Советы школьникам

Беляева Татьяна Сигисмундовна

Предварительный просмотр:

Памятки по чтению

 Научить ребенка читать, привить ему любовь к чтению - что может быть труднее и более желанно для любого учителя! Сделать это можно, если с первых уроков незаметно знакомить детей с правилами работы с текстами.

 

Правила чтения и обращения с книгой

 

    1. Не берите книги грязными руками.

    2. Читайте, сидя за удобным столом.

    3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.

    4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.

    5. Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.

    6. Не читайте на ходу и при движении транспорта.

    7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

    8. Храните книги в закрытых полках.

 

Как приготовиться к уроку чтения

    1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

    2. Прочитайте несколько раз эти слова.

    3. Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.

    4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

 

Учитесь читать правильно

 

    1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

    2. Старайтесь понять то, о чем читаете.

    3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

    4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

    5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

 

Учитесь читать выразительно

 

    1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

    2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.

    3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь  при чтении передать его интонацией.

    4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

    5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

    6. Выделяйте голосом важные места.

 

Памятка к работе над сказкой

 

    1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

    2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

    3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

    4. Какие события описываются в сказке?

    5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

    6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

    7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

    8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Памятка к работе над басней

 

1.    Как называется басня? Кто ее автор?

    2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

    3. Кто действует в басне?

    4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

    5. Что осуждается в басне?

    6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

    7. Что должен понять из этой басни читатель?

    8. Какое выражение басни стало крылатым?

 

Памятка к работе над стихотворением

 

    1. Назовите стихотворение и его автора.

    2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

    3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

    4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

    5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

    6. Что вам понравилось в стихотворении?

    7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

 

Работа над лирическим стихотворением

 

    1. Прочитайте стихотворение.

    2. Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?

    3. Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?

    4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

 

Памятка к работе над статьей

 

    1. Запомните, как называется статья и кто ее автор.

    2. Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?

    3. О ком или о чем эта статья?

    4. О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?

    5. Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте  каждую часть? Составьте план.

    6. Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или

    предложение, где автор говорит о самом главном.

    7. Что нового вы узнали из прочитанного?

    8. Что вы читали об этом раньше?

 

Памятка к работе над рассказом

 

    1. Как называется рассказ? Кто его написал?

    2. Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?

    3. Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?

    4. Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?

    5. О чем вы думали, читая рассказ?

 

Выделение главной мысли рассказа

 

    1. Внимательно прочитайте рассказ.

    2. Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.

    3. Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.

    4. Определите главную мысль рассказа.

 

Составление плана

 

    1. Разделите рассказ на части.

    2. Мысленно нарисуйте картину к каждой части.

    3. Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.

    4. Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.

 

Выработка умения полного  пересказа

 

Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.

    1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать

    последовательность событий).

    2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

    3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

    4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

    5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

 

Выработка умения пересказывать кратко

 

Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.

    1. Перечитайте текст.

    2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

    3. Расскажите о главном в каждой части.

    4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и  главное в каждой части.

    5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

 

Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту

 

Задание. Ответьте на вопросы.

    1. Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).

    2. Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).

    3. Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).

    4. Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.

 

Выработка умения составлять план текста

 

Задание. Составьте план рассказа.

    1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

    2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

    3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

    4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

    5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

    6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

 

Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)

 

Задание. Составьте рассказ о герое.

    1. Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).

    2. Определите, о чем говорится в каждом отрывке.

    3. Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).

    4. Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.

    5. Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.

    6. Составьте рассказ про себя.

    7. Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.

    8. Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

     



Предварительный просмотр:

Наука делать уроки.

Начинаем выполнять домашнее задание


      Дети любят ритуалы и легко им следуют. Пусть приготовление уроков станет одним из таких ритуалов.
     Первым делом наводим порядок на рабочем месте школьника. Необходимо проконтролировать, все ли есть для выполнения домашнего задания, удобно ли расположены на рабочем месте письменные принадлежности и учебники, правильно ли освещен стол.
А теперь открываем дневник и классифицируем задания по принципам:

* простые и сложные;
* письменные и устные;
* любимые и нелюбимые.

