Домашнее задание как средство повышения познавательной активности школьников.

Старченко Марина Геннадьевна

Домашнее задание как средство повышения познавательной активности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Домашняя учебная работа – это организация внеаудиторных занятий школьников по выполнению заданий, полученных от учителя или собственному выбору во внеурочное время . Важным отличием домашней работы в связи с введением ФГОС является то, что она выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к завершению того, что не успели в классе. И целью домашней работы является развитие навыков самообразования: самореализации личности ученика, его самоопределения. Она предполагает непосредственную связь с другими видами образовательной деятельности: внеурочные занятия, дополнительное образование, творчество. Цель определяет задачи домашнего задания: – овладение способами учебной деятельности, обучение нестандартным способам решения проблем – формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной деятельности; – формирование информационной культуры; – развитие рефлексивных умений через различные виды деятельности.

С первых уроков надо стремиться индивидуализировать домашнее задание в соответствии со способностями и возможностями каждого ученика. Чтобы удовлетворить этим требованиям, его надо составлять из двух частей: для всех учащихся и для индивидуального выполнения, или задания творческого характера. Традиционно домашнее задание направлено на закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. Чаще всего они нацелены на достижение предметных результатов учащихся, на приобретение, закрепление и формирование знаний, умений и навыков. Но важное назначение имеет домашнее задание, которое связано с развитием определенных качеств личности. Личные качества, не пробуждаемые в деятельности, т.е. оказавшиеся невостребованными, остаются неразвитыми. Иногда одаренный ученик терпит поражение в жизни, т.к. знания есть, но ему не хватает силы воли и самодисциплины, необходимых для самостоятельной деятельности. На уроке развитие этих качеств может быть намечено, но не реализовано полностью из-за ограниченности во времени. Здесь кроется одна из причин того, почему даже самый лучший урок не позволяет отказываться от домашнего задания

Учителю необходимо помнить, что домашнее задание является неотъемлемой частью учебного процесса на каждой ступени обучения. Объем домашнего задания должен составлять: 5-6 классы – до 2,5 час.; 7-8 классы – до 3 час.; 9-11 классы – до 4 час. по всем предметам. Домашнее задание выполняет различные функции: – выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему; – стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме; в этом случае положительную роль играют дифференцированные домашние задания; – развитие самостоятельности ученика, его ответственности за выполняемое учебное задание.

Основные правила при постановке домашнего задания:

 –на уроке необходимо отводить специальное время;

 – давать задания следует при полном внимании всего класса;

 – домашнее задание должно быть понято и доступно всем без исключения;

 – необходимо проведение инструктажа по выполнению домашнего задания (учащиеся должны знать не только, что делать, но и как это делать);

 – необходимо выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.

И география, и биология очень многогранны. Их задача – развитие кругозора и мировоззрения. На этих уроках мы изучаем то, что находится рядои с нами, вокруг нас. Имеющиеся знания, умения и навыки мы применяем постоянно на протяжении всей своей жизни. Начиная приспосабливаться к окружающей среде уже с первых минут после появления на свет приобретаем первый жизненный опыт. Специфика предметов естественнонаучного цикла даже предполагает то,что многие вопросы должны изучаться школьниками самостоятельно, в домашних условиях. Этому способствует и ограниченность учебного времени, и недостаточная оснащенность материально-технической базы. Практическая направленость географии и биологии вызывает необходимость проведения практических, лабораторных работ, наблюдений за природой за пределами школьного кабинета. Поэтому домашние задания нередко являются практикой и имеют творческую направленность.

