Образовательные технологии


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

«Современные технологии

для развития познавательной активности дошкольников»

Опыты для детей: радуга в стакане

Подготовила:

воспитатель МАДОУ «Буратино»

Агаханова Н.К.

Когалым, 2020

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.

Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый, в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технологии проектной деятельности
  • Технология исследовательской деятельности
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Личностно-ориентированные технологии
  • Технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • Игровая технология
  • Технология «ТРИЗ»
  • Технология проблемного обучения в детском саду
  • Технология разноуровневого обучения
  • Технология интегрированного занятия и др.

Здоровьесберегающие технологии.

Задачи: 1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья

2. Увеличение резервов здоровья. Формы организации.

  • Пальчиковая гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Дыхательная
  • Артикуляционная
  • Музыкально-дыхательные тренинги
  • Динамические паузы
  • Релаксация
  • Арт-терапия, сказкотерапия
  • Двигательная терапия, музыкотерапия
  • Цвето-, звуко-терапия, песочная терапия.

Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом.

Цель: работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Проекты различаются:

  • По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.
  • По продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
  • По приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
  • По тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое. 

Технология исследовательской деятельности.

Цель: Сформировать у дошкольников  основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Формы работы:

  • Эвристические беседы.
  • Постановка и решение вопросов проблемного характера.
  • Наблюдения.
  • Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе).
  • Опыты.
  • Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности.
  • «Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы.
  • Подражание голосам и звукам природы.
  • Использование художественного слова.
  • Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
  • Трудовые поручения, действия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Информационно-коммуникационные технологии

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

  •  идти в ногу со временем,
  •  стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
  •  наставником в выборе компьютерных программ,
  •  сформировать основы информационной культуры его личности,
  •  повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Личностно-ориентированные технологии

Задачи:

  • Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ
  • Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.

Формы организации:

  • Игры, спортивные досуги.
  • Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
  • Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

  •  диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,
  •  содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,
  •  рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Технология «Портфолио педагога»

Задачи:

  • Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности
  • Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»

Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».

Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»

Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»

Раздел 5 «Работа с родителями»

Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.

Игровые технологии

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

  • которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
  • которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
  • которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
  • которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Технология «ТРИЗ»

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.

Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно — мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Технология проблемного обучения в детском саду

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

Технология разноуровневого обучения

Это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.

Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Основу технологии разноуровневого обучения составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал.

Технология интегрированного занятия

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Интегрирование — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

Методика подготовки и проведение:

  • выбор областей
  • учёт программных требований
  • базовое направление
  • выявить основной принцип построения системы занятия
  • продумать развивающие задачи
  • использовать разнообразные виды деятельности.

Мнемотехнология

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Мнемотехника - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной, но и мышления, внимания, воображения.

Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал “легкоусвояемым”.

Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Мы в своей работе используем практически все вышеперечисленные технологии. Сегодня хочу поделиться с вами опытом проведения таких проектов как «Тайны света» и «Эта удивительная соль». Целью проекта «Тайны света» было узнать о роли света в жизни человека, растительного и животного мира. Из различных источников мы получили информацию о разновидностях света: искусственный и природный. Уточнили, так ли важен свет всему живому на планете. Исследовали свойства света опытным путем: «Световой луч», «Северное сияние», научились определять проходимость света через различные материалы: картон, пластмасса, ткань, вода, стекло. Дети были очень заинтересованы в создании театра теней, с огромным удовольствием ловили солнечных зайчиков. Научились делать выводы на основе наблюдений.

Целью проекта «Эта удивительная соль» было узнать о свойствах соли и ее роли в жизни человека. Из разных источников мы получили информацию о нахождении соли в природе, ее добыче и переработке (соляные шахты, из соленых озер и морей, солеварные цеха). Уточнили с детьми, где и как человек использует соль. Исследовали свойства соли опытным путем («Эффект мертвого моря», «Радуга в стакане», «Свойства соли», «Соль – чистящее средство», «Растворимость жиров с помощью соли»). Узнали, что соль можно использовать в творчестве: «Рисование солью», «Выращивание кристаллов», «Поделки из соленого теста». С этим проектом мы выступили на городском фестивале науки и стали призерами 2 степени.

Во время исследований мы убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными! Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разработала: воспитатель

Агаханова Н.К.

Когалым, 2020

Аннотация

     Одна из основных задач дошкольного образования — формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

      Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, определяющими содержание образовательной работы с детьми в этом направлении, и входит в социально-коммуникативное и познавательное развитие.

