Духовно-нравственное воспитание

Никитина Анна Михайловна

Суть духовно-нравственного и патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родному дому, семье и близким людям, природе, истории и культуре родного края, созданной трудами родных и близких людей, любовь к окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

по духовно-нравственному и   гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

 Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу города Ржева, номер дома, квартиры, телефона, этаж.

Материал: мяч

Ход игр. Все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже », ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.  

«Наш детский сад »

Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о его работниках.  Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д..Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации  детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы 

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве

«Поиски добрых слов»

  Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства  правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.

Ход игры.  Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

  Цель:  обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.

Ход игры.  Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.. 

«Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

  Материал: иллюстраций, фотографий.

Ход игры. Воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают 

«Малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой  Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.

Материал:  иллюстраций, фотографий города Ржева и Тверской области.

Ход игры. Воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают 

   

«Расскажи о своей  семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал:  Фотоальбом, составленный совместно с родителями с  семейными фотографиями  с генеалогическим древом семьи.

«Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями  города, с памятниками культуры.

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города.

Ход игры. Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

 Ход игры. Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

 

 «Наш микрорайон». 

Цель:  Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении детского сада.

Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона  

Ход работы. По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают  о своем микрорайоне, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении детского сада.

«Назови виды спорта».

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что  занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков.

Ход  игры: все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

«Моих родителей зовут…»

Цель:  Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал:  семейные фотоальбомы.

Ход игры.  Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

   

«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры.  Взрослый предлагает детям, выслушав предложение, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

«Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Материал: почтовые конверты, открытки.

Ход игры.  Воспитатель предлагает детям посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

«Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом. Развитие речи, логического мышления.

Ход.  Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут

Китай-китаец, Африка - африканец…

 «Узнай по описанию кто это »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал: Картинки и иллюстрации  с изображением животного мира.

 Ход игры. Воспитатель описывает животное , дети отгадывают.

«У кого какой домик »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

 Ход игры: Медведю – берлога

                   Белке – дупло.

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение   образовывать относительные  прилагательные (береза – березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников  и листьев

 Ход игры. Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

               

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав

Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах

«Малая красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных , птиц нашего края  занесенных  в

« Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности  

Материал: «Малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц  

 Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о  них.

«Страны и народы"

   Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.  

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

 Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

«Как найти дорожку в детский сад?»

  Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение  определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

Ход игры. Дети ориентируются по плану и на макете.

        

« Узнай, о ком я говорю»

Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Ход игры: Ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают.    

 

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры. Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества

Ход игры.  Воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов.-  

Дети называют.

             

«Мир предметов»

 Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать  слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода

Ход игры:  чугун - чугунный, дерево - деревянный……

"Богатства недр земли».

           Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем  строении земли

           Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.

           Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.

«Собери узор».

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

 Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных  фрагментов.

 «Скажи какой»

 Цель:  закрепление умения   образовывать  прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое мышление.

Материал:  Картинки и иллюстрации людей разных национальностей

Ход игры. Татарин -  татарский, мордвин -  мордовский…..

«Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры. Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

«Я имею право...»

Цель. Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).  

Ход игры 

Дети поочередно выбирают  картинку и  объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Кто что делает?»

Цель: формировать навык  на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д. 
  

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,….

  Цели: воспитывать внимание,  доброжелательность, готовность доставлять близким  людям радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого.

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда..

«Какие праздники ты знаешь?»

  Цель: Развивать у детей сообразительность,  память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные)  закреплять правила поведения в общественных местах.  

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку

«Жилище  человека»

  Цель: Закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному  дому, Родине.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек,  что жилище бывает  разное яранга, хата, изба…



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Зимующие птицы!»

Цель: создать условий для развития речевой деятельности посредством разных методов и форм работы

Задачи:

  • закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях развивать наблюдательность.
  • расширять словарь детей за счет существительных (снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, свиристель, сова);имен прилагательных: зимующие, птичий;
  • развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти.
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование сложных прилагательных (белогрудая, красноголовый, коротколапый, пестрокрылый и др.)
  • развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки).
  • учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).
  • воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, вызывать сочувствие по отношению к пернатым друзьям .

Оборудование: запись голосов птиц, заготовленные на бумаге следы птиц и зверей, плакат с изображением дерева, посылка с кормом, загадки, зимующие птицы в картинках.

Планируемые результаты:

  • уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах
  •  актуализировать словарь детей по лексической теме «Зимующие птицы»;
  • развивать интерес к занятию через использование различных методов и форм взаимодействия взрослого с детьми;
  • воспитывать наблюдательность, желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их, прививать любовь к птицам.

