Портфолио
Эссе «Моя педагогическая философия»
«От того, как пройдёт детство, кто будет вести ребёнка за руку в детские годы, что вложат в его разум и сердце - от этого будет зависеть, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский.
Когда-то великий Сократ на вопрос учеников, что самое трудное в жизни людей, ответил, что самое трудное – учить, лечить и судить людей.
Во всем мире самые престижные профессии – профессия учителя, врача, юриста, потому, что это самые производительные профессии мира – они «возделывают Человека, который творит все богатства мира».
Все свои школьные годы я мечтала о профессии учителя, и, закончив 10 классов, решила поступить в педагогический институт. Но так случилось, что я не прошла по конкурсу, и судьба привела меня в свой родной детский сад, где я стала работать воспитателем. Как трудно было мне, ещё молодой девчонке, уследить за маленькими сорванцами, заинтересовать их игрой, интересным занятием. Постепенно я замечала, что детки ждут встречи со мной, и очень скучают, когда меня долго нет.…И вот, уже 36 лет я каждый день иду в детский сад, как на праздник, потому что испытываю необыкновенное чувство гордости и радости оттого, что могу открывать этим маленьким человечкам большой, сложный и удивительный мир!
«Судьба моя - ребячьи души! Нет лучшей доли на земле…»
Что же означает – профессия воспитатель детского сада, воспитатель малышей, которому доверяют родители самое дорогое и бесценное? Ответить на этот вопрос очень сложно и трудно. Какими словами выразить то счастье, когда ребёнок подаёт тебе тёплую ладошку, доверчиво прижимаясь, и радуясь тебе. Нужно иметь огромное терпение и любовь к детям, переживать за их успехи и неудачи, радоваться личным достижениям и маленьким победам. По сути, эти дети не являются твоими родными, но ты с ними «срастаешься», начинаешь думать вместе с ними, удивляться и восхищаться как они, и вот - это уже «мои дети»! Воспитатель как гончар, в руках которого мягкая, податливая глина превращается в изящный сосуд. Задача воспитателя – заполнить этот сосуд добром, творчеством, знаниями и навыками. После мамы, воспитатель первый учитель, который встречается на жизненном пути ребёнка. Это та самая профессия, когда воспитатель в душе, всегда остаётся ребёнком, иначе дети просто не примут его в свой мир, не подпустят к своему сердцу.
Быть воспитателем не только интересно, но и ответственно, ведь тебе доверяют самое дорогое – детей! Воспитатель, это не тот, кто воспитывает и обучает, это прежде всего друг детей. И то, как ты будешь относиться к детям, зависит их доверие к тебе.
Я считаю, что самое главное – любить детей, отдавать им своё сердце, любить просто так, ни за что, просто за то, что они есть!
За время пребывания в детском саду мне довелось работать с детьми разных возрастов: от младшей и до подготовительной к школе группы. И скажу, не тая, что в каждом возрасте есть своя «изюминка», свои отличительные черты. Когда набираешь малышей и идёшь, ступенька за ступенькой, к выпуску из детского сада, то на протяжении этого времени ты с детьми сближаешься и растёшь вместе с ними. Заболел ребёнок – и у тебя за него сердце болит – как он там? Всё ли нормально? Самый ответственный момент – это адаптация ребёнка в группе. Когда малыш плачет и не хочет отпускать свою маму на работу, то собираешь все свои знания и умения, приёмы и методы, набираешься терпения и стараешься сделать всё, чтобы пребывание малыша было комфортным и уютным.И как же здорово, что этот малыш, который недавно плакал, идёт к тебе на руки и тянется, как к родному человеку. Уже и с мамой расставание проходит легче и безболезненней. Думаю, это означает одно – ты стала своей, второй мамой. И каждый раз,после выпускного бала, когда мои ребята покидают детский сад, моя частичка души тоже уходит вместе с ними. Потому, что со временем отдаёшь столько любви и энергии, а взамен тебя одаряют доверием, радостью и самое главное – любовью. Работая с дошколятами, не перестаёшь удивляться – какие они удивительные, смешные, заботливые, прекрасные. Любопытные. Каждый ребёнок по своему уникален, со своим характером и настроением, талантом и непредсказуемостью. Ко всем своим воспитанникам стараюсь относиться объективно, ведь за каждым характером скрывается личность, которую нужно помочь развить. От того, что знает и умеет делать взрослый, зависит будущее малыша, чему он их научит.
