8. Консультации и информация для родителей
1. «Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО»
2. «Мамина колыбельная»
3. «Методические указания к проведению праздников в детском саду»
4. «Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни»
5. "Музыка для детей"
6. «Развитие музыкальных способностей. Первые музыкальные игры дома»
7. Советы музыкального руководителя для родителей «Музыка как средство укрепления здоровья детей во время самоизоляции»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО»
Приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к этому миру - вот основная задача музыкальных руководителей детских садов в музыкальном образовании дошкольников.
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.
Недаром еще Василий Александрович Сухомлинский писал в свое время:
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей».
Так как же выстроить цикл музыкальных занятий по-новому, рассматривая систему родитель-ребенок-педагог? Что включить репертуар?
Существующие программы по музыкальному развитию детей раннего возраста рассчитаны на развитие ребёнка, посещающего детский сад, и не предполагают участия родителей. Я работаю в саду уже 2 года и хотела бы рассказать о методах и приемах работы музыкального руководителя с родителями и детьми, которые посещают группы раннего возраста. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) с родителями строится на основе взаимопонимания, доверия и взаимного обучения. В своей работе стараюсь использовать современные подходы к созданию партнёрских отношений с родителями детей раннего возраста, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Основная цель моей деятельности – способствовать музыкальному развитию ребёнка раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Работа направлена на решение четырёх приоритетных задач:
1. Использовать потенциал семьи ребёнка для раскрытия его музыкальных способностей.
2. Организовать творческое партнёрское взаимодействие родителей и педагогов с осознанием важности и компетентности обеих сторон в музыкальном развитии детей раннего возраста.
3. Создавать в ДОО и в семье музыкальную среду, способствующую музыкальному развитию ребёнка.
4. Повышать педагогическую компетентность родителей (и лиц, их заменяющих) в музыкальном воспитании детей раннего возраста.
В своей работе использую такие формы обучения, как музыкальные занятия, праздники и досуги, музыка в повседневной жизни в детском саду и дома.
Особое внимание к выбору методов формирования музыкального развития:
доброжелательность и интонационная выразительность речи взрослого, который взаимодействует с ребёнком;
стимулирование голосовых реакций по подражанию собственным певческим интонациям;
создание атмосферы радости при встрече ребёнка с музыкой.
Музыкальные занятия с детьми раннего возраста на первых этапах их адаптации к ДОО проводятся в группе. Для этого необходим музыкальный инструмент (фортепиано) и особая музыкальная среда: погремушки, звучащие игрушки, музыкальные молоточки.
Кроме музыкальных занятий, которые проводит музыкальный руководитель, необходимо использовать музыку в повседневной жизни малышей, в свободной деятельности, а также эпизодически на физкультурных и других занятиях.
Успешному музыкальному развитию детей способствует организация музыкальной среды в семье. Её непременно должны наполнять музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, колокольчики, погремушки), музыкально-дидактические пособия и игры, комплект дисков с записью шедевров мировой классической, народной и современной музыки, звуков природы, произведений, с которыми дети знакомятся на музыкальных занятиях.
Для музыкального развития ребёнка раннего возраста важным является подбор репертуара. Он должен быть высокохудожественным и непродолжительным по звучанию.
Музыкальные занятия.
При вариативности современного дошкольного образования целесообразно делить музыкальные занятия на две группы.
Первая группа – совместные или партнёрские занятия.
Участвуют дети и родители. Работа строится с учётом взаимодействия музыкального руководителя с родителями. Проводит музыкальный руководитель с опорой на воспитателя.
Вторая группа – традиционная.
Подразумевает проведение занятий без участия родителей. Музыкальным развитием детей занимаются музыкальный руководитель и воспитатель.
Музыкальные занятия в группе с родителями имеют характер взаимодействия и обучения всех участников образовательного процесса.
Важно, что обучаются не только родители, но и педагоги ДОО. Как же происходит такое обучающее взаимодействие?
Все занятия в таких группах можно разделить на вводные, совместные, концертные, традиционные.
В начале учебного года музыкальный руководитель проводит вводные занятия в группе с родителями. Показывает им приёмы игры на погремушках, бубнах, других инструментах, обучает танцам и песням, плясовым движениям для рук, ног, осуществляя это без привлечения детей, но под их пристальным вниманием. Родители не только выполняют вместе с педагогом движения, но и делятся своими знаниями и умениями. Совместно обговаривают, как в течение года строить работу на музыкальных занятиях и дома. Таких занятий может быть два-три или больше – в зависимости от ситуации.
Вводные занятия.
Первое время на занятиях педагог взаимодействует только с родителями, не обращаясь лично к детям, ведь к новому взрослому в лице музыкального руководителя ребёнку необходимо привыкнуть. Ребёнок, наблюдая за общением взрослых, видит, что мама или папа доверяют музыкальному руководителю и постепенно начинает с ним взаимодействовать.
Необходимо помнить о неуместности торопить малыша, чтобы он быстрее положительно реагировал на нового взрослого. Степень привыкания у всех детей разная, и угадать, насколько она велика, нельзя. Только по реакции ребёнка – сам подошёл к педагогу, вступил с ним в контакт, улыбнулся, взял игрушку, поделился со взрослым игрушкой – можно понять, что доверительные отношения между ребёнком и музыкальным руководителем установлены.
Совместные занятия.
