Художественно-эстетическое развитие

Кандаурова Анна Анатольевна

Способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Картотека игр по  «Художественно-эстетическому развитию развитию»

№1

«Кто живёт на лугу»

Цель: создание условия для составления рассказов об окружающих природных объектах.

Дидактический материал: макет картонный с изображением луга, картинки насекомых.

Ход игры:

Предложить детям заселить зелёный луг насекомыми. Правом заселения насекомых пользуется тот, кто отгадает загадку о насекомом и расскажет о нём. Выигрывает тот, кто назовёт больше насекомых

№2                                            

«Назови время года»

Цель: учить замечать изменения в природе. Знакомить с характерными особенностями, следующими друг за другом времён года. Проявлять бережное отношение к окружающему нас миру, природным явлениям.

Дидактический материал: иллюстрации с временами года (зима, весна, лето, осень).Листочки деревьев разного цвета (красного, оранжевого, зелёного, белые снежинки.

1. вариант игры

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением времён года (Осень, зима, весна, лето) и загадывает загадку. После отгадывания загадки, например, об осени ребята поднимают атрибут игры (листочек- оранжевого или красного цвета). Если прозвучала загадка о зиме ребята поднимают вверх снежинку.

При отгадывании загадки о весне веточку с набухающими почками.

А после отгадывания загадки о лете можно использовать атрибут игры -листочек зелёного цвета.

2. Вариант игры

Воспитатель называет природное явление, а ребёнок - время года. Листочки желтеют и опадают. (осенью). Ребёнок использует атрибут игры-жёлтый листочек. Снег идёт. (зимой) и ребёнок использует атрибут игры-снежинку. На деревьях набухают почки и появляются листочки. (Весной). Использование атрибута. Зелёная травка, яркое солнце. (летом) использование атрибута. В подтверждении ответа воспитатель показывает иллюстрацию с изображением данного времени года.

№3

«Отгадай загадки с грядки»

Цель: учить называть и отличать по внешнему виду овощи (морковь, капуста, помидор, репа, огурец, свекла, лук).Познакомить детей с овощами, выращенными в естественных условиях. Расширять знания детей о пользе овощей. Внести в активный словарь детей понятие «овощи». Развивать речь и мышление детей.

Дидактический материал: корзина, овощи.

Ход игры:

На столе в вазе лежат овощи. Воспитатель загадывает детям загадки и просит их показать на предмет, который она загадала, назвать его.

«Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая».(Морковь)

«Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а. (Лук).

Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, закутана. (Капуста)

«Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла, крупна, сладка на вкус, узнали вы? Я. (Свекла) и т. д.

После этого воспитатель просит детей назвать все предметы одним словом «Овощи».

№4

«Сложи радугу из полосок»

Цель: способствовать закреплению знаний о системе цветов.

Материал: полоски бумаги разных цветов. (как вариант можно использовать палочки Кюизенера.

Ход игры: 

Одну половинку радуги собирает воспитатель, а другую собирает ребенок. Воспитатель предлагает назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

№5

«Помоги собрать крышки»

Цель: закреплять формы предмета, стимулировать зрительные ощущения, развивать тактильные анализаторы.Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал: корзинки с разделителями по цветным секторам, разноцветные крышки.

Ход игры:

Перед ребенком стоит корзинка, разделенная на четыре ячейки красного, синего, зеленого и желтого цветов.Воспитатель достает из мешочка крышку и спрашивает: «Какого цвета крышка? Где домик такого же цвета? Положи туда крышку»

                                 №6                      

«Найди листик для бабочки»

Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.

Материал: картон, пластиковые листики, бабочки.

Ход игры:

 

Дети разбирают листочки и в порядке очередности расселяют бабочек по листочкам, в соответствии с цветовой гаммой. Предлагает детям помочь найти каждой бабочке свой листик для отдыха (с проговариванием названия цвета — для младшего возраста). Игру со временем можно усложнить, предложить, например, для красной бабочки найти зеленый листок и так далее.

№7

«Цветная дорожка»

Цель: развивать образное мышление, художественный вкус, умение правильно называть цвета, умение ориентироваться на плоскости игрового поля.

Материал: крышки разных цветов, картонные ячейки.

Ход игры:

 Воспитатель показывает детям «волшебные» дорожки разных цветов. Дети могут выкладывать на цветных дорожках крышки соответствующего цвета. Могут строить башни, цветы, геометрические фигуры, соединяя их друг с другом.

