Работа по выявлению и развитию способностей учащихся


Предварительный просмотр:

Олимпиадная работа

по математике

для учащихся  3 классов

1. Составь магический квадрат; помни, что все числа должны быть разными: (2 балла)

10

35

30

2. Черному волшебнику в прошлом году на день рождения подарили черный летающий ковер, черный волшебный кувшин, белую чудесную рясу и золотую плавающую ленту. Эти дары подарили настоятель Цзинь-чи, настоятель Ямань-чи, черный дракон и волк-оборотень. Кто что подарил, если известно, что: Цзинь-чи слышал, как Черный дракон сказал кому-то: «Осторожнее, а то разобьешь свой подарок!» Черный дракон дарит вещи только черного цвета. Ямань-чи дарит вещи, которые напоминают свет и день, а не ночь и тень. Черный дракон не любит Ямань-чи. Ямань-чи обожает рясы и никогда не подарит рясу другому. ( 3 балла)

Ответ:

Черный дракон подарил _______________________________________

Волк-оборотень подарил ___________________________________________

Цзинь-чи подарил ________________________________________________  

Ямань-чи подарил ________________________________________________

  1. 1 резинка, 2 карандаша и 3 блокнота стоят 38 руб. 3 резинки, 2 карандаша и 1 блокнот стоят 22 руб. Сколько стоит комплект из резинки, карандаша и блокнота?  (3 балла)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. По собранным кубам восстанови развертку куба. Нарисуй на схеме-развертке, где какие картинки должны находиться, чтобы можно было собрать такой куб. (4 балла)

вар 1-3

5. Вдоль беговой дорожки расставлены столбы. Старт дан у первого столба. Через  12 мин бегун был у четвертого столба. Через сколько минут от начала старта бегун будет у седьмого столба? (Скорость бегуна постоянная).  (5 баллов)          Решение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответ:____________________________________________________________

Ответы:

  1. Составь магический квадрат; помни, что все числа должны быть разными.

Максимальный балл: 2 балла

10

35

30

45

25

5

20

15

40

  1. Максимальный балл: 3 балла (по 0,75 за каждый правильный ответ)

Черный дракон подарил черный летающий ковер,

Волк-оборотень – черный волшебный кувшин,

Цзинь-чи подарил белую чудесную рясу,

Ямань-чи – золотую плавающую ленту.

  1. Максимальный балл: 3 балла

Всего 3 балла: решение,  пояснение и ответ.

2 балла - решение и ответ.

 1 балл –  только за ответ .

0 баллов – неверный ответ.

1)38 +22 = 60(р.) – стоят 4 резинки, 4 карандаша и 4 блокнота

2) 60 : 4 = 15(р.) – стоит один комплект

Ответ: 15 рублей стоит комплект из резинки, карандаша и блокнота.

  1. Максимальный балл: 4 балла

ответ3-1             

  1.  Максимальный балл: 5 баллов

Всего 5 баллов: решение,  пояснение и ответ.

4 балла - решение и ответ.

2  балла –  только за ответ.

0 баллов – неверный ответ.

               

            12 мин                      

                                 ?  мин                      

Решение:  

 1) 12:3 = 4 (мин) – пробегает бегун расстояние между столбами.                                    2) 4 ∙ 6 =24 (мин) - от начала старта бегун будет у седьмого столба.

Ответ: через 24 минуты от начала старта бегун будет у седьмого столба.

   

Литература:

  • Олимпиадные задания 2-4 классы (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014
  • Интернет- ресурс



Предварительный просмотр:

Олимпиадная работа

по математике

для учащихся  3 классов

1. Составь магический квадрат; помни, что все числа должны быть разными: (2 балла)

10

35

30

2. Черному волшебнику в прошлом году на день рождения подарили черный летающий ковер, черный волшебный кувшин, белую чудесную рясу и золотую плавающую ленту. Эти дары подарили настоятель Цзинь-чи, настоятель Ямань-чи, черный дракон и волк-оборотень. Кто что подарил, если известно, что: Цзинь-чи слышал, как Черный дракон сказал кому-то: «Осторожнее, а то разобьешь свой подарок!» Черный дракон дарит вещи только черного цвета. Ямань-чи дарит вещи, которые напоминают свет и день, а не ночь и тень. Черный дракон не любит Ямань-чи. Ямань-чи обожает рясы и никогда не подарит рясу другому. ( 3 балла)

Ответ:

Черный дракон подарил _______________________________________

Волк-оборотень подарил ___________________________________________

Цзинь-чи подарил ________________________________________________  

Ямань-чи подарил ________________________________________________

  1. 1 резинка, 2 карандаша и 3 блокнота стоят 38 руб. 3 резинки, 2 карандаша и 1 блокнот стоят 22 руб. Сколько стоит комплект из резинки, карандаша и блокнота?  (3 балла)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. По собранным кубам восстанови развертку куба. Нарисуй на схеме-развертке, где какие картинки должны находиться, чтобы можно было собрать такой куб. (4 балла)

вар 1-3

5. Вдоль беговой дорожки расставлены столбы. Старт дан у первого столба. Через  12 мин бегун был у четвертого столба. Через сколько минут от начала старта бегун будет у седьмого столба? (Скорость бегуна постоянная).  (5 баллов)          Решение:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ответ:____________________________________________________________

Ответы:

  1. Составь магический квадрат; помни, что все числа должны быть разными.

Максимальный балл: 2 балла

10

35

30

45

25

5

20

15

40

  1. Максимальный балл: 3 балла (по 0,75 за каждый правильный ответ)

Черный дракон подарил черный летающий ковер,

Волк-оборотень – черный волшебный кувшин,

Цзинь-чи подарил белую чудесную рясу,

Ямань-чи – золотую плавающую ленту.

  1. Максимальный балл: 3 балла

Всего 3 балла: решение,  пояснение и ответ.

2 балла - решение и ответ.

 1 балл –  только за ответ .

0 баллов – неверный ответ.

1)38 +22 = 60(р.) – стоят 4 резинки, 4 карандаша и 4 блокнота

2) 60 : 4 = 15(р.) – стоит один комплект

Ответ: 15 рублей стоит комплект из резинки, карандаша и блокнота.

