Транслирование моего опыта работы

Нуриахметова Татьяна Викторовна

ГМО 

НПК

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУППАХ ДОУ

Нуриахметова Татьяна Викторовна

учитель-дефектолог МАДОУ детский сад №30

Российская Федерация город Нефтекамск

Пакиева Снежана Михайловна 
учитель-логопед МАДОУ детский сад №30  

Российская Федерация город Нефтекамск  

Аннотация: 

В данной статье авторы делятся опытом работы с родителями. Комплексная программа помощи ребенку со зрительной патологией неотделима от совместной работы специалистов с родителями. ФГОС ДО ориентируют родителей на активное участие в коррекционно-образовательном процессе, призывая их быть участниками всех проектов, а не только сторонними наблюдателями. В группах для детей с нарушением зрения педагогами используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

     Ключевые слова:

Информационные технологии; компьютерные технологии; интерактив; формы работы; работа с родителями; семья; партнёрские отношения; вебинар; онлайн; консультации; Skype; WhatsApp; Консультационный центр.

Работа с родителями является важным звеном в комплексной программе помощи ребенку со зрительной патологией.

Такие семьи требуют особой заботы и внимания, ведь болезнь ребенка является психической травмой для родителей и осознание этого факта делает их уязвимыми.  Зачастую взрослые оказываются в растерянности, не зная как относиться к дефекту своего ребенка. Некоторые родители стремятся оградить своего ребенка от всех проблем и их постоянное тревожное настроение передается ребенку. Для других характерно неумение сдерживать свой гнев, раздражение. Многие родители приходят в состоянии растерянности, подавленности: «Как помочь своему ребенку?» Характерно то, что в основном родители плохо представляют особенности дефекта зрения у своего ребенка.

ФГОС ДО ориентирует на активное взаимодействие педагогов с родителями, которым отведена особая роль: они должны участвовать в реализации адаптированных и общеобразовательных программ, создавать в семье условия, благоприятные для общего развития ребенка, взаимодействовать с педагогами по преодолению нарушений в развитии детей. Родители должны стать активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, а не только сторонними наблюдателями.

В группах для детей с нарушением зрения используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Таким образом, интерактив – это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие нескольких сторон.

Цели интерактива:

•        Обмен опытом

•        Выработка общего мнения

•        Формирование умений и навыков

•        Создание условий для диалога

•        Групповое сплочение

•        Изменение психологической атмосферы

Задачи интерактивного взаимодействия:

- Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

- Обеспечение информационно-просветительской поддержки в выборе родителями направлений развития и воспитания посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку

- Индивидуальная работа с семьями воспитанников. Дифференцированный подход к семьям разного типа: установление партнёрских отношений, приобщение родителей к жизни ДОУ.

Формы интерактивного взаимодействия:

•        Онлайн консультации: Skype, WhatsApp,

•        Вебинары

•        Интернет сообщества: группа в ВК, чат WhatsApp

•        Прямой эфир в Инстаграмм и Вконтакте

•        Офлайн консультации

•        Консультационный центр

•        Семейный клуб

•        Круглый стол

•        Родительская гостиная

•        Игротеки

•        Проектная деятельность

•        Тифло- и логошкола

•        Деловая игра

Повседневную жизнь невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Сотрудники ДОУ активно практикуют новые формы  взаимодействия семьи и детского сада.

  На сегодняшний день у родителей всегда есть возможность получить консультацию профессионала: тифлопедагога, логопеда, психолога или медсестры из любой точки мира, используя простой и удобный мессенджер WhatsApp или общаясь по Skype.   Онлайн консультации в Skype и WatsApр помогают повысить качество работы с родителями и разнообразить формы поддержки образовательного процесса. Родители в удобное для них время, не выходя из дома, получают интересующую их информацию. Педагоги показывают родителям приёмы работы с детьми, отвечают на вопросы, проводят мастер классы. Как правило, взрослые интересуются вопросами сохранения и укрепления здоровья, секретами воспитания, профилактикой вторичных нарушений.

Если общение в WatsApр ограничено количеством участников (не более двоих одновременно), то в Skype есть возможность активного взаимодействия нескольких лиц. К тому же, в Skype можно использовать демонстрацию экрана с показом презентации и видеообщение и общение в чате. Все эти возможности, конечно же, повышают эффективность взаимодействия и компетенцию как родителя, так и специалиста.