Профессия – воспитатель очень нелёгкий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением опыта становится только мудрее. Сейчас, в связи с реализацией и внедрением ФГОС в дошкольных учреждениях, для педагогов предоставляется больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при очень большом желании можно достигнуть наибольших высот.
Я стараюсь, как можно больше дать детям, и не просто дать, а преподнести в интересной форме. Очень много внимания уделяю творческому развитию детей; мы рисуем, лепим, мастерим, используя разные техники и технологии. Участвуем с детьми в разных конкурсах. Много беседуем и играем. Стараюсь, как можно чаще применять инновационные технологии в воспитательном процессе.
Ведь в настоящее время дети более развитые и уникальные, чем были раньше, и к ним нужно искать новые подходы и использовать новые методы, методики и формы в воспитательном процессе. В зависимости от обстоятельств, воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и художник,и актер. И близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту.
Могу ли я назвать себя Воспитателем с большой буквы? Я считаю, что это звание должно складываться из отзывов родителей и, конечно же, наших детей, которых я даже не могу назвать «воспитанниками», а только лишь «моими детьми». Но важно не столько мнение окружающих, сколько сам процесс ежеминутного взаимодействия с детьми. Хотя всё в жизни взаимосвязано. С радостью ли ребёнок переступает каждый день порог детского сада, встречает ли тебя с улыбкой, даже если он уже учится в школе, играет ли в сюжетно-ролевую игру «Детский сад» дома, непременно становясь именно на твоё место – вот наивысшая оценка для любого воспитателя, даже если у него нет наград и медалей. Высшая награда – любовь детей! Я ещё раз хочу подчеркнуть, что горжусь тем, что мне доверено судьбой, вносить свой вклад в наше будущее!!!
Я могу закончить своё эссе словами: «Каким быть должен воспитатель?
Конечно, добрым должен быть!
Любить детей, любить ученье, свою профессию любить!
Каким быть должен воспитатель?
Конечно, щедрым должен быть!
Всего себя, без сожаленья, он должен детям подарить! »
Резюме
1.Ф.И.О. Величкова Ирина Оттовна
2.Образование: высшее
( образовательное учреждение Оренбургский государственный педагогический университет )
- год окончания 7 июня 2006 года
- специальность Организатор-методист дошкольного образования
3.Педагогический стаж работы 36 лет
4.Стаж работы в ДОУ 36 лет
5. Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №4
« Лукоморье» г. Соль – Илецка» Оренбургской области
5.Уровень квалификации
-наличие квалификационной категории Высшая квалификационная категория
- дата прохождения аттестации 29 апреля 2020года
6. Моё кредо в общении с детьми:
- Любовь к детям;
- Чуткость и понимание;
- Справедливость.
В своей работе руководствуюсь принципами:
-Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.
Величкова Ирина Оттовна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида №4 Лукоморье" г. Соль - Илецка Оренбургской области
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным
в выборе содержания своего образования.
- Принцип сотрудничества и партнёрства детей и взрослых.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Главным принципом считаю в работе - «Не навреди!»
7. Описание педагогического опыта, достижения и результаты
Работая с детьми, я поняла, что самое важное достижение в работе педагога – это суметь понять, прочувствовать каждого ребёнка, стать с ним единым целым. Я чувствую, что дети меня любят, с доверием относятся ко мне, посвящая во все свои маленькие тайны. Они с радостью перенимают мой опыт, подражают мне, стараются что – то смастерить своими маленькими ручонками и подарить мне, чтобы доставить радость. Благодаря развитым художественным, речевым способностям, мои дети участвуют в мероприятиях, конкурсах в масштабе района, и становятся призёрами. Достижение в работе, если ребёнок обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, который способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства. Воспитание достойного гражданина своей страны, любящего свою Родину, реализовавшего свои способности и интересы.
