Коррекционная педагогика. Копилка.

Абдулова Вера Латиевна

Предварительный просмотр:

                          Досуг Красивой речи. Для детей выпускников с логопункта.  Подготовила: учитель-логопед МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко   Абдулова В.Л.                                                    

 Задачи:

1.Закреплять приобретённые произносительные умения.

2.Активизировать творческие способности.

3.Закрепление у детей самоконтроля за собственной речью.

4.Развивать ритмический слух, умение управлять и согласовывать  речь с движениями,  ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

5.Совершенствовать интонационную и лексическую выразительность речи.

            6. Закрепление графического образа печатных букв, прочтение слов.

Оборудование:

Мольберт, картинки, трубочка, лоток и шарики, мяч,

Ход занятия

Логопед: Здравствуйте , дорогие ребята и гости! Я приветствую всех кто пришел к нам на праздник «Красивой речи»! Как и положено, на празднике, мы с вами будем играть, рассказывать стихи, петь, шутить, быстро двигаться и при, этом, конечно, красиво говорить.

Звучит музыка в зал вбегает сказочный персонаж Тараторка, напевает песенку

Тараторка: Тары-бары, тары-бары, тары-бары, тару-ра.

Тараторю без умолка, прямо с самого утра.

Здравствуйте, ребятишки, и девчонки, и мальчишки!

Надеюсь, я не опоздал?

Логопед: Здравствуй, Тараторка, мы рады видеть тебя на нашем празднике!

Тараторка: Мне не до веселья. Я пришел к вам за советом, за помощью.

Логопед: Ну что ж, мы с ребятами будем рады тебе помочь.

Тараторка: Хорошо бы! Мой дедушка все время говорит, что я плохо разговариваю потому, что у меня во рту «каша», а у меня во рту никакой каши нет (открывает рот).

Логопед: Не расстраивайся, Тараторка, слушай и запоминай:

Не далеко и не близко,
Не высоко и не низко,
Жили-были звуки
В одной логонауке.
По утру они вставали,
Сразу дружно повторяли.
Так весь день они трудились.
Говорить они учились

Трудный год был у  ребят

Но  ребята не ленились, звуки  говорить учились.

1 ребенок: « Звуку «Р» я  научился, будто  заново  родился.

2 ребенок: «Произносить красиво  звуки- это  трудная  наука»

3 ребенок: «Говорю  прекрасно я рада  вся  моя  семья»

4 ребенок: «Надо очень  постараться, ошибаясь  исправляться»

5 ребенок : «Кто  картавить  будет  тут, того в  школу  не  возьмут»

6 ребенок: «Если  фразы четки, громки,  будешь получать  пятерки!»

7 ребенок: «Мы живем себе, не тужим, весело  играем  дружим».

Логопед: Тараторка,   внимательно послушай и запомни одну историю:

         Сценка»Жук и оса» (видеоролик сценки при участии логопатов)

Автор: Встретил жук в одном лесу симпатичную осу…

Жук: Ах, какая модница! Пожжжвольте пожжжнакомитться.

ОсаУвазззаемый прохозззый! Ну, на сто ззз это похоззе! Вы не предсталяете, как вы сепелявите!

Автор: И красавица оса улетела в небеса.

Жук: Штранная гражданка, наверно, иноштранка!

Логопед: В каких словах заблудились чужие звуки? (Ответы детей и взрослых).

Верно. Такая история и с вами происходила не раз. Но шло время, вы усердно занимались и научились чётко произносить звуки

Тараторка: Спасибо, ребята, вы настоящие друзья! Я все понял, и теперь буду стараться говорить не торопясь. А можно мне, ребята, остаться на вашем празднике?  Я хочу поиграть с  вами ,может быть, я еще чему-нибудь у вас научусь.

Дети: Оставайся, Тараторка.

Логопед: Конечно, оставайся.

А начнем мы с игры «Доскажи словечко»

Сейчас я проверю, как вы умеете слышать ошибки!

- Не  известно, что  случилось, только звуки заблудились,

Заскочили в  чей-то  дом  и хозяйничают в  нем.

-Сели в  ложку и- айда! По реке туда  сюда.

-Тает  снег, течет  ручей, на  ветвях  полно  врачей.

-На виду  у  детворы крысу красят маляры.

-Из лесу бегу домой, двери гонятся  за  мной.

-Жучка будку не  доела, неохота надоело!

-На поляне  весной, вырос зуб  молодой.

-Куклу выронив  из  рук, Маша мчится к маме:

Там ползет  зеленый лук с длинными  усами.

Тараторка: А теперь, ребята, угадайте, что у меня лежит в кармане на звук «В»?

(предположения детей слов на звук «В»)

Сдаетесь? Да нет ничего! (выворачивает карман)

Логопед: Как ничего? Ты говорил на звук «В»?

Тараторка: Воздух!

Теперь ,хочу с вами  поиграть .Вы  вернете мячик, назвав  слово  наоборот.(бросок от  грудей, или  прокатываем  сидя).

Скажу я слово высоко, а ты ответишь ...

Скажу я слово далеко, а ты ответишь...

Скажу я слово потолок, а ты ответишь ...

Скажу я слово, потерял, и скажешь ты...

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты...

Теперь начало я скажу - ну, отвечай...

Я в реке, в тени густой, и в бутылке лимонада.

А зовут меня ...прохлада.

Я антоним к слову смех, не от радости, утех я бываю поневоле от несчастья, и от боли, от обиды, неудач. Догадались? Это - плач.

 Гиря  тяжелая, а перышко ( легкое)

Бревно  толстое, а  прутик  (тонкий)

У неряхи  руки  грязные, а у вас (чистые)

Зимой холодно, а летом (тепло)

Золушка добрая, а Баба Яга (злая).

Волк дикое  животное, а корова (домашнее)

Логопед.  Игра «Помоги почтальону отвезти подарки» (музыкальные инструменты лежат в корзинах, животные изображены на мольберете))

Почтальон несет подарки в лесную школу. Помогите    почтальону  пройти препятствия  на  пути и  разложить подарки по адресам, Первый звук в названии животного соответствует первому звуку в названии подарка.

  • Барсуку – бубен
  • Бобру – балалайку
  • Лосю – ложки
  • Мышонку – маракасы
  • Гусю – гармонь
  • Слону – саксофон

Как назвать, одним словом то, что вы подарили лесным жителям? (Музыкальные инструменты)

Логопед.  Игра для развития дыхания «Кто быстрей»

В лоточке шарики. Ребенок  вдыхая воздух в себя через трубку хватает шар и  перекладывает в другой лоточек .

Тараторка (Физ.инструктор). Игра « Не зевай»( на  развитие слухового  внимания и   и чувство ритма).  Отбивается  в бубен удары , дети кучкуются в обруч, столько, сколько было ударов.

Логопед: Приглашаю всех поиграть. Игра «Цепочка слов» «Руку другу тянет друг, выходи в широкий круг» (на голове картинки)                                                                          Дети по цепочке протягивают друг другу руки и выходят в центр зала . Каждая команда по очереди.

Напоминаю правила игры: последний звук каждого слова должен стать первым в следующем слове): Игра заканчивается со звуком колокольчика.

Физ.инструктор.   Игра «Возьми букву и составь слово» (буквы  на  противоположной стороне зала)

Слово: грач, туча.

Ч (1)   Р (2)    А (3)          Г(4)

Г

Р

А

Ч

На  картинку посмотри, слово в слух  произнеси, запомни слово, звуки  повтори, из буков слово  напиши.

Логопед.Вы хорошо потрудились. Предлагаю вам немного отдохнуть и послушать частушки.