  1. Максимальный балл: 4 балла

ответ3-1             

  1.  Максимальный балл: 5 баллов

Всего 5 баллов: решение,  пояснение и ответ.

4 балла - решение и ответ.

2  балла –  только за ответ.

0 баллов – неверный ответ.

               

            12 мин                      

                                 ?  мин                      

Решение:  

 1) 12:3 = 4 (мин) – пробегает бегун расстояние между столбами.                                    2) 4 ∙ 6 =24 (мин) - от начала старта бегун будет у седьмого столба.

Ответ: через 24 минуты от начала старта бегун будет у седьмого столба.

   

Литература:

  • Олимпиадные задания 2-4 классы (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014
  • Интернет- ресурс



Предварительный просмотр:

             

 Олимпиадные задания по окружающему миру

                                       4 класс

                           

       

                                                             

   

  Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по окружающему миру  даётся 45 минут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов

Каждое правильное и полностью выполненное задание оценивается  по таблице. По окончании   проверки все баллы  суммируются.

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

5

6

15

4

10

15

10

10

9

16

Всего  баллов: 100

Отметка «5» ставится, если правильно выполнено 100- 95% тестовых заданий.

Отметка «4» ставится,  если правильно выполнено 94- 75% тестовых заданий

Отметка «3» ставится,  если правильно выполнено 74 – 50% тестовых заданий

Отметка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% тестовых заданий

           

Олимпиадные задания по окружающему миру 4 класс.

  1. Подчеркни, когда начался XXI век.

А) 1 января 2000г

Б) 1января 2001г

В) 1января 2011г.

        2. Определи, к какому веку относится дата.

               А) 503- й год-  ________________     век

               Б) 1945 – й год_______________      век

               В) 1600 – й год_______________      век

         3. Подумай и сделай выводы.

               1)Если приоткрыть дверь из коридора в класс и поставить зажжённую свечу на порог класса, то куда наклонится пламя свечи?

2) Если свечу поднять вверх, то теперь куда наклонится пламя свечи?

4. Наблюдателю с Земли Луна и Солнце кажутся одинаковыми по размеру. Подчеркни, почему так.

              1) Они действительно одного размера

             2)Солнце находится гораздо дальше от Земли, чем Луна.

             3)Ночью все тела кажутся большими.

5. Определи гриб.

Некоторые ядовитые для детей грибы являются съедобными для животных. Едят такие грибы сороки и даже белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком, иногда сразу по несколько штук. Для лосей эти грибы – лекарство. Это гриб ___________________.

6. Распредели  перечисленных животных на 3 группы.

Медведь, аист, кит, акула, лебедь, заяц, лось, дельфин, сорока, осьминог, петух, тигр, крот.

1

2

3

7. Определи растение по его описанию.

Её называют красавицей русских лесов. Стройная, белокурая, с тонкими поникшими ветвями. Сколько песен сложено об этом растении! В старину пели в народе о нём как о дереве, которое может делать четыре дела.

Первое дело – мир  освещать

Второе дело – крик утишать

Третье дело – больных исцелять

Четвёртое дело – чистоту соблюдать.

Это ____________________________

8. Составь цепь питания из 3 – 4 представителей фауны и флоры

____________________________________________________________________________________

 9. Подчеркни, какое существо на нашей планете активно воздействует на живую и неживую природу и изменяет её своей неразумной деятельностью.

А) Растение         б)животные             в) грибы               г)человек            д) бактерии

10. Выбери, почеркнув, из каждой пары советов один – правильный, суть котрого заключается  в том, чтобы помочать природе залечивать свои раны

1 а)Если ты хочешь  развести в лесу костёр, найди старое кострище.

    Б)Если ты хочешь  развести  в лесу костёр, найди зелёную опушку.

2 а)Гулять  в лесу лучше по шелковистой траве.

    Б)Гулять  в лесу лучше по тропинкам.

3. а)Если ты хочеш украсить дом цветами, собери букет луговых цветов.

Б) Если  ты хочешь украсить дом цветами, собери букет из садовых цветов.

4. а) Там, где живут редкие растения и животные, нужно устраивать места отдыха людей.

Б) Лучше не пускать людей в места, где живут редкие растения и животные, чтобы сохранить их.

Ответы:

       1  2) 1. 01 2001года

  1. 1) VI век       2)XX  век         3)XVI век
  2. 1) В классе     2) из класса.
  3.  2)
  4.  Мухомор
  5. 1 – медведь, заяц, лось, тигр, крот

2 – аист, лебедь, сорока, петух

3 – кит, акула, дельфин, осьминог.

  1. Береза
  2. Водоросли                 карась                      щука
  3.  Г) Человек
  4.  1)а;      2)б;       3) б;      4)б



Предварительный просмотр:

Олимпиада по математике

1 класс Фамилия ______________________ Имя ___________________

1. Разминка. Пиши «да», «нет».

а) В русском алфавите 33 буквы?_______________________________________________

б) В написании числа, идущего сразу после 10, есть удвоенная согласная?____________

в) Октябрь – десятый месяц года?_______________________________________________

г) В сказке про Али - Бабу было 20 разбойников?__________________________________

д) Среди названий дней недели есть два слова с удвоенными согласными?_____________

е) Сумма двух нечётных чисел - число нечётное?__________________________________

ё) Точка – это фигура?_________________________________________________________

2. Пересчитайте все отрезки. Сколько их?https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/11/s_5a5796bf90064/794637_2.png

Ответ: ____________________

3. В квартире было 3 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? Можно сделать рисунок.




Ответ:__________________________________
4. На доске написали слова цветными мелками.

погода

балкон

запятая




Жёлтое слово правее красного и выше синего. Раскрась.

5. Вставь пропущенные знаки «+», «-».

1 2 3 4 5 = 9

3 4 5 6 7 8 = 19

6. Впиши числа в квадрат, чтобы сумма их по всем направлениям была равна.


2

8

0

8

7. Отгадай ребусы.

а) 7Я Ответ:_________________________

б) С3ЖИ Ответ:_________________________

в) Р1А Ответ:_________________________

8. Сколько треугольников на чертеже?

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/11/s_5a5796bf90064/794637_3.pngОтвет:_______________________

9. Реши задачу.

К празднику купили 6 зелёных шаров. Это на 5 меньше, чем красных шаров.

Сколько всего шаров купили к празднику?