Предварительная работа:

Обсуждение темы: «Птицы зимой»; оформление участка кормушками и кормление птиц; чтение произведений про птиц: А. Журавлева « Подарок», В. Бианки «Сова», Б. Житков «Галка», Высотская «Птичий дом», Л.Дымова «Весенняя песенка»; оформление аппликаций: «Зимующие птицы»; показ детям презентации «Берегите птиц!»; подвижные игры« Угадай птичку!», «Берегись кошку!», совместная работа (оформление плаката) «Зимующие птички»

Сюрпризный момент – фея с волшебной палочкой

Материал:

  1. Демонстрационный материал « Птицы»
  2. Дерево с птицами
  3. Следы
  4. Елочки

Ход занятия:  

Воспитатель:        

Дети, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся дружно!

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

У нас прекрасное настроение, поэтому мы можем поделиться своим настроением с гостями , улыбнемся и помашем ручкой

Ребята садятся на стульчики полукругом.

В.Дети, посмотрите, у нас на столе появилась необычная посылка.

Откроем ее и посмотрим, что же в ней. (в посылке семечки, пшено, печенье)

 Для кого же это предназначено?

Дети: Этот корм для птиц.

В.Интересно кто принес нам посылку?

Стук в дверь. Появляется фея,

Ф,- Здравствуйте, ребята. Меня зовут фея Заботушка. Вы случайно не видели мою посылочку?

Д; Даа

Ф:. Спасибо, ребята!!!А вы знаете что внутри и для кого это?

Д; для птичек

Ф.А для каких?

Д: Для зимующих.

Ф Молодцы!!! А знаете, для чего мы помогаем зимующим птицам?

Д: Чтобы птицы не погибли от голода

Ф: Вы такие молодцы!!! Ребята, мне очень нужна ваша помощь.

В моем сказочном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал лес, птицам нечего кушать. Поможете мне?

Д. Да

Ф. Я отнесу в лес посылку, но сначала надо расколдовать лес и тогда мы спасем птичек. Для того, чтобы снять заклятие ребятам необходимо выполнить задания волшебника. Вы готовы?

- я взмахну волшебной палочкой и вы попадете в лес. Абракадабра..бумс...

Фея уходит

Физкультминутка«Прогулка»

Мы заходим с вами в лес (маршируем)

Сколько здесь вокруг чудес!!!(развели руками)

Сколько елочек зеленых

Сколько столько выполним наклонов (1)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы ее обхитрим и тихонько убежим. (встали около воспитателя)

В; Вот, ребята, мы оказались в лесу (звучит музыка)

-Посмотрите, перед нами две тропинки. Это следы. Чьи же они?

Интересно. По какой же нам идти тропинке?

Это чьи следы? А это?

- Идем по птичьей тропинке, потому что мы должны спасти птиц.

Ребята с воспитателем подходят к елочке. На елке конверт.

Дети. А что же это за конверт? давайте посмотрим вместе.

Воспитатель открывает конверт, а в нем загадки. Дети сели на стульчики.

Ребята. А вы любите отгадывать загадки?  Ну тогда слушайте! Картинки!

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...

Сорока

Путают ее с вороной,
Хоть и меньшая размером.
В одеянье скучном, скромном
С черным галстучком на сером.
Осенью на юг не мчится,
Зим студеных не боится -
Видно, крепкая закалка.
А зовется просто:...

Галка

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой -

Всё равно он будет мой.

Дятел

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
Сова

В небе кружит птичек стая

 Стая, вовсе не простая!

Стаю эту ты не бей: Стаю сизых …

Голубей

Ребята, вы молодцы!!!

В: дети, а птицы. которые живут зимой в лесу. это какие птицы?

 (Зимующие)

В. А почему их называют зимующими

(потому, что они остаются зимовать, не бояться холода)

Воспитатель: Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?

ДетиПтицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм.

Воспитатель: Чем мы можем подкормить птиц зимой?

Дети: Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.

Физкультминутка «Снегири» 

Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)

В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)

Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)

Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Улететь хотят. (боковые взмахи руками)

- Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе, взмахивая

руками, как крыльями).

За метелью! За метелью!

Умнички!! Садимся на стулья

Воспитатель: Молодцы! Теперь вам необходимо слушать меня очень внимательно, чтобы справиться со следующим заданием.

Я буду произносить слова, а вам нужно разобрать это слово, что оно значит

Например белокрылый – белые крылья

Чернокрылый -

Длиннохвостый-

Красногрудый-

Желтогрудый-

Красноголовый-

Серокрылый-

В. Вот, ребята, молодцы!!!!

Следующее задание.

«Игра с мячом»

(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок, возвращая мяч, должен продолжить его.)

