Мои методические разработки

Корчигина Надежда Владимировна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №2 «Развитие»

Конспект

познавательного  занятия

в  подготовительной  к  школе  группе

«В стране статического электричества»

Воспитатель:   Корчигина  Н.В.

В.Уфалей,  2019 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

 Цели:

Образовательные:

  • обобщать знания детей об электричестве;
  • познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
  • закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

Развивающие:

  • развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
  • воспитывать навыки коммуникативного общения, умение работать в коллективе.

Словарная работа:

  • обогащение словаря: электроприборы, электричество, электрический ток, кондиционер.
  • активизация словаря: названия электроприборов (пылесос, фен, стиральная машина, швейная машина, утюг, электрочайник, микроволновая печь, холодильник.

Планируемые результаты: имеет элементарные представления об электричестве и способах обращения с электроприборами, проявляет интерес к поисково-познавательной деятельности, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

 Оборудование:

      1.  Игрушка, работающая на батарейках.

      2.  Карточки к дидактической игре "Найди пару".  (Ковер - пылесос, швейная машина - ткань, стиральная машина - бельё, продукты - холодильник, волосы - фен, солнце – кондиционер, микроволновая печь – пища, утюг – платье, электрочайник - чашка).

      3. Предметные картинки на мольберте: настольная лампа, телевизор, компьютер, тёрка (к дидактической игре «Четвёртый лишний»).

      4.  Ноутбук, проектор, экран, слайды по правилам электробезопасности для детей, диск «Уроки осторожности».

      5.  Оборудование для опытов:

Опыт 1.  Воздушные шарики по количеству детей.

Опыт 2.  Пластмассовые расчески по количеству детей, полоски бумаги, шерстяная ткань

Опыт 3.  На подставке оргстекло, под которым лежат  шарики из пенопласта, варежка.

Опыт 4.  Два воздушных шарика висят на длинных нитках,  емкость с водой.

Опыт 5.  Бутылочки с водой (брызгалки).

Ход занятия:

1. - Ребята, я к вам  пришла  за помощью. Вчера в магазине «Детский мир» я купила замечательную игрушку, но она почему- то не работает. Мне сказали, что вы мне сможете помочь, ведь вы уже взрослые, осенью пойдёте в школу. Поможете мне? Почему же робот не двигается? Что случилось? (высказывания детей)

- Вы правы, нет батареек.

- Сейчас попробуем поставить батарейки. Вы знаете, как их правильно ставить? (минус к минусу, плюс к плюсу)

- Игрушка заработала!!! Почему?

- Что же за сила такая скрывается в батарейках?

- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.

- Ребята, а у нас в группе есть электричество?

- Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).

- Что работает с помощью электричества? (дети перечисляют, дают общее название – электроприборы).

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

- Я подобрала картинки знакомых вам домашних предметов. Как вы считаете, их можно назвать электроприборами? Почему тёрку нельзя назвать электроприбором?

- Для чего нам нужны электроприборы?

2. Давайте посмотрим, как   электроприборы помогают людям.

Дидактическая игра "Найди пару"

(дети подбирают карточки к соответствующим электроприборам и объясняют свой выбор).

- Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.

- Как вы считаете, электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека?  

- Сейчас я приглашаю вас поговорить о правилах безопасности при пользовании электроприборами.

Слайд – шоу «Правила электробезопасности»

- Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами.

- Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы.

- Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы.

- Уходя из дома, нужно гасить свет и выключать электроприборы.

Запомните: при неправильном  обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.

3. - А хотите я вам открою секрет!  Оказывается, есть электричество совсем неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,

- Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", которая находится на планете Электра, где мы научимся ловить доброе электричество.

- На чем можно отправиться в это путешествие? (на ракете, космолёте).

- Это наша ракета (на полу обруч). Как её назовём?

Коммуникативная игра «Все вместе»

- Кто первый войдет в ракету?   (первый ребенок приглашает следующего: "Дима, я был бы рад видеть тебя в ракете" и т.д.) Запуск ракеты – обратный отсчёт от 10 до 1  (звучит музыка).

- Вот мы и в волшебной стране.

Опыт 1.

- Посмотрите, на стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. А давайте их повесим на стену (дети пытаются повесить шарик на стену).

- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей)

- А давайте и  наши шарики превратим в волшебные. Посмотрите как!!! Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши шарики стали волшебными.

Как вы их сделали такими? (Ответы детей)

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).

- Что происходит с волосами?  (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.

- А давайте попробуем другие предметы сделать волшебными.

Опыт 2. 

- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки.  (Дети выполняют)

- Поднесите расческу к бумаге.

- С бумагой что-то происходит? (нет).

- Как заставить бумагу притянутся к расческе? (Предположения детей)

- Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите ей расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.

- Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к расческе). 

- Как расческа стала электрической? (её натерли шерстяной тканью)

- Каким ещё способом можно сделать расчёски электрическими? (потереть о волосы). Попробуйте!  Что происходит с бумагой?

Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде, которая сшита или связана их шерсти.

Молодцы! Вы опять поймали электричество.

 Опыт 3.

- А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола).

- Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики)

- Как заставить шарики двигаться, прыгать? (натереть стекло, сделать его электрическим).

- У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим.

- Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали…).

- Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным?

Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.

- Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.

Опыт 4.

 - А еще в этой стране живут два друга. Они все время ссорятся и мирятся (на стойке висят два  наэлектризованных шарика на длинной нитке).

- Как вы думаете, сейчас они помирились или поссорились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу? (отталкиваются).

- Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом.

- А давайте их помирим. Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы? (намочить расческу).

- Как же снять электричество с одного шарика? (намочить его).

- Что произошло с шариками? (они притянулись  друг к другу) Почему?

Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы  они притянулись, надо один шарик смочить водой и они притянуться друг к другу.

4. - Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.

- А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами? (к ним все притягивается, они становятся электрическими).

- Это электричество опасно? (нет, оно доброе, неопасное, с ним можно играть).

- Нам пора прощаться со страной волшебных предметов и планетой Электрой. Приглашаю всех занять своё место  на ракете. Начинаем отсчет (счёт от 10 до 1). Звучит музыка.

- Вот мы снова дома. Где мы побывали? С каким электричеством мы встретились на планете Электра? (с безопасным для человека).

- А вы запомнили, как нужно себя вести с опасным электричеством? Расскажите!

(дети повторяют правила электробезопасности).

- Молодцы! А сейчас для вас сюрприз. Вы любите мультики смотреть? Приглашаю вас посмотреть мультик про мальчика Непослуху и электричество.

Просмотр фрагмента мультфильма  «Уроки осторожности».

Рефлексия:

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что вам больше всего сегодня понравилось?

- О чём бы вы хотели рассказать из того, что сегодня узнали на нашем занятии, своим друзьям из группы, а может, мамам и папам?

- А мне очень понравилось общаться и играть с вами, вы такие дружные, любознательные и весёлые! Надеюсь, что вы хорошо запомнили правила безопасного поведения с электроприборами и научите этим правилам ваших друзей и близких.

- Я хочу вам на память для группы подарить плакат о правилах безопасности, а также

воздушные шарики, которые висят на стене. Но взять их можно только тогда, когда они опять станут обыкновенными неэлектрическими. Вы помните, как снять электричество с шариков?  (смочить водой).  (Дети брызгают на шарики воду, забирают их с собой).



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №2 «Развитие»

Конспект   занятия

по   познавательному развитию (математика)

в   средней   группе

«Приключение   в   стране

 геометрических   фигур»

 Воспитатель: Корчигина Н.В.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, познавательно- исследователькая деятельность), «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая,коммуникативная, познавательно- исследователькая, продуктивная.

Цели:

Учить детей классифицировать геометрические фигуры по 3-м признакам:                   форма, цвет, размер.

Продолжать развивать счётные навыки в пределах 5-ти, умение составлять группу предметов, ствующую цифре.

Развивать внимание, логическое мышление, воображение, память, активизировать речь,  развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Развивать творчество, фантазию, ручную умелость.

Воспитывать выдержку, терпение, умение слушать других детей, не перебивая.

Планируемые результаты: имеет элементарное представление о геометрических фигурах, цвете: красный, жёлтый, зелёный, о составе чисел до 5-ти, удерживает в памяти при выполнении математических действий нужное условие и сосредоточенно действует в течение 15-20 минут, интересуется творческой, детской деятельностью, с интересом участвует в пальчиковых играх.

Словарная работа:

обогащение словаря: письмо, воздушный змей.

активизация словаря: закрепить названия цветов( красный, жёлтый, зелёный); название геометрических фигур.

Предварительная работа: дидактические игры «Математическое лото», «Найди цифру», «Математические пазлы», «Геометрическое лото», изготовление числовых карточек, аппликация «Составь картинку»,  выкладывание, лепка, аппликация, рисование геометрических фигур, картинок.

Оборудование: воздушный змей (на хвосте – медальки с геометрическими фигурами на прищепках), на стульчиках изображения геометрических фигур различных по цвету, размеру, форме; 3 обруча; домики с цифрами; раздаточный геометрический материал.

Содержание образовательной деятельности детей    

1.Организационный момент: дети сидят на коврике.

Воспитатель вносит воздушного змея.

Воспитатель: дети, посмотрите, что это? Какой необычный воздушный змей влетел к нам в группу. Да он с письмом, давайте прочитаем (детям средней группы «Сказка»). Это нам?

 Письмо от жителей страны геометрических фигур.У них случилась беда: злой ураган разрушил все дома и геометрические фигуры- жители перепутались. Они просят помочь, что же делать?

Змей-то волшебный, он нас и отнесёт. Но чтобы он полетел, нужно отгадать,  загадки змея. Но отгадку нужно не назвать, а показать с помощью пальчиков.

Загадки:

1. Нет углов у меня,
А похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья?
Покажите вы меня.  (круг)

2. Три мои стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло, покажи!  (треугольник)

3. Я фигура непростая,

    я фигура озорная

    Мои  4 стороны

    Одинаковой длины. (квадрат)

2.Задания с геометрическими фигурами ( на определение формы, цвета, размера).

Звучит музыка

Воспитатель:  полетели, держитесь крепко.

- Вот мы и попали в волшебную страну. Все дети, которые попадают сюда превращаются в геометрические фигуры.

Давайте скажем волшебные слова: раз два – покружись и в фигуру превратись.

Дети снимают с хвоста змея медаль с геометрической фигурой  на прищепке, надевают на себя. 

Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.

- Но посмотрите на стульях  какие-то знаки.Что это?

Нужно занять стульчик правильно: определить форму своей фигуры, цвет и размер. Не ошибитесь.(Воспитатель помогает наводящими вопросами: какая у тебя фигура, какого цвета, какого размера?)

Вот мы с вами и выполнили первое задание – правильно рассадили фигуры.

- Опять летит ураган: закрывайте глаза.( На полу два обруча, в них условные обозначения – большой, маленький).