      Социально-коммуникативное развитие направлено на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.     Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

      Реализация содержания по образовательным областям происходит в разных видах детской деятельности. Для социально-коммуникативного развития – это самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), для познавательного – исследование объектов окружающего мира.

      Главная цель ранней профориентации детей – это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. 

      Работу по ранней профориентации в ДОУ необходимо проводить так, чтобы ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.

      Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного соответствующего методического и наглядного материала. Однако, анализ состояния ранней профориентации позволил выделить противоречие между растущей актуальностью ранней профориентации, богатством информационного поля и недостаточной разработанностью организационно — методических условий её проектирования и средств реализации.

     Для организации системной, планомерной работы воспитателей в МБДОУ разработаны методические рекомендации о сопровождении ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста. 

    Методические рекомендации могут быть использованы воспитателями, специалистами детских дошкольных учреждений.

Допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация детей.

      Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение — процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. 

      Профессиональное самоопределение — это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. 

      В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых.

      Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. 

Ранняя профориентация призвана: 

— дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; 

— сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; 

— предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно. 

Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются: 

— профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);

 — профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). 

     Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях дошкольной образовательной организации. 

     На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно — пространственной развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

    Реализация комплекса позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов: 

-ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; 

-называет профессии разных сфер экономики; 

-различает профессии по существенным признакам; 

-называет профессионально важные качества представителей разных профессий; 

-выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); 

-объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; 

-объясняет роль труда в благополучии человека; 

-имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; 

-моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; 

-участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; 

-эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; 

-демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.

     Достижение заявленных результатов возможно, если в дошкольной образовательной организации ведётся планомерная профориентационная работа с воспитанниками с использованием форм и методов, соответствующих ФГОС ДО. 

Формы и методы профориентационной работы с детьми дошкольного возраста.

    Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаются за пределами понимания ребёнка.      Поэтому деятельность педагогических работников по реализации ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

   Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй. 

    Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять следующие методы обучения и воспитания: 

— словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); 

— наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); 

— практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно- бытового труда); 

— игровой (квест-игра, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). 

    В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. 

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трём основным линиям: 

-приближение детей к труду взрослых; 

-приближение работы взрослых к детям; 

-совместная деятельность детей и взрослых. 

Приближение детей к труду взрослых. 

    Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. 

Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?). 

    Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого. 

     Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности.   Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых. Лепка, аппликация, конструирование — все эти виды деятельности позволяют изучать разные стороны профессий без отрыва от общей темы. 

       Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников. 

       В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например, «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик». 

Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ёлок у лесника. 

Приближение работы взрослых к детям. 

       К данному направлению работы относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий, в том числе, с родителями детей, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. 

      Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии: в медицинский кабинет, прачечную, библиотеку, школу, магазин, аптеку, парикмахерскую, ателье, к светофору, на почту, на работу к родителям. 

       В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии.  Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы.

       Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, её назначение. 

    Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?». 

      Не менее эффективными являются виртуальные экскурсии. При помощи медиа технологий возможно переместиться на любое производство. 

Совместная деятельность взрослого и ребёнка. 

      К этому направлению работы с детьми относятся квест-игра, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка. 

      Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида: 

— игры с предметами («Собери набор повара»; «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами»);

— настольно-печатные игры («Ассоциации», «Найди два одинаковых инструмента»);

— словесные игры («Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот»).

      Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. 

В детской художественной литературе много произведений, посвящённых труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринуждённой форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания. 

Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно — игровые ситуации, например, «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин». 

      В процессе проведения праздников и развлечений также можно затронуть тему ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, уместно напомнить о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Спортивные праздники, Дни здоровья — хороший повод обратить внимание детей на профессии, представителям которых необходимо иметь крепкое здоровье, хорошую физическую подготовку, например, лётчику, пожарному, водолазу. Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например, День шахтера, День дошкольного работника, День учителя, День железнодорожника. 

Участие детей в различных творческих конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях также может носить профориентационный характер. 

     Квест-игра — уникальная форма образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно — исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.

      В квесте всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. В случае проведения квеста по профессиям в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания, связанные с темой «Профессии» и находят подсказки.

      Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. 

      Сюжетно-ролевая игра — не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.

      В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

       В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию. 

       Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда. Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно — ролевых игр: 

-воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар); 

-принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге; 

— правильно называть себя в игровой роли («Я — водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»); 

-передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижет), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно); 

-самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса); 

-договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»). 

       В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки. 

     В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей: 

-строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов;

-находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику. 

     В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (шахтер, продавец, полицейский, пожарный, врач, водитель, журналист). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей. 