 

                                              №8

«Собери бусы на нитку»

Цель: Закрепить представления детей: цвет, форма, величина. Закреплять приемы обследования и накладывания.

Материал: геометрические фигуры разного цвета и формы, тонкие шнуры или толстые нитки.

Ход игры:

 

Пришедшая в гости белочка приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке. Там разные по форме геометрические фигуры. Педагог определяет порядок нанизывания фигур: вначале круглую, затем квадратную. Далее воспитатель предлагает выбрать из коробочки три разных по форме фигуры и нанизывать их, со словесным сопровождением.

№9

«Найди птичке домик»

Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, ориентировку на плоскости, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера.

Материал: домики из потолочной плитки, обклеенные самоклеющейся пленкой и геометрические фигуры разного цвета.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур.Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры с изображением птиц. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. Размести «жильцов» в домики». Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме, назвать их цвет. Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета и находит домик для птички.

                                              №10

«Сказочные деревья»

Цель: формирование представлений о цвете, о форме, о величине, развитие мелкой моторики рук.

Материал: деревья красного, желтого, зеленого цвета (плоскостное изображение на бумаге). На каждом дереве листочек такого же цвета.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям определить, какие деревья они видят, какого они цвета и какие листочки должны на них расти. Подобрать листочки такого же цвета как дерево.

№11

«Волшебные прищепки»

       Цель: учить детей подбирать прищепки нужного цвета, тактильные ощущения, чередовать прищепки двух цветов, развивать творческие способности.

       Материал: обыкновенные прищепки, распечатанные картинки.

       

       Ход игры:

 Дети учатся прикреплять дереву веточки, солнышку – лучики, свекле ботву и так далее.

                                              №12

«Мы в гостях у Маши и Саши»

Цель: учить детей подбирать каждой кукле, соответственно её размеру - чайный набор.

Материал: две куклы, тарелки, чашки, ложки разного размера.

Ход игры: 

Детям предлагается накрыть стол для кукол разной величины. Используя словесную инструкцию нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размеру, чайный набор.

№13

«Волшебный мешочек»

Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

Материал: красиво оформленный мешочек, мелкие предметы, знакомые детям (шарик, кубик, карандаш, резинка, игрушки животных и птиц из киндер-сюрпризов).

Ход игры:

Воспитатель держит мешочек с предметами и предлагает детям по одному подойти и определить предмет на ощупь, не вытаскивая его и назвать его характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока они не видят. После этого ребёнок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем детям.

                                              №14

«Разноцветные полоски - дорожки»

Цель: учить детей сравнивать предметы по одному и нескольким признакам одновременно.

Материал: Цветные полоски из бумаги (красные, синие, зеленые, желтые)

Ход игры:

 Разложить разноцветные полоски разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать полоски по длине: какая самая длинная (красная, какая самая короткая (синяя, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Можно сравнить ленты по ширине (самая широкая – зеленая, узкая – желтая). Выбрать вместе с детьми полоску самая длинную и узкую, короткую и широкую».

№15

«Волшебные шарики»

Цель: развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: шарики и крупы — рис, гречка, фасоль, горох.

Ход игры:

 Воспитатель предлагает ребёнку шарик,содержащий внутри различные крупы: рис, гречку, фасоль, горох. Шарики с каждым наполнителем парные. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

                                              №16

 «Художники волшебники»

      Цель:  Приобретение навыков работы с акварелью по сырой бумаге, вливания одной краски в другую и получения новых цветов и их оттенков.

    Материал: Бумага. Акварель.

   

     Ход игры:

 

Педагог говорит: «Мы все художники – волшебники, творим на бумаге чудеса. Сейчас я покажу вам, как это делается. У меня два листа бумаги. Один – обыкновенная бумага, другой – смоченная волшебной водой. У вас на столах волшебная вода в стаканчиках. Я беру бумагу, смоченную волшебной водой (бумага должна находиться в стадии высыхания), кистью рисую три  лепестка малиновой краской (цветы получаются расплывающимися), потом три лепестка фиолетовой краской. Видите, как краски вплывают одна в другую. Вот и получились волшебные цветы.

Теперь давайте сделаем и вашу бумагу волшебной. Возьмем кисточку покрупнее, окунем ее в воду, смочим бумагу. Положим кисточки, держим руки над бумагой, закрываем глаза и медленно считаем: «Раз, два, три, бумага волшебная – смотри!».  Так  надо сказать три раза. Теперь мы можем создать волшебные цветы.