- Что бы это значило? Как вы думаете, какие по размеру геометрические фигуры должны жить в первом обруче? Почему?

- А во втором?

Посмотрите на свои фигуры и разместите их правильно в соответствующий обруч.

Какие по размеру фигуры живут в вашем домике?

 Воспитатель одобряет правильные ответы детей (дети садятся на стульчики).

Вот мы и справились со вторым заданием.

- Снова надвигается ураган: закрывайте глаза.

На полу три обруча, в них условные обозначения цвета (красный, зелёный, жёлтый).

- Вы догадались, какие фигуры по цвету должны жить в первом домике? Во втором? В третьем?

Разместите, пожалуйста, свои фигуры правильно. Молодцы, никто не ошибся. Выполнили мы с вами третье задание.

Воспитатель предлагает подойти детям к круглому столу.

- Посмотрите, что это? (домики). Да необычные, у них разноцветные крыши.

Встаньте, пожалуйста, к тому домику, чтобы цвет крыши совпадал с цветом вашей геометрической фигуры.

 А из окошка домика кто-то смотрит. Что это? Какая у тебя цифра? (спросить детей).

-  Что же цифра может обозначать? Наверно, в домике живёт такое количество фигур. Фигуры должны по форме и цвету совпадать с вашей. Не ошибитесь.  

Индивидуальная работа с детьми.

-Какие фигуры жывут в твоём домике?  

- Какого они цвета?

-Сколько квадратов живёт в твоём домике?

Молодцы, справились с четвёртым заданием.

-  Вот мы с вами и помогли жителям страны геометрических фигур.

А теперь нам нужно лететь обратно в детский сад.

Давайте скажем волшебные слова: раз, два- покружись и в детишек превратись. Дети снимают медальку с геометрической фигурой, вешают на хвост змея. Держитесь крепко- полетели (звучит музыка).

3.Творческая деятельность детей по развитию мелкой моторики.

- Чтобы не забыть о нашем приключении, давайте сделаем  картинки - выложим свою геометрическую фигуру с помощью камешков, семян арбуза и волшебной ниточки (техника «Изонити»). Вспомните,  какого цвета была ваша геометрическая фигура (на столах лежат листы цветной бумаги). Займите правильно место за столом. Какую фигуру , Оля, ты будешь выкладывать?

Итог занятия:

- Где же мы с вами побывали? Что мы там делали?

- Вам понравилось?

- Что вы расскажете родителям?

- Какие замечательные геометрические фигуры у вас получились. Молодцы!

Мне понравилось, что вы были внимательными , старательными и терпеливыми.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №2 «Развитие»

Художественно- эстетическое развитие «Рисование ватой» на бархатной бумаге «Зайчик».

Средняя группа

Воспитатель: Корчигина Н.В.

Интеграция образовательных областей: «социально- коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие».

 Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.

Цели:

  1. Учить  изображать зайчика с помощью ваты на бархатной бумаге.
  2. Закрепить приёмы скатывания частей  круглой формы и раскатывания.
  3. Продолжать развивать подвижность, гибкость пальцев рук, преодолевать скованность движений; развивать фантазию – умение дополнять работу.
  4. Упражнять в прыжках на 2-х ногах, умение действовать по сигналу.

Планируемые результаты: интересуется изобразительной детской деятельностью («рисование ватой»), проявляет интерес к пальчиковым играм, эмоцианально откликается на содержание сказки, с интересом учавствует в подвижных играх.

Оборудование: бархатная бумага, вата, иллюстрации или картинки  зайчика.

Ход.  

Организационный момент: 

Дети сидят на коврике. Воспитатель загадывает загадку:

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это? (зайка)

  Предлагает рассказать детям сказку «Приключения зайки».

-  А вы мне будете помогать? Обыгрывание сказки с помощью фигурок, выполненных с помощью пальцев рук, которые были ранее освоены (пальчиковая гимнастика).

   Жил был в лесу, где росли высокие деревья, заяц. (руки вверх, пальцы врозь)

    Ему было очень одиноко, и он пошёл искать друга.(указательный и средний – вверх)

    В лесу он встретил другого зайчика. (изображаем зайчиков на 2-х руках)

    На их беду в лес прибежал волк-зубами щёлк. (ладони вместе, указательные и                          большие согнуты)

    Убежали зайцы, спрятались и думают, что им делать.(руки прячем за спину)

    И решили они построить дом. (ладонями изображаем «крышу»)

    Посмотрели зайцы, что волка нет и принялись за дело.(повороты влево и вправо)

    Они пилили, рубили, молотками стучали, и построили себе дом.(имитация движений пилы, молотка, топора)

    А доме поставили стул, стол и повесили крепкий замок.(ладони вместе, пальцы согнуть)

    И стали зайцы жить- поживать и добра наживать.

- Понравилась вам сказка?

- С помощью чего мы с вами рассказали эту сказку? (с помощью рук, пальчиков).

- А хотите, я вас научу рисовать «волшебные» картинки  по сказке, а вы потом дома расскажете сказку про зайчика своим мамам и папам?

- Как вы думаете, чем можно рисовать? (ответы детей)

- А ватой вы умеете рисовать? Нет? Тогда присаживайтесь на стульчики, я вам покажу и расскажу.

- Как вы думаете, ребята,  почему я зайчика решила сделать из ваты?  (ответы детей).

- А бумага у меня тоже непростая. Потрогайте её! Какая бумага? Называется – бархатная бумага.

