Обобщение педагогического опыта

Садулаева Альбина Шариповна

В настоящее время одна из основных задач современного образования  – это раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможности проявления творческих способностей. Помогает реализовать данную задачу наиболее актуальная в наше время инновационная технология – это метод проектов. В своей педагогической деятельности проектную технологию я использую регулярно. Изходя из своего практического опыта, я могу сказать, что успешность данного метода заключается в том, что представляя собой гибкую модель организации образовательного процесса, метод ориентирован на творческую самореализацию личности ребенка, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ГМО старших воспитателей

Слайд №1

«Социо-игровая технология в работе с детьми дошкольного возраста как условие развития речевого взаимодействия воспитанников»

В условиях введения ФГОС дошкольного образования личностноориентированная модель выступает как основной моделью воспитательнообразовательного процесса.

Слайд №2

Признаки личностно-ориентированной модели:

  • позиция воспитателя: «Не рядом и не над, а вместе!;
  • цель: содействие становлению ребенка как личности (развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, развитие индивидуальности;
  • знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка;
  • тактика общения - сотрудничество;
  • позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития  как полноценного члена общества;
  • взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям);
  • игра является основной формой организации детской жизни.

Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания.

Для перехода на данную  модель общения с ребенком необходима соответствующая педагогическая технология, которая будет являться одним из условий для такого общения. Одной из таких технологий является  социоигровая технология воспитания и обучения.

Точный возрастной диапозон по применению данной технологии не обозначен, наиболее востребована данная технология, среди педагогов работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Начать подготовку детей к работе с данной технологией, можно уже в среднем дошкольном возрасте.

Этапы организации общения детей в рамках данной технологии

1. На самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

2. На втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

3. На третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение мы обучаем дошкольников.

Слайд №3

Социо-игровая технология – это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к обучению и получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре.

Социо-игровые технологии обучения стимулируют развитие у детей умений свободно обсуждать интересующие их вопросы, следить за развитием общего разговора и за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно.

Слайд№4

«Золотые правила социо-игровой технологии»

  1. Деление на микрогруппы.

  1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами.

Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «педагог – ребенок», т.к. одной из наиболее насыщенных, доверительных и плодотворных форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками.

Взрослый предлагает группе равных какое-то дело, и дети умеют организоваться так, чтобы не  было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Каждый ребенок чувствует себя здесь умелым, знающим, способным. Деятельность  в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Они умеют сопереживать друг другу, оказывать поддержку,  чувствуют ответственность друг за друга. В группах дети учатся рассказывать, слушать других, запоминать, тренировать воображение, скорость реакции, умение совместно выполнить любое задание. Активизируется эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребенка. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.  

       2. Правило: «Смена лидерства».  «Смена лидерства» - т.е. снятие судейской роли с педагога и передача её детям , что предопределяет снятие страха ошибки у детей.Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

       Можно предложить детям выбрать лидера с помощью короткой считалочки. Если же дети затрудняются при выборе лидера, то воспитатель должен проявить инициативу и предложить детям  быть лидерами поочереди. Например: при предъявлении каждого нового задания лидер должен поменятся.     

       3. Правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Педагог начинающий работать по социоигровой технологии должен помнить, что одним из главных компонентов занятия – является движение. Если же таковые отсутствовали, и дети постоянно работали за столами или на стульчиках, то социоигровой технологии на этом занятии, конечно же, не было. Дети  не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках

группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д

На социоигровом занятии просто обязательно должны быть не менее 2-3 смен в ролях, и в различных видах деятельности и в смене мизансцен. Изменяя мизансцены, мы неизбежно в той или иной мере меняем ситуации. Смена ролей связана с переключением внимания. Чем чаще дети во время занятия меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. В этом случае игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности, и их гармоничное сочетание является залогом эффективного обучения.

     Можно пригласить капитанов к себе и дать задание: найти в групповой комнате предметы заданной формы. Каждой команде дается лист с изображением геометрической фигуры.

       4. Правило: Смена темпа и ритма.  Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.          

       5. Правило: социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.  Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.            

