Современные методы и формы обучения и воспитания в организации образовательного процесса.

Гомбоева Оюна Баторовна

Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования через совершенствование форм и методов обучения и воспитания, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема доклада «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников»

Актуальность моей методической темы в том, что современные дети сегодня мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является изобретение вместе с детьми схем, опор, рисунков для запоминания.

Класс, в котором я сейчас работаю,  взяла в 2017 году. Это был 2 класс,  в нем  обучалось 15 учащихся, из них по русскому языку учились на 4 и 5 –    4 (четверо) детей.  Основной проблемой  была низкая сформированность у учащихся  навыков правописания орфограмм.  Решение данной проблемы  стало для меня одной из главнейших задач обучения русскому языку.

 Идея моего педагогического опыта заключается в создании условий, содействующих повышению орфографической грамотности младших школьников на основе использования в учебном процессе приемов моделирования, необходимых для хранения получаемой информации.

Новизна же заключается  в использовании приемов эйдетики для формирования у младших школьников умений кодировать и хранить информацию.

Целью работы является создание условий для формирования прочного орфографического навыка на основе использования приемов эйдетики для наиболее эффективного средства запоминания и хранения информации

Задачи:

-совершенствовать орфографический навык учащихся с помощью различных приемов эйдотехники, направленных на эффективное запоминание изучаемого материала;

-создавать условия для самостоятельного творческого поиска графических и фонетических ассоциаций для запоминания словарных и трудно проверяемых слов.

Я предположила, что приёмы будут мотивировать учеников к более успешному усвоению учебного материала, повышению орфографической зоркости учащихся. Что и получила в результате своей деятельности.

В своей работе я рассмотрела оригинальную научную методику, разработанную учёными- психологами И.Ю.Матюгиным, И.К.Рыбниковой, Л.С. Выготским.

По описанной их методике  я стала использовать систему определенных действий по формированию орфографической зоркости:

Это, во-первых , научила детей «видеть» образно  орфограммы, «видеть» образно  слова. Это очень трудно. Слова должны стать «живыми»  для ребенка.

Во-вторых, много стала уделять времени на задания по развитию памяти, на письмо по памяти. Несомненно, он самый удобный и быстрый в применении, ибо написать слово по памяти гораздо быстрее, чем подобрать  проверочное слово, или посмотреть в словаре.

Значит, в первую очередь нужно создавать образы слов.

           Суть его в том, чтобы с помощью рисунка-ассоциограммы, слова-подсказки или мини-сказки, трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать.

Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения: это может быть использование алгоритмов, интересных рифмовок, запоминающихся словосочетаний, это и дидактические игры « На что похожа буква», «Превращения слов», которые  вызывают большой интерес  у учащихся. О чем позже расскажу.

         Приемы и методы запоминания слов можно разделить на несколько групп:

1.Фонетические ассоциации (по схожести звучания).

2. Занимательные четверостишия.

3.В слове спряталось другое слово.

4.Графические ассоциации (по схожести изображения).

5.Изографы .

6.Смысловые ассоциации.

7.Нахождение проверочного слова.

8.«Подкрепление слов», которые трудно проверить.

9.Как звучат слова в других языках.

10.Составление ребусов.

Давайте рассмотрим некоторые из этих приемов:

На уроках русского языка, чтения часто  использую “ассоциативные зацепки” ( другое его название - смысловые ассоциации). Что это такое? Данный прием основывается  на разъяснении этимологии слова.

Например: Агроном – (греч.) – аgros– поле, omos – закон, тетрадь – (греч.) - tetras - четвертая часть листа, веретено вертится, погоду наблюдают по годам

и т.д. 

Таким образом, дети легко  запоминают написание слов и расширяют свой кругозор.

Следующие 2 приема основаны также на ассоциациях: фонетические ассоциации (по схожести звучания) и графические ассоциации по схожести изображения

Суть первого приема – в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову, например, улица – на улице встречаю знакомые лица. улица – лица.

Суть второго приема – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках. Вот что у них получается (показ работ детей)

Например: звук «о» дети запоминают с помощью слов, п*суда ( в этом слове, вместо звука «о» нарисована тарелка , а в слове «рhttp://andrey-eltsov.ru/wp-content/uploads/2018/11/Asg_jfhYBhy-Hfd_7h6tR-mkIjhK%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8.jpgмашка» вместо буквы «о», нарисована ромашка.

Очень детям нравятся  занимательные четверостишия. Например, после  ознакомления детей  с  несколькими  словарными словами, мы совместно сочиняем стишки.

 Вот что у нас получается, послушайте:

о о о о о, по дороге посыпался горох,

Ох, ох, ох, такой получился  чертополох,

Прилетели вороны, сороки, воробьи,

Обед вкусный, обед вкусный кричат они!!!!

Прилетели коровы, слопали гороха,

А потом  у них молоко зеленое

Ох, Ох, ох!

(Обратили внимание, что во всех этих словах выделяется непроверяемая безударная гласная О .  И еще то, что все приемы основаны на ассоциациях, образах то есть связаны с конкретными предметами, явлениями, событиями.  Чем смешнее образ, тем лучше запоминается. И уроки проходят легко и весело.

Вообще, информация, подкрепленная эмоциями сохраняется в памяти дольше


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс по методике  « Эйдетика»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на своем  мастер- -классе и надеюсь, что он будет для вас полезным.

Тема моего мастер- класса «Эйдетика в начальной школе».

Коллеги, знаком ли вам термин «эйдетика»? Что же это? (Ответы коллег).

Поначалу слово «эйдетика» кажется совсем непонятным, но при ознакомлении оказывается  очень простым и даже веселым словом.

«Эйдос»- (от греч. это образ, вид), а «Эйдетика»- это методика запоминания информации с помощью умения представлять и фантазировать. Принцип ее работы заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов. Например: со школьной скамьи мы помним такое шуточное определение учителей алгебры «биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Проговаривая эти слова, мы явно представляли в детстве крысу, и  как она бегала по углам.

Коллеги, наверное, и у вас есть подобные высказывания, выражения, которыми вы пользуетесь в своей работе для лучшего запоминания информации детьми. Может, поделитесь с нами?  (Ответ ГОБ: все цвета радуги мы тоже запоминаем по фразе – «каждый охотник желает знать, где сидит фазан», или даем запоминать последовательность  падежей  по шуточному выражению «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». ( «Цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц!» - помогает запомнить без труда слова-исключения, в которых после «Ц» пишется «Ы»).  Это мы получается, что  пользуемся акровербальной техникой или мнемоникой (искусством запоминания), который является главным инструментом эйдотехники.

Итак, ув. коллеги! На сегодняшнем мастер- классе я хочу поделиться  с вами со своим опытом работы с детьми по развитию их памяти. Для этого мне  нужна будет фокус - группа (рабочая группа) Прошу выйти трех- четырех  человек (спасибо).

Итак, вы на уроке русского языка. Тема урока «Этимология» или «Однокоренные слова». Итак, перед вами два разных предмета веретено и часы. Нужно вам узнать, что у них может быть общего? Могут ли они являться родственными словами? (ФГ думает)

- Пока фокус группа работает, я бы хотела поработать вместе с вами уважаемая аудитория! Вам нужны будут листы, ручки. Я вам сейчас зачитаю 10 слов, вы внимательно послушаете их. Ваша задача воспроизвести эти слова в четкой последовательности, т.е. по порядку, как я их вам буду называть. Итак, приготовились: дорога ,горох, ворона, корова

А теперь, запишите, пожалуйста, эти слова. Посчитайте, сколько получилось у вас слов!

Молодцы! Спасибо!

- А для получения лучшего результата, нужно научиться объединять слова в сюжет и каждое слово нужно превращать в живой яркий образ. Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. 

 Давайте попробуем это сделать с данными словами:

Т.е. здесь любое явление, действие, влечет за собой другое действие. Этот метод в эйдетике  называется цепным методом.  

Эта методика отлично развивает фантазию, логику и расширяет лексикон. А самое главное учащиеся хорошо запомнят правописание непроверяемой безударной гласной О в словарных словах.

А теперь дадим слово фокус -группе! (ответы фокус - группы).

Ответ: оказывается, что веретено вертится, как стрелки на часах. Поэтому исторически слова веретено, вертеться и время — близкородственные и однокоренные.

В дальнейшем ученику достаточно будет вспомнить увиденные эти две вещи, чтобы воспроизвести данную информацию. Такие задания часто бывают на олимпиадах.   Возникшая  ассоциация, то есть  связь этих двух предметов  поможет мозгу легко справиться с запоминанием в дальнейшем. Мозг человека очень хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации — мнемотехник — основано на воображении.