Ворона большая, а воробей маленький.

У человека дети, а у птицы птенцы.

У кошки лапы, а птицы лапки.

У человека нос, а у птицы клюв.

У человека руки, а птицы крылья.

У животных шерсть, а у птицы перья.

Давайте, еще поиграем!!

А теперь задание сложное.

 «Узнай птицу по словесному описанию» я начинаю описание птицы, вы угадываете кто это. А потом мы помещаем птичек на дерево.

На тарелочке разложены птички, дети выбирают себе одну птичку или две птички.

Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые. На горле черная полоска – галстук, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое. (Синица)

Вы угадали! Молодцы! Покажите у кого есть синичка? Подходим к нашему дереву, размещаем птиц.

Кто желает еще описать птичку?

Маша.

У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные. Спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета. (Снегирь)

Паша

У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги, ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. (Ворона)

Олеся

У этой птицы туловище круглое, как мячик. маленькие   глазки. Клювик короткий. Птичка коричневого цвета. (Воробей)

В.Давайте скажем птичкам ласковые слова: милые птички, красивые, пестрые, шустрые…

Птицы феи Заботушки спасены!

Вы просто умнички!!! Выполнили все задания!

Итоги;

Дети, о каких птицах мы сегодня говорили?

Дети: Мы сегодня говорили о зимующих птицах.

Как мы сегодня позанимались?

Старались?

Конечно, все старались. Спасибо!!!

Ну а теперь подойдите к нашему дереву. ….давайте подумаем каких не хватает нам еще здесь птичек….

Список литературы:

1 Закон об образовании РФ ст.48

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

3. Л. Воронкова «Лебеди и гуси»

4. С.Я. Маршак «Загадки»

5. В. Бианки «Подкидыш»

6. А. Яшин « Покормите птиц зимой»

7. М. Пришвин «Ребята и утята»        

8. Социальная сеть работников

https://nsportal.ru

Самоанализ открытого занятия. Коммуникация. Развитие речи.

Тема: зимующие птицы.

Данное открытое занятие проводилось с детьми старшего дошкольного возраста 5-6 лет в количестве  человек.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях развивать наблюдательность.

Развивающие:

  • расширять словарь детей за счет существительных (снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, голубь, синица, свиристель, сова);имен прилагательных: зимующие, птичий;
  • развивать связную речь, расширять объем зрительного и слухового внимания, памяти.
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование сложных прилагательных (белогрудая, красноголовый, коротколапый, пестрокрылый и др.)
  • развивать логическое мышление (учить отгадывать загадки).
  • учить сочетать речь с движениями (мелкими и общими).

Воспитательные:

  • воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, вызывать сочувствие по отношению к пернатым друзьям .

Детям была сообщена тема занятия. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально.

При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, участвовали в выполнении заданий с интересом, наблюдали, охотно отвечали на вопросы. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в играх.

Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей излагать свои знания о зимующих птицах, о внешнем виде птиц; развивать слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать бережное отношение к птицам.

Во время открытого занятия применялись следующие методы работы: словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение); наглядно-демонстрационный материал (картинки и иллюстрации); игровой материал.

В водной части: организация детей, переключение внимания на сказочного персонажа.

Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, были включены задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизацию имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены физкультминутки.

 Индивидуальная работа проявлялась в проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Я считаю,  что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Недостатки: не применила ИКТ технологии. Считаю, что поставленные на занятии задачи были выполнены. Открытое занятие было направлено на решение познавательно-речевой сенсорной ситуации.

     

     



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 комбинированного вида города Ржева Тверской области

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию

Тема: «Перелётные птицы».  (Закрепление).

для детей старшей группы

Составила воспитатель:

Никитина А.М.

Тема:   « Перелётные птицы».  (Закрепление).

Цель:  формирование  связной речи детей.

Задачи:  

  • закрепить знание детей по теме «Перелётные птицы»;
  • закрепить монологическую связную речь;
  •  составлять предложения, схемы предложения;
  •  воспитывать любовь к природе и всему живому.

Оборудование:  картинки птиц, конверт с заданиями от «весны», схемы предложения, Незнайка, волшебная картина, подснежники.

1. Организационный момент.

 - Сядет тот, кто своё имя назовёт. (Дети называют своё имя и садятся).

2. Ввод:

Сегодня к нам на занятие опять пришёл Незнайка. Но пришёл он не просто так, а принёс нам задания от «Весны», чтобы мы помогли ему их выполнить. Выполнить их нужно, чтобы расколдовать волшебную картину – весеннюю полянку. На ней уже давно ничего не растёт. А если мы все задания выполним правильно, то с каждым правильно выполненным заданием на ней будут вырастать подснежники.

