ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Корнеева Татьяна Сергеевна

ПМ 03. ПК 3.6 Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методический материал для работы с родителями.

(Беседы, памятки, консультации с родителями)

Памятка для родителей «Как относиться к отметкам ребенка»

1.Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется предстать перед вами хорошим. Если это не получается, он начинает врать и изворачиваться.

2.Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат труда оказался невысок. Объясните, что важен не только высокий результат, больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

3.Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

4.Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

5.Никогда не выражайте в присутствии ребенка сомнений по поводу объективности выставленной ему оценки. Есть сомнения — идите в школу и пытайтесь объективно разобраться в ситуации.

6.Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

7.Поддерживайте ребенка в его (пусть даже не очень значительных) победах над собой, над своей ленью.

8.Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

9.Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Памятка для родителей «Как помочь ребёнку подготовить домашнее задание»

1.Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

3.Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым, развивая его волю и собранность.

4.Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах.

5.Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки.

Правила поведения в раздевалке

• В школу приходи за 10—15 минут до начала занятий.

• В школе ходи в сменной обуви.

• В раздевалке у каждого класса есть своя вешалка — всегда оставляй свои вещи в определённом месте. У твоей верхней одежды всегда должны быть пришиты петли, за которые она вешается на крючки в раздевалке. Для сменной обуви должен быть вместительный матерчатый мешок.

• Будь внимателен ко всем вещам в школьном гардеробе: подними упавшее пальто, отнеси найденные тобой вещи дежурному учителю.

• Не оставляй в раздевалке проездную карточку, мобильный телефон, деньги.

• Не затевай в раздевалке игр.

Правила поведения в классе

• На урок нельзя опаздывать без уважительной причины.

• Всё необходимое для урока: тетради, учебник, карандаши, линейку — приготавливай заранее.

• На уроке веди себя тихо, будь старательным. Объяснения учителя слушай внимательно. Не разговаривай с соседями и не отвлекайся на посторонние занятия.

• Если ты хочешь ответить на вопрос учителя или задать свой вопрос, не кричи с места, а подними руку.

• Если отвечает твой одноклассник, нельзя перебивать его ответ, подсказывать ему. Подними руку — учитель обязательно заметит твою активность.

• Когда вызывают отвечать тебя, говори громко и чётко, выражай свои мысли полными предложениями.

• В тетрадях пиши разборчиво и аккуратно. Небрежность и неразборчивость почерка допускать нельзя — это выражение элементарного неуважения к тому, кто будет проверять твои тетради.

• Некрасивым и недостойным занятием считается списывание.

• Услышав звонок, извещающий об окончании урока, не срывайся с места, стремясь побыстрее выбежать из класса. Дождись, когда учитель закончит урок, и запиши домашнее задание в дневник, чтобы вечером не тревожить телефонными звонками своих одноклассников.

Правила поведения в коридоре и на лестницах

• Старайся всегда поддерживать в своей родной школе чистоту и порядок, даже если тебя не назначили дежурным.

• Не бегай в коридоре и на лестницах. Слишком оживлённые игры и беготня часто приводят к различным неприятностям и даже тяжёлым травмам.

• При встрече в школе с взрослыми людьми обязательно здоровайся первым, даже если они тебе незнакомы.

• Всегда уступай старшим дорогу и пропускай их в дверях.

• Будь внимательным к ученикам младших классов. Обязательно окажи помощь малышу, если она ему необходима. Никогда не обижай маленьких и слабых и не позволяй делать этого другим ребятам.

• Всегда помни, что ты не один. Старайся вести себя так, чтобы никому не мешать.

• В школе не кричи, не употребляй грубых слов, не дерись.

• Относись бережно к школьному имуществу.

Правила поведения в школьной столовой

• В течение учебного дня каждому классу отведена своя перемена, на которой учащиеся посещают школьную столовую. Это необходимо для соблюдения порядка. Посещай столовую по установленному школой расписанию.

• Не беги в столовую, расталкивая всех вокруг локтями. Не пробивайся к буфету без очереди, отталкивая малышей.

Беседа с родителями «Поступление ребенка в школу»

1) Знакомство с родителями.

Учитель: Добрый день, уважаемые родители! В жизни вашей семьи наступил торжественный момент - ваш ребенок делает новый шаг по лестнице жизни. Вам очень хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми.   Вместе с вами мы будем помогать вашим детям учиться, преодолевать трудности, радоваться своим успехам.

2) Информирование о ФГОС.

С 1 сентября 2011 года ведется утверждённый приказом Минобразования и науки Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

«На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей

деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

3) Информирование “Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.

Особенно трудными бывают первые дни (а для части детей даже первые месяцы) пребывания в школе: в это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) к новым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении: нарушается сон, аппетит, наблюдаются повышенная раздражительность, замкнутость, плаксивость, несвойственное ребёнку многословие или, наоборот, молчаливость и др.

4)  Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься.

Помните о пользе свежего воздуха. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности.

Важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти.

При подготовки ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки.

Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Математика

Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел равнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птички, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.

Чтение

К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.

Разговорная речь

Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное -несъедобное, одушевлённое- неодушевлённое.

Общий кругозор

Ребёнок должен знать самые элементарные вещи о себе, о людях и об окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.  Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Чаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.

Беседа «Портфолио ученика начальной школы»

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для решения этих задач необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!

Главное не победа, главное - участие!

