Методическая копилка

Величкова Ирина Оттовна. Дети-это моя жизнь!

                                                                                                                                                                     Эссе

«От того, как пройдёт детство, кто будет вести ребёнка за руку в детские годы,  что  вложат в его разум и сердце - от этого будет зависеть, каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    В.А. Сухомлинский.

           Когда-то великий Сократ на вопрос учеников, что самое трудное в жизни людей, ответил, что самое трудное – учить, лечить и судить людей. Во всем мире самые престижные профессии – профессия учителя, врача, юриста, потому, что это самые производительные профессии мира – они «возделывают Человека, который творит все богатства мира».

         Все свои школьные годы я мечтала о профессии учителя, и, закончив 10 классов, решила поступить в педагогический институт. Но так случилось, что я не прошла по конкурсу, и  судьба привела меня в свой родной детский сад, где я стала работать воспитателем.  Как трудно было мне, ещё молодой девчонке, уследить за маленькими сорванцами, заинтересовать их игрой, интересным занятием. Постепенно я замечала, что детки ждут встречи со мной, и очень скучают, когда меня долго нет.…И вот, уже  31 год я каждый день иду в детский сад, как на праздник, потому что испытываю необыкновенное чувство гордости  и радости оттого, что могу открывать  этим маленьким человечкам большой, сложный и удивительный мир!   

                     «Судьба моя - ребячьи души! Нет лучшей доли на земле…»

         Что же означает – профессия воспитатель детского сада, воспитатель малышей, которому доверяют родители самое дорогое и бесценное? Ответить на этот вопрос очень сложно и трудно.  Какими  словами выразить то счастье, когда ребёнок подаёт тебе тёплую ладошку, доверчиво прижимаясь, и радуясь тебе. Нужно иметь огромное терпение и любовь к детям, переживать за их успехи и неудачи, радоваться личным достижениям и маленьким победам.По сути, эти дети не являются твоими родными, но ты с ними «срастаешься», начинаешь думать вместе с ними, удивляться и восхищаться как они, и вот - это уже «мои дети»! Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд.     Задача воспитателя – заполнить этот сосуд добром, творчеством, знаниями и навыками. После мамы, воспитатель первый учитель, который встречается на жизненном пути ребёнка. Это та самая профессия, когда воспитатель в душе, всегда остаётся ребёнком, иначе дети просто не примут его в свой мир, не подпустят к своему сердцу.

            Быть воспитателем не только интересно, но и ответственно, ведь тебе доверяют самое дорогое – детей! Воспитатель, это не тот, кто воспитывает и обучает,  это прежде всего друг детей. И то, как ты будешь  относиться  к  детям, зависит их доверие к тебе.

        Я считаю, что самое главное – любить детей, отдавать им своё сердце, любить просто так, ни за что, просто за то, что они есть!

            За время пребывания в детском саду мне довелось работать с детьми разных возрастов: от младшей и до подготовительной к школе группы. И скажу, не тая, что в каждом возрасте есть своя «изюминка», свои отличительные  черты. Когда набираешь малышей и идёшь, ступенька за ступенькой, к выпуску из детского сада, то на протяжении этого времени ты с детьми сближаешься и растёшь вместе с ними. Заболел ребёнок – и у тебя за него сердце болит – как он там? Всё ли нормально? Самый ответственный момент – это адаптация ребёнка в группе. Когда малыш плачет и не хочет отпускать свою маму на работу, то собираешь все свои знания и умения, приёмы и методы, набираешься терпения и стараешься сделать всё, чтобы пребывание малыша было комфортным и уютным.

       И как же здорово, что этот малыш, который недавно плакал, идёт к тебе на руки и тянется, как к родному человеку. Уже и с мамой расставание проходит легче и безболезненней. Думаю, это означает одно – ты стала своей, второй мамой.  И  каждый раз,после выпускного бала, когда мои ребята  покидают детский сад, моя частичка души тоже уходит вместе с ними. Потому, что со временем отдаёшь столько любви и энергии, а взамен тебя одаряют доверием, радостью и самое главное – любовью. Работая с дошколятами, не перестаёшь удивляться – какие они удивительные, смешные, заботливые, прекрасные. Любопытные. Каждый ребёнок по своему уникален, со своим характером и настроением, талантом и непредсказуемостью. Ко всем своим воспитанникам  стараюсь относиться  объективно, ведь за каждым характером скрывается личность, которую нужно помочь развить.  От того, что знает и умеет делать взрослый, зависит будущее малыша, чему он их научит.

          Профессия – воспитатель  очень нелёгкий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением опыта становится только мудрее. Сейчас, в связи с реализацией и внедрением ФГОС  в дошкольных учреждениях, для педагогов предоставляется больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при очень большом желании можно достигнуть наибольших высот. 

      Я стараюсь, как можно больше дать детям, и не просто дать, а преподнести в интересной форме. Очень много внимания уделяю творческому развитию детей; мы рисуем, лепим, мастерим, используя разные техники и технологии. Участвуем с детьми в разных конкурсах. Много беседуем и играем. Стараюсь, как можно чаще применять инновационные технологии в воспитательном процессе.Ведь в настоящее время дети более развитые и уникальные, чем были раньше, и к ним нужно искать новые подходы и использовать новые методы, методики и формы в воспитательном процессе. В зависимости от обстоятельств, воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и художник,и актер. И близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту.

