Мои публикации

Банникова Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Банникова Ольга Александровна. Учитель-логопед. МКДОУ д/с «Рябинка», г. Сосенский Козельского района Калужской области, ул. 35 лет Победы, д. 10

Банникова Ольга Александровна

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством рисования и сказкотерапии

Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаний, умений и навыков, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки, образа «Я»,  нравственных ценностей и установок, нюансов отношений между людьми.

Развитие социальной компетенции является важным этапом социализации детей. Ведь человек по своей природе – это существо общественное.

Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

В нашем детском саду, начиная со старшего возраста, функционируют группы компенсирующей направленности. В них зачисляются дети  с разным уровнем развития. В основном, это дети, у которых нарушено произношение звуков и слов. Много аграмматизмов. Они не способны удерживать внимание на деталях, быстро утомляются. Им тяжело следовать инструкциям и завершать начатое. Не умеют договариваться и общаться. Часто винят других в своих неудачах. Особенности психических и физических отклонений делают ребенка пассивным. Сужается круг его интересов и способность адаптироваться к предлагаемым условиям и разным ситуациям.

Таким образом, возникает необходимость дальнейшей социализации детей, которую проводят по следующим направлениям:

- формирование грамматически правильной развернутой фразы;

- формирование правильного звукопроизношения;

- формирование навыка социально-приемлемого поведения;

- развитие позитивного отношения к людям;

- развитие умения адекватно реагировать на неудачи, исправлять допущенные ошибки.

Использование современных образовательных технологий – одна из приоритетных задач современного образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28, п.12) сказано, что «использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения является компетенцией, правом, обязанностями и ответственностью образовательных организаций».

Анализируя множество предлагаемых современных технологий, мы остановились на рисовании с элементами логопедии и сказкотерапии. Ведь изобразительная деятельность и восприятие сказки всегда были для дошкольников актуальными и интересными видоми деятельности. Назвали комплекс этих занятий «Учимся общаться», где совместили рисование с коррекционной работой. Занятия направленны на развитие речи и звукопроизношения (безусловно необходимые для успешной коммуникации) и навыков социального поведения.

В процессе непосредственно образовательной деятельности использовали комплексно-игровую методику. Она направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоничное развитие личности, активизацию устойчивого познавательного интереса, доброты и отзывчивости у детей. Основным ее преимуществом является то, что дети овладевают различными навыками в процессе игры на основе сказкотерапии и изобразительной деятельности. Большое внимание уделяли созданию развивающей среды, атмосфере положительных эмоций.

Перед занятиями проводилась предварительная работа, где детей знакомили со сказкой из книги Савченко В.И. «Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников». Целями предоставляемых сказок являются создание социальной ситуации развития ребёнка, поддержка позитивной социализации всех детей группы. Предлагаемые сказки имеют две направленности: коррекционную (позволяет ненавязчиво представить смысл ситуации, в которой может оказаться из-за плохого поведения или недоброжелательного отношения к другим) и диагностическую (определяет наличие познавательной мотивации, произвольного внимания и словесно-логического мышления). Беседовали по содержанию сказки. Соответствующие выводы помогают формированию основ нравственного поведения, привитию доброжелательности. Сюжет последующего занятия строился в соответствии с содержанием и моралью сказки. Также предлагали свои сюжеты в соответствии с потребностями и интересами детей. Во время рисования дети помогали героям выполнять различные задания, что способствовало развитию их лексико-грамматического строя речи, звукопроизношения и усвоению морали сказки через совершаемые действия.

Сам процесс рисования выступает не только, как средство художественного развития, фантазии, пространственного воображения, мелкой моторики,  но и оказывает на детей лечебное воздействие, снимает нервное напряжение, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии, моделирует положительное психоэмоциональное состояние. Для повышения самооценки детей предлагали им посильные задания, создавая, таким образом, ситуацию успешности. Для поддержания интереса старались подбирать различные нетрадиционные техники рисования. Изображали осенние деревья в технике «набрызг», ватными палочками, оттиском листьев, геометрическими фигурами. Также для рисования использовали кочерыжки капусты, поролоновые цилиндры, воздушно-пузырьковую пленку, обводили ладошки, рисуя лебедей. Экспериментировали, используя технику «монотипия», рисование сухой кистью, пальцами, на глиняной основе. Совмещали рисование и вырезание, обводили по пунктирным линиям, дорисовывали предметы.

На занятиях использовались технические приемы правополушарного рисования: зеркальное дорисовывание предметов, видеоискатель, интуитивное изображение.

Работы детей использовались как материал при проведении дидактических игр, способствующих одновременно речевому развитию и формированию дружеских взаимоотношений: «Сложи узор», «Пазлы», «Что не подходит?», «Общее и отличное», «Задай вопрос и узнай», «Назови первый звук в слове», «Какое слово я загадала?» (называю первый и последний звук или количество звуков в слове), «Раздели на две группы» (при дифференциации звуков), «Четвертый лишний» (ищем слова с изучаемым звуком, определяем количество звуков в слове) и т.п.

Проведя комплекс занятий «Учимся общаться», мы можем сделать вывод, что воспитанники стали более уверенными в себе, могут регулировать свое поведение, усвоили модели позитивных отношений с окружающим миром, сверстниками, взрослыми. Детям стало легче общаться.

Таким образом, можно сделать вывод, что комплекс дополнительных занятий «Учимся общаться» помогает детям с ОВЗ освоить адаптированную программу через актуальные и интересные виды деятельности и в дальнейшем обучаться в школе, не имея особых образовательных и воспитательных потребностей и не чувствуя себя «особенными».

Используемая литература:

  1. Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ науч.ред.: А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176 с.

 2. Воронова А. А.  Арт-терапия для дошкольников: учебно-методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.

3. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет: альбом упражнений по обучению грамоте старшей логогруппы. – М.: ГНОМ, 2014. – 32 с.

4. Князева О.Л. Я – Ты – Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. –М. Мозаика-Синтез, 2003. – 168 с.

5. Куликовская Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов.  – М., 2009.

6. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии: универсальное руководство. – Москва: ЛОГО ЭЙДОС Т. Дмитриева В. Секачев, 2015. – 160 с.

7. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

8. Савченко В.И. Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 112 с.

9. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать: альбом для индивидуальной работы. – М.: ГНОМ, 2013. – 64 с.

