Познавательно-исследовательская деятельность

В данном разделе воспитатели и родители найдут много интересной и  полезной информации о познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Методические рекомендации по организации центра познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ" 2019г.542.02 КБ
Файл Мастер – класс для воспитателей на тему: «Исследование детьми окружающего мира через экспериментирование» 2020г697.2 КБ
Microsoft Office document icon «Оборудование и материалы для организации развивающего уголка по экспериментированию» 2019г298.5 КБ
Файл Мастер – класс для педагогов на тему: «Работа с детской цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии»» 2021г.1.08 МБ
Файл Квест-игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность: теория и практика» 2021г.867.87 КБ
Файл Консультация для воспитателей «Значение экспериментирования в развитии ребенка» 2019г373.03 КБ
Файл Консультация для воспитателей «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка» 2020г.254.6 КБ
Файл Современные возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша» 490.63 КБ
Файл Конспект занятия с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» модуль «Температура» 2020г433.51 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

Мастер – класс для воспитателей 

на тему: 

«Исследование детьми окружающего мира через экспериментирование»

 Подготовила: воспитатель

Агаханова Н.К.

Когалым, 2020

Цель мастер-класса:

- повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения и проведения опытов.

Задачи:

- актуализировать знания педагогов о методе экспериментирования;

- убедить педагогов в важности совместной деятельности воспитатель- ребёнок — родители в экспериментировании;

-продемонстрировать опыты.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства материалов.

Ход мастер- класса:

 

 «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

Первые семь лет в жизни ребенка – это период его активного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

В этот период закладывается база по взаимодействию с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Ребёнок – это прирождённый исследователь, поэтому важно развивать познавательную активность в деятельности.

По мнению многих педагогов: (Иванов А. И «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Рыжова Л. «Методика детского экспериментирования», О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир», Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина)экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир.

— Что такое детское экспериментирование? (Ответы педагогов)

Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов окружающего мира разными способами действий, что способствует развитию мышления и друг их сторон личности ребенка (Иванов А. И). Исследования Николая Николаевича Поддьякова («Мышление дошкольника», подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В данном виде деятельности ребенок методом проб учится делать выводы, умозаключения о результатах опыта и эксперимента.

В ходе работы в детском саду по данному направлению, я выделила для себя следующую структуру экспериментирования: цель, задачи, совместная, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями.

-Почему важно простаивать работу с родителями? (ответы)

Совместная работа с семьями является одним из условий успешного обучения, сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внести в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску, ведь ребёнку важно, что бы его интересы поддерживали родители.

Одним из обязательных условий детского экспериментирования является постепенное усложнение опытов и экспериментов, организация развивающей предметно- пространственной среды для совместной и самостоятельной деятельности, использование проблемных ситуаций, доступность и безопасность.

В данном виде деятельности важно поддерживать познавательный интерес детей поддерживается через такие средства как: художественное слово, наглядный материал, поисковые и практические действия, необходимое оборудование.

Мотивацию дошкольников необходимо направлять на развитие познавательных потребностей, познавательного интереса, в основе которого лежит ориентировочный рефлекс «Что это?»«Что такое?»

Для этого можно использовать следующие формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Результатом совместной деятельности будет не только ознакомление детей с новыми фактами, но и накопление приёмов и действий таких как:

- знания об окружающем мире;

- познавательная активность;

- способность к наблюдениям;

- установление причинно-следственных связей, умение делать выводы;

- навыки исследовательской деятельности;

- самостоятельность в организации и проведения опытов.

С вашей помощью сегодня я хочу продемонстрировать некоторые опыты, которые можно использовать в работе с детьми, (Приглашаются участники из зала, но мы попробуем не только провести опыт, но зафиксировать результат и сделать вывод.

1 опыт. «Умные зубочистки».

Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 5 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого, жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, — зубочистки начнут собираться к центру.

3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, — зубочистки «разбегутся».

Объясните детям, что вы показали им опыт, который основан на определённых физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

— Фокус группа озвучивает результаты опыта.

— Мнение зала.

Вывод: Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещая зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

Фокус группа проводит второй опыт.

2 опыт. «Апельсин- подводник».

Цель: доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Оборудование:

1. 2 апельсина.

