Проекты


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 39»

Проект учителя-дефектолога (тифлопедагога)

в старшей группе компенсирующей направленности

(с нарушением зрения)

 «Цветняшки наши друзья»

Подготовила: учитель-дефектолог

(тифлопедагог) Формаленко А.В.

Актуальность: Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, его обязательно нужно увидеть – и увидеть нарушенным зрением. Под цветоразличением понимается способность глаза воспринимать все многообразие цветов. Цветоразличение является необходимым компонентом в системе развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения, так как, именно развитие восприятия цвета есть основа восстановления зрительных функций, оно способствует повышению остроты центрального зрения. К сожалению, снижение зрения в различной степени, в зависимости от сложности дефекта, ограничивает естественную стимуляцию зрительной системы, вследствие чего ребенок не может приобрести такой же сенсорно – перцептивный опыт, как нормально видящий.

 По мнению Л.П. Григорьевой, развитие зрительного восприятия обусловлено активной деятельностью ребёнка и именно в условиях организованного зрительного опыта следует ожидать  более высоких результатов развития зрительных функций. Овладение сенсорными эталонами цвета осуществляется в процессе практических действий: дети выбирают заданный цветовой эталон среди множества окрашенных и неокрашенных объектов, закрашивают предметное изображение определенным цветом. Таким образом, у детей формируется отношение к цвету как к важнейшему признаку предметов, расширяются знания о предметах, которые имеют признак того или иного цвета.

Цель проекта: развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и дидактических упражнений.

Задачи проекта

- формировать у детей умение различать и называть основные и промежуточные цвета, их оттенки, насыщенность, контрастность.

 - учить узнавать цвет реальных предметов в окружающем мире (животные, растения, природа);

- учить пользоваться представлениями о цвете в повседневной жизни, научить оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно (узнай и назови, запомни и назови).

- развивать познавательный интерес детей.

Тип: долгосрочный

Содержание проекта

Проект состоит из трех этапов:

-подготовительный  - выявление уровня развития цветового восприятия у детей с нарушением зрения;

- основной – реализация проекта;

-заключительный  – оценка эффективности проекта.

Применяемые методы и приемы:

-узнавание и  называние цвета;

- наблюдения окружающего мира;

- практическая деятельность (получение нового цвета путем смешивания двух цветов);

- рассматривание иллюстрированного материала (книги, сюжетные и предметные картины);

- обследование предметов.

Перспективный план.

Тема

Задачи

Диагностическое обследование

Овощи. Огород

- учит  зрительно различать и называть предметы с однородным цветом; узнавать и называть точным словом фиолетовый цвет, выполнять задание по инструкции педагога;

- учить соотносить цветные силуэты  овощей и фруктов с натуральными предметами и их изображением.

Осень. Признаки Осени

- закреплять умения обследовать и анализировать
предметы по их признакам (цвет);

– учить использовать при обследовании предметов лупы;

- упражнять в раскрашивании  силуэтных  изображений;

- развитие мелкой моторики рук.

Одежда, обувь

-  учить отличать основные оттенки, цвета по насыщенности, контрастности, узнавать и называть цвет предметов в реальной обстановке;

-упражнять в составлении по насыщенности;

- развивать мелкую моторику руку.

Дикие животные

-учить создавать простые
сюжеты на коврографе (фланелеграфе) и срисовывать их поэтапно, изображая диких животных, лес, солнце;

– закреплять знание основных цветов и их оттенков.

Домашние животные и  птицы.

- группировать домашних животных по цвету и оттенкам окраски;

-находить лишний цвет в изображениях животных, находить сходство и отличие в цвете изображений;.

-развивать зрительное внимание.

Игрушки. Народные промыслы.

- закреплять знание основных цветов и их оттенков;

– приучать детей к длительной работе над одним
рисунком;

- воспитывать аккуратность при работе с карандашами и красками.

Посуда

- построение сериационного ряда по насыщенности цвета от темного до светлого и наоборот, от светлого до темного (до 6 оттенков)

- составление узора способом обрывания бумаги
по контуру рельефных изображений предметов
(по образцу, по памяти);

- развитие мелкой моторики рук.

Цвета и оттенки

- совершенствовать умение различать до 6 оттенков красного, зеленого, синего, до 5 оттенков оранжевого, желтого;

- пополнение словаря детей (светлый, светлее, темный, темнее);

-развитие зрительного внимания и памяти.

Зоопарк (животные Севера и жарких стран)

-оопределение цвета и оттенков предметов ;

- ссоотнесение цветных силуэтных изображений
с изображением на картинке;

- узнавание и называние оранжевого, фиолетового, желтого цвета и их оттенков;

-развитие зрительного внимания.