На своих уроках я часто предлагаю следующие варианты домашних заданий:

 – составление схемы-кластера, таблицы, логического опорного конспекта по изучаемой теме; на уроках биологии в 8 классе при изучении анатомии это также могут быть памятки по оказанию первой помощи в различных ситуациях, о мерах по сохранению здоровья человека;

– составление чайнворда, сканворда, ребуса по теме урока или  в качестве обобщения в конце изучаемого раздела, главы;

 – расшифровка  рассказа,  сказки, где персонажи – географические объекты (такую работу я провожу, например,  в 5 классе при изучении темы «Условные знаки на плане и карте», где значки нужно заменить словами или наоборот);

 – написание  стихотворения, рассказа,  увлекательной истории( в 5 классе к уроку биологии дети сочиняли стихи о растениях);

-  подготовка сообщения по теме с презентацией;

-  наибольший интерес у школьников, особенно в 5-6 классах вызывает проведение опытов, домашних экспериментов, наблюдений – как пример – опыт с клубнем картофеля на наличие крахмала; изучение внутреннего строения луковицы, определение всхожести семян,  (сейчас ученики 6 классов проводят опыт по вегетативному размножению растений- выращивают комнатное растение из черенка, в мае будем подводить итоги в виде фотоотчета о результатах), наблюдение за домашними животными, моллюсками, дождевыми червями при изучении зоологии в 7 классе, создание видеосюжетов (наблюдение за поведением птиц у кормушки),  наблюдение сезонными явлениями в природе с 5 по 7 класс и отчет об этом – в виде фотографий, рисунков, дневников; - Большое значение имеют предварительные домашние работы по постановке опытов или наблюдений в природе до их изучения в классе. Полученные результаты учащиеся демонстрируют на уроке. В таком случае школьники участвуют в решении поставленной проблемы, в творческом осмыслении нового материала на уроке.

- наблюдение за погодой и составление календаря погоды;

- разработка модели наглядного пособия по географии (например, модель Солнечной системы из пластилина); составление  гербариев по биологии;

- чертеж карты, маршрута,  составление  план своего дома, двора; работа с контурными картами, как неотъемлимая часть изучения географии.

– создание  рисунков или аппликаций к отдельным темам курса;

 – создание информационных проектов (например, о путешественниках, ученых-географах на уроках географии, животных и растениях Красной книги и на уроках географии и биологии). Такие проекты могут быть оформлены на отдельных листах, чтобы затем образовать монтаж или выставку, журнал. Особое место в данном случае я отвожу проблеме загрязнения и охраны окружающей среды. В прошлом году мы проводили конкурс рисунков на экологическую тему, дети участвовали в викторинах, искали информацию об экологических проблемах, и мерах борьбы с ними;

- составление задач для одноклассников ( в географии это задачи на определение координат географических объектов, нахождение абсолютной и относительной влажности, величины атмосферного давления и др.), составление вопросов по изученной теме для одноклассников на уроках биологии;

- широкие возможности для практики при выполнении домашних заданий по биологии в 8 классе, практически по каждой теме детям предлагается провести эксперимент над собой – измерить частоту пульса до и после нагрузки, проверить себя на наличие плоскостопия, сутулости, проанализировать рефлексы и т.д.), ведь в большинстве случаев подобные исследования невозможны в условиях школы.

Все задания могут быть использованы как дополнение к теме урока, могут быть только практические задания для закрепления (если, например, материал легкий и был хорошо усвоен всеми учениками класса или, наоборот текст слишком сложен для воспроизведения, как это было на уроках географии в 5 классе), можно давать задания по желанию (обычно в любом классе всегда находятся несколько таких человек). Часто школьники получают индивидуальные задания, чтобы на следующем уроке поделиться друг с другом опытом и добытой информацией – такой метод значительно снижает нагрузку на каждого ученика.

Ч. Дарвин писал: «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования». Но чтобы не перегружать учащихся домашним заданием, целесообразно задавать по принципу «минимакса» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность. Именно эти условия будут способствовать тому, что домашнее задание будет вызывать у школьников удивление вначале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при подведении результатов и тем самым пробуждать интерес к образовательной деятельности. Только тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментом формирования их познавательной деятельности. Хотелось обратить внимание на слова известного психолога Д.Б. Эльконина, который так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».