     Не нужно начинать с самого сложного задания. Так как на трудное уходит порой очень много времени, что-то не удается, ребенок ощущает неуспех, у него пропадает желание работать дальше. Начать делать уроки стоит с самого любимого предмета – с того, что точно получится.

        

        Понять и выучить

Препятствий в обучении можно выделить три: 

1. Нарушение принципа постепенности;
2. Непонятное слово или символ, встретившееся в тексте или речи;
3. Отсутствие представления о предмете изучения.

        Если нарушается принцип постепенности, у ребенка не получается цельной картины изучаемого предмета. Упустив одно звено в цепочке рассуждений или не проделав практической работы, школьник теряет возможность продолжить полноценное обучение. Поэтому родители должны следить за тем, чтобы школьник поэтапно выполнял все задания.
Если ребенок замедлил темп в обучении, почувствовал, что он соображает хуже, чем 15 минут назад, это значит, что он встретил на своем пути непонятное слово. Это самое серьезное и наиболее часто встречающееся препятствие, а устраняется оно очень просто – при помощи словаря. Выявив причину, действуем по следующему алгоритму:

1. Находим выше по тексту то слово, которое ребенок не понимает (смысл которого не может передать своими словами).
2. Открываем словарь, находим толкование слова.
3. Включаем слово в разговорную речь (ребенок придумывает несколько предложений с этим словом).
4. Перечитываем весь текст, и если интерес к тексту не спешит появляться, возвращаемся к первому пункту.

Если после того, как ребенок прочитал словарь, слово не стало понятным, значит, речь идет об отсутствии представления о предмете изучения.
Чтобы устранить это препятствие, необходимо сделать предмет изучения наглядным: показать картинку, вылепить его из пластилина.

Учим правило


   
Нерифмованный отрывок из текста всегда запоминается хуже, чем стихи. Тем не менее, правила надо знать дословно. Чтобы запомнить правило, необходимо понять его и уметь объяснить своими словами. А теперь «зазубриваем».

* Несколько раз читаем правило вслух.
* Закрываем учебник, пытаемся повторить. Если не получается сразу, то можно подсматривать.
* Затем пишем правило по памяти, не подглядывая в учебник.
* Проверяем по книге. Ошибки исправляем красной пастой.
* Опять закрываем учебник, пишем, проверяем, исправляем ошибки.
 

   И так до тех пор, пока правило не будет записано без ошибок. А теперь надо придумать к нему примеры. Через пару часов повторяем правило еще раз. Таким образом, оно откладывается на долгосрочное хранение.

Решаем задачу


   Для решения задачи по математике или физике сначала уясняем, на какое она правило. Определяем, какие формулы необходимо знать для ее решения. Смотрим, что уже известно из условия, а что необходимо узнать. Делаем чертеж, схему, рисунок, описывающие условие задачи, а также краткую запись условия. Составляем план решения задачи: что мы должны узнать в конечном счете, а какие шаги будут промежуточными и приведут нас к правильному ответу. Когда задача решена, проверяем правильность ответа с двух позиций: с точки зрения здравого смысла (чтобы не получилось полтора землекопа) и делаем математическую проверку.

Пересказываем текст


      Пересказ текста всегда начинается с его внимательного и вдумчивого прочтения. Если ребенок учится в начальной школе, то читаем обязательно вслух. Уточняем по словарю непонятные слова.

     Готовим план рассказа. Его можно составить по ключевым словам, задавая вопросы к тексту, или при помощи сюжетных картинок, иллюстрирующих текст. При этом талант рисовальщика не имеет значения – достаточно символов или схем. Важно, чтобы были выделены основные мысли каждого абзаца теста.

    Подбираем слова, характеризующие персонажей рассказа. Затем стараемся восстановить рассказ по составленному или нарисованному плану.

Готовимся к устному ответу.