   

     

   



Предварительный просмотр:

Возможности сюжетного рисования для изучения букв и звуков с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Банникова Ольга Александровна

Аннотация. В  статье рассматривается актуальная проблема обеспечения равных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении. Показана  роль сюжетного рисования в развитиидошкольников с общим недоразвитием речи II уровня.

Ключевые слова. Дети с ограниченными возможностями здоровья, сюжетное рисование, дисграфия, дислексия,  дошкольники.

В настоящее время происходитпереосмысление обществом и государством отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), осознанием необходимостиобеспечить им равные со всеми возможности в различных областях жизни, включая образование. Современные реформы в сфере инклюзивного образования предполагают получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных учреждениях общеразвивающего виданаряду с детьми не испытывающих затруднений в развитии.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (глава 1, ст. 2, п.27) сказано, что «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Таким образом, основная цель новой социальной политики в нашей стране – изменение среды для обеспечения равных возможностей всех членов общества.

С этой целью в нашем детском саду функционируют группы компенсирующей и комбинированной направленности. На практике,в группу компенсирующей направленности зачисляются дети  с разным уровнем речевого развития. В основном, это дети с общим недоразвитием речи ОНР III уровня. Обиходная речь у них соответствует среднему уровню. Грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений не выявляется. У них наблюдаются отдельные аграмматичные фразы, неправильное употребление некоторых слов. Нарушено произношение отдельных фонем.

Также, в группу зачисляются дети с ОНРIIуровня. У них произношение звуков и слов резко нарушено. Много лепетных слов. Много аграмматизмов, неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Таким детям на фронтальных логопедических занятиях изучать буквы и звуки сложно, и они быстро теряют интерес к деятельности. Кроме этого, они плохо ориентируются в пространстве и на листе бумаги, путают левую и правую стороны, затрудняются в назывании оттенков цвета.Зачастую не знают основные цвета.Есть трудностив выделении формы предмета и ееназывании.

Дети с общим недоразвитием речи II уровня неспособны удерживать внимание на деталях, быстро утомляются. Им тяжело следовать инструкциям и завершать начатое, испытывают сложность в организации самостоятельного выполнения задач, легко отвлекаются. Это приводит в дальнейшем к дислексии (нарушению чтения) и дисграфии (нарушению письма). Дефекты носят стойкий характер и часто приводят к непреодолимой безграмотности.

М. А. Полякова выделяет следующие психические функции, на основе которых осваивается письменная речь:

  • Зрительное восприятие, внимание и память. Они нужны для усвоения начертаний букв: печатных и рукописных. Читая, человек охватывает слово целиком (или даже несколько слов). Недостаточность зрительного восприятия и внимания ограничивает в этом ребенка.
  • Пространственное восприятие, внимание и память. Они также необходимы для прочного усвоения букв, поскольку многие буквы русского алфавита отличаются между собой расположением в пространстве одних и тех же элементов (Р-Ь, П-Н). При недостаточности пространственных функций ребенок плохо ориентируется на листе с текстом (теряет строку, не определяет: какая буква следующая, в каком направлении вести взгляд).
  • Слуховое восприятие, внимание, память. Они необходимы для выделения из звучащей речи отдельных фрагментов: предложений, слов, звуков. Без этого ребенок не может грамотно писать.
  • Кинестетическое (мышечное, двигательное) восприятие, внимание, память. При их недостаточности ребенок с трудом осваивает рукописные буквы (его рука не готова к письму). С их помощью вырабатываются «моторные, двигательные образы» слов, что помогает ребенку писать без ошибок.
  • Умственные действия. Из-за недоразвития психических функций у детей запаздывает формирование умственных навыков: сравнения, анализа, сопоставления, обобщения, проведения аналогии. Что также вызывает трудности в освоении чтения и письма.

Развитие психических функций выделенные М.А.Поляковой требует большой планомерной и систематической работы, особенно с детьмис общим недоразвитием речи II уровня.

Таким детям требуются дополнительные занятия в непринужденной обстановке, соответствующей их уровню развития, помогающие им расслабиться и раскрыть свои потенциальные возможности.

В наше время проблемедисграфии и дислексии уделяется много внимания, так эта проблема набирает все больше актуальности.

Тригер Р.Д. в своей книге «Подготовка к обучению грамоте» утверждает, что для формирования графических навыков необходимо научить детей ориентироваться на листе бумаги. Она связывает это с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

М.А. Полякова рекомендует решить следующие важные задачи по предупреждению нарушений чтения:

- учить узнавать и различать буквы;

- учить соотносить буквы со звуками;

- учить называть буквы, в том числе «про себя»;

- формировать умениеориентироваться в тексте и на листе бумаги;

- уточнить представления «начало», «конец», «перед», «за», «под», «над»;

- учить ориентироваться в последовательности букв.

Для предупреждения нарушений письма необходимо решить следующие задачи:

- учить двигательно ориентироваться на странице;

- готовить подготовить руку ребенка к письму;

- развиватьподвижность кисти ведущей руки;

- формировать двигательные навыки;

- знакомить с элементами письменных букв;

- учить комбинировать элементы букв.

Очень помогают решить эти задачи рабочие тетради по обучению грамоте.

О.С. Гомзяк, С.П. Цуканова и Л.Л. Бетц, Н.В. Нищева, Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбиревав своих рабочих тетрадях по обучению грамоте предлагают множество заданий, где дети заштриховывают буквы, обводят их, украшают различными элементами и узорами, дописывают буквы, раскрашивают, соединяют линией и тому подобные.

Дети  с ограниченными возможностями здоровья  испытывают затруднения при работе в таких тетрадях.

Как же преодолеть несоответствие между уровнем, который задают образовательные программы, состоянием здоровья и реальными возможностями воспитанников?Ответ очевиден, искать новые формы работы,внедрять современные технологии, строить работу на интересах детей, исходить из своих возможностей и материальной базы.

Использование современных образовательных технологий – одна из приоритетных задач современного образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 28, п.12) сказано, что «использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения является компетенцией, правом, обязанностями и ответственностью образовательных организаций».

Анализируя множество предлагаемых современных технологий, мы остановились на рисовании с элементами логопедии. Назвали эту технологию «Логорисование». Сочетание рисования с коррекционной работой.

Почему именно рисование? Дети очень любят рисовать.

Сейчас, все чаще, изобразительную деятельность рассматривают, как эффективное средство коррекции в процессе обучения и воспитания детей.

Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, М.Н. Нудельман, Н.П. Павлова, Ж.И. Шифи другие специалисты считают, что изобразительная деятельность стала средством коррекции и развития детей с различными нарушениями. Она должна быть организована с учетом закономерностей их развития. Должна быть систематической и целенаправленной.

Лев Семенович Выготский называл рисование графической речью.

По мнению А.А. Вороновой, в процессе рисования у детей создается положительный эмоциональный настрой, облегчается процесс коммуникации, развивается чувство внутреннего контроля, создаются условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями. А самое главное – снижаются связанные с обучением утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.

Изучив развивающие возможности изобразительной деятельности,разработали программу по логорисованию, где одним из направлений является изучение звуковибукв с детьми с ОНР II уровня.

В основе организации занятий - комплексно-игровая методика, направленная не только на коррекционную работу, но и на гармоничное развитие личности, активизацию устойчивого познавательного интереса у детей. Основным преимуществомявляется то, что дети овладевают навыками чтения, рисуя предметные и сюжетные картины в процессе игры.

Задания по изучению и закреплению звуков и буквдавали на каждом этапе занятия.

Дети определяли содержание будущего рисунка, выполняяразличные игровые задания:  «Угадай слово, зная первый и последний звук», «Заколдованное слово» (предлагаем звуковую схему слов), «Сложи слово из предложенных букв», «Сложи слово из букв, соответствующих первым звукам предложенных слов».

Рисуя, дети изображалибуквы. А, Л – крыша дома. В – парус кораблика, бабочка боком. Ж – жук. М – качели. Н – лестница. Буква О – это лепестки у цветов, солнышко, колеса машины, части снеговика в форме круга. П- ворота, двери. С – месяц. Т – молоток, веточки у дерева. Ч – чайник.

Во время рисования предлагалидетям различные вербальные игры со звуками.

Условно можноразделить игры в соответствии с основными задачами попредупреждениюдисграфии и дислексии.

  1. Игры, направленные на формирование умения ориентироваться на листе бумаги, в пространстве.

Учитывая особенности развития детей, на решение этой задачи ушло больше всего времени. Ведь ребенок должен четко представлять себе, в каких пространственно-количественных отношениях элементы объединены в каждой отдельной букве.

Рисование помогло детям непринужденно усвоить пространственные представления. Предлагались игры: «Где нарисуем предмет?», «Что я (Маша, Витя) нарисовали вверху, внизу, слева, справа?», «Куда поставить рисунок?», «Проведи линию туда, куда просит Незнайка».

  1. Игрына различение и узнавание букв, соотнесение букв со звуками.

Буквенныйгнозис, узнавание букв являются наиболее высокой формой развития пространственного восприятия, слухо-зрительно-моторных координаций. Достаточный уровень сформированности буквенного гнозиса лежит в основе школьных навыков письма и чтения.

Данные игры проводили, в основном, при самоопределении к деятельности, когда дети угадывали, что будут рисовать.Предлагаются задания на определение «зашифрованного» слова, например:

- узнавание буквв условиях заштриховки;

- узнавание букв, изображенных пунктирно;

- узнавание букв в неправильном положении;

- узнавание зашумленных букв;

- узнавание букв, изображенных на различном фоне, различным цветом, различным размером;

- узнавание спрятанных букв (букв в лесу, в доме и т.д.);

- узнавание букв, наложенных друг на друга;

- нахождение предметов, на которые похожи буквы и изображение их в своих рисунках.

Затем учили детей соотносить звуки и буквы:

- выкладывали звуковые схемы слов;

- выкладывали слова из букв;

- называли первый, последний звукв названии предмета, нарисованного на своем рисунке;

- искали слова с заданным звуком и изображали их.

  1. Игры, способствующиеподготовке руки к письму, формированию двигательных навыков.

Становление графомоторных навыков зависит от хорошего развития общей и мелкой моторики, последовательной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти. Важнымв этом направлении является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук, памяти и зрительных представлений,чему способствует сам процесс рисования.

Также,решению поставленных задачспособствовали игры с геометрическими фигурами, словами. В этом нам помог«Визуальный тренажер» М.Н. Русецкой.

Впоследствии, мы рисовали таблички с надписями для «лесных жителей» и азбуку для маленьких детей.

Работы детей использовались как игровой материал при проведении игр: «Назови первый звук в слове», «Какое слово я загадала?» (называю первый и последний звук или количество звуков в слове), «Раздели на 2 группы»(при дифференциации звуков), «Четвертый лишний» (ищем слова с изучаемым звуком, определяем количество звуков в слове) и т. п.

Для поддержания интереса детей старались подбирать различные нетрадиционные техники рисования. Пытались изобразить осенние деревья в технике «набрызг», ватными палочками, оттиском листьев, геометрическими фигурами. Также для рисования использовали кочерыжки капусты, поролоновые цилиндры, воздушно-пузырьковую пленку, обводили ладошки, рисуя лебедей. Экспериментировали, используя технику «монотипия», рисование сухой кистью, пальцами, на глиняной основе. Совмещали рисование и вырезание, обводили по пунктирным линиям, дорисовывали предметы.

На занятиях использовались технические приёмы правополушарного рисования: зеркальное дорисовывание предметов, видеоискатель, интуитивное изображение.

Использование «Логорисования» в работе с детьми с ОНРIIуровня облегчает их коммуникацию, повышает чувство уверенности в своих силах,так как дети попадают в обстановку, соответствующую уровню их развития и возможностям. Это помогает им расслабиться и раскрыться. Дети любят рисовать и идут на занятия с удовольствием. А благодаря применению комплексно-игровой методики, направленной не только на коррекционную работу, но и наактивизацию устойчивого познавательного интереса,дети овладеваютнавыками чтения неосознанно и непринужденно-играючи.

Таким образом,можно сделать вывод, что дополнительные занятия по логорисованию помогают детям с ОНРIIуровня освоить адаптированную программу и в дальнейшем, обучаться не имея особых образовательных потребностей и не чувствуя себя «особенными».

Список использованнойлитературы:

1. Воронова А. А.  Арт-терапия для дошкольников: учебно-методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.