     В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей: 

-вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты; 

-вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос); 

-расширять набор сюжетов для игр («Служба спасения», «Развлекательный центр», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»). 

       Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты. 

       Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды. 

       Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает: 

-подбор художественной литературы, энциклопедий, связанных с темой «Профессии»; 

-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; 

-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями; 

-подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; 

-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»; 

-подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»; 

-выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;

-оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников; 

-организация мини-музея «Профессии наших родителей»; 

-изготовление костюмов и подбор предметов-заместителей для сюжетно-ролевых игр.  

     Неоценимую помощь в пополнении предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых. Например, средства музейной педагогики помогут заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников. Организация мини-музея «Профессии наших родителей» в группе способствует расширению знаний детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе, а также формированию у детей потребности задуматься о выборе будущей профессии.

      В музее собираются экспонаты – предметы, относящиеся к профессиям родителей детей группы. Это могут быть реальные вещи, одежда, головные уборы и изготовленные своими руками. На полках для соответствующих профессий размещаются папки с пословицами о труде, беседами, стихотворениями о профессиях, фотографиями родителей на рабочем месте. Коллекции мини-музея и печатные материалы используются в различных видах детской деятельности: сюжетно-ролевых играх, игровых ситуациях и т.д.

      Для мини-музея совместно с родителями и детьми можно изготовить календарь профессиональных праздников на мастер-классе «Календарь профессий «Трудовичок». Проведение мастер-класса способствует развитию у воспитанников эмоционального отношения к многообразию профессий. Рассматривая листы календаря, ребенок испытывает гордость за родителей, положительные эмоции.

      Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

       Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых — это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

Современные возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности посредством цифровой лаборатории

«Наураша»

Разработала: воспитатель

Агаханова Н.К.

Когалым, 2020

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К. А. Тимирязев.

       Современное общество стремительно меняется. Меняются техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. Перед государством стоит задача построения инновационной экономики и гражданского общества. Стране нужны граждане с новым мышлением, новой мотивацией и стилем поведения.

       Перед образовательными учреждениями встала задача: воспитать человека творческого, высокообразованного, духовно-нравственного, спортивного и здорового, а также самостоятельного, инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи, реализовывать их и отвечать за свои действия. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на создание условий, обеспечивающих поддержку детской инициативы, формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.

       Одним из наиболее продуктивных методов для реализации поставленных задач является детское экспериментирование. Это активная деятельность правильной организации, в которой дети становятся субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. Экспериментальная деятельность дошкольников способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности.

        Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребёнка, которая становится всё более насыщенной разного рода электронной техникой, современные детские сады, одним из которых является наш МАДОУ г.Когалыма «Буратино», стараются оборудовать предметно-развивающую среду компьютерным и мультимедийным оборудованием. Шагая в ногу со временем, образовательный процесс в ДОУ строится с интенсивным применением инновационных образовательных технологий. Одной из таких программ в нашем детском саду является специальная детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».

       В данном оборудовании нашли применение интерактивно - мультипликационные технологии ведущих российских педагогов и разработчиков. Так, в игровой форме, вместе с героем Наурашей, дети учатся измерять температуру, понимать природу звука и света, знакомятся с чудесами магнитного поля, могут померяться силой, узнают о пульсе. В комплекте имеется 8 образовательно-игровых модулей, что позволяет ребенку свободу выбора для экспериментирования, а педагогу возможность в игровой форме познакомить с различными природными явлениями, ввести простейшие понятия, описывающие эти явления, моделировать исследовательскую деятельность, наполняя новым содержанием с учетом степени сложности.

         Главная задача лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует некий прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки, который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Организация образовательного пространства с помощью цифровой лаборатории обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, экспериментирование с различными материалами.

Способы работы с лабораторией:

-работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы);

-дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента;

-возможность работы в «свободном режиме»: педагог имеет возможность реализовать собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории;

-возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;

-возможность повторить эксперимент.

     Занятия с дошкольниками в такой мини - лаборатории позволяют формировать целостную картину мира, расширять кругозор дошкольника, формировать первичные ценностные представления о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.

    У ребенка есть возможность в игровой форме и с большим интересом совершать свои первые научные открытия. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку окружающий мир не всегда является понятным и доступным к комфортному детскому восприятию: он может быть слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим.