- Для того, чтобы  вата у нас крепко держалась на картинке,  мы и  разместим наших зайчиков на волшебной бархатной бумаге.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

«Рисование ватой» на бархатной бумаге.

 - Посмотрите на картинки зайчиков.

 Давайте вспомним, что у зайчика есть? (голова)

- Какой формы?(круглая)

- Покажите, каким способом мы будем катать голову. Отрываем небольшой кусочек ваты и скатываем круговыми движениями, прикладываем к бархатной бумаге.

- Что ещё есть?(туловище).

- Что больше голова или туловище? Берём кусочек побольше.

- Как вы думаете, каким способом будем катать туловище?

- Если зайчик сидит – круговыми движениями, если прыгает – движениями вперёд-назад. - Что есть на голове? На что похожи?

- Каким способом скатываем ушки?

- Что есть ещё у зайчика?(лапки)

- Сколько?(четыре)

- Каким способом скатываем лапки?

Работа детей.

Вспомните с чего начнём работу.

Воспитатель помогает, напоминает, подсказывает (индивидуально).

- Кто сделает зайчика, подумайте, что ещё можно изобразить, ведь зайчик находиться в лесу, а может в домике.

  Воспитатель предлагает принести свои работы на круглый стол.

- Какие  зайчики у нас получились?  

- Из чего мы их делали?

- Почему?

Отметить детей, которые дополнили свою работу.

- Сколько зайчиков у нас получилось? Посмотрите, какие они весёлые и дружные. Им не будет одиноко.

 Воспитатель предлагает поиграть в подвижную игру «Зайцы и волк».

Играющие изображают зайцев, один из них - волк. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе домики. Волк прячется на противоположной стороне площадки - в овраге. Воспитатель произносит:

Зайки скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок, на лужок,

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк.

В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домика, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только воспитатель произнесет слово «волк», волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свой домик, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. Игра возобновляется. В зависимости от предварительной договоренности, после того как волк поймает 2-3 зайцев, на роль волка выбирается другой играющий. Игра повторяется 3-4 раз.

Рефлексия:

-Чем мы сегодня занимались

-Что понравилось больше всего.



Предварительный просмотр:

0          

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 2 «Развитие»

ПРАКТИКУМ

                                                           

                                                             Воспитатель:

                                               Корчигина Н.В.

В. Уфалей, 2016 г.

                                                                     

Содержание

1. Практикум «Деятельность по развитию ручной умелости, как средство развития мелкой моторики дошкольников»

    1.1. Ведущий практикума

    1.2. Время проведения

    1.3. Цели и задачи

    1.4. Практическая значимость

    1.5. Прогнозируемый результат практикума

2. Этапы проведения практикума

    2.1. Организационный момент, сообщение темы практикума

    2.2. Общая характеристика «ручной умелости»

    2.3. Этапы развития ручной умелости – электронная презентация

    2.4. Работа в группах – практикум по ручной умелости (приёмы: ниткопись, работа со штампами, выкладывание по контуру, рисование с помощью ваты.)

3. Подведение итогов практикума, рефлексия

Ведущий практикума: Корчигина Надежда Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР - детский сад № 2 «Развитие»

 Время проведения: декабрь 2010 года.

Цель: показать значимость развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста на примере деятельности по развитию ручной умелости.

 

Задачи:

- познакомить воспитателей с разнообразными видами деятельности по развитию ручной умелости у детей, принципами работы.

 

Практическая значимость: данный практикум может быть интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.

В ходе проведения практикума будут продемонстрированы практические приёмы развития ручной умелости

 

Прогнозируемый результат практикума:

- получение педагогами представления о разнообразных видах деятельности по развитию ручной умелости

- активизация внедрения в образовательный  процесс методов и приёмов по развитию ручной умелости, проведение комплексных занятий.

Организационный момент, сообщение темы практикума

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Я рада вас приветствовать на нашем практикуме.

- В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».

- Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ,  наблюдение  и  собственную практическую деятельность ребенок  развивается.

- Да и мы, педагоги-дошкольники,  люди творческие, неугомонные,  в своей работе с детьми  чаще следуем пословице:  «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать».  А еще лучше  - сто раз сделать.

- Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего практикума, я хотела бы вам продемонстрировать видео ролик.

- «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»-говорил известный педагог В.А.Сухомлинский. Поэтому сегодня мне хотелось бы  не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические  приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию мелкой моторики.

          Родителей  и  педагогов  всегда  волновали  вопросы:  как  обеспечить  полноценное  развитие  ребенка  в  дошкольном  возрасте?  Как  подготовить  его  к  школе?

          Мы  остановимся  лишь  на  одном  аспекте  этой  проблемы – развитии  мелкой  моторики  и  координации  движений  пальцев  рук.  

          Исследования  современных  физиологов  подтверждают,  что  имеется  тесная  связь  больших  полушарий  мозга  с  нервными  окончаниями,  заложенными  в  подушечках  пальцев  и  в  кистях  рук:  утомление  мышц  рук  вызывает  торможение  центральной  нервной  системы  и  наоборот.

          «Таланты  детей  находятся  на  кончиках  их  пальцев» - утверждала  известный  педагог  Мария  Монтессори.

          Работая  по плану преемственности «Дет.сад – нач.школа»,  часто  приходится  слышать  от  учителей:  «Интеллект  первоклассников  развит  хорошо.  Понимают  причинно-следственные  связи  простых  явлений,  разбираются  в  азах  грамоты  и  математики,  немало  знают  об  окружающем  мире.  Вот  только  рука  не  развита.  Пишут  медленно,  неуверенно.  Достаточно  тяжело  даётся  письмо.  Многие  не  умеют  «сохранить»  строку,  вовремя  остановиться,  когда  пишут  букву  или  слово,  не  справляются  с  написанием  элементов  букв».  