Многие школьники не считают нужным готовиться к устному ответу. А зря!
Чтобы приобретенные знания могли стать базой для последующего изучения материала, необходимо повторять материал, пройденный на уроках, и дома.
Для этого читаем заданный параграф, учим определения, даты, все, что выделено жирным шрифтом. Пересказываем текст, отвечаем на вопросы в конце параграфа. Выполняем задания к материалу.

Учим стихотворение


    Если удается уловить стихотворный ритм, то заучивание стихотворения превращается в приятное занятие. Можно распевать стихотворные строки, в соответствии с ритмом качать головой и размахивать руками. Но бывает и так, что мелодика стихотворения ускользает, и тогда учим традиционным путем.
        Читаем по книге. Представляем все, о чем там говорится. Можно представить мультик или мысленно нарисовать комикс по произведению. Если встречается непонятное слово – смотрим в словаре. Перечитываем, стараясь не подглядывать.
Закрываем книгу и рассказываем по памяти. Сколько подсмотрели – столько раз еще рассказываем.
Стихотворению, как и правилу, надо «отлежаться» в голове. Через пару часов еще раз читаем его и рассказываем.

Учим иностранные слова


       На небольших полосках бумаги с одной стороны пишем иностранные слова, а с другой – перевод к ним. Пока пишем – запоминаем. Затем берем по одной полоске, читаем слово и подбираем перевод. Можно переводить с иностранного на русский язык, можно – с русского на иностранный. После нескольких занятий полосок будет много, их можно перехватить резиночкой, и не выкидывать, а время от времени повторять слова, оставшиеся от предыдущих уроков.
     Для начала вам следует помогать ученику и контролировать, как идет процесс. А когда ребенок освоит этот способ, он вполне сможет обходиться и без помощи.

        



Предварительный просмотр:

Памятка для работы над ошибками

1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. 

Выпиши слово, выдели корень, поставь ударение, подчеркни орфограмму, через тире напиши проверочное слово, поставь ударение.

2. Парная согласная в корне слова. 

Выпиши слово, выдели корень, подчеркни орфограмму, через тире напиши проверочное слово.

3. Непроизносимая согласная в корне слова.
Выпиши слово, выдели корень, подчеркни орфограмму, через тире напиши проверочное слово.

4. Буквосочетания с шипящими жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

Выпиши слово, выдели орфограмму, допиши ещё два слова на это же правило.

5. Ь - показатель мягкости согласного.

Выпиши слово, выдели орфограмму, допиши ещё два слова на это же правило.

6. Разделительный Ь или Ъ.

Выпиши слово, выдели орфограмму, допиши ещё два слова на это же правило.

7. Заглавная буква в именах собственных.

Выпиши слово, выдели орфограмму, допиши ещё два слова на это же правило.

8. Словарные слова, удвоенные согласные в корне слова. Слова с неизученными орфограммами. 

Выпиши слово, проверь по словарю, подчеркни орфограмму, пропиши строчку с маленькой буквы без запятых.

9. Правописание приставок и суффиксов.

Выпиши слово, разбери по составу, запиши два слова с такой же приставкой или суффиксом.

10. Правописание предлогов. 

Предлог запиши раздельно со словом, вставив между ними слово или вопрос, допиши ещё 2 слова с таким же предлогом.

11. Окончания существительных. 

Выпиши слово, выдели окончание, определи род, падеж и запиши рядом со словом.

12. Окончания прилагательных.

Выпиши слово, выдели окончание, определи род, падеж и запиши рядом со словом.

13. Окончания глаголов. 

Выпиши слово, выдели окончание, определи спряжение и лицо, в пр. времени - род.

14. Пропуск букв, искажения слов, замена букв, неверный перенос. 

Выпиши слово правильно, раздели для переноса, подчеркни гласные.

15. Неверно выполненное или вообще не выполненное задание к упражнению. 

Выпиши слово или предложение, выполни задание правильно.

Дополнительные инструкции к работе над ошибками


1) Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать проверочное так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Например: коса – косы, трава – травушка.

2) Чтобы проверить парную согласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать проверочное так, чтобы после согласного стоял гласный. Например: дуб – дубы, гриб – грибочки.

3) Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать проверочное так, чтобы после этого согласного стоял бы гласный или сонорный согласный. Например: грустный – грустит, солнце – солнечный.

4) Запомни: сочетания ча-ща пиши с буквой а, сочетания жи-ши пиши с буквой и, сочетания чу-щу пиши с буквой у; сочетания чк, чн, щн пиши без мягкого знака.

Образец: Чаща, кочан, чалма. Жираф, жизнь, ожил. Чудо, чулок, захочу. Срочный, кочка, мощный.

5) Мягкий знак пишется после согласных и указывает на мягкость впереди идущего согласного. Он может стоять как в конце, так и в середине слова. Образец: Конь, сталь, якорь. Коньки, мотыльки, банька.

6) Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед гласными Е, Ё, Ю, Я. Разделительный Ь пишется обычно в корне после согласных и перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я. Образец: Подъезд, съёмка, объявление. Семья, воробьи, осенью.

7) Заглавная буква пишется в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Образец: Марина, Николай, Антон. Зорька, Мурка, Барбос.

8) Прописать целую строку, запомнить правописание или уточнить в словаре. Образец:
коньки коньки коньки коньки коньки коньки коньки

9) Приставки и суффиксы в русском языке пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. Образец: Поход, полёт, полюбила. Косточка, грибочки, Галочка.

10) Предлоги пишутся раздельно со словом, между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Образец: В_лес, в (какой?) лес, в дубовый лес.

11) Окончание –Е пишется в именах существительных 1 склонения в Д.п. и П.п., во 2 склонении в П.п. Окончание –И пишется в 3 склонении в Р.п, Д.п. и П.п. и в существительных 1 склонения в Р.п. Образец: На воздухе – 2 скл., П.п.

12) Чтобы правильно написать окончание имени прилагательного, нужно задать вопрос. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном. Образец: В красном (каком?) платье – ж.р., П.п.

13) Окончания глаголов зависят от спряжения и лица глагола. Отдельная таблица подскажет тебе это. Образец: прыгает – I спр., 3 л.

14) Слова переносят по слогам, нельзя переносить слова, состоящие из одного слога, а также переносить или оставлять 1 букву на строке. Буквы Й и Ь не отделяй от впереди идущей буквы. Покажи все способы переноса и не забудь подчеркнуть гласные: Ухо, паль-то, ска-мейка, скамей-ка.

15) Выполни заново задание, которое ты не выполнил или выполнил ошибочно.



Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

(ПОМНИ! Работу над ошибками выполняют каждый день!)

Последовательность работы над любой допущенной ошибкой

  1. Прочитай слово, в котором допущена ошибка.
  2. Определи, на какое правило допущена ошибка.
  3. Повтори  данное правило.
  4. Найди в памятке, как работать над этой ошибкой.
  5. Прочитай  внимательно и начинай выполнять работу над данной ошибкой в той последовательности, которая дана в памятке.

Название орфограммы

Как проработать ошибку.

Алгоритм

1.

Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так:  Выпал  пушистый  снег.  Дети  рады.

2.

Знаки препинания в конце предложения.        

Выпиши  предложение  правильно.  Придумай  своё  или  найди  в  учебнике  предложение  с  таким  же знаком  и  запиши.  Подчеркни  знак.

Делай так: Ты любишь отгадывать загадки?  Кто быстрее прочитает скороговорку?

3.

Пропуск, замена, искажение буквы.

Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни букву, в которой ошибся. Раздели слово на слоги, поставь ударение.

Конь/ки, конь/ки, конь/ки.

4.

Слоги.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов. Напиши слово, раздели на слоги. Поставь ударение, подчеркни гласные.

Уиель.

5.

Перенос слова.

Запомни! При переносе нельзя одну букву переносить на новую строку и нельзя оставлять на строке.

Напиши слово и покажи все способы переноса.

Бе-рёза, берё-за. Груп-па.

6.

Гласные после шипящих.

Выпиши  слово правильно. Придумай и запиши  ещё  два слова на эту орфограмму.

