Электронные образовательные пособия

Смирнова Анастасия Алексеевна

1) Картотека музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-слуховых представлений

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

к рабочей программе

музыкального руководителя

на 2021-2022 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9  «Светлячок» г. Котельниково Волгоградской области

 (МБДОУ ДС № 9 «Светлячок»)

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-слуховых представлений

 Музыкальный руководитель:

 Смирнова Анастасия Алексеевна.

г. Котельниково, 2021

Пояснительная записка

        Дидактическая игра — исторически сложившийся, педагогически

оправдавший себя вид деятельности детей дошкольного возраста. Это форма

обучения детей, в которой эффект обучающего воздействия достигается

косвенным путем, преломляясь через игровую задачу, игровое правило, игровое действие. Известно, что методы прямого обучения ориентированы, прежде всего на накопление определенных знаний, умений и навыков, тогда как косвенные в первую очередь оказывают стимулирующее влияние на развитие ребенка.

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и усвоения знаний. Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Начиная с 30-х годов, дидактическая игра вошла в практику детского сада и как метод, и как форма обучения дошкольников. Теория вопроса музыкально-дидактических игр в области музыкального воспитания и обучения дошкольников освещена в исследованиях Н.А. Ветлугиной. Она рассматривает названные игры в качестве универсального средства развития музыкально-сенсорных способностей.

Содержание, правила и действия в процессе игр Н. А. Ветлугина подчиняет задачам систематического и планомерного развития звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха детей дошкольного возраста. Ею определены типы музыкально-дидактических игр в соответствии с дидактическими задачами и развертыванием действий: наглядно-предметные (настольные) игры; подвижные с элементами музыкально-пластической импровизации; танцевально-хороводные. При этом выделены следующие компоненты музыкально-дидактической игры: дидактическая задача, игровое правило, игровое действие, игровое содержание, которые помогают педагогу акцентировать внимание детей на игровом сюжете, игровом действии, а не на дидактической задаче. Это способствует созданию у дошкольников ярких впечатлений, ощущения радости от игры.

Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Применение картотеки музыкально-дидактических игр в работе с дошкольниками имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность её восприятия требуют привлечения вспомогательных, «немузыкальных» средств. Б.М. Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов». Разнообразные по содержанию и красочно оформленные пособия по музыкально-дидактическим играм привлекают внимание детей, вызывают желание петь и слушать музыку. Систематическое применение картотеки музыкально-дидактических игр вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует развитию музыкально-слуховых представлений.

Музыкально-дидактические игры могут быть представлены не только наглядными методическими пособиями, но так же каким-либо процессом – например, движением, пением и какой-либо ситуацией – например, драматизацией в соответствии с развитием музыкальных образов.         Дидактические игры на музыкальных занятиях применяются с раннего возраста. Основным материалом для малышей становятся игрушки и детские музыкальные инструменты. Постепенно появляются музыкальные игрушки, большее наименование музыкальных инструментов, настольно-печатные игры, а также используются и технические средства обучения. Во всех видах деятельности непосредственно образовательной области «Музыка» (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) могут и должны быть использованы музыкально-дидактические игры или игровые приёмы.

Музыкально-дидактические игры оказывают большую роль в жизни дошкольника. Посредством игры они получают новые знания, учатся применять их в окружающем мире.

Сущность дидактической игры и педагогические возможности ее применения. Основные функции дидактической игры:

1.Обучающая. Музыкально-дидактическая игра имеет учебное содержание. Правильно организованная игра воспроизводит процедуру и особенности творческих поисковых взаимодействий, наглядно моделирует различные формы игровой деятельности. Игровое содержание – это то, что определяет характер и особенности игры. Дети знают правила игрового поведения, цели игры, свои основные действия и результаты, которых от них ожидают.

2.Развивающая. Дискуссия, организованная музыкальных руководителем в рамках музыкально-дидактической игры, развивает логическое и протоинтонированное (по В. Медушевскому) мышление детей. В условиях игровой деятельности развивается мышление, активность и интерес к учебному материалу, уверенность в своих силах, а игровое взаимодействие создаем благоприятные условия для закрепления способов и приемов обучения, развития творческих способностей дошкольников.

3.Побуждающая. Игровая деятельность связана с потребностью в успешном выполнении поставленной задачи игры. Игровые моменты, побуждая к решению учебных задач, создают условия для возникновения и усиления познавательных мотивов., развития интереса к предмету и учебно-познавательной деятельности.

4.Коммуникативная. Игра предполагает активное общение. В ней дети осознают себя членами коллектива, учатся действовать согласованно.

Цель использования музыкально-дидактических игр и игровых упражнений с детьми дошкольного возраста - развитие творческих способностей дошкольников и последовательное приобщение их к музыкальному искусству.

Задачи  музыкально-дидактических игр:

- создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования у детей  музыкальных способностей;

- в доступной игровой форме помочь дошкольникам разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них звуковысотный и интонационный слух;

- формировать у детей певческие умения и навыки, способствующие интонационно чистому и выразительному исполнению;

- побудить их к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях, воспитание гармоничной личности.

Основными принципами, которые легли в основу картотеки музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-слуховых представлений, стали принципы педагогической дидактики:                              • принцип преемственности и взаимосвязи, который ведёт детей от простейших заданий к достаточно сложным и творческим;                                                    • принцип психологической комфортности, т.е. создания особой предметно – развивающей среды, обеспечивающей условия для эффективного образовательного процесса;                                                                                                                                 • принцип интегрированного подхода. Весь предлагаемый репертуар соответствует возрасту, возможностям и способностям детей дошкольного возраста.