     Обратимся к практике социо-игровых технологий. Все дети объединились в группки по 3 человека. Воспитатель достает «волшебную палочку» (женский зонтик сложенный в чехол), которая будет ходить по кругу от одной тройки к другой. Для того, чтобы передать, «волшебную палочку», тройка, посовещавшись, должна дружным хором назвать то, что находится в комнате и окрашено в белый цвет.

___Первые тройки легко называют: потолок, окно, дверь, а четвертой тройке приходится подумать, посовещаться, поводить глазами по сторонам. Наконец, нужное найдено: белые носки. Это окрыляет следующие тройки, которые тут же находят белую рубашку, белый бантик, белый подоконник, белую лампу…

___Опять заминка. Совещаются в это время все. Все ищут, что соседние тройки ещё не называли. А таких предметов находится все больше и больше… Обнаруживаются и белые пуговицы, и белые цветы на платье, и белая подошва

___«Волшебная палочка» уже в третий раз обходит тройки по кругу, но число замеченных (или открытых) в комнате предметов белого цвета не уменьшается. Да и желание продолжать состязание у детей не иссякает…

___ Здесь и развитие речи, и развитие внимания, и тренировка умения слышать других и запоминать услышанное (когда тройка повторяет то, что было уже названо другими, то сами дети без подсказки воспитателя засчитывать их высказывание отказываются и волшебную палочку не принимают). К перечисленному же можно добавить и умение сообща решать задачи. Как и тренировку умения ребёнка увлекаться и быть увлекаемым.

        6. Правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.  А педагогу потребуется убрать откровенную манеру учить и сменить ее на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Пусть неожиданные импровизации  возникают «на каждом шагу». И не беда, если что-то окажется нереализованным. Это не показатель педагогического неумения. Наоборот – это показатель педагогического мастерства.    

Используя «золотые» правила социоигровой технологии, дети научатся:

•        слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;

•        у детей развивается речевое взаимодействие;

•        формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

•        дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;

•        отсутствует чувство страха за ошибку.        

Социо-игровые технологии обучения стимулируют развитие у детей умений свободно обсуждать интересующие их вопросы, следить за развитием общего разговора и за ходом общего дела, оказывать друг другу помощь и принимать ее, когда это нужно.

Но а золотые правила общения в социо-игровой технологии и игры-задания, предлагаемые авторами, вы можете посмотреть в памятках, которые мы для вас подготовили.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Слайд№1

Консультация с элементами тренинга «Мы вместе»

Слайд№2

Цель: психологическая подготовка педагогов к работе с детьми с ОВЗ, развитие толератного сознания и установки по отношению к детям с ОВЗ и их семьям.

Задачи:

  • повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов;
  • способствовать развитию чувства эмпатии к детям с ОВЗ и их семьям;
  • повысить уровень знаний педагогов о психологических особенностях детей с ОВЗ, семей воспитывающих детей данной категории;

Материалы: мультимедийный проектор, два мольберта, магниты, два ватмана, маркеры,

Ход консультации

Организационный этап

             Добрый день, коллеги! Сегодня мы с вами поговорим, об инклюзивном образовании, о личностной и профессиональной готовности педагога к взаимодействию с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей, а также мы с вами изучим психологические особенности данных детей  и их семей.

Слайд№3

Правовые документы, которые вы видите на слайде, регламентируют деятельность педагога в образовательной организации.

Профстандарт педагога предпологает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, прявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд №4

Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья». Ответ педагоги и специалисты находят в Законе  об образовании (п.16 ст.2): «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья-физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Предлагаю начать нашу встречу с приветствия, но поприветствуем мы друг друга без слов.

  1. Упражнение «Приветствие без слов»

Каждый из участников должен поздороваться с группой, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное (пожать руку, обнять). Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).

Основной этап

Слайд №5

          Продолжая нашу встречу, хочется процитировать основателя гуманной педагогики Шалву Александровича Амонашвилли:

«Общение есть сердце педагогического процесса.

Но сердце может быть здоровым или нездоровым,

Добрым или злым, великодушным или эгоистичным,

Прекрасным или безобразным. А повелевает сердцем педагог»

Вопросы

1. Коллеги, скажите, как вы понимаете данную цитату?