2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет: альбом упражнений по обучению грамоте старшей логогруппы. – М.: ГНОМ, 2014. – 32 с.

3. Данилова Л. Азбука. Рисуем, играем, учим буквы. –М. Клевер Медиа Групп, 2017. – 64 с.

4. Куликовская Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи: пособие для родителей и педагогов.  – М., 2009.

5. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1967.

6. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии: универсальное руководство. – Москва: ЛОГО ЭЙДОС Т. Дмитриева В. Секачев, 2015. – 160 с.

7. Смирнова Л. Н., Овчинникова С. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5- 6 лет с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов, воспитателей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 88 с.

8. Тригер Р. Д. Подготовка к обучению грамоте: пособие для учителя. – Смоленск. ООО «Ассоциация XXI век», 2000. – 80 с.

9. Цуканова С. П. , Бетц Л. Л. Я учусь говорить и читать: альбом для индивидуальной работы. – М.: ГНОМ, 2013. – 64 с.



Предварительный просмотр:

Логорисование как средство развития связной речи детей.

Банникова Ольга Александровна

Все родители хотят, чтобы их дети успешно учились в школе. Водят их на дополнительные занятия, где учат читать и писать. Но очень часто не обращают внимание на то, на сколько развита у детей монологическая речь, на сколько большой объём словарного запаса. А это является одним из важных умений. Другими словами, то на сколько успешно ребёнок будет учиться в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речи. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня речевого развития.

 Анализируя множество предлагаемых современных технологий по развитию связной речи детей, я остановилась на рисовании с элементами логопедии. Назвала эту технологию «Логорисование» и организовала кружковую работу с детьми.

Почему именно рисование? Дети очень любят рисовать.

Сейчас, все чаще, изобразительную деятельность рассматривают, как эффективное средство коррекции в процессе обучения и воспитания детей.

В процессе рисования у детей создается положительный эмоциональный настрой, облегчается процесс коммуникации, развивается чувство внутреннего контроля, создаются условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями. А самое главное – снижаются связанные с обучением утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.

Таким образом, изучив развивающие возможности изобразительной деятельности, разработала программу по логорисованию, где одним из направлений является развитие связной речи.

 В основе организации занятий - комплексно-игровая методика, направленная не только на коррекционную работу, но и на гармоничное развитие личности, активизацию устойчивого познавательного интереса у детей. Основным преимуществом является то, что дети овладевают навыками связной речи, рисуя предметные и сюжетные картины в процессе игры.

 Более подробно я хотела бы описать способы развития связной речи посредствам рисования. Наша устная речь состоит из двух частей - диалога и монолога. А строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи (то есть умение изменять слова и соединять их в предложения).

Диалогическая речь – это речь двух или более собеседников.

В обучении диалогической речи можно выделить 3 этапа:

  1. Вопросно-ответный уровень.
  2. Уровень микродиалога. Когда ответы более полные. И отвечают основной коммуникативной задачи.
  3. Текстовый – свободная беседа.

Для развития диалогической речи предлагаю детям игру «Угадай, что будем рисовать», где дети отгадывают, что они будут рисовать: задавая вопросы, отгадывая загадки. Обязательно проводим короткий диалог о том, что нарисовал ребёнок, что получилось, что ещё хотел бы нарисовать и во время рисования.

Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего свои мысли, намерения, оценку событий. Целью обучения дошкольников монологической речи подразумевает под собой формирование умения логически, последовательно, связанно и полно излагать свои мысли в устной форме.

Типы монологов:

  1. описание – это характеристика предмета. Детям очень нравиться составлять описательный рассказ именно по своему рисунку. Они это делают более активно и воодушевлённо. Чтобы рассказ получился, предлагаю использовать графические схемы.
  2.  повествование – связный рассказ о каких-либо событиях. В зависимости от задач занятия мы можем предложить составить рассказ о герое или событии, которого он нарисовал, придумать продолжение истории. Предлагаем свои варианты рассказов. 
  3. рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. Здесь учим детей сравнивать нарисованные предметы по сходству и различию как зрительно, так и по памяти. Чтобы получить рассказ-рассуждение, мы задаём детям вопрос: «почему?» или «докажи». Здесь мы можем предложить темы для рисования: «Кем я буду, когда вырасту?», «Мой лучший друг», «Любимая игрушка», «Как помочь зайки перебраться через реку?» (создание проблемной ситуации, где ребёнок предлагает решить её самостоятельно, выразив в рисунке). 
  4. пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образа в устной речи. Зарисовывание сюжетных или опорных картинок к предложенному рассказу. Затем предсказывание его, опираясь на собственные работы. 

        Все эти задания я провожу в игровой форме, тогда занятие получается интересным и продуктивным.

Никогда дети не говорят так много, охотно и непринужденно, как о том, что им близко и дороже всего. А именно о результатах своего труда. Рисунки детей помогают сделать игры с ними не только интересными и близкими им, но и полезными для дальнейшего обучения.

Работы детей использовались как игровой материал при проведении игр: «Назови первый звук в слове», «Какое слово я загадала?» (называю первый и последний звук или количество звуков в слове), «Раздели на 2 группы» (при дифференциации звуков), «Четвертый лишний» (ищем слова с изучаемым звуком, определяем количество звуков в слове) и т. п.

Для поддержания интереса детей старалась подбирать различные нетрадиционные техники рисования: «набрызг», рисование ватными палочками, оттиском листьев, геометрическими фигурами. Также для рисования использовали втулки туалетной бумаги, кочерыжки капусты, поролоновые цилиндры, воздушно-пузырьковую пленку, обводили ладошки, рисуя лебедей. Экспериментировали, используя технику «монотипия», рисование сухой кистью, пальцами, на глиняной основе. Совмещали рисование и вырезание, обводили по пунктирным линиям, дорисовывали предметы.

На занятиях использовались технические приёмы правополушарного рисования: зеркальное дорисовывание предметов, видеоискатель, интуитивное изображение.

Использование «Логорисования» в кружковой работе с детьми облегчает их коммуникацию, повышает чувство уверенности в своих силах. Логорисование помогает им расслабиться и раскрыться. Дети любят рисовать и идут на занятия с удовольствием. А благодаря применению комплексно-игровой методики, дети овладевают навыками связной речи неосознанно и непринужденно-играючи.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Номинация: «Методические разработки логопедов, дефектологов, психологов».