Зима

- развивать умение создавать цветные панно, картины по образцу, словесному описанию из контурных цветных и одноцветных
силуэтов;

– учить локализовывать из основных цветов оттенки: темные из темных, светлые из светлых;

- воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Новогодний праздник

- продолжать  учить локализовывать из основных цветов оттенки: темные из темных,

– учить локализовывать оттенки на обратном
контрасте;

– упражнять в использовании цвета для передачи эмоциональной выразительности изображаемого объекта.

Сутки

- закреплять знания цветов;

- формировать представления детей о том, что каждая мера времени имеет свой определённый цвет:  части суток; утро - розовое, день - голубой, вечер - серый, ночь — чёрная;

- развивать внимание.

Транспорт и ПДД

- формировать представление о том, что чем ближе предмет, тем ярче и насыщенней цвет, чем дальше, тем он менее насыщен;

Рассмотреть изображение на картинке (

- выполнять анализ изображения с использованием правила;

- соотносить   контурные изображения с цветными.

Ранняя весна с солнышком пришла

- учить подбирать цветные силуэты к изображению;

– развивать умение использовать детали разных цветов и оттенков для создания целого изображения;

– развивать интерес к прекрасному, умение видеть
оттеночные краски в живой природе.

Мир птиц

-учить различать птиц  по окраске оперения;

–учить подбирать контурные изображения  к цветному изображению;

- развивать интерес к прекрасному, умение видеть
оттеночные краски в живой природе.

Загадочный космос

-продолжать учить отличать основные цвета и оттенки по светлоте;

- учить создавать картину по словесному описанию;

– развивать слуховую и зрительную память, воображение.

Лаборатория

- учить получать оттеночные цвета путем размешивания краски водой или сгущения основного цвета до получения заданного оттенка (образца) – от темного до светлого, от светлого до темного;

- развивать зрительное внимание, цветоразличение,
память;

- воспитывать аккуратность при работе с красками.

Оттенки

-продолжать учить  различать до 7 оттенков
коричневого и до 5 оттенков фиолетового, постепенно увеличивая поле восприятия;

–развивать зрительное внимание, цветоразличение,  память.

Подводный мир

- учить различать рыб по окраске (яркие- теплая среда обитания; серые- холодная среда обитания) ;

– учить подбирать цветные силуэты к изображению;

– развивать умение использовать детали разных цветов и оттенков для создания целого изображения;

– развивать интерес к прекрасному, умение видеть
оттеночные краски в живой природе.

Насекомые

- развивать умение различать окраску движущихся предметов;

– формировать представление о том, что чем ближе предмет, тем ярче и насыщенней цвет, чем дальше, тем он менее насыщен;

- развивать зрительное внимание и мелкую моторику рук.

Радуга

- закреплять последовательность цветов спектра;

- упражнять в умении  раскрашивать "лепестки" точно не выходя за контур;

- продолжать формировать интерес к игре с цветом, ориентируясь на цвет.

Времена года

- закреплять представления детей о временах года, месяцах;

- формировать сенсорные меры времени, систему временных отношений;

- формировать представления о том, что каждая мера времени имеет свой определённый цвет:

времена года: весна - зелёная, лето- красное, осень - жёлтая, зима - синяя,

Диагностическое обследование

Предполагаемый результат

- у детей сформированы устойчивые знания о цвете;

-понимание светлоты и темноты цвета, теплых и холодных цветов;

- умение находить заданный цвет и его оттенки в окружающей обстановке;

- создавать цвет из других цветов, путем смешивания.

Дидактические игры.

«Найди все зеленое ( красное)»; «Подбери по цвету и оттенкам», «Найди свой цвет или оттенок цвета», «Кто          скорее        соберет         палочки определенного цвета?» , «Подери корзинке бантик»,  «Расставь от светлого к темному», «Радуга»,   «Получи новый цвет путем наложения разных цветных фильтров», «Цветные коврики». «Флажки» «Что   в          рисунке           неправильно             (цвет предметов)?» , «Что изменилось?»

«Найди пару (предмет- цвет)», «Найди ошибки», «Раскрась правильно» «Сплети коврик», «Назови, что вокруг тебя зеленое, желтое, серое»,  «Где спрятался синий цвет?», «Найди друзей синего цвета» «Цветное домино» «Сравни цветные картинки», «Цветные бусы»

«Составь узор», «Раскрась картинку», «Кто скорее соберет цветной узор?» «Составь картину», «Едет зеленая машина», «Во что одет человек на улице,  какого цвета  его одежда?», «Сколько проехало машин белого цвета?», «Цветовая дорожка»,         «Цветные кубики», «Какие краски использовал художник в своих картинах?»,  «Палитра», «Цветные зонтики».