      Наблюдения, измерения, сравнения в процессе игровых заданий и экспериментов помогут обогатить жизненный опыт детей. На усмотрение педагога, в зависимости от условий проведения и уровня подготовки детей, работа с лабораторией может быть полезна при изучении таких тем, как «Организм человека», «Правильное питание», «Солнце, воздух и вода - факторы закаливания», «Сердце - главный орган кровеносной системы. «Пульс», «Бытовые электроприборы», «Развитие растений, условия, необходимые им для роста», «Свойства и состояния воды», «Земля - большой магнит», «Солнце - источник тепла и света». На занятиях по всем предложенным в лаборатории темам в ходе игры ребенку также предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.

     Дошкольник получает бесценный опыт, который лежит в основе организации и регуляции любой деятельности учащихся: ставить перед собой цель и достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Что в свою очередь, обеспечивает преемственность дошкольного и школьного ступеней образования.

     В совместной деятельности со сверстниками и педагогом ребенок приобретает навыки общения, умение договариваться; учится сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты. Использование интерактивного оборудования погружает дошкольника в образовательную игровую атмосферу, главным героем которого является он сам. Учится различать условную и реальную ситуации, приобретает навыки соблюдения правил и социальных норм. Это те качества, которые определены целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного возраста. В целом использование такого оборудования позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

     Теоретический анализ методологической направленности данной программы показывает, что использование интерактивного оборудования в комплексе с традиционными методами обучения может внести значительный вклад в образовательный процесс, а сфера его применения может быть ограничена только фантазией. Мы делаем только первые шаги. Но, уже можно предположить, что использование оборудования цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» обеспечит педагогам новые возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками. Безусловно, использование интерактивного игрового оборудования в педагогическом процессе позволяет не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня взаимодействия между взрослыми и детьми на всех этапах педагогической деятельности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

Конспект занятия с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

модуль «Температура»

Подготовила: воспитатель

Агаханова Наида Казибеговна

 

Когалым, 2020

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе.

Тема: модуль «Температура»

       Вид деятельности: познавательно-исследовательская Интеграция О.О.: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»

Цель: учить определять температуру воздуха, и воды опытно-экспериментальным путём;

Задачи: продолжать учить детей работе с прибором «божья коровка»,

- Расширять кругозор детей, создать условия для развития исследовательских умений;

- Учить внимательно слушать воспитателя; уметь делать выводы,

- Воспитывать аккуратность при работе с приборами в лаборатории

-Дать представление о разных видах термометра

Словарь: «температура», «градус», «ноль градусов», «комфортная температура», «замерзание воды».

Методы обучения: исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный.

     Планируемые результаты: понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни; освоение алгоритма работы, формулирование проблемы совместно с воспитателем; формирование представления о температуре воздуха, холодной и горячей воды, понятии «комфортная температура». формирование умения работать, в паре, в группе.

     Оборудование: учебный модуль «Температура», холодная вода из-под крана, горячая вода, кусочки льда, листочки с изображением термометра, безртутные термометры для измерения воды, комнатный и уличный термометры, стаканчики для воды, .

Предварительная работа: знакомство со свойствами воды

ХОД:

Дети входят в группу.

Воспитатель с детьми встают в круг и приветствуют друг друга

    Воспитатель: - Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим это тепло друг другу.

     Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями и поделимся своим хорошим настроение и своими улыбками.

Беседа с детьми.

     Воспитатель: - Ребята, когда мы произносим слова «тепло», «холодно», «горячо», что мы имеем в виду?

     Воспитатель: Правильно. Температура показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет. Например, что для того, чтобы понять горячая или холодная вода перед нами, достаточно дотронуться рукой до посуды, в которой она находится. Заболел ты или нет - дотрагиваемся рукой до лба. Попробуйте свой лоб он какой? А если у человека температура, то каким он будет? Как вы думаете можно ли таким способом узнать точную температуру? Как вы думаете, что нам может помочь узнать точную температуру.

    Воспитатель:- Правильно градусник, так его мы называем дома, но правильное точное название термометр для измерения температуры тела. Давайте пройдем с вами на стульчики и поговорим об этом

     Воспитатель: Ребята термометр- это специальный точный прибор для измерения температуры. Термометры бывают разные, одними мы измеряем температуру воздуха, другими температуру воду, и так же температуру тела

     Посмотрите пожалуйста на изображения термометров они очень похожи по строению. Давайте рассмотрим их. Основные части термометра – шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенным спиртом. Шкала имеет деления. Самое маленькое деление соответствует одному градусу. На термометре для измерения воздуха мы видим в середине шкалы ноль, Ноль обозначает границу между теплом и холодом

     Воспитатель: -Мы немного поговорили о термометрах, а сейчас перейдем к выполнению измерений.