2. Большая миска с водой.

Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?

— Фокус группа озвучивает результат.

— Мнение зала.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды.

-Почему нужно фиксировать результат опыта?

В процессе экспериментальной деятельности идёт активизация мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Для этого необходимо фиксировать (зарисовываем) результаты опыта или эксперимента, при этом формулировать выводы.

Спасибо нашим участникам.

Сейчас, с вашей помощью, я попыталась показать ценность реального эксперимента. В отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

Уважаемые коллеги, желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию окружающего мира! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

«Оборудование и материалы

для организации развивающего уголка

по экспериментированию»

Разработала:

воспитатель МАДОУ «Буратино»

Агаханова Н.К.

Когалым, 2019 г

Приборы

Микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль и др.

Сосуды разной конфигурации и разного объема

Пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки и др.

Природные материалы

Камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, сучки, спилы, опилки, древесная стружка, пластилин и др.

Бросовый материал

Кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формы - вкладыши от наборов шоколадных конфет, трубочки для коктейля и др.

Технические материалы

Гайки, винты, болтики, гвозди и др.

Разные виды бумаги

Обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная и др.

Красители

Акварельные краски, безопасные красители и др.

Медицинские материалы

Пипетки, колбы, шпатели, деревянные палочки, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложки, резиновые груши разного объема и др.

Прочие материалы

Зеркала, воздушные шары, зубочистки, растительное масло, мука, соль, стеки, ученические линейки, таз, спички и спичечные коробки, нитки, пуговицы и др.

Дополнительное оборудование

Оборудование для ухода за растениями.

Модели, схемы.

Календари природы и погоды.

Иллюстрированный материал.

Дневники наблюдений за посадками.

Пооперационные карты посадок.

Игровой материал, дидактические игры по экологии.

Справочники, энциклопедии.

Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.

Детские халаты, клеенчатые передники.

                         Материал для организации опытов и экспериментов

Младший и средний возраст

Бумага разного сорта, бусины, пуговицы, вата, ватин, синтепон, веревки, шнурки, тесьма, нитки винтики, гайки, шурупы вода и пищевые красители, глина, песок, деревянные катушки, дидактические игры по экологии, дневники наблюдений за посадками, емкости разного размера, камешки разного размера, мерные кружки, воронки, лейки, формочки, мыло, оборудование для ухода за растениями ,опилки ,палочки ватные песок, вода пластиковые бутылки разного размера, полиэтиленовые пакеты, пробки, пух, перья разноцветные прищепки, разноцветные резинки, резиновые мячи, шары, семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов, спилы дерева, трубочки, упаковки от киндер-сюрпризов, фотопленки и др.

Старший возраст

Банки, бутылки, крышки разных размеров, бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки, фантики, лоскутки),бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры, ведра, тазы, ванночки, весы, взбивалка, деревянная лопатка, шпатели, галька, гравий, губки, деревянные предметы (палочки, бруски, дощечки),дневники наблюдений за посадками, иллюстрированный материал, календари (отрывные, перекидные, природные, погодные),карта мира, картотека опытов, клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок коллекции различного содержания, кораблики, крупы, литература (справочники, энциклопедии, атласы),магниты, мелкие игрушки для обыгрывания, мерные ложки, монеты, железные предметы, настольно - печатные игры, палочки от мороженого, пипетки с закругленными концами, пластиковые одноразовые шприцы без игл ,пищевые красители, растворимые продукты ,пластилин, стеки, половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет, пооперационные карты опытов, природный материал (емкости с землей, глиной, песком, водой),прихватки, пинцеты с закругленными концами, пробки, пуговицы, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки),резиновые груши разного объема, резиновые и пластиковые перчатки, резиновые и пластиковые трубочки, соломка для коктейля, рулетка, портновский метр, линейка, треугольник, свеча в подсвечнике, сита и воронки разного размера и объема, дуршлаг, скорлупа от яиц совки, соломинки, трубочки, соль, сахар, стиплер, дырокол, ножницы, тальк, детский крем, тематические материалы (транспорт, океан, лес), терка, технические материалы (гайки, болты) в контейнере, увеличительные стекла, микроскоп, спиртовки, пробирки, часы (механические, песочные, капельные, водные) и др.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

Квест-игра для педагогов

«Познавательно-исследовательская деятельность: теория и практика»

Подготовила: воспитатель

Агаханова Наида Казибеговна

Когалым, 2021

Сценарий проведения интеллектуального квеста для педагогов

Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности при реализации в образовательном процессе требований ФГОС ДО в части реализации задач по организации у детей познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

- Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах реализации задач организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

- Активизировать мыслительную деятельность воспитателей.