Частушки

Я решила в воскресенье
Все заданья повторить.
Даже наша кошка Мурка 
Научилась говорить!

Логопед к нам приходила, 
Говорить нас всех учила.
Открывает, смотрит в рот – 
Ничего не разберет.

Мы играем в пулемет,
Мы рычим, как рация.
Не ругайте нас, идет
Автоматизация!

Вот закончилися муки,
Мне поставили все звуки.
На больничном побывал – 
Половину растерял.

А вчера я объясняла 
Маме с папой гласные.
Этих взрослых обучать -
Затея напрасная!

На уроки к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу.
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу!

Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку.
Не ногами, не руками,
А своими языками!

Не понять нам нашу Дашу:
Ведь во рту у Даши каша.
Но не гречка, и не плов –
Эта каша-то из слов!

                                                                                                                                Конкурс  «Кто быстрее догадается?

-Какой год продолжается один день?

-Что все время теряет бабушка?

-В какой сказке главный герой сделан из муки?

-Кто больше в лесу: грибов или подберезовиков?

-Как называется время года, когда поспевают ягоды?

-Чем отличаются вода и молоко?                                                                                  -Назови самолет бабы Яги?

-Любимое  лакомство медведя.

-Чем был раньше  дуб?                                                                                                                 -Сколько  пальцев на одной руке?                                                                                       -Что  растет  на  елке?                                                                                                                -Что стоит дороже: помидор или овощи?                                                                  -Как называется человек, который чинит часы?                                                                     -Чем отличаются пчела и слон?

Тараторка: Весело тут у вас. Я рад был познакомиться с такими умными, сообразительными ребятами, которые знают звуки, буквы, вопросы разные задают, а как правильно и красиво говорят.

Логопед: Вот и подошел к концу наш праздник. Но для вас, дорогие ребята, у нас есть сюрприз. Награждение детей дипломами.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс. «Занимательные игры с прищепками как одно из направлений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила учитель-логопед МБДОУ Калтасинский  д/с№1                               « Солнышко» Абдулова В.Л

В последнее время, все актуальнее встает проблема увеличения количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи. По данным Министерства здравоохранения РФ, более чем у 50 % детей в дошкольном возрасте обнаруживаются речевые дефекты различной тяжести. Ежегодно среди детей пяти-, шестилетнего возраста, посещающих ДОУ, различные нарушения речи, по данным ПМПК, выявляются у 75 % дошкольников от общего числа детей 5-7 лет.

Нарушения речи неизбежно приводят к низкому уровню подготовки к овладению чтением и письмом, т. е. различным видам дисграфий. По высказыванию Л. Г.Парамоновой: «Дисграфия «начинается» не в школе,а значительно раньше: у детей дошкольного возраста».

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от движений пальцев рук, позволяющих снять напряжение, улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь.

И. Кант, великий немецкий мыслитель, сравнивал руку с головным мозгом. Современные педагоги заинтересовались проблемой сформированности тонких движений пальцев рук в связи с прямой зависимостью уровня развития речи детей от степени этой сформированности.

Проведя анализ различных авторских методик и подходов, направленных на укрепление мелких мышц кисти, развитию гибкости и подвижности пальчиков рук, я остановилась на использовании в работе с детьми, бельевых прищепок разного цвета, размера и формы.

Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.

Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками, которые можно было прикреплять к корзине с тонкими краями, использовала М. Монтессори, известный итальянский педагог. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в ее педагогической системе.

Данная работа проводится мной систематически и регулярно. Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами, взятыми из логопедических учебников и яркой красочной наглядностью. Задания усложняются постепенно, и, конечно же, учитываются индивидуальные особенности детей. Прищепки выбираем не слишком тугие, но и не слабые. Работать с прищепками рекомендуется от трех до десяти минут.

На начальном этапе работы я знакомлю детей с прищепками, и рассказываю о их предназначении в быту. Затем, показываем, как открыть и закрыть прищепку, предлагаем выполнить эти операции самостоятельно. Иногда, приходится выполнять какие-то действия вместе с ребенком.

При выполнении самомассажа, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, захватывается вся верхняя фаланга пальцев. Исходное положение для упражнений с прищепками: согнутая в локте рука стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице. Детям предлагаем «дорисовать» прищепками крылья, иголки, хвосты, или ритмично открывая и закрывая прищепку проговаривать слованапример:

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Ротик открывает, зайчиков пугает.

Или можно выполнить такое упражнение: поочерёдно «кусаем» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишья – смена рук.

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,

Скажу тебе«Кыш!»

Игры с прищепками способствуют активизации словарного запаса, поскольку все предметы, а также недостающие детали, ребёнок оречевляет. Например: Это зайчик. У зайчика не хватает ушек. Две белые прищепки могут быть «ушками» у силуэта зайчика (даем малышу силуэт зайки без ушек, а он прикрепляет пальчиками прищепки – ушки). Или игра «Кто чем питается?»«Кому что нужно для работы«Что растет в огороде, а что в саду?» и т. д.

Дети 5-7 лет могут с помощью прищепок составлять «Тематические цепочки» ряды слов. Например, составить ряд слов по теме «Транспорт» – автобус, трамвай, грузовик; «Посуда» – сковорода, стакан, блюдце, тарелка…и т. д. Дети прикрепляют прищепку к прищепке, называя предмет одной лексической темы. Одна прищепка – это одно словоПрищепки прикрепляются друг за другом за кончик одна к другой. Задача – составить как можно более длинный ряд из слов. Подобные упражнения можно проводить по всем лексическим темам.

Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Ведь среди огромного разнообразия прищепок можно предложить отыскать только красные, только зеленые либо только синие прищепки и т. д.

Довольно часто дошкольники испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Некоторые дети (особенно леворукие) плохо ориентируются как в схеме собственного тела, так и на плоскости.

Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различие предметов (поле, острота зрения, глазомер, интенсивно формируются именно в 5-7 лет. Поэтому целесообразно проводить коррекционную работу по развитию пространственных представлений именно в дошкольный период. Параллельно с работай по дифференциации правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами.

Когда ребенок освоится с выполнением простейших упражнений с прищепками, можно дать задание посложнее, которое требует сообразительности и ориентировки в пространстве. Например: упражнение «Снаружи – внутри». На прищепках изображения разных насекомых (птичек, зверушек) – в зависимости от темы занятия. Попросите ребенка прикрепить прищепки на край пластмассового стакана или ведерка так, чтобы все наши герои (например, насекомые) были снаружи (внутри) ведерка. Или игра «Клоун». Взрослый прикрепляет прищепки (на рукав, брюки, колпак, воротник, пояс, рубашку и т. д.). Ребенок снимает прищепку и говорит, откуда он ее снял. (Я отцепил прищепку с рукава. Я снял прищепку с пояса.)

Можно прикрепить к прищепкам предлоги-символы и, в зависимости от лексической темы и инструкции педагога (над березой, около пня и т. д.) и располагать прищепки на соответствующих картинках.

Дети с удовольствием выкладывают определенный сюжет (по инструкции педагога, по которому можно составить рассказ или пересказать текст. А в старшем дошкольном возрасте могут сами придумать определенный сюжет и составить по нему рассказ. Используя сказочных персонажей из прищепок, можно превратить рассказывание сказки в игру-драматизацию. Такие задания развивают творческие способности у детей.

При работе над звукопроизношением мы часто используем упражнение «Укрась дерево листьями» или «Солнышко и тучка». Ребенок придумывает на заданный звук слово и «украшает» его листочком. Работая над дифференциацией аппозиционных звуков, педагог, предлагает ребенку «украшать» дерево (тучку и солнышко) прищепками двух цветов. При работе над автоматизацией звука подбираем шаблоны животных, в названии которых, слышится этот звук. Например [Л]: Лось, воЛк, беЛка, козёЛ, Лошадь и т. д. Параллельно ведётся работа по лексической теме«Дикие и домашние животные». Просим ребёнка, назвать животное и сказать к какому виду оно относится. Или например: автоматизация звука [Р]: коРова, жиРаф, носоРог, баРан, бобёР. А когда будет идти работа над дифференциацией звуков [Л-Р], можно объединить две эти группы.

Можно предложить детям поиграть в игру «Чья цепочка длиннее?»«Где спрятался звук?», выполнить звуковой анализ слова с помощью прищепок.

Упражнения с прищепками вполне приемлемы в процессе автоматизации звуков в предложениях и тексте. Подобные упражнения помогают не только разнообразить работу, но и действительно ускоряет процесс автоматизации звука в спонтанной речи. Например, при проговаривании текста ребенок выполняет определенные манипуляции с прищепками. Данный процесс довольно сложный, но в тоже время увлекательный.

Тучки очень скучные,

Потому что тучные.

Когда плачут тучи,

Тучам чуть-чуть лучше.

Перед тем, как перейти к заучиванию текста, ребенок рассматривает картинку, «дорисовывает» сюжет, а затем, переходит к непосредственному проговариванию текста.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что почти у всех детей, обращающихся к специалистам по поводу неполноценной речи, очень плохо развита ручная моторика – ребенок не может выполнить изолированные движения пальцами рук, движения его пальцев замедлены и неловки. Важно иметь в виду и то, что за этой неловкостью движений нередко скрываются слабо выраженные парезы рук, не замечаемые родителями, но требующие неотложного внимания. Таким детям сложно и в обычной жизни, поскольку эта их «ручная неумелость» дает о себе знать буквально на каждом шагу. Трудно таким детям и в школе – у них быстро устает рука при письме, темп письма медленный, почерк неразборчивый.

Таким образом, в период становления у ребенка речи очень важно развивать тонкую ручную моторику, поскольку активные движения рук (особенно кистей и пальцев) активизируют речевые отделы коры головного мозга, а значит, стимулируют речевое развитие ребенка. Каждый день, проведенный в детском саду, мы можем сделать для детей интересным, познавательным, радостным, полезным для здоровья.

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район РБ

«Игры с прищепками для развития детей                               с нарушениями речи»

Семинар для воспитателей

          Подготовила: учитель-логопед                                                                                    Абдулова В.Л.

        2020-21у.г.



Предварительный просмотр:

     Семинар практикум «Играя, развиваем»

Разработала учитель-логопед МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» Калтасинский район РБ

                                                                                                                                      Для  того чтобы создать   атмосферу доброжелательности и  доверия,  поиграем в игру «мы  похлопаем  в  ладоши»

  • Пусть похлопают  в  ладоши те, кто сейчас грустит и думает «быстрее бы домой после  трудной  рабочей недели»
  • Пусть потопают  ногами – кто веселый и горит  желанием узнать новое и  использовать  его  в  развитии своего ребенка.

  Игра  помогла  нам поднять  настроение и настроится  на плодотворный  вечер.

     Закончилось  диагностическое  обследование,  и  начались  занятия. Эффективность  нашей  работы  зависит   и  от  вас  уважаемые  родители, наших   главных  помощников.                                                                                                       По   итогам  обследования   у    детей  страдает  формирование   компонентов    речевой   системы: звукопроизношение,  словаря,  грамматического строя  речи.  

   Факторами  несвоевременного   формирования  речевых  компонентов  могут  служить:

  • речевая  среда;
  • социальное  окружение;
  • индивидуальные  способности.

Нам логопедам  приходиться  искать  эффективные пути коррекционной  и  профилактической  работы по речевому  развитию с  детьми на  занятиях, в  режимных  моментах.   Для успешного формирования речи детей  разработала  проект «Развиваем  речь  играя». Участниками проекта являются родители, воспитатели групп, учитель-логопед.

Цель проекта: «Формирование словаря, развитие чёткой, грамматически правильной связной речи детей старшего дошкольного возраста через игру».

Вопрос.  Чем  больше  всего  любят  заниматься  ваши  дети?                                     ( ответы  родителей).

Сегодня вы родители вместе со своими  детьми будете  играть в  разные  игры.

Задание №1. «Назови  ласково  свое имя».

Задание  №2 . « Красивые  слова»                                                                                                                        Правила игры. ( Лист делится на две колонки. Родители пишут о своих детях  и озвучивают а затем дети называют взрослый записывает). Делается вывод.  

Задание №3 «Говори наоборот» (игра с мячом)

-Высоко-низко, далеко-близко, много -мало, упал-встал;                                                     -пришел-ушел, темно- светло, шумно – тихо, большой- маленький;                                        -старый -молодой, потерял-нашел, больной- здоровый, сломал- починил;                         -налево –направо, зима- лето , сухой- мокрый, холодно –жарко;

Задание №4. «Что лишнее?» (игра на обобщение).    

Задание №5.  Шнурование.                      

Задание № 6. «Назови части велосипеда, машины, стула, чайника, дерева, цветка.

Задание № 7.  «Найди детенышей животных и назови»                                      ( Картинки).

      Пусть  будет  детям  хорошо  от  того, что  мы  есть: родители, воспитатели,  специалисты.  Каждый  из  нас  внесет  в обучение свое тепло,  добро,  знания,  практические навыки  и  умения  позволяющее  совершенствованию речевых  возможностей.

                       Желаю  успешного  сотрудничества!

Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"

Пусть  будет  детям  хорошо  от  того, что  мы  есть: родители, воспитатели,  специалисты.  Каждый  из  нас  внесет  в обучение свое тепло,  добро,  знания,  практические навыки  и  умения  позволяющее  совершенствованию речевых  возможностей.

                       Желаю  успешного  сотрудничества!

   Практическая часть по  проекту «Играя, развиваем»

       Логопед. Для  того чтобы создать   атмосферу доброжелательности и  доверия,  поиграем в игру «мы  похлопаем  в  ладоши»

  • Пусть похлопают  в  ладоши те, кто сейчас грустит и думает «быстрее бы домой после  трудной  рабочей недели»
  • Пусть потопают  ногами – кто веселый и горит  желанием узнать новое и  использовать его в развитии своего ребенка.

 Логопед. Игра  помогла  нам поднять  настроение и настроится  на плодотворный  вечер.

     Закончилось  диагностическое  обследование, и начались занятия. Эффективность нашей  работы  зависит и  от вас уважаемые родители, наших   главных  помощников.                                                                                                       По итогам обследования у  детей страдает формирование компонентов    речевой  системы: звукопроизношения, словаря, грамматического строя  речи.  

   Факторами  несвоевременного   формирования  речевых  компонентов  могут  служить:

  • речевая  среда;
  • социальное  окружение;
  • индивидуальные  способности.

Нам логопедам  приходиться  искать  эффективные пути коррекционной  и  профилактической  работы по речевому  развитию с  детьми на  занятиях, в  режимных  моментах.   Для успешного формирования речи детей  разработала  проект «Развиваем  речь  играя». Участниками проекта являются родители, воспитатели групп, учитель-логопед.

Цель проекта: «Формирование словаря, развитие чёткой, грамматически правильной связной речи детей старшего дошкольного возраста через игру».

Вопрос.  Чем  больше  всего  любят  заниматься  ваши  дети?                                                              ( ответы  родителей).                                                                                                           Логопед.  Сегодня вы родители вместе со своими  детьми будете  играть в  разные  игры.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА –СКАЗКА    «У  БАБУШКИ  С  ДЕДУШКОЙ»

Жили были дедушка и бабушка. 
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки), 
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд). 
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) 
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком). 
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух), 
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе). 
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык). 
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). 
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой), 
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх). 
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад). 
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ 
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ: 
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд). БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) 
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо). 
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами), 
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы), 
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ. 
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу), 
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком), 
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе). 
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).                                                                                                                                           ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА, 
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.

Вот и закончился день, пора спать. 
Завтра опять будем гулять.

                                                                                                                                                         Логопед.   Сегодня  я познакомлю вас с  одним  из  приемов  логопедической  работы, используемую мной. Это прием - сказкотерапия.  Этот прием  в  считается одним из эффективных инструментов в работе логопеда .        

          Бедность  словаря детей необходимо преодолевать любыми  способами и  в  этом  случае приходит  на помощь сказки.    

 Логопед . Ознакомление сказкой «Мышиные проделки»  

В маленьком городе, на тихой улочке, в уютном деревянном доме, на книжной полке, жил был старый престарелый словарь-книга, где все-все слова которые есть в языке.

  Но повадились мыши грызть в словаре страницы: что ни день какое-нибудь слово пропадет, причем само слово пропадет, а его описание остается. Глотая слова, мыши надеялись научиться говорить. Но напрасно: почти все слова исчезли и никто из мышиного племени так и не заговорил.  

 Словарем этим пользовался старик-архивариус. С памятью у него было плохо: события давно минувших дней помнил, а вот отдельные слова забывал, поэтому словарем ему приходилось пользоваться очень часто. А как? Там, что ни слово, то дыра.

    Логопед. Давайте  поможем старику архивариусу восстановить слова по  описаниям.

Задание №1.                                                                                                       Логопед  раздает листочки со  словами  синонимического ряда.                                

- Человек, который терпит постоянную нужду и лишения, голодает.

Бедняк, нищий, безработный, беженец, бездомный, голодающий.

- Как можно  сказать о  предмете, имеющем значительную  величину.

Большой, огромный, громадный, гигантский.

- Человек  который  служит  в  армии, воюет, защищает.

Боец, солдат, воин, военный, защитник.

- Как  иначе  называются  маленькие  дети?

Ребята, детвора, ребятишки, малыши, малютки.

- Отличющийся богатой отделкой и  убранством

Богатый, роскошный, великолепный, дорогой, пышный.                                                                                        -Кто  вызывает  смех?                                                                                                                                                                   Клоун, артист, юморист, конферансье, шут.

-Отсутствие  света.

Тьма, ночь, мрак, темень, сумерки.

       

Задание  №2                                                                                                                              Помоги прочитать сказку «Кривое зеркало»                                                                                                                 Давным –давно существовало  королевство Кривых  Зеркал.  Однажды  его  жителям надоело  все  видеть  в  искаженном  виде.  И  они  решили избавиться  от кривых  зеркал. Разбивать зеркала  как известно  нельзя: это  может  принести  несчастье. Поэтому  все  заркала отвезли  в  глухое, заброшенное  место, сложили  там в  пещере, а  вскоре совсем  про них  забыли.   В  тех  краях жила злая старушка Завида. Никого и ничего  она  не  любила, поэтому поселилась в  самой глуши, подальше  от  всех.В  одиночестве   бродила она как-то по  лесу  и  набрела на ту  самую  пещеру. Взяла  Завида в руку  одно  из  зеркал, посмотрелась в  него и  глазам своим  не  поверила.  В  зеркале  она была сосем  даже  не старая, а ……(молодая), не  толстая, а …..(худая), не горбатая, а …….(стройная).  Всю  жизнь лицо  у  Завиды было  мрачное и  злое, а  в  зеркале оно  оказалось (веселое, доброе). А  уши – о  чудо! Не  большие, а …..маленькие, нос  не  кривой, а ….. (прямой). Грязное  платье Завиды в зеркале стало …(чистым), старые  туфли ……(новыми).Стоило Завиде направить свое  зеркало на  тучи, как погода из  пасмурной становилась…..(ясной).Но  это  еще  не все. Когда  Завида смотрелась в  зеркало, она чувствовала, что в ней самой что-то  изменилось. Была он  жадной, а  стоило ей посмотреться  в зеркало, как она становилась,….(щедрой).Шла как-то  Завида по лесу  и встретила волка. Испугалась, потому что была  трусливой, но  когда достала зеркало, посмотрелась в  него, стала  сразу …..(храброй). Очень полюбила Завида зеркало и  уже никогда  с ним не  расставалась.

Задание  №3                                                                                                                                        Сказка   «Жадный  медвежонок» (ребенок и родитель обыгрывают сказку).                                                                                                                                                                      Жил  в  лесу «жадный медвежонок». Самым любимыми его  словами  были слова «Мой»,  «Моя»,  «Мое». Шел  однажды по  лесу. Навстречу уму ежик  бежит, на  спине гриб  несет. « Мой!»- заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот  заплакал  и  свернулся  в  клубочком. Медвежонок поддал  его лапой и  больно укололся. «Бедная  моя лапа»!-  зарычал он. Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белка  скачет, полную  корзину земляники  несет. «Моя»-закричал медвежонок  и отобрал белочки корзинку. Дальше идет медвежонок, а из  кустов выпрыгнула зайчишка. В  лапках яблоко  держит.  «Моя»- свирепо прорычал  медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова  в  кусты шмыгнул.  С  тех  пор никто не  дружил с  медвежонком, все обходили его  стороной, а  он  все  ходил по  лесу и кричал: «Мой», «Моя», «Мое».

  Задание  №4  «Расскажи сказку по-другому»

 Рассказать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят  родители  и дети.

Образец:сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит«Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик.                                                 Таким образом, рассказываем сказку до конца.

    Уважаемые родители! Мы с вами хорошо поработали  и  в  завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, а на другой радость. Чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты!

Всем спасибо!

      Пусть  будет  детям  хорошо  от  того, что  мы  есть: родители, воспитатели,  специалисты.  Каждый  из  нас  внесет  в обучение свое тепло,  добро,  знания,  практические навыки  и  умения  позволяющее  совершенствованию речевых  возможностей.

                       Желаю  успешного  сотрудничества!

Логопед.   Сегодня  я познакомлю вас с  одним  из  приемов  логопедической  работы, используемую мной  .  Это прием - сказкотерапия.  Этот прием  в  считается одним из эффективных инструментов в работе логопеда .        

          Бедность  словаря детей необходимо преодолевать любыми  способами и  в  этом  случае приходит  на помощь сказкотерапия.                                                               Логопед . Ознакомление сказкой «Мышиные проделки»                                                 Логопед . Сказка «Мышиные проделки» 

Сказка «Мышиные проделки» 

 Давайте  поможем старику архивариусу восстановить слова по  описаниям.

Логопед  раздает листочки со  словами  синонимического ряда                                 (приложение 1)

  1. Человек, который терпит постоянную нужду и лишения, голодает.

Бедняк, нищий, безработный, беженец, бездомный, голодающий.

  1. Как можно  сказать о  предмете, имеющем значительную  величину.

Большой, огромный, громадный, гигантский.

3.Человек  который  служит  в  армии, воюет, защищает.

Боец, солдат, воин, военный, защитник.

  1. Как  иначе  называются  маленькие  дети?

Ребята, детвора, ребятишки, малыши, малютки.

  1. Отличющийся богатой отделкой и  убранством

Богатый, роскошный, великолепный, дорогой, пышный.

  1. Кто  вызывает  смех?

Клоун, артист, юморист, конферансье, шут.

  1. Отсутствие  света.

Тьма, ночь, мрак, темень, сумерки.



Предварительный просмотр:

«Фонетическая ритмика как средство здоровьесберегающей технолгии»

Мастер-класс для воспитателей. Подготовила: учитель-логопед   МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» Абдулова В.Л.                                                                                

Фонетическая ритмика – здоровьесберегающая коррекционная технология, содержащая систему двигательных упражнений, в которых движения корпуса, рук, ног сочетаются с произнесением речевого материала: звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз. Речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно.

Обратиться к данной технологии мне пришлось, потому что, у некоторых детей наблюдается нарушение не только звукопроизношения, но и нарушения дыхания, голоса, темпа и ритма речи. У многих детей речевой выдох укорочен, голос к концу фразы становится приглушённым, тусклым, дети часто говорят на вдохе, а не на выдохе, нарушается тембр голоса и модуляции. Речь таких детей невыразительная, нечёткая, малопонятная для окружающих людей.

В основе методического приёма фонетической ритмики лежит правило, исходящее из взглядов природосообразности: устная речь «физиологична», она состоит не только из звуков, но и включает в себя мимику и движения. Таким образом, произносительная деятельность – это деятельность всего организма.

В фонетической ритмике используются природные способности детей: эмоциональность (дети легко подражают эмоциям взрослым, друг другу и даже животным), потребность в двигательной активности. Развивая моторику и эмоции у детей, создаются предпосылки для становления многих психических процессов (слухового восприятия, внимания, памяти и др), но в первую очередь для своевременного развития речи.

Фонетическая ритмика сочетает в себе три компонента - эмоциональный, двигательный, речевой, и использует механизм их функционального единства.

Суть метода в следующем: детям предлагают для подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких текстов. Обязательное условие занятий – эмоционально–положительный фон, активное использование жестов, мимики, интонаций. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям данной категории. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов (речедвигательный анализатор), т.е. улучшается подвижность губ, языка, мышц глотки, дыхательных мышц.

            Таким образом, основные задачи деятельности с использование фонетической ритмики это:

1. соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

2. способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной;

3. развивать слуховое восприятие детей и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Фонетическая ритмика вводится постепенно, на основе принципа «от простого к сложному».  Начинается с нормализации речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих  детей     дошкольного возраста, так как они ещё не умеют управлять работой дыхательных мышц.

Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения, когда ребёнок учится управлять своим вдохом и выдохом. Они, в конце концов, сводятся к естественному дыханию при говорении — вдох носом, выдох — ртом.

Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки: сначала гласные затем согласные. Постепенно дети начинают произносить на выдохе звуковые цепочки, состоящие из двух – трёх звуков, а затем из 5-6 звуков. С введением согласных начинается произнесение слогов и слоговых рядов. Затем произносятся слова, словосочетания и тексты, в основном стихотворные.

Движенияи речевой материал, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с педагогомнесколько раз (2—5 раз каждое). Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному естественному подражанию. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильное выполнение детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь! После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается.

Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение (двигательная активность - это потребность детского организма, поэтому приносит радость), носить игровой характер и яркую эмоционально- положительную окраску.

Во время занятий активно использую несловесные формы поощрения и поддержки- улыбку, мимоходное прикосновение, поглаживание ребенка по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи, пожатие рук.

Проводить занятия следует регулярно 3-5 раз в неделю по 10-15 минут в качестве речевой зарядки.

Есть дети, для которых начальный этап - пассивный. Следует оставить за ними право только смотреть или даже не смотреть на взрослого и ничего не делать. Нельзя принуждать ребенка к выполнению упражнений. Очень скоро он сам привыкнет к тому, что делают педагог и другие дети, у него появится интерес и желание поучаствовать в игре, и он начнет подражать. Чем быстрее наладится положительный эмоциональный контакт с ребенком, тем скорее он начнет подражать и включится в совместную работу.

На каждом занятии необходимо чередовать противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое их чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения и, как следствие, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение. Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями. При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т. п.

Предлагаю вашему вниманию видео, где вы увидите работу над речевым дыханием на примере гласных звуков с детьми группы компенсирующей направленности. У данных детей в разной степени выраженности наблюдается не только тяжёлое речевое недоразвитие, но и нарушения внимания, восприятия, моторики. ( видео материал)

Знакомить детей со звуками следует в определенной последовательности, начиная от самых простых для произношения и переходя постепенно к более сложным (гласные звуки: а, о,у, э, и, ы; согласные звуки: м, н, ф, в, п, б, т, д, к, г, х, с, з, ц, ш, ж,ч, щ, л, р, й,  и йотированные гласные). Подробные описания движений содержатся в работах: Т.М. Власовой, А.Н. Пфафенродт. «Фонетическая ритмика», А.Я. Мухиной «Речедвигательная ритмика», Н.Ю Костылевой «Покажи и расскажи».

            Применяется фонетическая ритмика:

- в процессе постановки правильного звукопроизношения (на этапах постановки, автоматизации и дифференциации звуков). В итоге происходит постепенный переход  к произнесению речевого материала без сопровождения  движения.
- в структуре логопедических занятий как орг.момент или динамические паузы.
- на речевых практикумах по формированию навыков звукового анализа и синтеза.
-  во время экспериментариумов по формированию лексико – грамматического  строя речи и развитию связной речи.

- упражнения на основе фонетической ритмики будут полезны абсолютно всем детям и могут применяться воспитателями в ходе непосредственно образовательной деятельности или режимных моментов.

Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики способствует следующему:

-у детей активнее развивается общая, мелкая, артикуляционная моторика и координация движений;

-улучшается фонематический слух;

-нормализуется речевое дыхание и слитность речи;

-формируется умение изменять силу и высоту голоса;

-улучшается ритмико- интонационная сторона речи и эмоциональная сфера;

-уточняется артикуляция имеющихся звуков, вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков, создается база для успешной постановки звуков, быстрее и успешнее протекает процесс автоматизации звуков;

-повышается речевая активность детей.

Таким образом, упражнения на основе фонетической ритмики в условиях введения ФГОС могут быть введены в практику ДОУ, как коррекционная здоровьесберегающая технология.

В настоящее время назрела необходимость использования воспитателями коррекционных методов, поскольку с каждым годом значительно увеличивается количество детей с проблемами речевого и психического развития. На слайде вы видите звенья фонетической ритмики. Именно фонетическая ритмика позволяет влиять (корригировать, как говорят логопеды) на психическое и речевое развитие детей.

            Спасибо за внимание! Успехов в работе!

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район РБ

«Фонетическая ритмика как средство здоровьесберегающей технолгии»

Мастер-класс для воспитателей

          Подготовила: учитель-логопед                                                                                    Абдулова В.Л.

        2020-21у.г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ по книге В.Н.Костыгиной «ТРУ-ЛЯ-ЛЯ» Артикуляционная гимнастика. М.:2000 Подготовила: учитель-логопед МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» Абдулова Вера Латиевна

Слайд 2

ОКОШКО Жил-был веселый Язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево , направо . Вниз посмотрел. Ночью шел дождь – нет ли луж? Вверх посмотрел - светит ли солнышко? Закрыл окошко. Побежал язычок в ванную умываться. Открыл дверь ванной. Дверь заскрипела: Н-н-н... Надо смазать дверь – подумал Язычок. Вошел он в ванную. Включил свет – «чик». Открыл кран «чик-чик-чик». Полилась горячая вода «ш-ш-ш»... «Ой!» - испугался язычок и отдернул руки. Надо открыть какую воду? Правильно, холодную «чик-чик-чик». И язычок открыл кран с холодной водой «с-с-с»... Холодная водичка соединилась с горячей и стала теплой.

Слайд 3

ЧИСТИМ ЗУБКИ Язычок умылся. Почистил зубки – сначала нижние, затем верхние. Прополоскал рот. Умылся еще раз. Вытерся. Закрыл кран с холодной водой «чик-чик-чик». Закрыл кран с горячей водой «чик-чик-чик». Закрыл дверь «н-н-н».. И побежал веселый Язычок на кухню завтракать.

Слайд 4

МЕСИМ ТЕСТО А на кухне мама печет пироги. «Мамочка, здравствуй!, - крикнул радостно язычок.- Я тебя очень люблю.» «Здравствуй, сыночек! Я тебя тоже очень люблю! Помогай мне тесто месить !» Пя-пя-пя – разминали они тесто губами, потом зубками, снова губами. Тесто готово. Испекли они пирожки «Пя-пя-пя...» Язычок съел три пирожка. Как ты думаешь, с какой начинкой?

Слайд 5

ЧАШЕЧКА Затем язычок выпил молока вот из такой чашечки . Сказал «Спасибо».

Слайд 6

ДУДОЧКА И спросил Язычок у мамы – «Мамочка, можно я пойду погуляю?» Мама ответила «Конечно, можно, только не опоздай к обеду». Взял язычок дудочку и весело загудел «Ду-ду-ду!»

Слайд 7

ЗАБОРЧИК Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор . Вот такой. А на крыше дома труба. В трубе живет веселый ветер. «У-у-у...»поет он.

Слайд 8

Маляр Веселый маляр красил забор.

Слайд 9

ГРИБОК Смотри, Язычок, сказал маляр – возле забора вырос грибок .

Слайд 10

Киска Как хорошо! ответил Язычок, и вдруг увидел кошку Мурку.

Слайд 11

Поймаем мышку Мурка ловит мышку. Нельзя, Мурка! прогнал Язычок кошку. Погрозил пальчиком кошке. Нельзя!

Слайд 12

ЛОШАДКА Побежал Язычок к своей лошадке . Погладил её. «Здравствуй, лошадка!» - ласково сказал Язычок. Лошадка обрадовалась. Заржала «Иго-го!» Вскочил Язычок на лошадку, поскакали они вместе.

Слайд 13

ПАРОХОД ГУДИТ Скачут они берегом реки. На реке гудит пароход : «Ы-ы....» «Счастливого пути, пароход!» - помахал ему вслед Язычок.

Слайд 14

ЗДРАВСТВУЙ! Скачут они с лошадкой дальше. Скачут полем, скачут лесом. Здоровается язычок со всеми. «Здравствуйте, деревья!» «Здравствуй, небо!» И тут язычок увидел Солнце. «Здравствуй, Солнце!» Справшивают деревья, небо, солнце – кто это с нами поздоровался? «Это – я!!!» - крикнул Язычок. «Кто это – Я?» - переспрашивают деревья, небо, солнце... «Это – я!!!» (назови свое имя)

Слайд 15

СЛОНИК ПЬЁТ Скачет язычок , скачет и прискакал он в зоопарк. В зоопарке он встретил своих друзей. Язычок увидел ослика. «Иа-иа-иа!» - поздоровался ослик. Язычок посмотрел, как умывается веселый слоник Бэмби: набирает хоботом водичку и моет себя, как из душа.

Слайд 16

ИНДЮКИ БОЛТАЮТ К ним подошел индюк . Он без умолка болтал «бл-бл-бл...»

Слайд 17

ОРЕШКИ Маленькая белочка угостила Язычка орешками .

Слайд 18

КАЧЕЛИ В зоопарке Язычок покатался на качелях . Покатался на маленьком автомобильчике «Дрррр...» Было очень жарко. Язычок купил себе мороженое – эскимо на палочке. Очень вкусное мороженое!

Слайд 19

ЧАСИКИ Съел Язычок мороженое и подумал, что надо домой возвращаться. посмотрел на часы, а они стоят. Надо часы завести: «тик-тик-тик...» И часы пошли.

Слайд 20

БЛИНЧИК «Ой! меня мама ждет!» Вскочил Язычок на лошадку и поскакал домой. Дома его ждала мама. Она испекла Язычку вкусные блинчики .

Слайд 21

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ И положила вкусного варенья .

Слайд 22

ПОДАРКИ Мама сходила в магазин игрушек и купила своему любимому сыночку подарки. Мама подарила Язычку воздушный шарик. Его цвет на звук «з». Угадай, какого цвета шарик ? Правильно, зеленого. Язычок надул шарик: «Ф-ф-ф...»

Слайд 23

ГАРМОШКА Еще мама купила Язычку красивую гармошку

Слайд 24

БАРАБАН Мама купила барабан. Язычок взял барабанные палочки и заиграл веселый марш «дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ, дэ-дэ-дэ» Он был очень рад новым игрушкам и очень рад, что вернулся домой к маме.

Слайд 25

ПАРАШЮТИК

Слайд 26

ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА

Слайд 27

КОНЕЦ



Предварительный просмотр:

                          Школа  для родителей старшей группы. Подготовила: учитель-логопед МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко   Абдулова В.Л.                                                                                                                                                                                                               Я  рада  приветствовать вас на нашем  мероприятии «Сказкотерапия»

   Для  того чтобы создать   атмосферу доброжелательности и  доверия,  поиграем в игру «мы  похлопаем  в  ладоши»

  • Пусть похлопают  в  ладоши те, кто сейчас грустит и думает «быстрее бы домой после  трудной  рабочей недели»
  • Пусть потопают  ногами – кто веселый и горит  желанием узнать новое и  использовать  его  в  развитии детей.

  Игра  помогла  нам поднять  настроение и настроится  на плодотворный  вечер.

Вопрос.  Чем  больше  всего  любят  заниматься   дети в  гуппах?                                     ( ответы  воспитателей)

  • Логопед.    В  течении дня  я  использую  разнообразные оздоровительные  технологии:                                                             артикуляционная гинастика, игры  на  развитие дыхания, упражнения для развития  м/мотрики , кинезиологические упражнения, песочная  терапия, самомассаж разных  частей тела, биоэнергопластику  и т.д.

   Сегодня   я  познакомлю вас с  одним  из    приемов  логопедической  работы, используемую  мной  .  Это  прием -  сказкотерапия.  Этот  прием  в  считается  одним  из эффективных инструментов в  работе логопеда .        

                             Задачи сказкотерапии:                                                                           Развить речь детей с помощью:

• Пересказа сказок;

• Рассказывания сказок от третьего лица;

• Группового рассказывания сказок;

• Рассказывание сказок по кругу;

• Сочинение сказок.

                Дети должны освоить не только родной язык, но и овладеть им в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонацию (просодика речи). Все эти свойства речи вырабатываются в процессе драматизации сказок. Сказкотерапия способствует автоматизации и дифференциации звуков в связной речи детей дошкольников. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Для получения устойчивого результата в работе с такими детьми необходимы многочисленные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Все это с успехом можно отрабатывать в процессе рассказывания и драматизации сказок, так как в них очень часто используются приговорки, заклички, песенки – повторы. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объему стихотворные формы, которые могут повторяться в процессе рассказывания сказок несколько раз. Звучание этих приговорок помогают ребенку наладить  эмоциональный контакт и форму речевого общения со взрослыми и со своими сверстниками.

  1. Артикуляционные  сказки. 

2. В логопедической  работе сказкотерапию  использую для                                                                                                                       автоматизация и дифференциация звуков.                                                                                         Сказка  «Колобок»                                                                                                                          Я колобок, колобок, румяный бок, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от зайца ушел,  я от волка ушел,   «ш» «л»                                                                                           Сказка  «Теремок»                                                                                                                                         Я мышка-норушка,                                                                                                                      Я лягушка-квакушка,                                                                                                                       Я комар-пискун,                                                                                                                                                   Я зайка-побегайка,                                                                                                                                  Я лисичка-сестричка,                                                                                                                                    Я мишка косолапый.   «с» — «ш»                                                                                                                                                                   Сказка «Лисичка и скалочка» Лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.   «ч»                                                                                                       Сказка «Маша и медведь» Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.   «с» — «ш»                                                                                                                   Сказка «Кот, петух и лиса»                                                                                                      Петушок, петушок,                                                                                                                        Золотой гребешок,                                                                                                                   Масляна головушка,                                                                                                         Шелкова бородушка,                                                                                                        Выгляни в окошко,                                                                                                                             Дам тебе горошку.     «ш»                                                                                                                                                                           Сказка . «Репка»  Мышка за кошку,                                                                                                 Кошка за Жучку,                                                                                                              Жучка за внучку,                                                                                                                         Внучка за бабушку,                                                                                                                                          Бабушка за дедушку,                                                                                                                  Дедушка за репушку   «ч»            

3. Развитие словаря.                                                                                                                              Бедность  словаря детей необходимо преодолевать любыми  способами и  в  этом  случае приходит  на помощь сказкотерапия.

Сказка «Мышиные проделки» 

В маленьком городе, на тихой улочке, в уютном деревянном доме на книжной полке жил был старый-престарый словарь- книга, где собраны все  слова, какие только  есть в  языке.

Но  повадились мыши грызть   словаре страницы: что  ни день, то                 какое – нибудь слова  пропадет, причем само  слово  пропадает, а само описание  остается. Глотая  слова, мыши  надеялись научиться  говорить. Но  напрасно: почти все  слова  исчезли, но  никто из мышиного  племени  так  и не  заговорил.

   Словарем  этим  пользовался  старик  -архивариус. С памятью у  него было  плохо: события  давно  минувших  дней помнил, а вот  отдельные слова забывал, поэтому словарем пользоваться приходилось  очень  часто. А как? Там что  ни  слово, то  дырка.

 Давайте  поможем старику архивариусу восстановить слова по  описаниям. Логопед  раздает листочки со  словами  синонимического ряда.                              

  1. Человек, который терпит постоянную нужду и лишения, голодает.

Бедняк, нищий, безработный, беженец, бездомный, голодающий.

  1. Как можно  сказать о  предмете, имеющем значительную  величину.

Большой, огромный, громадный, гигантский.

3.Человек  который  служит  в  армии, воюет, защищает.

Боец, солдат, воин, военный, защитник.

  1. Как  иначе  называются  маленькие  дети?                                          Ребята, детвора, ребятишки, малыши, малютки.
  2. Отличающийся богатой отделкой и  убранством

Богатый, роскошный, великолепный, дорогой, пышный.

  1. Кто  вызывает  смех?

Клоун, артист, юморист, конферансье, шут.

  1. Отсутствие  света.

Тьма, ночь, мрак, темень, сумерки.

  1. Действие  происходящее в  театре.                                                                   Спектакль, сказка, представление, зрелище.
  2. Люди соединенные кровными узами.

Семья, родня, родственники, сородичи, клан, фамилия, семейство.

           10.Говорить  очень громко.                                                                                          Кричать, орать, вопить, галдеть, голосить.

4.Сказка «Кривое  зеркало» (слова  антонимы)

Давным –давно существовало  королевство Кривых  Зеркал.  Однажды  его  жителям надоело  все  видеть  в  искаженном  виде.  И  они  решили избавиться  от кривых  зеркал. Разбивать зеркала  как известно  нельзя: это  может  принести  несчатье. Поэтому  все  заркала отвезли  в  глухое, заброшенное  место, сложили  там в  пещере, а  вскоре совсем  про них  забыли.

   В  тех  краях жила злая старушка Завида. Никого и ничего  она  не  любила, поэтому поселилась в  самой глуши, подальше  от  всех.

В  одиночестве   бродила она как-то по  лесу  и  набрела на ту  самую  пещеру. Взяла  Завида в руку  одно  из  зеркал, посмотрелась в  него и  глазам своим  не  поверила.  

В  зеркале  она была сосем  даже  не старая, а ……(молодая), не  толстая, а …..(худая), не горбатая, а …….(стройная).  Всю  жизнь лицо  у  Завиды было  мрачное и  злое, а  в  зеркале оно  оказалось (веселое, доброе). А  уши – о  чудо! Не  большие, а …..маленькие, нос  не  кривой, а ….. (прямой). Грязное  платье Завиды в зеркале стало …(чистым), старые  туфли ……(новыми).

  Стоило Завиде направить свое  зеркало на  тучи, как погода из  пасмурной становилась…..(ясной).

Но  это  еще  не все. Когда  Завида смотрелась в  зеркало, она чувствовала, что в ней самой что-то  изменилось. Была он  жадной, а  стоило ей посмотреться  в зеркало, как она становилась,….(щедрой).

Шла как-то  Завида по лесу  и встретила волка. Испугалась, потому что была  трусливой, но  когда достала зеркало, посмотрелась в  него, стала  сразу …..(храброй). Очень полюбила Завида зеркало и  уже никогда  с ним не  расставалась.

4. Грамматический  строй  речи.                                                                              У  многих  детей в возрасте 6-7 лет не достаточно сформирован грамматический  строй  речи и  без  посторонней  помощи овладеть этой  категорией бывает  не легко. Помощь оказанная в  игровой форме, дает  возможность быстро добиваться  хороших  результатов.

Сказка   «Жадный  медвежонок»

  Жил  в  лесу «жадный медвежонок». Самым любимыми его  словами  были слова «Мой»,  «Моя»,  «Мое».

 Шел  однажды по  лесу. Навстречу уму ежик  бежит, на  спине гриб  несет. « Мой!»- заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот  заплакл  и  свернулся  в  клубочком. Медвежонок поддал  его лапой и  больно укололся. «Бедная  моя лапа»!-  зарычал он.

  Прихрамывая , побрел медвежонок дальше. Видит: белка  скачет, полную  корзину земляники  несет. «Моя»-закричал медвежонок  и отобрал белочки корзинку.

  Дальше идет медвежонок, а из  кустов выпрыгнула зайчишка. В  лапках яблоко  держит.  «Моя»- свирепо прорычал  медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова  в  кусты шмыгнул.

  С  тех  пор никто не  дружил с  медвежонком, все обходили его  стороной, а  он  все  ходил по  лесу и кричал: «Мой», «Моя», «Мое».

     5.Связная  речь                                                                                                                             Игра «Расскажи сказку по-другому»

Образец:

сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит«Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Задание . Рассказать  сказку  «Рукавичка» от лица рукавички.

Задание. Рассказать  сказку  «Три медведя»  от лица Михайло Потапыча.

Да это волшебный цветик- семицветик из сказки В. Катаева. А получился он благодаря нашему с вами старанию. Пусть он выполнит самое заветное желание каждого из вас.

Мы с вами хорошо поработали  и  в  завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, а на другой радость. Чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты!

Всем спасибо!