Банникова Ольга Александровна

Учитель-логопед МКДОУ д/с «Рябинка» г. Сосенский, Калужской обл.

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием методов сенсорной интеграции для детей с РАС

«Домашние животные»

Цель: стимулировать соответствующие сенсорные системы и побуждать мозг обрабатывать информацию более эффективно способствуя появлению и активизации речи у ребёнка.

Задачи:

- развивать дыхание, речевой аппарат, понимание речи;

- вызывать желание воспроизводить звуки речи и доступные слова, повторять звукоподражания.;

- развивать мелкую моторику (межполушарные связи), слуховое внимание, обоняние, осязание, восприятие (различение и называние цветов).

Ход занятия.

I Блок «Энергетический» - 5 минут

1. Установление контакта, повышение тонуса и активизация энергетического потенциала участников занятия. Заходим по сенсорным доскам (формирование предикативного словаря: шагай, катай, стой). Игра «Топаем – хлопаем» (ритуал начала занятия). Приветствие гостя волшебной комнаты - собака Тим и друг друга.

- Загляни в домик, кто нас там ждёт? Это Тим. Поздороваемся: топай, хлопай, топай, хлопай.

2.  Игра «Поймай луч». Глазодвигательная гимнастика под музыку, закрепляем понятия: вверх, вниз, влево, вправо, вперёд, назад.

- Погладим Тима, позём его. Поиграем с ним. Вышло солнышко. Лучик попал в комнату. Поймай лучик.

II Блок «Приём и переработка информации» -20 минут

Задача: через работу зрительного, обонятельного, слухового и кожно-мышечного анализатора, эмоций развивать ориентацию в пространстве, произвольное внимание, стимулировать появление речи.

1. Упражнения на развитие равновесия, двигательной активности, понимания речевой инструкции. Игра под музыку «Весёлая ферма. Песенка про животных» (речевые инструкции: бежим по кругу, садись, кружись, прыгаем, покажи рожки).

- Молодцы, поймали с Тимом все лучики (включаю музыку). Это же любимая песенка Тима, потанцуем и выполним движения.

2. Игра «Покорми лошадку». Лошадка Пипа (звукоподражания и слова: вата, сено, киви, на, иго-го, но-но, нити).

- Тим убегает. Он кого-то чует. Кто-то ещё пришёл в гости. Это же лошадка Пипа. Погладь лошадку. Какая мягкая у неё грива, это нити. Повтори: нити. Она хочет есть. Покорми. Есть сено и киви. Повтори: киви. Что тебе дать? (ребёнок просит сено, затем киви – картинки на прищепках). Лошадка поела хочет бегать скажи ей: но-но. Ой, как ей нравится бежать, как кричит лошадка? (иго-го). Убежала лошадка (прячу).

- Тим побежал дальше. Кто это? (корова Маня).

3) Игра «Корова Маня».

- К нам в гости пришла корова. Её зовут Маня. Позови её. Как кричит корова (му-му)? Маня показала язык. Покажи язык Мане (артикуляционная гимнастика перед зеркалом: «бегемот», «качели», «часики», «иголочка». Засовываю руку корове в язык и показываю упражнения).

- Корова Маня грустная. Она растеряла свои пятна. Прикрепи их на тело коровы. Сначала самое большое, теперь поменьше и самое маленькое.

- Это любимый колокольчик коровы Мани. Колокольчик звенит: динь-динь. Повтори (динь-динь). Повесь его корове Мане на ухо.

- Посмотри, цветы лежат. Как приятно они пахнут. Понюхай цветы и листочки (Дыхательная гимнастика: вдыхаем носом, выдыхаем ртом). Маня очень любит цветы. Прикрепи красный цветок (синий, жёлтый) перед коровой.

- Посмотри это вымя. Повтори (вымя). В нём молоко. Подоим корову (педагог аккуратно прокалывает иглой кончик пальца на перчатке. Сдавливает её так, чтобы из неё пошло «молоко»). Так доят корову. Подои ты.

- У нас появилось «волшебное молоко»: поиграем с ним (Ньютоновская жидкость). Найди фрукты и покорми корову Маню (ищем пластиковые фрукты в контейнере с крахмалом, ополаскиваем их, кладём корове в рот. необходимо заранее вытащить её язык).

По ходу игры закрепляем употребление в речи и побуждаем произносить: дай, на, верх, низ). Когда все фрукты найдены, даём ребёнку самостоятельно поиграть с Ньютоновской жидкостью (побуждаем повторять звукоподражания доступные ребёнку).

III Блок Релаксационный - 3 минуты

Задача: снятие психоэмоционального напряжения, развитие образа тела.

 Упражнение со звездным небом «Волшебный сон» (лежа на мягком покрытии).

- Ложись поудобнее, закрой глаза. Начинается волшебный сон (произносим слова и касаемся соответствующих частей тела ребёнка).

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем, (2 раза)

Сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. 

Наши руки отдыхают...

Ноги тоже отдыхают...

Отдыхают, засыпают... (2 раза)

Шея не напряжена

И расслаблена...

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется.(2 раза)

Дышится легко... ровно... глубоко.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшeбным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но уже пора вставать! 

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

 IV Блок Рефлексивный – 2 минуты.

- С кем мы играли? Как зовут коровку (лошадку)? (отвечаем сами, побуждаем повторять ребёнка). 



Предварительный просмотр:

Воспитание нравственных качеств детей 6-7 лет с ОНР посредством занятий-квестов и логорисования (из опыта работы).

Банникова О. А.,

учитель-логопед МКДОУ д/с «Рябинка»,

г. Сосенский, Калужской области.

Умение работать в команде так же важно для успешной жизни, как и здравая самооценка, открытое выражение собственного мнения, умения отстоять свою позицию.

Существует несколько способов развивать нравственные качеств дошкольников: личным примером, чтением литературных произведений, игрой, трудовой деятельностью, творчеством. В детском саду, как правило, применяются все эти методы.

В своей работе, как учитель-логопед, я тоже стараюсь применять все эти методы. И считаю, что воспитывать умение работать в команде, взаимопомощь и доброжелательность целесообразнее всего на занятиях-квестах. Ведь детям, для достижения общей цели, приходится учиться договариваться, прислушиваться друг к другу и помогать. Я предлагаю конспект новогодней логопедической квест-игры с элементами логорисования. То есть дети сообща решают различные головоломки, а также, учатся выполнять общую творческую задачу по украшению ёлки. Тогда квест считается пройденным!