          Родители  первоклассников  тоже  порой  приходят  в  отчаяние:  «Чем  больше  строк  пишет  ребенок,  тем  хуже  становится  калиграфия.  Строки  не  видит,  интервалов  между  буквами  не  соблюдает,  а  бесформенные  каракули,  которые  он  выводит,  даже  буквами  не  назовешь».      

          Развитый  мозг  и  неразвитая  рука – вполне  закономерное,  при  современном  образе  жизни,  явление.  Чем  можно  объяснить  тот  факт,  что  сейчас  появилось  так  много  игрушек-шнуровок?  Ведь  у  теперешних  родителей  в  детстве  таких  игрушек  не  было,  тем  не  менее,  выросли  они  нормальными  людьми.  Возникает  недоумение,  зачем  это  все  надо?  

          Оказывается,  что  у  большинства  современных  детей  отмечается  общее  моторное  отставание,  в  особенности  у  детей  городских.  Родителям  легче  купить  обувь  на  липучках,  чтобы  не  брать  на  себя  труд  учить  ребенка  завязывать  шнурки.  Еще  20  лет  назад  родителям,  а  вместе  с  ними  и  детям,  приходилось  больше  делать  руками:  перебирать  крупу,  стирать  белье,  вязать,  вышивать.  Сейчас  же  на  каждое  занятие  есть  по  машине.  

          Следствие  слабого  развития  общей  моторики,  и  в  частности  руки, - общая  неготовность  большинства  современных  детей  к  письму  или  проблемы  с   речевым  развитием.  С  большой  долей  вероятности  можно  заключать,  что  если  с  речью  не  все  в  порядке,  это  наверняка  проблемы  с  моторикой.

Однако  даже  если  речь  ребенка  в  норме – это  вовсе  не  значит,  что  ребенок  хорошо  управляется  со  своими  руками.  Если  в  возрасте  4-5  лет  завязывание  шнурков  вызывает  у  ребенка  затруднения,  а  из  пластилина  кроме  шариков  и  колбасок  ничего  не  лепится,  если  в  6  лет  пришивание  настоящей  пуговицы – невыполнимая  и  опасная  задача - значит,  и  ваш  ребенок  не  исключение.

          Но  это  не  должно  ввергать  педагогов  и  родителей  в  панику:  слабую  руку  дошкольников  можно  и  необходимо  развивать.

          Ручной  труд  крайне  полезное  для  общего  развития  ребёнка  занятие:  формируется  общая  умелость  руки.  Ручная умелость (ловкость) представляет собой сложное явление, обусловленное различными уровнями индивидуально-психических процессов, несводимое лишь к хорошей координации движений (как иногда трактуется это качество). Н.А. Берштейн называет ловкость «двигательной находчивостью». Ручная умелость включает в себя понятия: координация движений, точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти.  Известно, что увлечение детей самоделками развивает фантазию, вкус, чувство гармонии и, как пишет известный художник Н.Н.Жуков, «вселяет веру в силу собственной мысли и, что очень ценно, приучает человека с ранних лет из пустяков делать вещи, милые глазу и сознанию, - вещи, одухотворённые весёлым и жизнерадостным ощущением мира». При  выполнении  действий  с  предметами  решается  большая  часть  мыслительных  задач – рука  действует,  а  мозг  фиксирует  ощущения,  соединяя  их  со  зрительными,  слуховыми  и  обонятельными  восприятиями  в  сложные,  интегрированные  образы  и  представления.  Чем  больший  запас  образов  и  проб  накопит  в  своём  опыте  ребёнок, тем  скорее  он  перейдёт  к  более  высокому  уровню  развития  мышления – наглядно-образному – и  будет  оперировать  уже  не  предметами,  а  их  образами.

          Психологи  отмечают:  в  рассматриваемый  возрастной  период  у  ребёнка  на  первый  план  (с  точки  зрения  личности  развития)  выходит  потребность  реализовать  сформировавшиеся – в  большей  или  меньшей  степени  за  предыдущие  годы – базовое  доверие  к  миру,  автономию  и  инициативу  в  самостоятельной  деятельности.

          И  не  просто  в  деятельности  вообще,  так  как,  скажем,  игра,  а  в  деятельности  целенаправленной,  результатом  которой  стал  бы  некий  продукт,  представляющий  собой  ценность  и  пригодный  к  употреблению.  Эту  потребность  американский  учёный  Эрик  Эриксон  охарактеризовал  как  чувство  созидания.  Не  случайно  в  жизни  каждого  ребёнка  наступает  момент,  когда   на  смену  желанию  «разобрать  до  винтика»  приходит  желание  что-то  смастерить,  починить;  причём  непременно  самостоятельно,  непременно  так,  чтобы  этот  продукт  труда  пригодился  во  взрослой  жизни.

Принципы  работы  по  развитию  ручной  умелости.

           Следует  помнить,  что  развитие  тонкой  координации  движений  и  ручной  умелости  предполагает  известную  степень  зрелости  структур  головного  мозга,  от  них  зависит  управление  движениями  руки,  поэтому  ни  в  коем  случае  нельзя  ребёнка  заставлять.