Высшим достижением в работе с детьми, также является, тесное взаимодействие с родителями, повышение их педагогической культуры и интереса, когда родители уверены, что здоровье и жизнь ребёнка в надёжных руках воспитателя.
Осуществляю свою педагогическую деятельность на основе Основной образовательной программы МДОБУ «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Лукоморье» г. Соль – Илецка, Оренбургской области», разработанной согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации (№273-ФЗ от 29 декабря 2012 года). Программа разработана и утверждена дошкольным образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).
Частью, формируемой участниками образовательных отношений является Программа «Мир глазами детей» составленная с учётом дополнительных парциальных программ: «Здравствуй» М. Лазарева, «Азбука общения» А.Щепицына, А.В.Шестакова «Росток», И.А.Лыковой «Цветные ладошки». Одним из направлений программы является приобщение дошкольников к миру искусства. Необходимостью приобщения дошкольников к миру искусства обусловлена многими факторами, в том числе и тем, что одной из граней окружающего нас мира является культура, концентрирующая идеи и чувства людей, отражающая и оценивающая их представления о красоте, добре, истине.
Активно внедряю новые эффективные технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста: интегрированное, игровое, проблемно – диалоговое обучение дошкольников, проектная деятельность. Взаимодействие построено на личностно-ориентированном подходе. В работе с родителями использую новые формы: совместные мероприятия с участием воспитанников, родителей - это тематические вечера, круглый стол, мастер-классы, и др. Использую различные средства информации: выставки, буклеты, рекомендации. Ежегодно принимаю участие в семинарах на уровне района, представляю свой опыт работы, даю открытые занятия.
Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик.
Воспитательно-образовательный процесс направлен на:
- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие детей;
- проживание ребёнком содержания образования во всех видах деятельности;
- поддержка индивидуальной траектории ребёнка, стиля общения со взрослыми и сверстниками;
- преодоление затруднений, возникающих в процессе общения;
- стимулирование личностного роста, повышение уверенности в собственных силах и формирование положительного отношения к социальному миру.
Для оптимизации образовательного процесса и построения его в соответствии с требованиями ФГОС ДО соблюдаю педагогические, психологические, здоровьесберегающие требования. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляю в разных формах совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей. В основе Основной образовательной программы МДОБУ №4 «Лукоморье» положен деятельностный подход: деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются её содержание и форма.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс строю на сотрудничестве с детьми: не стараюсь всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу всю информацию. Создаю условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Одним из условий взаимодействия с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др.
Применяемые технологии:
- технология проектной деятельности;
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология исследовательской деятельности;
- личностно - ориентированная технология;
- игровая технология.
Могу поделиться опытом работы по теме: «Развитие конструктивного мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством оригами»
«Развитие конструктивного мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством оригами»
“Истоки творческих способностей и дарования
детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский
1.Актуальность и перспективность опыта.
Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать, а это не всегда удается. Тогда на помощь приходит фантазия. С помощью нее ребенок попадает в такие ситуации и пробует такую деятельность, какая в реальной жизни может быть ему недоступна. Это стимулирует его интерес к деятельности, в том числе, к учебной.
Проблема развития творческих способностей в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Каждый ребенок интересен своей уникальностью, поэтому задача воспитателя - сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого Я. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности, которым большое внимание уделяется в детском саду. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия по технике оригами. С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать.
Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага. Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами: нельзя рвать бумагу, нельзя портить книги. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений». Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время.
Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму. Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складывать.
Передо мной встает вопрос: как организовать работу с детьми так, чтобы дать возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир творчества, проявлять и реализовывать свои способности, как сделать занятия более интересными, плодотворными. Способности у всех разные, видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия педагога. Поэтому я превращаю свои занятия в совместную творческую деятельность с обучающимися. Работа в технике «оригами»- это доступное и увлекательное для детей занятие. За короткое время они могут научиться превращать такой доступный материал как бумага, в удивительные изделия.Этот вид искусства, благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти. Дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности, воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
– Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
– Оригами активизирует мыслительные процессы.
– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
– Оригами успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии.
– Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психологического состояния.
Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаге.