Наступившая эра общения в формате видео - это самый востребованный способ обмена знаниями, новостями, впечатлениями. И полезным доступным инструментом для обучения и коммуникации является вебинар. Вебинар - это форма встречи спикера со зрителями с помощью видеотрансляции с целью донесения определенной информации.

       Каким образом это происходит? Участники-родители просто выходят в интернет в нужное время по отправленной им ссылке и подключаются к виртуальной комнате. В вебинаре всегда участвуют две стороны: докладчик-ведущий и слушатели. То есть, вебинар – онлайн-встреча в виртуальной комнате, где говорит спикер, а все остальные участники его слушают. Есть и обратная связь – в виде чата, куда можно написать свой вопрос или просто поделиться впечатлениями. Кроме того, ведущий может дать право голоса любому из слушателей, например, кто- то из родителей может поделиться успешным опытом семейного воспитания или привития определённых навыков своему ребёнку. Ещё один «плюс» такого общения в том, что вебинар может проходить как в прямой трансляции, так и быть доступным в записи.

Современные родители являются активными участниками различных интернет сообществ. Есть такое сообщество и у тифлогрупп. В социальной сети «В Контакте» создана закрытая группа для родителей специализированных групп № 5,6, где специалисты и воспитатели размещают различную полезную информацию (консультации, фотографии с мероприятий, новости и т.д.)  Родители оставляют комментарии, общаются и делятся своим опытом. Данная форма работы с родителями также оказалась эффективной.

Очень интересной формой взаимодействия с родителями являются прямые эфиры. Прямой эфир - это положительно зарекомендовавшая себя форма видеоформата для пользователя определённой сети. Подобный видеоформат захватывает мир, это прекрасный способ заявить специалисту о своих профессиональных компетенциях. Выступающий делится с подписчиками в режиме реального времени «полезностями» и наработками и отвечает в режиме реального времени на поступившие вопросы гостей и участников эфира. Прямой эфир — это эффективный инструмент продвижения и идеальный выбор для случаев, когда с подписчиками нужно поделиться чем-то важным, но фото и видео (из-за ограничения максимальной длины) публикации не подходят. Теперь мы общаемся с подписчиками глаза в глаза, задаём вопросы напрямую, отвечаем на вопросы родителей, проводим собственные интервью и опросы.

На базе ДОУ д/с №30 г. Нефтекамска Республики Башкортостан функционирует Консультационный Центр по оказанию консультативной и диагностической помощи детям от 2 месяцев до 8 лет. Прием ведут высококвалифицированные специалисты: учителя-логопеды, тифлопедагог, медицинская сестра, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.  Онлайн-консультации проходят по запросу. В целях обеспечения обратной связи люди могут задать свои вопросы по электронной почте детского сада.

Основные задачи Центра:

- оказание консультативной и диагностической помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) воспитывающих детей 0-7 лет, не посещающих образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные дошкольные учреждения;

- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

- оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада.                                                                                     - оказание помощи родителям, имеющим детей с нарушением зрения               –повышение информированности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста, в том числе и на дому.                              

С целью привлечения родителей к деятельности консультационного центра  дали информационные объявления в СМИ,  разместили информацию на сайте ДОУ, а также создали страницу в Инстаграмм KC_30_Neftekamsk.

 Одной из важнейших форм работы являются офлайн консультации. Специалисты (дефектолог, логопед, медсестра) проводят беседы с каждым родителем об особенностях развития детей с нарушениями зрения, о патологии органов зрения, о принципах воздействия на нее, о зрительных возможностях ребенка.

 Семейные клубы — ещё одна форма взаимодействия с семьёй. Вся система клубной работы в детском саду осуществляется под девизом «Поверь в свое дитя!». Коллектив отказался от форм типа родительских собраний, где общение построено по схеме назидательно-поучительной, а родители являются пассивными слушателями. В клубе родители объединены общей проблемой, поисками оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формируется родителями.  

Используются любые способы вовлечения родителей в процесс реабилитации детей. Очень результативной  формой взаимодействия с семьёй стала мини-школа для родителей (тифлопедагогическая, логопедическая). Дефектолог и логопед показывают специальные приёмы и игры для развития у детей зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, развития мелкой  и артикуляционной моторики,  

 Интересной формой взаимодействия с семьей стала игротека, где родители играют вместе с детьми в «умные» игры.  