 - Ребята, поможем Незнайке выполнить задания и расколдовать весеннюю полянку?

3. Основная часть: (Воспитатель достаёт из конверта задания от «Весны» и зачитывает.)

Первое задание: отгадайте загадки.

Загадки о птицах. А вот о каких птицах мы узнаем, когда отгадаем загадки.

1)   Длинноногий,  длинноносый

        Длинношеий, безголосый.

      Это старый наш знакомый

      Он живёт на крыше дома.      (Аист).

2)   Всех перелётных птиц черней,

       Чистит пашню от червей.

       Взад вперёд по пашне вскачь,

       А зовётся птица…                             (Грач)

3)   Хвост у птички так хорош

       Он на вилочку похож

       Целый день забот полна

       Домик строила она

       Клювом глины зачерпнёт

       И под крышу упорхнёт.              (Ласточка)

4)    На шесте – дворец,

        Во дворце – певец,

        А зовут его - …                           (Скворец)

5)   Птица важная, носатая

       На одной ноге стоит, как статуя,

       Длинным острым клювом тонким

       Крепко схватит лягушонка…                      (Цапля)

Воспитатель располагает на доске картинки с птицами.

- Посмотрите, на этих птиц.

- Давайте вспомним какие они?

- Почему их называют перелётными?

- А почему они улетают в тёплые края?

- Когда возвращаются к нам?

- Какие птицы прилетают первыми?

Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились. Смотрите, на полянке вырос первый подснежник.

Воспитатель выставляет на полянку первый подснежник

Второе задание: немного разомнём наши пальчики.

Перелетные птицы

Птицы перелетные

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

Сжимают пальцы рук в кулаки.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди

Воспитатель выставляет на полянку второй подснежник

Третье задание: составим рассказ о любой птичке. Монологическая речь детей.

Ребята, спасибо за ваши описания. Молодцы!

Воспитатель выставляет на полянку третий подснежник

Физкультминутка

А теперь Незнайка предлагает отдохнуть.

Вот Незнайкина зарядка

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь,

Вправо, влево повернитесь

Сели – встали, сели – встали,

Вы, надеюсь не устали?

Четвертое задание: составить предложение с заданным словом.

(Воспитатель выставляет картинку «грача»)

- Кто изображён на картинке? (Грач)

- Составьте предложение со словом «Грач».

(Дети составляют предложения)

- Какое предложение вам понравилось больше всего?

-Давайте посчитаем, сколько в нём слов?

Давайте вспомним правила написания предложения. (Начало предложения пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка)

Молодцы! Вы справились со сложным заданием и на поляне вырос ещё один подснежник.

Воспитатель выставляет на полянку четвертый подснежник

Итог:

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали.

Все сегодня постарались и помогли Незнайке выполнить задания от Весны и расколдовать картину. Незнайка предложил украсить этой картиной нашу группу.

Что вам понравилось сегодня на занятии?

Как вы думаете, мы справились с заданиями?

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 комбинированного вида города Ржева Тверской области

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: «Международный женский день».  

для детей подготовительной группы

Составила воспитатель:

Никитина А.М.

Тема: «Международный женский день».  

Цель: расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.

Задачи:

  • Продолжить знакомить детей с историей и традициями праздника – 8 Марта.
  • Развивать связную речь.
  • Расширять кругозор детей, активизировать познавательную активность.
  • Развивать мелкую моторику рук детей.
  • Вызвать желание сделать подарок маме.
  • Воспитывать дружелюбность, доброжелательность, уважение и любовь к маме.

Ожидаемые результаты:

- дети проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;

- дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- дети контролируют свои движения и управляют ими, обладают развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов;

- дети проявляют любознательность.

Материалы: свеча в стеклянном сосуде, иллюстрации цветов, сказок, К.Цеткин, разрезные картинки с памятниками, стеклянный сосуд с водой, цветок из бумаги, заготовки стеблей из воздушных шаров

Предварительная работа: стихи П.Синявский «Бабушка моя не старушка», О Выготская «8 марта», Т. Волгина «Наступает мамин праздник», М.Яснов « Что рисую маме», чтение сказок, подготовка плаката к празднику, беседы о маме, пословицы и поговорки, история праздника, знакомство с памятниками, посвященными мамам.

Ход занятия

В: Захожу со свечой в группу, ребята подходят и встают полукругом у свечи.

Дети, посмотрите, какая у меня чудесная свеча?

В: Если мы протянем к ней свои руки , что мы почувствуем?

Д: ответы

В, Конечно, тепло. Не только свеча нас может согреть и порадовать теплом

Люди тоже это могут.

В: Ребята, кто из близких и  родных людей дарит нам тепло?