- Способствовать сплочению всех педагогов членов команды,

- Учить педагогов взаимодействовать и понимать личную ответственность за достижение общего результата.

Дата и место проведения: 2020 г., МАДОУ «Буратино».

Оборудование: жетоны для жеребьевки, таблички с названиями станций, маршрутные листы, 2 конверта (желтого и зеленого цвета) с заданиями, карточки-буквы (знаю, опыт, пособие по изготовлению лэпбука (клей, ножницы, карточки и т. п, различный материал для проведения опыта.

Ход мероприятия

    При входе в зал, педагоги берут фишки и садятся за тот стол, на котором такого же цвета фишка.

    Невозможно представить наше общество без такой необходимой профессии, как воспитатель детского сада. Именно в дошкольном возрасте закладываются моральные принципы и взгляды, основы жизненной позиции, формируется характер ребенка.

     Поэтому воспитатель должен быть мудрым и добрым, грамотным специалистом, для которого воспитание детей не просто профессия, но и призвание.

Хочется нашу сегодняшнюю встречу начать со слов Конфуция:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.

Современные ученые осмыслили изречение, приписываемое Конфуцию и выразили его на языке цифр: То, что мы слышим, - 10 %. То, что мы видим, - 50 %. То, что мы делаем сами, - 90 %.

    Поэтому предлагаю вам поучаствовать в квесте «Познавательно-исследовательская деятельность: теория и практика».

    Вам необходимо пройти все станции, согласно маршрутному листу, если на станции есть команда, другая по прибытию на нее, не может выполнять задание, а перемещается на следующую станцию. Все станции расположены в здании детского сада, каждая станция обозначена вывеской. Вам нужно пройти все испытания и найти клад. За каждое пройденное испытание каждая команда получает по одной букве. По завершению квеста, обе команды собирают из данных букв слово, без которых не мыслимы ни теория, ни практика.

Время прохождения квеста - 45 минут. За опоздание начисляются штрафные очки.

Для определения результатов игры и выявления сильнейших представляю состав жюри: заместители заведующей

Игра эта командная, поэтому, у нас есть 2 команды за разными столами и перед тем как нам начать квест, нужно размяться.

Разминка «Стихоплет»: - 5 мин

     Все вы умеете рифмовать слова, поэтому командам предлагается закончить начатое стихотворение, используя опорные слова (ФГОС, любознательность (- ный), эксперимент (опыт, дети)). По завершению придуманное стихотворение зачитывается.

1 команда

1. Утром настроение плохое,

Глаз накрасить не могу никак…

2. Весной везде повсюду лужи,

В ручьях кораблики плывут…

3. Все любят послушных, приветливых детишек,

Капризных, упрямых – не любит никто… 2 команда

1. Родители, часто сердясь и бранясь.

С ребенком теряют душевную связь…

2. Генетику можно во всем обвинять,

На зеркало даже не стоит пенять…

3. Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе и не надо надувать…

     Ведущий. Итак, не будем терять время, начнем нашу игру.

Первое задание, командам необходимо в течение 3 минут придумать название и представить себя.

      Команды представляют свои визитки, затем им раздаются маршрутные листы, определяется время старта и финиша.

станция «Умная голова» - буква «О»«З» (кабинет заведующего)

Командам предлагается 3 задания из области «Познавательное развитие»:

   Задание №1. Исправь ошибку в определении

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта взрослого.

Ответ: (ребёнка)

Задание №2. Что не включает образовательная область «Познавательное развитие» по ФГОС?

Формирование элементарных математических представлений.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с космосом

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Ответ: Ознакомление с космосом.

Задание № 3. Какие виды деятельности позволяют реализовать содержание образовательной области «Познавательное развитие» дошкольников?

Ответ:

1. Музыкальная деятельность

2. Трудовая деятельность

3. Коммуникативная деятельность

4. Познавательно – исследовательская деятельность

5. Чтение художественной литературы

6. Продуктивная деятельность

7. Игровая деятельность

8. Двигательная деятельность

станция «Угадайкино» - буква «!» «!» (кабинет старшего воспитателя)

    Командам предлагается разгадать кроссворд, в котором встречаются слова, имеющие отношение к познавательно-исследовательской деятельности.

     По горизонтали:

1. Один из этапов исследования.

2. …. развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка.

3. Одна из ведущих форм развития познавательной деятельности дошкольников .

4. Научное предположение, выдвигается для объяснения каких-нибудь явлений.

5. Основной метод исследований. Это научный процесс, целенаправленное воздействие, при успешной реализации которого поддерживается или опровергается гипотеза.

     По вертикали :

1. Качество ребенка, которое характеризует его как стремящегося получать все новые и новые знания, умения и навыки.

2. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является?

3. Способность человеческого мышления к критическому самоанализу.

4. Умозаключение.

5. Бессознательное стремление к познанию , присущее не только человеку, но многим живым существам.

станция «Будь внимателен» - буква «Т» «А» (кабинет завхоза)

Командам предлагается 2 задания для размышления.

      Задание № 1. Какому возрасту соответствует опыт?

1. Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти (2-3- года)

2. Две луковицы растения, одинаковые по форме, помещают в разную среду: одну - в воду, другую в почву. Наблюдают за их ростом и делают вывод, где растение быстрее растет (5-6 лет)

3. Воспитатель берет магнит и подносит его к разным игрушкам, дети наблюдают за его действиями. Затем дает детям попробовать, как магнит притягивает металлические предметы. (3-4 года)

4. Вода не имеет формы. Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом пролейте на пол. Что происходит с водой? (4-5 лет)

    Задание № 2. Педагогическая ситуация

Дети задают нам взрослым очень много вопросов на различные темы. Давайте представим такую ситуацию.

Мама с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет» .

Согласны ли Вы с ответом мамы? ___

Как, по Вашему мнению, отвечать на вопросы «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался? ___

Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка? ___

Что следует учитывать при ответах на вопросы детей? ___

Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал.

станция «Очумелые ручки» - буква «Ы» «Н» (спорт.зал 2 этажа)

   Командам предлагается изготовить лэпбук «Юный исследователь».

станция «Лабораторская» - буква «П»«Ю» (последняя станция – муз. зал)

Эксперимент рождается не просто:

Порой – с наивного вопроса.

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдаёт себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось.

Посмотрим, что же получится у нас? 

     Уважаемые коллеги, а сейчас я попрошу вас побыть в роли детей и поэкспериментировать.

     Задание № 1. Придумайте опыт из предложенного материала. Продемонстрируйте (1-2 минуты) (педагогам предлагаются различные материалы).

Заключительный этап.

    Осталось составить из полученных букв слова. Что у вас получилось? Какой клад вы сегодня нашли? Наградой для всех участников игры стало получение знаний, которые педагоги могут применить на практике.

«Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать»

Антуан де Сент-Экзюпери.

    Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё знать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

   Ведущий. Прошу наше жюри подвести итоги игры.

Пока жюри подводит итоги применим имеющиеся вами знания.

Творческое задание для педагогов

Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.

Незнайка, Винни- пух, Карлсон, Нильс, Алиса.

    Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.

     Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.

     Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.

    Нильс - поведение исследовательское, постоянно находится в поиске гнома, чтобы узнать тайну его заклятия.

   Алиса - её поведение не исследовательское, скорее познавательное и любознательное.

Чего, на ваш взгляд, для этого не хватает?

     Для полноценной исследовательской деятельности не хватает целенаправленности и выводов, которые эта деятельность предполагает.

    Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписываются в принятые нормы поведения? В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны. Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну, Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рожденья.

Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

     Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей, в тоже время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.

Подведение итогов.

А закончить нашу квест -игру я бы хотела Притчей «Счастье».

   Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? - спросил Бог. «Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Что имел ввиду бог, оставив кусочек глины? (ответы)

Все в наших руках:

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога размышляйте и хоть криво, да сами», Готхольд Эфраим Лессинг.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

Консультация для воспитателей

«Значение экспериментирования в развитии ребенка»

Подготовила: воспитатель

Агаханова Наида Казибеговна

Когалым, 2019

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности. Оно тесно

связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, вовремя обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента: ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.

Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.

Все групповое пространство желательно распределить на центры, которые доступны детям. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах необходимо оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте –это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

- способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

  • Осознание того, что хочешь узнать.
  • Формирование задачи исследования.
  • Продумывание методики эксперимента.
  • Выслушивание инструкций и критических замечаний.
  • Прогнозирование результатов.
  • Выполнение работы.
  • Соблюдение правил безопасности.
  • Наблюдение результатов.
  • Анализ полученных данных.
  • Словесный отчет об увиденном.
  • Формирование выводов.

Для активизации процесса экспериментирования можно задавать проблемные вопросы:

• Почему карандаш рисует, а палочка нет;

• Что будет, если снег принести в комнату?;

• Почему шарик катится, а кубик нет? ;

• Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);

• Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький);

• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);

• Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок);

• Какая вода? (свойства воды);

• Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);

• Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);

• Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);

• Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею) и т. д.

В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Организация работы по экспериментированию по трем взаимосвязанным направлениям:

• живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

• неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);

• человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

Консультация для воспитателей

«Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка»

Подготовила воспитатель

Агаханова Н.К.

Когалым, 2020г.

Дошкольное детство – один из важнейших этапов формирования личности, её ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этот период происходит развитие личности ребенка, закладывается его эмоциональная сфера, первичный образ мира, первичное отношение к нему.

Современный дошкольник живет в эпоху информатизации и компьютеризации. На него оказывают влияние все признаки настоящего времени, он ориентирован на познание человека и природы, на самоценные детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, рассуждать. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в личности ребенка, в процессе самореализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизни. С ростом и развитием расширяется его сфера познавательных интересов. Происходит устойчивое и глубокое стремление к познанию окружающего мира.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В экспериментировании современного ребёнка привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что-то самому.

Ребёнок смотрит в большой мир широко открытыми глазами, всё вызывает его интерес, он задает массу вопросов, основной «почему?» Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Дети сами хотят узнать, почему идет снег, цветут цветы, происходит смена дня и ночи и др. Именно в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям (« Концепция дошкольного образования»).

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Экологическая образованность и воспитанность даёт ребенку возможность лучше понимать отдельные аспекты в поведении животных, состоянии растений, правильно оценивать их и адекватно реагировать. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельностью. Социальная деятельность требует нового уровня экологических знаний. Чем больше дошкольник соприкасается с миром природы, тем больше возникает у него вопросов.

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность в природных условиях в зоне ближайшего окружения. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Исследование и есть практическая деятельность, в ходе которой ребёнок познает объект окружающего его мира. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

В практике работы дошкольных учреждений в последнее время всё больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в её процессе. В ходе поисково – познавательной деятельности дети преобразуют объекты с целью выяснить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Исследовательская (или поисково – познавательная) деятельность направлена на решение следующих задач:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  • расширение перспектив развития поисковопознавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Организация работы в детском саду может осуществляться по трём направлениям:

  1. живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
  2. неживая природа (воздух, вода, почва, глина и др.);
  3. человек (функционирование организма и др.).

«Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н.Н. Поддьяков). Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Этот метод включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построении доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи ребёнка.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци и многие другие.

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – экспериментированию. Опыты словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием « превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними.

Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» (Н.Н. Поддьяков).

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем более и полноценнее он развивается.

Исследовательская деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не определён и не конкретизирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую (исследовательскую) деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н.Н.Поддъяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Эти два вида тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

И воспитатель, и родители хотят видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, самостоятельными. Конечно, это во многом зависит от нас взрослых. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например: наблюдение за весенним пробуждением природы не вязано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом.

Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Задача взрослых – предоставить детям возможность самим получать знания об окружающем мире, исследовать предметы и явления в природе, не причиняя ей вреда. Мы должны быть не контролёрами над детьми, а консультантами, вдохновителями исследований. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка как на «саморазвивающуюся систему», при этом условия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Взрослый должен помочь ребёнку сформулировать вопросы, провести эксперимент, объяснить материал, который будет интересовать ребёнка, предоставить самостоятельно найти ответ на интересующий вопрос, высказать своё мнение, обменяться идеями с другими. В процессе познавательно-исследовательской деятельности необходимо побуждать детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предложений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблюдения. Можно предложить детям поразмышлять о полученных маленьких «открытиях»: свойствах и качествах объектов природы, причинах природных явлений, изменений в природе.

Экспериментальная деятельность помогает дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.

Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире, ребёнок постоянно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет сделать ему выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуации.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

Современные возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности посредством цифровой лаборатории

«Наураша»

Разработала: воспитатель

Агаханова Н.К.

Когалым, 2020

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К. А. Тимирязев.

       Современное общество стремительно меняется. Меняются техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. Перед государством стоит задача построения инновационной экономики и гражданского общества. Стране нужны граждане с новым мышлением, новой мотивацией и стилем поведения.

       Перед образовательными учреждениями встала задача: воспитать человека творческого, высокообразованного, духовно-нравственного, спортивного и здорового, а также самостоятельного, инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи, реализовывать их и отвечать за свои действия. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на создание условий, обеспечивающих поддержку детской инициативы, формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.

       Одним из наиболее продуктивных методов для реализации поставленных задач является детское экспериментирование. Это активная деятельность правильной организации, в которой дети становятся субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. Экспериментальная деятельность дошкольников способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности.

        Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребёнка, которая становится всё более насыщенной разного рода электронной техникой, современные детские сады, одним из которых является наш МАДОУ г.Когалыма «Буратино», стараются оборудовать предметно-развивающую среду компьютерным и мультимедийным оборудованием. Шагая в ногу со временем, образовательный процесс в ДОУ строится с интенсивным применением инновационных образовательных технологий. Одной из таких программ в нашем детском саду является специальная детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии».

       В данном оборудовании нашли применение интерактивно - мультипликационные технологии ведущих российских педагогов и разработчиков. Так, в игровой форме, вместе с героем Наурашей, дети учатся измерять температуру, понимать природу звука и света, знакомятся с чудесами магнитного поля, могут померяться силой, узнают о пульсе. В комплекте имеется 8 образовательно-игровых модулей, что позволяет ребенку свободу выбора для экспериментирования, а педагогу возможность в игровой форме познакомить с различными природными явлениями, ввести простейшие понятия, описывающие эти явления, моделировать исследовательскую деятельность, наполняя новым содержанием с учетом степени сложности.

         Главная задача лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует некий прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки, который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Организация образовательного пространства с помощью цифровой лаборатории обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста: игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, экспериментирование с различными материалами.

Способы работы с лабораторией:

-работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы);

-дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента;

-возможность работы в «свободном режиме»: педагог имеет возможность реализовать собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории;

-возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;

-возможность повторить эксперимент.

     Занятия с дошкольниками в такой мини - лаборатории позволяют формировать целостную картину мира, расширять кругозор дошкольника, формировать первичные ценностные представления о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.

    У ребенка есть возможность в игровой форме и с большим интересом совершать свои первые научные открытия. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку окружающий мир не всегда является понятным и доступным к комфортному детскому восприятию: он может быть слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим.

      Наблюдения, измерения, сравнения в процессе игровых заданий и экспериментов помогут обогатить жизненный опыт детей. На усмотрение педагога, в зависимости от условий проведения и уровня подготовки детей, работа с лабораторией может быть полезна при изучении таких тем, как «Организм человека», «Правильное питание», «Солнце, воздух и вода - факторы закаливания», «Сердце - главный орган кровеносной системы. «Пульс», «Бытовые электроприборы», «Развитие растений, условия, необходимые им для роста», «Свойства и состояния воды», «Земля - большой магнит», «Солнце - источник тепла и света». На занятиях по всем предложенным в лаборатории темам в ходе игры ребенку также предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.

     Дошкольник получает бесценный опыт, который лежит в основе организации и регуляции любой деятельности учащихся: ставить перед собой цель и достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Что в свою очередь, обеспечивает преемственность дошкольного и школьного ступеней образования.

     В совместной деятельности со сверстниками и педагогом ребенок приобретает навыки общения, умение договариваться; учится сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты. Использование интерактивного оборудования погружает дошкольника в образовательную игровую атмосферу, главным героем которого является он сам. Учится различать условную и реальную ситуации, приобретает навыки соблюдения правил и социальных норм. Это те качества, которые определены целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного возраста. В целом использование такого оборудования позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

     Теоретический анализ методологической направленности данной программы показывает, что использование интерактивного оборудования в комплексе с традиционными методами обучения может внести значительный вклад в образовательный процесс, а сфера его применения может быть ограничена только фантазией. Мы делаем только первые шаги. Но, уже можно предположить, что использование оборудования цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» обеспечит педагогам новые возможности в организации познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками. Безусловно, использование интерактивного игрового оборудования в педагогическом процессе позволяет не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня взаимодействия между взрослыми и детьми на всех этапах педагогической деятельности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

Конспект занятия с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

модуль «Температура»

Подготовила: воспитатель

Агаханова Наида Казибеговна

 

Когалым, 2020

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности с использованием модульной цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе.

Тема: модуль «Температура»

       Вид деятельности: познавательно-исследовательская Интеграция О.О.: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»

Цель: учить определять температуру воздуха, и воды опытно-экспериментальным путём;

Задачи: продолжать учить детей работе с прибором «божья коровка»,

- Расширять кругозор детей, создать условия для развития исследовательских умений;

- Учить внимательно слушать воспитателя; уметь делать выводы,

- Воспитывать аккуратность при работе с приборами в лаборатории

-Дать представление о разных видах термометра

Словарь: «температура», «градус», «ноль градусов», «комфортная температура», «замерзание воды».

Методы обучения: исследовательски-поисковый, практический, наглядный, словесный.

     Планируемые результаты: понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни; освоение алгоритма работы, формулирование проблемы совместно с воспитателем; формирование представления о температуре воздуха, холодной и горячей воды, понятии «комфортная температура». формирование умения работать, в паре, в группе.

     Оборудование: учебный модуль «Температура», холодная вода из-под крана, горячая вода, кусочки льда, листочки с изображением термометра, безртутные термометры для измерения воды, комнатный и уличный термометры, стаканчики для воды, .

Предварительная работа: знакомство со свойствами воды

ХОД:

Дети входят в группу.

Воспитатель с детьми встают в круг и приветствуют друг друга

    Воспитатель: - Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим это тепло друг другу.

     Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями и поделимся своим хорошим настроение и своими улыбками.

Беседа с детьми.

     Воспитатель: - Ребята, когда мы произносим слова «тепло», «холодно», «горячо», что мы имеем в виду?

     Воспитатель: Правильно. Температура показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет. Например, что для того, чтобы понять горячая или холодная вода перед нами, достаточно дотронуться рукой до посуды, в которой она находится. Заболел ты или нет - дотрагиваемся рукой до лба. Попробуйте свой лоб он какой? А если у человека температура, то каким он будет? Как вы думаете можно ли таким способом узнать точную температуру? Как вы думаете, что нам может помочь узнать точную температуру.

    Воспитатель:- Правильно градусник, так его мы называем дома, но правильное точное название термометр для измерения температуры тела. Давайте пройдем с вами на стульчики и поговорим об этом

     Воспитатель: Ребята термометр- это специальный точный прибор для измерения температуры. Термометры бывают разные, одними мы измеряем температуру воздуха, другими температуру воду, и так же температуру тела

     Посмотрите пожалуйста на изображения термометров они очень похожи по строению. Давайте рассмотрим их. Основные части термометра – шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенным спиртом. Шкала имеет деления. Самое маленькое деление соответствует одному градусу. На термометре для измерения воздуха мы видим в середине шкалы ноль, Ноль обозначает границу между теплом и холодом

     Воспитатель: -Мы немного поговорили о термометрах, а сейчас перейдем к выполнению измерений.

     Перед нами термометр для определения температуры воздуха в группе и на улице. Он показывает, какая сейчас температура воздуха в группе. У каждого из вас есть листок, на котором изображены 5 термометров. –На самом термометре указан его порядковый номер. Попробуйте ответить на вопрос на каком из термометров показана температура «+ 20» градусов. – назовите термометр на котором показано « – 10» градусов,0,+10,-5. Молодцы ребята все справились с этим заданием.