         Могу ли я назвать себя  Воспитателем с большой буквы? Я считаю, что это звание должно складываться из отзывов родителей и, конечно же, наших детей, которых я даже не могу назвать «воспитанниками», а только лишь «моими детьми». Но важно не столько мнение окружающих, сколько сам процесс ежеминутного взаимодействия с детьми. Хотя всё в жизни взаимосвязано. С радостью ли ребёнок переступает каждый день порог детского сада, встречает ли тебя с улыбкой, даже если он уже учится в школе, играет ли в сюжетно-ролевую игру «Детский сад» дома, непременно становясь именно на твоё место – вот наивысшая оценка для любого воспитателя, даже если у него нет наград и медалей. Высшая награда – любовь детей! Я ещё раз хочу подчеркнуть, что горжусь тем, что мне доверено судьбой, вносить свой вклад в наше будущее!!!

Я могу закончить своё эссе словами:               «Каким быть должен воспитатель?

Конечно, добрым должен быть!

Любить детей, любить ученье, свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель?

 Конечно, щедрым должен быть!

Всего себя, без сожаленья, он должен детям подарить! »

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskayanahodka.docx49.61 КБ
Файл konspekt_master_klassa_s_detmi.docx24.33 КБ
Файл 9_maya.docx20.07 КБ
Файл master_klass_konspekt.docx42.18 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема: «Развитие конструктивного мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством оригами»

     Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!  Меня зовут Величкова Ирина Оттовна.    Я осуществляю свою педагогическую деятельность в детском саду №4 «Лукоморье» г.Соль-Илецка.  

Слайд 2.Актуальность 

Уважаемые коллеги! Современному развивающемуся обществу нужны образованные, думающие, инициативные люди, способные на творческий подход к любому делу. 

       Поэтому с учетом требований современного общества и реализацией основных принципов  ФГОС ДО, одной из основных задач воспитателя заключается в том, чтобы научить дошкольника мыслить нестандартно, используя те возможности, те способности, которыми наделила его природа и нам, Уважаемые коллеги ,необходимо увидеть эти способности и создать благоприятные условия для их развития.

     Следовательно, проблема развития конструктивного мышления и творческих способностей у детей дошкольного возраста в настоящее время являются одним из наиболее актуальных проблем, которая является важным условием формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

  Существенного развития конструктивное мышление достигает в дошкольном возрасте.  На развитие конструктивного мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста положительно влияют разные виды детской деятельности.          

  Слайд 3. Эпиграф, цитата

 Оригами объединяет в себе игру ума, точность рук и остроту взгляда»

                                                                                                               Рик Бич.

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому

–Я пойму!

 Одним из любимых видов деятельности моих воспитанников являются занятия по изготовлению поделок из бумаги.  

      Мы привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединить и с помощью них создается множество форм.

    Теория изобретательства утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Такой конструктор существует. Это – Оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразнейших фигурок! Я заметила, что в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования нашего детского сада после проведенных занятий по конструированию из бумаги мои дети с интересом продолжали складывать игрушки   в самостоятельной деятельности.

     Наблюдения за детьми в самостоятельной деятельности позволили мне сделать вывод, что:

- У многих воспитанников недостаточно развита мелкая моторика рук.

-  Имеется недостаточный объём возможного использования бумаги как материала для конструирования.

- Мои воспитанники недостаточно умеют использовать продукт собственной деятельности - свои поделки в дальнейшем.   

    Исходя из этого, я сделала вывод, что количество запланированных занятий по оригами занимал малую часть в образовательной программе дошкольного образования нашего детского сада, а интерес моих воспитанников к данному виду деятельности после проведенных занятий в течении долгого времени оставался. 

      Поэтому в рамках реализации одного из принципа федерального государственного стандарта дошкольного образования - поддержка интереса и инициативы детей, я изучила еще и мнение родителей о важности и актуальности вопроса развития у детей способностей при конструировании с бумагой.

    Мнение родителей показало востребованность данного направления работы с детьми моей группы.

         И данная тема «Использование техники оригами в развитии детей дошкольного возраста» была выбрана в качестве моей педагогической находки.

    Слайд4,5 Значимость

  Всех достоинств использования техники оригами в развитии ребенка с научной точки зрения не перечислить  вы их видите на слайде.  

    Передо мной встал вопрос: как в игровой форме ознакомить своих воспитанников с искусством оригами, как подчеркнуть значимость изобретённой игрушки, как в дальнейшем применить данную игрушку в игровой и развивающей деятельности ребёнка?

   При изучении научной и психолого-педагогической литературы по развитию у дошкольников конструктивного мышления, творческих способностей и обучению дошкольников технологии оригами выявила:

    Во-первых, недостаточно уделяется внимание развитию конструктивного мышления у дошкольников.

     Во-вторых, недостаточно обобщен опыт работы педагогов по использованию продуктов детской деятельности, продуктов совместной творческой деятельности взрослого и ребенка, в частности оригамских игрушек, при организации развивающей предметно-пространственной среды и использования их в воспитательно - образовательном процессе.

   Слайд 6.Новизна        опыта 

Инновационной составляющей педагогической находки состоит в том, что организовано системное использование оригами в воспитательно - образовательном процессе для развития конструктивного мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.  

Слайд7 ,8 Проект

         Опираясь на наблюдения за воспитанниками и мнение родителей, учитывая современные требования к организации образовательного процесса, изучение научной и психолого-педагогической литературы мной был разработан долгосрочный педагогический проект «Волшебный мир оригами». Свой проект я начала реализовывать со средней группы.

Для реализации проекта я определила для себя цель и задачи, которые представила вашему вниманию на слайде.

      Цель: разработать систему педагогических условий, способствующих развитию    конструктивного мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством оригами через интеграцию образовательных областей.