                Давайте рассмотрим еще два приема мнемотехники .

Фокус-группе нужно будет к этому стихотворению нарисовать значки или изображения, по которым было бы понятно, о чем идет речь в ней.

 Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…

А вас, уважаемые коллеги, я  хочу познакомить еще с одним интересным методом – метод Цицерона или римская комната. Многие из нас,  идя в магазин, чтобы не забыть,  составляет список своих покупок.  Я же свой список не пишу, а  раскидываю по « комнате» в четкой последовательности на опорные постоянные образы: вешалка, потом  окно, гардины, торшер,  люстра, телевизор, аквариум…

К каждому опорному образу присоединяю  мысленно: вешаю на вешалку …….,  носки на гардины, хлеб на торшере, колбасу на люстру и т.д. В таком представлении эти элементы мы можем запомнить быстрее. Через какое- то время можно менять комнату или дворец памяти. Это и есть метод Цицерона.

 А теперь давайте отгадаем зашифрованное письмо нашей фокус-группы. Отгадали?

        Данный метод очень хорошо позволяет детям заучивать стихотворения за счет привлечения зрительного образа. Также можно пиктограмму использовать на уроках чтения, окружающего мира, при пересказе.

Память – есть кладовая ума,  в которой есть много перегородок, а по этому надо укладывать куда и как следует.

За последние 2 года активного использования методов эйдетики я убедилась в их эффективности на уроках русского языка и чтения, окружающего мира.  

Рефлексия: и в заключении хотелось бы узнать ваше мнение по поводу услышанного опять же в виде моей пиктограммы. Сейчас раздам вам изображения тучки и солнца. Если вас данный материал заинтересовал и вы желаете воплотить в своей деятельности, то нарисуйте лучи солнца на солнышке, а если не понравился материал или не заинтересовал, то пусть из тучки прольется холодный дождь. Покажите все пожалуйста.

Спасибо за внимание!  


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом семинаре по теме:

«Использование новых методик и технологий в активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках в условиях реализации ФГОС»

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках - одна из самых актуальных проблем методики преподавания.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать ставку только на усвоение определенной суммы фактов. Важно раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия,   наконец,   использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании   которых многие подчас и не подозревают.

Сейчас передо мной, как учителем, стоит  задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, научить выдвигать свои гипотезы, предположения, находить самостоятельно нужную информацию,  анализировать, обобщать, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. 

Поэтому в этом году я работаю над методической проблемой :  «Использование новых методик и технологий в активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и общ в условиях реализации ФГОС». 

Современные образовательные технологии позволяют сделать качественно новым содержание образования.  

Для решения поставленной проблемы в практику своей работы внедряю следующие современные образовательные технологии или их элементы:

- технология личностно - ориентированного обучения;

- технология проблемного обучения;

- технология критического мышления;

- технология педагогических мастерских;

-квест - технология;

- проектная технология.

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности заключается в том, что ученик анализирует фактический материал и оперирует им для самостоятельного получения новой информации. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя

В качестве проблемной ситуации на уроке использую:

- проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

- поиск истины (способа, приема, правила решения);

-поиск скрытой информации в предметах;

- различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-группировка предметов ..

Некоторые из этих ситуаций  будут продемонстрированы на моем  мастер-классе

 Для повышения мыслительной деятельности учащихся эффективной является технология критического мышления

Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

На своих уроках  использую на уроках  некоторые приемы развития критического мышления: приёмы «Корзина идей», «Чтение с остановками»,кластер; Шесть шляп

Технология педагогических мастерских является очень интенсивной формой обучения детей на уроках истории и обществознания. Технология мастерской предполагает особую форму организации наглядного обучения при которой учитель является организатором учебного процесса, а ученики его полноправными участниками.

В своей педагогической деятельности использую следующие методы и приемы работы на мастерских для организации поисковой и творческой деятельности учащихся:

Метод сравнения версий предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, богословы и т.д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения. (старинные предметы на мастер-классе)

На уроке истории это может быть задание вокруг фотографии, предмета, нового термина.

Метод «Если бы...». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.

 Например: «Если бы вы оказались на месте Дмитрия Донского  в момент похода Мамая на русские земли . Ваши действия».

Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме.

 Например, урок « Великий террор» 1930–х  гг.   и создание централизованной системы управления обществом» начинается  постановкой следующего задания  : «Представьте, что вы оказались в Москве . Лето. Воскресенье. Вы гуляете по парку.  Что вы видите, слышите, чувствуете?»