2. Как вы считаете, каким главным личностным и профессиональным  качеством должен обладать педагог,  работающий с особым ребенком?

3. А сейчас постарайтесь дать более точное определение толерантности.

Обсуждение

 Слайд №6

Подводим итог, что педагог должен быть толерантным.

              Чтобы реализовывать образовательную деятельность педагогу нужно быть толерантным, готовым принимать разных детей, вне зависимости от их возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.

               Толерантный педагог спокойно реагирует на внешний вид, качество личности, особенности в поведении ребенка, которые у других людей могут вызывать раздражение. Он проявляет выдержку, терпение, не обвиняет ребенка или его родителей, пытается решить данную проблему, используя психолого-педагогические средства.

Слайд №7

Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ

Коллеги, скажите, какие знания нам помогают быть толерантными по отношению к особым детям и их семьям? Знание психологических особенностей таких детей.

Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:

  1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).
  2. Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).
  3. Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость). Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». (Другой вариант — пассивность, бездействие).
  4. Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).
  5. Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя). Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. (Это самый тяжелый период).
  6. Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни), родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». (Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).

      Понимание  стадий переживания помогут вам рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.

Для того, чтобы нам легче было понять и принять поведение особенных детей, мы должны разобратся, в чем причины такого поведения. Я вам предлагаю просмотреть следующий видеоролик.

Слайд №8

Включается видеоролик  «Голос Карли: прорыв сквозь аутизм»

Карли это ребенок, которому поставили диагноз невербальный аутизм и умственную отсталость, никто в этом и не сомневался, пока не произошел следующий случай.  Карли было 11 лет, проходила обычная терапия, но вдруг Карли села за компьютер и начала что-то печатать, она напечатала слово «боль», затем «помогите». Все были шокированы и не могли поверить в то, что Карли может сформулировать свою мысль. Затем вместе со своим отцом Карли написала книгу «Голос Карли: прорыв сквозь аутизм», в этой книге она раскрыла свой внутренний мир, объясняла причины своего необычного поведения. Оказывается, все 11 лет Карли прекрасно понимала, что происходит вокруг, понимала каждое слово, то есть ментально была здорова.

Вопросы

  1. Почему ребенку с аутизмом сложно смотреть в лицо?

Карли безумно сложно смотреть в лицо, когда она смотрит на лицо, ей кажется, что она делает 1000 фотографий.

  1. Как вы считаете, почему ребенок с аутизмом закрывает глаза и уши, начинает раскачиватся и кричать?

У нее  обострены все виды чувств, в помещении она слышет каждый шорох, её взгляд улавливает каждое движение, для того чтобы справится со всем сплошным потоком информации,  она закрывает глаза, уши  и начинает раскачиваться. Крик помогает ей заглушить все, что она слышит. Она бьёт голов об пол потому, что ей кажется, что её голова горит, трясёт руками из-за ощущения, что по рукам передвигаются десятки тысяч муравьёв.

Уважаемые педагоги, вы должны понимать, что перечисленные признаки подходят не ко всем формам аутизма.

Я надеюсь, что история Карли поможет  нам понять насколько важно таким особенным детям наше бережное отношение, милосердие, наше понимание, принятие их такими какие они есть.

Упражнение «Котенок»

 Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.

В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

Слайд №9

Упражнение «Мать инвалида». 

Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу). Группа участвует, отвечая на вопросы.

Часть тела (завязываются лентами)

Символическое значение

Глаза

Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду»

Рот

Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях

Уши

Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения

Руки

Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»

Сердце

Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)

Живот

Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания»

Бедра

Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии

Ноги

Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается


Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку, как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

Слайд №10

История о бегунах

Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все в девятером, взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.

Эта история нам показывает насколько безкорыстны, добродушны, эти дети. Они способны на такие поступки, которые вызывают восхищение окружающих, на которые неспособны некоторые здоровые люди. Им тоже присуще чувства сопереживания, понимания, милосердия.

