быть предложена и детьми. Чаще всего работа над проектом продолжается и после урока, поэтому задействованными оказываются и члены семьи, и друзья, что дает дополнительный импульс к творческому развитию школьников.  А так же значительно облегчает организацию внеклассной работы по приобщению детей к основам православной культуры.

С целью выделения систем действий учителя и школьника предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту они выглядят следующим образом: разработка проектного задания, создание самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Сущность взаимосвязи учитель – ученик заключается в следующем:

Стадии     Деятельность учителя     Деятельность учащегося

1. Разработка проектного задания            

1.1 Формирование творческих групп     Учитель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные виды деятельности.       Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

1.2 Определение форм выражения итогов проектной деятельности     Учитель принимает участие в обсуждении.     Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности.

2. Создание проекта     Учитель знакомит учащихся с   применением УУД в осуществлении поисковой деятельности. Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.    Учащиеся осуществляют поисковую деятельность, создают проект.

3. Оформление результатов     Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.     Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация     Учитель организует экспертизу.     Докладывают о результатах своей работы.

5. Рефлексия     Оценивает свою деятельность по результату деятельности  детей, учитывает их оценки.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Возможные виды проектов:

исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, презентации проводятся в различных формах («История создания храма»);

творческие – мобильны, развиваются по ходу работы (сценические постановки, выставки творческих работ «Пасха в кубанской семье» и т.д.)

практико-ориентированные – четко обозначенный с самого начала результат деятельности, причем важно, чтобы он был направлен на социальные интересы  школьников (создание сообщений, презентаций, справочный материал и т.д.).

2.    Презентация урока

«Годовой круг православных праздников»

Цель: показать пути максимальной реализации творческого потенциала учащихся, через приобщение к духовным и нравственным ценностям России.

Задачами мастер-класса являются:

 •Показать прием приобщения учащихся к духовно- нравственным ценностям через курс «Основы православной культуры»;

•Раскрыть актуальность, доступность и возможность применения опыта другими учителями;

•Формировать положительное отношение слушателей к необходимости изучения основ православной культуры в образовательных учреждениях.

Собираясь на урок, я задаюсь вопросами:

•Как сделать урок интереснее?

•Как активизировать познавательную деятельность учащихся?

•Как раскрыть желание творчески мыслить?

•Как, посредством урока, воспитать лучшие качества?

Изучение модуля «Основы православной культуры» предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, не противоречащих сущности духовно-нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Оно не может и не должно ограничиваться словесным изложением материала учителем с последующим ответом учащихся на вопросы репродуктивного характера.

Осуществление проектов на уроках «Основы православной культуры» помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития младшего подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.

ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед),

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Детям всегда нужно объяснять, что:

Проект - это "шесть П":                                        

 1.Проблема,

2.Проектирование (планирование),

3.Поиск информации,

4.Продукт,

5.Презентация.

6.Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Этапы работы над проектом

1. Мотивационный (создание проблемной ситуации, формулирование темы проекта, определение конечного результата).

2. Планирующе – подготовительный (объединение в группы, распределение обязанностей, составление графика работы над проектом, поиск информации).

3. Информационно – операционный (работа групп по плану, консультации с руководителем, систематизация и классификация собранного материала, создание проектного продукта).

4. Рефлексивно – оценочный (выбор формы представления проекта, составление текста для представления, репетиция представления, представление проекта).

Требования к учебному проекту учащегося младшей школы, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты. На первых уроках детям предлагаю такую памятку.

Памятка начинающему исследователю

• Выбери тему исследования.

•Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

•Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

•Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

•Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

•Сделай выводы.

•Оформи результаты своей работы.

•Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Какова же роль учителя в проектной деятельности?

Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

На уроках можно использовать как краткосрочные проекты (1 -2 урока), так и долгосрочные (рекомендуемый срок работы над проектом в начальной школе - не более 4-6 недель), индивидуальные и групповые.

С детьми можно реализовать мини-проекты. Формируем банк творческих заданий: кроссвордов, ребусов, тестов, загадок.

Дети начальной школы особенно любят «рисовать» проекты. Например, на уроке по теме «Совесть и раскаяние» можно выпустить стенгазету «Грехи», в которой каждый ученик изобразит грех, как он его понимает. В конце             4 класса во время урока на тему «Чудо в жизни христианина» можно издать книгу «Добродетели» Все эти мини-проекты  ценны ещё и тем, что помогают детям осознать абстрактные, довольно сложные для понимания вещи.

Более длительные проекты требуют больших усилий и внимания со стороны не только учителя, но и родителей. Такие проекты как «Традиции православной Пасхи» позволили группе детей совместно с родителями узнать о старинных русских традициях празднования Пасхи и сделать вывод о том, насколько эти традиции соблюдаются в наше время. Представляя результаты своей работы, дети угощали гостей куличами и крашеными яйцами.