Тема: «Наряжаем ёлку».

Цель: создание условий для формирования нравственных взаимоотношений детей через взаимопомощь, доброжелательность и отзывчивость.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

Учить дифференцировать слова со звуками [к] и [г]. Продолжать учить находить место звуков [к] и [г] в слове.

Коррекционно-развивающие:

Закреплять умение составлять предложение из данных слов, составлять слова из букв разрезной азбуки.

Развивать фонематический слух, умение завершать начатое, различать оттенки цветов, мелкую моторику, фантазию.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, активность.

Оборудование: искусственная ель; сундук с двумя замками; конверт с письмом и буквами; заготовки елочных игрушек из фанеры; карандаши, краски, ватные палочки, тычки, кисти, фломастеры, стразы, блестки, блестящий гель, дотсы на клейкой основе; музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.
  1. Орг. момент (Т. Сикачева).

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в Родном краю!

Я Вас всех приветствую!

- Ребята, на прошлой неделе мы наряжали елку в музыкальном зале. И я отнесла туда все игрушки, которые у меня были, чтобы она была очень красивой. А вы видели елку? Она вам понравилась?

Ответы детей.

  • А для елочки нашего логопедического кабинета игрушек не осталось. Так хочется, чтобы и здесь чувствовался праздник. Что же делать?

(Предложения детей.)

- Ой, а что это за сундук?

II. Основная часть.

1. Игра «Угадай, что написано» (работа над деформированной фразой) - закреплять умение составлять предложения из данных слов.

  • Наверно, это снеговик, когда уходил вчера, оставил для нас игрушки. Можем мы его открыть?

Дети: нет, на нем два замка. Нужно два ключа.

  • Где же их взять?

Дети поворачивают сундук. Под ним конверт. Не могут прочитать, т. к. написано прописными буквами. Просят прочитать.

  •  «Я замок ключ спрятал от в»...  Ничего не понимаю, что нам хотел сказать снеговик. Опять он все слова перепутал.

Дети: «Я спрятал ключи от замка в...».

  • И что же это значит? (из конверта выпадают буквы)

2. Игра «Собери слово» – закреплять умение составлять слова из букв разрезной азбуки, воспитывать самостоятельность, активность.

  • Что это? Что с этим делать?

Дети делятся на две группы в соответствии с цветом букв и собирают слова: ваза и дом. Затем находят ключи в вазе и домике, открывают сундук, там заготовки елочных игрушек из фанеры.

  • Ребята, как вы думаете, что с этим делать?

       3. Художественно-творческая деятельность детей - продолжать учить находить место звука в слове, развивать мелкую моторику, фонематический слух, воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Дети предлагают раскрасить игрушки. Самостоятельно выбирают понравившуюся елочную игрушку и необходимый изобразительный материал.

В процессе рисования задаю детям вопросы:

- Какую игрушку ты выбрал? Какой звук слышится в этом слове: [к] или [г]? Где он стоит: в начале, середине или конце слова?

     

4. Игра «Нарядим елочку» - учить дифференцировать слова со звуками [к] и [г].

Повесим игрушки на елку. Но она у меня не обычная, а логопедическая. Игрушки, в названиях которых есть звук [к], вешаем слева. А те, в названии которых есть звук [г], вешаем справа.

- Посмотрите, никто не ошибся?

  1. Заключительная часть.

Молодцы, ребята! Как красиво мы с вами украсили елочку! Все игрушки получились очень красивые! Теперь и здесь Новый год чувствуется. Что вам пришлось сделать для того, чтобы украсить елочку?



Предварительный просмотр:

Использование сенсорной-интеграции в работе с детьми с ОВЗ и инвалидами, как эффективного способа «запуска речи».

Банникова О. А.,

учитель-логопед МКДОУ д/с «Рябинка» г. Сосенский, Козельского района, Калужской области.

Аннотация. В статье представлен опыт работы по «запуску речи» у неговорящих детей посредствам сенсо-моторной интеграции.

Ключевые слова: сенсорная интеграция, «запуск речи», работа с детьми с ОВЗ, дошкольники.

Статья 79 ФЗ «Об образовании в РФ», посвящена организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Государство законодательно поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание соответствующих условий.

Целью образования является максимальная самореализация детей в различных сферах деятельности с учётом индивидуальных и физических особенностей. А для этого необходимо развивать когнитивные функции, эмоционально-волевую сферу и, конечно же, речь.

Наш детский сад посещают дети-инвалиды. Воспитание и образование детей с тяжёлыми множественными нарушениями психофизического развития в детском саду определяется особыми образовательными потребностями. Осуществляется в соответствующей здоровью предметной среде и направленно на социальную адаптацию. Мы стараемся создать для них все необходимые условия для получения образования. Дефектолог, психолог, логопед и воспитатели составляют индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка.  Целью воспитания является максимальная самореализация ребёнка в различных сферах деятельности с учётом его индивидуальных и физических особенностей. А для этого необходимо развивать когнитивные функции, эмоционально-волевую сферу и, конечно же, речь. Многие дети с особенностями развития, как правило, приходят к нам в детский сад безречевыми. И развитие коммуникации и речи становится первоочередной задачей, которую мы начинаем с альтернативной коммуникации.

Коммуникация (общение) – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающей в связи с потребностью в совместной деятельности, включающей в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Но коммуникация -  это не только вербальная речь, но и знаки (жесты, мимика, символы).

 Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию. И включает в себя различные средства общения (мимика, жесты, при помощи предметов, фотографий, пиктограмм, системы pecs).

И если пользоваться такими средствами, как мимикой и жестами мы учим всех детей, то к общению при помощи фотографий, пиктограмм, предметов и системы pecs мы прибегаем только, когда вербальную речь невозможно вызвать!

Рассмотрим альтернативную коммуникацию, как средство запускающее и симулирующее речь. Для того, чтобы понять, какой вид альтернативной коммуникации использовать, необходима диагностика на уровень развития когнитивных функций, доречевых навыков, речи, эмоционально-волевой сферы. Её проводят специалисты: психолог, дефектолог, логопед.