Ответ:________________________________________

10. Иванов, Дубов, Комов и Борисов носят разные головные уборы: кепку, бейсболку, шапку, бандану. Кто что носит, если Борисов не носит кепку, Дубов не носит кепку и бандану, а Иванов носит шапку?

Иванов

Дубов

Комов

Борисов





задания/баллы

1

7

2

1

3

2

4

3

5

2

6

5

7

3

8

9

5

10

4

Итого

40 бал.

Количество

баллов

Желаем успехов!




Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

Весёлые старты «Лесные забавы»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Развивать двигательные умения и навыки.
  2. Способствовать развитию внимания и памяти.
  3. Способствовать воспитанию настойчивости, чувства взаимопомощи, коллективизма.
  4. Развивать интерес у детей к занятиям физкультурой и спортом.
  5. Формировать экологическую культуру учащихся.

Участники: класс разбит на 2 команды.

Оформление:

  • Музыкальное
  • Наглядное: изображение леса и лесных зверей.

Место проведения – спортивный зал.
 

СОДЕРЖАНИЕ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. “Извилистая дорожка” Эстафета с преодолением препятствий.
  2. “Сбор грибов в темном лесу” Эстафета выполняется с завязанными глазами.
  3. “Кузнечики” Эстафета с прыжками в длину с 2 ног.
  4. “Пауки, плетущие паутину” Эстафета выполняется в парах и требует определенной ловкости.
  5. “Змея” Эстафета типа “паровозик”, выполняемая в полном приседе.
  6. “Белка, несущая орехи” Эстафета с обручами и мячами.
  7. “Эстафета зверей” Эстафета с бегом.
  8. “Коршуны и перепелки” Подвижная игра с мячом.
  9. “Айболит” Эстафета с бегом и с использованием эстафетной палочки.
  10. “Мозаика” Конкурс развивающего характера.

Ход игры


Звучит музыка, ведущий входит в зал. Приветствует зрителей и приглашает соревнующиеся команды. Команды выстраиваются на старте.

Ведущий: Наши соревнования называются “Лесные забавы ”. Как известно прямых дорог в лесу нет. В лесу все больше тропинки, и те извилистые и непроходимые. Вот и наша первая эстафета называется “Извилистая дорожка”. Кто сумеет быстрее преодолеть “завалы и буреломы” – будет победителем. За победу в каждом конкурсе команда получает кедровую шишку, нарисованную на бумаге. (Эстафета “Извилистая дорожка”). Ведущий: В лесу, как известно, растет много грибов и ягод. И сейчас мы с вами отправимся туда собирать их. Но собирать мы будем грибы ночью. Кто быстрее соберет грибы, тот и выиграл. (Эстафета “Сбор грибов в тёмном лесу”).

Ведущий: Кроме грибов в лесу очень много насекомых, и следующие две эстафеты мы посвятим им. Первая эстафета называется “Кузнечики”. Победителем в этой эстафете будет та команда, – в которой “кузнечикам” удастся прыгнуть дальше. (Эстафета “Кузнечики”).

Ведущий: Дети, следующая эстафета называется “Пауки, плетущие паутину”. Кто быстрее сплетет паутину, тот и получит очередную победную “шишку”. (Эстафета “Пауки, плетущие паутину”).

Ведущий: А теперь мы вышли на лесную солнечную поляну. Это любимое место отдыха змей. Сейчас каждая команда превращается в “змею”, и победит та “змея”, которая быстрее преодолеет расстояние, не нарушив правила. (Эстафета “Змея”).

Ведущий: Все вы знаете ловкую и непоседливую белочку, которая питается орешками. И следующая эстафета так и называется “Белочка, несущая орехи”. “Белочки”, которые быстрее других “заготовят орехи” и будут победителями. (Эстафета “Белочка, несущая орехи”).

Ведущий: Дадим возможность командам отдохнуть, а зрителям и болельщикам проявить свою смекалку. Я буду загадывать “лесные” загадки, а вы постарайтесь их отгадать.

Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – чудеса увидишь в нем! (Лес)

Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Ель)

В белом сарафане стояла на поляне. Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

Прижались тесно к брату брат, в зеленых гнездышках сидят, гнездышки искусные, а братишки вкусные. (Орехи)

С виду он похож на зонтик, только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, он бывает очень рад. Если дождик и тепло он считает – повезло! (Гриб)

Черных ягод пышный куст - Хороши они на вкус! (Смородина)

Летом по лесу гуляет, Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало, Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица)

Всю ночь летает – мышей добывает. А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)

Ведущий: В лесу обитает много разных зверей. Сейчас мы проведем среди них соревнование – “Эстафету зверей”. Команда, чьи “звери” окажутся самыми быстрыми, будут награждены “кедровыми шишками”. (“Эстафета зверей”).

Ведущий: В тайге водятся не только звери, но и птицы. Следующая игра называется “Коршуны и перепелки”. Чьих “перепелок” в команде останется больше через 1 минуту, та команда и победит. (Подвижная игра “Коршун и перепёлки”).

Ведущий: Помните, ребята, сказку К.Чуковского “Айболит”. “Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться и корова и волчица. Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит”. Вам предстоит сейчас стать “Айболитами”. Та команда, которая “вылечат своих зверей” быстрее, получит в награду “кедровую шишку”. (Эстафета “Айболит”).

Ведущий: В нашем последнем конкурсе “Мозаика” победит команда, быстрее сложившая разрезанную картинку и определившая, какое животное изображено на ней. (Задание “Мозаика”).

Ведущий подводит итоги, награждает победителей и участников соревнований сладкими призами и грамотами. Благодарит всех за участие в празднике и выражает надежду на будущую встречу.

 





Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся .

Работу по выявлению и развитию способностей выстраиваю с помощью:

- инструментальной диагностики;

-педагогического наблюдения;

  • изучения результатов деятельности (работ учащихся);

-диагностики познавательных интересов;

  • «пробы сил» в том или ином виде деятельности;

-наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;

  • индивидуальных бесед с детьми и родителями;
  • анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся, заданий творческого характера.

Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

  • «Оценка общей одаренности»;
  • «Характеристика ученика»;
  • «Карта одаренности»;
  • Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);
  • Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»);
  • «Интеллектуальный портрет»;

-выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности ( рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;

  • Диагностика способностей к обучению (тесты )
  • «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой;
  • Анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;
  • Анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.

Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного так и муниципального уровня, подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания . Развиваю способности детей, с целью реализации в обучении и в повседневной жизни. Применяю активные формы уроков: уроки-конкурсы, уроки - викторины, урок-игра, урок-проект . Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.

Одной из форм с одарёнными детьми считаю научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники развивают многие метапредметные качества. Ничто так не развивает личность, как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность развивает ребёнка в целом.

Стараюсь создать благоприятные условия, позволяющие детям реализовывать свои интересы и потребности, проявлять гражданскую и нравственную позицию. Мои ученики всегда имеют возможность свободно воплощать свои задумки. Систематически провожу мониторинговые исследования, что способствует более дифференцированному подходу к личности ребенка. Большое внимание уделяю работе с детьми социального риска, профилактике правонарушений, оздоровлению детей. Постоянно поддерживаю связь с родителями, ищу и нахожу новые формы работы.

Результаты внеурочной деятельности обучающихся в конкурсах межаттестационный

(доаттестационный период)

Учебный год

Уровень

Название

Кол-во участ

ников

Результат

2015

Муниципальный

Вокальный конкурс эстрадной песни«Лучики надежды»

 8

Диплом за участие

Республиканский

Конкурс «Гуламта»

1

2 место

2016

Муниципальный

Конкурс « Грамматик»

1

Диплом 3 степени

Муниципальный

Конкурс «Здравствуй, Белый месяц»

4

3 место Алагуева Арина

Муниципальный

Конкурс «Пасха красная»

1

участие

Муниципальный

«Таланты и  поклонники»

1

3 место Щапова Екатерина

Международный

Конкурс –игра

«Гелиантус»

1

1 место Кобунов Андрей

Всероссийский

Дистанционная олимпиада «Страницы школьных знаний»

1

3 место Шагдаржапов Б

Международный

форум

«Великий  Чайный путь», шахматный турнир

1

2 место Игнатьева Мария

Республиканская

Акция « Сохраним леса Байкала»

6

участие

Межрегиональный

Конкурс «Гуламта»

8

участие

2017

Региональный

« Бамбарууш»

5

1 место Мункуева Аяна

2 место Доржиева Айлана

Республиканская

Олимпиада  по экологии «Экознайка»

2

Участие

Республиканская

Олимпиада «Правила дорожного движения»

2

Участие

Всероссийский

Игра-конкурс «Русский медвежонок»

9

Участие

Республиканская

«Новый год с РГС-Жизнь»

1

1 место

Международный

Конкурс «Гелиантус»

6

2 место Лизунов В, Калашников А

Городская

Олимпиада по русскому языку

1

Участие  Ягупенко В

Региональный

«Гуламта»

6

2 место Белова М

3 место Мункуева А

Республиканский

Конкурс

«Чудесный клад Бурятии»

2

участие

2018

Международный

Конкурс  «Лисенок»

Русский язык

Окружающий мир

Математика

Литературное чтение

10

2 диплома 1 степени

2 степени

3 степень

3 степень

Всероссийская

Очно-заочная олимпиада

3

1 степень Кириллова А

Межрегиональный

Конкурс « Бамбарууш»

6

1 место

Городской

Конкурс творческих работ

«Космос глазами детей»

2

3 степень Ягупенко В

Всероссийский

Конкурс   «Наукоград»

Литература

Окружающий мир

Русский язык

8

диплом 1 степени

2 диплома 2 степени

2 диплома 2 степени

1 диплом 3степени

Международная

Игра-конкурс «Астра»

1

2 место Ягупенко В

Межрегиональный

Конкурс «Гуламта»

6

2 место

5 место

7 место

Муниципальный

Профилактическое мероприятие «Мы против терроризма»

1

Почётная грамота за участие  Сосновскому Сергею

2019

Международная

Олимпиада по логике

6

Диплом 1 степени Лизунов В

участников-5

Городской

Конкурс  «Грамматик»

1

Участие Доржиева Айлана

Городской

Турнир по бурятской народной игре

«Шагай наадан»

3

3 место Семенюк А

Городской

Турнир по шашкам

«Юный шашист»

3

Диплом 3 степени Бекк Арина

Всероссийская

Очно-заочная олимпиада

по агронаправлению

5

участие

Муниципальный

Конкурс творческих работ, посвященного Дню спасателя в Росси

1

участие

Городской

Конкурс « Пожарная безопасность»

1

участие

2020

Региональный

Фестиваль  «Детство без границ»

3

участие

Муниципальный

Конкурс «Сыны Отчизны нашей», посвященном празднику Дню защитника  Отечества.

1

Гран-при Кобунов Андрей

Республиканская

Олимпиада « Победа»

2

участие



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64 г.Улан-Удэ»

Принята на заседании                                                                                        Утверждаю:

педагогического совета                                                              Директор МАОУ СОШ № 64

от «____» ___________2019 года                                       _________________Головчан Л.С.

Протокол № _________                                                                «___»____________2019 года

Программа

внеурочной деятельности

«Калейдоскоп «Юнэко»

Возраст обучающихся: 4 класс

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Урбаева Ирина Иннокентьевна

учитель начальных классов

Улан-Удэ, 2019 г.

                                                       Содержание

  1. Комплекс основных характеристик программы                                        3
  1. Пояснительная записка                                                                      3
  2. Цель и задачи программы                                                                  4
  3. Содержание программы                                                                     6
  1. Учебно-тематический план                                                           6
  2. Содержание учебно-тематического плана                                  7
  1. Планируемые результаты                                                                 11
  1. Ожидаемые результаты и способы проверки                           11
  2. Оценка результатов освоения дополнительной образовательной программы                                                      11                                        
  1. Комплекс организационно-педагогических условий                              16
  1. Календарный учебный график                                                        16
  2. Условия реализации программы                                                     16
  3. Формы аттестации                                                                            18
  1. Список литературы                                                                                     19

  1. Комплекс основных характеристик программы
  1.  Пояснительная записка

Для формирования сознательной природоохранной активности учащихся одного только школьного общего образования крайне недостаточно. Система прочных знаний о флоре и фауне родного края, ее особенностях, факторах функционирования может быть выкована лишь в результате тесного взаимодействия основного общего и дополнительного образования естественнонаучной направленности. К тому же  интеграция общего и дополнительного образования является одним из самых эффективных способов повышения качества образования и реализации новых требований стандарта. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы. Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Калейдоскоп «Юнэко» дополняет и расширяет общую образовательную программу педагога по окружающему миру и направлена на привлечение внимания школьников к вопросам изучения и сохранения уникального биологического разнообразия Байкальского региона. Направленность программы естественнонаучная (эколого-биологическая), тип – экспериментальный. Данная программа позволяет расширить объем знаний, получаемых на уроках  окружающего мира, сделать акцент на изучении природы родного края, познакомить с краснокнижными животными и растениями региона. В процессе реализации программы обучающиеся встречаются с представителями ООПТ Бурятии,  лесной отрасли,  общественных организаций, целью деятельности которых является охрана природы.  