№17

«Палитра»

      Цель: Развивать чувство цвета у детей, продолжать знакомить с основными цветами и их оттенками, учить получать новые цвета и их оттенки путем смешивания красок на палитре.

      Материал: Гуашь четырех цветов (белого, желтого, красного и синего). Палитры.

    Задание:

Педагог предлагает детям поиграть с красками и из предложенных создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования дети смешивают краски на палитре и получают новые цвета и их оттенки.

 Завершить игру можно рисованием на свободную тему, используя только что полученные цвета.

                                              №18

«Фигурки из проволоки»

     Цель: развивать понимание причинно-следственных связей; образное мышление, фантазию и творческие способности, общую моторику.

    Материалы:   проволока разного цвета.

    Содержание.

Педагог показывает, как можно загибать, закручивать, соединять проволоку, а затем предлагает детям  изобразить животного, человека, букву, цифру, здание и т.д.

Можно создать большой проект: например, зверинец, город, большую семью и т.д.

№19

«Таинственный рисунок»

     Цель: развивать  аналитическое мышление, умение выражать свои эмоции, моторику рук и графические навыки, воображение.

     Материалы:   белый карандаш, цветные карандаши, листы белой бумаги (небольшие).

     

     Ход игры:

Педагог рисует что-нибудь белым карандашом на бумаге так, чтобы дети этого не видели.  Затем показывает этот лист, и говорит, что здесь нарисована «волшебная» картинка, чтобы она появилась, надо осторожно заштриховать цветными карандашами этот лист бумаги.

                                              №20

«Радуга пузырей»

      Цель: развивать воображение, аналитическое мышление, восприятие цвета, фантазию.

      Материалы:   шампунь, гуашь, стаканчики для воды, толстые кисти, трубочки для коктейля.

      Ход игры:

Приготовить цветную пену: тщательно смешать шампунь и гуашь в равных пропорциях, налив в стаканчик примерно по 0,5 мм того и другого. Затем долить в стаканчик воды, заполнив его на 1/3.

Педагог булькает  через трубочку в стакан. Когда появятся цветные мыльные шапки, можно приступать к созданию картины. Затем берет плотную бумагу,  и накрываем поочередно каждый стаканчик, получаются отпечатки.

- Посмотрим, на что они похожи?  Дорисуем  недостающие детали.

№21

«Морское дно»

      Цель: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.

     Материалы:   изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.

     Содержание.

Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти,  нужно отгадать про них загадки. Тот, кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция.

. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов.

№22

«Кони расписные»

       Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.

       Материалы: силуэты лошадок,  расписанные по мотивам народных росписей «Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка», а также «полянки»,  расписанные в этих же стилях.

       Содержание.

Педагог предлагает детям,  определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

№23

«Волшебный пейзаж»

   Цель: формировать умение  видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.

   Материалы:   силуэты деревьев и домиков различных размеров, а так же картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта.

    Содержание.

Педагог предлагает детям  расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью.

№24

«Собери пейзаж»

     Цель: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.

     Материалы:  картинки с изображением предметов в различное время года, а также несколько плоскостей с изображением различных времен года.

     Содержание.

Детям предлагается  из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), а так же  подобрать предметы,  соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.

№25

«Матрешкин сарафан»

     Цель: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.

    Материалы:   силуэты матрешек, а так же отдельные части матрешек с определенной росписью.

    Содержание.

Педагог показывает детям нарисованные силуэты трех матрешек, и дети на выбор одевают  свою матрешку.

№26

«Разложи и сосчитай матрешек»

    Цель: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.

    Материалы:   силуэты палитры из картона, на каждой только один цветной кружок (красный, зеленый и др.), а на остальных белых кружках есть прорези; кружки с оттенками таких же цветов.

     Содержание.

Педагог показывает детям нарисованные силуэты  матрешек, вызываются трех детей,  и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

№27

«Дом паука»

     Цель: развивать чувство композиции.

     Материалы: листы картона разного цвета, цветные толстые нитки, изображения паука, разных насекомых, листочков; цветные карандаши или фломастеры, уголь.

     Содержание.

Педагог проводит небольшую беседу: «Вы знаете, где живет паук? Какой у него дом? Кто попадает в его сети? Хотите изобразить дом паука? Его можно нарисовать, выложить из ниток, а насекомых можно сделать или использовать тех, что уже есть».