Заключительный этап

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» 

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, чтобы уже найти приятелей по интересам. Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга — внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…». Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.                                                                                    Сегодня мы все с вами похожи тем, что мы поставили перед собой цель, оказать помощь особенным детям и их семьям и поэтому мы вместе!

Слайд №11

Наша встреча подошла к концу, я предлагаю по желанию закончить фразы, которые вы видите на экране.

 Фразы из рефлексивного экрана: 

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

На этом наша встреча завершается! Спасибо всем за участие!



Предварительный просмотр:

Слайд №1      Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня хочу вам рассказать об одном из направлений  моей работы «Психологической подготовки  детей к  обучению в школе».

Что же  такое школьная дезадаптация  и как предупредить  ее?

Слайд№2      Признаками школьной дезадаптации являются:

  • повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
  • ребенок худеет, теряет аппетит, плохо спит, жалуется на плохое 

самочувствие, часто болеет;

  • появляются рание не свойственные ребенку привычки (грызет ногти,

ручки или карандаши), могут появиться навязчивые движения или 

тики (часто моргают глазами, раскачиваются, покашливают, могут

начать заикаться);

  • могут возникнуть нарушения сна;
  • ребенок становится рассеянным, забывает свои вещи и учебные 

принадлежности;

  • в школе ведет себя замкнуто;
  • становится капризным, может проявиться некоторая заторможенность или наоборот двигательное беспокойство;
  • ребенок с трудом усваивает учебный материал, много времени 

проводит за уроками;

  • ребенок боится или вовсе отказывается идти в школу.

Слайд №3      Принято выделять несколько форм школьной дезадаптации
Плохо учится по всем предметам.
Возможные причины: недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка.
Для профилактики и преодоления данных трудностей в начале учебного года я провожу диагностику для выявления актуального уровня развития впф  детей. По результатам диагностики разрабатываю рекомендации для воспитателей старших и подготовительных групп по проведению индивидуальной работы с детьми, родителей   приглашаю на индивидуальные консультации.   Я провожу целенаправленную коррекционно-развивающую работу с детьми группы риска. Интеллектуальную, мотивационную, волевую, личностную готовность к обучению в школе помогают сформировать следующие программы

  • Куражевой Н. Ю., Козловой И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.

   Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания    комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказка удовлетворяет три доминирующие психологические потребности ребенка:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В сказке «некто», маленький и слабый вначале, к концу превращается в сильного, значительного и самодостаточного героя.

3.   Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку.

  • Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих  первоклассников. Авторская программа состоит из 27 занятий. Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний, «занятия-уроки» вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, играют в подвижные игры, учатся думать, видеть, запоминать.

Слайд №4 Неспособность управлять своим поведением (шумит, болтает на уроках, 

рассеян, отвлекается, не может выполнять установленных правил поведения в школе).
Возможные причины:   чаще всего неправильное воспитание,  когда 

родители черезчур  контролируют ребенка или напротив не 

контролируют его совсем, модное сейчас «воспитание без запретов».

Здесь многое зависит от стиля воспитания в семье. Умение родителей правильно выстраивать отношения со своими детьми.

Для того чтобы предостеречь детей и родителей от данной проблемы, в нашем детском саду запушен проект по гармонизации  детско-родительских отношений.  Цель данного проекта: помочь родителям овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Проект реализуется через следующие мероприятия:

  • Совместная деятельность с детьми и родителями «В кругу семьи»
  • Совместная деятельность с детьми и родителями «Погода в доме»
  • Совместная деятельность с детьми и родителями «Солнечный денек»
  • Заседание семейного клуба «Заботливые родители»  (кинезиология)
  • Совместная деятельность с детьми и родителями «Путь доверия»
  • Коучинг-сессия «Будьте счастливы!»

Использую игры с правилами для формирования навыков  самоконтроля детей.   Например:  « Построй как я »

        Цель: развивать умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками, со взрослыми.

    Задачи:

  • научить детей быть самостоятельными;
  • развить умения взаимоконтроля;
  • научить детей слушать и слышать;
  • развивать речь детей;
  • научить детей адекватно реагировать на оценку результатов их деятельности со стороны сверстников и взрослых.

