Участие в методических мероприятиях

Фурзанова Наталья Васильевна

Представлены материалы с выступлений на районных методических объединений и сертификаты участия

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vystuplenie_rmo_noyabr.zip533.74 КБ
Файл konferentsiya_po_odnknr.docx15.88 КБ
Файл vystuplenie.docx79.1 КБ

Предварительный просмотр:

Правила работы в группе для учащихся

 при решении проектных задач

* Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.

* Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

* Не бойся высказывать своё мнение.

* Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

* Думай сам, а не рассчитывай на других.

*  Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

*  В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

*  Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

Правила работы в группе для учащихся

при решении проектных задач

* Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.

* Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

* Не бойся высказывать своё мнение.

* Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

* Думай сам, а не рассчитывай на других.

*  Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

*  В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

*  Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

Общие правила для педагогов – руководителей проектных задач

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.



Предварительный просмотр:

Выступление на конференции в ГАУ ДПО ИРО  13.09.2018 г.

Мастер-класс «Кукла Берегиня»

Фурзанова Н.В. Тулунский район «Ишидейская  основная общеобразовательная школа»

Реализация  комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в нашей школе строится на основе примерной рабочей программы для 5-9 классов ГАУ ДПО ИРО.

В программу курса 6 класса в разделе «Путешествие по Северо-Западному федеральному округу» (урок № 24) включена тема: «Фестиваль ремёсел «Живые традиции»: вепсская кукла». При изучении данной темы рассматривается значение оберега «вепсская кукла», применение куклы, правила и алгоритм изготовления. На данную тему выделяется 1 час, поэтому теоретический материал рассматривается на уроке, а в качестве домашнего задания выступает изготовление куклы.

На этапе рефлексии  данного урока я предлагаю ребятам создание куклы Берегини. Мастер-класс по изготовлению такой куклы я сейчас предлагаю провести с вами.

1)Берём кусок ткани, кладём перед собой.

2) Чтобы сделать голову, нужен грецкий орешек. Внутри него спрятано ядрышко, похожее на человеческий мозг. Это сделает её мудрой!

 Кладём в центр ткани орешек и свернём платок наискосок. Затем перевяжем ниткой крепко-накрепко, чтобы получились голова и шея.

3) У куклы появились голова и две руки, похожие на крылья.

4) Теперь перевяжем ниточками кончики платка так, чтобы у куклы появились ладошки и ступни ног.

5) А сейчас мы сделаем душу и сердце. А что подобрать для сердца? Каждый подумает сам…

- Может быть маленькое лёгкое пёрышко, тогда на душе у куклы будет легко и спокойно.

- А может, возьмёте семечку, внутри которой живет росток добра.

- Возможно, кто-то захочет взять и пёрышко и семечко. Выбирайте!

6) Заверните то, что выберите в вату, чтобы удары судьбы не повредили сердце куклы, и ему было удобно биться. И вложите в платочек вату с сердечком туда, где у человека находится сердце.

7) Нижние кончики платка слегка раздвиньте – они похожи на ноги.

8) Крепко затяните нитку на поясе, чтобы появилась фигура человека.

9) Вот кукла и готова! А теперь послушайте, как легко и спокойно бьётся её сердце.

10) Теперь у вас есть кукла Берегиня, которая будет защищать от неприятностей, недобрых напастей и чего-либо злого. Эта кукла может стать замечательной игрушкой для ребёнка и оберегом от всего дурного.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального   образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД).

           УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место  занимает формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД - это самоуправление познавательной и учебной деятельностью, и именно они обеспечивают умение организовывать любую деятельность человека.

Регулятивные действия  обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:  

целеполагание

планирование

прогнозирование

контроль

коррекция

оценка

саморегуляция

  1. Целеполагание как осмысление предложенной цели важно для организации учебной деятельности.

1)  Ситуация яркого пятна.

2) Упражнение «Мой портфель».

3) Исключение.

4) Домысливание.

5) Группировка.

6) Собери слово.

7) Проблема предыдущего урока.

8) Удивляй!

9) Отсроченная отгадка.

10) Использование занимательного материала.

1.Ситуация яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе «Число и цифра 0».

  1. Удивляй!

Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как чудо. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии, из жизни, математические софизмы.

1 класс, тема «Число и цифра 1».

Учитель спрашивает у детей: «Сколько пальцев на руке?». Потом считает и загибает свои: «Раз, один, два, три, четыре». Детям необходимо объяснить, почему получились разные ответы.

  1. Исключение.

На уроке окружающего мира при изучении темы "Домашние животные", предлагаем выбрать лишнюю картинку из ряда предложенных. Эту работу можно организовать как фронтально, так и в группах.

— Обоснуйте свой выбор. Определите цель урока.

4. Домысливание

Этот вариант удобен для 2-3 урока в большой теме. Дети вспоминают тему прошлого урока и на основе слов «помощников» выстраивают план урока:

Повторим…

Изучим…

Узнаем…

На уроке русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаем детям продолжить ряды слов:

Играть – играл – играю –…

Читать – читал – читаю –…

Дополнив ряды глаголами «буду играть» и «буду читать» и, объяснив, что это глаголы будущего времени, обучающиеся формулируют цель урока: изучить глаголы в будущем времени.

5.Собери слово

Тема урока определяется через кроссворд, ребус, головоломку, шифровку.

В начале урока предлагаем детям разгадать загадку, ребус или кроссворд, которые «подсказывают» тему и цель урока. Так, разгадав ребусы, в которых зашифрованы имена,  дети легко определят цель урока русского языка: научиться писать имена людей.