Удачной находкой совместной деятельности педагогов и семьи оказалась проектная деятельность, объединившая ДОУ и семью.

Активно включение родителей в процесс лечения, обучения и воспитания детей даёт отличные результаты: зрение детей повышается, а выпускники тифлогрупп обучаются как в массовых классах школ, так и в инновационных заведениях города: в гимназии и в лицее. Организовывая работу с родителями, мы делаем родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса, учим их адекватно оценивать и развивать своего ребенка

Таким образом, поиск новых форм взаимодействия ДОУ и семьи способствует положительной динамике развития ребёнка, его успешной социализации и повышению компетентности родителей.

Список литературы:

  1. Арнаутова, Е.П. Планируем работу с семьёй. / Е. П. Арнаутова. // Управление ДОУ. - 2006.- №4. – С. 66 – 70
  2. Тонкова, Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Текст] / Ю. М. Тонкова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. - Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71 – 74.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательный процесс

Профилактика зрительных нарушений у дошкольников

Нуриахметова Татьяна Викторовна,

учитель-дефектолог

 МАДОУ детский сад №30

г.Нефтекамск

2015 год

ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНЫХ

НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

          Нуриахметова Т.В.,

 учитель-дефектолог

 МАДОУ д/с №30

Согласно данным ВОЗ почти 20% дошкольников имеют проблемы со зрением. Врачи утверждают, что так называемая эпидемия заболеваний органов зрения развивается катастрофическими темпами.  В то же время многие проблемы со зрением могут быть легко исправлены при ранней диагностике. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Наши глаза - удивительный дар природы. Но мы не всегда ценим и бережём их. В последнее время для всех развитых стран характерен угрожающий процентный рост близорукости среди населения, начиная с детского возраста.

На возможную близорукость может указывать следующий набор поведенческих особенностей:

- ребёнок держит игрушки (особенно мелкие) и рассматривает картинки, поднося их очень близко к лицу;

- ребёнок, рисуя, рассматривая картинки или играя с конструктором, «водит носом по столу»;

- ходит с низко опущенной головой, начинает горбатиться;

- ребенок становится рассеянным, быстро утомляется, могут появиться жалобы на головную боль и боль в глазах;

- на прогулке ребёнок с трудом узнаёт удалённые фигуры людей, детали объектов, прищуривается.

На возможную дальнозоркость могут указывать такие факторы:

- быстрая утомляемость при работе с мелкими предметами;

- в возрасте 5-6 лет начинающий читать ребёнок при чтении отодвигает от себя тексты.

На возможный астигматизм указывают:

- неправильная поза ребёнка при работе за столом, сильный наклон головы;

- неправильное положение листа бумаги при рисовании (слишком сильный наклон бумаги);

- сложности, возникающие у ребёнка при выполнении задания провести прямую линию, нарисовать квадрат или круг.

Понимание актуальности данной проблемы привело к созданию  системы профилактических мероприятий  зрительных нарушений у дошкольников. Мы  выделили  следующие направления: профилактические меры медико-гигиенического характера, профилактика зрительного утомления (гигиена зрения), тренировочные упражнения для цилиарной мышцы. Важным звеном профилактики близорукости является предупреждение и лечение общих хронических заболеваний (хронический тонзиллит, кариес зубов, ревматизм и другие). Обнаружено, что зрительные нарушения в детском возрасте часто начинают развиваться после различных общих заболеваний, особенно после инфекционных.

Меры медико-гигиенического характера заключаются, прежде всего, в создании наиболее благоприятных условий зрительной работы. К ним относятся достаточный уровень освещенности, правильная посадка во время рисования и приема пищи, соблюдение режима зрительной нагрузки.

В детском саду № 30 с 1983 года  работают  специализированные группы для детей с нарушениями зрения. Одной из основных задач работы медико-педагогического коллектива является задача по укреплению и сохранению здоровья детей, повышению остроты зрения. Педагогическая работа в детском саду осуществляется в тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной. Имеющийся опыт организации лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы позволил создать систему профилактических мероприятий, включающих разные методы.

В работе детского сада используются элементы здоровьесберегающей технологии  В.Ф. Базарного. Отличительная особенность этой технологии состоит в том, что занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удалённые предметы. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры. Детям предлагается  найти какую-либо игрушку или фигуру. Затем пробежать глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху вниз. Часть занятия проводят сидя. Тем самым упражняется позвоночник.