К совместным занятиям переходят, когда дети привыкли к музыкальному руководителю. Музыкальный руководитель проводит их как в группе, так и в музыкальном зале. Совместное занятие состоит из двух частей. Сначала родителей знакомят с задачами занятия, с методами и приёмами обучения детей умениям и навыкам. Вторая часть – это непосредственное обучение родителями своих детей под руководством музыкального руководителя при помощи и поддержке воспитателя. Необходимо помнить, что дети не могут долго ждать, пока взрослые обучат друг друга, поэтому показ методов и приёмов проходит вместе с малышами.
Концертные занятия.
После новогоднего праздника можно переходить к концертному виду занятий. Хотя дети обладают небольшим опытом музыкальных умений и навыков, они стремятся их демонстрировать. В то же время малыши уже не «цепляются» за взрослых, привыкли к музыкальному залу и музыкальному руководителю. Это значит, что родители более свободны на музыкальном занятии, на их плечах, руках и ногах уже не «висят» малыши.
Концертные занятия являются переходными от совместных занятий к занятиям традиционным. Концертные занятия – это маленькие концерты, малыши самостоятельно демонстрируют свои умения и навыки, родители при этом являются не учителями для малышей, а партнёрами по танцам, играм, песням, хороводам, игре на музыкальных инструментах. Новый, обучающий ребёнка материал родители тоже показывают как концертный номер, получая при этом аплодисменты. В такие занятия уместно включать элементы разных театров: пальчикового, игрушек, бибабо, театров на ложках, на варежках и др.
Традиционные занятия.
В конце года концертные занятия заменяют традиционными. Традиционное занятие начинается с игры в прятки. Родители прячутся – дети вместе с воспитателем и музыкальным руководителем ищут их. Дети путешествуют по залу, заглядывают в гости к игрушкам, к музыкальным инструментам, в коробочки с платочками, в корзинки с листочками.
Важным подспорьем для родителей являются записи на электронный носитель музыкального репертуара. Это могут быть видео- и аудиоматериалы, разработанные педагогами, родителями или совместно записанные непосредственно на занятиях.
Специфика занятий с родителями и без.
На первых вводных занятиях в начале года музыкальный руководитель приходит в групповую комнату и несколько минут пытается привлечь детей к принесённому музыкальному инструменту. Как правило, это металлофон или красивая музыкальная игрушка. Цель первых занятий – адаптация малышей к новому незнакомому взрослому. После того как прошёл период адаптации, детей приглашают в музыкальный зал, где с ними уже проводят традиционные занятия. Продолжительность традиционных занятий в конце года – от 8 до 12 минут.
В группах с родителями и в группах без родителей занятия могут быть не только традиционными, но и тематическими, доминантными, комплексными, интегрированными. Тематические занятия посвящены какой-либо тематике: «Наши игрушки», «Мамины колыбельные», «Народные песенки». На доминантных занятиях доминирует один из видов музыкальной деятельности. На комплексных занятиях используются различные виды искусств: театр, изобразительная деятельность, художественная литература. Интегрированные занятия предполагают сочетание различных видов детской деятельности: музыкальной и изобразительной, музыкальной и двигательной.
Такие приемы и методы в работе помогаю детям быстрее и успешнее пройти такой сложный для ребенка период как адаптация. Взаимодействие педагогов с родителями помогает более эффективно развивать музыкально-творческие способности ребенка. Присутствие мам или близкого человека на занятиях способствует раскрепощению, снятию эмоционального напряжения, что помогает более эффективно воспитывать интерес к музыкальным занятиям.
Предварительный просмотр:
«Мамина колыбельная»
Давно, очень давно родились колыбельные песни. Колыбельная песня выбирает нас самая первая. Это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.
- Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают.
- Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны.
- Ребенок быстрее забывает свои беды, когда его укладывают спать с лаской: именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы.
- Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми.
- От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.
- Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости.
Поэтому для крохи колыбельная — не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке: мамочка рядом и очень любит его.
Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.
Со временем значение колыбельной меняется. Для годовалого ребеночка она становится важной частью вечернего ритуала. Ее черед наступает после купания и кормления. В этом возрасте нежная песня нужна малышу даже больше, чем сказка. Ему легче воспринимать мелодичные истории.
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа-матери.
Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова образы песни проникают в глубину души маленького существа.
Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.
Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска!).
Колыбельная песня несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша.
На Востоке, о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен».
Во время исполнения колыбельной своему ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее…
Слушание колыбельных песен поможет детям, которые по разным причинам лишены живого материнского общения. Здесь уже речь идет не столько о музыкальном развитии, сколько о формировании психоэмоциональной сферы человека, развитии его душевных качеств.
Можно использовать аудиозаписи или петь вместе с исполнителем.
В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире — самое хорошее, его мама — самая лучшая, а дом — самый родной. Кроме осознания собственного «Я» колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира.
«Малыш заснул!» — сколько облегчения часто слышится в таких словах. Для домашних это время, когда появляется возможность заняться какими-то срочными и нужными делами, а для молодой мамы — немного отдохнуть.
Однако каждая мать по своему опыту знает, как порой бывает нелегко уложить ребенка спать. Что только не делается для этого! Какие только изощренные манипуляции не придумываются родителями для того, чтобы «усыпить» свое чадо.
А секрет достаточно прост: чтобы ваш ребенок заснул, создайте ему те условия, которые вы желали бы для себя — приглушенное освещение, тихая музыка…
Кроме того, испокон веков существовало универсальное «снотворное» средство для детей и взрослых — это колыбельные песни.
При помощи музыки мальчики и девочки познают глубину, тонкость, сердечность отношения человека к человеку. Нежность, ласковость, сердечность, задушевность — именно эти чувства я старался пробудить музыкой, которая, «чудесно прикасаясь к глубине души» (М. Горький), открывает самое дорогое, что есть в человеке,- любовь к людям, готовность творить и утверждать красоту.
Чувство сердечной нежности, утонченной ласковости пробуждает в юных сердцах музыка, которая раскрывает тонкую красоту природы, любви, восхищения, удивления, благоговения перед женщиной.»
Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания.
Как считает болгарский психотерапевт П.Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.
Какую же музыку слушать, чтобы изменить свое эмоциональное состояние? В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушивая элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.
Недавно ученые провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.
Немецкие медики, изучавшие колыбельные со своих позиций, утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии снижается вдвое.
Пение колыбельной песни матерью включает механизм успокоения, расслабления и засыпания у детей. Колыбельные песни — это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.
Подарите своим деткам колыбельные.
Предлагаю вам несколько текстов колыбельных песен.
Текст колыбельной песни из мультфильма «Умка»:
Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая.
Что же ты, глупышка,
Не спишь?
Спят твои соседи
Белые медведи,
Спи скорей и ты,
Малыш.
Мы плывем на льдине,
Как на бригантине
По седым, суровым
Морям.
И всю ночь соседи,
Звездные медведи
Светят дальним
Кораблям.
Текст колыбельной песни «Спи, моя радость, усни!»
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни.
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Мышка за печкою спит,
Месяц в окошко глядит,
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно.
Дверь ни одна не скрипит,
Месяц на небе блестит.
Кто-то вздохнул за стеной,
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
Сладко мой птенчик живет
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
Текст колыбельной песни «Колыбельная для сына». Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского.
Месяц над нашею крышею светит,
Вечер стоит у двора.
Маленьким птичкам и маленьким деткам
Спать наступила пора.
Завтра проснешься, и ясное солнце
Снова взойдет над тобой.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
Спи, моя крошка, мой птенчик пригожий,
Баюшки, баю-баю.
Пусть никакая печаль не тревожит
Детскую душу твою.
Ты не увидишь ни горя, ни муки,
Доли не встретишь лихой.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
Спи, мой малыш, вырастай на просторе,
Быстро промчатся года.
Смелым орленком на ясные зори
Ты улетишь из гнезда.
Ясное небо, высокое солнце
Будут всегда над тобой.
Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
Предварительный просмотр:
«Методические указания к проведению праздников в детском саду»
Праздник в детском саду - это радость, веселье, торжество, которые разделяют взрослые и дети. Он должен остаться в памяти ребёнка надолго. Кроме того, праздник - важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствует развитию у детей чувства прекрасного, красивого.
Формы проведения праздника могут быть самыми разнообразными. Помимо проведения утренников, комплексных и тематических занятий, можно использовать и другие формы: концерты, развлечения, экскурсии и т. д.
Можно ли запрограммировать все торжественные события, которые наполняют нашу жизнь? И все ли их нужно отмечать? Конечно, нет. Но дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему.
Очень важно, чтобы в этот день воспитатели тщательно продумали и спланировали занятия, провели их ярко, вдохновенно, творчески. Занятия могут быть тематическими, комплексно-тематическими. Можно организовать интересные встречи, экскурсии в библиотеку, в школу и т. д.
Могут отмечаться и торжества определённой местности, города. Например, в городе Котельниково ежегодно празднуется День Города. Это не значит, что следует обязательно проводить утренник. Можно организовать тематический концерт или комплексное занятие или просмотр фильма. Важно, чтобы дети почувствовали свою сопричастность к событию, которым живёт их любимый город, их мамы, папы, братья, друзья.
Очень важно, чтобы воспитательно-образовательная работа с детьми велась согласно плану, системе. Не нужны репетиции, натаскивание, муштра. Готовятся взрослые. Они продумывают конспект занятия или сценарий утренника, план экскурсии или программу концерта, подготавливают оформление, костюмы, подбирают музыку, репродукцию и т. д.
Необходимо, чтобы музыкальные занятия носили характер воспитывающего, развивающего обучения, а не служили средством натаскивания детей к утренникам. Важно не выучивать песни к празднику, а научить петь, не готовить пляски, а научить ритмично, выразительно двигаться, согласно характеру музыки. И не обязательно, чтобы к каждой праздничной дате подбирался тематический материал и каждый раз новый.
Праздничный репертуар можно использовать как рекомендованный «Программой», так и дополнительный. Важно, чтобы он был художественным и соответствовал программным требованиям.
В основу праздника целесообразно вводить не только выученный материал, но и поисковый, когда дети применяют свой накопленный музыкальный опыт в танцевальных, игровых импровизациях. Это придаёт ему непринуждённый характер и освобождает ребят от запоминания большого количества фиксированного материала.
Часто в программу утренника включается выступление детского оркестра. Игра на детских музыкальных инструментах имеет большое воспитательное и образовательное значение: развивает слух, музыкальную память, чувство ритма, воспитывает в детях ответственность, организованность, внимание. Но детский оркестр не самоцель. Это итог большой работы, и конечно, игра на музыкальных инструментах включается в программу не каждого утренника. В начале года, когда у детей ещё нет навыков игры на инструментах, нет выученного репертуара, сыгранности, оркестр включать в сценарий праздника не следует.
