I.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Донгак Артыш Григорьевна

1.4. Организация развивающей предметно – пространственной среды

В центре предметно - пространственной развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение  (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.

Создавая развивающую среду в группе, я, прежде всего, уделила внимание создание условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. Переставляется  в мебель игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и вести в интерьер что- то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель, что создает уютную атмосферу. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка. Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:

  • содержательно – насыщенная, развивающая;
  • трансформируемая;
  • полифункциональная;
  • вариативная;
  • доступная;
  • безопасная;
  • здоровье сберегающая;
  • эстетически – привлекательная;

Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов  (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование).

Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса: художественно – творческий уголок, уголок безопасности, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно – речевой.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно мам ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладывается именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я своей группе постаралось создать среду и условия для развития  именно игровых качеств у детей.

Общий вид группы

 

 

Центр сюжетно – ролевых игр

В нашей группе мы создали оптимальные условия, чтобы каждый ребенок в сюжетно – ролевой игре мог проявить свою активную и инициативную позицию. Ребенок может быть и мамой или ребенком. Есть наборы кухня, куклы и много других игрушек. Роли и замысел проговариваются, детьми до начала игры сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствует реальным отношениям между людьми.

 

Центр природы

Наши дети, ухаживая за природным уголком, дети учатся наблюдать, рассуждать, ухаживать за цветами. У них зарождаются такие чувства, как ответственность за порученное дело, формируются трудовые навыки. Очень важно воспитать в детях добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение к окружающему. Уголок расположен в хорошо освещенной части комнаты.

 

Центр изодеятельности

Этот центр для развития изобразительной деятельности.

Поэтому в уголке есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти, раскраски и шаблоны.

 

Центр настольно – печатных игр

В центре развивающих игр представлены  шкатулки с играми, настольно – печатные, логико – математические и развивающие игры на развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Центр музыки

В музыкальном уголке есть разные виды музыкальных инструментов, которые доставляют детям много радостных минут. Кроме того, развивают фонематический слух и чувства ритма у малыша. Подобраны песни, звуки природы, музыкальные сказки, альбомы и портреты музыкантов.

 

 

Центр театра

У нас разные виды театров. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Есть пальчиковый театр, кукольный театр, театр кубиков.

Центр ПДД

Центр безопасности дорожного движения интересует в первую очередь мальчиков. Он для закрепления знаний правил дорожного движения. Тут есть всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, дорожные знаки, дидактические игры.

 

Центр конструирования и двигательной активности для мальчиков

Здесь разные виды машин, строительный материал для постройки гаражей. В центре конструирования представлены конструкторы разных размеров, фактуры и способовфигурки людей и животных для обыгрывания построек.

Физкультурный центр

Этот центр для занятия физической культурой, для закаливания детей, для оздоровления детей. Есть мячи разного размера скакалки, дартс, атрибуты для закаливания, альбомы « Подвижные игры на прогулке», «Дыхательная гимнастика», «Гимнастка для глаз», «Виды спорта» и т д.

 

 

 

Центр уединения

Уголок уединения позволяет ребенку побыть в своем личном пространстве и восстановить силы.

 

Центр патриотического воспитания

Центр патриотического воспитания содержит в себе информацию о символике России, ее  президенте о главе Республики Тыва и символике нашей  Республики, а также куклы одетые в русскую и тувинскую одежду. Есть и методические материалы о нашей малой Родине. Здесь представлены изделия народных промыслов, дидактические материалы и игры по изучению народного творчества.

 

 

Центр книги