Д: ответ

В: Конечно же. Мама! Ребята. А какой мы скоро будем отмечать праздник?

Д: ответ

В Правильно! Сегодня мы с вами вспомним историю этого праздника, поговорим о традициях и ,конечно, о самом близком человеке, о маме.

Я приглашаю вас присесть на стульчики, садимся  и помним про нашу осанку.

В А кто из вас скажет,  Как правильно называется 8 марта?

Д ответ

В А почему он называется международный?

Д ответы

В Кто предложил отмечать 8 марта?

Д ответы

В Умнички! В каких странах отмечают этот праздник?

Д Ответ

В Вы такие молодцы!

В  Я вам предлагаю послушать историю возникновения праздника 8 марта. В 1910 году в Копенгагене К.Цеткин призвала мир праздновать Международный женский день. Тогда женщины боролись за свои права, а сейчас 8 марта  - это веселый, яркий, радостный праздник. В этот прекрасный день девочкам, мамам, бабушкам дарят цветы и подарки.

А давайте, в преддверии праздника международный женский день мы сегодня с вами поиграем.

У нас одно важное условие игры: чтобы каждый смог ответить, мы договоримся, когда отвечает товарищ, слушаем его внимательно. И еще одно: обязательно поднимаем руку и не выкрикиваем с места. Согласны со мной?

Д да

 Вы знаете, ребята, что мама- самый дорогой и близкий родной человек.

 Мамам посвящают стихи, песни, пишут о них книги, даже называют в честь мамочек растения

 1.Как называется цветок, где есть слово мама, но звучит немного по-другому?

(мать –и-мачеха) ФОТО

2.  Как называются цветы, которые первыми появляются после снега (подснежники)ФОТО

2. Какие цветы обычно дарят мамам на 8 марта (тюльпаны)ФОТО

Молодцы, вы отлично справились!

В Дети, а вы знаете, что во многих городах устанавливают памятники, посвященные материнству.

У меня есть 2 разрезные картинки, из которых можно построить изображение памятника. Мы делимся на 2 команды и составляем памятник.

Попробуем?

В. Молодцы!

В Ребята, как называется ваш памятник?  А у вас какой памятник?

Д ответы

В Хорошо!

В А в каком городе находится этот памятник? Мальчики, а у вас?

Д ответы.

В Дети. А кто скажет, в каких еще городах России находятся памятники, посвященные матерям?

В Спасибо! Вы большие молодцы!     Мать – Россия (Калининград), Мать и дитя (Ярославль)

В Как я уже говорила, о мамах пишут стихи, песни. А народ придумывает много пословиц и поговорок о мамах.

Вы знаете какие-нибудь пословицы?

Д: ответы

В. Вот сейчас мы с вами и поиграем. Игра называется «Закончи пословицу».

В этой игре мы отвечаем дружно и хором!

Продолжите пословицу
Нет милее дружка, чем …(родная матушка).
Птица рада весне, а младенец — …(матери).
При солнышке тепло, а при… (матушке добро).
Береги землю родимую, как…(мать любимую).
Родина любимая — …(мать родимая).

Пора нам немного отдохнуть….давайте споем песенку про маму

Есть у слоника мама носатая,
Есть у птенчика мама крылатая
А у ежика мама колючая,
Все равно она самая лучшая! Показываем движения под содержание песни

припев
Мамы все без сомненья прекрасные, (хоровод)
Все любимые, добрые, разные!
И все дети для мамы хорошие,
Потому что на маму похожие!
И у каждого мама своя.

(стоим на месте и пружиним под музыку)
У мишутки есть мама лохматая
Крокодильчика мама зубатая,
Ну, а у кенгуренка прыгучая,
Все равно она самая лучшая!

припев
Мамы все без сомненья прекрасные,
Все любимые, добрые, разные!
И все дети для мамы хорошие,
Потому что на маму похожие!
И у каждого мама своя.

Отдохнули? Присядем на стульчики

В.  Ребята, а вы любите сказки? Мы сейчас с вами вспомним сказки, где встречается нам добрый и нежный образ мамы.

Кто готов ответить, поднимаем руку и не выкрикиваем с места 

(развешиваю картинки на каждый правильный ответ)

Из какой сказки эти слова?

 «Ах вы, детушки, козлятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла, молочка принесла»  - «Волк и семеро козлят» 

«Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше».- «Красная Шапочка» 

«Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок — увидишь, что будет!» – «Дюймовочка»

«А потом они все садились перед растопленным камином и грелись. Их мама доставала большую книгу, надевала на нос очки и читала вслух» -  «Беляночка и Розочка»

В. Вы такие большие молодцы!