Работа с родителями:

- индивидуальные беседы;

- печатная информация по теме проекта;

- родительские собрания;

- групповые мероприятия.

Работа с педагогами:

- консультации;

-просмотр занятий;

-мастер-класс.

Литература:

  1.  Григорьева,  Л. П. Развитие восприятия у ребенка :  пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе  / Л. П. Григорьева, М.Э. Бернадская, О. Г. Солнцева.
  2. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушениями зрения : учебно – методическое  пособие для педагога – дефектолога / Л.И. Плаксина. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
  3. Ремезова, Л. А. Играем с цветом [Текст] :  формирование представлений о цвете у дошкольников : методика / Л.А. Ремезова. - М. : Школьная Пресса, 2004
  4. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / Сост. Л.А. Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина.
  5. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной  Старшая группа. , Сост.   Е.А. Чевычалова  Издательство «Учитель», 2012 г.
  6. Интернет ресерс:divnenko_cvetovoe_vosprijatie.rtf - Яндекс Документы


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 39»

Проект учителя-дефектолога (тифлопедагога)

в старшей группе компенсирующей направленности

(с нарушением зрения)

 «Развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста нарушением зрения»

Подготовила: учитель-дефектолог

(тифлопедагог) Формаленко А.В.

Актуальность: ориентировка в пространстве одна из актуальных и трудных проблем входящих в социальную адаптацию детей с нарушением зрения. Формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются медленнее, в процессе обучения необходимы частые повторы. Дети испытывают  трудности  в словесном обозначении  пространственной удалённости:  далеко - дальше, близко - ближе, дальше заменяются у них определениями: там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (рядом, между, под, над, около).

Тип проекта: долгосрочный, познавательный,  практико- ориентированный

Участники: воспитанники, педагоги, родители

Цель: развитие ориентировки в пространстве у  детей  старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Задачи:

1.расширять представления детей о видах пространственного ориентирования, его  значения в жизни человека;

2.учить  ориентироваться  «от себя»,  «другого человека (предмета)»;

3. продолжать учить детей ориентироваться в микропространстве: на плоскости  листа бумаги, стола, доски и т.д.;

4.развивать умения ориентироваться в макропространстве:  замкнутом (помещения детского сада), открытом пространстве (прогулочный участок);

5.учить детей ориентироваться в окружающем пространстве по схеме и   умение  составлять элементарные схемы пространства.

Принципы:

- учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения

- дифференцированный подход к детям в зависимости от зрительного диагноза и уровня развития 

-системности педагогического процесса;

Перспективный план

Тема

Задачи

Диагностическое обследование

Овощи. Огород

Продолжать закреплять понимание право- лево, определение направления

Осень. Признаки Осени

Упражнять в ориентировке от себя + определение направления звука от себя

Что такое этикет, кто-то знает, а кто-то нет (одежда, обувь)

Учить ориентировке от себя и нахождение предмета заданной формы

Дикие животные

Продолжать учить понимать направления от себя со словесным обозначением

Домашние животные

Продолжать учить определять  направления от себя, понимание пространственных терминов и их использование в речи

Домашние птицы.

Упражнять в определении направлений  и словесное обозначение предметов от себя (применение пространственных терминов ребенком)

Игрушки. Народные промыслы.

Учить понимать  нахождения предметов друг от друга (понимание и использование терминов ребенком в речи)

Посуда

Закреплять умение располагать и находить предметы в названных направлениях, продолжать учить словесно обозначать местоположение предметов

Продукты питания.

Определять и словесно обозначать расположение предметов в микропространстве

Зоопарк (животные Севера и жарких стран)

  1.  Дать понятие об элементарной схеме пространства

Зима (признаки,  одежда)

Учить моделировать простейшие пространственные отношения с помощью геометрических фигур

Зимующие птицы

Формировать пространственные представления и практическую ориентировку на микроплоскости; учить понимать словесные указания.

Мы читаем

Упражнять в расположении предметов в названных направлениях окружающего пространства.

Мастерская Деда Мороза

Продолжать учить  детей читать схемы пространства и словесно обозначать направление своего движения.