Делай так:  малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

7.

Сочетание  чк,  чн,  нщ,  щн.        

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё  два слова.

8.

Ударение.

Выпиши  слова.  Поставь в них правильно знак  ударения.

Делай так:   алфавит, азбука, портфель.

9.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением  (а,  о,  е,  и,  я).

Выпиши слово, напиши проверочное. Поставь знак ударения, выдели корень и букву безударного гласного в корне.

Гроза – грозы.

10.

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. (Словарные слова)

Напиши слово правильно 3 раза. Поставь ударение, раздели на слоги, выдели «опасные» места.

У/че/ник, у/че/ник, у/че/ник.

11.

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово, выдели корень, подчеркни.

Гриб-грибы, глазки-глаза.

12.

Непроизносимые согласные в корне  слова.

Прочитай  слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов.

Напиши слово правильно. Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко. Выдели корень и орфограмму.

Звёздный – звезда, звездочка.

13.

Большая буква в именах собственных.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели и подчеркни орфограмму.

Таня, Саша, Андрей.

Москва, Ярославль, Новгород.

14.

Двойные согласные в слове.

Напиши слово правильно, выдели удвоенный согласный, запиши ещё 3 слова на данное правило.

Класс, русский, искусство.

Тонна, длинный, лунный.

15.

Ь – показатель мягкости.

Выпиши слово правильно и подчеркни Ь знак с буквой, стоящей перед ним (на конце слова) и между двумя согласными. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.

Делай так: Ель, мальчик, коньки.

16.

Разделительный мягкий знак.

Запомни! 

Разделительный «ь» знак пишется после согласной в корне перед гласными е, ё, и, ю, я.

Выпиши слово правильно. Подчеркни разделительный «ь» знак, выдели корень, допиши ещё 2 слова на данное правило.

Листья, волчьи, вьюга.

17.

Разделительный «Ъ».

Запомни! Разделительный «Ъ» пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели приставку и оформи орфограмму.

Подъехал, объявление, съел.

18.

Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно.  Выдели в нём приставку.  Запиши ещё два слова с этой же приставкой.

Делай так:  полетели,  побежали,  потянули

19.

Правописание приставки со словом.

Выпиши слово.  Выдели приставку.  Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай так:  заехал,  уехал,  переехал.

Запомни!  Приставка – это часть слова.  Она пишется слитно со словом.

20.

Правописание суффиксов.

Запомни!  Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

-ёнок-, -онок-

После мягких согласных, кроме [ч'], пишется суффикс -ёнок-.

После твёрдых согласных и [ч'] пишется суффикс -онок-.

-ик-, -ек-

Измени форму слова. Если гласная из суффикса выпадает, пиши суффикс -ек-. Если не выпадает – суффикс   -ик-.

Замочек – замочки

Кораблик – кораблики

-ив-, -ев-

Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения – -ев-.

-лив-, -чив- всегда пишутся с буквой И.

Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё два слова с этим суффиксом.

Делай так: липовый, дубовый, кленовый

21.

Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях  и суффиксах имён существительных и прилагательных, в наречиях.

Запомни! Под ударением пиши букву - о, без ударения - Е.

кольцом , тучей  , мужичок ,большого, 

22.

Правописание Ы или И после Ц.

Запомни!  Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква Ы после Ц пишется:

•        в окончаниях и суффиксах: Синицын, щипцы;

•        в корнях слов – исключений: цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

Делай так: Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную И. Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную Ы. Запиши ещё 2 слова на это же правило.

23.

Правописание предлога со словом  (орфограмма - пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.  Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.  Обозначь орфограмму – пробел.

Делай так:  к_берегу,  к  (какому?)  берегу,  к  (крутому) берегу.

Запомни!  Предлог - это отдельное слово. Не  смешивай  приставку  с  предлогом. У  глаголов  нет предлогов.

Делай так:  Лодка  отплыла  от  берега.

24.