В. Дети, мы сегодня много говорим о мамах. А какие чувства у вас вызывает образ мамы?

Д ответы

В. Вот у меня слово мама вызывает чувство добра….

В. А вы знаете, что добрые слова творят чудеса?

Д ответы

В Замечательно!

 У меня есть цветок, который очень любит слушать добрые и нежные слова. Когда он их слышит, он начинает распускаться.

Мы сейчас опустим наш цветочек в воду и будем говорить нашим мамам ласковые слова.

В Можно мне начать?

Моя мама самая заботливая

Д: Моя мама - …..

В. Какие прекрасные слова вы знаете?

Смотрите, ребята, наш цветок распустился…

В Ребята, помните, мы с вами говорили, что   мамам на 8 марта дарят цветы. Я предлагаю вам приготовить для них волшебные цветы из воздушных шариков. (изготовление цветов)

Какие прекрасные цветы у нас получились! Сегодня вечером вы сможете подарить свои цветы мамам и  порадовать их.

Итоги:

О чем мы с вами сегодня говорили?

Вам было сегодня интересно ?

Что вам сегодня особенно понравилось?

Вы довольны нашей с вами работой?

Я тоже очень довольна нашей работой, спасибо вам за активное участие.

Вы большие молодцы!!!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по развитию речи

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области (развитие речи)

Тема НОД: Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

МДОУ детский сад № 29

Город Ржев

2020 год

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, индивидуальная.

Лексическая тема: «Праздники весны»

Вид занятия: занятие по ознакомлению с художественной литературой.

Формы образовательной деятельности: ситуация общения.

Цель: создание условий  для запоминания стихотворения З. Александровой «Родина», используя опорные схемы и иллюстрации.

Задачи:

  • активизация и актуализация словаря по теме «Моя Родина»;
  • совершенствование грамматического строя речи;
  • продолжать развивать у детей интерес и воспитывать чуткость к художественной литературе;
  • развивать активную речь в процессе деятельности;
  • развивать интонационную выразительность;
  • воспитывать гордость за свою страну и свой родной город

Планируемый результат:

повысить уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей

Подготовительная работа: заучивание стихотворений по опорным схемам, знакомство с произведениями: Л.Некрасов «Это наша Родина», Н. Гусев «Берегите Россию», Т.Бокова «О Родине», А. Прокофьев «Нет жизни мне без России», И.Тургенев «Деревня», пословицы о Родине, совместная работа с детьми и родителями: коллаж родного города.

Оборудование и материалы: произведение З. Александровой «Родина», иллюстрации по содержанию стихотворения, коллаж Ржева, глобус, смайлики для рефлексии.

Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Станем рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!

коммуникативная

Ответы детей:

Доброе утро!

1,5 мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

 Дети послушайте пословицу и скажите, пожалуйста, о чем идет речь в этой пословице?

Береги землю родимую, как мать любимую.

Что означает «земля родимая?»

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем беседовать?

Молодцы!

Верно, мы сегодня посвятим наше занятие теме: «Родина»

коммуникативная

Ответы детей на вопросы

1,5 мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Ребята, кто знает, как называется этот предмет у меня на столе?

Верно, это глобус.

Глобус - это модель нашей планеты.

Как называется наша планета?

Очень хорошо!

Динамическая пауза «Лес, горы, море»:

На словесный сигнал «лес» - имитация шума леса,

«горы» - полет орла;

«море» - изображение волны.

 

Дети, как называется наша страна?                                                                      

Наша страна носит красивое название: Россия. Давайте вместе произнесем слово «Россия»

Какая наша Россия? Какие чувства вызывает у вас слово «Россия»?

Я предлагаю вам вспомнить отрывок из стихотворения «Россия». Повторяем все вместе!

Россия, Россия, ты моя звезда,

Россия, Россия, ты моя судьба,

Россия, Россия, повторю я вновь,

Россия, Россия, ты моя любовь!

Отлично! Молодцы!

игровая

коммуникативная

Ответы детей на вопросы.

Дети выполняют движения за воспитателем, затем самостоятельно

Ответы детей на вопрос

Дети читают хором четверостишие о России

3 мин

4.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Ребята, обратите внимание на доску.(на доске висит коллаж с фотографиями достопримечательностей города Ржева, которые посетили   родители с детьми)

Дети, какие памятные места вы узнали на фотографиях?

Верно, это достопримечательности нашего родного города.

Кто желает рассказать о памятном месте, которое посетил с родителями.

Спасибо большое за выступления, вы очень постарались!

А сейчас немного отдохнем.

Физкультминутка «Желтые цветочки»

Наши жёлтые цветочки

Распускают лепесточки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши жёлтые цветочки

Закрывают лепесточки

Тихо засыпают,

Головой качают.