Занятия влияют на формирование самостоятельности. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами. Оно привлекает внимание многих людей, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Оригами создаёт основу для глубокого, осмысленного творчества детей, даже если они не обладают ярко выраженными способностями к творческой и мыслительной деятельности.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи, развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме Оригами – трудоемкое, но увлекательное занятие, напоминает скульптуру на плоскости, где форма создаётся за счёт объёма, поэтому картины, выполненные детьми, смотрятся как произведение искусства. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Они богаты по содержанию и целостны по восприятию. Даже при небольших усилиях со стороны детей, работа привлекает всем своим необычным выполнением, подборкой цвета, восхищает ребёнке и вызывает желание создать что-то красивое. Дети способны самостоятельно развернуть сюжет картины, творчески выразить себя, чувствовать гармонию, а самое главное – они увлечены работой, довольны результатом своего труда.
Таким образом, занятия оригами:
- Дисциплинируют;
- Воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
- Способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
- Влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
- Позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:
-конструктивные (при создании фигурки из одного листа бумаги путем его
неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей,
сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея);
-изобразительные (за счет дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета);
творческие (оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок);
оформительские (оформление открыток, помещений к празднику);
театральные (обыгрывание сложенных моделей, инсценировки с их помощью сюжетов произведений детской литературы).
2.Теоретическая база опыта.
Фридрих Фребель, известный немецкий педагог, именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».
В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».
Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Занятия оригами имеют большое значение в развитии умственных и творческих способностей детей
3. Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей опыта является вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности воспитанника в образовательном процессе. Путем некоторых манипуляций с бумагой дети из одной фигуры получают совсем другую, таким образом, развивается фантазия, формируется творческое воображение, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний.
4. Эффективность средств.
Наблюдение за детьми среднего дошкольного возраста позволили мне сделать вывод, что у 10 из 28 воспитанников недостаточно развита мелкая моторика рук, недостаточный объём возможного использования бумаги как материала для конструирования. В связи с этим провела анкетирование родителей. Полученные результаты показали, что дети умеют складывать лист пополам, обыгрывать поделку, но вместе с тем у 7 детей родители наблюдали боязнь чистого листа бумаги;
-у 5 детей - неумение дополнить поделку необходимыми элементами в единый сюжет.
Именно этим обусловлен выбор моей темы «Развитие конструктивного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством оригами».
Были определены цель и задачи предстоящей работы:
- Разработать систему педагогических условий в ДОУ, способствующих развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством оригами.
Задачи:
Обучающие
·Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
·Формировать умения следовать устным инструкциям.
·Обучать различным приемам работы с бумагой.
·Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
·Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
·Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
·Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
·Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
·Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям
пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
·Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
·Воспитывать интерес к искусству оригами.
·Расширять коммуникативные способностей детей.
·Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
·Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей.
·Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить
аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
В своей работе по этой проблеме я выделила для себя следующие направления, способствующие развитию у детей старшего дошкольного возраста конструктивного мышления и творческих способностей посредством оригами:
1.Целенаправленная работа с детьми.
2.Работа с родителями.
3.Распространение опыта среди педагогов ДОУ.
4. Развивающая предметно-пространственная среда.
Принципы организации работы.
-Принцип последовательного усложнения предлагаемых занятий–от простого к сложному, опыт полученный на предыдущих занятиях усложняется выполнением новых более сложных заданий;
-Принцип соответствия возрастным особенностям детей–доступности, который реализуется в использовании посильных заданий, игровых приёмах;
-Принцип успеха, когда у каждого получается узнать радость собственных открытий;
-Принцип спирального развития материала, когда происходит возвращение к уже изученным базовым формам при рассмотрении нового изученного содержания;
-Принцип сотворчества детей и взрослых: ребёнок принимает активное участие в фантазировании над сюжетом при изготовлении поделки, придумывании своих образов;
-Принцип опоры на инициативу–стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решения творческих задач;
- Принцип эмоционального переживания при создании своих образов, событий в обучении оригами;
-Принцип творчества реализуется путём организации с ребёнком работы таким образом, чтобы он смог решать задачи творческого характера, создавать воображаемые образы на вербальном и изобразительных уровнях;
-Принцип интегративности в соответствии с которыми целенаправленная работа включается в целостный педагогический процесс.