Актуальность программы продиктована тем, что  школьникам младшего школьного возраста свойственны высокая познавательная активность, стремление к общению с природой, что позволяет воспитать в детях  экологическую культуру, сформировать практические навыки  природоохранной деятельности на своей малой родине. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края. 

              Содержание курса объединено в 9 тематических модулей, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта в области туризма, экологии, природоохранной деятельности. Изучаемые блоки в составе программных модулей соответствуют темам ВПР по окружающему миру, при этом значительно  расширяя и углубляя их. В оптимальном варианте обучающиеся  проходят  их  все последовательно согласно  учебному  плану.

Однако это не исключает возможность выбрать свой образовательный путь с любого модуля, в зависимости от образовательного уровня, то есть ребенок может быть вовлечен в любой из этапов.

Составные части данной программы могут быть успешно интегрированы в общеобразовательную деятельность педагогов-предметников основной школы. Так, на уроках математики можно просчитывать количественный состав растений и животных-краснокнижников, степень загрязнения природных объектов, антропогенной нагрузки. На уроках изобразительного искусства, технологии – изображать исследуемые объекты, на уроках русского языка – писать небольшие сочинения или эссе на тему защиты природы родного края. Форма занятий: групповые и индивидуальные деловые игры, экскурсии, интерактивные мероприятия, мастер-классы; метод работы: словесный, наглядный, практический; занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания. Режим работы – 1 часа в неделю, продолжительность каждого занятия – 40 минут.

          Адресат программы: группа основного состава, возраст обучающихся – 11 лет.

Форма обучения – очная.

Срок реализации программы – 1 год.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: экологическое воспитание через формирование у обучающихся знаний о живой и неживой природе материков и отдельных природных комплексов родного края.

Задачи:

Обучающие:

- привлечь обучающихся к пропаганде бережного отношения к окружающей среде.

- расширить и углубить знания обучающихся по окружающему миру, дополняющих школьную программу;

- сформировать умения и навыки исследовательской работы в группе и индивидуально;

- научить обучающихся пользоваться методиками по описанию природных объектов;

Развивающие:

- развивать стремление познавать природу родного края;

- сформировать понимание многосторонней ценности природы для общества и человека;

- способствовать формированию профессионального самоопределения личности;

- развивать коммуникативные качества обучающихся;

- сформировать навыки работы с литературой, оформления исследовательских проектов;

- обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время публичных выступлений;

- развивать ораторские способности обучающихся.

- формировать наблюдательность при изучении объектов живой природы, применять навыки основных методов познания;

- развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к предмету, умение самостоятельно анализировать;

 - развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, наблюдательность.

Воспитательные:

- формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе;

- стимулировать устойчивый интерес к труду;

- формировать активную жизненную позицию обучающихся, способствующую их социальной адаптации;

- развивать чувства эмпатии к объектам природы;

- осуществлять профилактику экологической, сенсорной депривации детей, выросших в условиях урбанизации с формированием потребности к здоровому образу жизни;

- воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.  

Возможность реализации программы закреплена в следующих нормативных документах:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  2.  Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республике Бурятия"
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  5. Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия (МОиН РБ) от 09 апреля 2013 г. № 693 «Об утверждении стандарта качества предоставления государственной услуги «Предоставления дополнительного образования детям в республиканский государственных учреждениях дополнительного образования детей»;
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
  7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Минобрнауки от 18 ноября 2015 года № 09-3242.
  1. . Содержание программы

1.3.1.Учебно-тематический план

Таблица 1.  

№ п/п

Модуль

Темы занятий

Форма проведения

Кол-во часов

1

Природа и туризм

1.Вводное занятие «Знакомство»

2.«Мы – туристы»

Инструктаж

Тренинг, экскурсия

2 ч.

2

Введение в учебно-исследовательскую деятельность

1.Методика постановки опытов.

2.Работа с лабораторным оборудованием.

3.Понятие об учебно-исследовательской деятельности

Практикум

3 ч.

3

Раздельный сбор ТБО

1.Уборка, белый челлендж.

2.«Будущее Земли зависит от тебя»

Практикумы.

2 ч.

4

Биологические часы природы

1.Вводный тренинг по определению сторон горизонта, умению работать с приборами.

2. Метеорология – наука об атмосфере

3.Международная знаковая система.

4.Заполнение дневника наблюдений

Тренинг

Практические занятия

Теоретические занятия

Игра

5 ч.

5

Карта мира: растения

1.Материки и части света.

2. Евразия.

3. Африка

4.Северная Америка

5.Южная Америка 6.Австралия 7.Антарктида

8. Итог

Теоретические занятия

Игра

Практическая деятельность

5ч.

6

Карта мира: животные

1.Материки и части света.

2. Евразия.

3. Африка

4.Северная Америка

5.Южная Америка 6.Австралия 7.Антарктида

8. Итог

Теоретические занятия

Игра

Практическая деятельность

5 ч.

7

Строение человека

1.Такой сложный организм. Части тела.

2.Внутренние органы

3.Работа с манекеном

Теория

Практическая часть – работа с манекеном

3 ч.

8

Мир профессий

1.«Заповедные территории».

2. Лесная отрасль.

3.«Охраняем природу»

4. «Хлеб – всему голова»

Приглашение гостей. Интерактивные занятия.

2 ч.