Новогодний праздник

Закреплять умения различать и называть формы геометрических фигур, расположенных в разных пространственных положениях

Зимние забавы

Развивать умение понимать  направление движения и передвигаться в заданном направлении

Мой дом

Продолжать учить различать с помощью зрения группы предметов расположенных в пространстве, развивать зрительное внимание, память.

Дни недели

Формировать пространственные представления и умение ориентироваться на микроплоскости. Закреплять умение зрительно обследовать и анализировать предметы по их основным признакам (цвет, форма, величина).

Части тела. Предметы туалета

Продолжать учить определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов на листе в клетку.

Наше здоровье

Развивать навыки микроориентировки, упражнять в расположении предметов на доске в названных направлениях.

Транспорт и ПДД

Учить детей выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога, развивать навыки микроориентировки, учить использовать в речи пространственные термины, обозначающие направление движения.

Защитники Отечества

Учить в передвижении в заданном направлении, обозначении направления движения соответствующими пространственными терминами.

Ранняя весна с солнышком пришла

Учить выделять и словесно обозначать расположение предметов и объектов на картине. Формировать нестереоскопические способы восприятия глубины пространства (называть предметы, объекты расположенные ближе – дальше, понимать заслоненность одного предмета (объекта) другим при изображении и в действительности).

 8 марта

Упражнять в нахождении предметов заданного цвета и оттенка в окружающем.  Создавать цветные картинки по образцу, с помощью силуэтных изображений.

Русь мастеровая

Продолжать учить детей правильно использовать пространственные термины (за, около, перед и т. д.), учить определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов на плоскости

Семья

Учить анализировать расположение предметов на картине, называть предметы, расположенные ближе, дальше. Учить целенаправленному осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений окружающей действительности.

Мир птиц

Учить понимать макет и составлять его, продолжать упражнять в использовании детьми пространственных терминов в речи.

Загадочный космос

Учить анализировать пространственные взаимоотношения объектов на макете. Развивать способы зрительного восприятия предметов окружающей действительности

Комнатные растения

Расширять представления детей о величине предметов (меньше — больше, широкий —

узкий, высокий — низкий).

  1. Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога.

Развивать зрительно-моторную координацию

Профессии

Учить рисовать схему движения по образцу.

Развивать умение определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов в макро- и микропространстве.

Продолжать знакомить с простейшей схемой пространства.

Подводный мир

Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии с инструкциями педагога. Учить детей читать схемы пространства и словесно обозначать направление своего движения.

  1. мая – День Победы

Развивать умение определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов в макро- и микропространстве.

Насекомые

Совершенствовать навыки ориентировки на листе.Учить детей активно использовать в речи пространственные термины.

Деревья. Кустарники

Развивать зрительные функции различения, фиксации при обучении рассматриванию картины, пониманию заслонённости одного предмета другим. Упражнять в расположении предметов в названных направлениях окружающего пространства.

36                                        Диагностическое обследование

Планируемые результаты:

-умение использовать собственное  тело как точку отсчета пространственных направлений «на себе», ориентироваться в окружающем «от себя», «от другого человека», «от других предметов»;

-умение ориентироваться на микро- и макро- плоскости;

-умение пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи);

- преодоление детьми страха пространства и неуверенности в своих силах.

Дидактические игры и упражнения.

«Покажи и назови части своего тела», «Что, где?», «Сбор урожая», «Расставь игрушки», «Зашифрованная карточка», «Треугольники», «Послушай звуки», «Выше- ниже», «Далеко- близко», «Сервировка стола», «Где находится предмет?», «Кто, где стоит?», «Шагаем по сигналу», «как зайке пройти к домику?», «Выполни по инструкции»»составь план комнаты куклы Оли», «Найди клад», «Найди ошибку», «Нарисуй как на образце», «Заполни пустые клетки», «Расскажи, как дойти до домика Гномика» , «Лабиринты».

Работа с родителями:

- индивидуальные беседы;

- печатная информация по теме проекта;

- родительские собрания;

- групповые мероприятия.

Работа с педагогами:

- консультации;

-просмотр занятий;

-мастер-класс.

Литература

  1. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  2. Дружинина Л.А. Занятия по ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации. –Челябинск: издательство Марины Волковой, 2011.
  3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. –М.: Просвещение, 1985.
  4. Мухаев М.П. Ориентировка в пространстве: практическое пособие по обучению лиц с нарушениями зрения. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  5. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников. – М.: Школьная пресса, 2004.
  6. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М. ГороД, 1998.
  7. Плаксина Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения //Формирование социально-адаптивного поведения учащихся с нарушением зрения в начальных классах / под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга: Адель, 1998.
  8. Подколзина Е.А. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009.