Чтобы появилась речь, должны присутствовать все её компоненты.

Слышу, воспринимаю – понимаю – думаю – говорю (желание вступать в коммуникацию).

Ребёнок должен слышать речь. То есть физический слух должен быть в норме.  Воспринимать звуки речи без искажений. То есть, специалист проверяет фонематический слух. Должно быть хотя бы социально-бытовое понимание речи. Сформированы психические функции: внимание, мышление, память. Потому что необходимо проанализировать услышанное и понять, что необходимо ответить. Исключаются или корректируются моторные нарушения и апраксии. Корректируется эмоционально-волевая сфера и формируются необходимые доречевые навыки. И, конечно же, у малыша должно быть стремление вступать в контакт. Исходя из того, какие нарушения выявлены, выбирают способ «запуска» речи.

 Коррекционно-развивающая работа по альтернативной и дополнительной коммуникации проходит следующим образом и включает в себя следующие направления: базальная коммуникация, тактильно-осязательная стимуляция, сенсо-моторное и речевое развитие. И проходит в три этапа.

Направления работы

1 этап

2 этап

3 этап

Базальная коммуникация

+

_

_

Тактильно-осязательная стимуляция

+

+

_

Сенсомоторное развитие

+

+

+

Речевое развитие

+

+

+

На первом этапе начинаем с базальной коммуникации. Параллельно проводим работу по татильно-осязательной стимуляци, сенсо-моторному и речевому развитию.

Задачи которых: формирование когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности, первоначальных коммуникативных умений, понимания речи на бытовом уровне. Сенсо-моторное развитие.

 На 2 этапе мы продолжаем работу по тактильно-осязательной стимуляции, сенсо-моторному и речевому развитию. Здесь уже пробуем «вызывать звуки», слоги и слова (по возможности).

На 3 этапе уделяем внимание сенсо-моторному и речевому развитию.

Остановимся подробнее на всех этапах.

 Базальная коммуникация (только на первом этапе) - диалог с помощью тела:

Задачи: развитие ощущений собственного тела, реакции на окружающий мир.

-соматическая стимуляция (поглаживание различных частей тела материалами контрастных текстур);

- вибрационная стимуляция (игрушки, массажёры);

- вестибулярная стимуляция (катание на качелях, лошадках, гамаках);

- оральная стимуляция (логопедический массаж, прорезыватели).

- знакомство с частями тела и их названием.

Данное направление осуществляется психологом в тесном контакте с логопедом, воспитателем и родителями.

Вы обратили внимание, что для развития коммуникативных умений на первых двух этапах помимо речевого развития много внимания уделяют тактильно-осязательной стимуляци, сенсо-моторному развитию. Почему же так происходит?

Для наглядности рассмотрим пирамиду обучения Вильямса и Шелленбергера (рис.1). Мы видим, что на самой вершине – развитие познавательных способностей и готовность к обучению. Но, прежде чем добраться до неё, необходимо пройти все ступени развития. И что-то пропустить - это значит не добиться результата. Так и с вербальной речью: чтобы ребёнок заговорил, необходимо проработать первый и второй «этаж» пирамиды.

 Рассмотрим первый «этаж»: сенсорные функции. Для их развития и рекомендуют курс сенсо-моторной интеграции. Что же это такое? Это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающих адаптацию и взаимодействие человека со средой, в которой он находится (обонятельная, зрительная, вкусовая, слуховая, тактильная, вестибулярная, проприоцептивная системы).  

Часто мы наблюдать у детей с особенностями развития нарушение в обработке сенсорных сигналов. На это указывают следующие признаки: ходит на цыпочках, передвигается с осторожностью, устраивает плач и истерики на пустом месте, постоянно кусает или царапает себя, всё тянет в рот, гиперактивный или гипоактивный.

Если нервная система работает неправильно, нарушаются многие навыки, в том числе учебные и речевые.  Гиперчувствительный ребёнок не может сконцентрироваться, потому что испытывает сильный дискомфорт от раздражителей (яркий свет, громкие звуки, яркая одежда). А гипочувствительный, наоборот, плохо чувствует тело, лицо или язык. Дети с сенсорным поиском постоянно ищут способ стимулировать активность, поэтому всё время двигаются, трогают предметы, не могут усидеть на месте. Поэтому у них резко нарушено зрительное, а особенно, слуховое внимание.

 На втором «этаже» сенсо-моторное развитие. Здесь мы изучаем схему тела, ориентируемся по сторонам, вырабатываем необходимые рефлексы (учим детей закрывать ротик, глотать слюни и т.д), учим планировать действия, воспринимать входящую информацию, развиваем равновесие применяя нейротренажёры.

 Чтобы проработать эти два этапа, мы разработали курс сенсорно-интегративных занятия по запуску речи «Весёлый язычок». Которые проводятся с подгруппами детей до 8 человек по итогам мониторинга, медицинским заключениям. В подгруппу входят дети, которым рекомендован ассистент. Он выполняет задание педагога вместе с ребенком, его руками и стимулирует на активность и коммуникацию.

Занятия по сенсорной интеграции включают в себя: самомассаж, артикуляционную, дыхательную и нейрогимнастику, игры с сенсорным материалом, «Что звучит?» и игры с музыкальными инструментами.

 Использование нейромячиков способствует развитию слухового внимания и тактильной чувствительности. Самомассаж мячиками с шипами под песенку Е. Железновой «Мы эту ручку разотрём» способствует формированию чувства ритма и межполушарного взаимодействия.

Артикуляционные упражнения на данных занятиях направлены развития артикуляционной моторике, которая у таких детей слабо развита и требует особого внимания, выполняем с обязательным показом и с поощрением правильного выполнения упражнений с использованием дополнительной стимуляции: попевок Железновой.

Дыхательные тренажёры - используем для формирования речевого выдоха и направленной воздушной струи (ветродуи, свистульки, перья, дудочки, трубочки для коктейля). Легки в изготовлении. Для поддержания интереса постоянно меняем атрибуты и включаем песенку Л. Татаркиной «Ветерок».

Нейрогимнастика - развития межполушарных связей проводится под весёлую музыку.