 Задачи:

Обучающие 

  • Обучать различным приемам работы с бумагой.  
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.   
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Создавать композиции, выполненные в технике оригами.
  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие: 

Развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; пространственное воображение художественный вкус, творческие способности и фантазию; коммуникативные способности.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

 

 Слайд9 . Фото в деятельности к проекту

         Основной педагогической идеей реализации проекта «Волшебный мир оригами» является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок оригами, а воспитание и развитие у детей целого ряда способностей и навыков.

   Оригами не является для ребёнка простой механической операцией, как может показаться с первого взгляда, ему приходится постоянно думать, соизмерять свои движения,  что требует волевого и мыслительного напряжения.

 Ведь качество изделий зависит от аккуратности складывания и заглаживания сгибов.

Сдайд 10 Книги,картотеки

   Поэтому при знакомстве детей с искусством оригами,  обязательно я применяю   пальчиковые игры, так как они являются основой подготовки руки к выполнению работы. В  ходе реализации проекта«Волшебный мир оригами»  у меня сформировалось картотека  пальчиковых игр по лексическим темам. Также  сформиована мини библиотека из пособий по оригами.которую использую  в работе.

   

Слайд 11,12Фото, где дети экспериментируют,картотеки

      В начале реализации проекта «Волшебный мир оригами» Мною была разработана картотека экспериментов по знакомству дошкольников со свойствами бумаги.  Мои дети через экспериментальную деятельность узнали о том, что бумага бывает разная: рвется, сминается, сгибается, скручивается, разрезается, соединяется разными способами (склеивается, сшивается, переплетается), горит, впитывает воду, окрашивается.  

Слайд 13. Квадратик

  Учитывая, что основной вид детской деятельности – игра, поэтому обучение оригами проходило через игру на занятиях, в совместной образовательной деятельности взрослого и детей в ходе режимных моментов,    

  Детям дошкольного возраста сложно воспринимать такие определения, как угол, сторона, центр, диагональ, вершина. Поэтому для мотиваци на занятиях и впоследствии для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами я использовала в работе со своими детьми разнообразные игровые приёмы. Навыки работы преподносила в сказочной форме. На  занятии приходил в гости "Квадратик".

Слайд 14,15 Приёмы с мл.возраста по старший

  Для того чтобы научить своих воспитанников на первых этапах складывать картинки по линиям и создавать свои первые поделки, с которыми можно играть я использовала следующие игровые приёмы.

1.Сделай двери для кошки и собаки

Чтобы аккуратно загнуть края картинки к центру, можно заранее обозначить середину листа, сложив его пополам.

2.Накорми собачку

Чтобы аккуратно загнуть углы картинки к центру, можно заранее обозначить его, сложив лист вчетверо.

3.Укрой зайчат одеялом

 Затем  задания усложняю: нужно загнуть края листа или углы к центру.

 Для  подсказки на углах рисую снежинки или звёздочки. Они помогают малышу ориентироваться, как складывать лист. Чтобы сделать сгиб, нужно совместить звёздочки (как на картинке). Лист можно согнуть двумя способами: от себя и к себе.          

На этом этапе обучения все поделки основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Конфетка», «Книжка».  

Слайд 16. фото карта,базовые формы,условные обозначения 

   В старших группах дошкольного возраста, приемы усложняются. При освоении важного приёма складывания дети уже используют   пооперационные  карты, ориентируюся в условных обозначениях и базовых формах. : «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт», «Дом», «Дверь»

 

       В старшей – подготовительной группе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами.Занятия по ознакомлению с базовыми формами проводила в форме сказки, которые называются «оригамские сказки», где два уголка листа бумаги оказываются сестрой и  братом  (бабушкой  и  внучкой), перегибание листа приводит к их встрече и расставанию, дружбе или некоторой размолвке.  Они путешествуют в горы (верхний угол заготовки) и  в  долины, переплывают реки (линии сгиба) и дремучие леса.  

   Новый материал запоминается легко и быстро, так как объединен одной логической и образной историей. После того как ребёнок овладел способом складывания   фигурки по пооперационной карте, он применяет умение    в самостоятельной творческой деятельности.

 

 

 

 Слайд 17.. В рамках реализации  проекта по ознакомлению с  историей оригами.включено 5 занятий.. Они проводятся  в форме видеоэкскурсий, путешествий, просмотр презентаций, лэпбуков.один из приемов представила  в занятии.

 Разработанный мною проект предполагает  применять  технологию и  продукты деятельности оригами в воспитательно-образовательном процессе во всех образовательных областях и видах деятельности.

Слайд 18.Использование оригами в разных видах деятельности

Интеграция оригами с изодеятельностью

И любимой формой оформления полученных результатов моих воспитанников является составление аппликаций, коллажей, коллективных работ.

Наши работы получаются яркие, красочные и непохожие друг на друга.

Объемность оригамских фигурок позволяет размещать их не только на плоскости, но и в пространстве.

Слайд19

Развитие экологических представлений 

   Так же в рамках реализации проекта Оригами  использую при изучении явлений живой и неживой природы, времен года, животных, растений, птиц, насекомых,  Дети с интересом и желанием включаются в создание разнообразных макетов, что позволяет закрепить детям материал по ознакомлению с окружающим и экологии.

В дидактических играх ,н-р «Зоопарк на столе», «Назови обитателей водоема»

Слайд 20.

Развитие математических представлений

  В процессе складывания фигур оригами, детей знакомлю с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией., мне легко  научить их, применяя игровые приемы о которых я говорила выше, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ. 

