Мои публикации

Корчигина Надежда Владимировна

Мои публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность по развитию ручной умелости

как средство развития мелкой моторики у дошкольников.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» - очень точно заметил известный педагог В.А.Сухомлинский. И в подтверждение этих слов мне хотелось бы рассказать о некоторых методических  приёмах, которые мы используем в своей работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте?  Как подготовить его к школе?  

        Работая по плану преемственности «Детский сад – начальная школа», часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит довольно хорошо. А вот рука не развита. Пишут медленно, неуверенно. Достаточно тяжело даётся письмо».

        Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное явление при современном образе жизни.    

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно у детей городских. Взрослым легче купить обувь на липучках, только бы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше работать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же большинство  подобных занятий механизированы – практически в каждой семье имеются стиральная, вязальная или швейная машинки и тому подобная бытовая техника.  

Как следствие слабого развития общей моторики, и в частности руки, - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. И наоборот - с большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако, даже если речь ребенка в норме – это совсем не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет ваш ребёнок испытывает трудности, завязывая шнурки, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

        Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольников можно и необходимо развивать.

        Ручной труд - полезное для общего развития ребёнка занятие: в результате чего формируется общая умелость руки. Ручная умелость (ловкость) представляет собой сложное явление, обусловленное различными уровнями индивидуально-психических процессов, которое не сводится только лишь к хорошей координации движений (как иногда трактуется это качество). Ручная умелость включает в себя такие понятия, как координация движений, точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти.

При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас образов и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню развития мышления – наглядно-образному.

                                 Принципы  работы  по  развитию  ручной  умелости.

        Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять, нужно его заинтересовать.

        Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание работать и, конечно, его возможности. Главное, чтобы занятия приносили только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи могут вызвать разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, –  это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Разная фактура используемых материалов позволяет повысить интерес к деятельности, проявить творчество.

        Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить систематически в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу. Это с самого раннего возраста, помогает детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички, застегивать пуговицы и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им радость.

        Для того чтобы деятельность по развитию ручной умелости была более успешной, необходимо заинтересовать и активно вовлекать в эту работу родителей.

        Первичное знакомство с техникой желательно проводить индивидуально или небольшими группами детей, по 3-5 человек. Когда вся группа ознакомиться с данной техникой, тогда можно включать  во фронтальные занятия.

        Все этапы работы должны быть настолько продуманы, подготовлены, чтобы у детей не возникали технические проблемы. Чтобы изготовить поделку, не требуются ни трудоёмкие, ни технические сложные действия, ни дорогие материалы.

Виды деятельности по коррекции и развитию ручной умелости.

        Всю работу можно условно разделить на два этапа.

        1-й этап – подготовительный:

        Цель: сформировать у детей ручную ловкость и пробудить интерес к пальчиковым играм.    

        - запускать пальцами мелкие волчки, разминать пальцами пластилин, глину, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики:

        - сортировать крупу, макаронные изделия:                                                            

        - сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – это бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером – заснул и закрылся, спрятался);

        - нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку, выкладываем по контуру семена арбуза, фасоли, гороха, камешков:                                                                

        - используем коллективные аппликации, выполненные методом обрывания («Листья полетели», «Осенний лес»);

        - игры со счётными палочками (выкладывание из палочек фигурок различных предметов, зверей и т.п.);

        - наматываем тонкую проволоку в цветной оболочке на катушку, выгибаем из проволоки по контуру;

        - завязываем узлы на толстой веревке или шнуре, застегиваем пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручиваем крышки, заводим механические игрушки ключиками, «рисуем с помощью ваты»;

        - закручиваем болты, гайки, играем с конструктором, мозаикой, кубиками;

        - складываем матрёшки;

        - рисуем с помощью трафаретов и шаблонов. На начальном этапе используем шаблоны из плотного картона, затем из бумаги, кальки, потом использую приём - «что спряталось в комочке».

        - обводить по контуру можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь и т.д.  Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.  

        - рисуем в воздухе, играем с песком, водой, мнём руками поролоновые шарики, губку, штрихуем, раскрашиваем (с 3 лет).

        - рисовать можно различными материалами – ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т.д.

        - особую роль в развитии ручной умелости играет умение пользоваться  ножницами;

        - работаем с пособием «Умелые пальчики», рекомендованным по программе  Т.Н.Дороновой «Из детства в отрочество».

        - используем технику «Ниткопись» (рекомендовано по программе Т.Н. Дороновой «Из детства в отрочество») – это выкладывание ниток по контуру различных изображений, нанесённых на бархатную бумагу или вырезанных из неё. Освоить приёмы ниткописи может каждый ребёнок. Только одни осваивают его раньше – на 2-3 занятии, а другие чуть позже – на 5-6. Однако и те и другие испытывают огромное удовольствие от своей работы.

        - рисуем штампами.  Работа со штампами играет значимую роль в развитии кисти руки и её мелкой моторики. В процессе работы со штампами развивается сила руки, её ловкость. Переключаемость с одного вида движения на другой. Детям предлагаются разные виды штампов: промышленные, изготовленные взрослыми из подручных материалов, карандаш-штамп (рекомендовано по программе Т.Н.Дороновой «Из детства в отрочество» пособие по программе «Маленький помощник»), очень интересный приём - колпачки от старых фломастеров. Работа со штампами не должна быть механической. Педагогам рекомендуется создавать для детей игровую ситуацию.

        К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, и дети успешно выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

        На 2-м этапе (основном) добавляются:

        - рукоделие (вышивка на картоне, вязание, работа с бисером), оригами, тетрадь-штриховка, использование которой предполагает большую гибкость воспитателя. Время освоения каждой темы строго индивидуально и зависит от готовности к стратегическим нагрузкам у конкретного ребенка.

        Нами было разработано перспективно-тематическое планирование  по реализации программы, включающее следующие тематические блоки:

«Как я провёл лето», «Осень, овощи, фрукты», «Рыбы», «Одежда, обувь», «Мебель, посуда», «Город, транспорт», «Зимний лес», «Дикие животные и их детёныши», «Домашние животные и их детёныши», «Птицы зимой», «Семья», «Профессии», «Подарок для мамы», «Весна», «Игрушки», «Вспоминаем, повторяем: птицы встречают весну, труд весной, чему мы научились за год».

        Все темы перекликаются с планированием занятий по познавательному развитию, что позволяет проводить их в комплексе. Смена деятельности снимает усталость, позволяет удерживать интерес в течение всего занятия.

Таким образом, работа по развитию ручной умелости, предполагающая действие с разнообразным материалом, что поддерживает постоянный интерес детей и повышает продуктивность деятельности, позволит подготовить руку ребёнка к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу. 

Список литературы:

  1. Богатеева  З.А.  Подготовка  руки  ребенка  к  письму  на  занятиях  по

             рисованию. / Дошкольное воспитание. 1987. № 8.

        2.  Доронова Т.Н. «Из детства в отрочество».

        3.  Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. в 2х частях.  Часть  2.

             Волгоград, изд. «Братья Гринины», 1997.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: