Это полезно знать.

Кувшинова Оксана Петровна

В этой рубрике представлены материалы консультаций для родителей и педагогов, выступления на родительских собраниях и круглых столах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование произвольности у дошкольников.

К началу школьного обучения ребенок  должен научиться  управлять своими желаниям, эмоциями и поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения в той или иной ситуации, выполнять действия по образцу, на уроке слушать учителя и говорить с разрешения учителя. Это связано с основными действиями волевого характера – постановка цели, принятие решения, построение плана действий, выполнение его, оценка результатов своих действий, а также дисциплинированность и организованность. Здесь речь идет о волевой готовности, которая необходима для нормальной адаптации к школьным условиям (Слайд 2).

Последний год пребывания ребенка в детском саду переломный, критический в психологическом отношении. Происходит переход к следующему этапу личностного развития ребенка. Наиболее важные достижения седьмого года жизни – появление новых мотивов поведения. Готовность к принятию новой социально роли, имеющей права и обязанности, ведет к формированию «внутренней позиции школьника» (Слайд 3) (термин введен Л.И.Божович) - то есть стремление стать школьником, произвольном поведении ученика- пишет Дубовина И.В.

Произвольность достигает определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и продолжает развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе. Это создает основу для формирования у ребенка, ставшего первоклассником, качеств необходимых школьнику для успешного усвоения программного материала, развития различных сторон  его личности.

Всякая психическая функция зарождается, формируется и преобразуется сначала в процессе общения и взаимодействия со взрослым, а затем становится внутренне управляемой самим ребенком. Важно при этом иметь в виду, что произвольность не формируется сама по себе, ее необходимо воспитывать.

Б. Д. Эльконин считал, что эмоционально-волевая готовность, а иначе – произвольное поведение закладывается и развивается в игре, основном виде деятельности дошкольника, где действия подчинены правилам, развивается умение действовать в соответствии с требованиями, внимательно слушать говорящего, т.е. воспринимать устную инструкцию, умение пользоваться речью, умение договариваться, умение управлять и быть управляемым.  (Слайд 4).

Полноценную учебную деятельность у дошкольника можно формировать только на основе игровой.  Поэтому  сюжетно-ролевая игра является ключевой. Особое место занимают  дидактические игры и игровые приемы, которые  при постановке учебных задач можно назвать игровыми формами обучения. Их значение состоит в том, чтобы облегчить переход к системному обучению.

        Однако обучение дошкольников существенно отличается от обучения школьников, как по целям, так и по методам. Основной целью продолжает оставаться не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу, методы обучения опираются на специфику характерных для дошкольника видов деятельности и форм мышления.

Помимо программного содержания, предусмотренного занятием, воспитатель формирует у детей представление о том, что занятие – это важная деятельность для приобретения знаний. (Слайд 5) На систематических занятиях ребенок вырабатывает активное поведение, что включает в себя внимание к словам воспитателя, старание при выполнении задания. Сами по себе эти качества и изменения психики не формируются. Для этого необходимо педагогическое воздействие.

Ребенок получает опыт деятельности в коллективе, осознание значимости собственного участия в решении общей задачи. А также происходит усвоение норм организованного поведения во время учебной деятельности.

Безусловно, занятия должны проходить в игровой форме, что весьма необходимо для восприятия дошкольников. Игровые приемы помогают сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям детей, дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого-либо умения, играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

Хочется остановиться на конкретных играх, которые помогают нам формировать у ребят необходимые качества для школьного обучения. Следует сказать, что любые игры с правилами требуют от ребенка волевых усилий, и, таким образом, косвенно способствуют развитию произвольности. Например, подвижные игры являются главными помощниками в приучении детей к организованности и дисциплине, например, «Тише едешь, дальше будешь».

Есть игры малой подвижности, которые дети очень любят и они крайне полезны для саморегуляции поведения и развития слухового внимания:

(Слайд 6)

  • «Товарищи командиры», можно поменять ключевое слово на «Пожалуйста»;
  • «Запрещенное движение»;
  • «Колечко, выйди на крылечко»;
  • «Будь внимателен» или «Путаница» (во время небольших пауз в режимных моментах);
  • «Ухо, нос, плечо»;
  • «Чоки-чок, зубки на крючок, кто заговорит, тому щелчок» - эта игра также используется в режимных моментах;
  • «Я посылаю письмо…»

Во второй половине дня обязательно организационный момент перед беседой или чтением в виде игрового упражнения:

  • «Передай другому» (цыпленка, штангу, змею и пр.)
  • «Рояль» (колени – клавиши, хлопаем ладошками по коленям соседа, в определенной последовательности);

Отдельно хочется сказать об игровых приемах, используемые в организационных моментах перед началом занятия. Дети очень любят эти игровые упражнения, которые учат переключению внимания и настраивают на рабочий лад: (Слайд 7)

  • «Сядет тот, чье имя начинается со звука …», «…у кого в одежде есть … цвет», «…у кого глаза … цвета», «… у кого фамилия начинается на …», «…имя мамы на…», «…кто стоит справа (слева, впереди, сзади) от…»;
  • «Сядьте в той последовательности, в которой назову».

 В заключении хочется сказать, что специальная подготовка детей к школьному обучению способствует формированию у старших дошкольников элементов будущей учебной деятельности: умение ориентироваться на систему правил в работе, сознательно подчинять свои действия правилу, умение слушать и выполнять инструкцию взрослого, работать по образцу, контролировать свои действия и соотносить их с действиями партнера.