     Перед нами термометр для определения температуры воздуха в группе и на улице. Он показывает, какая сейчас температура воздуха в группе. У каждого из вас есть листок, на котором изображены 5 термометров. –На самом термометре указан его порядковый номер. Попробуйте ответить на вопрос на каком из термометров показана температура «+ 20» градусов. – назовите термометр на котором показано « – 10» градусов,0,+10,-5. Молодцы ребята все справились с этим заданием.

Наш старый друг божья коровка сегодня нам поможет в наших экспериментах. В прошлый раз она нам помогала измерять кислотность, а сегодня температуру. Результат мы увидим на экране.

      А теперь измерим температуру воздуха в группе с помощью цифрового датчика «Божья коровка» удерживаем индикатор в руке и ждем показаний термометра. А теперь давайте возьмем комнатный термометр и сравним с результатом, который нам показал Божья коровка. В нашей группе сейчас холодно? Или может очень жарко? Нет, в нашей комнате сейчас комфортная температура, поэтому я попрошу вас встать с мест, пройти на коврик и немного размяться.

Физминутка

Летит космический корабль (Руки в стороны)

Парит над морем дирижабль (Руки вверх)

Несется яхта над волной (Руки лодочкой)

И субмарина под водой (Присели)

Нас сделал ближе интернет (Обнять себя)

Мы против ядерных ракет, (Грозим пальцем)

Достигла нас волна идей(Руки вверх)

Мы гениальны, мы быстрей(Большой палец вверх)

Пришел технический прогресс(Шагаем на месте)

И продолжается процесс(Поли друг за другом)

Мы за него стоим горой(Идем идем)

И он ведет нас за собой

Молодцы ребята хорошо размялись, а теперь присаживаемся за свои места

Воспитатель:- Температуру воды измеряют тоже специальным термометром. Этот термометр так и называется для измерения воды. Сейчас мы проведём интересный опыт.

     У вас на столе два стакана и термометр для измерения воды. Термометр опускаем в стакан с холодной водой. (ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»). - Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в трубке? Посмотрите пожалуйста, что происходит со столбиком термометра? (Он поднимается выше нуля, но столбик низкий). - Почему так происходит?

     Наливаем из термоса в стакан с красным кругом тёплую воду, опускаем термометр и определяем температуру тёплой воды, наблюдая за жидкостью в трубке. (ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»). - Почему так происходит? - Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в стеклянной трубке? (Она поднимается выше нуля и столбик высокий). Оказывается, жидкость, нагреваясь, расширяется(столбику становится мало места и он бежит наверх), а при охлаждении – сжимается(он уменьшается, поэтому столбик уменьшается). Постарайтесь это запомнить.

Воспитатель: А как вы думаете ребята можно ли с помощью одного и того же термометра измерить температуру воздуха и воды?

     Вывод совместный воспитателя и детей: мы выяснили, что с помощью одного и того же термометра измерить температуру воздуха, воды нельзя. Для каждого измерения существует свой термометр. Почему?

8. Что такое ноль градусов? (Наураша рассказывает про лёд)

Воспитатель:- Что такое 0 градусов? (0 градусов – это граница между теплом и холодом).

Покажите на картинке на вашем листочке положение нуля градусов, найдём ноль на термометре лаборатории.

- А как получить лед в домашних условиях? (Надо взять формочки для заморозки льда, налить в них воду и поставить в морозильную камеру).

Воспитатель: Ребята, что произойдёт с холодной водой в стакане, если я брошу туда лёд?

      Предположение детей: при добавлении льда в стакан с холодной водой, температура в стакане понизиться. Измерим температуру в синем стакане(Емкости). (ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»). Давайте проверим наши предположения и измерим температуру с помощью датчика, таким образом мы узнаем изменилась ли температура

       Добавим в емкость с холодной водой несколько кубиков льда и снова измерим температуру. (ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»).

      Дети измеряют температуру воды в стакане со льдом и сообщают воспитателю показание термометра,. Вывод детей: вода в стаканчике стала холоднее на несколько градусов – лёд «отдал» свой холод воде. А сами кусочки льда стали немного меньше – они подтаяли, т.к. вода теплее льда.

      Итог - Можно ли измерить точную температуру только с помощью собственных ощущений? - Каким образом можно точно измерить температуру? - Сегодня на занятии мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним, температуру чего мы измеряли? Холодной, горячей воды, льда)

- Какой вывод можно сделать? ….)- Показатели температуры теплой и холодной воды – были выше 0 градусов, а температура льда – ниже 0 градусов. Чем теплее вода – тем выше её температура.-Молодцы, ребята! Спасибо! На этом наше занятие закончено, до новых встреч в нашей научной лаборатории.


Предварительный просмотр: