Взаимодействие с социумом

Садулаева Альбина Шариповна

Уважаемые коллеги, на данной странице

Вы найдете материалы по взаимодействию с социальными партнерами учреждения!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд №1      Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня хочу вам рассказать об одном из направлений  моей работы «Психологической подготовки  детей к  обучению в школе».

Что же  такое школьная дезадаптация  и как предупредить  ее?

Слайд№2      Признаками школьной дезадаптации являются:

  • повышенная утомляемость, снижение работоспособности;
  • ребенок худеет, теряет аппетит, плохо спит, жалуется на плохое 

самочувствие, часто болеет;

  • появляются рание не свойственные ребенку привычки (грызет ногти,

ручки или карандаши), могут появиться навязчивые движения или 

тики (часто моргают глазами, раскачиваются, покашливают, могут

начать заикаться);

  • могут возникнуть нарушения сна;
  • ребенок становится рассеянным, забывает свои вещи и учебные 

принадлежности;

  • в школе ведет себя замкнуто;
  • становится капризным, может проявиться некоторая заторможенность или наоборот двигательное беспокойство;
  • ребенок с трудом усваивает учебный материал, много времени 

проводит за уроками;

  • ребенок боится или вовсе отказывается идти в школу.

Слайд №3      Принято выделять несколько форм школьной дезадаптации
Плохо учится по всем предметам.
Возможные причины: недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка.
Для профилактики и преодоления данных трудностей в начале учебного года я провожу диагностику для выявления актуального уровня развития впф  детей. По результатам диагностики разрабатываю рекомендации для воспитателей старших и подготовительных групп по проведению индивидуальной работы с детьми, родителей   приглашаю на индивидуальные консультации.   Я провожу целенаправленную коррекционно-развивающую работу с детьми группы риска. Интеллектуальную, мотивационную, волевую, личностную готовность к обучению в школе помогают сформировать следующие программы

  • Куражевой Н. Ю., Козловой И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.

   Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания    комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказка удовлетворяет три доминирующие психологические потребности ребенка:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В сказке «некто», маленький и слабый вначале, к концу превращается в сильного, значительного и самодостаточного героя.

3.   Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку.

  • Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих  первоклассников. Авторская программа состоит из 27 занятий. Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний, «занятия-уроки» вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, играют в подвижные игры, учатся думать, видеть, запоминать.

Слайд №4 Неспособность управлять своим поведением (шумит, болтает на уроках, 

рассеян, отвлекается, не может выполнять установленных правил поведения в школе).
Возможные причины:   чаще всего неправильное воспитание,  когда 

родители черезчур  контролируют ребенка или напротив не 

контролируют его совсем, модное сейчас «воспитание без запретов».

Здесь многое зависит от стиля воспитания в семье. Умение родителей правильно выстраивать отношения со своими детьми.

Для того чтобы предостеречь детей и родителей от данной проблемы, в нашем детском саду запушен проект по гармонизации  детско-родительских отношений.  Цель данного проекта: помочь родителям овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Проект реализуется через следующие мероприятия:

  • Совместная деятельность с детьми и родителями «В кругу семьи»
  • Совместная деятельность с детьми и родителями «Погода в доме»
  • Совместная деятельность с детьми и родителями «Солнечный денек»
  • Заседание семейного клуба «Заботливые родители»  (кинезиология)
  • Совместная деятельность с детьми и родителями «Путь доверия»
  • Коучинг-сессия «Будьте счастливы!»

Использую игры с правилами для формирования навыков  самоконтроля детей.   Например:  « Построй как я »

        Цель: развивать умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками, со взрослыми.

    Задачи:

  • научить детей быть самостоятельными;
  • развить умения взаимоконтроля;
  • научить детей слушать и слышать;
  • развивать речь детей;
  • научить детей адекватно реагировать на оценку результатов их деятельности со стороны сверстников и взрослых.

      Материалы:

      раздаточный: простой конструктор, два маленьких набора из 5-6 элементов (наборы должны быть одинаковыми, по количеству участников);

небольшие ширмы (по количеству участников).  