9

Моя Бурятия

1.Байкал – море священное

2. «Проект «Письма животным» - нерпа

3. Растения РБ

4. Животные РБ

5. Красная книга

Интерактивные занятия.

Теория, практика.

6 ч.

             Итого:

33ч.

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

1 модуль:  Природа и туризм

(2 ч., 1 ч. – инструктаж и 1 ч. экскурсия)

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Палатка и туристский рюкзак: правила сбора. Как работать с компасом? Как развести костер? Материалы, из которых изготовлено туристское снаряжение. Экскурсия в эколого-биологический центр. Практические занятия: разведение костра, выбор места стоянки, уборка мусора.

  1. Модуль: Введение в учебно-исследовательскую деятельность

(3 ч., 1 ч. – теория, 2 ч. практических занятий по постановке опытов, с дальнейшим формированием учебно-исследовательских работ в индивидуальном порядке)

Введение в учебно-исследовательскую деятельность. Этапы организации исследовательской деятельности, методика исследования, структура исследовательской работы. Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования. Заключение. Методика постановки опытов. Работа с фолдскопами и другим лабораторным оборудованием. Формирование литературного обзора. Оформление учебно-исследовательской работы (проекта). Презентация – конференции.

  1. Модуль: Раздельный сбор ТБО

(2 ч., интерактивные занятия)

Формирование культуры раздельного сбора мусора. Работа с представителями общественной организации  «Будущее Земли зависит от тебя». Викторина. Уроки от Алины Кольовски: «Разделяй и здравствуй». Лото. Скорость разложения разного вида мусора. Практическая работа на территории.

  1. Модуль: Биологические часы природы

(5 ч., 1 ч. – вводный тренинг по определению сторон горизонта, умению работать с приборами, 2 ч. – теория, 2 ч.  – заполнение дневника наблюдений, итог)

 Биологические часы природы. Фенологические наблюдения смены времен года. Прогноз погоды. Метеорология – наука об атмосфере. Условные обозначения: направление ветра, осадки, облачность, температура и влажность воздуха. Дневник наблюдений. Компас. Стороны света. Приборы для измерения влажности, температуры воздуха, скорости ветра. Чтение прогноза погоды. Замеры показателей. Дневник наблюдений. Международная знаковая система.

  1. Модуль: Карта мира: растения

(5 часов, 1 ч. – вводное, по 0,5 ч. на каждый материк, 1 ч. - итоговое)

Карта мира: растения. Материки и части света. Понятие «материк». Работа с глобусом и картой. Природные зоны. Характеристика материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Материалы, приборы и оборудование: карты, глобус, УМК педагога (перфокарты, сканворд, гербарий).

  1. Модуль:  Карта мира: животные.

(5 часов, 1 ч. – вводное, по 0,5 ч. на каждый материк, 1 ч. - итоговое)

Работа с глобусом и картой. Природные зоны. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.

Материалы, приборы и оборудование: карты, глобус, УМК педагога (перфокарты, сканворд, животные: морские свинки, хомяки, попугаи, суслики, еж, монгольская песчанка, амадины, черепахи, кролики).

  1. модуль: Строение человека

(3 часов: интерактивные мероприятия)

Теория: органы и системы. Практические занятия: работа с манекеном. Диалог-диспут: «Что важнее».

  1. модуль: Мир профессий

(2 ч. – интерактивные занятия)

Приглашение сотрудников природоохранных организаций, ранняя предпрофильная подготовка. Интерактивные занятия с представителями  ФГБУ «Заповедное Подлеморье», Центра защиты леса Республики Бурятия, АНО «Добровольческий корпус пожарных». Экскурсия на БХП «Хлеб – всему голова».

  1. Модуль «Моя Бурятия»

(6 часов: 4 ч. теория, 2 ч. практика)

Байкал – море священное. «Проект «Письма животным» - нерпа. Растения РБ.  Животные РБ. Красная книга. Экологический квест. Климат. Сезонные изменения погоды в Бурятии. Растительный мир Бурятии. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир Бурятии. Птицы родного края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Бурятии. Редкие и исчезающие виды растений. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Республики Бурятия. Полезные ископаемые Республики Бурятия. Что дает наш край стране? Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Бурятии». Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Моя Бурятия». Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». Экскурсия на водоем родного города.

1.4.Планируемые результаты

1.4.1. Ожидаемые результаты и способы проверки

В процессе обучения дети постоянно получают эмоциональную оценку своей деятельности. Несомненно важно получение следующих результатов:

воспитательных:

- формирование у обучающихся высокого уровня экологической культуры;

- стимулирование и развитие интереса к труду, трудовых навыков;

- формирование активной жизненной позиции обучающихся, их социальной адаптации;

- развитие чувства эмпатии к объектам живой природы;

- снижение уровня экологической, сенсорной депривации у детей, стремление к здоровому образу жизни;

развивающих:

- расширение знаний о природе родного края, формирование стойкого интереса к ее познанию;

- формирование раннего профессионального самоопределения личности;

- развитие коммуникативных способностей обучающихся;

- применение навыков основных методов познания, формирование наблюдательности при изучении объектов живой природы;

- умение работать с литературой, оформлять исследовательские проекты;

-  развитие внимания, логического мышления, выразительной речи обучающихся;

обучающих:

- расширение и углубление знаний по окружающему миру с применением практических умений;

- приобретение опыта проведения биологических экспериментов для изучения жизнедеятельности объектов живой природы, проведения экологического мониторинга окружающей среды;

- закрепление знаний по флоре и фауне региона проживания, в т.ч. о видах, занесенных в Красную книгу;

- систематизация знаний по анатомии и физиологии человека;

- усвоение знаний по раздельному сбору ТБО.

Компетенции обучающихся:

К концу освоения программы дети должны знать:

- названия материков и частей света, природных зон, их флоры и фауны;

- особенности климатических поясов (перечислять, приводить примеры);

- особенности географического положения Республики Бурятия и озера Байкал;  

- историю открытия озера Байкал, современных исследователей Байкала (приводить примеры, кратко характеризовать);

- разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, эндемичных видов);

- понятие «Человек – часть природы», основы анатомии и физиологии;

- принципы раздельного сбора ТБО;

- название столицы региона, его особенности, основное население.