Звучит музыка «Эх, хорошо в стране советской жить!»  . На этом этапе главное создать первое впечатление о стране, ощущение праздника, которое содержит песня.

 Существует прием «Панель». Цель: дать возможность всем желающим высказать свою точку зрения, создать условия для возникновения вопросов, разных способов решения той или иной задачи-проблемы. Последовательность:

1) Мастер предлагает аудитории какое-то слово, фразу, цитату и т.д.

2) Тот участник, который имеет какое-то мнение по данному вопросу и желает его высказать, выходит на открытое место (обычно в классе это место перед доской), где уже стоят полукругом стулья, и делится своим пониманием данного вопроса.

3) Вступить с ним в диалог, высказать мнение, может быть, совершенно иное, может только тот участник, кто присоединится к первому, тоже выйдет к доске - на «панель».

4) Каждый решает для себя, кем быть: зрителем или активным участником процесса.

5) Тот из активных участников, кто считает, что все сказал, может снова стать зрителем.

Задача мастера: провоцировать участников на свободное выражение своего мнения.

Уроки с применением технологии мастерских советуют образовательному стандарту второго поколения. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, проблемный вопрос, разрабатывают план решения данного вопроса, работают в группах, учатся взаимодействовать друг с другом, примерять на себя роль лидера, брать ответственность за принятые решения. Данная технология предполагает самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, анализ информации. Учащиеся учатся высказывать свое мнение и выслушивать мнение других.

Технология  личностно – ориентированного  обучения

 предполагает  признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса.

Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности - групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мыслительной деятельности. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд.

Учащиеся вместе…….. Данную форму работы я показала на своем открытом занятии.

Современные образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигать положительных результатов в обучении и внеурочной деятельности, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Урок I поколения Урок II поколения 1 . Тема урока. 1 . Тема урока. 2. Цель урока. 2. Цель урока. 3. Задачи урока: -Образовательная задача. -Развивающая задача. -Воспитательная задача. 3. Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: -Познавательные УУД. -Коммуникативные УУД. -Регулятивные УДД. -Личностные УУД. 4. Межпредметные связи. 4. Межпредметные связи. 5. Оборудование. 5. Ресурсы.

Слайд 3

Параметры сравнения Традиционный урок Современный урок Тема урока Учитель сообщает Формулируют сами учащиеся Цель обучения Передача ЗУН ( «я знаю, я научу, вы запомните потом воспроизведете – «Сиди и слушай»). Развитие каждого ребёнка на основе формирования УУД («научить учиться»).

Слайд 4

Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Характер и стиль взаимодействия (учитель – ученик) Авторитарность, монологичность. Субъект (учитель) – объект (ученик) Диалогичность. Субъект – субъект. На этапе высказывания гипотез учитель может употреблять такие фразы: принимается, интересная мысль, может быть. Формы организации урока Фронтальная работа – учитель задаёт вопрос – ученик отвечает. Групповая, индивидуальная, в паре.

Слайд 5

Методы обучения Репродуктивный - беседа, рассказ и т. д. Продуктивный – проблемный вопрос, мозговой штурм и т. д. Способы усвоения новых понятий Через заучивание, запоминание. Учитель проверяет: «Как поняли? Повтори!» Самостоятельное открытие нового в результате анализа, синтеза, сравнения ( в диалоге с учителем, в учебнике проверяет свои гипотезы) Осуществле-ние контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Слайд 6

Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Подведение итога урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Дети учатся способности анализировать свои ЗУН – ведь это важный фактор становления личности. Рефлексия.

Слайд 7

урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок. Урок «открытия» нового знания Цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Урок рефлексии Цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения). Урок общеметодологической направленности Цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации предметного содержания. Урок развивающего контроля Цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Слайд 8

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Слайд 9

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Слайд 10

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная Нестандартное ведение уроков – Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Слайд 11

Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Слайд 12

Для работы по ФГОС у учителя должно перезагрузиться сознание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Использование продуктивных заданий на уроках для развития универсальных учебных действий»

Слайд 2

ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной парадигмы (цели): вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности .

Слайд 3

Универсальные учебные действия Взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию Оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей Организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями Вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ИКТ Организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты Ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Слайд 4

Продуктивные задания – это: - Задания, ход выполнения которых не описан в учебнике или используемом тексте в явном виде, имеются лишь подсказки. - Задания, которые учат преобразовывать информацию, связывать реальную учебную или жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. - Задания, которые нацелены не только на предметные, но и на метапредметные результаты.