Обилие стихов, многословие ведущего делает праздник неинтересным, нединамичным, утомляет детей. Пусть словесного материала будет меньше, но он будет живым, интересным, ярким, понятным по содержанию. Нужно продумать не только выбор стихов, но и качество их исполнения детьми на утреннике. Задача воспитателя - научить ребят читать стихи эмоционально, без подражания взрослым.
Программу утренника следует строить так, чтобы дети имели возможность видеть весь праздник, активно участвовать в общем веселье.
В течение года ответственные, ведущие роли необходимо поручать разным детям, согласуя это с их возможностями и характером. Многократные выступления одних приводит к чрезмерным волнениям, утомляют их нервную систему. У детей же, не участвующих в общей радости, пропадает интерес к празднику: они переживают, теряют веру в свои силы и ещё больше замыкаются в себе, особенно стеснительные и малоинициативные дети. Для каждого ребёнка должна найтись пусть незначительная, маленькая, но роль в сценарии.
Слова ведущего, поздравления, выступления детей другой группы, сюрпризные игры ребята должны увидеть и услышать только на празднике. Тогда этот материал вызовет у них интерес, внимание, желание принять участие в празднике. Ведущему необходимо согласовывать свои действия с действиями других воспитателей, праздничных персонажей. Он должен знать сценарий, читать наизусть свой текст, уметь организовать детей, проявлять выдумку, находчивость.
Сценарий утренника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями и утверждается заведующим. Его обсуждение обязательно проводится с коллективом на одном из педсоветов. Причём воспитатели не только знакомятся со сценарием, но и распределяют между собой роли и обязанности: кто займётся подготовкой атрибутов, костюмов, оформлением помещения.
Особой теплотой и непосредственностью отличаются праздники, в которых принимают участие родители. Они могут включиться в детские игры и аттракционы. Как радуются ребята, когда две мамы соревнуются в сборе грибов, переносе предметов.
После проведения праздника в педагогическом коллективе необходимо обсудить его подготовку и организацию, чтобы учесть ошибки и избежать их в последующем.
Оформление помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение. В коридорах особое внимание желательно обратить на оформление уголка для родителей. Здесь помещаются поздравления, тёплые пожелания, советы. Рядом можно разместить выставку детских работ: рисунки, поделки и т. д.
Оформление зала должно быть парадным и торжественным. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника. Следует избегать огромных картин, громоздких сооружений. Оформление зала проходит в отсутствии детей, чтобы в праздничный час ребята увидели его впервые. Это создаёт дополнительный интерес к утреннику, радостное ожидание от участия в нём.
После проведения утренника не следует торопиться снимать оформление. Пусть дети вновь придут в зал, вспомнят, что больше всего им понравилось на утреннике, повторят праздничные номера, но уже с другими исполнителями. В таких повторных проведениях праздников ребята чувствуют себя свободнее, увереннее, выступления приобретают характер самодеятельности. В эти дни можно организовать новые игры, внести игрушку, которая не смогла присутствовать на утреннике. Однако и долго оставлять оформление не стоит, так как будни должны существенно отличаться от праздничных дней.
В основном большая часть украшений выполняется воспитателями и дополняется картинами, декоративными панно, игрушками, керамикой и т. д.
Несколько слов об атрибутах и одежде детей на празднике. Дети с удовольствием выполняют движения с яркими цветными платочками, флажками, погремушками, цветами, лентами, султанчиками, играют с ними, танцуют. Красочные атрибуты вызывают у ребят радость, праздничное настроение. Часто дети выступают в костюмах: национальных, сказочных персонажей, литературных героев. Перевоплощения эти доставляют ребятам большое наслаждение, с любопытством знакомятся они и со своим костюмом, и с костюмом товарища. Костюмы должны быть не только нарядными, но и удобными.
Внешний облик детей, со вкусом оформленное помещение, художественно выполненные костюмы, декорации, красочные атрибуты способствуют воспитанию у детей оценочного отношения к окружающему.
Предварительный просмотр:
«Музыкальный фольклор как средство развития ребенка с первых дней жизни»
Русский фольклор — кладезь народной мудрости: пословицы, поговорки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы, русские народные песни, заклички, календарные. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора — повернуться лицом к народной музыке. Приобщать к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Детские впечатления неизгладимы. Именно фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развивает его образное мышление. Благодаря мышлению ребенок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность. В течение многих веков народные песенки, прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро сопровождают малышей, привлекая их внимание, успокаивают, веселят, поучая малышей и приобщая их к высокой моральной культуре своего народа. Ребенок с раннего возраста активно откликается на фольклор и его роль в воспитании детей трудно переоценить. С детства у нас в доме звучат русские народные песни, частушки, колыбельные песни. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно — воспитательной ценностью. Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу — диафрагму и вырабатывает при этом постепенное расходование воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания..
Пестушки
Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:
«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок».
Или:
«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.
Ноги - бегушечки».
Происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша.
Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам –
В ямку - бух!
Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).
Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой. Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.
Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.
Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:
Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка.
Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:
«Ладушки-ладушки,
Где были?
- У Аннушки.
Что ели?
- Оладушки.
Где оладушки?
- Съели ...
Нет оладушек!»
(Руки ребенка разводятся в стороны).
Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:
Ладушки-ладушки,
Где были?
-У Панечки.
Что ели?
- Прянички!
Где прянички?
Съели...
Нет пряничков!
(Руки ребенка разводятся в стороны).
Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке - за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.
Песенки-потешки
Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п. Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
(Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке). В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем.
Ему будет очень интересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись: Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!
(Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается). Или:
Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!
Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?
Сорока, сорока!
Где была?
- Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он по воду не ходил,
дрова не рубил,
печку не топил,
кашку не варил...
Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!
Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать: «Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок!
Целый годок!»
Умывая, можно сказать:
Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Купая малютку, мама ласково произносит:
«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»
Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.
Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.
Возможен и совсем короткий вариант:
Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.
Песенки-потешки перед сном
А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Ночь пришла, темноту привела.
Задремал петушок, запел сверчок.
Уж поздно, сынок, ложись на бочок.
Баю-бай! За-сы-пай!
Вот и люди спят, вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке,
Утки на муравушке.
Дети все по люлечкам спят-поспят
Всему миру спать велят.
Котя, котенька, коток,
Котя – серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать!
Баю-бай! Баю-бай! Мой сыночек, засыпай!
Баю-баюшки-баю! Баю деточку мою!
Прилетели гулюшки, садились на люлюшку,
Они стали гурковать, стали Митеньку качать:
«Спи, Митенька, засни. Угомон тебя возьми».
Баю-баюшки-баю! Баю деточку мою!
Баю-бай! Баю-бай!
Ты, собачка, не лай!
Белолапа, не скули!
Мою Олю не буди!
Сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.
Предварительный просмотр:
«Музыка для детей»
Музыка – это самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на детей. Музыкальная деятельность в детском саду – источник особой радости для малышей. Их жизнь без музыки невозможна, как невозможна она без игры и сказки.
Для чего же нужна музыка в дошкольном возрасте?
Все начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и художественная, т.е. связанная с приобщением к искусству. Её основы закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, художественной литературой, театром. Детский сад беднеет и «гаснет», если дети лишаются даже одного из этих видов занятий, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в общее и художественное развитие ребенка.
Занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой. Музыкальные занятия повышают общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.
Музыка и развитие эмоциональности
Известно, что эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии дошкольников. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения. Известно также, что гармония личности ребенка возможна только при условии нормального, синхронного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной. Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и т.д.) – сложная координационно-интеллектуальная задача, которая решается на музыкальных занятиях.
У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения.
Известный психолог Л.С.Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшегося у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логическое и интеллектуальное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда «обесчувствованию» способствует технологизация жизни. Замыкаясь на телевизоре, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, поэтому работа по развитию эмоциональной сферы очень актуальна и важна.
Предварительный просмотр:
Развитие музыкальных способностей. Первые музыкальные игры дома.
Самый первый совет взрослым-родителям и воспитателям: пойте! Если вы стыдитесь своего пения, делайте это, когда вы наедине с малышом ( дети благодарные слушатели). Пойте малышу с самого его рождения. Даже если вы немного фальшивите, надо и в этом случае петь и говорить малышу: «Я пою не очень хорошо, но все равно, петь так приятно. Но если бы я пела лучше, то было бы еще приятней и веселей!»
Что петь? Лучше – детские песенки, традиционный репертуар, который очень большой. Важно, чтобы ребенок постепенно освоил несколько простых мелодий, которые станут у него первым уроком в мире музыки.
Как петь? Выберите песню, которая вам больше всего нравится, и пойте ее ребенку на сон грядущий. Делайте это хотя бы один раз в день. Пойте ее со словами и без слов. Не забывайте, что слова – это только дополнение к музыке. Желательно, чтобы малыш слышал, как вы поете без слов. Это очень важно.
Записи. Давайте детям возможность слушать музыку. Хорошо было бы приобрести для этого аудиосистему. Воспроизводите разную музыку, прививая уши малыша к различным жанрам: классической музыке разных периодов, джаза, популярных эстрадных песен, народной музыки, звучание простых и сложных, симфонических, народных и современных электронных музыкальных инструментов.
Используйте разные виды восприятия музыки на слух. Различают три вида музыкального восприятия:
- пассивное, когда ребенок слышит звуки музыки, но занят другим;
- частично активное - малыш слушает и одновременно думает о чем-то своем (музыка в этом случае есть для него источником эмоционального состояния);
- активное , когда ребенок пытается исполнять ту или иную песенку, поет отрывки из нее, замечает, когда поют неправильно. Именно последний вид восприятия музыки следует развивать, поскольку никакой инструмент не заменит ребенку переживания непосредственного участия в создании музыкальных звуков при помощи собственного голоса, собственных чувств.
Ребенок начинает петь. Не волнуйтесь, если этот момент будет отсрочен. Малыш должен много раз услышать ту самую песенку (если можно, то в вокальном и инструментальном варианте), прежде чем он ее сам запоет. Важно, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не услышит отличия между правильным вариантом и своим собственным неуверенным, с многими ошибками исполнением. Не заставляйте ребенка петь. И одновременно поддержите его, когда он сам начнет петь.
Импровизация. Привычку к импровизации надо вырабатывать с малого возраста. Не ограничивайтесь исполнением песен, придумывайте музыкальные фразы, музыкальные интонации сами. Не надо быть композитором, чтобы сложить какой-то простой мотив. Попробуйте пропеть то, что вы должны сказать детям. Они будут в восторге; кроме того, вы подаете чудесный пример. Похвалите ребенка, который ответит вам так же. Пойте на разные голоса, изображайте оперных певцов, напевайте колыбельные песни и др. При этом сами составляйте и рифмуйте слова, подбирайте к ним разнообразные музыкальные интонации. Через какое-то время ребенок выберет то, что ему захочется повторить за вами.
Высота, продолжительность и громкость звуков. Предложите детям закрыть глаза и слушать. Сыграйте по-очереди высокие и низкие звуки в любой последовательности. Попросите обозначить отличие между ними. Желательно начинать с самых отдаленных друг от друга звуков. Постепенно переходя к тем, которые расположены ближе и ближе, пока расстояние между ними не сократится минимально – т.е. к звукам, которые стоят рядом. Потом сыграйте на ксилофоне первые два звука известной детям песни и спросите, который из них выше (или ниже), потом следующие звуки, постоянно предлагая сравнить их по высоте.
Игра «Солнечные зайчики». Включите ритмичную музыку. Предложите ребенку взять маленькое зеркальце и покажите ему, как пускать солнечного зайчика. Зайчик должен прыгать в ритме музыки, которая звучит. Предложите малышу потанцевать, попрыгать, помахать руками в ритме музыки. Постепенно он научится четко координировать свои движения, согласовывать их характер с музыкальным ритмом.
Ритмические диктанты. Похлопайте или простучите руками по столу очень простой ритм и попросите ребенка повторить его. Если он ошибся, скажите: «У тебя почти вышло, но послушай еще раз…» Варьируйте ритмы. В том числе, когда сложной частью ритма является пауза, отобразите ее мимикой и произнесите звук «шшш». Руки в этот момент не двигаются, потому что ребенок плохо воспринимает паузу как таковую, ему нужен полный образ паузы. Когда он повторит ритм, попросите его сделать это несколько раз.
Такая игра полезна в случае, когда вам надо пойти с малышом туда, где ему будет скучно и его будет сложно чем-либо занять.
Никогда не говорите ребенку, что он плохо поет! Правильное воссоздание тесно связано с верой в себя. Если малыш поет не правильно, уверьте его, что он поет почти правильно, но звук необходимо сначала прослушать в мыслях, а уже потом петь. Никогда не говорите, что у ребенка нет слуха, даже в его отсутствии. Не занижайте его самооценку.
Пение по-очереди. Пойте хорошо знакомую малышам песню вместе с ними, по-очереди исполняя фрагмент. Тех, кто поет, может быть вдвое больше. Вы без предупреждения указываете на того, кто должен начинать пение. При этом предыдущий певец должен замолчать, поскольку песню продолжает другой, и так до ее окончания.
Голосовые упражнения. Изобразите звук сирены. Предложите ребенку руководить вами: когда он поднимает руку, вы повышаете высоту звука, а когда опускает – снижаете. Игра очень нравится малышам. Потом поменяйтесь ролями: малыш изображает сирену, а вы руководите им. Имитируйте сирену пожарников, заводской гудок, сирену полицейской машины и т.д. Со временем, звук сирены можно придумать самостоятельно.
Домашний театр. Читайте и разыгрывайте сказки по ролям. Пусть ребенок озвучивает разных персонажей и голосом передает их характер: комарик говорит тонюсеньким голоском, Баба Яга – грубым и низким, лисичка произносит ласково, растягивая гласные и т.д.
Не разбуди куклу. Положите куклу в кроватку, скажите малышам, что она устала и заснула, а вам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтоб не разбудить куклу. Попросите детей все делать и разговаривать тихо, но не шепотом.
Игра « Духовой оркестр». Сначала вы демонстрируете ребенку, как можно при помощи трубочки и стакана с водой делать пузырьки. Дайте ребенку такую же трубочку и попробуйте вместе с ребенком пускать длинные и короткие струйки воздуха. Можно посоревноваться или дуть в стакан по-очереди. Потом вы объявляете о начале концерта, включаете музыку – и ваш «духовой оркестр» ритмично подыгрывает. Это комедийное упражнение развивает у ребенка внимание и дыхание, дает первые навыки общей игры. Для этого упражнения своеобразно использовать сочинение Ф.Шуберта «Музыкальный момент».
Полезные упражнения:
- занимайтесь с детьми физическими упражнениями, плаванием, укрепляя их мышцы груди, живота, спины.
- превратите дыхательную гимнастику в увлекательную игру. Надувая шар, можно чередовать глубокие и короткие выдохи. Предложите ребенку роль искателя подводных кладов: разложите на полу игрушки. Чтобы их достать, надо «нырнуть» и задержать дыхание.
Детям со слабыми речевыми данными хорошо помогают упражнения на объединение пения с пассивными движениями, поющее чтение, ритмичное пение – чередование коротких и длинных слогов по движению руки, объединение речевой интонации с музыкальной и т.д.
Чего не следует делать:
- не делайте дальновидных выводов о наличии или отсутствии у ребенка музыкального слуха и голоса. Вокальные мышцы у дошкольников еще не развиты.
-громкое пение, крик вредят еще не окрепшим голосовым мышцам детей, притупляют слух и негативно влияют на их нервную систему.
- вред голосовым связкам приносит так же исполнение детьми песен для взрослых с широким диапазоном, которые они слышат по радио, телевизору, в аудио записях.
Научные данные и многовековой опыт свидетельствуют: любовь к музыке, привитая в детстве, может стать крепкой основой для дальнейших достижений и успехов ребенка. Раннее обучение музыке открывает широкий путь к интенсивному развитию сенсорных способностей. Чувственного восприятия, создает надежный фундамент для становления и дальнейшего развития всех познавательных процессов, гармоничного объединения в них эмоционального и рационального, станет частью духовной жизни человека в будущем.
Предварительный просмотр:
Советы музыкального руководителя для родителей «Музыка как средство укрепления здоровья детей во время самоизоляции»
Все мы сейчас переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад. Но это то время, когда есть возможность провести весело время вместе, с пользой для своего здоровья. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым точным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Только здоровый ребенок может играть, бегать смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Проблему укрепления и профилактики здоровья дошкольника позволяют решить средства музыки. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние давно известно. Музыка психологически раскрепощает ребёнка, воспитывает его чувства, формирует вкусы, обогащает его эмоциональный мир, совершенствует мышление. Ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальное развитие оказывает большое воздействие на общее развитие ребенка.
Формы работы для укрепления здоровья детей:
Ритмопластика. Ритмопластика является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом. Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др., позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Динамические паузы (во время занятий – 2–5 мин., по мере утомляемости детей).Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Динамическая пауза (дети имитируют движения).
«Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – красиво покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела».
Подвижные игры. Игры подбираются е соответствие с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Релаксация. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Гимнастика пальчиковая. Комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Гимнастика дыхательная. Комплекс упражнений направленных на формирование речевого дыхания (ритмичность, плавность, сила и продолжительность выдоха).
* Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
* Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
* Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м.).
Арт-терапия (терапия искусством).Метод лечения посредством искусства или художественного творчества (рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое). Виды арт-терапии: библиотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, оригами, игротерапия, анимационная терапия и т. д.
Фольклорная арт-терапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.
Артикуляционная гимнастика. Совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборе материала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме.
Упражнения:
1. «Заборчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
2. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
3. «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
4. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
Логоритмика. Система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
- музыка выполняет не только эстетические, коммуникативные, но и оздоровительные функции;
- актуальным становится применение эстетической терапии и музыкотерапии для сохранения и укрепления здоровья детей;
- успех развития ребёнка зависит от родителей;
- комплекс воспитательно-оздоровительных и образовательных мероприятий и системный подход к руководству ими позволяют повысить оздоровительный эффект, физическую подготовленность.
Предварительный просмотр:
Дома с мамой мы играем – здоровье наше укрепляем.
Валеологическая песенка «Доброе утро!»
Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны)
И сегодня целый день будет веселее. (Хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик (Движения по тексту)
Носик и щечки,
Будем мы красивыми (Постепенно поднимают руки вверх),
Как в саду цветочки (Поворачивают кисти рук вверху)
Разотрем ладошки (Движения по тексту)
Сильнее, сильнее,
А теперь похлопаем
Смелее, смелее.
Носик мы потрем. Трём, трём, трём. (Тихонько трут крылья носа)
Ушки мы пожмём. Жмём, жмём, жмём. (Тихонько пожимают мочки ушей)
Улыбнемся снова
Будем все здоровы (Хлопают в ладоши)
Поём и тянем звуки (вокалотерапия).
Звук «А-А-А» — стимулирует работу легких, трахеи, гортани.
Звук «И-И-И» — активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
Звук «У-У-У» — усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха,
Звук «М-М-М» — с закрытым ртом снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
Игровой массаж «Обезьянки».
Обезьянки прискакали
И по веткам прыгать стали (Дети «скачут» пальчиками по телу).
Прыг-скок, скок – скок,
По коленкам – шлёп-шлёп. (Дети шлепают ладошками по коленям)
Барабаны в руки взяли
В барабаны застучали. (Стучат кулачок о кулачок)
Бум-бум. Тра-та-та. (Дети хлопают ладошками по плечам, скрестив руки )
Ах, погода – красота!
Ручками – хлоп-хлоп - хлоп. (Хлопают)
Ножками – топ-топ, топ. (Топают)
Носик – трём – трём – трём. (Поглаживают крылья носа)
Ушки – жмём – жмём – жмём. (Поглаживают мочки ушей)
Обезьянки снова
Будут все здоровы! («скачут» пальчиками по телу).
Игра пальчиковая «Сороконожки».
Две сороконожки бежали по дорожке. (Бегут пальцами по столу или по правой ладони)
Две сороконожки бежали по дорожке. (Бегут пальцами по столу или по левой ладони)
Бежали, бежали - друг друга повстречали. (Перебирают пальцами в воздухе и соединяют ладони).
Так друг друга обнимали.
(Переплетают пальцы обеих рук – второй со вторым,
третий с третьим и т.д.)
Так друг друга обнимали.
Так друг друга обнимали.
Так друг друга обнимали.
Так друг друга обнимали.
Так друг друга обнимали, (сцепляют пальцы обеих рук)
Что едва мы их разняли!
(Резко расцепляют пальцы и опускают руки вниз).
Предварительный просмотр:
Прочтите детям
Музыкальная сказка
Два брата
В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.
Бывало сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам – песню запевать.
Солдаты были у него необычные –
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин-Дон их Звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснется,
С боку на бок повернется,
И все заново начнется:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь как следует совсем разучились.
Король был ужасно огорчен.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.
И вот однажды прибыли в Звукляндию из далекой страны Музыкляндии два брата. Один был веселый плясун - хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого звали Мажор, а грустного – Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.
Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
– Здравствуй, Дин-Дон, – говорят.