          Во  время  занятий  нужно  учитывать  индивидуальные  особенности  каждого  ребенка,  его  возраст,  настроение,  желание  работать  и,  конечно,  его  возможности.  Главное,  чтобы  занятия  приносили  только  положительные  эмоции.  Не  надо  вкладывать  в  еще  неумелую  и  слабую  руку  ребенка  карандаш  и  мучить  его  работой  над  прописями.  Первые  неудачи  могут  вызвать  разочарование,  и  даже  раздражение.  Нужно  заботиться  о  том,  чтобы  деятельность  ребенка  была  успешной, –  это  будет  подкреплять  его  интерес  к  играм  и  занятиям. Разная фактура используемых материалов позволяет повысить интерес к деятельности, проявить творчество.

          Умелыми  пальцы  становятся  не  сразу.  Игры  и  упражнения,  пальчиковые  разминки,  проводимые  систематически – в  детском  саду,  дома,  во  дворе,  во  время  выездов  на  природу – с  самого  раннего  возраста,  помогают  детям  уверенно  держать  карандаш  и  ручку,  самостоятельно  заплетать  косички,  застегивать  пуговицы  и  шнуровать  ботинки,  строить  из  мелких  деталей  конструктора,  лепить  из  глины  и  пластилина,  мастерить  подарки  своим  близким,  принося  им  радость.

          Для того чтобы деятельность по развитию ручной умелости была успешной, необходимо заинтересовать и активно вовлекать в эту работу родителей. Поэтому я вам предлагаю консультацию для родителей «Развитие ручной умелости в домашних условиях».

          Первичное знакомство с техникой желательно проводить индивидуально или небольшими группами детей, по 3-5 человек, в свободное от занятий время. Когда вся группа ознакомиться с данной работой, тогда можно включать во фронтальные занятия.

           Все  этапы  работы  должны  быть  настолько  продуманы,  подготовлены,  чтобы  у  детей  не  возникали  технические  проблемы.  Чтобы  изготовить  поделку,  не  требуются  ни  трудоёмкие,  ни  технические  сложные  действия,  ни  дорогие  материалы.

Виды деятельности по коррекции и развитию ручной умелости

Всю работу мы условно разделили на два этапа.

 1-й этап – подготовительный:

     Цель: сформировать у детей ручную ловкость и пробудить интерес к пальчиковым играм. Чем же можно заняться с ребёнком:

      -    запускать  пальцами  мелкие  волчки;

  • разминать  пальцами  пластилин,  глину;
  • катать  по  очереди  каждым  пальцем  камешки,  мелкие  бусинки,  шарики;

Карандаш

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

      - сортировать крупу, макаронные изделия;

                                                              Помощник                                                                

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

                                         

-   сжимать  и  разжимать  кулачки,  при  этом  можно  играть,  как  будто           кулачок – это  бутончик  цветка  (утром  он  проснулся  и  открылся,  а  вечером – заснул  и  закрылся,  спрятался);

  • нанизывать  крупные  пуговицы,  шарики,  бусинки  на  нитку. В работе с детьми использую схемы (продемонстрировать);

выкладывание по контуру семян арбуза, фасоли, гороха, камешков.

 Дорожка                                                                         

Я взяла чуть-чуть горошку

Выложу дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

-   использую коллективные аппликации, выполненные методом обрывания («Листья полетели», «Осенний лес»)

-   игры со счётными палочками

Ёжик

Пыхтя, тащил домой грибок

Проворный маленький зверёк.

Ни головы, ни ножек –

Конечно, это ёжик.

  • наматывать  тонкую  проволоку  в  цветной  оболочке  на  катушку, выгибание из проволоки по контуру;
  • завязывать  узлы  на  толстой  веревке  или  шнуре;
  • застегивать  пуговицы,  крючки,  молнии,  замочки,  закручивать  крышки,  заводить  механические  игрушки  ключиками;
  • «рисование с помощью ваты»
  • закручивать  болты,  гайки;
  • игры  с  конструктором,  мозаикой,  кубиками;
  • складывание  матрешек;
  • рисование с помощью трафаретов и шаблонов. На начальном этапе использую шаблоны из плотного картона, затем из бумаги, кальки, потом использую приём - «что спряталось в комочке»,

     Обводить  можно  все,  что  попадется  под  руку:  дно  стакана,  перевернутое  блюдце,  собственную  ладонь,  ложку  и  т.д.  Особенно  подходят  для  этой  цели  формочки  для  приготовления  печений  или  кексов.  

  • рисование  в  воздухе 
  • игры  с  песком,  водой;
  • мять  руками  поролоновые  шарики,  губку;
  • рисовать,  штриховать,  раскрашивать (с 3 лет);
  • особую роль в развитии ручной умелости играет умение пользоваться  ножницами, делаем это с 3 лет;
  • рисовать  различными  материалами – ручкой,  карандашом,  мелом,  цветными  мелками,  акварелью,  гуашью,  углем  и  т.д.

-   работа с пособием «Умелые пальчики», рекомендованная по программе          

        Т.Н.Дороновой    « Из детства в отрочество».

      -   Ниткопись (рекомендовано по программе Т.Н.Дороновой «Из детства в отрочество») – это выкладывание ниток по контуру различных изображений, нанесённых на бархатную бумагу или вырезанных из неё. Освоить приёмы ниткописи может каждый ребёнок. Только одни осваивают его раньше – на 2-3 занятии, а другие чуть позже – на 5-6. Однако и те и другие испытывают огромное удовольствие от своей работы.