Наш старый друг божья коровка сегодня нам поможет в наших экспериментах. В прошлый раз она нам помогала измерять кислотность, а сегодня температуру. Результат мы увидим на экране.

      А теперь измерим температуру воздуха в группе с помощью цифрового датчика «Божья коровка» удерживаем индикатор в руке и ждем показаний термометра. А теперь давайте возьмем комнатный термометр и сравним с результатом, который нам показал Божья коровка. В нашей группе сейчас холодно? Или может очень жарко? Нет, в нашей комнате сейчас комфортная температура, поэтому я попрошу вас встать с мест, пройти на коврик и немного размяться.

Физминутка

Летит космический корабль (Руки в стороны)

Парит над морем дирижабль (Руки вверх)

Несется яхта над волной (Руки лодочкой)

И субмарина под водой (Присели)

Нас сделал ближе интернет (Обнять себя)

Мы против ядерных ракет, (Грозим пальцем)

Достигла нас волна идей(Руки вверх)

Мы гениальны, мы быстрей(Большой палец вверх)

Пришел технический прогресс(Шагаем на месте)

И продолжается процесс(Поли друг за другом)

Мы за него стоим горой(Идем идем)

И он ведет нас за собой

Молодцы ребята хорошо размялись, а теперь присаживаемся за свои места

Воспитатель:- Температуру воды измеряют тоже специальным термометром. Этот термометр так и называется для измерения воды. Сейчас мы проведём интересный опыт.

     У вас на столе два стакана и термометр для измерения воды. Термометр опускаем в стакан с холодной водой. (ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»). - Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в трубке? Посмотрите пожалуйста, что происходит со столбиком термометра? (Он поднимается выше нуля, но столбик низкий). - Почему так происходит?

     Наливаем из термоса в стакан с красным кругом тёплую воду, опускаем термометр и определяем температуру тёплой воды, наблюдая за жидкостью в трубке. (ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»). - Почему так происходит? - Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в стеклянной трубке? (Она поднимается выше нуля и столбик высокий). Оказывается, жидкость, нагреваясь, расширяется(столбику становится мало места и он бежит наверх), а при охлаждении – сжимается(он уменьшается, поэтому столбик уменьшается). Постарайтесь это запомнить.

Воспитатель: А как вы думаете ребята можно ли с помощью одного и того же термометра измерить температуру воздуха и воды?

     Вывод совместный воспитателя и детей: мы выяснили, что с помощью одного и того же термометра измерить температуру воздуха, воды нельзя. Для каждого измерения существует свой термометр. Почему?

8. Что такое ноль градусов? (Наураша рассказывает про лёд)

Воспитатель:- Что такое 0 градусов? (0 градусов – это граница между теплом и холодом).

Покажите на картинке на вашем листочке положение нуля градусов, найдём ноль на термометре лаборатории.

- А как получить лед в домашних условиях? (Надо взять формочки для заморозки льда, налить в них воду и поставить в морозильную камеру).

Воспитатель: Ребята, что произойдёт с холодной водой в стакане, если я брошу туда лёд?

      Предположение детей: при добавлении льда в стакан с холодной водой, температура в стакане понизиться. Измерим температуру в синем стакане(Емкости). (ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»). Давайте проверим наши предположения и измерим температуру с помощью датчика, таким образом мы узнаем изменилась ли температура

       Добавим в емкость с холодной водой несколько кубиков льда и снова измерим температуру. (ребенок проводит опыт с датчиком «божья коровка»).

      Дети измеряют температуру воды в стакане со льдом и сообщают воспитателю показание термометра,. Вывод детей: вода в стаканчике стала холоднее на несколько градусов – лёд «отдал» свой холод воде. А сами кусочки льда стали немного меньше – они подтаяли, т.к. вода теплее льда.

      Итог - Можно ли измерить точную температуру только с помощью собственных ощущений? - Каким образом можно точно измерить температуру? - Сегодня на занятии мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним, температуру чего мы измеряли? Холодной, горячей воды, льда)

- Какой вывод можно сделать? ….)- Показатели температуры теплой и холодной воды – были выше 0 градусов, а температура льда – ниже 0 градусов. Чем теплее вода – тем выше её температура.-Молодцы, ребята! Спасибо! На этом наше занятие закончено, до новых встреч в нашей научной лаборатории.