– Хотим послушать твоих солдат.
– А ну, – скомандовал Звукам король,
– Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»
– Давай, – говорят, –
Дин-Дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор Звуки в ряд –
Получился звукоряд.
– Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели.
Все мы дружно встали в ряд,
Получился звукоряд.
Не простой – мажорный,
Радостный, задорный.
Закончили Звуки петь – шагнул вперед Минор. Увидев его, Звуки сразу почему-то загрустили.
– Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.
Мы минорный звукоряд,
Грустных Звуков длинный ряд.
Песню грустную поем
И сейчас мы заревем.
С тех пор наступил порядок в Звукляндии.
Король Дин - Дон скучать перестал,
Захочет грустить он – Минор к нему явится,
Захочет веселья – Мажор прибежал…
Стали Звуки ладно жить.
Веселиться, петь, дружить!
Задайте ребёнку вопросы:
• Почему Звуки разучились петь?
• Кто помог королю навести порядок в Звукляндии?
• Что в жизни может быть мажорным или минорным? (Настроение, день, погода, цвет.)
Нарисуйте двух братьев из сказки.
Предварительный просмотр:
ФОРМА ОДЕЖДЫ ДЕТЕЙ, НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ В ДЕТСКОМ САДУ
Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на детей. Музыкальная деятельность в детском саду – источник особой радости для малышей. Их жизнь без музыки невозможна, как невозможна она без игры и сказки.
Музыкальное занятие в детском саду проводится два раза в неделю в каждой группе. В эти дни дети приходят в музыкальный зал, где все приготовлено для успешного пребывания детей.
В данном виде деятельности мы приучаем малышей видеть красивое, пробуждаем интерес к окружающему миру и его красоте. Важно, чтобы дети на занятиях были опрятно одеты. Девочки должны быть одеты в юбки или платья, потому, что иначе им просто не удастся поставить руки на юбку во время танцев. Это приведет к тому, что у них появится привычка держать руки в воздухе, даже когда они будут в юбке или платье на празднике.
Мальчики перед началом занятия обязательно должны хорошо заправить рубашки в брюки, чтобы выглядеть эстетично. Музыкальный руководитель дает не только специальные музыкальные занятия, но и эстетические. Да и самому ребенку приятнее танцевать, когда он выглядит безупречно.
Для того, чтобы ребенок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок необходима соответствующая обувь. Прежде всего, она должна быть фиксированная. И совсем недопустимо, чтобы ребенок был в комнатных тапочках, «сланцах» или просто в «шлепках».
Чешки являются обувью, использующейся, как правило, для двух видов деятельности вашего ребенка – танцы и спорт. И то, и другое занятие являются весьма ответственной деятельностью, во время которой нужно сосредотачиваться только на упражнениях.
Чешки сегодня востребованы не только в спортивных секциях и танцевальных кружках, но в детских садах и школах, ведь они считаются самой удобной и легкой обувью для занятия физической культурой и танцами. Данная обувь помогает защищать ногу ребенка от возможных механических повреждений и не затрудняет движение, полностью раскрепощает стопу и позволяет правильно выполнять задаваемые упражнения. Ребенку необходимо правильное формирование стопы, для этого и носят обувь с четко фиксированной подошвой. На музыкальных занятиях и на физкультуре дети встают на носочки, выполняют различные музыкально-ритмические движения, им нужна гибкая стопа, поэтому детей переодевают в чешки. Это предусмотрено медициной, и помимо занятий музыкой и физкультурой чешки в дошкольных учреждениях не одевают.
Форма одежды для детей
Мальчики: балетки или чешки черные, шорты или черные брюки (не джинсы), удобная рубашка или футболка.
Девочки: балетки или чешки белые, юбка для танцев или платье, аккуратная прическа.
Уважаемые родители, напоминаем, что ребенок должен посещать музыкальные занятия в специальной обуви: чешки или балетки (как чешки, только с раздельной пяткой).
Специальная обувь нужна:
- для безопасности, поскольку двигательная нагрузка на музыкальных занятиях достаточно интенсивна;
- для формирования правильного свода стопы и профилактики плоскостопия, поскольку эта обувь обеспечивает хорошую подвижность стопы;
- для удобства выполнения различных танцевальных шагов, движений;
Одежда для праздников.
На праздники рекомендуем приходить в нарядной праздничной одежде, аккуратно причесанными и с хорошим настроением. У детей на праздниках обувь всегда балетки или чешки.
Ни у кого не возникает вопрос, почему в хореографических кружках и танцевальных школах дети занимаются в балетках. В театре в голову не приходит сопоставлять парадный костюм короля, изящное платье принцессы с их обувью - балетками. Мы воспринимаем балетное действие целостно: музыка, танец, пластика, которая в другой обуви была бы невозможна. Так и движения детей в танцевальных композициях на праздниках будут изящны, легки, естественны только в подобающей обуви.
То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители чересчур увлекаются желанием выделить своего ребенка: покупают великолепные длинные, пышные платья девочкам, фраки для мальчиков и модные джинсовые костюмы. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут чувствовать себя некомфортно. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей.
Для тематического праздника (например, Новый год) педагоги должны заранее предупредить родителей и детей, каким будет праздник и какие костюмы следует готовить.
Родителей убедительно просим переодевать свою обувь, так как дети часто приглашают своих мам на танец и иногда родители участвуют в конкурсах и аттракционах!
Будьте внимательны к здоровью своих детей!