Использование фигурок, выполненных в технике оригами, позволяет наполнить занятия математики интересными игровыми сюжетами.

В дидактических играх, например «Обобщающие понятия», «Цвет и форма» и др.

Слайд21

Развитие речи

   

  Яркие образы персонажей  дают возможность использовать их для пересказов и рассказов  знакомых детьми произведений и сказок , для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.

И что ценно: материал для занятий создан самим ребёнком!

Слайд 22.В театрализованной деятельности оригами в нашей группе используем    

С детьми для малышей организовали:

а) пальчиковый  театр – особая разновидность оригамской игры.

Небольшие игрушки-наперстки изготавливаются очень легко.

С их помощью можно сочинять и разыгрывать небольшие сценки, любимые сказки.  

б) настольный театр

После прочтения сказки дети складывают фигурки, изображающие сказочных героев, а затем они разыгрывают небольшой спектакль с этими фигурками прямо на столе. После того, как группа разыграла только что прочитанную сказку, можно предложить детям придумать свою историю с теми же героями.

в) иллюстрирование сказок.

Разнообразные фигурки оригами позволяют создавать целые плоскостные или объемные композиции по мотивам любых сказок.

 

 Слайд23

Физическое развитие

Также  поделки из оригами  я использую  в физическом развитии детей, для

оптимизации двигательной активности детей в таких режимных моментах, как:

*утренние гимнастики;

*подвижные игры;

*соревновательные эстафеты;

  Мы с ребятами представили вам на конкурсном занятии в путешествии по мини-музею «Оригами»      игру- эстафету  «Вороны»

 

 Самый главный атрибут эстафет – соревнований, малых Олимпийских игр,

проводимых в детском саду – медаль за победу.  

 Также поделки используются в оснащении развивающей среды

Слайд24,25, .Оригамские модели также применяются:
- на праздниках (дарим оригамские открытки,);
-  в оформление зала.

- Арт-терапия.

Я использую  технологию оригами как одно из разновидности Арт-терапии

 С   использованием оригами в арт терапии    я ознакомлю вас на  конкурсном мероприятии «мастер-класс».

       

     Слайд26. Фото с родителями

В рамках реализации проекта осуществлялось взаимодействие с родителями через следующие формы работы:

мастер-классы («Волшебные превращения»),

консультации(«Влияние оригами на развитие умственных и творческих способностей дошкольников»), 

дискуссии-размышления «Волшебное оригами».

семинары-практикумы для родителей («Технология оригами»), с целью  познакомить с  техникой оригами  и научить  родителей выполнению простейших поделок.

Создан проект с детьми и родителями «Весна пришла».

Цель: убедить родителей в необходимости и значимости  оригами в интеллектуальном творческом развитии детей.

Слайд27.   В результате совместной деятельности с детьми и родителями по реализации проекта «Волшебный мир оригами»  был организован и функционирует в нашем детском саду мини-музей «Оригами», в котором в течение года экспозиции  пополняются, изменяются.

   На сегодняшний день содержание  мини – музея  позволяет посетителям (детей других групп) познакомить с искусством оригами: историей, видами оригами, сформировать представления о разнообразии моделей оригами, о свойствах бумаги и способах ее сминания и складывания.

   В конкурсном занятии «Путешествие в страну «Оригами»,  которое было представлено вашему вниманию, я постаралась показать некоторые формы работы с детьми в нашем мини-музее.

 Слайд28

    На основании изученной психолого-педагогической литературы научные труды (работы Парамоновой Я.Д., Лиштван З.В., Тарабариной Т.И. и др.) по проблеме формирования мелкомоторных движений рук дошкольников нами были разработаны следующие критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста,которые вы видите на слайде:

-точность совмещения частей;

-придерживание совмещенных сторон одной рукой;

-оптимальность нажима на бумагу:

-разглаживание бумаги;

-фиксация сгибов;

-проглаживание сгибов;

-точность тактильных ощущений (умение выбрать бумагу для поделки на ощупь).

-украшение поделки (приемы вырезания, рисования мелких деталей).

Слайд29.  Диагностическая карта уровня развития детей    

(подготовительная к школе группа)

Фамилия, имя ребенка

1.

Знание названий, умение различать  и применять  в работе условные обозначения оригами

2.

Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами

3.

Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить

4.

Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу

5.

Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами

6.

Точность и аккуратность выполнении работы

7.

Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат  своей работы        

8.

Умение находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи

9.

Общее количество баллов

10.

Процент усвоения программы

 Слайд 30

        Результатами моей работы  стали:

  • знание детьми условных знаков, принятых в оригами;
  • умение складывать самостоятельно базовые формы и игрушки на их основе;
  • умение пользоваться картой помощи;
  • умение читать чертеж;
  • умение самостоятельного выполнения действий;
  • соотнесение наглядных символов с соответствующими действиями.

-- использование в разных видах детской деятельности

  • Участие в конкурсах…..Андрющенко Ксения,6 лет
  • Международный конкурс Радуга талантов(1 место), Работа:оригами-рыбка;2019г.
  • Всероссийский конкурс «В стране Оригамии», Степкина Полина,6 лет,1 место,Работа:лягушка,цветок. 2020г.

Слайд 31.Диаграмма динамики развития способностей,навыков и умений в оригами

Слайд 32 Перспектива работы по оригами

Перспектива работы по оригами безгранична:

-к концу года планируется для наших родителей снять виртуальную экскурсию по нашему мини-музею.