Слайд 5

Средства формирования универсальных учебных действий Предметное содержание 1 Образовательные технологии деятельностного типа 2 Продуктивные задания 3

Слайд 6

Репродуктивные и продуктивные задания

Слайд 8

Коллекция продуктивных заданий

Слайд 9

Структура урока: Этап 1 :Мотивирование к учебной деятельности Задание 1 Почему необходимо изучать географию своей Родины? Приведите не менее трех аргументов . Изучите представленный о трывок.

Слайд 10

Задание 2 (естествознание) Объясните фразу : « Вода дороже золота». В каких странах и районах Земли эта фраза наиболее актуальна ?

Слайд 11

О каком материке идет речь в данном стихотворении ? Какой стране посвящено стихотворение? Аргументируйте свой ответ словами из стихотворения Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводнение, Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населения .

Слайд 12

Ознакомьтесь с высказываниями мудрых людей философов, ученых. Продолжите предложение: Человек может стать умным…

Слайд 13

Структура урока: Этап 2 : Построение нового знания Задание 1 Похожи ли праздники в разных странах мира? Проанализируйте предложенный текст, рассмотрите фотографии. В группах сравните один из описанных праздников с российским . Найдите схожие черты и отличия. Свои ответы представьте в виде таблицы.

Слайд 14

Изучите схемы однородных членов Подберите к ним с оответствующие предложения Расскажите, в каких случаях между однородными членами ставятся запятые и и и , Задание 2.

Слайд 15

Задание 3. Объясните , что такое «……………..» Поработайте в группах и подтвердите или опровергните своё объяснение: Группа 1 работает с толковыми словарями Группа 2 работает с учебником Группа 3 работает с интернет ресурсами Проанализируйте полученную информацию Представьте результаты своей работы в форме сообщения

Слайд 16

Структура урока Этап 3: Применение полученных знаний Задание 1 ( окружающий мир, география ) К нам в гости пришли Винни – Пух и Чебурашка . Они, как и мы, изучили тему: «Природные зоны мира». Учитель дал им задание : расселить растения и животных согласно месту их обитания. Давайте им поможем. В какой природной зоне распространены перечисленные растения и в какой природной зоне распространены данные животные? Поработайте в мини – группах. Заполните таблицу.

Слайд 17

Чем отличаются школьники Франции и России? Поработайте в группах. Изучите представленные фотографии Проанализируйте информацию, данную на фотографиях С делайте вывод об увлечениях ребят. Сравните ваши увлечения и увлечения французских школьников Результаты работы представьте в виде постера и устного выступления

Слайд 18

Примеры продуктивных заданий Связать задание с повседневным опытом ученика через жизненную ситуацию (личностное УУД) Пример 1. Фотоснимки помогут вам составить рецепт приготовления омлета. Пример 2 . Представь, что ты – Том Сойер , как бы ты поступил на его месте, выполняя не совсем интересную работу. Свое мнение объясни. Пример 3. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

Слайд 19

Регулятивное УУД – целеполагание (процесс постановки целей на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно). Пример 1 . Определять значение суффиксов и их роль в слове. Решите лингвистическую задачу: поэт Велимир Хлебников в начале XX в. создал слова, связанные с авиацией: Летьбище , летоба , летавица Попробуйте дать им современные названия, если известно соотношение: Летьбище – стрельбище , Летоба – учеба, Летавица – красавица Какие части слова вам помогли в этом? Назовите тему урока, сформулируйте цель урока.

Слайд 20

Познавательные УУД: – сравнение, классификация, сериация (с самостоятельным выбором оснований и критериев для указанных логических операций). – установление причинно-следственных связей, построение логических цепей рассуждений, выдвижение гипотез

Слайд 21

Пример 1. Сериация . Расположите приведенные понятия в порядке убывания их общности (от более общего к менее общему): Квадрат, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник. Пример 2. Пользуясь информацией учебника, дополните приведенную схему состояния воды: Проанализируйте приведенные в таблице примеры животных. По какому признаку они распределены? Составьте определения для диких и домашних животных.