Свою работу я начала с анализа психолого-педагогической литературы и результата изучения практики работы педагогов. Изучив литературу, я пришла к выводу, что работа с бумагой должна быть последовательной и доступной возрасту дошкольников.Чтобы привить интерес детей к оригами, для этого я сначала делала и дарила игрушки детям, выполненные в технике оригами. Сколько было радости и восторга. Но моим маленьким детям страшно было взять в руки лист бумаги и сделать с ним что-нибудь. Постепенно дети стали интересоваться, как можно сделать самостоятельно. Работу в данном направлении начала со средней группы.
Уже с первых занятий стало ясно, что дети 4-5 лет могут выполнять несложные задания. Аккуратно сложить по чертежам многогранник они, конечно же не смогут. Сначала мы мастерили очень простые поделки.
Сминали бумагу и когда клали на стол, она начинала слегка разворачиваться и «шевелиться» отсюда и пошло название серий занятий «Живая бумага», которые проводила в форме игры. Дети узнали о том, что бумага бывает разная, проделали ряд опытов, в результате которых увидели что бумага: рвется, сминается, сгибается, скручивается, разрезается, соединяется разными способами (склеивается, сшивается, переплетается), горит, впитывает воду, окрашивается. На следующих занятиях пришёл в гости «Квадратик»: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Квадратик не простой…»
При знакомстве с базовыми формами занятия проводила в форме сказки, где два уголка листа бумаги оказываются сестрой и братом (бабушкой и внучкой),перегибание листа приводит к их встрече и расставанию, дружбе или некоторой размолвке. Они путешествуют в горы (верхний угол заготовки) и в долины, переплывают реки (линии сгиба) и дремучие леса. Новый материал запоминается легко и быстро, так как объединен одной логической и образной историей. Ребята легко в игровой форме усваивают такие понятия как диагональ, деление угла пополам, базовая форма в дополнение для подсказки прилагались пооперационные карты-схемы, где подробно показаны этапы складывания.
Малышам нравится заниматься с бумагой и потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка. Дети загибали уголки и мастерили кружочки разноцветной бумаги–это были: яблоки, огурцы, помидоры, которые затем наклеивали на лист бумаги и получался сад или огород.
К концу пребывания в средней группе у детей были сформированы элементарные знания геометрических фигур и понятий базовых форм(«воздушный змей», «книжка», «косынка»), умение следовать устным инструкциям и создавать простейшие изделия в технике оригами.
В старшей группе, продолжая работу по теме, я расширила познавательный аспект. В форме сказок с применением наглядности я предоставляла детям познавательный материал. Например, при знакомстве со сказкой «Волшебное превращение ёлочки» ребята узнали, что бумагу производят из хвойных пород деревьев. Сказка «Путешествие Квадратика» познакомила юных оригамистов с тем, что бумагу изобрели в Китае, а первые мастера по складыванию поделок появились в Японии.
В результате, у моих воспитанников расширился кругозор, пополнился словарный запас. Продолжала знакомство и изучение базовых форм.
Также, разработала календарно-тематическое планирование кружка «Волшебная бумага».
Занятия оригами довольно кропотливый труд, объяснение начинаю с художественного слова (загадки, стихи). Вношу готовую модель поделки, провожу дидактические игры. Чтобы процесс складывания поделок в технике оригами постоянно вызывал у детей интерес. В свободной деятельности предлагаю смастерить уже известную модель. Это позволило освоить последовательность основных приёмов и расширить базу для творческих исканий в дальнейшем.
Постепенно дети научились самостоятельно обыгрывать свои поделки, придумывать сюжет, дополнять его, стали придумывать сказки для дальнейшего разыгрывания. Свои поделки широко использую в пальчиковом театре, в изготовлении масок.
Работа с родителями по проблеме развития творческого потенциала посредством оригами осуществлялась следующим образом. Были проведены ряд консультаций:
1.«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»,
2.«Что такое оригами?» и т. д..
Мастер-классы, с целью познакомить с техникой оригами и научить родителей выполнению простейших поделок.