- Создание проекта «Мультфильмы из детских работ по оригами»  по определенным темам

- Создание проекта «Театр моды Оригами»

- Работа в музее «Оригами» по разработке новых экспозиций, реализовывая Указ президента:

- сбор коллекций презентаций, виртуальных экскурсий, об истории

- акции

Слайд 33 Вывод

     Таким образом, можно сделать вывод, что рассмотренные педагогические направления работы по технологии оригами:

-целенаправленное знакомство  старших дошкольников с   искусством оригами на занятиях.

-использование оригами в различных видах деятельности;  

-организация   в  детском саду  предметно –  пространственной среды с использованием поделок.

-организация взаимодействия детей, педагогов и родителей

являются наиболее эффективными при развитии конструктивных и творческих способностей   у   детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с искусством оригами.

Слайд 33спасибо за внимание

         



Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №4 «Лукоморье» г. Соль-Илецка»

Мастер-класс для педагогов с участием детей

«Рождественский ангел»

                           

                                                    Подготовила и провела: Величкова И.О.

2021г.

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению техникой оригами и использованию её в работе с детьми.

Создать условия для профессионального самосовершенствования и развития творческой личности педагогов  посредством изготовления фигурок Рождественских ангелов в технике оригами.    

Задачи:  

-    рассмотреть оригами как вид  декоративно-прикладного искусства и его значение для развития ребенка;

 - создать условия для плодотворной работы участников мастер-класса.

-прививать интерес к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать народные традиции.

- показать использование оригами в театрализованной деятельности для развития умения сочинять сказку или историю.

 

Демонстрационный материал:

 Презентация, изготовленные  ангелы,  презентация «Рождественский ангел», фигурки оригами к сказке: котёнок, мама, девочка, ангел, рождественская композиция с ангелами.

Место проведения: музыкальный зал.  

Участники мастер-класса:   воспитатели, методисты, дети.

Вступительное слово:  Здравствуйте, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги! Свой мастер - класс мне бы хотелось начать с цитаты.  

                                              «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

                                                                В. Сухомлинский

           Тема по самообразованию, над которой я работаю: «Развитие конструктивного мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством оригами».

С младшего возраста у детей ярко выражен  интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать.  Именно последнее имеет отношение к такому материалу как бумага. Я использовала эту естественную тягу детей к бумаге в развивающих целях. Одним из принципов ФГОС ДО является поддержка детской инициативы. Искусство складывания из бумаги стало любимым видом деятельности детей.     

      Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук.  

     Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. На  развитие  творческих  способностей  у  ребенка положительно  влияют различные виды детской деятельности, которым большое внимание уделяется в детском саду.  

       В творчестве как основном показателе результативности культурных практик, проявляется новизна, это может быть оригинальный рисунок, поделка, конструкция, правила  игры. В процессе создания нового проявляется инициативность ребёнка. В инициативности просматривается самостоятельность в выборе материалов собственное мнение и выводы.

     Все культурные практики в образовательном пространстве МДОБУ №4 «Лукоморье» представляют собой элемент детского творчества. В образовательном пространстве МДОБУ№4 «Лукоморье» культурные практики использую в досуговых и праздничных мероприятиях, т.к. особое место в воспитании детей отводится традиционным праздникам. Данная деятельность направлена на приобщение к истокам народной культуры, общечеловеческим ценностям. Созданная развивающая предметно-пространственная среда способствует установлению, утверждению детей чувства уверенности в себе, даёт возможность использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества. Родители являются активными участниками творческого процесса.  

      На прошлом мастер-классе мы с педагогами проводили совместное творчество по изготовлению рождественского ангела. В рамках образовательной программы «Мир глазами детей» с детьми также изготавливали Ангелов во время рождественских праздников.

      Уважаемые члены жюри и коллеги! Сегодня для мастер-класса по использованию оригами в театрализованной деятельности, я хочу пригласить

своих воспитанников, детей подготовительной группы.

Ход мастер-класса:

Педагог приглашает в зал детей

Педагог: Здравствуйте, проходите, ребята!

(В руках у детей ангелочки, сделанные своими руками)

Педагог:

- А что это у вас в руках? (Ответы детей)

- Кого называют Ангелами?

 - Как вы их сделали? С помощью чего?( Из бумаги, с помощью  Оригами)

- А  давайте придумаем одну сказку или историю про Ангела? Согласны?

-Положите пока своих ангелов, и проходите, занимайте места.

             На столе стоят фигурки героев, сделанные из бумаги.

-Посмотрите, нас уже ждут герои!

-Выбирайте, кто возьмет какого героя себе, вспоминаем, с чего начинается любая история, сказка. Сказку или историю не только нужно  рассказать, но и показать с помощью фигурок героев. Ксения, я предлагаю тебе начать историю, а ребята продолжат.

- Готовы? Начинаем.

Придумывание истории про Ангела.