(5-6 лет, старший дошкольный возраст)

Цель: совершенствовать вокально-слуховую координацию.

Игровой материал. Хорошо знакомая детям песня (на выбор музыкального руководителя).

Ход  игры. Дети начинают петь, затем по условному знаку продолжают петь про себя, то есть беззвучно; по другому условному знаку – вслух. В игре может принимать участие любое количество детей.

(6-7 лет, старший дошкольный возраст)

Цель: совершенствовать вокально-слуховую координацию.

Ход игры: дети по очереди пропевают: «До свидания» (нисходящее движение от пятой ступени к первой). Если ребенок заканчивает фразу на тонике, то музыкальный руководитель поет «До свидания» тоже на тонике. Если ребенок заканчивает фразу не на тонике, то музыкальный руководитель отстукивает ритм этой фразы.

        Можно поменяться местами: сначала «прощается» музыкальный руководитель, потом ребенок.

 

(5-6 лет, старший дошкольный возраст)

Цель: расширять певческий диапазон.

Ход игры. Один ребенок убегает, другой догоняет (первый пропевает интервал, другой – повторяет его, или первый начинает мелодию, другой продолжает).

(6-7 лет, старший дошкольный возраст)

Цель: совершенствовать вокально-слуховую координацию.

Игровой материал. Макет теремка, карточки с изображением лягушки и мышки.

Ход игры. Если дети видят лягушку, надо попасть в теремок и пропеть интервал – чистую квинту. Если видят мышку, то пропевают поступенное движение от первой ступени к пятой.

(6-7 лет, старший дошкольный возраст)

Цель: совершенствовать вокально-слуховую координацию.

Игровой материал. Карточки с изображением лягушки и мышки.

Ход игры. Если дети видят лягушку, то пропевают интервал – чистую кварту вниз. Если видят мышку – поступенное движение вниз от пятой ступени к первой.

(6-7 лет, старший дошкольный возраст)

Цель: совершенствовать вокально-слуховую координацию, расширять певческий диапазон.

Игровой материал. Атрибуты леса (плоскостные короткая и длинная тропинки, кочки разного размера, болото).

Ход игры. Дети «гуляют по лесу». Если встречается короткая тропинка, то пропевают восходящее движение от первой ступени к третей. Если длинная – то восходящее движение от первой ступени к пятой. Если на пути болото, то прыгают «с кочки на кочку», пропевая большую терцию, чистую кварту, или чистую квинту (в зависимости от размера кочки).

(старший дошкольный возраст, 5 - 6 лет)

Цель: Учить детей различать звуки по высоте в пределах квинты вверх и вниз или на одном звуке.

Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты.

Ход игры. Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

Игра проводится в свободное время от занятий.

(старший дошкольный возраст, 5 - 6 лет)

Цель: Учить различать звуки по высоте в пределах квинты: ре первой октавы – ля первой октавы.

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

(старший дошкольный возраст 5 – 6 лет,)

Цель: Учить детей различать звуки по высоте в пределах квинты.

Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех колокольчиков: зеленый — «дон», красный — «дан», желтый — «динь»; маленькие карточки с изображением таких же колокольчиков  (на каждой по одному); металлофон.

Ход игры. Воспитатель-ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Зеленый бубенчик звенит низко, мы назовем его «дон», он звучит так (поет do первой октавы): дон-дон-дон. Красный бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дан», он звучит так (поет ми первой октавы): дан-дан-дан. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

Воспитатель показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

(6-7 лет, старший дошкольный возраст)

Цель: Учить детей различать звуки по высоте.

Игровой материал: на планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в зеленой шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф с желтым чупчиком.

Ход игры.

Дети рассаживаются полукругом.

Музыкальный руководитель:

Посмотрите, дети, какой красивый дом!

Живут в нем знакомые вам поросята Нуф-Нуф,

Наф-Наф и Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы споете так, как поют они. У Ниф-Нифа самый высокий голос:

«Я Ниф-Ниф» (поет и играет на пластинке до второй октавы).

У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поет и играет на пластинке фа первой октавы).

У Наф-Нафа немного повыше» (поет и играет на пластинке ля первой октавы).

Затем педагог объясняет правила игры, которые заключаются в следующем: дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросенок, например, в желтой шапочке.

Ребенок должен спеть: «Я Ниф-Ниф» – на звуке до второй

октавыи т. д.

 (6-7 лет, старший дошкольный возраст) 

Цель: Учить детей различать звуки по высоте.

Игровой материал. Демонстрационный: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собака, птичка.

Ход игры. Музыкальный руководитель:

Стоит в поле теремок, теремок.

Как красив он и высок, да высок.

По ступенькам мы идеи, все идем.

Свою песенку поем, да поем.

Приходите в теремок, в теремок.

Будем печь большой пирог, да пирог.

С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берет себе любую фигурку зверюшки. Персонаж идет по ступенькам вверх и поет первую фразу: - По ступенькам я иду…

Затем, стоя у входа в домик, поет вторую фразу: - В дом чудесный захожу!

Придумывая свой мотив,- и «заходит» в дом.

Каждый ребенок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.

Персонаж спускается по ступенькам и поет: - По ступенькам вниз иду…

Затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: - По тропиночке уйду.

Также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.