2. В логопедической  работе сказкотерапию  использую для                                                                                                                       автоматизация и дифференциация звуков.                                                                                         Сказка  «Колобок»                                                                                                                          Я колобок, колобок, румяный бок, я от бабушки ушел, я от дедушки ушел, я от зайца ушел,  я от волка ушел,   «ш» «л»                                                                                           Сказка  «Теремок»                                                                                                                                         Я мышка-норушка,                                                                                                                      Я лягушка-квакушка,                                                                                                                       Я комар-пискун,                                                                                                                                                   Я зайка-побегайка,                                                                                                                                  Я лисичка-сестричка,                                                                                                                                    Я мишка косолапый.   «с» — «ш»                                                                                                                                                                   Сказка «Лисичка и скалочка» Лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.   «ч»                                                                                                       Сказка «Маша и медведь» Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.   «с» — «ш»                                                                                                                   Сказка «Кот, петух и лиса»                                                                                                      Петушок, петушок,                                                                                                                        Золотой гребешок,                                                                                                                   Масляна головушка,                                                                                                         Шелкова бородушка,                                                                                                        Выгляни в окошко,                                                                                                                             Дам тебе горошку.     «ш»                                                                                                                                                                           Сказка . «Репка»  Мышка за кошку,                                                                                                 Кошка за Жучку,                                                                                                              Жучка за внучку,                                                                                                                         Внучка за бабушку,                                                                                                                                          Бабушка за дедушку,                                                                                                                  Дедушка за репушку   «ч»            

3. Развитие словаря.                                                                                                                              Бедность  словаря детей необходимо преодолевать любыми  способами и  в  этом  случае приходит  на помощь сказкотерапия.

Сказка «Мышиные проделки» 

В маленьком городе, на тихой улочке, в уютном деревянном доме на книжной полке жил был старый-престарый словарь- книга, где собраны все  слова, какие только  есть в  языке.

Но  повадились мыши грызть   словаре страницы: что  ни день, то                 какое – нибудь слова  пропадет, причем само  слово  пропадает, а само описание  остается. Глотая  слова, мыши  надеялись научиться  говорить. Но  напрасно: почти все  слова  исчезли, но  никто из мышиного  племени  так  и не  заговорил.

   Словарем  этим  пользовался  старик  -архивариус. С памятью у  него было  плохо: события  давно  минувших  дней помнил, а вот  отдельные слова забывал, поэтому словарем пользоваться приходилось  очень  часто. А как? Там что  ни  слово, то  дырка.

 Давайте  поможем старику архивариусу восстановить слова по  описаниям. Логопед  раздает листочки со  словами  синонимического ряда.                              

4.Сказка «Кривое  зеркало» (слова  антонимы)

Давным –давно существовало  королевство Кривых  Зеркал.  Однажды  его  жителям надоело  все  видеть  в  искаженном  виде.  И  они  решили избавиться  от кривых  зеркал. Разбивать зеркала  как известно  нельзя: это  может  принести  несчатье. Поэтому  все  заркала отвезли  в  глухое, заброшенное  место, сложили  там в  пещере, а  вскоре совсем  про них  забыли.

   В  тех  краях жила злая старушка Завида. Никого и ничего  она  не  любила, поэтому поселилась в  самой глуши, подальше  от  всех.

В  одиночестве   бродила она как-то по  лесу  и  набрела на ту  самую  пещеру. Взяла  Завида в руку  одно  из  зеркал, посмотрелась в  него и  глазам своим  не  поверила.  

В  зеркале  она была сосем  даже  не старая, а ……(молодая), не  толстая, а …..(худая), не горбатая, а …….(стройная).  Всю  жизнь лицо  у  Завиды было  мрачное и  злое, а  в  зеркале оно  оказалось (веселое, доброе). А  уши – о  чудо! Не  большие, а …..маленькие, нос  не  кривой, а ….. (прямой). Грязное  платье Завиды в зеркале стало …(чистым), старые  туфли ……(новыми).

  Стоило Завиде направить свое  зеркало на  тучи, как погода из  пасмурной становилась…..(ясной).

Но  это  еще  не все. Когда  Завида смотрелась в  зеркало, она чувствовала, что в ней самой что-то  изменилось. Была он  жадной, а  стоило ей посмотреться  в зеркало, как она становилась,….(щедрой).

Шла как-то  Завида по лесу  и встретила волка. Испугалась, потому что была  трусливой, но  когда достала зеркало, посмотрелась в  него, стала  сразу …..(храброй). Очень полюбила Завида зеркало и  уже никогда  с ним не  расставалась.

4. Грамматический  строй  речи.                                                                              У  многих  детей в возрасте 6-7 лет не достаточно сформирован грамматический  строй  речи и  без  посторонней  помощи овладеть этой  категорией бывает  не легко. Помощь оказанная в  игровой форме, дает  возможность быстро добиваться  хороших  результатов.

Сказка   «Жадный  медвежонок»

  Жил  в  лесу «жадный медвежонок». Самым любимыми его  словами  были слова «Мой»,  «Моя»,  «Мое».

 Шел  однажды по  лесу. Навстречу уму ежик  бежит, на  спине гриб  несет. « Мой!»- заревел медвежонок и отнял у ежа гриб. Тот  заплакл  и  свернулся  в  клубочком. Медвежонок поддал  его лапой и  больно укололся. «Бедная  моя лапа»!-  зарычал он.

  Прихрамывая , побрел медвежонок дальше. Видит: белка  скачет, полную  корзину земляники  несет. «Моя»-закричал медвежонок  и отобрал белочки корзинку.

  Дальше идет медвежонок, а из  кустов выпрыгнула зайчишка. В  лапках яблоко  держит.  «Моя»- свирепо прорычал  медвежонок и выхватил у зайчишки яблоко. Тот, струсив, снова  в  кусты шмыгнул.

  С  тех  пор никто не  дружил с  медвежонком, все обходили его  стороной, а  он  все  ходил по  лесу и кричал: «Мой», «Моя», «Мое».

     5.Связная  речь                                                                                                                             Игра «Расскажи сказку по-другому»

Образец:

сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит«Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

Задание . Рассказать  сказку  «Рукавичка» от лица рукавички.

Задание. Рассказать  сказку  «Три медведя»  от лица Михайло Потапыча.

Да это волшебный цветик- семицветик из сказки В. Катаева. А получился он благодаря нашему с вами старанию. Пусть он выполнит самое заветное желание каждого из вас.

Мы с вами хорошо поработали  и  в  завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, а на другой радость. Чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты!

Всем спасибо!

  1.  Человек, который терпит постоянную нужду и лишения, голодает.

Бедняк, нищий, безработный, беженец, бездомный, голодающий.

  1. Как можно  сказать о  предмете, имеющем значительную  величину.

Большой, огромный, громадный, гигантский.

  1.  Человек  который  служит  в  армии, воюет, защищает.

Боец, солдат, воин, военный, защитник.

  1.  Как  иначе  называются  маленькие  дети?  

 Ребята, детвора, ребятишки, малыши, малютки.

  1. Отличающийся богатой отделкой и  убранством

Богатый, роскошный, великолепный, дорогой, пышный.

  1. Кто  вызывает  смех?

Клоун, артист, юморист, конферансье, шут.

  1. Отсутствие  света.

Тьма, ночь, мрак, темень, сумерки.

  1. Действие  происходящее в  театре.    

  Спектакль, сказка, представление, зрелище.

  1. Люди соединенные кровными узами.

Семья, родня, родственники, сородичи, клан, фамилия, семейство.

           10.Говорить  очень громко.      

    Кричать, орать, вопить, галдеть, голосить.