 - рисование штампами  Работа со штампами играет значимую роль в развитии кисти руки и её мелкой моторики. В процессе работы со штампами развивается сила руки, её ловкость. Переключаемость с одного вида движения на другой. Детям предлагаются разные виды штампов: промышленные, изготовленные взрослыми из подручных материалов, карандаш-штамп (рекомендовано по программе Т.Н.Дороновой «Из детства в отрочество» пособие по программе «Маленький помошник»), очень интересный приём - колпачки от старых фломастеров. Работа со штампами не должна быть механической. Педагогам рекомендуется создавать игровую ситуацию.

          К  пяти  годам  возможность  точных,  произвольно  направленных  движений  возрастает,  и  дети  успешно  выполняют  задания,  требующие  достаточной  точности  и  согласованности  движений  кистей  рук.

  • На 2-м этапе добавляются:
  •  рукоделие (вышивка на картоне, вязание, бисероплетение),
  • оригами,  
  • тетрадь-штриховка.  Использование  тетради  предполагает  большую  гибкость  воспитателя.  Время  освоения  каждой  темы  строго  индивидуально  и  зависит  от  готовности  к  стратегическим  нагрузкам  у  конкретного  ребенка.
  • ориентировка  на  листе  бумаги  в  крупную  клетку;

      -    ориентировка  на  листе  бумаги  в  линейку  по  методике  Шулешко.  

           Трафаретом  пользуются  следующим  образом:  берется  калька  вдвое  большего  размера,  чем  трафарет,  она  складывается,  как  двойной  тетрадный  листок,  и  трафарет  вкладывается  в  середину.  Дети  пишут  непосредственно  на  кальке.    

   Нами было разработано перспективно-тематическое планирование  по реализации программы, включающее следующие тематические блоки:

- Как я провёл лето.

- Осень. Овощи. Фрукты.

- Рыбы.

- Одежда, обувь.

- Мебель, посуда.

- Город, транспорт.

- Зимний лес.

- Дикие животные и их детёныши.

- Домашние животные и их детёныши.

- Птицы зимой.

- Семья.

- Профессии.

- Подарок для мамы.

- Весна.

- Игрушки.

- Вспоминаем, повторяем: птицы встречают весну, труд весной, чему мы научились за год.

    Все темы перекликаются с планированием занятий по познавательному развитию, что позволяет проводить их в комплексе. Смена деятельности снимает усталость, позволяет удерживать интерес в течение всего занятия.

Практикум по ручной умелости – работа педагогов в группах.

1)  А теперь мне хотелось бы предложить Вам придумать задания для детей по развитию ручной умелости по темам (листочки с темами вытягивают), которые перекликаются с темами занятий по познавательному развитию, их можно использовать как вторая часть занятия.

Например: тема – «Как я провёл лето»: - «Подарки моря» (сортировка камешек и ракушек), - «Лодочка» (выкладывание из счётных палочек), - «Ниткопись» - «Солнышко».

Предлогаю  обменяться  мнениями.

2) Предлагаю Вам на практике применить наиболее интересные для детей методы по развитию ручной умелости. Тема будет общая – «Новый год».

Первая группа опробует метод «Ниткопись».

Вторая группа – будет печатать с помощью штампов.

Третья – выкладывать по контуру семенами или камешками.

Четвёртые – порисуют с помощью ваты.

Просмотр полученных работ.

           Сухомлинский  писал,  что  истоки  способностей  и  дарований  детей  находятся  на  кончиках  их  пальцев.  От  них,  образно  говоря,  идут  тончайшие  ручейки,  которые  питают  источник  творческой  мысли.  Чем  больше  уверенности   и  изобретательности  в  движениях  детской  руки,  тем  тоньше   взаимодействие   руки  с  орудием  труда,  тем  сложнее  движения,  необходимые  для  этого  взаимодействия,  тем  ярче  творческая  стихия  детского  разума.  Чем  больше  мастерства  в  детской  руке,  тем  ребенок  умнее.

             Таким образом, работа по развитию ручной умелости, предполагающая действие с разнообразным материалом, поддерживает постоянный интерес детей и повышет продуктивность занятий, позволяет подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, предотвратить появление так  называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников. Игры и упражнения по развитию ручной умелости стимулируют фантазию, развивают творческие способности.  

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация  для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой  работе с детьми.

- Мне очень нравятся слова Е. Ермоловой: «Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате».  Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!

А для дальнейшей моей педагогической работы я попрошу вас оценить сегодняшний  практикум.

Рефлексия:

«Уважаемые коллеги! Прошу вас оценить мероприятие, заполнив таблицу, используя выражения «да», «нет», «частично». Заранее благодарю!

Удовлетворён сегодняшней работой

Получил теоретические знания

Могу проектировать педагогическую деятельность по данной теме



Предварительный просмотр:

Игры со счётными палочками.

Ёжик

Пыхтя, тащил домой грибок                                   сканирование0021

Проворный маленький зверёк.                                  

Ни головы, ни ножек –

Конечно, это ёжик.                                              

                                                                                     сканирование0025

Грибок

Шапочка на ножке                                        

Около дорожки.

В мой просторный кузовок

Полезай скорей, грибок.                                            

Цветысканирование0022

Возле речки, на пруду,                                                    

На поляне и в саду –

Всюду выросли цветы

Небывалой красоты.

Домсканирование0023

Дом я строю во вселенной.                                        

Есть в нём крыша и антенна.

Есть в нём дверь и есть окошко –

Пусть живёт в нём наша кошка.

Мышка

Мышка маленькая в норке                                        

Тихо грызла хлеба корку. сканирование0027

«Хрум, хрум» -

Что за шум?

Это мышка в норке

Хлебную ест корку.

