I.3 Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками

Донгак Артыш Григорьевна

1.3. Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками

Донгак Артыш Григорьевна, осуществляет педагогическую коррекционно-развивающую деятельность работу по ФЭМП. Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Формирование математических представлений по ФГОС входит в образовательную область познавательное развитие.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

Работу в данном направлении А.Г.Донгак проводит на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду: в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности, а также в дополнительном образовании.

На занятиях использует стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагает детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке (всем известная игра «Докажи словечко»), например:

Цифра восемь плюс крючки – получаются …(очки).

К стихотворениям о геометрических фигурах цветах, цветах, временах года рекомендует нарисовать иллюстрации. Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь, развивают чувство рифмы.

Вовремя непосредственно образовательной деятельности также использует логические игры математического содержания (элементы технологии ТРИЗ).

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

В процессе игры на занятиях она использует занимательный материал, сделанный ею самой и так авторскими играми, также использовала строительный и бросовый материал: пуговицы, прищепки, кегли, шишки, фишки, муляжи овощей и фруктов и т.д.

Для развития математических представлений предлагает детям разнообразные дидактические игры.

Работая с детьми, А.Г. Донгак каждый раз находит новые игры, которые разучивает и играет. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.

При использовании дидактических игр широко применяет различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

  1. Познание свойств детьми 5-7 лет происходит наиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины. Использую игры типа «Цвет и форма», «Форма и размер», «Танграм» и другие, в которые непосредственно включены разнообразные обследовательские действия.
  2. Использование набора логических геометрических фигур дает возможность приобщить детей к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причем как по наличию, так и по отсутствию свойства.
  3. Игры и упражнения с цветными счетными палочками наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовых отношений.
  4. Игры на освоение счета очень разнообразны: подвижные, конструктивные, настольно-печатные и другие. Для освоения сравнения, обобщения групп предметов по числу подбирает и варьирует игры с учетом уровня развития детей.
  5. Для закрепления представлений детей о сохранении количества, его независимости от формы расположения, использует игру «Соедини по точкам».

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

В группе сознан «Уголок занимательной математики», в котором размещен разнообразный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру. Это настольно-печатные игры; игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению шашек и шахмат; головоломки, логические задачи и кубики, лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение. Все они интересные и занимательны.

К уголку дети имеют свободный доступ. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Игры, возникающие по инициативе детей, способствуют развитию интереса к математической деятельности, качеств и свойств личности ребенка.   

Руководство самостоятельной математической деятельностью уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм. Вся работа в уголке организуется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.

В группе также работает кружок по познавательному развитию «Решай-ка!». Была составлена программа из дополнительных источников.

Проводит в данном направлении работу с родителями: консультации «Развитие логического мышления дошкольников», «Играем вместе», «Дидактические игры в развитии детей» и др., мастер-классы «Развивающие игры в ДОУ».

Показатели позитивной динамике математического развития

 воспитанников

 

Развитие внимания

Развитие мышления

Развитие логического мышления

Развитие памяти

Развитие мелкой моторики рук

2017-2018

70%

60%

60%

60%

70%

2018-2019

80%

80%

70%

70%

90%

 

Вывод: работа по коррекционно-развивающей деятельности воспитателем Донгак А.Г. велась эффективно, систематически, продуктивно. Результаты по деятельности педагога соответствует хорошему уровню показателей. У воспитанников на хорошем уровне познавательное развитие по ФЭМП. У детей улучшается мысленная деятельность, запоминание. Развивается

 

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

МБДОУ детский сад «ЧЕЛЭЭШ» с. Саглы

 

Ф. И ребенка Донгак Кечек

на 2018-2019 учебный год

Возрастная группа: средняя

Дата рождения: 13.03.2013

Направление - математика

Воспитатель: Донгак А. Г.

Дата составления образовательного маршрута: сентябрь 2018

Реализация образовательного маршрута

Образовательная область: ФЭМП

                   Проблема:

- Слабые математические навыки;

- Слабые творческие навыки.

                     Задачи:

  1. Организовать дифференцированную и целенаправленную математическую работу с ребенком по его развитию;
  2. Наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями ребенка;
  3. Повысить познавательный интерес к математике, творчеству, активизировать мыслительную деятельность ребенка, воображение, закрепить вычислительные навыки;
  4.  Развивать пространственные представления.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю в период с ноября до апреля.

Длительность: 15 минут.

Тема занятий

Режимные

моменты

Самостоятельная

деятельность

Взаимодействие с родителями

Ноябрь

1.«Один, два, три – всего три кружка»

 Расставить цифры по порядку

Учить называть цифры по порядку. Штриховка

2. «Что изменилось? Какой геометрической фигуры не стало?»

«Веселый паровозик»

Прицепить, присоединить вагончики с цифрами к паровозику. (называть числа по порядку).

4.Поставь машины в гараж. Решение примеров путем присчитывания единицы.

 

Декабрь

1.Провести игру

«Большая башенка, маленькая башенка»

2.Игра «Что лишнее»

3.Упражнение «Найди одинаковые геометрические фигуры»

4.Игра «Что похоже на овал»

 

Январь

1.«Расскрась столько предметов, сколько обозначенного цифрой»

2. «Дорисуй бусинки»

3.Игра «Посчитай ульи»

 

Февраль

1 «Величина, сравнение предметов по размеру и форме» (наложения, приложения, с помощью ощущений).

2. Закрепление с формой предметов круглая, квадратная, треугольная.

Игра: «Назови предметы, похожие на треугольник, круг, квадрат»

 

Март

  1. «Сравнение предметов по ширине»
  2. Определение понятий тоньше, толще
  3. Игра: «Один - много»

 

Апрель

  1. задание «Найти недостающую фигуру»

 

 

Прогулка

«Счет по ступенькам»

 

 

 

 

Вечер «С карандашом по контуру»

 

Обед «Расставь посуду и посчитай»

 

 

 

 

 

 

Сон. Чтение математической сказки

 

 

 

 

Вечер Разгадывание загадок математического содержания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогулка

Пересчет шагов до разных предметов

 

 

 

 

 

 

 

Счет до пяти «Найди пять грибов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/и «Красных, синих кружков - поровну»

 

 

 

 

«Который по счету»

 

 

Д/и «На котором месте»

 

 

 

 

 

 

 

«Задачи - смекалки»

 

 

 

 

 

Д/и: «Правильный счет»

 

 

 

 

 

Д/и «Веселый зоопарк»

 

 

 

 

Д/и «Закрась самую высокую лестницу»

 

 

 

 

 

 

 

 

Д/и «Сколько предметов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информировать родителей о задачах и содержании работы по математическому развитию ребенка

 

 

Участие родителей в работе по математическому развитию ребенка (математические ярмарки, праздники, конкурсы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание обогащенной математической предметно – развивающей среды в детском саду и дома.