 Соединительные  гласные  в  сложных  словах  ( о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни.  Подчеркни букву соединительного гласного. Запиши  ещё  одно слово на эту  орфограмму.

Делай так:  водовоз,  самолёт.        

25.

Предлог с местоимением  (орфограмма - пробел).

Выпиши  из предложения  местоимения  с  предлогом.  Запиши  ещё  два  примера на эту орфограмму.

Делай так:  у  нас,  ко  мне,  с  тобой.

Запомни!  Предлоги  с  местоимениями (как  и  с  именами  существительными)  пишутся  отдельно.

26.

Разбор слов по составу.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме.

Поездка, ….., … .

27.

«Не» с глаголом.

Запомни! Частица «НЕ» с глаголом пишется отдельно.

Выпиши  глагол  с  не. Запиши  ещё  два  слова  на  это  правило.  Подчеркни  орфограмму.

Делай так: не  пришёл,  не  выучил,

 не _знал.

28.

Правописание «ь» после шипящих.

Алгоритм Ь после шипящих в разных частях речи.

1. Определи часть речи.

2. Если существительное, то определи склонение:

1 скл. - туч (мн.ч., р.п.)

2 скл. – шалаш

3 скл -ь ночь

3. Если краткое прилагательное, то "ь" никогда не пишется: шипуч, колюч

4. Если глагол,то "ь" всегда пишется :съешь, купаешься, сберечь

5. Если наречие, то "ь" пишется всегда (кроме уж, замуж,невтерпеж):навзничь, настежь, прочь

Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на данное правило.

Ночь (ж.р. 3 скл.),…, …. .

Мяч (м.р. 2 скл.), …, …. .

29.

Правописание безударных  падежных окончаний имён существительных.

Выпиши словосочетание. Поставь вопрос. По начальной форме определи склонение и падеж. Выдели окончание.

Шёл (по чему?) по площади (3 скл., Д.п.)

30.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса и прилагательного. Выдели окончание, определи род, число, падеж.

Озером (каким?) глубоким (ср.р., ед.ч., Т.п.)

31.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол, поставь в неопределенную форму. Определи спряжение, выдели окончание.

Пишет (писать) – 1спр., (-е,-ут,-ют)

32.

Мягкий  знак  ь  на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши  глагол  правильно.  Запиши  ещё два глагола на эту орфограмму.

Делай так:  пишешь,  решаешь, читаешь  (наст. вр.,  2-го  лица,  ед.ч.)

Запомни!  На  конце  глаголов  2-го  лица  единственного  числа  пишется  мягкий  знак.

33.

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.

Выпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму.

Слышал (слышать).

34.

-ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов настоящего времени,   неопределенной формы.

Задай  вопрос  к  глаголу.  Запиши  вопрос  и  глагол.  Обозначь  орфограмму.  Запиши  ещё   два  слова на  это  правило.

Делай так:  Маша (что делает?) гордится – глаг., н.в., 3л., ед.ч.

Надо (что делать?) радоваться – глаг., н.ф.

35.

Разбор  предложения.

Выпиши  предложение.  Подчеркни  главные  члены.  Обозначь  части  речи.  

Делай так:

пред. сущ.    гл.        прил.          сущ.

В  гнезде сидел маленький орленок.

(Пов.,  невоскл.,  прост.,  распр.)

36.

Однородные  члены  предложения.

Выпишите предложение. Подчеркните однородные члены и слово, от которого они зависят. Сделай схему.

Делай так: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

Ветер (что сделал?) сорвал , разметал. 

[−  =  , =  ].

37.

Сложное   предложение.

Выпиши  правильно.  Подчеркни  грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Делай  так:    В  синем  небе  звёзды   блещут,  в  синем  море  волны   хлещут.

 [− =],[− =].

38.

Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

"А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. " П ?” - а.

39.

Слова на неизученные правила.

1. Пропиши всю строчку

слово, в котором ошибся.

2. Подчеркни место ошибки.

3. Постарайся запомнить

правописание этого слова.

Локомотив.

Если не смог справиться со своей ошибкой – обратись к учителю!