сканирование0032

Кораблик                                                                        

Кораблик к дальним берегам

Отправился однажды.

На нём был смелый капитан

И юнга был отважный.

Зонтик                                                                                   сканирование0030

Погода начала сердиться –

Весь день льёт дождик за окном.

И, чтобы мне не простудиться,

Гулять я буду под зонтом.

Силач

Палочки я разбросаю, сканирование0034

Снова их в руки возьму,

Быстро силу набираю,

Скоро гирю подниму.

Паруса                                                                             сканирование0033

Помоги мне, ветерок! 

Паруса надуй, дружёк!

Пусть плывёт кораблик мой

К папе с мамочкой домой.

Змей

 - Змей бумажный за окном! –сканирование0024

Закричал Антошка.

Змею с красочным хвостом

Помахал ладошкой.

Игры с бумагой

Кораблик                                                          Театр

Ручейки звенят, бегут,                                     Кукол рисую,

В путь кораблики зовут.                                  Потом вырезаю.

Ты плыви, кораблик мой,                                 С ними в театр

Из бумаги не простой –                                    Весёлый играю.

Из серебряной фольги.                                     Нравиться маме

Капитан, в бинокль гляди,                                Театр бумажный.

Чтоб корабль по курсу плыл                            Ловкие руки -

И на мель не наскочил.                                     Как это важно!

Бумажный дом                                                   Коврик

Строим дом многоэтажный                              Коврик плету из полосок бумажных

Из кубов и пирамид.                                          Видела коврик такой я однажды.

Не кирпичный дом – бумажный,                      Яркими красками коврик горит,

Но отлично он стоит.                                         Можно подружке его подарить.

Снежинка                                                             Барашки

Я в руках листок держу,                                     У моих барашков

Вчетверо его сложу,                                            Шёрстка серая волной.

Отогну ещё разок –                                              Я зову обоих Бяшки,

Получился уголок.                                               Угощаю их травой.

Режу ровно, не спеша.                                          Я сама их вырезала

Как снежинка хороша!                                          Из бумаги за столом.

                                                                                 Я их маме показала

                                                                                 И сказала ей потом:

                                                                                 - Стадо я ещё утрою,

                                                                                 В вырезанье навык есть,

                                                                                 Для барашков хлев построю,

                                                                                 Чтобы волк не смог их съесть.

Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами

Карандаш                                                              Журавль

Карандаш в руках катаю,                                    Семечек белых от тыквы взяла,

Между пальчиков верчу.                                     Птица похожа, да только бела.

Непременно каждый пальчик                              Краску беру, и журавль - настоящий.

Быть послушным научу.                                       Встретит он братьев,

                                                                                 К нам с юга летящих.

Орехи

Научился два ореха                                                Игра с горошком

Между пальцами держать.                                     Дома я одна скучала,

Это в школе мне поможет                                      Горсть горошинок достала.

Буквы ровные писать.                                             Прежде чем игру начать,

                                                                                   Надо пальчику сказать:

Помощник                                                                 - Пальчик, пальчик, мой хороший,

Я крупу перебираю,                                                  Ты прижми к столу горошек,

Мамочке помочь хочу.                                              Покрути и покатай

Я с закрытыми глазами                                             И другому передай.

Рис от гречки отличу.

                                                                                      Ловкий Антошка

Бусинки-горошки                                                        Удивляется ладошка:

Покатаю я в руках                                                        - До чего смешной Антошка!

Бусинки-горошки.                                                         Колпачок надел на пальчик.

Станьте ловкими скорей,                                              Зашагал он, словно мальчик.

Пальчики, ладошки!                                                      А за ним, как мальчики,

                                                                                         Остальные пальчики.

Дорожка                                                                           Дружно по столу бегут,

Я взяла чуть-чуть горошку                                            От него не отстают.

Выложу дорожку,                                                            - Ловкий мой Антошка, -

Чтобы бегали по ней                                                        Думает ладошка.

Зайчик или кошка.

Игры с пластилином

 Именины                                                                            Чашка

У зайчонка именины                                              Пластилиновая чашка,

 Он слепил из пластилина                                     Пластилиновое блюдце.

Замечательный рулет,                                            Хорошо играть мне с ними,

Будут гости на обед.                                               Ведь они не разобьются.

 Сказки оживают                                                  Червячок

Кусочки пластилина                                                Раскричался петушок

 Катает наша Зина:                                                   - Чей ты, чудо-червячок?

Шарики,  колбаски –                                                Клюнуть я тебя боюсь,

И оживают сказки.                                                    Я сначала разберусь.

Пальчики стараются,                                                Может, ты резиновый?

Лепят, развиваются.                                                  – Нет, я пластилиновый,-

Всё из пластилина!                                                    Отвечает червячок.

Из пластилина овощи,                                               Удивился петушок:

Из пластилина буквы,                                                - Как же в лужу ты попал?

Смогу слепить без помощи                                       - Серый зайка потерял.

Я даже торт для куклы.                                              Он вчера меня слепил,

                                                                                       Да случайно обронил.

Слонёнок

Нравится слонёнок маме,                                           Чаепитие

Получился как живой,                                                 Чайник заварочный

Смотрит умными глазами                                            Зайка слепил,

И качает головой.                                                          В гости зайчиху

Со слонёнком я играю,                                                  К себе пригласил.

Очень я его люблю,                                                       Чай попивают

Я бананы не съедаю –                                                    Они ароматный

Их слонёнку отдаю.                                                        С мёдом душистым

                                                                                           И пряником мятным.