          Высоко в небе на самой красивой тучке жил Ангел.  Он очень любил сидеть на тучке и наблюдать за людьми. Вдруг однажды, ангел увидел девочку.  Это была очень хорошая девочка, добрая, послушная. Но однажды с ней произошла неприятная история. А дело было так. Как-то раз мама с дочкой  пошли за подарками, ведь приближались Новогодние праздники.   Народу в торговом центре было очень много. Девочка обычно держала маму за руку, но на этот раз они шли рядом и рассматривали витрины. Девочка засмотрелась на что-то, остановилась и в какой-то момент отстала от мамы. Толпа людей подхватила ее, и девочка потеряла маму из виду. Девочка остановилась и не знала, куда идти. Она испугалась и заплакала. Но все это наблюдал ее Ангел-Хранитель, он ведь был рядом. Он немного приподнялся над залом и увидел, где мама девочки. Рядом бродил маленький котенок. Ангел спустился и подозвал котенка. Он подтолкнул котенка к девочке, тот потерся бочком о её ноги и запрыгал вокруг неё. Девочка на минуту замолчала, а потом протянула руку, чтобы погладить котенка. А Ангел снова подтолкнул котенка, и котенок побежал. Не зная почему, девочка пошла за котенком. Ангел вел их туда, где была мама девочки. Через минуту девочка увидела растерянную маму. Она побежала к маме, а котенка и след простыл”

- Кто же помог найти маму? (Ответы)

А наш Ангел захотел тоже помочь людям, но ведь людей так много на Земле, а он один. Как же он сможет помогать?

Может ваши Ангелы прилетят на помощь к нему?

Дети берут Ангелов своих и ставят к Ангелу.

Педагог: У каждого из нас есть Ангелы-Хранители, которые охраняют нас и помогают в трудных ситуациях.

Спасибо ,вам, ребята за интересную историю! Вы молодцы! До свидания!

Вывод:

Таким образом, достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что работа с

бумагой, в частности способом оригами, способствуют не только развитию

у детей дошкольного возраста, конструктивных, но и творческих способностей, и всестороннему их развитию.

                                           Спасибо за Внимание!



Предварительный просмотр:

Тематическое интегрированное занятие во второй младшей группе, посвященное

9 мая «Салют Победе!»

Цель: Воспитывать уважение к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны.

Задачи: Формировать элементарные представления об истории Отечества. Обогащать представления о Дне Победы. Развивать познавательный интерес, внимание, память, речь. Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ. Развивать чувство композиции цвета и ритма. Вызвать эмоциональный отклик на происходящее.

Оборудование:  звездочки на   аппликацию, 2 ватмана.

1.Вступительное слово воспитателя.

2.В зал под Песню "Мы идем с флажками" А. Филиппенко входят дети с флажками, пройти по кругу и встать  в полукруг  (рассказывают стихотворение)

День Победы!
День Победы!
На парад мы все идём.

День Победы!
День Победы!
Красные флажки несём.
День Победы!
День Победы!
Отмечает вся страна

День Победы!
День Победы!
Ведь она у нас одна!

Воспитатель:  День Победы к нам пришел,

                   Лучший праздник на земле.

                   Очень весело сегодня

                   И большим, и детворе!

День Победы- праздник дедов
Это праздник твой и мой!

Пусть же будет чистым небо

У ребят над головой!

Мы, конечно, малыши,
Но праздник главный знаем!
Поздравляем от души
Наших ветеранов.

Праздник Победы
Народ отмечает.
Шарик воздушный
В небо взлетает.


Мир и Дружба всем нужны!

Мир важней всего на свете!

На земле, где нет войны

Ночью спят спокойно дети!

Садятся

Воспитатель:  Дорогие ребята, сегодня мы с вами празднуем самый великий, самый радостный праздник -  День Победы. Это – самый важный праздник для нашей Родины. Это случилось давным – давно, когда вас еще не было на свете, и даже ваших мам и пап, ваших бабушек и дедушек тоже.   Была страшная война. Весь народ встал на защиту своей Родины, своего Отечества, поэтому ее называют Великой Отечественной войной. Много дней и ночей шла она. Храбро сражались наши солдаты. Ведь они защищали свои семьи, своих детей, свои дома, свою землю, все, что им дорого. И вот наступил долгожданный День Победы. Это был самый радостный праздник для народа. Его отмечали песнями и танцами.  

Ведущий: Ребята, а какие были наши солдаты, если они сумели победить врагов. Ответы детей.

Песня «Как солдаты наши», садятся

Ведущий: Только сильные, умелые, ловкие воины могли победить в этой войне. Вот мы сейчас и проверим, кто из вас самый внимательный.

Игра «Кто самый внимательный?»

Зелёный флажок - маршируем

Красный флажок - кричим ура.

Желтый - показываем салют, поднимая руки вверх.

- Детки, в этот прекрасный День Победы я предлагаю вам поиграть со мной в военных. Вы согласны?
                                           Показывает детям самолет.

Ведущая. Хвост назад, а руль вперед - вот и вышел самолет,
Ничего, что он пока не летает в облака,
Лишь бы выросли пилоты, будут в небе самолеты
.

Лётчики с доблестью и храбростью воевали в небе. Давайте мы с вами поиграем в игру.

                                     Игра «Летчики»

( В обруче на ниточке привязан вражеский самолет, у детей бумажные самолеты в руках. На расстоянии 1 м. они по очереди стараются попасть во вражеский самолетик)

 Игра-эстафета «Едем на лошадках». 

                       («Как при лужку, при лужке» передавать флажок)

Ведущий: Ребята, вы настоящие солдаты. Когда вы подрастете, вы станете хорошими защитниками нашей страны.

Воспитатель:

Пусть не будет войны никогда,

Не коснется нас больше беда!

В День Победы пусть песни поют!

В честь Победы сверкает салют!

Воспитатель: Ну, а теперь детки, давайте мы с вами сделаем настоящий салют  

 Аппликация «Салют»

    Ватман,   звездочки разных цветов. Задание:  на ватман  нужно приклеить звездочки в виде салюта.  

( вот какой у нас получился Салют)
Воспитатель: Ребята, давайте в честь этого прекрасного праздника устроим  свой маленький салют. Хотите? Давайте пройдем на середину нашего зала  и станем в красивый круг.

