Консультации для педагогов

Теплых Оксана Николаевна

В помощь педагогам , предлагаю страниуцу для работы с детьми по художественно-эстетическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_vosp.docx16.54 КБ
Файл kons_dlya_vosp.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Консультация для воспитателей

«МУЗЫКАЛЬНО – ФОЛЬКЛОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ДЕТСКОМ САДУ»

   Музыкально - фольклорное искусство как часть культуры народа представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и, как показывает многовековой педагогический опыт, является действенным средством воспитания творческой личности. Основу фольклорного исполнительства составляет пение народной песни, исполняемой в характерной певческо-речевой (народной манере).

  Деятельностно - формирующий этап развития фольклорного исполнительства связан у детей 3-4, 4-5лет с формированием у них этно- слуховых представлений, певческо- речевых; моторно-двигательных; ритмо -интонационных, образно эмоциональных навыков, а также навыков сценического поведения. На этом этапе в репертуаре используется в основном детский фольклор: колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки, считалки, игры, заклички.      Разучивание фольклорного материала осуществляется с использованием иллюстративного и имитационного методов, с помощью которых у детей постепенно развивается музыкальная память, фольклорное музыкальное мышление, этно  -слух. В процессе перенимания детьми исполнительской манере происходит постепенное формирование у них навыков певческой - речевой артикуляции. В процессе освоения ритмо - интонаций народных песен мы развиваем и детей ритмическое чувство, формируем звуковысотные представления, ладовое чувство. В целом данный этап  характерезуется  как  этап накопления у детей этно - слухового  опыта и формирования фольклорно- исполнительских навыков. На начальном этапе слуховых навыков целесообразно использовать простую дихордовую попевку. Пропевание в дихорде произведений  детского фольклора - потешек, пестушек,  колыбельных и. т.д. должно подкрепляться простейшими движениями: качанием. Хлопками, топаньем.  Очень важно задействовать все части тела ребёнка, чтобы слогоритмика песни поддерживалась ритмичным движением. Произведения детского фольклора исполняются сначала музыкальным руководителем, дети же выражают свои эмоции в движении. Руководствуясь всё тем же дидактическим принципом от простого к сложному, музыкальный руководитель, освоив с детьми дихордовую попевку, переходит к терцовому ладу, а затем к трихорду в кварте. Вокально - речевое воспитание детей дошкольного возраста речевые функции развиты по - разному. У одних речь звучная и отчётливая, у других глухая , косноязычная. Для формирования правильной, естественной артикуляции в процессе обучения детей музыкальному интонированию используются специальные упражнения. Открытое близкое произнесение слов на кончике языка, характеризующее народную манеру интонирования, может стать альтернотивой в речевом развитии детей. а сама речь более  эстетичной .Открытая русская речь распевная, но и скороговорочная. Скороговорка основывается на слитности произношения слов. Важным условием правильного формирования  певческо-речевых навыков является дыхание. Певческое дыхание вырабатывается в процессе самого пения и связано с осмыслением выразительности интонирования и фразировкой. На первых порах следует подбирать песенный материал с короткими фразами и обращать внимание на его  совместное взятие, а затем и пропевание всего текста на одном дыхании .Постепенно фразы следует увеличивать, стимулировать у детей их эмоционально-выразительное исполнение. В певческом воспитании благотворную роль сыграет подключение моторики рук, передающей плавность, продолжительность звучания голоса . Амплитуда движений также будет способствовать передаче эмоционального состояния певца..

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ: Совокупность взглядов народа на воспитание, цели и задачи обучения детей, средства и пути педагогического воздействия называются народной  педагогикой. Колыбельные песни снижали влияние внешних  раздражителей, успокаивали  непроизвольные движения конечностей. Язык русской народной поэтики удивительно красочен и изобилует эпитетами метафорами, символикой, художественными параллелизмами, уменьшительно- ласкательными суффиксами.  Но  ни один жанр фольклорного творчества не содержит их в таком количестве, как колыбельные песни.

Колыбельные песни в работе с детьми используются во всех возрастных группах для эмоционального,  моторно- двигательного, ритмо- интонационного, певческого развития.

ПЕСТУШКИ.

Если в колыбельных песнях звучит забота матери о настоящем и будущем  дитяти, то содержание пестушек касается только вопросов физического воспитания. Действия, выполняемые в сопровождении пестушек напоминают  что-то вроде физзарядки и массажа, они помогают восстановить кровообращение после пеленания. В процессе зарядки и массажа у ребёнка не только укрепляются мышцы и вырабатывается умение управлять движением рук, но и формируются речевые навыки.

ПОТЕШКИ.