К концу освоения программы дети должны уметь:

- работать с картой и глобусом;

- ориентироваться в метеорологических таблицах;

- показывать на карте место расположения Республики Бурятия и озера Байкал;

- показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы; находить на карте максимальную глубину озера Байкал;

- ставить простые опыты;

- рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;

- показывать органы и части тела человеческого организма;

- разделять ТБО по классам опасности, разбираться в знаках переработки;

- работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.

 Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы происходит в форме учебно-исследовательской конференции, где каждый обучающийся выступает с защитой своей работы: реферата, творческой, учебно-исследовательской деятельности.

1.4.2. Оценка результатов освоения

дополнительной образовательной программы

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы происходит в форме конференции, когда работы детей по конкретной теме (курируемому животному) докладываются и активно обсуждаются докладчиками.  Формы и режим контроля:

– входной контроль (тестирование);

 – промежуточный контроль  (тестирование);

– итоговый контроль (тестирование, конференция).

Оценка выявления результатов воспитания и развития – согласно таблицам 3 и 4.  Формы подведения итогов реализации программы – публикация педагога на основании оценок ВПР для 4 класса средней школы.

В таблицах мониторинга воспитанности и уровня обучения и личностного развития фиксируются требования, которые предъявляются к ребенку в процессе освоения им программы. Диагностические таблицы фиксируют результаты детей, полученные по итоговым занятиям на протяжении всего учебного года.

Таблица 3.

Мониторинг уровня обучения и личностного развития обучающихся

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во

 баллов

Методы диагностики

I.Теоретическая подготовка:

1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

1.2 Владение специальной терминологией

Соответствия теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

Максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

Минимальный уровень (как правило, избегает употреблять специальные термины);

Средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой);

Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

1

2

3

1

2

3

Наблюдение, тестировании, контрольный опрос

II. Практическая подготовка:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно –                   тематического плана программы)

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении практических заданий

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков более1/2);

Максимальный уровень (овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.)

Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

-Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога);                          

-Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

-Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Контрольное задание

Контрольное задание

Контрольное задание

III. Обще учебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно – интеллектуальные умения:

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Минимальный уровень (испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей);

Максимальный уровень (Работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

1

2

3

Анализ

Таблица 4.

Мониторинг воспитанности обучающихся

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества ( в уровнях)

Возможное

 к-во баллов

Методы диагностики

1.Воспитанность

1.1.Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов.

1.2.Культура организации своей деятельности

1.3Уважительное отношение к профессиональной деятельности других.

2.Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Завершение работы, использование необходимых дополнений

Аккуратность в выполнении практической работы, терпение и работоспособность

Объективность при высказывании критических замечаний в адрес чужой работы

Стремление исправить указанные ошибки, умение прислушиваться к советам педагога

Минимальный (в редких случаях доводит выполнение работы до конца);

Средний (полностью завершает каждую работу, не использует необходимые дополнения);

Максимальный (полностью завершает каждую работу, использует необходимые дополнения)

Минимальный (ребенок проявляет низкий уровень работоспособности работы

небрежные);

Средний (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работ, проявляет терпение и работоспособность);

Максимальный (ребенок аккуратен в выполнении практической работы, терпелив и работоспособен).

Минимальный (не объективен при оценивании работы сверстников);

Средний (старается быть объективным при оценивании работы сверстников, подчеркивает положительные моменты);

Максимальный (при высказывании критических замечаний в адрес работы сверстников проявляет объективность, подчеркивает положительные моменты)

Минимальный (не прислушивается к советам педагога, редко исправляет ошибки);

Средний (стремится исправить указанные ошибки прислушивается к советам педагога);

Высокий (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога).

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

  1. Практическая подготовка ребенка:
  1. Коллективная ответственность.
  2. Умение взаимодействовать с другими членами коллектива
  1. Стремление к самореализации социально адекватными способами
  1. Соблюдение нравственно-этических норм

Аккуратность выполнения части коллективной работы

Участие в выполнении коллективных работ, умение входить в контакт с другими детьми, конфликтность

Стремление к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, желание показывать другим результаты своей работы

Выполняет правила поведения на занятиях

Минимальный уровень (не аккуратен при выполнении работы);

Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работы);

Максимальный уровень (ребенок всегда аккуратен при выполнении коллективной работы)

Минимальный уровень (не принимает участие в коллективных работах, с трудом находит контакт с другими детьми, конфликтен);

Средний уровень (принимает участие в коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен)

Максимальный уровень (принимает активное участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен)

Минимальный уровень (не стремится к получению новых знаний, умений, навыков);

Средний уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, не желает показывать свои работы)

Максимальный уровень (стремится к саморазвитию, получению новых знаний, умений и навыков, проявляет желание показывать другим результаты своей работы)

Минимальный уровень (нарушает правила поведения на занятиях);

Средний уровень (старается соблюдать правила поведения на занятиях).

Максимальный уровень (соблюдает правила поведения на занятиях).

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

(Приложение 1).

2.2. Условия реализации программы

Средства, необходимые для реализации программы:

Реализация программы происходит на базе СОШ № 64, частично экскурсии и занятия проводятся  в РЭБЦУ, плановые выездные экскурсии в течение года. Материально-технические средства: проектор, экран, телевизор.

Перечень животных для занятий в РЭБЦУ:

Морские свинки – 3 шт.

Джунгарский хомячок – 10 шт.

Сирийский хомячок – 5 шт.

Белая крыса – 1 шт.

Попугай корелла – 2 шт.

Ожереловый попугай – 1 шт.

Попугай розелла – 2 шт.

Попугай корелла – 2 шт.

Волнистый попугай – 1 шт.

Щегол – 1 шт.

Красноухая черепаха – 1 шт.

Рыбки аквариумные: Сом – 2 шт.

                                 Неон – 4 шт.

                                 Меченосец – 1 шт.

                                 Далия -2 шт.

Кролик декоративный – 5 шт.

Гуси породы Линда – 5  шт.

Утки – 6 шт. разных пород

Куры – 5 шт.

Индюки – 2 шт.

Кролики породы серый великан – 2 шт.