Физкультминутка  с лентами «Салют» (О. Выготская )

( взять в руки разных цветов ленты и выполнять движения за воспитателем)

Вокруг все было тихо. (Встать прямо, руки опустить) 
И вдруг - салют! Салют! ( Поднять руки вверх) 
Ракеты в небе вспыхнули ( помахать лентами  над головой влево-вправо). 
и там, и тут!

Над площадью, над крышами, ( Присесть, встать, руки вверх, махать лентами)

 Над праздничной страной, 
Взвивается все выше
Огней фонтан живой. 
На улицу, на улицу (Легкий бег на месте). 
Все радостно бегут, 
Кричат: «Ура! », (Поднять руки вверх, крикнуть «Ура»). 
Любуются (помахать лентами над головой влево-вправо)
На праздничный салют!

Воспитатель:

Сегодня праздник входит в каждый дом.

И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем всех с великим днем, с днем нашей славы, с Днем Победы!

Дети исполняют песню «Солнечный круг».

 

 

 



Предварительный просмотр:

 

Слайд1.

                                         Мастер-класс: 
 

 1.Вводная часть

                         Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! 

Меня зовут Величкова Ирина Оттовна.  Я осуществляю свою педагогическую деятельность в  МДОБУ  №4 «Лукоморье» г. Соль-Илецка.  

Тема моего мастер-класса: « Использование оригами как здоровьесберегающая технология в работе  с тревожными, агрессивными детьми, с детьми с ОВЗ »

        

Слайд 2.Эпиграф

Слайд 3.

Основной целью его проведения является повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения оригами как одного из направлений здоровьесберегающих технологий.

Задачи:                 
1. Познакомить участников мастер-класса с относительно новым  перспективным направлением  оригами и  применением его в своей практике. 
2. Создать положительный эмоциональный настрой у участников, используя оригами как вид арт-терапии. 
3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого участника. 

Ожидаемые результаты: 

1. Практическое освоение участниками   технологии использования оригами в работе с детьми с ОВЗ,тревожными и агрессивными детьми. 
2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  

3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности. 

Оборудование: проектор, модели оригами(Игрушки-антистресс,смайл-трансформер),  бумага белого цвета размером А4, фломастеры, компьютер, экран, мультимедийная презентация;  музыкальные произведения,по характеру (радостная,грустная,мрачная). Клей,ножницы. Простые карандаши на каждого участника,цветные карандаши,восковые мелки. Предмет круглой формы(н-р,цилиндр от скотча,или круг из картона,диаметром 8-9 см),скрепки на каждого участника  по 4шт.

 2. Ход мастер-класса с презентацией

Слайд4  Немного об истории….        

- Свой мастер класс мне хочется начать с цитаты

«Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир»

В.А. Дегтева

- Уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, что вы знаете об искусстве Оригами?

Спасибо.

 Предлагаю вам вместе со мной совершить виртуальную экскурсию в самый большой Музей Оригами в Японии

Видео…

На фоне музыки рассказываю или на слайде читают самостоятельно

Две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу. Примерно тогда же и появилось искусство оригами. Но считается, что искусство оригами зародилось в Японии и оно даже старше, чем бумага. Первые фигурки оригами возникли  из искусства драпировки ткани при   изготовлении традиционной  японской одежды. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.

Слайд 5 Фребель .

Уважаемые коллеги!

Кто впервые ввел в детских садах задания  по оригами?

Когда появилось Оригами на Руси?

      Фридрих Фребель, немецкий педагог основатель первых детских садов,  придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги. Ф. Фребель считал, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают материал в практической деятельности, преподносимый в игровой форме. На Руси оригами пришло гораздо позже,в 19в.Одним из первых,кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети Николая ІІ. Обучил их учитель из английского города Кембриджа. В 19веке складыванием из бумаги увлекались многие известные люди. Умел складывать фигурки и великий русский писатель Лев Толстой. 

2вопрос к участникам мастер-класса:

-Знаете ли вы, кто основоположник «Азбуки оригами»?

Ответы….

Слайд 6.Акира Йошизава в середине XX века изобрел множество авторских фигур и «азбуку оригами», содержащую чертежи и рисунки по складыванию бумаги. Это открытие способствовало широкому распространению оригами во всем мире. 11 ноября 2017 года был обьявлен Всемирным днем Оригами.

Слайд 7 Азбука Оригами

-Вопрос: Какие виды оригами вы знаете?

Слайд 8,9

Виды оригами:   простое, модульное, мокрое складывание, паттерн, кусудама, железное оригами, денежное оригами, киригама, складывание по развертке.

Слайд10

Каждый находит в оригами что-то свое.

 Его подхватывают и парижские модельеры, и американские дизайнеры, и шестилетние дети.

Использование оригами в современном мире

  • В архитектуре.
  • В хореографии.
  • В моде
  • В оформлении интерьера
  • В педагогике
  • В психологии.

 

Слайд 11 Фото агрессивных, тревожных детей

Сегодня    серьезную тревогу вызывает у нас эмоциональное состояние  воспитанников. Отмечается позитивное влияние занятий оригами в работе с детьми с ОВЗ, с повышенной тревожностью и агрессией. Так как оригами обладает очень важными психотерапевтическими свойствами: повышают уровень интеллекта, активизируют творческое мышление, снижают тревожность, улучшает  психоэмоциональное состояние, улучшают двигательную активность рук, память и глазомер, развивают моторику пальцев.  Для агрессивных детей очень важна работа с чувствами- учить осознавать собственные эмоции с чувствами других людей, формировать способность к сопереживанию. Для тревожных детей: важно уметь расслабляться это для них необходимо! Для гиперактивных детей рекомендуют игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения. 