В потешках  значительное место занимают и развлекательные элементы. Потешки чаще сказываются чем поются, и сопровождаются игровыми действиями, а слова несут необходимую информацию. Потешки - это школа игры. Они являются первой ступенью, ведущей к познанию языка. Главное их назначение- приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая вскоре станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и физического воспитания.

ПРИБАУТКИ.

Следующей ступенью на пути развития ребёнка средствами фольклора является жанр прибауток - маленьких рассказов юмористического содержания. От потешек они отличаются тем, что сопровождаются игровыми действиями. Прибаутки выполняют  познавательную функцию. В прибаутках- приговорках чувствуется тяготение к стихотворной организации текста.

ИГРОВЫЕ ПЕСНИ.

Игровое творчество начало присуще всем жанрам народного творчества- от колыбельной , пестушки и потешки до собственно игры, обряда, хоровода и даже лирической песни. Игровые песни разыгрывались по кругу. Как правило парень  догонял девушку, а когда ловил её выводил в круг и целовал. Чтобы  преодолеть некоторое смущение детей (в основном старшего возраста), поцелуй заменяется, например, взаимным поклоном. В основе игровых хороводов  лежит драматическая игра или театрализованная действо. Сюжет как правило, имеет нравственную, поучительную окраску. Игровое действие помогало выработать у детей  трудовые навыки. Обращение педагогов - музыкантов к детскому игровому фольклору продиктовано осознанием необходимости вернуть современным детям возможность расширить свои познания и умения в области музыкального _ фольклорного творчества: научить соотносить интонацию, ритмику,  эмоциональность музыкально – поэтического образа в пластике, ритме жеста, укрепить мышечный аппарат; развить пластику , моторику, чувство ритма,  их сценические т коммуникативные способности.



Предварительный просмотр:

                           Консультация для воспитателей

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста

к народной музыке через разные виды музыкальной  деятельности»

    Большие возможности погружения ребёнка в мир народной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений. Ведь с давних пор педагогикой признавалось огромное воспитательное значение народного творчества. Народная музыка обладает большими возможностями, она несёт в себе огромный духовный заряд. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа. Привить детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам . Именно в фольклоре заложены большие возможности для воспитания творческого отношения детей к окружающему миру, усвоение нравственных норм из народных традиций. Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, но и способствует развитию таких психических процессов как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально положительное отношение к объектам эстетического содержания.

        Народная педагогика выработала свои традиционные правила обучения детей. Удивительно точно они соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребёнка и составляют своего рода систему. В ней столько же рациональности, такта, сколько и стремления удовлетворить в ребёнке рано возникающую потребность в пении, художественном слове.

    Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Поэтому одним из приоритетных направлений коллектива детского сада  является приобщение детей к истокам русской народной культуры.

        Актуальность темы заключается в необходимости формирования и развития  у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания и нравственного развития духовно богатой личности. Изученные на занятиях песни, игры и танцы становятся близкими и доступными ребёнку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках перед родителями и на различных по тематике развлечениях. Педагог организует участие дошкольников в массовых играх и плясках, инсценирование шуточных песен, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности.

      В народных праздниках ярко выражается ощущение единства  народа с окружающей природой. Ребёнку необходимо дать почувствовать атмосферу весенних, летних, осенних и зимних праздников. Именно здесь  фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями.  Причём, эти наблюдения непосредственно связаны с различными сторонами жизни человека во всей целостности и многообразии.

        Незабываемое впечатление на детей и родителей оказывают проведение таких календарных праздников, как   «Праздник Урожая», «Святки», «Масленица», «Троица», «Иван Купала», «Ярмарка».

Народная культура формирует у детей эстетическое отношение к окружающему, закладывает основы будущего успешного обучения ребёнка в школе, развивает психические процессы, формирует компоненты различных способностей.

Основными задачами являются:

- развивать устойчивый интерес к русской народной культуре

-развивать практические навыки эффективного использования народного творчества на основе разных видов музыкальной деятельности

- формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус.

-развивать творческие способности в процессе музыкальной деятельности.

Пение:

      Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. Русская песня представляет собой синтез музыки, слова и движения. Это культурное наследие народа. Она доступна восприятию детей дошкольного возраста, её мелодический материал близок им и понятен. Неизменно в ходу принцип : переносить жизнь птиц и зверей на людские связи и отношения.

     Народные песни  - благодатный материал в работе с детьми. Они способствуют эстетическому развитию ребёнка. Особые интонации, ритмичность и напевность позволяют ребёнку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка. С раннего возраста следует вызывать эмоциональный отклик на песню.