Слайд 22

Результатом использования продуктивных заданий должен стать деятельностный урок, позволяющий организовать обучение на основе «учебных ситуаций», урок, нарушающий чёткую структуру комбинированного урока, сочетающий большое разнообразие методических приёмов, использование иных форм урока, появившиеся в последнее время



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Методы, формы  средства организации деятельности учащихся »

Под методом обучения я понимаю способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:

  1. Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности

а) Поисточнику материала: словесные, практические, наглядные

б) По характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

в) По логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

г) По степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

  1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры,    учебные    дискуссии,     создание     эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

  1. Методы контроля и самоконтроля   за эффективностью учебно-познавательной деятельности

а) методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в) методы практического контроля и самоконтроря

Словесные методы:

•   объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

•       рассказ - это форма изложения учебного материала, которая
носит преимущественно описательный характер (сюжетный,
иллюстративный, информационный);

•       работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

•       изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности,
а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

•       повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

•       описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

•       рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

•       проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;

•     беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

К методам наблюдения относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.

К практическим методам относятся:

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты - самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений и обращаться с различным оборудованием.

Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

 Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

•       частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

•       исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
  • Кейс-метод. Ученики исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
  • Метод критического мышления — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). «Средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются технологии обучения.

Дидактические средства подразделяют на средства для учителя и учащихся. Первые - это средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации и др.; вторые - индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д.

Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа.  Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. При этом педагог проводит работу со всем классом в едином темпе. В процессе рассказа, объяснения, показа он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащиеся. Для того чтобы эта форма была более эффективной, учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока. В самом начале – обеспечить контакт с классом, привлечь внимание учеников и их интерес к предстоящему восприятию знаний. Этой дидактической задаче хорошо отвечает учебная проблемная ситуация и проверочные вопросы в конце урока, что создает на нем и контрольную ситуацию. Возможно не только проблемное, но и информационное, а также объяснительно-иллюстративное изложение, но при условии организации взаимодействия с учениками, общения одновременно со всем составом класса, оказания на него идейно-эмоционального влияния.

Групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

Коллективная форма работы. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».

 Работа в парах.  Активной применяемой формой организации урока для меня работа в парах. Здесь общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, рассказ, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д.

Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности.

Основные принципы отбора форм и  методов: 

1. Соответствие принципам обучения.

2. Соответствие учебному содержанию.

3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.

4. Учет реальных возможностей учащихся.

5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.

6. Соответствие уровню методической подготовки учителей.

Считаю, что выбранные мною методы, формы организации деятельности учащихся, средства помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения.

     



Предварительный просмотр:

.

Выступление из опыта работы на тему

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  

 ПРИ РАБОТЕ С  УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

 Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности.

Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т.е. за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьников. Активные методы обучения в процессе педагогического общения привносят в классы нетрадиционные для массовой школы паритетные отношения преподавателя и учащихся, новую философию и ценности образования. Образование сможет выполнить свою роль только тогда, когда получит доступ к сокровенным интересам личности, глубинным сторонам общественного бытия, именно для этого необходимо паритетное (равноправное)  общение.

               Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности обучающихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.  

       Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

Нетрадиционное начало традиционного урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.

Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

Организации релаксации и подведения итогов.

 Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.

Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

 Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.

Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.

 Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).              

Остановлюсь на некоторых из них подробнее.

Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие  забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует  установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

 Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать   более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить)  от  сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

         В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Кластер», «Инфо-угадайка» - учителем дается ряд вопросовработа в группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш).  Выберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика. Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итогна доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, род. Формулируем тему. 

«Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные,  но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации  способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей,  учитель дает ответы на них. 

 При организации    самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!   Для работы    над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи» - обсуждение в группах. Для  проведения дискуссии  и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии  поднимаются карточки согласия - не согласия по цветам светофора), «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они - защищаются). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».

 Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект.  В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физминутки» позволят сделать это, не выходя из класса.

Если учитель сам принимает участие в этом    упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.    

        Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».

      «Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:

 еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

 «Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные   представители группы встают в круг,  задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

         Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо  обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от  учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы.

 Активные методы обучения помогают - развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

          - Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.   А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.  

Список использованной литературы и источников

  1. Дмитрий Медведев. Текст Послания Президента Российской Федерации (извлечение), 12.11. 2009г.

2. «Активные методы обучения». Электронный курс.  Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru 

3. Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.

4. Ксензова Г.Ю. “Перспективные школьные

    технологии”, Москва, Педагогическое общество

     России, 2000 г.

5. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006