       Ход игры: 

        Берём два одинаковых набора, один из игроков прячет свой конструктор за ширму и строит какую-либо конструкцию. Затем, не показывая её, он объясняет своему напарнику, что надо построить. Трогать конструктор напарника нельзя, можно давать только словесную инструкцию.                                                                                                                                    

Слайд №5 Часто может быть так, что ребенок интеллектуально хорошо развит, но учится плохо.
Возможные причины:  ребенок психологически не готов к обучению в 

школе, так как нет интереса к учебной деятельности, ведущей деятельностью такого ребенка остается игра, не наигрался в дошкольном возрасте, возможно была гиперопека со стороны родителей.
Что я делаю для того чтобы недопустить данной проблемы. Повышаю психологическую компетентность родителей по средством распространения памяток и буклетов на тему «Я могу сам», «Отсутствие мотивации к обучению - 10 ошибок родителей».

Слайд №6  практически все вышеперечисленные проблемы являются следствием недоразвития отдельных участков головного мозга . поэтому в решении данных проблем, считаю, необходимым и  использую элементы нейропсихологической коррекции и кинезиологические упражнения. Так как множество трудностей, с которыми сталкиваются наши дети, является следствием нарушений в развитии головного мозга.

Элементы нейропсихологической коррекции – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:

  • снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
  • нарушение мыслительной деятельности;
  • снижение функции внимания и памяти;
  • несформированность пространственных представлений;
  • недостаточность саморегуляции.

Кинезиологические упражнения – направлены на развитие мозолистого тела, которое активизирует  межполушарное взаимодействие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Чебурашка» Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике и предупреждению школьной дезадаптации будущих первоклассников Подготовила педагог-психолог: Садулаева А.Ш. Когалым,2018 год

Слайд 2

Признаки школьной дезадаптации

Слайд 3

Формы школьной дезадаптации Плохо учится по всем предметам Профилактика и предупреждение в ДОУ: с воевременное выявление недостатков в развитии; ц еленаправленная коррекционно-развивающая работа.

Слайд 4

Неспособен контролировать свое поведение Профилактика и предупреждение в ДОУ: диагностика детско-родительских отношений; разработка и реализация проекта направленного на гармонизацию детско-родительских отношений.

Слайд 5

Интеллектуально развит, но учится не хочет Профилактика и предупреждение в ДОУ: повышение уровня мотивации к обучению в школе у детей старшего д /в; повышение уровня п сихолого-педагогической компетентности родителей.

Слайд 6

Элементы нейропсихологической коррекции истощаемость, утомляемость, вялость эмоциональная неуравновешенность повышенная частота заболеваний н еумение контролировать свое поведение

Слайд 7

С пасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Чебурашка»

                   

                         

                           

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  

тема: «Если бы я был волшебником …..»

        

Когалым, 2017 год

Тема: «Если бы я был волшебником…».

Цель: коррекция межличностных взаимоотношений со сверстниками.

Программное содержание:

Задачи:

  1. развитие навыков конструктивного общения;
  2. преодоление барьеров в общении;
  3. развитие лучшего понимания себя и других;
  4. снятие психического и эмоционального напряжения;
  5. профилактика и психокоррекция агрессивности, конфликтности, замкнутости, тревожности;
  6. создание возможностей для самовыражения, что способствует становлению самооценки и образа «Я».

 

 Материалы:

    1)демонстрационные –  «костюм волшебника», волшебная палочка, очки, коробка;

    2)раздаточный – фишки разных цветов;

Методы и приемы:

     1) Игровые: д/и «Волшебный сундучок», «Волшебные очки»,                                               «Узнай по голосу» , упр. « В гостях у волшебника»;

     2) Коммуникативные: беседа;

     3) Двигательные : п/и «клеевой ручеёк».

 

Планируемый результат: сформированность коммуникативных навыков, активное взаимодействие с группой сверстников и взрослыми.

Ход занятия

Сюрпризный момент

      Психолог заходит в костюме волшебника: «Здравствуйте, ребята! Вы узнали кто я?». Ребята я знаю, что вы умные, весёлые и находчивые. Сегодня я предлагаю вам пройти обучение в школе волшебников. Согласны?