      Главная цель моих занятий – заинтересовать детей народной песней. Так же  моё стремление было направлено на чистоту унисона, научить детей брать дыхание и экономно расходовать его, распеваться по полутонам вверх и вниз, петь простейшие попевки. Учить детей петь интонационно чисто, не перегружая голосовой аппарат. Репертуар должен быть в удобной тесситуре, количество куплетов в песне должно быть ограничено. Трудность заключается в том, что нужно одновременно и петь и выполнять движения. При работе над песней можно сначала отдельно выучить с детьми сами слова, инсценирование песни, а потом соединить их с пением. Если дети расходятся в темпе при движении можно порекомендовать при разучивании пропеть песню в кругу с закрытыми глазами. Дети прислушиваются друг к другу и следят за своим пением , не отвлекаясь на движения. Чтобы песня звучала более звонко можно поднять ее или опустить, т.е. транспонировать, чтобы детям было легче её петь. Народную песню очень часто начинает солист или запевала. Она задаёт ритм, лад, характер, силу звука, интонирование должно быть естественным. И хоровой подхват должен всё это сохранить, не выкрикивать слова. Для этого можно попробовать пропеть песню шёпотом.

    В народных песнях часто встречаются распевания одного слога на несколько слов. Следует обратить на это внимание и отдельно пропеть моменты, вызывающие трудность в исполнении.

     При работе над песней руководителю следует объяснить детям   незнакомые слова их назначение, чтобы дети понимали содержание песни и сопереживали героям.

    Очень важно включать в распевание скороговорки, потешки. Они разогревают голосовой аппарат, развивают дикцию.

    Можно произносить их громко, тихо, высоко, низко, в разном ритме пропевая и импровизируя.

Музыкально ритмические движения:

Танцевать народные танцы для детей дошкольного возраста гораздо сложнее, чем петь русские народные песни. Тяжело усваиваются шаги, развороты, движение по диагонали, спиной назад. Методический приём, который можно посоветовать при разучивании – танцевать без музыки под счёт. Задорные плясовые интересны детям, шутливый характер помогает лучше  раскрыть художественный образ.

Важно проводить репетиции в костюмах, хотя это сложно. Дети должны учиться ходить в сарафанах, носить головной убор, привыкнуть к костюму  и цветовой гамме.

    Игра – своеобразная школа ребёнка, она воспитывает у детей активность, сноровку, сообразительность, инициативу. В играх удовлетворяется жажда действия, предоставляется пища для ума и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, постоять за себя и справедливость. Игры заставляют детей подчиняться воле коллектива. Особенно этим интересны считалки.

     Перед игрой  я обычно включаю считалку. Она настраивает детей на игру, помогает раскрыть  задорный радостный характер.  

Детям нравится сам процесс игры . Сначала нужно разучить игру без музыки, только когда дети запомнят условия игры, нужно переключить их внимание на трудную мелодию. В народных играх и песнях часто звучит параллельно переменный лад. Игра звучит без музыкального сопровождения, дети учатся петь, слушать свой голос и двигаться.

   Сказка:

Мир фантазий и чары сказочных персонажей – могучая сила в воспитании детей. В моём опыте много сказок в песенном изложении: Теремок, Колобок, Гуси-лебеди, Снегурочка, Сказка про козла. Например Репка.

После каждой строчки повторяется припев: барыня ты моя, сударыня ты моя. Пробовала присоединить второй голос. Исполняли инсценировку сказки с использованием шумовых народных инструментов.

  В нашем оркестре есть самодельные народные инструменты: рубель, коробочка, трещотки, свистульки. Детям нравится оркестрировать народные песни.Если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Слушание:  

Большую помощь педагогу могут оказать видео и аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей. Ознакомление детей с живым песенным фольклором повышает уровень их знаний, расширяет общий и музыкальный кругозор.

    На занятиях я включаю запись профессиональных народных коллективов, детских фольклорных ансамблей и солистов, исполняющих русские народные песни и шутливого и лирического характера. Затем обсуждаем с детьми исполнение , содержание песен и костюмы.

     С самых малых лет мы можем привить и развить в ребёнке любовь к народной песне, к народному творчеству. Через слово, интонацию, родную речь, движение научить детей общению друг с другом, дать возможность реализовать себя в пении, ощутить гармонию и красоту фольклора. Фольклор должен стать не просто предметом изучения, а частью детской жизни, делая её богаче, интереснее и красочнее.

     Библиографический список

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.– Санкт Петербург «Детство Пресс» , 2010.
  2. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб,  «Детство Пресс» , 2004.
  3. Петров В.М., Гришина Л.Д. Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. М., Творческий центр «Сфера» 1998.
  4. Соколов Л.Ю. Некрылова А.С. Воспитание ребёнка в русских традициях. Айрис- пресс , 2003.
  5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М. Айрис-пресс, 2007.
  6. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в   дошкольных образовательных учреждениях. М. Гном-Пресс, 2007.
  7. Картушина М.Ю. Народные праздники в детском саду. М., Творческий центр Сфера, 2007.