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

В портфолио должны быть следующие разделы:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.

Важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"

Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

"Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.

"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). Перечень экскурсий по городу, фото.

"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях (каждый год запоняется раздел, чтобы проследить динамику дружеских отношений).

"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах, рисунки.

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"

В этом разделе заголовки листов посвящены конкретным школьным предметам. Ученик наполняет этот раздел написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.  Режим дня, расписание уроков, дополнительных занятий, поручения в классе. Дневники наблюдений,  опыты. "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"

Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике, участвовал в спортивных соревнованиях… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.

РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!

РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"

В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.

РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"  

(А) спортивные, Б) интеллектуальные,  В) др.

Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.



Предварительный просмотр:

Конспект обучающего интерактива с родителями.

Цель: продемонстрировать умение анализировать и решать ситуативные педагогические задачи.

Задание:

  1. Участниками данной педагогической задачи являются учитель истории и ученики класса, которые во время урока заняты посторонними делами и не слушают учителя.
  2. Исходя из педагогической задачи можно выделить актуальную проблему для участников интерактива «Отсутствие умения учителя привлекать внимание класса и в интересной форме представлять учебный материал».
  3. Такая проблема могла возникнуть по следующим причинам:

- неинтересное изложение материла урока учителем, без показа презентации или видеоматериала;

- игнорирование учителем того, что учащиеся не слушают, а занимаются посторонними делами (разговаривают, смеются, играют в мобильные телефоны), тем самым не усваивают учебный материал.

  1. Исходя из причин, я сформулировала следующие педагогические задачи:

- самосовершенствование учителя;

- использование в своей работе новых методов и средств, которые помогут учителю заинтересовать учащихся в ходе урока.

  1. Мною были подобраны следующие методы работы: изучение научной литературы, консультация учителя.
  2. Способы решения данной проблемы:

- использование учителем на своих уроках презентаций и видеоматериала;

- в зависимости от темы урока подготовка с учащимися инсценировок;

- изложение учебного материала не только учителем, но и учениками (можно давать им задания подготовить сообщение или сделать кроссворд по определенной теме и т.д.).

  1. Цель: совместно с родителями найти пути решения данной педагогической проблемы.

Подготовка и проведение обучающего интерактива по решению ситуативной педагогической задачи.

Цель: продемонстрировать умение организовать интерактивное взаимодействие в ходе мастер-класса.

У. Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем родительском собрании.

У. В начале родительского собрания я хочу предложить вам просмотреть фрагмент ералаша. (Просмотр ералаша).

У. Уважаемые родители, как вы думаете, какой теме посвящено наше родительское собрание?

Р. (Высказывают предположения).

У. Вы были очень близки, сегодня мы поговорим об отсутствии умения учителя привлекать внимание класса и в интересной форме представлять учебный материал.

У. Как вы думаете, какая главная цель сегодняшнего родительского собрания?

Р. Найти пути решения данной проблемы.

У. Совершенно верно. Данная проблема актуальная для нас, так как главная цель учителя научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию и обучению.

Учитель может добиться интереса учащихся разными способами:

- во-первых, за счет формы подачи учебного материала, который можно сделать более привлекательным;

- во-вторых, за счет личностных качеств учителя;

- в-третьих- взаимный интерес.

У. Уважаемые родители, как ты думаете, по каким причинам могла возникнуть данная проблема.

Р. (Высказывают свои предположения).

1 причина. Неинтересное изложение материла урока учителем, без показа презентации или видеоматериала;

2 причина. Игнорирование учителем того, что учащиеся не слушают, а занимаются посторонними делами (разговаривают, смеются, играют в мобильные телефоны), тем самым не усваивают учебный материал.

У. Хорошо, я с вами полностью согласна.

У. Раз нам известна проблема и причины её возникновения, давайте найдём способы решения данной проблемы.

Р. (Совещаются, ищут способы решения проблемы).

Посовещавшись, мы пришли к данным способам решения проблемы:

- использование учителем на своих уроках презентаций и видеоматериала;

- в зависимости от темы урока подготовка с учащимися инсценировок;

- изложение учебного материала не только учителем, но и учениками (можно давать им задания подготовить сообщение или сделать кроссворд по определенной теме и т.д.).

У. Отлично.

У. Сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 группы и придумать по одному заданию для учащихся, которые мог бы им задать учитель. Например, у нас получилось 3 способа решения проблемы. Первый способ - использование учителем на своих уроках презентаций и видеоматериала. Вы должны взять любую тему урока и продумать, какую презентацию вы бы подготовили для учащихся или видеоматериал по теме урока.

Второй способ -  подготовка с учащимися инсценировок, в зависимости от темы урока. Вы можете придумать инсценировку и показать её, чтобы раскрыть тему урока.

Третий способ - изложение учебного материала не только учителем, но и учениками (можно давать им задания подготовить сообщение или сделать кроссворд по определенной теме и т.д.). Вы можете придумать разные задания для учащихся, которые мог бы им задать учитель. Например, подготовить сообщение по теме «Великая Отечественная война или по любой другой теме и указать, что должно включать в себя это сообщение. А может, вы заходите предложить кроссворд.

У. Когда будете готовы, продемонстрируете ваши работы.

Р. (Показывают свои работы, рассказывают о них).

У. Я рада, что у вас всё получилось.

У. Наше родительское собрание подошло к концу. До скорых встреч.