Кабинет для проведения занятий в живом уголке представляет собой помещение  общей площадью 22 кв.м., оснащенный всем необходимым для организации образовательного процесса и ухода за животными. Расположен отдельно от офисного здания центра. Кабинет хорошо освещен, имеется искусственная вентиляция, обеспечивается оптимальный температурный режим. Полы водонепроницаемые(линолеум), стены покрыты лаком,  хорошо моются. В помещении отсутствуют сквозняки. Клетки с животными размещены на специальных стеллажах, учитывается зоологическое соседство. Предусмотрены шкафы для хранения инвентаря и кормов. Интерьер помещения выдержан в стиле деревенского дома, в оформлении интерьера использовано много природных материалов.

 Мини-ферма представляет собой огороженную территорию общей площадью 350 кв. м., разделенную на зоны: зона выгула домашней птицы (с бассейном), зона размещения животных (клетки и вольеры), прогулочная зона – место для непосредственно экспозиции, где имеется возможность тактильного контакта с некоторыми обитателями мини-фермы. Прогулочная зона оборудована местами отдыха, цветниками.

Информационное обеспечение:

Для проведения занятий смонтированы небольшие фильмы-презентации об обитателях мини-фермы и живого уголка. Все клетки и вольеры оснащены красочными табличками, на которых указаны данные о систематике животных, интересные факты об обитателях.

2.3. Формы аттестации

Формы аттестации отражают достижения целей и задач программы.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

- дневник наблюдений;

- журнал посещаемости;

- публикация по итогам реализации программы.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

-защита  работ;

- научно-практическая конференция.

Формы подведения итогов реализации программы

  1. мониторинг образовательного процесса, тестирование обучающихся по темам разделов  программы;
  2. вручение сертификатов об окончании обучения по данной программе;
  3. организация детских экскурсий;
  4. создание портфолио для выпускников объединения.

Оценочные материалы. В качестве диагностических средств используются тесты и экспертные формы диагностики: тестирование, фронтальный опрос, занятие контроля знаний, защита работ.

Этапы педагогического контроля:

Первичная диагностика (входной контроль) проводится при наборе обучающихся в группу. Текущий контроль осуществляется в течение занятия. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется в конце четвертей и полугодий. По результатам диагностики (входной, промежуточной, итоговой) оформляются протоколы.

Алгоритм учебного занятия

Занятия проводятся в несколько этапов:

- подготовительный (организационный момент, создание мотивации у учащихся),

- основной (сообщение новых знаний, формирование новых навыков и  их закрепление, либо же этап целиком посвящен закреплению знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях),

- итоговый (рефлексия, подведение итогов занятия, проверка полученных знаний, демонстрация полученных результатов).

«Достижения» (результаты работы) отражаются в журнале, фиксируются в таблицах-приложениях.

Таблица 5.

Пассивное участие в делах творческого объединения.

Пассивное участие в делах творческого объединения, учреждения.

Результаты на уровне учреждения, города.

Значительные результаты на уровне города (района), республики, России.

I

II

III

IV

Участие обучающихся в массовых мероприятиях:

Таблица 6.

Дата

Наименование

мероприятия

Ф.И. участника

Результат

Основание

  1. Список литературы

Список основной учебной литературы для педагога:

  1. Бутвиловский, В.Э. Биология [Текст]: методические рекомендации  / В.Э. Бутвиловский, В.В. Давыдов, Т.Г. Романова._- Минск: БГМУ, 2012. – 143 с.
  2. Биология [Текст]: 5-9 классы: программы / И.Н. Пономарева [и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 400с.
  3. Белоцкая,  Н.П. [Текст]: Условия обеспечения эффективной деятельности системы дополнительного образования / И.В. Сизова, Н.П. Белоцкая / Большой Конференц-Зал: дополнительное образование – векторы развития. – 2019. - № 1 (3). – С. 30-33.

Список основной учебной литературы для обучающихся:

  1. Драгомилов, А.Г. Биология [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – Изд. 3-е, перераб. – М., Вентана-Граф, 2013. – 272 с.
  2. Сухорукова, Л.Н. Биология. Живой организм. 4 класс. Тетрадь-тренажер.  [Текст]: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева / Изд-во «Просвещение», 2017. – 64 с.

Список дополнительной учебной литературы для педагога

  1. Акимушкин,  И.А.  Мир животных [Текст]: книга для чтения. -  М., 1993. – 336 с.
  2. Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л.Н. Буйлова // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 567-572.
  3. Гусев,  В.Г. Живой уголок [Текст]: книга для чтения. - 2-е издание.  - М.: Лесная промышленность. - 1997. – 174 с.
  4. Гусев, В.Г. Наши питомцы [Текст]: книга для чтения.- 2-е издание.  - М.: Лесная промышленность. - 1989. – 226 с.
  5. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных [Текст].  - М.: Просвещение, 1988. – 86 с.
  6. Зорина, Т.Г. Школьникам о лесе [Текст].  - М., 1987. – 217 с.
  7. Калинин, В.Ф. Твой аквариум [Текст].  – Горький: Городской Дом санитарного просвещения;  Культурно-просветительский центр «Товарищ», 1990. – 27 с.
  8. Кученева, Г.Г. От первых цветов до первых снежинок [Текст]. - Калининград, 1999. – 63 с.
  9. Морковская, М.М. Уголок природы в детском саду [Текст].  -  М.: Просвещение, 1994. – 102 с.
  10. Наумов, Д. И.  Мир океана [Текст]. -  М., Просвещение. - 1992. – 686 с.

Список дополнительной учебной литературы для педагога

 

1. Арбузова, Н. Экскурсии в уголок живой природы //  (http://www.maam.ru/detskijsad/yekskursija-v-ugolok-zhivoi-prirody-v-detskom-sadu.html)

  1. Снегирев, Г. П. Как животных цвет защищает [Текст]. - М., Малыш 2003. – 20 с.
  2. Сосновский,  И.П. Уголок природы в школе [Текст]: кн. для учителя. -  / И.П. Сосновский, В.И. Корнеева. – М.: Просвещение. -  2005. – 112 с.
  3. Херриот,  Д. И. Все они создания природы [Текст]: записки ветеринара. – М., 1997. – 154 с.
  4. Энциклопедия  Жизнь животных [Текст]: - 2-ое изд. -   Т. 4, 5, 6. - М.: Просвещение, 1970. – 507 с.
  5. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание [Текст]: Общие требования и правила составления. - Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. – М.: Издательство стандартов. – 2004. – 165 с.