Своевременная смена различных видов деятельности, изменение обстановки, в которой проводятся учебные занятия, могут содействовать повышению работоспособности детей. Так, периодическая перемена положения тела во время занятий предупреждает появление утомления.

Эффективным средством предупреждения утомления являются физминутки. Детям предлагаются комплексы детям из 2-3 упражнений, которые просты, интересны, удобны для выполнения. В эти комплексы широко вводятся имитационные упражнения в сопровождении стихов.

В группах имеются таблицы для специальных тренировочных  упражнений для глаз. Они адаптированы к условиям детского сада: использованы сказочные персонажи, красочные изображения предметов окружающего мира. Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию.

На занятиях, связанных с напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание и другое) полезны физические паузы для глаз: закрыть глаза, откинувшись на стуле, расслабиться, затем выполнить несложные движения глазами вверх-вниз, в стороны (в течение 1-2 мин.). А между занятиями, через 25-30 мин, рекомендуются физические паузы с упражнениями, вовлекающими в работу большие группы мышц всего организма.

Широко используется методика упражнений глазных мышц  по Аветисову Э.С. «Метка на стекле» или «Далеко-близко». Эти упражнения снимают зрительное утомление глаз, тренируют мышцы глаз и хрусталика. Дети встают возле окна на расстоянии 30-35 см  (если ребенок носит очки, то упражнение выполняет в очках). На стекле на уровне глаз прикрепляют круглую метку диаметром 3-5 мм. Вдали на уровне взора, проходящего через эту метку, намечают какой-нибудь постоянный предмет для фиксации (дом, дерево и т.п.). Поочередно взгляд переводится с метки на далекий предмет. Упражнение выполняется в течение 2 минут, 2 раза в день. Чтобы заинтересовать детей и удержать их внимание в течение нескольких минут, можно предложить для рассмотрения вблизи не кружочек, а маленькое изображение игрушки (пирамидка, бабочка, рыбка и т.д.). Обратить внимание на цвет, форму игрушки при рассматривании вблизи.

Новые возможности предупреждения нарушений зрения открывает метод тренировки цилиарной мышцы. Наблюдения показывают, что у детей с ослабленной аккомодацией, которые не выполняли тренировочные упражнения для цилиарной мышцы, близорукость развивалась чаще, чем у тех, которые их выполняли. Зрительные упражнения с дошкольниками необходимо проводить в игровой форме.

1. Игровое упражнение «Часики». Дети выполняют движение глазами влево и вправо, не поворачивая головы («тик-так, тик-так).

 2. Игровое упражнение «Мячик». Дети выполняют движение глазами вверх-вниз, не поворачивая головы («прыг-скок, прыг-скок»).

 3. Игровое упражнение «Матрешка». Быстро моргать в течение нескольких секунд, затем крепко зажмурить глаза на несколько секунд и широко открыть глаза.

4. Игра с лазерным фонариком «Поймай зайчика». Включается фонарик и запускается солнечный зайчик на прогулку. Ребёнок, поймав зайчика, сопровождает его взглядом, не поворачивая головы.

5. Музыкальные физминутки для глаз.

6. Электронные физминутки для глаз.

Таким образом, созданная в детском саду система профилактики, лечения, обучения и воспитания способствует достижению высоких результатов в предупреждении зрительных нарушений дошкольников.

Благодаря совместной работе всего медико-педагогического коллектива и родителей в детском саду достигаются положительные результаты работы. Так за период с 2011 года получили офтальмологическое лечение 142 ребёнка, из них у 24 детей зрение повысилось на 80-100%, у 9 детей – на 50-70%, у остальных детей - на 10-40 % . Дети массовых групп выпустились из детского сада со 100% зрением.

 На базе детского сада №30 был проведён городской семинар для педагогов дошкольных образовательных организаций по профилактике зрительных нарушений у детей. Опыт работы, представленный в мастер-классе, применяется в детских садах общеразвивающего вида.


Используемая литература:

1. Денискина В.З., Солнцева Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения. -  М., 2004 г.

2. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. -  М., «ГороД», 1998 г.

3. Плаксина Л.И. Л.А.Григорян Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. -  М. «ГороД», 1998г.