Дискуссия-размышление «Волшебное оригами». Цель: убедить родителей в необходимости и значимости оригами в творческом развитии детей.
В ходе реализации третьего направления была организована работа с воспитателями, которая включала в себя:
1. « Оригами в жизни человека» (деловая игра с целью систематизации знаний педагогов о средствах, методах и приемах эстетического воспитания дошкольников.
2.Практикум на тему «Анализ интегрированных занятий по оригами» (обучение технологии моделирования интегрированных занятий и их анализу)
3.Педсовет « Оригами во всестороннем развитии дошкольников»
4.Консультация «Оригами как средство развития творческих способностей».
Работа с педагогами осуществлялась посредством передачи опыта. Были проведены мастер-классы для педагогов, разработаны консультации по теме.
Реализация программы по ознакомлению старших дошкольников с искусством оригами обусловлена мониторингом.
В результате обучения по данной программе дети:
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
познакомятся с искусством оригами;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы и взаимодействия в коллективе.
К концу первого года обучения дети могут:
- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
- по образцу изготавливать несложные поделки;
- знать и называть геометрические фигуры;
- ориентироваться на листе бумаги;
- уметь намечать линии;
- тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
- уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
- добиваться конечного результата;
- самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников.
На этапе реализации всех направлений, можно увидеть динамику развития творческого потенциала и конструктивных способностей у старших дошкольников при ознакомлении с искусством оригами: количество детей, имеющих высокий уровень, возросло с 20% до 35%, количество детей, имеющих средний уровень, также возросло с 50% до 60%, количество детей с низким уровнем снизилось с 30% до 5%.
Таким образом, можно сделать вывод, что рассмотренные педагогические направления: организация в детском саду предметно – пространственной среды; целенаправленное знакомство старших дошкольников с искусством оригами; организация комплексного взаимодействия детей, педагогов и родителей – являются наиболее эффективными при развитии конструктивных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с искусством оригами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие конструктивного мышления и творческих способностей у старших дошкольников посредством оригами
Теоретическая база опыта. Фридрих Фребель, известный немецкий педагог, именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий». В.М. Бехтерев писал : « Д вижение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики». Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Занятия оригами имеют большое значение в развитии умственных и творческих способностей детей. Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования. Проблема развития творческих способностей в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Каждый ребенок интересен своей уникальностью, поэтому задача воспитателя - сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого Я. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности, которым большое внимание уделяется в детском саду. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия по технике оригами. С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования: хочется всё потрогать, помять, порвать. Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.
Цель и задачи педагогической деятельности. Были определены цель и задачи предстоящей работы: - Разработать систему педагогических условий в ДОУ, способствующих развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством оригами. Задачи: Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. Формировать умения следовать устным инструкциям. Обучать различным приемам работы с бумагой. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами . Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Развивать пространственное воображение. Воспитывать интерес к искусству оригами. Расширять коммуникативные способностей детей. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Интеграция с другими образовательными областями ( по ФГОС). Речевое развитие (Связная речь, словарная работа, грамматический строй, звуковая культура речи) Физическое развитие (физическая культура, формирование представлений о ЗОЖ) Социально-коммуникативное развитие (самостоятельность, трудовое воспитание, социализация , разви-тие общения, нравстве-ное воспитание) Познавательное развитие (развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомле- ние с миром природы) О.О. ХУДОЖЕСТВЕНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ (конструктивно-модельная деятельность) Изобразительная, музыкально-художественная деятельность
Принципы построения работы с детьми старшего дошкольного возраста. Системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий. Преемственности – каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития». Возрастное соответствие – отбор содержания соответствует возможностям детей данного возраста. Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Принцип взаимного развивающего влияния педагог – ребенок. Деятельностный принцип – задачи развития психических функций достигаются через практическую деятельность. Здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
Направления работы педагога. В своей работе по этой проблеме я выделила для себя следующие направления, способствующие развитию у детей старшего дошкольного возраста конструктивного мышления и творческих способностей посредством оригами: 1 . Изучение педагогической и психологической литературы по развитию мелкой моторики руки у дошкольников. 2. Составление плана работы по развитию конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами оригами, разработка конспектов занятий. 3.Реализация плана работы в воспитательно-образовательном процессе 4.Работа с родителями. 5 .Распространение опыта среди педагогов ДОУ .