      Материалы:

      раздаточный: простой конструктор, два маленьких набора из 5-6 элементов (наборы должны быть одинаковыми, по количеству участников);

небольшие ширмы (по количеству участников).  

       Ход игры: 

        Берём два одинаковых набора, один из игроков прячет свой конструктор за ширму и строит какую-либо конструкцию. Затем, не показывая её, он объясняет своему напарнику, что надо построить. Трогать конструктор напарника нельзя, можно давать только словесную инструкцию.                                                                                                                                    

Слайд №5 Часто может быть так, что ребенок интеллектуально хорошо развит, но учится плохо.
Возможные причины:  ребенок психологически не готов к обучению в 

школе, так как нет интереса к учебной деятельности, ведущей деятельностью такого ребенка остается игра, не наигрался в дошкольном возрасте, возможно была гиперопека со стороны родителей.
Что я делаю для того чтобы недопустить данной проблемы. Повышаю психологическую компетентность родителей по средством распространения памяток и буклетов на тему «Я могу сам», «Отсутствие мотивации к обучению - 10 ошибок родителей».

Слайд №6  практически все вышеперечисленные проблемы являются следствием недоразвития отдельных участков головного мозга . поэтому в решении данных проблем, считаю, необходимым и  использую элементы нейропсихологической коррекции и кинезиологические упражнения. Так как множество трудностей, с которыми сталкиваются наши дети, является следствием нарушений в развитии головного мозга.

Элементы нейропсихологической коррекции – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:

  • снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
  • нарушение мыслительной деятельности;
  • снижение функции внимания и памяти;
  • несформированность пространственных представлений;
  • недостаточность саморегуляции.

Кинезиологические упражнения – направлены на развитие мозолистого тела, которое активизирует  межполушарное взаимодействие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Чебурашка» Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике и предупреждению школьной дезадаптации будущих первоклассников Подготовила педагог-психолог: Садулаева А.Ш. Когалым,2018 год

Слайд 2

Признаки школьной дезадаптации

Слайд 3

Формы школьной дезадаптации Плохо учится по всем предметам Профилактика и предупреждение в ДОУ: с воевременное выявление недостатков в развитии; ц еленаправленная коррекционно-развивающая работа.

Слайд 4

Неспособен контролировать свое поведение Профилактика и предупреждение в ДОУ: диагностика детско-родительских отношений; разработка и реализация проекта направленного на гармонизацию детско-родительских отношений.

Слайд 5

Интеллектуально развит, но учится не хочет Профилактика и предупреждение в ДОУ: повышение уровня мотивации к обучению в школе у детей старшего д /в; повышение уровня п сихолого-педагогической компетентности родителей.

Слайд 6

Элементы нейропсихологической коррекции истощаемость, утомляемость, вялость эмоциональная неуравновешенность повышенная частота заболеваний н еумение контролировать свое поведение

Слайд 7

С пасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мозг человека содержит в себе причину многих болезней Гиппократ

Слайд 4

Доклад для молодых педагогов « Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с проблемами в развитии » Подготовила: педагог – психолог Садулаева А.Ш. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма « Чебурашка »

Слайд 5

Что такое образовательная кинезиология ?

Слайд 6

Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка Цели: развитие высших психических функций; функциональная активация подкорковых образований мозга; обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции; стабилизация межполушарного взаимодействия; обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации; обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней.

Слайд 7

Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка Методологической основой программы : являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (по А.Р. Лурия ); учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении; исследования А.В. Семенович о возможностях «замещающего онтогенеза»

Слайд 8

Структура программы 1 половина недели растяжка – 5 минут; дыхательные упражнения – 4-5 минут; глазодвигательные упражнения – 4-5 минут; упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы – 15 минут; 2 половина недели растяжка – 5 минут; дыхательные упражнения – 4-5 минут; глазодвигательные упражнения – 4-5 минут; упражнения для развития мелкой моторики рук – 10 минут; упражнения для релаксации, телесные упражнения – 5 минут. Программа состоит из 48 занятий и заключительной эстафеты. При двух занятиях в неделю цикл рассчитан на 6 месяцев. Время занятия 30 минут. Оптимальное число участников группы 6-8 человек; возраст 6-9 лет.