Групповой исследовательский проект «Храмы России» может познакомить учащихся с красивейшими православными храмами нашей страны. Дети могут представить свой проект в виде экскурсии. Интересной может стать работа «Русский святой-воин Дмитрий Донской», рассказавшая о его жизни и деятельности. Юные исследователи ставят  перед собой задачу: определить, за какие подвиги русский народ канонизирует своих героев. Серьезной и глубокой  может оказалась работа «Как христианство пришло на Русь»

Одна из форм познания мира, источник исследовательской деятельности - поездки, экскурсии, походы, посещение выставок, встречи с интересными людьми. В.А.Сухомлинский сказал: «Идите в поле, парк, пейте из источников мысли, и это живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». Так экскурсия в местный храм может стать импульсом для начала работы над проектом «История создания  Никольского храма в городе Тулуне». Можно провести фотоконкурс-выставка «Никольский храм ». Ученик 4 класса, работавший над проектом «История создания Никольского храма»  может выступить с рассказами о храме и раздать всем желающим памятки посещения храма.

Мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Девочке:

Скромную надень одежду

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

 Осени себя крестом.

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

О добре и зле

 О добре и зле

http://happy-school.ru/_pu/98/s77024022.jpg

Жил мудрый старец. Люди, зная это,

И в холод, и в палящую жару

За помощью и за простым советом

Из дальних стран толпою шли к нему.

Вопросов у людей всегда так много,

Кто только гостем здесь не побывал.

Но старец, помолясь усердно Богу,

На все вопросы притчей отвечал.

И вот, когда закат земли касался,

А ночь была готова день сменить,

Из дальних странствий путник возвращался,

Спешил он с мудрецом поговорить.

Не смог тот путник отыскать ответа

На свой вопрос, куда бы ни ходил.

А поутру, встав рано до рассвета,

С надеждой у мудрейшего спросил:

"Скажи, отец, ну почему так быстро

Плохое может сердцем завладеть?

Греховные привычки или мысли

Стараются поглубже кинуть сеть.

К плохому мы нетрудно привыкаем,

И злое укрепляется быстрей,

Чем доброе, посеянное нами.

В неравной схватке зло добра сильней?

А если зло в себе хотим исправить,

Греховное на чистое сменить,

То ждать плода приходится годами,

Чтоб доброту в себе укоренить.

Чтоб грех посеять не нужна сноровка,

Он может быстро душу погубить.

А доброе нужна тут тренировка,

Нельзя иначе сердце сохранить.

Ну почему, отец, так происходит?

Должно добро быстрее всход давать.

А в жизни получается напротив…

Что ты на это можешь мне сказать?"

Подумал старец, помолился Богу,

Но притчу говорить свою не стал.

Окинул взглядом пыльную дорогу,

Нагнулся и два семечка поднял.

Одно из них с изъянами, гнилое,

Он в землю возле дома закопал,

Второе же хорошее такое

На солнце положил и так сказал:

- Гнилое семя - грех, добро - другое.

Ты наблюдай, вот мой тебе совет.

Природа лгать не будет, и ты вскоре

На свой вопрос получишь сам ответ.

Неделя пролетела в ожиданье,

Не находил себе тот путник сна.

Едва дождавшись солнца утром ранним,

Пришел он посмотреть на семена.

То семя, что на солнышке лежало,

Засохло. Выдул влагу ветерок.

Гнилое же погибнуть не желало -

Из семечка проклюнулся росток.

Он с каждым днем корнями укреплялся,

Хоть и невзрачным был совсем на вид.

«Сорняк!» - все говорили. Ухмылялся.

Поскольку знал, что многим навредит.

Порою с нами тоже так бывает -

Спешим всем рассказать про добрый плод.

Его на обозренье выставляем,

От слов красивых внутренность поет.

Людские речи согревают душу,

Возводят на почетный пьедестал,

И вновь хотят услышать наши уши

Досель еще не слышанных похвал.

Хорошее в нас быстро угасает,

От счастья и похвал мы польщены.

Гордыня с хвастовством одолевают

Все доброе, чем были мы полны.

Грехи же скрыть пытаемся поглубже

И ничего о них не говорим,

Стараемся мы Богу быть послушны,

Но об изъянах в сердце мы молчим.

Грехи молчанье наше одобряют:

Их не тревожат, их не теребят.

Все глубже свои корни опускают -

Так укрепить позиции хотят.

Мой друг, хочу совет тебе дать дельный,

Да и себе, конечно, что ж скрывать:

В молитве перед Богом на коленях

Не бойся об изъянах рассказать.

О том, что много лет тебя терзает,

Излей пред Богом, голову склоня.

Отец о всех тревогах, тайнах знает,

И где бы ни был ты, хранит тебя.

А добрые дела твори в смиреньи,

Не выставляй их людям напоказ.

Имей в себе любовь, храни терпенье,

И Бог, увидев тайное, воздаст!