игровая

коммуникативная

познавательная

Дети отвечают на вопрос

Дети выступают с сообщениями о памятном месте города (домашние заготовки)

Дети выполняют движения по тексту вместе с педагогом

7 мин

5.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

   

Ребята, эти достопримечательности относятся к нашей малой родине, городу Ржеву.

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением о родине, которое так и называется «Родина». Автор З. Александрова.

Этапы заучивания:

Чтение воспитателем стихотворения.

 Беседа по содержанию стихотворения:

-Понравилось вам стихотворение? О чём оно? Какое оно по настроению? Запомнили, кому- что вспоминается при слове Родина?

 (уточняются ответы детей, цитируя соответствующие строки стихотворения)

-А теперь закройте глаза и представьте берёзку-скромницу, ромашковый бугор и свой родной двор.

Повторное прочтения стихотворения

Словарная работа. Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились? («берёзка-скромница»«ромашковый бугор» «целина»).

Словарная работа с терминами «скромница»«ромашковый бугор» (посредством словарного исследования дети уточняют смысл этих слов, находят синонимы«скромный- стеснительный»«бугор-луг»;

Целина - никогда не паханная земля, обычно покрытая естественной степной, луговой растительностью или кустарником

Ромашковый бугор – это небольшая возвышенность на лугу, на котором летом цветут ромашки, и бугор от этого становится белым.

Берёза - светлая красавица русских лесов. Её стволы белеют в лесу, даря людям радость, покой и надежду. Испокон веков люд приходит к ней за советом и утешением.

Мы с вами играем в игру «Закончи предложение»

Я читаю строчку из стихотворения, а вы заканчиваете, называя последнее слово.

Зарисовка стихотворения:

А сейчас мы будем читать вместе стихотворение с опорой на наши иллюстрации.

Дети, кто желает с нашей помощью прочитать стихотворение наизусть?

Молодцы! Спасибо за ваше прочтение!

игровая

коммуникативная

познавательная

Дети следят в процессе чтения стихотворения за иллюстрациями к содержанию произведения на доске.

Дети отвечают полным ответом на вопросы

Дети внимательно слушают

Дети работают со словами

Дети запоминают произведение в игровой форме.

Дети произносят стихотворение хором

Индивидуальные прочтения

12 мин

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

Чем мы сегодня с вами говорили на развитии речи?

Что вам понравилось на занятии?

Все ребята хорошо поработали и успешно справились с заучиванием стихотворения. Вы так сегодня меня порадовали!

коммуникативная

Ответы на вопросы

3 мин

7.

Рефлексия

 А теперь скажите, довольны вы своей работой?

Если все удалось, поднимите веселый смайлик, если вы затруднялись, то спокойный смайлик.

Молодцы! Умнички!

игровая

Дети демонстрируют настроение смайликами

2 мин



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 комбинированного вида города Ржева Тверской области

 

Фрагмент НОД по социально-коммуникативному

развитию для детей средней группы

Составила воспитатель:

Никитина А.М.

«Жизнь в лесу»

Цель НОД: развитие воображения, мышления и мимики.

 При проведении игры, желательно использовать аудиозапись "Звуки природы".

Воспитатель садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя.

-Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой, как это сделать? Как спросить о чем -нибудь, как выразить свои мысли, свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, «Как дела?», мы хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу, а если хотим выразить дружбу и любовь-ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали.

«Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись… Дальнейший ход игры педагог развивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 комбинированного вида города Ржева Тверской области

Консультация

на тему: «Духовно – нравственное воспитание детей

 среднего дошкольного возраста»

Воспитатель: Никитина А.М.

Перед началом учебного года я подумала, какую тему выбрать для работы по самообразованию. Меня подтолкнула к выбору тему следующая ситуация.

К сожалению, сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Формирование основ моральных качеств, требуется уже в дошкольном возрасте. Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

 Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Как дать маленькому ребёнку азбуку человеческой культуры, как помочь ребёнку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в своём сердце. Начав работу с детьми во второй младшей группе, я обратила внимание, что у детей в игре часто присутствует злость, самолюбие, т.е. духовно-нравственные качества у многих отсутствуют.

Нужно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагога, который занимается духовно – нравственным воспитанием дошкольников. Педагог, используя игры (и не только игры) будет развивать душу только тогда, когда сам будет постоянно совершенствовать свой духовно – нравственный мир.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой   частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Главная цель: Воспитание в детях милосердия, сострадания, умения прощать обиды, желания помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Золотая осень» или «Праздник урожая», «День матери»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые мамы и бабушки», «День смеха», «Пасха», «9 мая».

Как научить детей жить дружно, быть добрыми, справедливыми.

Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни.

Игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Для формирования вышесказанного хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнёром, воспитывать любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям, помогают ребёнку в накоплении социального опыта.

Не для кого, не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу. Обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому народные игры нужно использовать во всех видах деятельности. Они помогают почувствовать себя частью русского народа, способствуют утверждению добрых отношений, соседства, дают ребёнку защиту от негативного влияния. Игры помогают нам в проведении обрядовых праздников (Колядки, Масленица, Пасха, Рождество, день Ивана Купалы).

Хорошо применять игры, целью которых является воспитание нравственных качеств ребёнка. Они способствуют адаптации ребёнка в социальном мире, формирует умение оценивать других с позиции доброжелательности и является важной частью духовно – нравственного воспитания.

«Подарок»

Цель: воспитание доброжелательного отношения к друзьям.

Ход игры; Дети становятся в круг. Выбирается «именинник», который становится в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. (можно подарить и реальные вещи: шарик, конфету), а можно подарить дружбу, хорошее настроение. Именинник должен догадаться, что ему подарили и поблагодарить.

«Передай хорошее настроение»

Цель: формирование доброжелательных отношений к близким людям.

Ход игры: Играющие, образуют круг и закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему  любое настроение (грустное, весёлое, удивлённое, тоскливое…).  Дети передают настроение по кругу, затем обсуждают, что загадал ведущий.

«Волшебные очки»

Задача: помочь ребёнку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры: Воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые, можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Ребёнку предлагается примерить очки, посмотреть внимательно на товарищей. Постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

«Цветик - семицветик»

Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и поощрять желание заботится о других.

Ход игры: Дети распределяются на пары. Каждая пара, поочерёдно держась за руки «срывает» лепесток и говорит:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток.

Через север, через юг,

Возвращайся, сделай круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по - моему вели.

Дети обговаривают желания и объявляют другим. Желания должны быть связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее.

На утреннем и вечернем круге:

- назови ласково соседа

- поздоровайся и посмотри ласково в глаза

-сделай комплимент

-обними….

чаще говори:

- давай дружить, давай играть, играй честно, не дразни.

- никогда два раза ни о чём не проси

- начав одно дело, доведи его до конца

- разговаривая, умей слушать и понимать

- не перебивай в разговоре

- будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь

- сам ни к кому не приставай

- не ябедничай за спиной товарища

интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 комбинированного вида города Ржева Тверской области

Утренний круг на тему «Дружба»

в средней группе

Составила воспитатель:

Никитина А.М.

  1. Позывной для сбора.

Степашка наш идет

Всех в кружок зовет.

II. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»

Ивану-большаку - дрова рубить,

(Берём правой рукой большой пальчик и слегка его потряхиваем)

Ваське-указке - воду носить,

(Слегка потряхиваем указательный пальчик)

Мишке-среднему - печку топить,

(Слегка потряхиваем средний пальчик)

Гришке-сиротке - кашу варить,

(Потряхиваем безымянный пальчик)

А крошке-Тимошке - песенки петь.

(Слегка потряхиваем мизинчик)

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать!

(Хлопаем в ладоши)

«Кто живет в моей квартире?»

Раз, два, три, четыре,

(хлопки в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

(пожимают плечами)

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать.

(руки в стороны)

Папа, мама, брат, сестренка,

(загибают по одному пальцу на обеих руках)

Мой щегол, сверчок и я:

Вот и вся моя семья.

(сжимают и разжимают кулачки)

III. «Волшебный клубочек»

Дети сидят по кругу. Воспитатель передаёт по кругу клубок ниток ребёнку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит доброе слово, пожелание, называет рядом сидящего ребёнка ласково  или произносит «волшебное и вежливое слово» и т.п. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.

IV. Игра «Настоящие друзья»

Цель: вспомнить героев мультфильмов, которых можно считать настоящими друзьями.

Крокодил Гена и …

Смешной мишка Вини Пух и …

Малыш и …

Непоседливый Буратино и …

Хитрая лиса Алиса и …

Смешные бурундучки: Чип и …

Маша и …

Кузнечик Кузя и …

V. Релаксация «Не сердись, улыбнись и возьмись за лучик»

Цель: создание благоприятной и дружественной атмосферы в детском коллективе с игровым пособием «Солнышко»

Дети вместе с воспитателем стоят по кругу, держась за лучики солнышка. Воспитатель говорит рядом стоящему ребёнку «Не сердись, улыбнись». Эта фраза вместе с улыбкой передаётся по кругу и вновь доходит до воспитателя.

VI. Словесная игра «Назови ласково по имени»

Катрин- Катриночка

Артём - … Артёмушка