Слайд 9

Направления развития ребенка К рупная моторика 1 М елкая моторика 2 Р азвитие и тренировка вестибулярных функций 3

Слайд 10

Принципы коррекционно-развивающей работы принцип единства диагностики и коррекции; принцип нормативности развития; принцип природосообразности ; принцип «снизу-вверх»; принцип « сверху-вниз »; принцип системности развития; деятельностный принцип; принцип единства возрастного и индивидуального развития; принцип единства коррекции и развития.

Слайд 11

Двигательные методы коррекционно – развивающей работы Растяжки 1 Массажи 2 Упражнения для развития вестибулярно-моторной координации Упражнения для развития сенсорной системы (обоняние, осязание, вкус) Упражнения для тонального звукоразличения (шумовое восприятие) Упражнения для развития слухо -моторной координации (чувство ритма). 3 4 5 6 Глазодвигатель ные упражнения 7

Слайд 12

Двигательные методы коррекционно – развивающей работы Упражнения для развития артикуляции 8 Упражнения для развития мелкой (тонкой) моторики пальцев рук 9 Упражнения для развития крупной моторики тела и межполушарного взаимодействия Дыхательные упражнения Релаксация Упражнения для развития пространственных представлений 10 11 12 13 Развитие коммуникативных навыков 14

Слайд 13

В результате коррекционных занятий

Слайд 14

Доклад для молодых педагогов « Кинезиология – как средство помощи детям с проблемами в развитии» Подготовила: педагог – психолог Садулаева А.Ш. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма « Чебурашка »



Предварительный просмотр:

  1. Вступительная часть.

Мозг человека содержит в себе причину многих болезней

Гиппократ

С каждым годом психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета, масса детей демонстрируют задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии, повышенную возбудимость/истощаемость.

Для этого есть ряд причин. Это могут быть сложности, возникшие во время беременности мамы, такие как:  нежелательная беременность (мысленное отторжение ребенка матерью), сильный эмоциональный стресс во время беременности,  угроза выкидыша,  сильный токсикоз на поздних сроках,  употребление алкоголя и курение во время беременности,  инфекционные заболевания и общий наркоз,  кесарево сечение,  затяжные или быстрые роды,  гипоксия плода, повышенное внутричерепное давление у плода. Так и осложнения возникшие уже после родов:  неполноценное питание младенца в первые 6 недель жизни,  травмы и инфекции головного мозга, наркоз,  недостаток тактильных ощущений у ребенка, гиперопека, двуязычие в семье,  отсутствие общения со взрослым противоположного пола.

Все перечисленные причины ухудшают работу головного мозга, так как оказывают негативное влияние на формирование и развитие отдельных структур головного мозга.

В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности ребенка к обучению и адекватной адаптации к социуму.

И вот все они такие разные приходят в детский сад.

        Доклад для молодых педагогов

«Кинезиология – как средство помощи детям с проблемами в развитии»

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Садулаева Альбина Шариповна, я работаю педагогом-психологом в ДОУ города Когалыма «Чебурашка». Видя и понимая проблемы детей, очень хочется помочь, развить, научить. Я искала и нашла то, что реально помогает скомпенсировать недостатки и развить способности. Это использование кинезиологии  в коррекционно-развивающей работе с детьми. 

  1. Теоретическая часть

Что же такое кинезиология?

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

 В своей работе я использую одно из направлений кинезиологии, а именно Образовательную Кинезиологию – это использование естественных физических движений для улучшения работы мозга и тела с целью  творческой самореализации личности.

Автором данного направления кинезиологии является доктор филлософии, американский психолог Пол Деннисон.

Моя работа основана не только на кинезиологических упражнениниях, я работаю по коррекционно-развивающей программе формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка, которую разработали практикующие кинезиологи.

Цели:

  • развитие высших психических функций;
  • функциональная активация подкорковых образований мозга;
  • обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
  • стабилизация межполушарного взаимодействия;
  • обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации;
  • обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней.

 Методологическая основа и структура программы представлены на слайде.