Игры с сенсорным материалом, как правило, проводим с «Сенсорными боксами» - это прозрачные контейнеры на 7-10 литров, наполненные различные сенсорным материалом (крупой, песком, водой, сеном, ракушками, опилками, пеной для бритья, мелкими игрушками, поролоном и т. п.).  Их мы используем как стимул для выполнения речевых игр и развития тактильного и обонятельного восприятия. Сенсорный материал можно ароматизировать специальным маслом.

  Правило: Открываем короб только после того, как ребёнок выполнил задание.  

Например: «Что в коробке?»

Инструкция (должна быть четкой и не длинной): «Стучи -Говори. Бери-Назови. Вешай».

Предлагаем ребёнку найти в прозрачном коробе с рисом картинку. Назвать её. И повесить на верёвку, прикрепив прищепкой.

Можно подключить мышление: возьми не синюю и не красную прищепку.

 Музыкальные игры по песни Е. Железновой и Л. Татаркиной с инструментами- способствуют развитию ритма и слухового внимания

Предлагаем игры на угадывание звуков для развития слухового внимания и фонематического слуха. Используем аудиозаписи: бытовые шумы, звукоподражания животным, музыкальные инструментов. Учим запоминать последовательность звучания.

 Раз в месяц проводим игры с тактильными дорожками. Они развивают осязания и учат улавливать различия между теплым и холодным, шершавым и гладким, мягким и твердым, упругим и жестким. На играх-занятиях используем, как покупные, так и самодельные сегменты дорожки: кладём в плоские подносы сено, опилки, крупу, природный материал. Задействуем работу рук: делаем хлопки, подкидываем и отбиваем мяч, выполняем упражнения.

Предлагаем балансировочные доски, которые развивают равновесие, контроль за положением тела. Таким образом, происходит мозжечковая стимуляция.

Использования данного материала на занятиях, направленные на сенсо-моторную интеграцию, призваны стимулировать соответствующие сенсорные системы и побуждать мозг обрабатывать информацию более эффективно.

 Таким образом, мы прорабатываем первый и второй этап. На третьем этапе занятия проводятся в индивидуальной форме.

 Если получилось запустить вербальную речь, работаем по её дальнейшему развитию.

Если речь не получается запустить по определённым причинам, то мы выбираем еще ряд дополнительных альтернативных способов коммуникации. Начинаем индивидуальную работу по формированию понимания и применению ребёнком группы жестов. Часто получается вызвать речь через жесты.

Группы жестов: указательный, да, нет, нельзя, дай, на, иди сюда, иди на ручки, уходи, сядь, до свидания, спасибо, хорошо.

Дополнительные жесты (смотри, слушай, говори).

Жесты – имитация действий.

 Далее, при необходимости, вводим карточки Пекс - помогающие неговорящим детям адаптироваться к окружающему миру. Данные карточки обучают детей выражать мысли, показывают: как совершить то или иное действие.

Порядок работы с карточками:

- обмениваем карточку на предмет;

- обмениваем с препятствием;

- ребёнок сам выбирает нужную карточку (из двух и т.д.).

- выбор карточки из книги.

Применение элементов аббатерапии и флортайма на занятии, способствует лучшему пониманию ребенка и применяется с группой, где присутствуют дети с интеллектуальными нарушениями, синдрома Дауна, аутизма. «АВА» расшифровывается, как прикладной анализ поведения. Этот подход очень популярен на сегодняшний день. Задачи - внесение в жизнь ребёнка необходимых отсутствующих навыков.

 Принцип прост: ребёнку должен нравиться результат его действий, тогда он будет с радостью их повторять. Поэтому каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой, хлопки в ладоши). Неудача, как правило, игнорируется.

   Базовый блок выглядит так:

- задание, запрос;

- реакция ребёнка;

- похвала или не одобрение.

С «АВА» хорошо сочетается Флортайм. Флортайм – это система развития ребёнка, основанная на его личных особенностях. Сводится к тому, что взрослый наблюдает за интересами детей и присоединяется к их игре. Такие занятия проходят в спокойной непринуждённой обстановке, на полу, где разложены игрушки ребёнка. Создаётся впечатление обычной, а не обучающей игры.

 Альтернативную коммуникацию, сформированную на занятиях по «Запуску речи», целесообразно продолжать формировать в повседневной деятельности.  С этой целью ведется взаимодействие с воспитателями (тетради взаимодействия) и родителями.  

Взаимодействие с родителями проходит в форме беседы, приглашения на занятия, как подгрупповые, так и индивидуальные.

С целью непрерывности педагогического процесса использую силы интернета. Создала страничку в контакте, где выкладываю видео-занятия для родителей: игры по развитию межполушарных связей, вызыванию простых звуков и слов, игры на развитие слухового восприятия с музыкальными инструментами, звукоподражаниями животных и бытовыми шумами, музыкальные игры. Ссылку на материалы распространяю среди родителей. Таким образом, они дома имеют возможность поиграть с детьми, закрепить полученный результат.

Таким образом, сенсорно-интегрированные занятия по «запуску речи» позволяют:

- успешно восполнить «психологическую базу речи»;

- формировать мелодико-интонационную сторону речи;

- компенсируют гипо и гиперчувствительность сенсорных подсистем;

- способствуют появлению альтернативной коммуникации и «запуску речи»;

- развивать артикуляционный аппарат и речевой выдох.

Занятия по сенсорной-интеграции с применением АВА терапии подходят всем детям с особенностями развития, в том числе и с аутизмом. Могут спровоцировать «скачок» в развитии ребёнка, подняв отдельные навыки на качественно новый уровень. Помогают «запустить речь», а, если это невозможно, стимулируют альтернативную коммуникацию.  

 Весь представленный материал легко приобрести и использовать с детьми разных возрастных групп. Может использоваться как с целью запуска речи, так и   как стимул для выполнения заданий разнообразной направленности.

 При творческом применении вызовет массу положительных эмоций у детей, способствует регуляции эмоционально-волевой сферы любого ребёнка.

Список литературы:

  1. Кулькова Н. Запускаем речь у неговорящих детей: диагностики и коррекция: от безречья до фразы.- Ростов н/Д:Феникс, 2022.-118с.
  2. Лынская М. И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий.- М.:ЛОГОМАГ, 2015.-90с.
  3. Татаркина Л. Логоритмика. Запуск речи через пение и движение для детей от двух лет.-М. Феникс.-70.
  4. Энн Айрес. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.-Теревинф, 2017г.-272с.