  Оригами улучшают качество жизни  детей с ОВЗ,  уменьшают уровень тревожности, помогают забыть   боль и горе, повышают самооценку, способствуют  налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе,  помогают установить контакт между  педагогом и ребенком. Поэтому неслучайным является появление нового термина в арт-терапевтической  практике -  «образ жизни оригами».

3 Практическая часть.       А сейчас   я  предлагаю вам стать оригамистами и попробовать самим сделать одну из самых простых моделей оригами «Смайлик-трансформер». С использованием приема складывания по схеме с помощью сказки. Но даже простая фигура требует творческого подхода. И вы в этом сейчас сможете убедиться! 

У вас на столах есть всё необходимое: лист бумаги А4 белого цвета, ножницы, карандаши, фломастеры, предмет круглой формы,схема.  

 Перед тем как приступить к работе, сделаем пальчиковую гимнастику 

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумагу будем мять!

Мы бумагу будем мять!

Свои руки развивать!

 В руку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

В руку левую возьмём

И чуть-чуть её помнём

 И на стол ее кладем!

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальцы мы  свои встряхнём,

Делать поделку мы начнём!

Вопросы педагогам:

- Для чего мы делали это упражнение?

- Какие были ощущения, когда вы без бумаги что вы чувствовали при выполнении упражнения?

.

Релаксация. Звучит музыка.        

Итак, приступаем! Будем работать одновременно. Я показываю.  Вы повторяете. Будьте внимательны. Не спешите, в оригами важно качество

Слайд 12. Схема Слайд не переключаем

 1.Берем лист бумаги А4,складываем по диагонали одну сторону к другой, проглаживаем, отрезаем лишнее. Получился квадрат с одной диагональю.

 ( Жили - были   4 друга, а их дома стояли  напротив друг другу.Две дорожки, ведущие к их домам пересекались).Получилась  вторая диагональ.

2. (И вот однажды они договорились встретиться  в одном месте)

Далее раскрываем квадрат и складываем каждый уголок к центру.

3.(Решили они пойти на озеро, покататься на катамаране. )        

Разворачиваем уголки и сторону квадрата,1,2,3,4 складываем к центру, образуя по серединке маленький квадрат. Сложить правую и левую половинки к центру. Делаем базовую форму катамаран

 Друзья сели на катамаран и поплыли по озеру.Озеро было очень красивое, и там они увидели кувшинки,

Поднимаем уголки,сначала 1,2,3,4.

4. Друзья не заметили как день уже закончился. кувшинки начали закрывать свои лепестки.   Уголок раскрываем, опускаем вниз.  

 Прогулка по озеру им очень понравилась,и друзья вернулись домой очень весёлые.

 5. Заготовка готова, получилась вот такая фигурка.

 6. По центру приклеиваем внутреннюю часть, чтобы игрушка не раскрывалась. Половинки квадратиков перегибаются друг на друга,тем самым на каждой стороне будет разный смайлик.

7.Чтобы удобно было рисовать, скрепками зафиксируем и можем приступать к рисованию.

8. Чтобы круг получился ровным можно взять каркас от скотча, или нарисовать от руки, как вам удобно. Рисуем смайл с эмоцией-грусть. Обводим фломастером, раскрашиваем карандашом.

9. Скрепки убираем, меняем расположение наших уголков и рисуем совершенно другую эмоцию,н-р радость.

10. И остаётся третье место, на котором рисуем смайл,изображающий   -злость.

Слайд 13.Смайл готов!

Посмотрите, смайл-трансформер готов!  Какие вы молодцы! Все справились с заданием! И что же у нас получилось? Можно перебирать уголок за уголком, в разном положении. Смайлик получился у всех разным.

Такие игрушки являются анти – стрессами, и помогают в снятии мышечного и эмоционального напряжения. Уважаемые коллеги!  

А сейчас я предлагаю вам   дидактическое упражнение с  получившимся смайликом.

 Слайд 14  «Определи настроение».

Дидактическое  упражнение на развитие эмоциональной сферы «Смайлик настроений»

Цель: развитие умения понимания и передачи эмоционального состояния, развитие образного мышления.

Материалы: отрывки музыкальных произведений, передающих разное настроение (веселое, грустное, злое). Смайлик-трансформер с разными настроениями на каждого участника.

Задание: Прослушав музыкальный отрывок, нужно описать настроение музыки, какая она: веселая, грустная, мрачная, и показать с помощью смайлика соответствующую эмоцию. Можно встать и  выразить свои эмоции движениями.

Справились! Отлично! В заключении мне хочется вам продемонстрировать еще игрушки-антистрессы, которые можно изготовить с детьми, родителями и применять их в своей практике.

 4 часть Подведение итогов.

Я думаю, что мне удалось вызвать у Вас положительные эмоции, заинтересовать новым для кого-то направлением по использованию оригами в качестве здоровьесберегающей технологии. Надеюсь, что вы сможете с успехом применять этот прием в своей практике.  

Завершающее упражнение «Спасибо!» 

А сейчас я попрошу вас встать и  мысленно положить на левую руку все то, с чем Вы пришли сюда - свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получили нового на этом занятии. Я хочу, чтобы все, кто присутствует сегодня здесь, улыбнулись мне и друг другу, поаплодировали себе за прекрасную работу. Спасибо вам за работу! Творческих вам успехов! 

Слайд 15 Спасибо за внимание!