М.О. программы являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (по А.Р.Лурия); учения Л.С.Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующим обучении; исследования А.В.Семенович о возможностях «замещающего онтогенеза»

Структура программы

        Она состоит из 48 занятий и заключительной эстафеты. При двух занятиях в неделю цикл рассчитан на 6 месяцев. Время занятия 30 минут. Оптимальное число участников группы 6-8 человек; возраст 6-9 лет.

Структура занятия:

        Занятие в первую половину недели

  • растяжка – 5 минут;
  • дыхательные упражнения – 4-5 минут;
  • глазодвигательные упражнения – 4-5 минут;
  • упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы – 15 минут;

       Занятие во вторую половину недели

  • растяжка – 5 минут;
  • дыхательные упражнения – 4-5 минут;
  • глазодвигательные упражнения – 4-5 минут;
  • упражнения для развития мелкой моторики рук – 10 минут;
  • упражнения для релаксации, телесные упражнения – 5 минут.

По программе длительность одного занятия составляет 50-60 минут, но так как по СанПину мы не имеем право так долго проводить занятие, я немного адаптировала структуру занятия под СанПин. Начало занятия одинаковое, а упражнения в конце занятий меняются.

 При реализации программы использовались кинезиологические упражнения (адаптированный вариант), телесно-ориентированные, арттерапевтические, восточные психотехники и элементы психодрамы; упражнения из «Методики замещающего онтогенеза» Архиповой и Семенович, «Гимнастика мозга» Деннисона и других.

           Коррекционно-развивающую работу с ребенком необходимо проводить с учетом особенностей его раннего развития  по трем основным направлениям:

  • крупная моторика (движения в крупных суставах, переворачивание, сидение, ползание, ходьба и т.д.);
  • мелкая моторика (артикуляция, движения пальцев на точность и ловкость);
  • развитие и тренировка вестибулярных функций (покачивания, переворачивания и т.д.).

       На первом этапе коррекционно-развивающей работы необходимо отрабатывать отдельные элементы двигательных упражнений с последующим обьединением их в двигательные комплексы.

     

      На слайде представлены принципы, которые должен соблюдать специалист, занимаясь коррекционно-развивающей работой:

  • принцип единства диагностики и коррекции

- с одной стороны эффективность коррекционной работы зависит от точности диагностики, с другой диагностика бессмыслена без последующей коррекции;

  • принцип нормативности развития

- важно выявить качественное своеобразие психического развития, определить его уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития;

  • принцип природосообразности-

- учёт психофизиологических особенностей ребенка;

  • принцип «снизу-вверх»

- усложнение и совершенствование имеющегося уровня психического развития ребенка;

  • принцип «сверху-вниз»

- создание зоны ближайшего развития;

  • принцип системности развития

- устранение причин отклоняющегося развития;

  • деятельностный принцип

- организация целостной деятельности ребенка как предмета приложения коррекционных усилий;

  • принцип единства возрастного и индивидуального развития;
  • принцип единства коррекции и развития.

       Все коррекционно-развивающие мероприятия желательно провести до 9-10-ти летнего возраста ребенка, потому что, чем младше ребенок, тем пластичнее мозг. Коррекционно-развивающая работа дает результат только при условии систематических и множественных повторений специальных упражнений.

       Коррекционно-развивающая работа, включает в себя упражнения, которые представлены на слайде.

        Растяжки  нормализуют тонус мышц. Любое отклонение (пониженный или повышенный тонус мышц) негативно сказывается на  развитии психической и двигательной активности детей.    

        Массажи оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

        Упражнения для развития вестибулярно-моторной координации. Вращательные движения, частичная «невесомость» или «свободное падение», активизируя вестибулярный аппарат и работу головного мозга стимулируют дальнейшее психическое развитие ребенка.

        Упражнения для развития сенсорной системы (обоняние, осязание, вкус). Сензентивный период для развития таких функций приходится на дошкольный возраст, поэтому детям необхадимо предлагать упражнения для изучения и узнавания с закрытими глазами различных запахов и вкусов, ощупывание и узнавание различных предметов и поверхностей, а также использовать работу с бархатной бумагой, пластилином, глиной, водой, рисование пальцами и т.д.