2.Планирование.

Формирование умения планировать свою деятельность происходит с введения определения понятия «план». План понимается как порядок, последовательность действий. Далее учащиеся  знакомятся с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом, инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно школьники научатся составлять план своих действий и  по решению учебной задачи. План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.

Для формирования  планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

1)Выполнение задания по предложенному плану.

2) Осознание значения планирования.

3) Коллективное составление плана.

4) Самостоятельное планирование выполнения заданий.

5) Разработка собственных алгоритмов на основе образцов алгоритмов, представленных в учебнике.

1)Выполнение задания по предложенному плану;

  • Русский язык

Выполните з-б анализ слова по плану:

1. Запишите слово.

2. Разделить слово на слоги.

3. Поставьте ударение.

4. Запишите транскрипцию.

5. Дайте характеристику каждому звуку

6. Определите количество звуков и букв

  • Математика

Решая задачу, используй следующий план:

1. Прочитай задачу, выделите условие и вопрос.

2. Найдите в условие данные и искомые.

3. Постройте вспомогательную модель.

4. Обдумайте план решения

5. Запишите решение.

6. Проверьте решение задачи

7. Запишите ответ

2) Осознание значения планирования

Вам с соседом по парте нужно найти значение выражения

Как это сделать быстрее?

3) Коллективное составление плана

Сегодня мы будем писать по памяти. Составьте план действий по подготовке к письму. С чего начнем?

- А теперь посмотрим на экран.  Тоже составила план, давайте сравним, что у нас общего, а что забыли назвать

4) Самостоятельное планирование выполнения заданий

Русский язык

Прочитай задание. По какому плану будете действовать?

Как определили план действия?

Холод, холодный - похолодало 

………, ……… - ст…р…жить

………, ……… - г…л…дать

………, ……… - в…ч…реет

………, ……… - з…л…неет

5) Разработка собственных алгоритмов на основе образцов алгоритмов, представленных в учебнике

  • Окружающий мир

1. Составьте план наблюдений:

  а) за небом;

  б) за солнцем;

  в) за животным.

2. Составьте для первоклассников правила поведения у водоема.

3.3.Контроль и оценка.

Приемы контроля

1) сверка с образцом (готовым  ответом);

2) самостоятельное придумывание заданий;

3) выполнение задания по алгоритму;

4) взаимоконтроль;

5) подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

6) решение обратной задачи;

7) проверка полученных результатов по условию задачи;

8) решение задачи различными способами;

9) моделирование;

10)примерная прикидка результатов;

11) Игра «Лесенка»

Приёмы оценочной деятельности (при безотметочном обучении):

Дети в 1 классе оценивают работу по заданным учителем критериям, используя разные

знаково-символические средства.

1)Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал:

Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька –

ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно.

2)Светофор – оценивать  выполнение заданий с помощью цветовых сигналов:

Красный – нужна помощь!

Зелёный – я умею сам.

Жёлтый – умею, но не уверен ещё.

3)Смайлики весёлый – я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было

трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные).

Использование данных карточек с определёнными надписями способствует :

-  развитию объективной самооценки;

-  способности оценивать и планировать дальнейшую деятельность на уроках;

- возможности контролировать работу в группах, парах;

- проводить релаксационные моменты;

-  корректировать  деятельность обучающихся на уроках;

-   контролировать выполнение заданий на дифференцированных уровнях

4) «Ладошка»

Одним из приёмов, позволяющих учащимся оценить уровень активности на уроке

(своей, одноклассника, класса), называется «ладошка» (чем выше активность на уроке,

тем выше положение карандаша). Уровни активности - высокий, средний, низкий.  

        3.4. Рефлексия

Описание: hello_html_6ee4b897.jpg

5) Работа с эталонами.

         Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается уже в период

обучения грамоте с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец.

Работу с эталонами можно проводить на минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры. Первоначальная работа с эталонами основывается на отработке одного критерия, когда проходит работа с элементами букв, а дальше ученики соблюдают уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.

Тест «Проверь себя» в конце изучения раздела. Дети выполняют тест, затем проверяют правильность выполнения заданий по ответам, предоставленным учителем, оценивают свою работу, исходя из набранного количества баллов.

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия позволяет увидеть смысл произошедшего или происходящего, соотнести свои эмоции, действие, его результат и процесс со своими ценностями.

Рефлексия эмоциональная

1. Прием «Комплимент».

- Подумайте кого можно похвалить и за что.  Дайте положительную оценку работы любого участника урока. Поблагодарите  друг друга и учителя за проведенный урок.

2. Прием «Поляна».

 На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Детям предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

3. Прием  « Продолжи фразу».

Ребятам раздаются листы бумаги, на которых сначала написаны фразы, необходимо их продолжить.

На занятии  было интересно, потому что……………..

Я бы хотел похвалить себя за то, что ………………….

Мне грустно, то того, что ………………………………

  1. Прием «Дерево чувств».

Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

Рефлексия оценочная

1. Прием «Продолжи фразу».

– Мне больше всего удалось…

- Я могу себя похвалить…

- Мне было интересно….

- Мне было трудно…

- Я хочу сказать спасибо…

2. Прием «Рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на 4 сектора. Обучающийся ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем результат выше (центр-5, затем-4 и т. д.). Затем проводят её краткий анализ.(активно участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое).

3)Приём «Плюс-минус-интересно»

 Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке

В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось,  ситуаций.

В графу «И» - «интересно» - вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.