  1. Приветствие

Но для начала,  мы поприветствуем друг друга так, как приветствуют волшебники. В городе волшебников на центральной площади есть волшебные часы. Как только часы бьют один раз, все жители этого города здороваются друг с другом за руку, если часы бьют два раза – здороваются плечиками, если часы бьют три раза – прикасаются спинками. (Ведущий даёт команду и все дети начинают ходить по комнате в свободном порядке. Ведущий издаёт какой-нибудь звук, например, хлопает в ладоши, или звонит в звонок, или стучит по столу один, два или три раза, и дети начинают здороваться условным способом.)

  1. Беседа

Кто такие волшебники? Какие они бывают? А вы какими хотите быть волшебниками, добрыми или злыми?(ответы детей).

Психолог: Ну что ж, я узнала, какими волшебниками хотите стать вы. Вот теперь можно приступать к обучению.

  1. Упражнение «Волшебный сундучок».

Посмотрите, что передал мне главный волшебник. Это волшебный  сундучок. Но он не пустой, там что-то есть. Для того чтобы мы узнали что там я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать её. С помощью чего волшебники творят чудеса? Это – волшебная палочка. Как только вы её возьмете в руки , вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-нибудь такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, живущим на Земле. Придумали? Теперь каждый из вас по очереди  берёт волшебную палочку и говорит пожелание.

Психолог: Но это ещё не все сюрпризы от волшебника.

  1. Игра «Волшебные очки. 

Показываю волшебный сундучок. Сейчас мы узнаем, что в нем ещё осталось, (достаю очки) очки эти тоже волшебные. Тот, кто их надевает, видит в окружающих людях только хорошее. (Надеваю очки) Ой, какие вы все красивые, весёлые. Но вы, конечно, тоже хотите примерить эти очки? Пожалуйста. Кто желает первым? Одеваем очки и смотрим на своего соседа и рассказываем о нём что-нибудь хорошее.

Психолог: Но волшебники могут не только говорить волшебные слова. Волшебник ещё может  с закрытыми глазами по голосу отгадать, кто перед ним стоит.

  1. Игра «Узнай по голосу».

Дети встают в круг, держась за руки. Один ребёнок в центре. Дети водят хоровод и говорят слова. А ребёнок в центре внимательно её слушает и делает то, о чём его просят.

Лера, ты сейчас в лесу

Мы зовём тебя: «Ау! ».

Ну-ка глазки закрывай,  

Кто зовёт тебя – узнай .

 

Теперь ребёнок закрывает глаза, а тот, до кого дотронется психолог, сделает шаг вперёд и позовёт: «Лера! Ау! ». А ребёнок попробует угадать, кто его позвал.

Психолог: В городе волшебников все люди живут очень дружно. А что такое дружба?  А вы дружные? А хотите проверить насколько ваша дружба крепкая? Ну, тогда сыграем в игру «Клеевой ручеёк».

  1. Игра «Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1) Подняться и сойти со стула.

2) Проползти под столом.

3) Обогнуть “широкое озеро”.

4) Пробраться через “дремучий лес”.

5) Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Молодцы вы действительно очень дружные. И вы мне это доказали.        

Ребята, главному волшебнику очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы, играли, проходили через препятствия и поэтому он для вас приготовил ещё один сюрприз. Хотите посмотреть что это?

  1. Упражнение «В гостях у волшебника»

Это волшебные фишки. Цвет каждой фишки, означает разные качества характера человека: розовый цвет - означает умение любить, зелёный – доброту, голубой – смелость, жёлтый – щедрость, оранжевый – ум. Вы можете выбрать для себя любую  фишку, по желанию объясняя свой выбор. Ребята я от всего сердца желаю вам, что бы вы словно волшебники смогли осуществить в будущем все свои мечты.

Психолог: Дорогие ребята! Поздравляю вас, вы успешно прошли 1 урок обучения  в Школе волшебников. Теперь каждый из вас – немножко волшебник. Ну а теперь давайте встанем в круг, и дружно скажем:

«Мы стоим рука в руке,

Вместе мы - большая лента.

Можем мы большими быть (подняли ладони вверх),

Можем маленькими быть (руки вниз),

Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки)».

Психолог: Молодцы! На следующем уроке мы продолжим обучение. До встречи! .