Этапы работы с детьми.
Формы работы. Работа проводится на занятиях по конструированию и вне занятий, в совместной деятельности с педагогом, индивидуальным и подгрупповым способом. Структура занятия : Создание мотивации (загадки, стихи, интересные истории о предмете, показ презентаций). Повторение базовых форм Показ и рассматривание образца Чтение схемы поэтапного выполнения Практическая часть Анализ работы (аккуратность, последовательность, творчество) После того как ребёнок овладел способом складывания фигурки по пооперационной карте, он применяет умение в самостоятельной творческой деятельности (складывает фигурки по памяти, обыгрывают поделки: режиссёрская игра, настольный театр ).
Методы работы с детьми. Объяснительно-иллюстративный метод – демонстрация способов действий, показ образца, рассказ педагога, беседа. Частично-поисковый- задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи. Практический и игровой методы включают упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа. Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания. Важной частью работы являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Активизируют моторику рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.
Условия для проведения работы. Хорошо освещенное место, поверхность стола должна быть ровной и чистой. Бумага должна быть мягкой. Ребёнку надо дать стимул для выполнения определённых операций с бумагой . Задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка. Важно, чтобы ребенок испытывал радость от того, что у него все получилось. Взаимодействие с родителями.
Новизна личного вклада в развитие образования . В своей деятельности, я уделяю большое внимание именно коллективным работам в технике оригами. Что позволяет формировать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми в группе, способствует возникновению сотрудничества в коллективе. 1. Для работы с детьми старшего возраста, мною была разработана система занятий по конструированию из бумаги в технике оригами; 2. В группе создан уголок творчества, где дети могут не только вспомнить базовые формы оригами, заняться конструированием из бумаги, но и организовать игру с готовыми поделками. 3.Для родителей мною собран материал и оформлена информационная папка на тему «Этот удивительный мир оригами» . 4. В процессе своей деятельности, я разработала познавательно-творческий проект по конструированию из бумаги «Весна пришла».
Новизна личного вклада в развитие образования . Музей «Оригами»
Результаты деятельности, определение перспектив. Эту работу я считаю эффективной, плодотворной и нужной так как: увеличилось количество детей с высоким уровнем развития конструктивных и творческих способностей. отмечается повышение интереса детей к оригами, усидчивость и стремление закончить начатое дело; дети освоили различные технологические приёмы и способы работы оригами повысился интерес родителей к развитию творчества детей. Вывод : Таким образом, достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что работа с бумагой, в частности способом оригами, способствуют не только развитию у детей дошкольного возраста, конструктивных и творческих способностей, но и всестороннему их развитию . На будущее я планирую по мере освоения детьми техники оригами добавлять элементы модульного оригами,«квиллинг» и т.д.) освоение техники «киригами».
Транслируемость практических достижений. Представленность работ моих воспитанников в технике оригами и материалов по данной теме на личном сайте в социальной сети работников образования по адресу: Ссылка на мой мини-сайт: https:// nsportal.ru/velichkova-irina Проведение родительского собрания, на котором родители получили информацию на тему : «Влияние оригами на развитие речи детей», консультация для родителей на тему: « Что такое базовые формы оригами, знакомство с пооперационными картами». Организация и проведение выставок детских работ в ДОУ.
Литература. Ю.И.Дорогов, Е.Ю. Дорогова «Секреты оригами для дошкольников», 2007г. Долженко Д.И. «100 поделок из бумаги», 2011г. Кудрявцев В. «Феномен детской креативности»/ Дошкольное воспитание. – 2006г. №3. Соколова С.В. «Оригами для старших дошкольников» 2010г. Т.И.Тарабарина « Оригами для начинающих. Лучшие модели для детского сада», 2009г. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона.» , 2008. ; Чернова Н.Н. «Волшебная бумага», 2005г. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Все об оригами.»,2004 г. , Парамонова, Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду.», 2002г.