        Упражнения для тонального звукоразличения (шумовое восприятие). Умение воспринимать, дифференцировать и называть услышанные звуки является основой такой сложнейшей психической функции как фонематический слух, а значит и языковых способностей.

       Упражнения для развития слухо-моторной координации (чувство ритма). Нарушение  чувства ритма организма (ритмы мозга, дыхания, речи, письма, сердцебиения, пульсации сосудов и т.д.) непременно приводят  к отклонениям в психическом развитии ребенка. Например, нарушения ритмов речи и дыхания может явиться одной из причин «застревания» на звуках или заикания; нарушения ритмов мышц руки может привести к нарушению почерка; нарушение ритмов пульсации сосудов -  к недостаточному кровоснабжению головного мозга и снижению его работоспособности. Единственными ритмами, которыми произвольно может управлять человек, являются ритмы дыхания и движения, что и используется в коррекционно-развивающей работе.

        Глазодвигательные упражнения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Упражнения в виде разнообразных движений глаз полезны, т.к. тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообрашение, снимают умственное утомление, спосоствуют развитию зрительного восприятия, а также предупреждают косоглазие.

Упражнения для развития артикуляции. В процессе таких упражнений у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата, что способствует развитию речи.

       Упражнения для развития мелкой (тонкой) моторики пальцев рук. Давно известно, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.

       Упражнения для развития крупной моторики тела и межполушарного взаимодействия. Процесс психического развития детей наиболее эффективен при высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию ВПФ. К упражнениям для развития крупной моторики можно отнести: различные игры с мячом и резинкой; все спортивные игры и физические упражнения; занятия танцами и аэробикой.

      Дыхательные упражнения. Эти упражнения развивают чувство ритма, повышают энергетическое обеспечение мозга, успокаивают, снимают стрессы, развивают самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями, формируют внутреннюю дисциплину. Особенно эффективны эти упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

      Релаксация. Может проводиться как в начале  занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

      Упражнения для развития пространственных представлений. Формирование пространственных представлений начинается с ориентации в пространстве собственного тела и пространстве вокруг себя. Несформированность пространственных представлений может привести, к нарушению вектора считывания текста с листа при обучении в школе. Такое нарушение затруднит понятийное понимание текстов и правильное решение задач, возникнут трудности с изучением геометрии, физики, литературы. Развитие необходимо проводить в трех напрвлениях: лево-право, верх-низ, впереди-позади. Детям необходимо играть в пространственные игры и больше находится в трехмерном пространстве (лес, цирк, спортивный зал, пляж, бассейн, театр и т.д.), меньше взаимодействовать с плоскостью (телевиизор, компьютер, плоскость листа и т.д.)

     Развитие коммуникативных навыков. Коммуникативные упражнения делятся на индивидуальные, парные и групповые. Индивидуальные направлены на углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений. Парные способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру – способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения дают детям навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

Проведение коррекционных занятий с использованием данных упражнений, дает возможность детям преодолеть: снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность, нарушение мыслительной деятельности, снижение функции внимания и памяти, несформированность пространственных представлений; недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности. В целом  не только помогает эффективно преодолеть трудности в обучении, но позитивно влияет на общее развитие личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, нормализует самооценку, помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка.     

Описываемая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, логопедов и др.), работающих с детьми, имеющими отклонения или искажения в психическом развитии.

        В результате у детей развивается межполушарное взаимодействие, что, в свою очередь, является основой интеллектуального развития ребенка,компенсируются различные недостатки развития всех психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь) и когнитивной сферы. И что, очень важно, происходит профилактика нарушения здоровья.

  1. Заключительная часть

Уважаемые педагоги, подводя итог, хотелось бы вам сказать, что данные упражнения полезны не только детям с проблемами в развитии, но и для нормативно развивающихся детей, очень рекомендую использовать эти упражнения с детьми подготовительных к школе групп.

Еще раз хочу обратить ваше внимание, что для полноценного  развития детей необходимо движение! Если у вас возникли вопросы, я готова  выслушать и ответить.