Затем дети рисуют или выполняют коллективную работу в технике коллажа.

 

                                              №28

«Укрась фартук» 

     Цель: учить составлять декоративные композиции - располагать элементы, подбирая их по цвету, на силуэтах фартука стиле дымковского промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

     Материалы: Плоскостные изображения фартуков; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

     Ход игры:

 Составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации) . Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию

№29

                             «Дымковская мозаика»

     Цель: уточнить и закрепить представление об элементах дымковской росписи, развивать память, композиционные умения. Воспитывать желание создавать оригинальные дымковские игрушки.

     Материал: плоскостные изображения различных дымковских игрушек, набор мелких плоскостных элементов дымковских узоров.

     Ход игры :

 Предложить детям создать свою собственную дымковскую игрушку.

                                              №30

                              «Любопытная змейка» 

      Цель: Развивать графические навыки рисования.

       Материал: Бумага. Простые графитные карандаши, зеленые карандаши.

       Ход игры:

Педагог предлагает детям нарисовать на листе бумаги дорогу (две параллельные линии) по ее краям – деревья (зелеными точками). А вот и любопытная змейка: ей кажется, что за каждым деревом ее ждет что-то интересное (она оползает дерево с одной стороны дороги, потом дерево с другой ее стороны и т.д., не пропуская ни одного)



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по изобразительной деятельности для детей средней возрастной группы «Весенний день»

Цель: формировать умение правильно держать в руке кисть, наносить различные цветовые пятна.

Задачи: Расширить представление о сезонных (весенних) изменениях в природе. Развивать наглядно-образное мышление, воображение. Воспитывать интерес к природе и отражению впечатлений в изобразительной деятельности.

Материалы. Листы бумаги белого цвета, краски гуашь, акварель, кисточки, салфетки матерчатые.

Содержание занятия: 

Воспитатель обращается к детям: Ребята к нам в гости пришел динозаврик, он добрый не пугайтесь, который никогда не видел как наступает весна и ему очень хочется узнать что мы знаем о весне? Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить предложением, начиная его со слова «Весной» (весной ярко светит солнце, весной день становится длиннее, весной бегут ручьи. Весной тает снег, весной прилетают птицы). Ответы детей.

- а солнышко какое?. ответы детей (яркое, теплое, ласковое, лучистое, доброе, приятное, золотое, весеннее). Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». А как бы произнесло солнышко радостную весть «Весна пришла»?. Ответы детей (радостно, по доброму).

- Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом? Какой стал снег?. ответы детей(грязный, рыхлый, холодный). Тяжело снегу находится по весенними солнечными лучами. А как произнесет снег новость «Весна пришла с какой интонацией? Произнесите слова снега. Ответы детей. А во что он превратится вы скажете, когда послушаете музыку.

- вот и растаял снег и превратился…. во что же превратился снег? Ответы детей.

- и побежал весенний ручеек. А что можно сказать про ручеек, какой он? (быстрый, журчащий, холодный, звонкий, прозрачный). Бежит ручеек и приговаривает весна пришлавесна пришла. А рядом с ручейком появились первые росточки.

-а что еще появляются на наших веточках?(почки, листочки)(показываем детям веточки с образовавшимися почками)

-а какие первые цветы прорастают в свозь снег?(подснежники)

По ходу занятия  появляются изображения солнца, ручья, деревьев с маленькими зелеными листочками, сосульками тающими от яркого весеннего солнца, подснежники, первая трава .

Физкультминутка «Первые росточки».

А сейчас ребята мы с вами превратимся в весенние росточки (включается аудиозапись приятной музыки).

Мы сидим в земле как семечки (дети присели)

Поднимаемся к солнышку, вверх как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх). Распускаемся как цветочки (дети разводят руки в стороны). Молодцы ребята, какие замечательные расцвели в нашей группе цветы. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

     Ребята динозавру очень понравились весенние изменения в природе и он просит, чтобы мы постарались и нарисовали красивый весенний пейзаж.

Педагог предлагает детям взять кисточки и нарисовать доброе яркое солнышко, прохладный, звонкий ручеек, веточки кустарников с первыми зелеными листочками. Воспитатель напоминает последовательность работы: рисуем солнце, ручеек, веточки кустарников, на них маленькие зеленые листочки.