Таким образом, к концу дошкольного возраста  ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению, то есть сознательно регулируемому  поведению. Ребенок учится действовать, подчиняясь особым правилам,  выработанным не им самим, а данными ему из вне.  



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

1. Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

2. Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

3. Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

4. Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

5. Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

6. Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Вам, как его родителям важно:

Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

По возможности вместо запретов предлагать альтернативы, формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и Т.д.

Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

Цели и задачи ДОУ на новый учебный год.

Мы работает по программе «От рождения до школы» под редакцией, Н. Е. Веракса М. А. Васильевой и Т. С. Комаровой. Цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Особенности образовательного процесса в средней группе.

Организованная образовательная деятельность детей проводится

 по следующим образовательным областям:

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие»;

«Физическое развитие»

С этого года проводится утренняя гимнастика 08.15, от зарядки зависит физический и эмоциональный настрой ребенка на весь день. Затем завтрак и начинается НОД (непосредственная образовательная деятельность, т.е. занятия), наши занятия будут по 20 минут. Физкультура - 3 раза в неделю, Музыка – 2 раза в неделю. Музыка и Физкультура в некоторые дни будет проводиться во второй половине дня. 1 – по математике, 1 – ознакомление с окружающим миром, 1 - по развитию речи, 1- рисование, 1 – лепка / аппликация (чередуются через неделю). Расписание можете увидеть в раздевалке.

Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть ребенок к концу учебного года:

Речевое развитие.

Правильно произносить все звуки родного языка;

Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;

Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;

Согласовывать слова в роде, числе, падеже;

Употреблять предложения с однородными членами;

Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки;

Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.

Познавательное развитие:

Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»;

Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;

Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;

Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;

Различать и называть части суток, времена года;

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);

Знать правую и левую руку;

Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;

Уметь  вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);

Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);

Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;

Различать и называть части тела животного и человека;

Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;

Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;

Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);

Называть насекомых;

Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;

Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

Художественно – эстетическое развитие:

Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;

Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая элементы;

Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;

Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;

Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;

Правильно держать ножницы и действовать ими;

Резать по диагонали квадрат, вырезать круг из квадрата, овал - из четырёхугольника, делать косые срезы;

Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;

Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Социально – коммуникативное развитие:

Уметь договариваться  с  детьми, во что играть, кто кем будет в игре;

Использовать  «вежливые» слова;

Иметь  представление о работе своих родителей;

Знать название своей Родины;

Знать название города, деревни, где живут, улицу;

Соблюдать  элементарные правила организованного поведения в детском саду;

Соблюдать  правила поведения на улице и в транспорте;

Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);

Соблюдать  элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);

Иметь  представление о значимости труда взрослых;

Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Физическое развитие:

Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног; 

Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см;

Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;

Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не меньше  5 раз подряд;

Лазать по лесенки - стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой; 

Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу;

Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;

Кататься на двухколёсном велосипеде;

Ориентироваться в пространстве.



Предварительный просмотр:

Круглый стол «Что такое детская игра?»

Игра – что это такое?

Это ведущие вид деятельности детей. В игре ребенок узнает себя, учится общаться с окружающими.

Нужна ли детям игра?

Каждого родителя дошкольника волнует вопрос о подготовке к школе. Так вот игра  отлично готовит детей  к школе физически,  личностно (мотивация – формируется произвольное поведение, самооценка, самосознание), интеллектуально.  В игре он чувствует себя  значимым, самостоятельным. В игре он как бы переживает мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями, ролями и сюжетами. В игре развиваются воображение, мышление, память, речь.  

Требования школы, что дети должны иметь навыки чтения и письма – это грубое нарушение закона. Ребенок должен быть готов к восприятию и быстрому освоению этих навыков.  То, чем мы и занимаемся: лепка, рисование, аппликация – развитие мелкой моторики.  

То, что мы видим в играх наших детей – это отражение мира, который окружает ребенка, как МЫ разговариваем друг с другом, ТАК укладываем их спать. Будьте внимательнее к своим словам и поступкам в отношении детей и окружающих вообще.

Как вы относитесь к вседозволенности?

Недопустима. Должны быть правила.  (Пример реплики)

Следует ли организовывать учебную деятельность для таких маленьких детей??

В возрасте 5-6 лет происходит скачек в развитии мышления. Интенсивно развивается мозг ребенка, поэтому важно правильно его нагружать.

В какие игры любят играть ваши дети?

Предложить нарисовать любимую игрушку ребенка.

Шашки, домино, пазлы, игры-лабиринты, конструкторы, мозайки, сюжетно-ролевые игры, театрализованные , с природным материалом, песком, водой, снегом – все это поможет детям знакомиться с окружающим миром, делать  открытия, развивать мелкую моторику рук, снимать психологическое напряжение.

Взрослые часто недооценивают роль игры, увлекаясь различными формами обучения. Однако значение игры в жизни ребенка велико. Недаром ООН в декларации прав ребенка и в Конвенции о правах ребенка провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. Игра – основная деятельность дошкольника. Играйте вместе с детьми и сделаете их счастливыми.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1.  Игра научит взрослого говорить с ребенок на его языке.
  2.  Игра поможет преодолеть чувство превосходства над ребенком.
  3.  Игра научит любить ребенка таким, какой он есть.
  4.  Игра научит доверять друг другу.